Притча царя соломона о ленивцах
Обновлено: 22.11.2024
В первых 5-ти главах Книги Притчей Соломон обращается к совсем юным людям. Предостерегает их от опасностей взрослой жизни, с которыми им еще только придется столкнуться.
В 6-й главе адресат Соломона - молодой человек, наделенный юридическими правами и ответственностью. За свои поступки он отныне отвечает не только перед своим отцом и Богом, но и перед законами государства.
Поручительство, необдуманное и поспешное со стороны юноши, в глазах закона имело юридическую силу. «Ударить по рукам» - значит, при свидетелях заключить договор. Поручитель нес ответственность в случае, если должник был не в состоянии расплатиться с кредитором.
3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
4 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;
5 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.
Поручитель рисковал не только своим имуществом, но и свободой, так как должник, не имевший возможности отдать долг, попадал в рабство, как пойманная «серна», как «птица» в силках «птицелова».
Многие толкователи сходятся во мнении, что такое явление юношеского поручительства было своего рода лихачеством, данью моды. Молодые люди, нуждаясь в деньгах, не задумываясь, легко брали в долг, выступая поручителями друг за друга. Соломон в своих Притчах к этой теме возвращался не один раз:
«Возьми платье его, так как он поручился за чужого». (Прит.20:16; 27:13).
6 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
7 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
8 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
Юноши вынуждены были обращаться к заимодавцам, не умея самостоятельно заработать на собственные нужды. Таких «ленивцев» царь посылает поучиться мудрости у муравьев. (В Септуагинте - у пчел).
Мудрый трудится, но его труды обеспечивают ему независимость.
9 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.
Ближе к концу Книги Притчей Соломон повторяет эти стихи, уже как правило, доказанное опытом: «И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, - и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооруженный». (Прит.24:32-34).
Святитель Иоанн Златоуст так толкует эти стихи: «Нет ничего противнее добровольной бедности, которая весьма быстро постигает ленивого, в быстроте превосходя хороших скороходов. Бедность и нужда значат следующее: бедность - отсутствие знания; скудость - недостаток добродетелей. Смотри на преимущество деятельности. Не хочешь брать уроков у бессловесных? Учись из самого дела по опыту: не окажись более неразумным, чем бессловесные. Итак, избегай бедности. Тяжел труд? Но смотри, чем он оканчивается. Приятна леность? Но подумай о ее последствиях. Мы оцениваем вещи не по началу, а по тому, к чему они приводят. Выходящий из дому не хочет оставаться навсегда в пути, а при самом выходе имеет в виду то, куда придет. Поэтому он и отправляется в дорогу, чтобы достигнуть конца. А ты поступаешь вопреки этому». (На Притчи Соломона).
12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.
В гл.4 Соломон предупреждал «своего сына»: «Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою».
Теперь он в подробностях описывает те признаки, по которым можно распознать лукавого человека. Задолго до того, как наука заинтересовалась языком мимики и жестов, Соломон научился подмечать особенности поведения «коварных» людей и учил молодых распознавать их повадки.
15 Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления.
Господь не оставляет без внимания беззаконие: «Он поставит их на суд живых и, обличив их, накажет их». (3Езд.12:33).
16 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
Перед нами орудия «мерзости» . Апостол Павел учил верующих как « облечься» «во всеоружие Божие» и противостоять «козням дьявольским» , укрепляясь «Господом и могуществом силы Его»:
«Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир;
а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом». (Ефес.6:10-18)
Господь повелел «внушить детям» «заповеди, постановления и законы»: «Говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая». (Втор.6:1,7):
Царь Соломон учит детей в соответствии с повелением Господа.
20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
23 ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни,
24 чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
И снова Соломон предостерегает юношу от соблазнов греха, с которым чаще всего сталкиваются молодые люди:
25 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими;
26 потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
27 Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?
28 Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?
29 То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.
И в подзаконные времена и в эпоху свободных нравов одинаково опасно брать «огонь в пазуху» и «ходить по горящим угольям».
30 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;
31 но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.
Возмездие ожидает даже того, кто ворует «чтобы насытится» . «Кто же прелюбодействует» - грешит по собственной глупости:
32 Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:
33 побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится,
34 потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,
35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.
Жажда любви так естественна для молодых людей, но неопытность часто приводит к необдуманным поступкам, а они, в свою очередь к необратимым последствиям, поэтому так часто предупреждает Соломон юношей:
«Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,
потому что блудница – глубокая пропасть, и чужая жена – тесный колодезь».
Похожая притча
Мой духовный маяк. Молитва по соглашению. вернуться к странице
Мой духовный маяк. Молитва по соглашению. запись закреплена
ПРИТЧИ ЦАРЯ СОЛОМОНА
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.
Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.
Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.
Похожая притча
Это не притчи в нынешнем смысле слова — с сюжетом и развёрнутым повествованием. Так раньше называли пословицы, афоризмы и краткие поучения. Притчи Соломона вместе с книгами Премудрости Соломона и Иисуса сына Сирахова, Екклесиастом и книгой Иова называют «литературой мудрости» или дидактической поэзией. На самом деле, в них кроется нечто большее, чем просто нравоучения. О чём же они?
Древняя поэзия
Притчи Соломоновы — это стихи. Они составлены по законам древнего стихосложения, с параллелизмами и особым ритмом. Многие перекликаются с псалмами:
Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых (Притч. 4:14) — Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных (Пс. 1:1).
Праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее (Притч. 2:21-22) — Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет (Пс. 1:6).
Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления (Притч. 3:25-26); Не приключится праведнику никакого зла (Притч. 12:21) — Ср. Пс. 90.
Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле (Притч. 10:30). — Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник (Пс. 111:5-6).
Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен (Притч. 12:3), Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть (Притч. 11:28). — И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так — нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром (Пс. 1:3-4); Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего (Пс. 91:13-14).
Стихотворная форма помогала древнему читателю легче запомнить поучения, чтобы затем применять их в своей жизни. В переводах поэтические особенности этой книги утрачены: она воспринимается как проза.
По структуре эта книга — сборник сочинений разных эпох. Непосредственно притчи царя Соломона начинаются только с 10 главы. Она имеет такое надписание. В книге также собраны притчи загадочных царя Лемуила и мудреца Агура, сына Иакеева (30 и 31 главы). Никто не знает, кто это такие. Некоторые видят в первом имени псевдоним царя Соломона («Лемуил» значит «преданный Богу») или царя Езекии, при котором, как считают, произошло собирание разрозненных свитков притч в один сборник.
Похожая притча
В Библии крайне мало упоминаний о лени, слов «лень» вовсе не встречается ни разу, а всё, что есть на тему лени по большей части, относится к Притчам царя Соломона. Недавно писал о лицемерии Соломона, что он не совсем следовал тому, чему учил других, однако его мудрость из Библии не выбросишь и совет Иисуса: «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». (Матф.23:3), - говорит ясно о том, что хорошие советы стоит воспринимать из любого источника. В отношении лени, этот совет истинен вдвойне, так как о лени, кроме царя Соломона практически никто из библейских пророков больше и не говорил. Отнесись мы с пренебрежением к советам исходящим из его уст и мало, что узнали бы о том, к чему приводит лень.
Во всём Новом Завете фактически есть только одна притча о ленивом и лукавом рабе, который не захотел преумножать богатство своего хозяина и закопал данный ему талант в землю, за что поплатился жизнью и свободой.
Мой отец любил повторять, что лень – это двигатель прогресса, что только ленивый человек может придумать, как облегчить себе жизнь. В детстве я не задумывался о правомерности такого утверждения, однако став взрослым я вижу, что лень – приводит к безответственности, когда человек не следит ни за своим телом, ни за своей душой, ни за своим материальным благополучием, ни за своими отношениями с другими людьми. По сути, ленивый человек пускает на самотёк все сферы своей жизни и закономерно имеет плачевный результат.
Царь Соломон предупреждая о природе лени, использует слово «ленивец» и даёт несколько хороших советов и предостережений. Однако прежде, чем разобрать некоторые из них, хотелось бы поговорить и о настоящем ленивце, млекопитающем из отряда неполнозубых, который своими повадками удостоился стать именем нарицательным для всех ленивых людей.
Ленивцы характеризуются энергосберегающим способом передвижения и медлительностью, ведут одиночный образ жизни, живут около 20 лет, находятся в состоянии дремоты до 20-ти часов в день, раз в неделю спускаются на землю, для испражнения кишечника и передвигаются в среднем со скоростью 2 метра в минуту. Когда самка ленивца готова к спариванию, она не утруждает себя какими-либо телодвижениями, а просто громко кричит, привлекая партнёра, весь процесс спаривания занимает всего несколько секунд, а дальше снова одиночный ненапряжный, медлительный образ жизни.
Теперь вернёмся к наставлениям Царя Соломона.
«Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник».
Притч.6:9-11
Сложно отрицать, что лень приводит к бедности, конечно усердный труд не всегда приводит к богатству, однако человек любящий свою работу и качественно её выполняющий всегда востребован, а значит, может и заработать.
«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою».
Притч.6:6-8
Когда нет начальников, приставников и повелителя, действовать остается, только основываясь на своей собственной мотивации, чего ленивому человеку часто и не хватает.
«Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет».
Притч.21:25,26
Любая мечта, даже самая светлая и благородная, без практических действий останется лишь мечтой. Говорят, что знания – сила, однако это не совсем так. Силой становится лишь знание, воплощённое на практике. Знание, же которое не применяют в жизни, становится лишь «мёртвым грузом». Более того, если человек очень много знает и при этом не воплощает это знание в жизни, он может использовать свою осведомлённость фактически только для того чтобы осуждать других.
Если же человек занят построением отношений любви с Богом, окружающими людьми и природой, то у него нет времени на обиды, на критику, на жалобы или жалость к себе. Если человека укусила змея, то погнавшись за ней, он лишь быстрее разгонит яд по крови. Человеку нужно быстро выпить противоядие и продолжать идти своим путём, забыв это досадное происшествие.
Если вы хотите попасть в Царство Небесное, но при этом ничего не делаете, поскольку Бог справедлив, Он поместит вас в место, где находятся все люди, желавшие попасть в Царство Небесное, однако это место вполне может оказаться адом.
«Ленивец говорит: «лев на дороге! лев на площадях!» Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей. Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего. Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно».
Притч.26:13-16
Одной из причин лени может быть страх. Страх может стать хорошим оправданием ничего не делать. Однако порой гораздо страшнее так ничего и не сделать, так что можно пугать себя тем, что если не встать и не начать двигаться, то никогда и не узнаешь, что приготовил для тебя Бог.
По-видимому, чтобы победить лень необходимо победить свои страхи, понять, что лень постепенно разрушает все сферы жизни и обрести ясные цели и мотивацию действовать.
Остаётся только добавить, что в современном мире, когда перед человеком открыто множество путей, причиной лени может стать не соответствие чувства долга и личного желания, когда люди тратят время своей жизни на дела, не являющимися для них желанными или на дела, которые интуитивно определяют, как никому не нужными.
Ветхозаветное Добротолюбие
Главная тема притч Соломона — как стать мудрым. Этот израильский царь получил мудрость от Бога. Он не приобретал её долгим и трудным путём учёбы, собственного опыта, исполненного проб и ошибок, но и читателя не призывает пройти им. Автор притч рассказывает о том, как обрести благословение Господа. Ведь только от Него можно получить этот дар — мудрость: Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум (Притч. 2:6).
Книга Притчей — Добротолюбие ветхозаветного времени. Она должна стать настольной у бедного и богатого, знатного и простого человека, юноши и старца… Автор обращается к своему читателю «сын мой» и с любовью даёт отеческие советы. О чём же они?
Страх Божий
Начало мудрости — страх Господень (Притч. 1:7 и 9:10). Эти слова несколько раз повторяются в книге Притчей как её лейтмотив.
Страх Господень — ненавидеть зло (Притч. 8:13).
Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся (Притч. 10:27).
Этот страх — не рабский. Тот, кто его познал, становится сыном Богу:
В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти (Притч. 14:26-27).
Надежда на Господа
Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (Притч. 3:5). Какого человека сегодня назовут мудрым, если он скажет, что не нужно полагаться на разум? Царь Соломон призывает читателя именно к этому. Всецелое возложение надежды на Бога — залог успеха в этой временной жизни, по мысли автора Притч:
Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся (Притч. 16:3).
Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа (Притч. 21:31).
Послушание
Умение уклоняться от зла
Послушание не всегда уместно в жизни верующего человека. Иногда надо уметь сказать «нет» даже самым близким людям:
Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся… (Притч. 1:10-19).
Милосердие
Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе (Притч. 3:27-28).
Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою (Притч. 11:17).
Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся (Притч. 14:31).
Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко (Притч. 12:10).
Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч. 19:17).
Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий (Притч. 28:27).
Однако некоторые поучения вполне в духе «Домостроя»: Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч. 13:24).
Правдивость
Мудрый царь Соломон не просто напоминает заповедь не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Он даёт руководство, как избежать лживого человека. Это настоящий трактат по психологии. Здесь в подробностях приводятся жесты, которые помогут распознать неправдивого собеседника:
Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления.
Автор Притчей почти не проводит грани между грехами лжи и убийства — они оказываются тесно связаны:
Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями (Притч. 6:12-19).
Терпение
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление (Притч. 12:16).
У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость (Притч. 14:29).
Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю (Притч. 15:18).
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города (Притч. 16:32).
Смирение
Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей (Притч. 14:30).
Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость (Притч. 15:1).
Погибели предшествует гордость, и падению — надменность (Притч. 16:18).
Домогаться славы не есть слава (Притч. 25:27).
Хранение уст
Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует (Притч. 12:18).
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда (Притч. 13:3).
Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! (Притч. 15:23).
Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло (Притч. 15:28).
Трудолюбие
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник (Притч. 6:6-11).
Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный (Притч. 10:5).
Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен (Притч. 12:11).
Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий (Притч. 15:20).
Отношение к богатству
Настоящее богатство, по мысли автора книги Притчей, достигается трудолюбием:
Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает (Притч. 10:4).
Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью (Притч. 12:24).
Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно (Притч. 12:27).
Нерадивый в работе своей — брат расточителю (Притч. 18:9).
К неправедным приобретениям он относится с презрением:
Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет (Притч. 22:16).
Лучше любого богатства автор ставит мудрость и добродетель:
Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота (Притч. 22:1).
Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат (Притч. 28:6).
Мудрец призывает не осуждать бедных — ведь каждый, кто живёт сегодня в достатке, может в один прекрасный момент оказаться на их месте:
Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным (Притч. 17:5).
Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет (Притч. 23:4-5).
Отношение к богатству и бедности раскрывается в молитве Агура, которая приводится в конце книги Притчей:
Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе (Притч. 30:7-9).
Целомудрие и верность в браке
В книге Притчей много наставлений о верности и целомудрии, как образных: Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя (Притч. 5:15), так и самых прямых: Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной [обнищевают] до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу (Притч. 6:23-26).
Трезвый подход к жизни
Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид… и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь]: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» (Притч. 23:31-35).
Любовь к ближним
Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи (10:12).
Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья (17:17).
Исполнивший всё это разделит пир с Премудростью и услышит её похвалу.
Похожая притча
Трудов его и погонять
Его не надо вовсе.
А ты валяешься полдня,
Хоть в дверь стучится осень.
Не попадает зуб на зуб,
Когда зима сурова.
Ты ж не читал про срекозу
У дедушки Крылова.
Что мудрость - это не балдёж,
А труд другим на благость,
И ты когда-нибудь поймёшь,
Как поумнеешь малость.
Чем развлекаться допоздна
И наливаться пивом,
Пойди к пчеле, увидь, познай,
Как та трудолюбива.
И дурака ей не валять
По праздникам и в будни.
За мёд ей все благоволят,
Тебе ж милее трутни.
Хоть силою она слаба,
Но мудростью почтенна.
А ты, откормленный кабан,
Сачок первостепенный.
Доколе же ты будешь спать,
Сложив, ленивец, руки,
В постели нежиться, дремать,
Позёвывать от скуки?
Встать из постели поутру,
К обеду не случится -
И вот уж бедность, тут как тут,
В окно к тебе стучится.
А с ней разбойником нужда
Придёт без промедленья.
Тогда какого же рожна
Ты дремлешь в расслабленье?
Пока ты дёргаешся в такт,
Балдея под свой плеер,
Не подчинить тебе Ирак
На радость всем евреям.
Покуда будешь ты ленив,
Тебе в подруги скудость.
Её ты бросишь, ощутив
Лишь нищенства паскудность.
Тогда прозревший ты поймёшь,
Что к мудрости ступени
Не сон, не леность, не балдёж,
А труд до отупенья.
Я ж за пчелу и муравья
Своё замолвлю слово,
Хоть и не лезу в кумовья
Я к дедушке Крылову.
Тайна Премудрости
Образ Премудрости в книге Притчей очень необычен. На первый взгляд, это объясняется поэзией. В рамках поэтического текста Премудрость вполне может взывать на площадях и ждать в воротах, строить себе дом и готовить пир. Почему бы и нет? На второй же взгляд слишком многое в словах о Премудрости перекликается с Новым Заветом и наводит вдумчивого читателя на размышления.
Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего… Когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня (Притч. 1:24-28). — Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7:24-27 и др.).
Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец (Притч. 4:7-9). — И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы (1 Пет. 5:4 и др.).
Восьмая глава Притчей — песнь Премудрости. Это слова, произнесённые от её имени в прекрасной поэтической форме.
Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня (8:17) — Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21); Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит (Мф. 7:8).
Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони (8:22) — В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1:1-3).
От века я помазана, от начала, прежде бытия земли (Притч. 8:23) — Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (Пс. 44:7-8).
Чем больше вчитываемся в эти строки, тем более понимаем, о Ком на самом деле идёт здесь речь:
Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
Когда Он уготовлял небеса, [я была] там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя [была] с сынами человеческими (Притч. 8:24-31).
Книга Притчей Соломоновых явственно раскрывает учение о Сыне Божием, ранее прикровенно, но очевидно изложенное в псалмах.
Следующая глава говорит о неком доме Премудрости:
Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума’ (Притч. 9:1-6). — сравните с евангельской притчей о брачном пире, где слуги Царя ходят по улицам и зовут всех разделить с Ним трапезу (Мф. 22:1-14, Лк. 14:16-24).
Эти слова из книги Притчей читаются за богослужением в каждый богородичный праздник. Они понимаются как пророчество о Рождестве Христа от Девы Марии и об устроении новозаветной Церкви, основанной на семи таинствах.
Ряд поучений книги Притчей перекликается со словами Христа в Евангелиях:
Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись; потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои (Притч. 25:6-7). — Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:7-11).
Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя? (Притч. 25:8). — Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Мф. 5:25-26).
А эти слова из ветхозаветной книги приводит апостол Павел в послании к Римлянам:
Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе (Притч. 25:21-22 и Рим. 12:20).
В отношении к враждующим против нас и во многом другом Притчи призывают действовать вопреки человеческой логике, а учение о мудрости полностью противоречит тому, какое ожидает найти читатель, впервые открывающий эту книгу. По-настоящему мудр не тот, кто имеет недюжинные умственные способности и приобрёл много знаний, а тот, чья жизнь выстроена в соответствии с Законом Божиим. Мудр тот, кто думает и действует в этом мире в унисон с Премудростью Божией — Автором человеческого разума.
Читайте также: