Притча о благоразумном строителе
Обновлено: 21.12.2024
В следующем фрагменте Нагорной проповеди Иисус продолжает предыдущую мысль о пути, который «ведёт в жизнь» , и предостерегает от того, чтобы верующие люди не сошли с этого пути под влиянием лжепророков. Здесь также, как и почти во всей проповеди присутствует аллегория, то есть то, что мог понять простой народ.
Лжепророков Иисус называет волками в овечьей шкуре. Овца – это символ кротости, невинности, терпения. Волк – жестокий хищник. Лжепророки выдавали себя за истинных пророков, хотя проповедали ложные учения именем ложных богов. Они даже своей одеждой и внешностью пытались напоминать истинных пророков, то есть рядились в овечьи шкуры.
Это наставление Христа актуально и в настоящее время, так как сейчас появилось очень много разных братств, сект, адептов различных оккультных или эзотерических учений, религиозных групп и течений и т.д. Многими из них как раз руководят люди, которых Иисус называл лжепророками.
Некоторые лжепророки проповедуют для того, чтобы получить почёт, славу, власть, богатство. Другие же, идущие от отрицательной Системы, проповедуют для того, чтобы как можно больше душ развратить и увести от Бога. К таким, например, относится Ошо, которого многие люди, читающие эзотерику, знают, как гуру и просветлённого.
Я здесь немного напомню, кто такой Ошо, так как на его примере можно лучше понять и наставление Иисуса о лжепророках.
Ошо – это индийский религиозный, духовный лидер и мистик. Себе он взял духовное имя – Бхагван Шри Раджниш, что в переводе с санскрита означает «благословенный, который бог». Довольно интересный штрих к портрету, на который стоит обратить внимание…
Ошо проповедовал отказ от материальной жизни и сосредоточение на духовном. Но сам при этом имел 4 частных самолета, вертолет, почти сотню лучших роллс-ройсов, а также сотни миллионов долларов от религиозной деятельности, не облагаемых налогами на личных банковских счетах.
В своё время Ошо выступил за либерализацию сексуальных отношений. Он говорил, что изначальная сексуальность божественна и что сексуальные чувства не должны подавляться, а должны приниматься с благодарностью. Он утверждал, что, только признав свою истинную природу, человек может быть свободным. Ошо даже устраивал сексуальные медитативные практики, за что заслужил прозвище «секс-гуру».
Лариса Секлитова в ответе Данилу Сагманову от 08.06.16г написала, что «Ошо пропагандировал разврат и через это привлекал на сторону Дьявола много молодых душ, сбивая с пути истинного…»
Чтобы подтвердить слова о «волке в овечьей шкуре», давайте ещё возьмём один из его трудов, который называется «Бог, которого никогда не было» . В предисловии к этой книге можно прочитать следующее:
«Ошо призывает читателей по-новому взглянуть на свою жизнь, освободиться от стереотипного мышления и предрассудков, которые сковывают человека, мешают ему наслаждаться жизнью во всей её полноте. «Я не против Бога, – говорит Ошо. – Я искал его повсюду, и вот что я открыл: его нигде нет. Я искал внутри и снаружи, я делал всё, что мог. Бога нет. Это простая констатация факта, без гнева, без враждебности. Что я могу сделать, если его нет? Я не виноват» .
И ещё приведу названия некоторых глав из этой книги:
Глава 1 БОГ МЁРТВ, И ЧЕЛОВЕК СВОБОДЕН. ДЛЯ ЧЕГО?
Глава 2 БОГ – ЭТО ОСКОРБЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Глава 4 БОГ – ЭТО ЛОЖЬ.
Глава 5 БОГ – ЭТО ВАША НЕБЕЗОПАСНОСТЬ.
Я думаю и этого хватит, чтобы понять, что Ошо очень тонко и завуалировано, спекулируя на понятии свободы и стремлении человека к свободе, трактуя некоторые учения по-своему, подменяя одни понятия другими, сбивал многих людей, да и до сих пор сбивает с помощью своих многочисленных книг, с пути истинного, развращает души людей, отвращает их от веры в Бога.
Вот о таких лжепророках говорил Иисус своим последователям. Именно такие лжепророки своими проповедями, основанными на ложных учениях, вводят верующих в заблуждение и грех. Они губят чужие души, так как в лучшем случае эти души нарабатывают себе карму и ещё после смерти они должны будут пройти очистку через Ад, а в худшем – будут переданы в отрицательную Иерархию или на раскодирование.
Мы должны помнить, что сама религия, её обряды, молитвы – это всё тоже технологические процессы производства людьми высоких и чистых энергий. Если же человек меняет обряд, слова молитвы или искажает сам их смысл, то и энергии будут производиться другие или даже противоположные, то есть тогда не соберёте вы «с терновника виноград, или с репейника смоквы». Об этом мы всегда должны помнить.
Притча о благоразумном строителе
24. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25. и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27. и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
В Википедии говорится, что «Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль)» .
В этой притче о благоразумном строителе Иисус говорит о том, что только на твёрдом фундаменте можно строить дом, который выдержит все катаклизмы и не будет разрушен. А дом – это наша жизнь.
То есть мы понимаем, что всё новое моральное учение Иисуса – это и есть тот камень, фундамент, на котором должна строиться вся жизнь верующего человека.
Ведь это учение даёт простому человеку веру в Бога, с помощью которой он может преодолеть все невзгоды и тяжести жизни. Только человек, исполняющий заповеди Христовы на деле, может устоять в час пришедших к нему тяжких испытаний, он становится непоколебимым.
Теперь же мы можем сказать, что строить свою жизнь человек должен на твёрдом знании и выполнении Законов Мироздания.
Конец Нагорной проповеди
28. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,
29. ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.
Конечно, люди, которые услышали Нагорную проповедь Иисуса Христа, удивлялись его новому учению, ведь оно было совсем не похоже на то, чему их учили «книжники и фарисеи» .
Мы теперь с вами понимаем, что в Нагорной проповеди Иисус Христос излагал основные философско-нравственные критерии Своего учения. Мы знаем, что Высшие Учителя придают очень большое значение соблюдению человеком моральных и нравственных законов, так как «нормы морали и нравственности являются механизмами разделения энергий в душе человека на отрицательные, вырабатываемые пороками и грехами, и положительные, вырабатываемые организмом человека за счёт преодоления соблазнов, пороков, совершения позитивных действий и творчества» . (Л.А. Секлитова и Л.Л. Стрельникова «Цель развития человека. Глава 5. Мораль и нравственность» )
Новое учение Иисуса Христа через заповеди и наставления также показывает, как нужно правильно строить свою душу, чтобы когда-нибудь дойти до Божественной Иерархии, а потом и «узреть Бога», а не Дьявола.
Когда я начинал писать данную статью, то хотел просто посмотреть на этот библейский текст через призму Новых Знаний.
Но потом я понял, что «Нагорная проповедь» Христа и сейчас ни в чём не противоречит Новой теории миропонимания, и сейчас она не потеряла своей актуальности. Только теперь мы смотрим на неё и понимаем с более высокого Уровня развития человечества.
Не надо забывать, что прошло 2000 лет, изменились энергии, с которыми работает Земля, а значит и человечество тоже должно было измениться. Люди в пятой расе больше развивали чувственность и поэтому в основном работали с астральными типами энергий. Сейчас Земля перестраивается на работу с более высокими типами энергий и, следовательно, человечество тоже должно быть перестроено на работу с соответствующими энергиями.
А для этого необходимо перевести технологический процесс производства энергий людьми на более высокий Уровень. Поэтому нам сейчас и дана Новая теория понимания строения мироздания. Ведь мы помним, что изучение новой информации – это работа с новыми энергиями, которые заполняют матрицу души.
«Теория понимания строения мироздания, данная для пятой расы, существенно отличается от той теории, которая даётся в настоящий момент для будущей шестой расы. И это различие состоит в предоставлении земной цивилизации более углубленных знаний, чем знания прошлого, так как человечество способно воспринять их, потому что шестая раса будет сверхпрогрессивной. И то, чего не мог понять человек пятой расы, будет понято человеком шестой расы. Поэтому не надо сопоставлять со старым, отжившим новые истины, как бы невероятно они ни выглядели…» (Л.А. Секлитова и Л.Л. Стрельникова «Законы Мироздания или Основы существования Божественной Иерархии. Том 1. Интерпретация Теории миропонимания шестой расы» )
В книге Л.А. Секлитовой и Л.Л. Стрельниковой «Выбор души. Часть 2» в статье «Высказывание Высших о морали» мы можем прочитать, что говорит Бог о законах взаимоотношений людей шестой расы: «Все высшие моральные и нравственные ценности для человечества остаются. Более того, они утончаются. Бескорыстию, преданности, великодушию, как и прочей высокой нравственности, надо учить каждого человека. Эти категории нравственности способствуют развитию личности именно на Земле, и даны для неё. Такие качества, как доброта, милосердие, благородство, любовь к другим, высоконравственность, честность – это всё Высшие качества, данные для земного плана существования. Они были и остаются, продолжая шествовать в золотую расу человечества. Только высокодуховный человек способен постигнуть их в полной мере, ибо они становятся его личными характеристиками. Именно по наличию у человека этих качеств происходит его оценка Нами, и личность получает право пополнить ряды Сутей в Моей положительной Иерархии. И наоборот, отсутствие их у индивидов как раз и служит основой для передачи их в отрицательную Иерархию. Перечисленные Высшие качества открывают дорогу в Мой мир. Отсутствие их ведёт индивидов в отрицательные Системы» .
Теперь мы понимаем, что исполнение норм высокой морали и нравственности ведёт человека к наработке его душой положительных качеств, которые в свою очередь приводят к появлению в человеке такого высокого качества, как духовность. То есть духовность человека напрямую зависти от его высокой морально-нравственной основы. Все миры нашего Бога духовные, значит и человеку, идущему к Богу, необходимо увеличивать свою духовность.
И в заключении хотелось бы сказать, что Нагорная проповедь Иисуса Христа действительно содержит в себе множество зашифрованной информации, которая благодаря Новой теории миропонимания, открывается с ещё неизвестной нам стороны.
ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧ О СТРОИТЕЛЕ БАШНИ И О ЦАРЕ, ГОТОВЯЩЕМСЯ К ВОЙНЕ
От Блаженного Феофилакта Болгарского
Притчей о башне Господь научает нас, чтобы мы, однажды решившись следовать за Ним, сохранили сие самое намерение и не полагали одного только основания, т. е. следовать начали бы, а до конца не последовали, как не имеющие достаточного приготовления и усердия. Таковы были те, о коих евангелист Иоанн говорит: многие из учеников Его отошли от Него (Ин. 6, 66). И всякий человек, решившийся творить добродетель, но не достигший до Божественного знания, поскольку начал добродетель несовершенно и неразумно, строит несовершенно, так как не может достигнуть башни высокого знания. Почему и бывает посмешищем смотрящих на него людей и бесов. И иначе: под основанием можешь разуметь слово учительское. Ибо слово учителя, рассуждающее, например, о воздержании, брошенное на душу ученика, подобно основанию. На этом слове, как на основании, нужно и «построение», т. е. совершение дел, чтобы «башня», т. е. добродетель, которую мы вознамерились творить, была окончена у нас, и притом была крепка пред лицом неприятеля. А что слово есть основание, а дело — построение, сему довольно научает нас апостол, когда говорит: Я положил основание, Иисуса Христа, а другой строит (1 Кор. 3, 10), и далее перечисляет различные построения (см.: 1 Кор. 3, 12–15), т. е. совершение дел или добрых, или злых. Итак, будем бояться, чтобы не стали над нами бесы смеяться, о которых пророк говорит: дети (славянское — ругатели) будут господствовать над ними (Ис. 3, 4), т. е. отверженными от Бога.
И эта притча научает нас не раздвояться душой, не пригвождаться к плоти и прилепляться к Богу, но, если имеем намерение вести войну против лукавых сил, наступать на них как на врагов и самым делом противоборствовать им. — Царем бывает и грех, царствующий в смертном нашем теле (см.: Рим. 6, 12), когда мы допускаем его. Царем же создан и ум наш. Поэтому, если он намерен восстать против греха, должен воевать против него всей душой, ибо воины его сильны и страшны, и кажутся больше и многочисленнее нас, поскольку воины греха суть бесы, которые против наших десяти тысяч направляют, по-видимому, двадцатитысячное число. Они же, будучи бестелесны и состязаясь с нами, живущими в теле, имеют, по-видимому, большую силу. Однако ж мы можем бороться против них, хотя они кажутся и сильнее нас. Ибо сказано: С Богом мы окажем силу (Пс. 59, 14) и Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое (см.: Пс. 26, 1–3). Притом же Бог, воплотившийся ради нас, дал нам власть наступать на всю силу вражью (см.: Лк. 10, 19). Поэтому мы, хотя и во плоти, однако ж, имеем оружие не плотское (см.: 2 Кор. 10, 3–4). Хотя по причине телесности мы составляем, по-видимому, десять тысяч против их двадцати тысяч, по причине бестелесной их природы, однако ж мы должны говорить: Господь Бог — сила моя (Авв. 3, 19)! И никогда не должны примиряться с грехом, т. е. порабощаться страстям, но с особенной силой противостоять им и должны возыметь непримиримую ненависть к ним, не желая ничего страстного в мире, но оставляя все. Ибо тот не может быть Христовым учеником, кто оставляет не все, но имеет расположение к чему-нибудь в мире душевредному.
Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Луки. М.: «Лепта», 2005.
Похожая притча
25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
(Евангелие от Луки, Глава 6)
47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
ПРИТЧИ О СТРОИТЕЛЕ БАШНИ И О ЦАРЕ, ГОТОВЯЩЕМСЯ К ВОЙНЕ
(Евангелие от Луки, Глава 14)
28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,
29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,
30 говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?
31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
32 Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.
33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
Похожая притча
Иисус Христос обращался к народу и своим ученикам в виде притч,чтобы более доступно обьяснить им Свое учение.Притча является иллюстрацией духовной истины, взятой из хорошо известного человеческого опыта. Она объясняет неизвестное, опираясь на известное.
«И когда Иисус окончил слова сии. »
В завершение Нагорной проповеди имеются такие строки: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Матф.7:28–29 ). Как нужно понимать эти слова?
Слова Спасителя были пронизаны духовной властью и силой. Слова книжников и фарисеев были убоги и примитивны. «Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Это Библейское утверждение легко проверить и в наши дни. Для этого нужно взять Талмуд, в котором книжники и фарисеи тех времен поясняли учение Божие. Читая это пояснение, можно отметить бедность содержания, примитивизм в изложении, отсутствие духа жизни. Это мнение признается всеми христианскими толкователями прошлого и современности.
Истины, изложенные в Нагорной проповеди, звучали как голос Божий, привлекали к себе людей, переворачивали их представления о мире, созданные лживыми поучениями книжников и фарисеев. Слова, говорящие о том, что Он учил как власть имеющий, указывают на то, что Иисус Христос имел власть от Бога, имел Божественную Сущность и пришел в мир людей как Мессия, Спаситель с целью спасения душ человеческих. Но, несмотря на огромное внимание, которое проявили слушатели, к Нагорной проповеди мало кто из них был готов использовать её истины как основополагающие принципы своей жизни.
Похожая притча
Похожая притча
Продолжая излагать понятия Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» ( Матф.7:24–27 ). Как нужно понимать эти слова?
В 24-м стихе словом «итак» Спаситель указывает на то, что делает вывод из прежде сказанных слов, касающихся лжепророков. В 24-м стихе Спаситель противопоставляет лжепророков, которые творят беззакония (на словах прикрываясь именем Господа, на деле ведут греховную жизнь), тем людям, которые не только слушают слова Иисуса Христа, но и исполняют их. Люди, не исполняющие слова Иисуса Христа, названы Им людьми безрассудными. А люди, слушающие и исполняющие слова Спасителя, уподоблены мужу благоразумному, который построил свой дом на камне.
Образ мужа благоразумного, построившего свой дом на камне, является иносказательным. Спаситель в Нагорной проповеди очень часто использовал аллегорические образы для того, чтобы ясней и наглядней высказать Свои мысли слушателям.
Большинство людей, присутствующих на Нагорной проповеди, почти всю свою жизнь прожили в окрестностях Галилейского озера (Генисаретского моря). Находясь на склоне горы и слушая Нагорную проповедь, они созерцали у подножья горы Курн-Хатин (на которой была произнесена Нагорная проповедь) прекрасную картину, представляющую собой раскинувшиеся внизу поля и зеленые равнины, по которым мчались быстрые потоки горных речек. Летом эти речки мелели или пересыхали. От иных оставались лишь высохшее песчаное русло. Но зато зимой, когда начинался период дождей и непогоды, эти русла наполнялись водой и превращались в бурные речные потоки, сметающие всё на своем пути. И порой даже крестьянские дома, неосмотрительно построенные легкомысленными людьми в низине, на плодородной зеленой равнине, на которой, как казалось им, не угрожала опасность, разрушались бурей и уносились разбушевавшимися потоками.
Зато дома, построенные благоразумными людьми на скалах и на вершинах холмов, оставались целыми и невредимыми, и защищенными своим каменным основанием от разбушевавшейся стихии. Некоторые дома у евреев были полностью вытесаны в природной скале. Для построения таких домов требовалось много сил и утомительной работы. Но зато им ничего не угрожало в непогоду. Дома, построенные на скалах и холмах, казалось, были менее привлекательные, нежели те, которые располагались в зеленых живописных долинах на песчаных берегах рек. Однако дома, имеющие каменное основание, могли противостоять бурям и ветрам, и разбушевавшиеся потоки воды были им не страшны.
Поэтому рассказ о двух домах, построенных на песке и на камне, для слушателей Иисуса Христа был очень нагляден и понятен. Между мужем благоразумным, построившим свой дом на камне, и между человеком безрассудным, построившим свой дом на песке, также дано противопоставление и их сравнение. Образ мужа благоразумного, строившего свой дом на камне, символизирует людей, которые не только слушают слово Божие, но и исполняют его. Образ человека безрассудного, построившего свой дом на песке, символизирует собой тех людей, которые слушают слова Бога, но не исполняют их.
В обоих примерах дом символизирует собой счастливую жизнь человека. И дом не будет разрушен (то есть жизнь будет счастливой) только в том случае, когда человек будет не только слушать, но и исполнять слово Божие. Не случайно о построении дома, как символа жизни и благосостояния человека говорится в конце Нагорной проповеди, в которой изложены основные понятия и заповеди учения Иисуса Христа, нужные и данные человеку для построения счастливой жизни. Символический образ построения дома на скале и на песке аллегорически говорит о том, что если человек будет слушать и соблюдать слово Божие, то дому его не будет угрожать несчастья. Потому что с таким человеком рядом находится Господь Бог, Который за то, что человек соблюдает Его заповеди, оберегает этого человека от бед (естественных и сверхъестественных) и помогает ему жить. «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного» ( Ис.45:22 ). «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» ( Ис.41:10 ). Об учении Божием, как о краеугольном камне, говорится в Ветхом завете. «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис.28:16 ).
Учение Иисуса Христа является прочным и единственным основанием, на котором и надо, как на скале, строить дом своей жизни для того, чтобы быть счастливым. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:11 ). Самого Иисуса Христа по монолитности, крепости и святости Его жизни и учения можно уподобить живому камню. И люди, строящие на таком камне дом своей жизни, являются участниками жизни Христа и уподобляются Спасителю. «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» ( 1Пет.2:5 ). И если человек строит дом своей жизни на скале учения Христова, то бурные потоки искушений ему не будут страшны, и он достигнет спасения.
Как видим, в конце Нагорной проповеди Спаситель рекомендует человеку строить дом своего спасения и жизни на скале Божьего слова потому, что «слово Бога нашего пребудет вечно» ( Ис.40:8 ). Это слово незыблемо. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Матф.24:35 ). Апостол Петр поясняет, что же это за крепкое и прочное спасительное слово Божие. «А это есть то слово, которое вам проповедано» ( 1Пет.1:25 ). То есть это то слово, которое проповедано Спасителем нашим, Иисусом Христом. «Ибо нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы спастись» ( Деян.4:12 ).
Поэтому человек, строящий дом своего счастья и жизни на камне слова Божьего, спасется. А спасение человека состоит не только в простом слушании, но и в исполнении заповедей Божиих воплощенных в добрые дела. Люди, которые слушают, но не исполняют слова Божьего, уподоблены безрассудному человеку, «который построил дом свой на песке». В 27-м стихе предопределена участь этих людей и сказано о том, что дом их жизни (то есть их счастье и благополучие) подвергнется падению великому, потому что эти люди строят свою жизнь без помощи Божией и Его заботы, так как слушают, но не исполняют слова Божьего. И своим неисполнением не признают учения Христова.
Поставив рассказ о муже благоразумном и человеке безрассудном в конце Нагорной проповеди, Иисус Христос этим указал на то, что вся Нагорная проповедь состоит не из отдельных отрывков, а представляет собой цельное стройное учение. И если человек не только слушает, но и исполняет его, то достигает спасения. В этом и состоит содержание 24-го стиха. Под мужем благоразумным в 24-м стихе выведен думающий, размышляющий человек, который умеет анализировать жизнь и понять, в чем её смысл и как достигнуть счастья. За это такой человек и назван благоразумным. То есть применивший свой разум во благо. Сумевший разобраться в основных законах жизни. Понявший, что лучше строить свою жизнь при помощи Бога, чем без Него. А для этого нужно не только слушать, но и исполнять законы Божьи. Указанием на то, что нужно исполнять слово Божье, Спаситель дал человеку первый изначальный импульс (указал на первую ступеньку) к достижению Царства Божьего.
В 25-м стихе применена иносказательная речь, при помощи которой говорится о том, что если человек построил свой дом на скале из практического исполнения слова Божьего, то такому дому, то есть жизни такого человека не страшны никакие невзгоды. Так как защищать такого человека и помогать ему будет Сам Господь Бог. «Бог помощник мой» ( Пс.53:6 ). «Бог – заступник мой» ( Пс.58:10 ). Слова Иисуса Христа о постройке дома жизни на скале Его учения перекликаются с тем, что скрижали завета с десятью заповедями Божьими, данные Моисею, тоже были каменными.
В 26-м стихе дается разъяснение истины, представленной в 24-м стихе с противоположного угла зрения, при замене положительных утверждений на отрицательные. То есть если в 24-м стихе говорится о муже благоразумном, который слушает и исполняет слова Господа, Иисуса Христа, этими действиями строя дом свой на прочной скале вероучения. То в 26-м стихе говорится о противоположности этого человека, о человеке безрассудном, который слушает, но не исполняет слов Иисуса Христа, тем самым строя дом своей жизни на песке безрассудства.
В 27-м стихе описан противоположный вариант ситуации, представленной в 25-м стихе. То есть сказано о том, что дом жизни человека безрассудного, построенный без поддержки Божьей, не на скале вероучения, воплощенного в жизнь, а на песке безверия и неисполнения слова Божьего, упал, потому что не выдержал жизненных невзгод. Так как он не имел поддержки Божьей, и падение это было великим (то есть большим).
Притчей о муже благоразумном и человеке безрассудном и заканчивается Нагорная проповедь. То есть она завершается призывом не уподобляться безрассудному человеку, а проявлять благоразумие и строить дом своей жизни не тем, что только слушать, но и исполнять заповеди Божьи, изложенные в Нагорной проповеди, и соблюдать закон Божий в жизни, воплощая его в своих делах.
ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О БЛАГОРАЗУМНОМ ДОМОСТРОИТЕЛЕ
От Святителя Луки Исповедника (Войно-Ясенецкого)
(По евангелию от Матфея)
Выслушайте и запомните очень важные слова Господа нашего Иисуса Христа о домостроительстве всей жизни нашей. О них буду говорить Вам: Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7, 24–27).
Всякий серьезный и сколько-нибудь глубокомысленный человек, прежде чем начать важное дело, обсуждает основания, на которых оно должно быть утверждено. Таким основанием избирают некоторые мудрые учения философов, ту или другую систему научных знаний, политические или социальные учения и строят все здание жизни своей, все домостроительство ее на одной из этих систем.
Но глубокомысленных людей мало, очень мало… И огромное большинство народа земли строит здание жизни своей не по высоким планам, а живет так, как живется по условиям времени и места, по влечениям похотей и страстей.
Они стремятся только к земному благополучию, и есть среди них добивающиеся его нечистой борьбой со своими конкурентами, насилием и обманами, подлогами и взятками.
А нам, христианам, конечно, нельзя идти такими низменными путями народа земли. Нам надо строить дом жизни нашей на единственно надежном и верном основании — на учении и заповедях Господа нашего Иисуса Христа, Который Сам сказал о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).
Мы не будем искать истины, ибо всем сердцем уверовали в высочайшую и совершеннейшую Истину, которая есть Господь и Бог наш Иисус Христос.
Мы не будем искать надежного и правильного пути среди множества извилистых и перекрещивающихся путей жизни земной, ибо Господом нашим Иисусом Христом указан нам совсем иной путь, ведущий не к земным благам, а в Жизнь Вечную, — путь каменистый и тернистый, путь скорбей земных, который приведет нас в Царство Вечного Света, Царство высшей и всесовершенной правды.
Мы жаждем и алчем истинной жизни в Боге, а не преходящей, временной, суетной жизни земной. Если изберем путь Христов и пойдем без оглядки этим путем, то уподобимся мудрому человеку, построившему дом на каменном основании.
К этим словам Господа нашего Иисуса Христа близки слова его великого апостола Павла, которые читаем в Первом послании Коринфянам: Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть (1 Кор. 3, 10–13).
И каменные основания бывают различны. У великих святых они заложены глубоко и тверды, как гранит. А у слабых христиан гораздо менее глубоки и состоят из рыхлых камней.
На гранитных фундаментах подлинные слуги Христовы строят величественные здания веры, надежды, любви из золота, серебра, драгоценных камней. А слабые христиане на нетвердых фундаментах строят только жалкие лачуги из дерева, сена и соломы, которые легко сгорают от нападений вражеских.
Из житий святых мы знаем о многих исповедниках Христовых, стойко переносивших все вражеские нападения за Его святейшее имя. Но не думайте, что Своих исповедников Господь Иисус Христос воздвигал только в древности. Они, часто неведомые миру, были во все времена, и даже в наше время Господь явил десятки и сотни их среди крестьян Закарпатской Украины, долгое время живших под игом католической унии. Они глубоко страдали от тоски по Православию и от разделения с родным украинским и русским народом, ибо Закарпатская Украина до 1919 года принадлежала к Австро-Венгерской монархии. Стремление к Православию и возвращению к родному народу было особенно сильным в деревне Иза.
Большая группа девушек этой деревни стремилась к жизни в православных монастырях. У Максима Прокопа была восьмилетняя племянница Ульяна, маленькое сердечко которой буквально пламенело любовью ко Христу и сильнейшим стремлением к монашеской жизни. И не только у девушек зажег Господь Бог огонь веры и благочестия. И молодые крестьяне деревни Иза и других селений нелегально уходили из Закарпатской Украины и поступали в украинские монастыри, достигали там иеромо-нашества и по одному и по два возвращались в свои родные Закарпатские деревни. Но скоро их арестовывали австро-венгерские жандармы и предавали суду, который осуждал их на 4–6 лет тюремного заключения и к штрафам до 800 крон или посылал в венгерскую армию.
Девушки во главе с Ульяной, которой минуло уже 15 лет, пытались устраивать жалкие подобия монастырей в сараях и подвалах, но их жандармы разоряли и сжигали, а девушек жестоко мучили. Их раздевали догола и надолго опускали в ледяную воду, водили босиком по снегу. Девочке Ульяне сломали нос, разрезали кожу головы, все тело покрыли ранами от избиения палками. Только на четвертый день пришла в сознание бедная Ульяна после этих истязаний.
Это ли не святая исповедница Христова? Не все ли другие молодые девушки и молодые монахи, не все ли Закарпатские крестьяне, так смело боровшиеся против унии и австро-венгерского владычества, заслуживают названия исповедников? Жестокие бури и ветры, яростные волны, исходившие из Австро-Венгерской монархии, налегали на величественные здания, построенные закарпатскими крестьянами из золота, серебра и драгоценных камней на каменном фундаменте Православия.
Святая исповедница Ульяна, начавшая свой великий подвиг в восьмилетнем возрасте, через 19 лет с именем Параскевы была уже игуменией большого женского Закарпатского монастыря, имевшего до 100 насельниц.
Будем же и мы подражать во всем этим нашим славным современникам — исповедникам Христовым, будем строить из драгоценных материалов здания нашей жизни во спасение душ наших и во славу Пресвятой и Единосущной Троицы. Аминь.
Лука Исповедник (Войно-Ясенецкий), свт. Избранные воскресные проповеди и проповеди на разные случаи. М.: «Лепта Книга»; Тула: Тульская епархия, 2010.
От Блаженного Феофилакта Болгарского
(по Евангелию от Луки)
Это необходимо относится к нам, которые устами исповедуем Его Господом, а делами отрекаемся от Него (см.: Тит. 1, 16). Если, — говорит, — Я — Господь, то вы во всем должны поступать как рабы. А долг рабов — делать то, что Господь повелевает. Потом говорит нам, какая польза тому, кто слушает Его и не только слушает, но и на деле исполняет. Таковый подобен человеку, строящему дом, построившему оный на камне. Камень же, как свидетельствует апостол (ср.: 1 Кор. 10, 4), — Христос. — Копает и углубляет тот, кто принимает слова Писания не поверхностно, а изыскивает глубины их духом. Таковый основывает на камне; потом, когда случится наводнение, т. е. гонение или искушение, река подступит к этому дому, т. е. искуситель, бес ли то, или человек, и, однако ж, не может поколебать его. Искушающий человек очень справедливо может быть сравнен с наводнением реки. Ибо как наводнение речное производит вода, сверху падающая, так и человека искусителя возращает сатана, спадший с Неба. Дом тех, кои не соблюдают слов Господа, падает, и разрушение сего дома бывает большое. Ибо падения слушающих, но не творящих, велики, потому что не слышавший и не сделавший погрешает легче, а слышавший и, однако ж, не исполняющий согрешает тяжелее.
Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. М.: «Лепта», 2005.
От Святителя Феофана Затворника
(по обоим евангелистам)
Нынешнее Евангелие говорит о том, что слушающий слова Господни и исполняющий их подобен строящему дом на камне, а слушающий и не исполняющий — подобен строящему дом на песке. Заучи это всякий и почаще повторяй; истина же, в нем содержащаяся, всякому понятна и ясна наглядно. И собственных опытов всякий имеет под руками в этом роде множество. Мысли, например, пока еще думаешь о чем, бывают неустойчивы и мятутся, когда же изложишь их на бумаге — они получают окреплость и неподвижность; предприятие какое-нибудь все еще бывает неверно и меняется в частностях, пока не начато, а когда пустишь его в ход — всем пополнительным соображениям конец. Так и нравственные правила, пока не исполнены, они как будто чужие, вне нас и непрочны, а когда исполняешь их — они входят внутрь, оседают в сердце и полагают там основу характеру — доброму или злому. Итак блюдите, как опасно ходите!
Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю? Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, т. е. делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: «Господи, Ты мой Господь», тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться Тому, Кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: «Господи, Господи?» Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, — чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь… Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: «Господи, Господи! Помоги и даруй силы ходить в воле Твоей». И будет взывание ко Господу приятное для Господа.
Феофан Затворник Вышенский, свт. Мысли на каждый день года. М.: «Правило веры», 2009.
Читайте также: