Притча о бедной вдове
Обновлено: 14.11.2024
Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы (храма) и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое
Образ бедной вдовы, опустившей в кружку две лепты и похваляемой Христом больше всех других жертвователей, — опять классический образ. Он прост и ясен. В нем похваляется качество дела веры и любви сравнительно с количеством, т.е. с наружным выражением этого дела. Но дело вдовы значительнее, чем оно обычно представляется, и слова Христа глубже только похваления качества доброго дела. Вдова была бедной, и она положила в сокровищницу ничтожную сумму. Однако Господь выделяет вдову из всех жертвователей. Выделяя вдову, Господь обозначает великость ее дара не тем, что она дала один кодрант из двух, скажем к примеру, которые она имела, т.е. не тем, что она отдала Богу половину того, что имела, и не тем обозначается великость дара вдовы, что она положила две лепты от всего сердца, а похваляется вдова и ее дар за то, что она «положила все, что имела, все пропитание свое». Пойми это: «Положила всё, что имела, всё пропитание свое». Вот какой дар похваляется! Вот каково должно быть качество дара! Вот каково должно быть участие сердца! Похваляется такая обращенность к Богу, такая вера в Господа и такой дар веры, при которых человек совсем о себе забывает. Пошел к Богу и все Ему понес, а о себе даже не знает, что он сегодня есть будет, да и будет ли, потому что ничего нет у человека! Пошел человек к Богу, и ничего для него уже не существует, себя самого не существует. Вот евангельский пример безраздельной отдачи себя Богу, когда между душою и Богом нет даже тени земли. Вот пример веры и любви до самоотвержения, самозабвения. Понятно, что при такой обращенности и при такой вере и любви всякий дар человеческой души, как бы он ни был ничтожен внешним исчислением, перевесит все другие, потому что тут в жертву веры и любви принесена вся человеческая жизнь. Вот о какой вере, любви и даре идет речь в рассказе о двух лептах вдовицы! И ты, если захочешь измерять малость или великость своих даров Богу и ради Бога, измеряй их степенью отдачи себя Богу по вере и любви к Нему и степенью отказа от себя, степенью самозабвения в служении Богу. Вот почему в другой раз Господь и заповедует принесшему дар к алтарю и вспомнившему, что его брат имеет что-либо против него, оставить дар у алтаря и прежде пойти и примириться с братом, а потом уж принести Господу свой дар. Заповедуется так потому, чтобы освободить принесшего дар от всякой тяготы земли, от всяких его «долгов» на земле, связывающих его с землею, чтобы, таким образом, ему свободнее было оторваться со своим даром от земли и даже от себя самого. Сила дара — в оторванности души от земли и в устремленности ко Христу, когда она не только дар, а себя самое готова каждый миг отдать Христу. Вот как понимай рассказ о вдовице.
Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.
Блж. Феофилакт Болгарский
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение
Называет фарисеев лицемерами, так как они показывали благочестие, а между тем не делали ничего соответственного благочестию; напротив, совершая продолжительные молитвы, они в то же время «поедают домы вдовиц». Они были обманщики, которые издевались над простецами и обирали их. Тягчайшее осуждение они примут за то, что поедают домы вдовиц, которых, напротив, следовало бы поддерживать и помогать в их бедности. Или иначе: они примут тягчайшее осуждение за то, что они творят зло, поедают имущество вдовиц под предлогом доброго дела - молитвы; наибольшего осуждения достоин именно тот, кто под видом добра обманывает.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое
У евангелиста Матфея нет рассказа о бедной вдове, положившей в сокровищницу храма две лепты (этот рассказ есть у Луки – Лк. 21:1–4). Христос сидел «против сокровищницы», т. е., вероятно, на дворе женщин, у церковной кружки (вопрос о том, что такое сокровищница, γαζοφυλάκιον2), еще не решен окончательно исследователями Священного Писания). По обычаю, проходившие около кружки клали в нее пожертвования на нужды храма, причем богатые клали крупные деньги. Но вот подошла бедная вдова, которая положила «две лепты», т. е. две самые мелкие медные монеты, которые составляли один «кодрант» (λεπτόν – греческая монета, κοδράντης – римская quadrans; стоимость кодранта – 1/2 копейки; по-еврейски «лепта» называлась «пpyтa»). Господь, имея в виду мнимое благочестие книжников – людей зажиточных, – о котором Он только что говорил, не преминул указать Своим ученикам на пример вдовы, которая отдала все, что имела, и которая поэтому своим пожертвованием возвысилась над богатыми, клавшими много больше, но все же жертвовавшими только самую малую часть своего достояния.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое
У иудеев сохранялся особенный обычай, тот, что имеющие и желающие делали вклады в церковную сокровищницу, которая называлась «газофилакион», из которой получали содержание священники, бедные и вдовицы. Между тем как многие делали это, подошла и вдовица и показала свое усердие лучше богатых. Слава Тебе, Христе, что Ты и малое приемлешь лучше великого! О, если бы и моя душа соделалась вдовицей, отвергшись сатаны, с которым сочеталась неподобными делами, и решилась бы повергнуть в церковную сокровищницу «две лепты», - плоть и ум, утончив их плоть воздержанием, а ум смирением, дабы и я услышал, что всю жизнь мою посвятил Богу, не имея в себе нисколько ни помыслов мирских, ни побуждений плотских!
Похожая притча
С позиции человеческой логики, название данной статьи не имеет смысла. Число 2, например, не может быть больше 10. Но у Бога все возможно!
Мы привыкли на этот мир смотреть с позиции цифр. В сутках 24 часа. Расстояние до места работы, можно измерить километрами или минутами, если мы засекаем время перемещения из пункта А в пункт Б. Но Бога цифрами не удивишь, будь они самыми большие или самыми малыми. Бога можно удивить нашей верой (неверием) и нашим любящим сердцем.
Предлагаю, рассмотреть Библейский пример, когда вдова, пожертвовав малым, пожертвовала больше всех.
1 Взглянув же, Он (Иисус Христос) увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;
2 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,
3 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;
4 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.
5 И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал:
6 придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. (Лук.21:1-6)Картинка взята из общего и свободного доступа в интернет Картинка взята из общего и свободного доступа в интернет
Иисус сидел во дворе Храма, наблюдая, как жертвуют люди. Его внимание привлекла бедная вдова, которая положила 2 лепты в сокровищницу для добровольного пожертвования. Деньги, что она положила в сосуд, как говорят в народе, были «не большими», поскольку их называли «тонкими», ввиду их незначительной суммы. Но эта сумма – была её дневным пропитанием. Можно предположить, что вдова испытывала сильный голод. Ежедневно питаясь хлебом и водой, вряд ли почувствуешь сытость. Что можно купить в большом городе за 2 самые маленькие монеты?
Женщина была очень бедной. Слово, которое обозначало её положение, нигде больше не встречается в Библии. Её бедность, была за гранью нищеты.
Действие бедной вдовы в Храме, отличало её ото всех, и это бросалось в глаза. Она не была похожа, как на богатых, так и на других бедных. Богатые жертвовали от своего достатка, бедные просили милостыню у ворот Храма, она же жертвовала всем.
Иисус сказав, «она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела», подчеркнул этим самым, что её сумма была самой большой. Она пожертвовала не 2 лепты, она пожертвовала своё дневное пропитание. Сколько может стоить еда для умирающего с голоду человека? Еда для такого человека бесценна.
Сколько тратили на дневное пропитание богатые люди, что были рядом с сокровищницей? На самом деле, они жертвовали меньшую часть от того, что могли потратить на свой обед или может быть завтрак.
В то время, во дворе Храма таких жертвенников было 13. На них были надписи, указывающие, на что именно жертвует человек. По всей вероятности, бедная вдова пожертвовала на реставрацию Храма, поскольку один из присутствующих заметил, как прекрасен Божий Храм. Возможно, этот человек сказал: «Этот Храм будет стоять вечно, его так любит народ, что даже бедная вдова, вместо того, чтобы купить себе пропитание, жертвует на Него последние деньги добро охотно, с любовью».
Казалось бы, не было причин для того, чтобы Иисус заговорит о будущих событиях, предвещая страшное. Поэтому, как гром с ясного неба прозвучали Его слова: «придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено» (Лк.21:6).
Нам стоит понять, что мы не заберем с собой накопленные в этой земной жизни сокровища. Единственное, что мы сможем взять - это наши сердца.
Иисус советуем нам:
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Матф.6:19-21)
Где наши сердца? с тем богатством, что сверкает? Если здесь на земле, то и мы будем съедены молью. Но если мы участвуем в делах милосердия, в наших сердцах есть любовь. Именно любовь собирает сокровища на небесах. Дела же наши - подтверждение нашей веры и любви.
Прошу вас, давайте будем собирать сокровища там, где Бог, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Для продвижения канала ПОДПИШИСЬ и нажми, пожалуйста, на пальчик, что указывает вверх! Не забудьте оставить свой комментарий!
Блж. Иероним Стридонский
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение
См. Толкование на Мф. 23:13
Евфимий Зигабен
Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко снедаете домы вдовиц, и виною далече молитвы творяще: сего ради лишшее приимете осуждение
Называем их лицемерами в самом общем смысле, как выставляющих на вид свое благочестие и добродетель. Яко снедаете домы вдовиц…, которым следовало бы помогать. Приходя к ним под предлогом защиты, они еще более угнетали их, расточая имущество их. И виною далече молитвы творяще. Для разорения домов вдовиц, т.е. того, что находится в домах их, долго и усердно молились пред ними, чтобы казаться святыми и заслуживающими уважения. Сего ради лишшее приимете осуждение. Так как вы входите охранителями, а выходите разорителями, и так как из-за чревоугодия совершаете продолжительную молитву, то будете подлежать строжайшему суду, т.е. осуждению, Всякий согрешающий достоин наказания, а тот, кто делает доброе дело, чтобы через это иметь потом возможность совершить какой-либо грех, будет наказан строже. Сетует о них и обличает, научая народ не обманываться и из уважения к ним не увлекаться к подражанию.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение
(Мк. 12:40; Лк. 20:47). Этот стих Матфея некоторые толкователи считают интерполяцией из указанных мест Марка и Луки. Его нет в Синайском кодексе, В, D, Z, 1, 28, 33 и др. У Марка и Луки этот стих присутствует. Обличение направлено против гнуснейшего хищничества — оскорблений, обид и хищений имущества бедных и беспомощных вдов и против мнимой набожности тех, которые долго молятся напоказ.
Толковая Библия.
Похожая притча
Давайте посмотрим, какая атмосфера царила перед тем, как бедная вдова положила в сокровищницу две лепты.
“И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много”.
Когда Иисус вошел в Иерусалим, Он разогнал в храме меновщиков. Ученики Иисуса, которые привыкли видеть Учителя милосердным и исцеляющим, не ожидали таких действий от Наставника.
Они вообще видели свое будущее совсем по-другому.
Когда ученики, простые рыбаки, оказались в Иерусалиме, то они просто растерялись. Ведь в столице ничто не напоминало им привычного уклада жизни. Казалось, что вот-вот и осуществятся все, даже самые смелые мечты.
Они увидели проходящих мимо книжников в длинных красивых одеяниях. Увидели, как люди со всех сторон кланялись им и уважительно приветствовали их. Они увидели священников в Иерусалимском храме, и каждый из 12 учеников тоже захотел оказаться на их месте и получать почести от людей.
Иисус видел помышление их сердец и предупредил их, сказав: “Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях”. Но слова Иисуса не достигли своей цели.
“И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много”.
Иисус вывел учеников из храма и сел вместе с ними. С этого места сокровищница была видна особенно хорошо. Когда ученики смотрели на то, как люди кладут деньги, они вновь сильно удивлялись. Богатые люди с надменными лицами вынимали пачки денег из своих мантий, и нарочито медленно, напоказ, мол вишь, сколько, клали их в сокровищницу.
Когда ученики Иисуса увидели столько денег, то их разум и вовсе помутился .
Они никогда даже не прикасались к такой огромной сумме денег. Но богатые люди все клали и клали большие пачки денег в сокровищницу.
Именно в это время произошло очень интересное событие.
«Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант»
Когда богатые люди стояли гордо и клали пачки денег в сокровищницу, одна бедная женщина подошла и положила туда один кодрант, или две лепты.
Лепта это самая мелкая монетка времен Христа. На такую монетку можно было выторговать гранат, маленькую веточку винограда. Едва ли продали бы что-то большее.
Монетки всегда были неровными – их отливали и отламывали небрежно. От того, что такую мелочь не берегли и она, бренча в кошельках, терлась о другие монетки, лепты сильно стирались. Признак подлинной лепты – нечеткое, почти стертое, изображение.
Монетка крошечная, меньше нашей копейки. Впрочем, на фотографии и так видно.
Ясное дело, что ученики совсем не обратили внимания ни на саму вдову, ни на ее совсем маленькое пожертвование.
Иисус не стал упрекать учеников, говоря: “Почему вы так сильно любите деньги?” Вместо этого Он открыл им Божью истину.
“Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое”.
В этих стихах мы учимся сердцу Иисуса. Мы учимся взгляду Иисуса на пожертвование.
Во-первых, Иисус сказал, что богатые клали от избытка своего. Но вдова положила все, что имела, все пропитание свое. Конечно, пожертвование вдовы совсем ничтожно, даже не заметно.
Ведь в те времена, лепта была самой мелкой монетой в Израиле. Это даже невозможно сравнить с приношением богатых. Но Иисус высоко оценил пожертвование этой женщины говоря: “эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое” .
Здесь мы узнаем, что богатые люди гордо клали деньги в сокровищницу.
Но вдова положила в сокровищницу не деньги. Она склонила и принесла Богу свое сердце.
Да благословит нас Господь видеть истинный смысл пожертвования.
Благодарность Богу за Иисуса Христа, за то, что Он спас меня. Благодарность за то, что Он сделал меня своим дитем.
Благодарность Богу за то, что Он продлил мою жизнь до сего дня. Благодарность Богу за то, что Он дает мне питание, одежду и жилье.
Благодарность Богу за то, что Он дает мне упование и надежду в веке сем и будущем.
Прп. Максим Исповедник
Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое
Кто такая вдова и две ее лепты? Возможно, под ней понимается душа, лишенная порочности, потерявшая, словно мужа, ветхий закон, но еще не достойная высшего соединения с Богом Словом, впрочем, приносящая Ему в качестве залога, как две лепты, прежние правые рассуждения и жизнь, или веру и благую совесть, или расположение к добру и осуществление его, или надлежащие для этого созерцание и делание, или соответствующие [им] ведение и добродетель, или нечто превышающее их - я подразумеваю логосы, содержащиеся в естественном и писанном законах. Обретя их, душа [в восторге] исступает и освобождается от этого, равно как и от всей жизни и всего житейского, желая соединиться с единственным Богом Словом, и предпочитает лишиться, словно мужей, жестоких образов действий, нравов и обычаев, соответствующих природе и закону. Но, возможно, рассказ [о вдове] посредством исторического своего повествования намекает на нечто еще более духовное, доступное умозрению только чистых. Ибо все, что считается у людей великим по добродетели, оказывается малым, если сравнить его с тайным смыслом созерцательного богословия. Кроме того, хотя [лепты] малы и сделаны из недорогого и не очень ценного материала, но и на них есть царское изображение, как на золотых монетах, которые приносятся богатыми людьми. Они имеют даже большее — [отпечаток] чистосердечного душевного предрасположения той, которая приносит их.
Мистагогия.
Похожая притча
За лицемерными молитвами человеческими, что скрывается? Суетная, самолюбивая, человеколюбивая душа, притом и легкомысленная. Что такое лицемерная молитва? Любая молитва, бывающая от суеты ради людей. Если человек молится лицемерно, это признак того, что вся его внутренняя жизнь полностью расстроена. Это также указывает еще и на то, что у него легкомысленное, и неразумное, и глупое восприятие Бога. А поэтому - также и легкомысленное, неразумное и глупое восприятие человека. Ибо он ожидает от людей того, чего следовало бы ожидать от Бога; и наоборот: от Бога ожидает того, чего следовало бы ожидать от людей. Все перепутано и поставлено вверх ногами. За лицемерную молитву Господь предсказывает тяжкий приговор, настолько тяжкий, что изречь его может только Страшный Суд. Ибо лицемерная молитва показывает, что человек имеет лицемерное отношение и к Богу, и к людям; а за этим неизбежно скрывает и лицемерное понимание Бога, людей и мира.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Троицкие листки
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение
Анонимный комментарий
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение
Женский род неосторожен и мягок. Неосторожен потому, что не все, что видит или слышит, женщина принимает разумно; мягок потому, что женщина легко направляется: от плохого к хорошему или от хорошего к плохому. Мужчины же осторожнее и тверже. Осторожнее, потому что все, что мужчина видит, он пропускает через разум; тверже, потому что ни от зла не обращается с легкостью к добру, ни от добра легко не отказывается ради зла - ибо руководствуется разумом. Итак, тверже, потому что разумнее. Мы предпослали это объяснение, чтобы показать женскую неосторожность и легкость.
Самозванцы от святости потому и тянутся к женщинам, что женщины не так легко могут понять их обман - в силу свойственной им неосторожности, и что они легко увлекаются их религиозностью - в силу их мягкосердечности. В основном по двум причинам они предпочитают общение с вдовами. Во-первых, потому, что имеющая мужа женщина не так легко поддается обману, имея советчиком своего мужа. Она ничего своего им не отдаст, ибо находится под властью мужа. А вдов обмануть легко, ведь мужа-советчика у них нет, и они сами отдают свое, не находясь под чьей-нибудь властью. По этой причине Иисус, когда осуждает иудейских священников, предупреждает и христиан о том, что не нужно задерживаться у вдов дольше, чем у других. Если даже никакого дурного желания при этом и нет, то может возникать подозрение о наличии такового.
Читайте также: