Притча о 10 прокаженных

Обновлено: 22.11.2024

Во Имя Отца и Сына и Свя­того Духа!
Сего­дняш­нее чте­ние за Боже­ствен­ной литур­гией явля­ется очень слож­ным чте­нием с точки зре­ния пра­во­слав­ного уче­ния о спа­се­нии. Мы читаем Еван­ге­лие от Луки 17 гл. с 11 стиха и ниже. “Идя в Иеру­са­лим, Он про­хо­дил между Сама­рией и Гали­леей. И когда вхо­дил он в одно селе­ние, встре­тили его десять чело­век прокаженных…”

Во Имя Отца и Сына и Свя­того Духа!

Сего­дняш­нее чте­ние за Боже­ствен­ной литур­гией явля­ется очень слож­ным чте­нием с точки зре­ния пра­во­слав­ного уче­ния о спа­се­нии. Мы читаем Еван­ге­лие от Луки 17 гл. с 11 стиха и ниже. “Идя в Иеру­са­лим, Он про­хо­дил между Сама­рией и Гали­леей. И когда вхо­дил он в одно селе­ние, встре­тили его десять чело­век про­ка­жен­ных, кото­рые оста­но­ви­лись вдали и гром­ким голо­сом гово­рили: Иисус, Настав­ник, поми­луй нас”.

Надо ска­зать, что Сама­рия счи­та­лась в то время нечи­стым местом, потому что там жили сама­ри­тяне, кото­рые счи­та­лись сек­тан­тами и ере­ти­ками, да и к с самой Гали­лее было слож­ное отно­ше­ние, потому что там жило много гре­ков-языч­ни­ков, и иудеи ста­ра­лись не про­хо­дить между Сама­рией и Гали­леей, но так как Гос­подь наш при­шел в этот мир спа­сать не пра­вед­ных, а греш­ных, мы видим его в этом месте. Его встре­чают десять про­ка­жен­ных. Какую инфор­ма­цию нам сооб­щает число этих про­ка­жен­ных? Десять в иудей­ской тра­ди­ции того вре­мени озна­чало — миньян. Миньян, это то коли­че­ство муж­чин, десять чело­век, кото­рые могут совер­шать обще­ствен­ную молитву. Если меньше десяти, то они не могли совер­шать обще­ствен­ную молитву, они моли­лись дома, а когда десять, это счи­та­лось доста­точ­ное число для совер­ше­ния обще­ствен­ной молитвы.

И здесь мы видим, что эти про­ка­жен­ные муж­чины оста­но­ви­лись вдали. Какая инфор­ма­ция содер­жится в этом уточ­не­нии, что они оста­но­ви­лись вдали? Они дей­ство­вали в соот­вет­ствии с Божиим зако­ном, кото­рый запре­щал про­ка­жен­ным под­хо­дить близко к людям, они должны были по закону Бога сто­ять вдали от людей и даже кри­чать: “про­ка­жен­ный!, про­ка­жен­ный!”, или “не чист!, не чист!”, и они носили спе­ци­аль­ные чер­ные одежды, чтобы можно было визу­ально отли­чить про­ка­жен­ного от не про­ка­жен­ного, и чтобы ночью с ними никто не столк­нулся, у них к этим одеж­дам при­вя­зы­вали бубенцы и по звуку люди опре­де­ляли, что это нечи­стые идут и от них удалялись.

Но здесь мы видим, что всем этим минья­нам они гром­кими голо­сами гово­рили: Иисус Настав­ник, поми­луй нас! Уви­дев их, Он ска­зал им: пой­дите, пока­жи­тесь свя­щен­нику, Каза­лось бы, если сам Сын Божий встре­ча­ется с людьми, кото­рые нуж­да­ются в его помощи, зачем здесь еще какие-то свя­щен­ники? Но Хри­стос тоже дей­ствует по отно­ше­нию к этим про­ка­жен­ным в соот­вет­ствии с зако­ном Божиим. По закону Бога, если у чело­века про­каза, его надо было послать к свя­щен­нику, чтобы свя­щен­ник осмот­рел, какая это про­каза, именно свя­щен­ник уста­нав­ли­вал чист чело­век или не чист. А как мы знаем, Сын Божий при­шел в этот мир не для того, чтобы нару­шить Закон, но для того, чтобы его испол­нить. Таким обра­зом мы видим про­ка­жен­ных, кото­рые дей­ствуют в соот­вет­ствии с зако­ном и видим Сына Божия, кото­рый тоже дей­ствует в соот­вет­ствии с зако­ном, когда гово­рит им: пой­дите, пока­жи­тесь свя­щен­нику. И когда они шли — очи­сти­лись. Про­ис­хо­дит чудо! Избав­ле­ние этих людей от про­казы, кото­рое, по отно­ше­нию к ним, конечно, сотво­рил сын Божий.

Один же из них, видя, что исце­лен, воз­вра­тился, гром­ким голо­сом про­слав­ляя Бога. Мы видим, что только один из десяти, воз­вы­шая голос в про­слав­ле­нии Бога, воз­вра­ща­ется к Гос­поду Иисусу Хри­сту, чтобы отбла­го­да­рить Его. Но, что мы видим? Этот один не был пра­во­вер­ным иудеем. Он был ере­тик и сек­тант, и мы читаем далее, как он дей­ствует: “и пал ниц к ногам Его, т.е. к ногам Иисуса, бла­го­даря Его”, — еван­ге­лист Лука, даже как бы с некой доса­дой пишет: “и этот был сама­ря­нин”. Было тогда общее поло­же­ние, что иудеи с сама­ря­нами не сооб­ща­ются. Сама­ряне — это клас­си­че­ская секта внутри иуда­изма, они моли­лись не в Иеру­са­лиме, на горе Мориа, а на горе Гари­зим, вдали от Иеру­са­лима, они имели свое свя­щен­ство, не при­зна­вали как бы свя­щен­ство еврей­ское, у них был свой текст пяти­кни­жия, кото­рый имел до шести тысяч раз­но­чте­ний с еврей­ским, извест­ное сама­рян­ское пяти­кни­жие, т.е. это клас­си­че­ская секта внутри иуда­изма. И слож­ность сего­дняш­него еван­гель­ского чте­ния заклю­ча­ется в том, что к Гос­поду при­хо­дит с бла­го­дар­ным чув­ством только сек­тант — сама­ря­нин, а пра­во­вер­ные девять чело­век, девять исце­лен­ных, вер­нув­ши­еся к нор­маль­ной жизни, они не бла­го­да­рят Гос­пода Иисуса за дар очи­ще­ния. Тогда Иисус ска­зал: не десять ли очи­сти­лись? Где же девять? Как они не воз­вра­ти­лись воз­дать славу Богу, кроме сего ино­пле­мен­ника? И ска­зал ему: встань, иди — вера твоя спасла тебя! Вот здесь как раз про­блема: как его вера, этого ере­тика и сек­танта могла его спа­сти? Конечно не могла. Потому что когда сама­рянка спра­ши­вала Гос­пода Иисуса, она гово­рила Ему: мы покло­ня­емся на горе Гари­зим, вы в Иеру­са­лиме, где более пра­вильно покло­няться? Хри­стос прямо ей ска­зал: вы не зна­ете чему кла­няться, мы знаем — спа­се­ние от иудеев; т.е. он ото­же­ствил себя с вет­хо­за­вет­ною цер­ко­вью и засви­де­тель­ство­вал о том, что сама­ряне не участ­вуют в истин­ном покло­не­нию Богу.

Но в этом слу­чае сама­ря­нин ведет себя немножко странно. Во-пер­вых, он идет вме­сте с дру­гими про­ка­жен­ными к свя­щен­ни­кам иудей­ским. У сама­рян были свои свя­щен­ники. Потом вме­сте с деся­тью про­ка­жен­ными он обра­щался за помо­щью к Иисусу Хри­сту, кото­рого счи­тали в то время цади­ком, т.е. пра­вед­ни­ком и рав­ви­ном, т.е. учи­те­лем, и полу­чив исце­ле­ние, он не бежит в свое свя­ти­лище на горе Гари­зим, а отправ­ля­ется к Гос­поду Иисусу и бла­го­да­рит Его.

Ино­гда люди дру­гих вер про­яв­ляют уди­ви­тель­ное бла­го­ра­зу­мие и сми­ре­ние, осо­бенно в бла­го­да­ре­нии Богу. Вот ком­плекс наших зда­ний нахо­дился в пер­вой поло­вине 19-го века под пат­ро­на­жем чело­века, кото­рого звали док­тор Гааз. Док­тор Гааз был римо-като­лик, кото­рый при­был в Рос­сию и посвя­тил всю свою жизнь рус­ским катор­жа­нам. Он зани­мал пост глав­ного кура­тора тюрем в Москве и бога­де­лен. И док­тор Гааз не имел семьи, он не созда­вал себе богатств, он жил для рус­ских катор­жан. Он хло­по­тал, чтобы кан­далы были облег­чены в весе и доби­вался, он хло­по­тал, чтобы в лютые морозы кан­далы обши­ва­лись бы кожей, чтобы металл не сопри­ка­сался с телом, не обжи­гал ноги и руки, и вся его жизнь, как жизнь доб­рого сама­ря­нина, доб­рого ино­вер­ного, она скла­ды­ва­лась как слу­же­ние пра­во­слав­ным катор­жа­нам, пад­шим пра­во­слав­ным людям, кото­рые осту­пи­лись, совер­шив те или иные пре­ступ­ле­ния. И катор­жане так любили док­тора Гааза, что, когда их гнали через Москву эта­пом в Сибирь, они все­гда уте­шали себя мыс­лию, что можно под­ле­читься у док­тора Гааза, что он осмат­ри­вает всех таких людей по воз­мож­но­сти и ока­зы­вает им помощь. Чтобы дока­зать мини­стер­ству по нака­за­ниям, что ходить в кан­да­лах без кожи очень сложно, док­тор Гааз одел такие кан­далы себе на ноги и в своем каби­нете ходил вокруг стола в тече­нии очень дли­тель­ного вре­мени. Там при­сут­ство­вали его дру­зья, кото­рые фик­си­ро­вали, как эти кан­далы до крови могут пора­нить ноги рус­ских катор­жан, и потом они на осно­ва­нии этого тяже­лей­шего экс­пе­ри­мента — он целый день шел — подали на имя Госу­даря Импе­ра­тора и гене­рала-губер­на­тора Москвы про­ше­ние о том, чтобы обши­вали кожей эти кан­далы и чтобы умень­шили в весе. Когда док­тор Гааз был при смерти, забо­лел, он был при­хо­жа­ни­ном храма римо-като­ли­че­ской церкви Непо­роч­ного Зача­тия в Москве, то свя­ти­тель мит­ро­по­лит Фила­рет Дроз­дов при­ка­зал, чтобы во всех пра­во­слав­ных хра­мах слу­жили молебны о его исце­ле­нии. Настолько вот авто­ри­тет этого, каза­лось бы, ино­вер­ного, нрав­ствен­ный авто­ри­тет был велик. Он умер, его похо­ро­нили на немец­ком клад­бище, кото­рое нахо­дится здесь неда­леко, и это место, оно почи­та­ется раз­ными людьми, раз­ных вер.

Одна­жды док­тор Гааз шел по улице и у него сняли шубу с него. Напали бан­диты, сняли шубу. Он вер­нулся домой и вскоре бан­дит­ский мир Москвы узнал, что шубу сняли с самого док­тора Гааза! Кото­рый луч­ший друг рус­ских катор­жан. Этих гра­би­те­лей бан­диты сами нашли, заста­вили их при­не­сти шубу, потом никто не видел этих бан­ди­тов, потому что даже пад­шие люди с вели­чай­шим ува­же­нием отно­си­лись к этому человеку.

Мы знаем из житий­ной лите­ра­туры о том, что Бог через свя­ти­те­лей пра­во­слав­ных исце­лял ино­вер­ных. Так свя­ти­тель Алек­сий, мит­ро­по­лит мос­ков­ский Всея Руси, ездил в золо­тую орду и исце­лил мать хана золо­той орды, кото­рая ослепла и не могла ничего видеть. Над ней совер­шили собо­ро­ва­ние, хотя она была языч­ница и она полу­чила исце­ле­ние. Изве­стен слу­чай, когда один цеса­ре­вич татар­ский при­был в Москву и его дру­зья, кото­рые были пра­во­слав­ные, рас­ска­зы­вали ему, что у пра­во­слав­ных хри­стиан во время литур­гии хлеб ста­но­вится телом Сына Божия, а вино кро­вью. И этот татар­чо­нок решил войти в храм и посмот­реть, и было при­ча­стие. Этот царе­вич татар­ский подо­шел, на мыски под­нялся, загля­нул в чашу и уви­дел: мла­де­нец пла­вает в крови и у него руки и ноги кро­во­то­чат. То есть Гос­подь устра­и­вает свои отно­ше­ния с самыми раз­ными людьми: раз­ных вер, раз­ного наци­о­наль­ного происхождения.

Гос­подь забо­тится не только о всех людях, о веру­ю­щих и о не веру­ю­щих. Он забо­тится о пти­цах небес­ных, о зве­рях поле­вых. И то, что этот сама­ря­нин, ере­тик, он про­явил бла­го­дар­ность Богу, Гос­подь Иисус не оттал­ки­вает его, а, напро­тив, спра­ши­вает: а где девять? А почему эти не при­шли, несмотря на то, что они пра­во­вер­ные? Конечно, это Еван­гель­ское чте­ние очень слож­ное с точки зре­ния пра­во­слав­ного уче­ния о спа­се­нии, но оно сви­де­тель­ствует о том, что Бог не огра­ни­чен в своих дей­ствиях ника­кими зако­нами, ника­кими пред­став­ле­ни­ями о рели­гии, потому, что Гос­подь явля­ется само­власт­ный Вла­дыко над всем тво­ре­нием. Ско­рее всего мы можем пред­по­ло­жить, что Гос­подь Иисус Хри­стос зажег пламя исти­ной веры в сердце этого сама­ря­нина, но здесь обра­щает на себя слова, когда Хри­стос гово­рит: “как они не воз­вра­ти­лись воз­дать славу Богу, кроме сего ино­пле­мен­ника”? Ино­пле­мен­ник в те вре­мена, это озна­чало чело­век чужой, чело­век не духов­ный, чело­век земли — чернь. Такое зна­че­ние имело это слово. Поис­тине, как ска­зано в Еван­ге­лиях, Дух Божий дышит где хочет, и глас Его слы­шишь, откуда при­хо­дит и куда ухо­дит не зна­ешь. И то, что Бог ино­гда про­яв­ляет свое мило­сер­дие по отно­ше­нию к чужим к истин­ной вере, это сви­де­тель­ство о любви Божией. И это при­зыв к нам, пра­во­вер­ным, более усердно бла­го­да­рить Бога, чтобы люди дру­гих вер, не истин­ных вер, не опе­ре­жали бы нас в своих доб­рых делах. Как Гос­подь и гово­рит: “и так да све­тит свет ваш перед людьми с тем, что бы они видели ваши доб­рые дела и про­слав­ляли Отца Небесного”.

Итак, сего­дняш­нее Еван­гель­ское чте­ние — это при­зыв к сове­сти пра­во­вер­ных опе­ре­жать в своих делах, своем бла­го­да­ре­нии, людей ино­слав­ных, и если про­ис­хо­дит наобо­рот, то это не совсем пра­вильно и даже очень печально, когда пра­во­слав­ный чело­век не опе­ре­жает в бла­го­че­стии дру­гих людей. Даже Свя­тым апо­сто­лам Хри­стос ска­зал: “если ваша пра­вед­ность не пре­взой­дет пра­вед­ность книж­ни­ков и фари­сеев, вы не вой­дете в цар­ствие небес­ное”. А что зна­чит пре­взойти пра­вед­ность книж­ни­ков и фари­сеев? Достиг­нуть ее и под­няться еще выше.

Похожая притча

Идя в Иерусалим, Господь с учениками проходил между Самарией и Галилеей. Подойдя к одному селению, они встретили десять прокаженных. Проказа, тяжелая, очень заразная болезнь, поражающая кожу и внутренние органы человека, считалась в Израиле наказанием Божиим, а человек, страдающий проказой, считался духовно нечистым, и ему запрещалось жить в городах и селениях. Собираясь вместе, прокаженные не имели права даже приближаться к остальным людям и должны были оповещать проходящих криками: «Нечист! нечист!» Если человек каким-нибудь образом очищался от проказы, его выздоровление должен был засвидетельствовать священник.

Остановившись вдали, эти десять прокаженных начали громко кричать: «Иисус Наставник! помилуй нас». Увидев их, Господь сказал им: «Пойдите, покажитесь священникам». Поверив Иисусу Христу, они пошли и очистились от проказы. Один из них, видя, что он исцелен, возвратился к Иисусу, прославляя Бога, упав на колени, благодарил Его. И этот человек был самарянин. Тогда Господь сказал: «Не десять ли очистились, где же девять? Почему же они не возвратились воздать славу Богу, а только этот иноплеменник?»

И Он сказал исцеленному: «Встань, иди! Вера твоя спасла тебя».

Похожая притча

Исцеление прокаженных

Лк., 85 зач., 17:12-20

Будем учиться на примере малых вещей, если не можем сразу понять великие.

Если мы не можем понять, как Бог видит всех людей, посмотрим, как солнце освещает все предметы на земле.

Если мы не можем понять, как душа человеческая не может ни единой минуты жить без Бога, посмотрим на то, как тело человеческое не может ни единой минуты прожить без воздуха.

Если мы не знаем, зачем Бог требует от людей послушания, разберем, зачем глава семьи требует послушания от своих домочадцев, царь - от своих подданных, полководец - от воинов, архитектор - от строителей.

Если мы не знаем, почему Бог требует от людей благодарности, подумаем и уразумеем, почему родитель требует благодарности от своих чад. Но остановимся на некоторое время именно на этом вопросе: почему родители требуют от своих чад благодарности?

Почему отец требует от своего сына, чтобы тот кланялся ему, снимая шапку, и благодарил за всякую большую и малую вещь, от родителей полученную? На что это отцу? Разве сыновняя благодарность делает его богаче, сильнее, уважаемее, влиятельнее в обществе? Нет, нисколько. Но если он лично ничего не имеет от сыновней благодарности, не смешно ли, что он непрестанно учит ей свое дитя и приучает его быть благодарным, и не только родитель набожный, но даже и ненабожный?

Нет, это нисколько не смешно; это благородно. Ибо в сем проявляется самая бескорыстная любовь родительская, которая и заставляет родителей учить свое чадо благодарности. Зачем? Чтобы чаду было хорошо. Чтобы чадо выросло, как садовый плод, а не как дикое терние. Чтобы ему было хорошо в этой временной жизни среди людей, среди друзей и врагов, в селе и в городе, во власти и в торговле. Ибо повсюду благодарного человека ценят, любят, приглашают, помогают ему и привечают. Кто научит быть благодарным, научит быть и милостивым. А милостивый человек свободнее шагает по этой земле.

А теперь спросим себя, почему Бог требует благодарности от людей? Почему Он требовал от Ноя, Моисея, Авраама и других праотцев, чтобы они приносили Ему благодарственные жертвы (Быт.8:20; 12:7-8; 35:1; Лев.3:1)? Почему Господь наш Иисус Христос ежедневно являл людям пример того, как следует воздавать хвалу Богу (Мф.11:25; 14:19; 26:26-27)? Почему и святые апостолы делали то же самое (Деян.2:47; 27:35), заповедуя всем верным всегда за все благодарить Бога (Еф.5:20; Кол.3:17)? Не разумно ли то, что восклицает великий Исаия: Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих (Ис.63:7)? Или то, что умилительный псалмопевец советует своей душе: Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его (Пс.102:2)? Так почему же Бог требует от людей благодарности? И почему люди платят ему благодарностью? Из бесконечной любви Своей к людям требует Бог, чтобы люди Его благодарили. Благодарность человеческая не сделает Бога ни более великим, ни более могущественным, ни более славным, ни более богатым, ни более живым; но она сделает более великими, могущественными, славными, богатыми и живыми самих людей. Благодарность человеческая ничего не прибавит к миру и блаженству Бога, но она прибавит мира и блаженства самим людям. И благодарность Богу нисколько не изменит существования и бытия Божия, но изменит существование и бытие благодарящего. Лично Богу не нужна наша благодарность, как не нужна Ему и наша молитва. Но все-таки Господь, сказавший: знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф.6:8), в то же время учит нас, что должно всегда молиться и не унывать (Лк.18:1). Итак, хотя Бог не имеет потребности в нашей молитве, Он все же повелевает нам молиться. И хотя Он не имеет потребности в нашей благодарности, он все же требует от нас благодарности, которая по сути является не чем иным, как молитвой, молитвой благодарственной. Ибо благодарность Богу воздвигает нас, смертных, из тления смертного, освобождает от привязанности к тому, с чем мы однажды, хотим мы этого или не хотим, должны будем расстаться, и прилепляет к Живому и Бессмертному Богу, близ Которого мы никогда не будем в жизни вечной, если не прилепимся к Нему в жизни временной. Благодарность облагораживает благодарящего и трогает благодетеля. Благодарность дает крылья милосердию в мире и освежает всякую добродетель. Впрочем, смертный язык не может даже отдаленно живописать красоту благодарности и уродство неблагодарности так ясно, как они представлены в сегодняшнем Евангельском чтении.

Во время оно, когда входил Христос в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Десять прокаженных! Страшно увидеть и одного, а тем паче толпу из десяти человек. Тело, покрытое с головы до пят белыми язвами, а затем белыми гноящимися струпьями, которые сначала свербят, а потом жгут как огонь! Тело, гниющее и распадающееся! Тело, в котором гной сильнее крови! Тело, которое есть сплошной смрад и изнутри, и снаружи! Таков человек, больной проказой. И когда проказа охватит и нос, и рот, и глаза, можете себе представить: каков воздух, которым дышат через гной? Какова пища, которую вкушают вместе с гноем? И как вообще выглядит мир, когда на него смотрят сквозь гной?

По закону Моисея прокаженным было запрещено каким бы то ни было образом входить в соприкосновение с остальными людьми. Впрочем, это и теперь так в тех местах, где есть проказа. Чтобы кто-нибудь не подошел близко к прокаженному, тот обязан был издалека кричать: "Нечист, нечист!" Буквально так и написано в законе: У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист (Лев.13:45)! Должна быть разодрана одежда - чтобы была видна проказа. Голова должна быть не покрыта - опять же для того, чтобы видно было, что он прокаженный, поскольку от проказы волосы изменялись в белые и вылезали. До уст он должен быть закрыт - снова опознавательный знак для проходящих мимо. И кроме всего этого, прокаженные были обязаны еще и кричать: "Нечист! Нечист!" Их выгоняли из города или села, и они жили хуже, чем скоты, - отверженные, презираемые, забытые. Нечист он, говорит закон, он должен жить отдельно, вне стана жилище его (Лев.13:46). Их считали мертвыми, хотя их удел был страшнее смерти.

Помилуй нас, - кричали они громким голосом. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. В одном из предыдущих случаев исцеления прокаженных Господь прикоснулся рукой к больному и сказал ему: очистись. И тотчас проказа сошла с него (Лк.5:13). А в этом случае Он не только не прикасался к прокаженным, но даже не подходил к ним близко. Ибо они остановились вдали и вопияли к Нему. Таким образом, и Он вынужден был крикнуть им издалека. Почему Господь посылает их к священникам? Потому что на священниках лежала обязанность провозглашать прокаженных нечистыми и изгонять их из общества, а исцеленных признавать чистыми и здоровыми и возвращать их в человеческое общество (Лев.13:34,44). Господь не хочет нарушать закон, тем более что закон не мешал, а, напротив, помогал в данном случае Его делу, поскольку сами священники получили бы возможность убедиться, что десять прокаженных исцелились, и сами это подтвердили бы и засвидетельствовали. Итак, услышав, что Господь им сказал и куда их послал, они направились в свое село, чтобы так и поступить. Но вот, по дороге они взглянули на себя, и проказы на них не оказалось. И когда они шли, очистились. И они посмотрели на свои тела - и тела их были здоровы и чисты, и они посмотрели друг на друга и убедились, - то все они были здоровы и чисты. И короста, и гной, и смрад - все исчезло, так что ни следа на них не осталось от ужасной проказы. Кто мог бы сказать, что сие чудо Христово не больше, чем воскрешение мертвых? Вдумайтесь немного в тот факт, что одним могущественным словом десять прокаженных человеческих тел, изъеденных недугом, внезапно стали здоровыми и чистыми! И когда вы вдумаетесь, то сами легко признаете: воистину, слово сие не могло исходить от смертного человека! Слово сие должен был изречь Бог через телесный орган человеческий. Действительно, человеческий язык его произнес, но оно происходило из той же глубины, из которой вышло и повелительное слово, повлекшее за собой создание мира. Есть слова и слова. Есть слова чистые и безгрешные, которые потому и обладают силой. Эти слова проистекают из первоисточника вечной любви. Пред ними распахиваются врата всех вещей; им покоряются вещи, и люди, и болезни, и духи. А бывают слова, разбавленные водой, притупившиеся, умерщвленные грехом, которые производят действия не больше, чем свист ветра в полом тростнике; и сколько бы таких мертвых слов не произносили, они остаются бессильными, как воздействие дыма на железную дверь. И еще представьте себе, какое для нас ни с чем не сравнимое утешение - знать, в какого всемогущего и человеколюбивого Господа мы веруем! Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори. Он есть Начальник жизни, Он - Повелитель болезней, Он - Властитель природы, Он - Победитель смерти. Мы сотворены не бездумной и бессловесной природой, но Им, премудрым. Мы являемся не рабами природных условий, но слугами Бога Живаго и человеколюбивого. Мы не игра случая, но создания Того, кто сотворил и наших старших братий, ангелов и архангелов, и все бессмертное воинство небесное. Хоть мы в этом мире и страдаем, Ему известны смысл и цель наших страданий; хоть мы и прокажены грехом, Его слово сильнее проказы - как телесной, так и душевной; хоть мы и тонем, Его спасительная рука близ нас; хоть мы и умираем, Он ждет нас по ту сторону могилы.

Но возвратимся к Евангельскому рассказу об исцелении прокаженных и посмотрим теперь на ясную картину благодарности и неблагодарности. Что же сделали эти прокаженные, заметив, что исцелились от своего недуга? Вот что: только один из них возвратился поблагодарить Христа, а другие девять продолжили свой путь, забыв о своем Благодетеле и Спасителе.

Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Этот единственный благодарный человек, увидев, что тяжкая болезнь его оставила, облегченно вздохнул, словно его перестали душить лютые змеи, и первой его мыслью было поблагодарить Того, Кто спас его от неописуемого несчастья. И как он только что возвышал свой хриплый голос и гнойными устами взывал: Иисус Наставник! помилуй нас - так теперь он возвышает звонкий голос из здоровой груди и здоровыми и чистыми устами громко прославляет Бога. Но этого ему было не достаточно, и он побежал назад к своему Благодетелю, чтобы выразить ему благодарность. И, возвратившись ко Христу, он пал пред Ним ниц, уже не на изъязвленные и больные, но на здоровые колени, и принялся благодарить Его. Тело исполнено здравия, сердце - радости, очи - слез! Вот истинный человек. Только что он был скоплением гноя, а теперь снова стал человеком! Только что он был извергнутым отбросом жизни людской, а теперь - снова достойный член человеческого общества! Только что он был унылой трубой, игравшей одну лишь песню: "Нечист, нечист", а теперь он - радостная труба хвалы и славы Божией!

И сей единственный благодарный человек был не иудей, но самарянин. Самаряне же были не иудеи, но или чистокровные ассирийцы, или потомки ассирийцев и иудеев. Это те самые ассирийцы, которых некогда царь Ассирийский Салманассар поселил в покоренной Самарии, предварительно переселив оттуда в Ассирию израильтян (4Цар.17:3-6, 24). Что и сей благодарный человек был чистокровный ассириец, видно из того, что Сам Господь называет его иноплеменником: Слышите ли, как мягко Господь укоряет неблагодарных? Он только расспрашивает о них - разве и они не исцелились? И почему и они не возвратились поблагодарить? Он спрашивает, не потому что не знает, что все они очистились. Нет, он знал, что они исцелятся, прежде чем встретил их и увидел. Но, задавая сей вопрос, Он упрекает. И какой же это мягкий упрек, не правда ли? Как любой из нас, когда подарит монету какому-нибудь бедняге, кричит и бушует, если тот его не поблагодарит! А представьте себе, как бы каждый из нас самым грозным образом изобличил девять больных людей, если бы он, предположим, сумел возвратить им здоровье, а они бы даже не выразили благодарности за такую неоплатную услугу! Как же все дни наполнены человеческими криками на неблагодарных! Как тяжел воздух от злобы и проклятий, каждый день с утра до вечера сыплющихся из людских уст на неблагодарных! Между тем, как ничтожно все, сделанное человеку человеком по сравнению с теми благодеяниями, что творит людям Бог, творит без устали и непрестанно, от колыбели человека до могилы! Но все-таки Бог не кричит, не бранит, не проклинает неблагодарных, но лишь мягко укоряет их, спрашивая тех, кто молится Ему келейно или в храме: где же прочие Мои чада? Не даровал ли Я тысячам из них здравие, но се, только сотни вас, благодарящих? Не украсил ли Я урожаем нивы, и не у всех ли Я наполнил загоны для скота, но се, лишь немногие из вас преклоняют предо Мною колени и воздают хвалу? Где прочие Мои чада? Где могущественные и сильные, владеющие народами Моей силой и с Моей помощью? Где богатые и преуспевшие, обогатившиеся Моим богатством и преуспевшие по Моей милости? Где здоровые и веселые, исполнившиеся здравия и веселия из Моего источника? Где родители, детям которых Я помогаю расти и крепнуть? Где учителя, которым Я прибавляю мудрости и знаний? Где многочисленные больные, исцеленные Мною? Где многие и многие грешники и грешницы, души которых Я очистил от греха, как от проказы?

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? Он единственный вернулся, чтобы поблагодарить. Но разве для Христа существуют иноплеменники? Разве Он пришел спасти не всех людей, а только иудеев? Иудеи хвалились своей богоизбранностью и тем, что своим богопознанием превосходили все остальные народы земли. Но вот пример, показывающий тупость их ума и окаменение сердца! Ассириец, язычник, оказался обладателем более просветленного ума и благородного сердца, чем хвастливые иудеи. Но, к сожалению, эта история и до сего дня повторяется с избранными и неизбранными. И сегодня некоторые из язычников обладают более открытым к Богу умом и благодарным Ему сердцем, чем многие и многие христиане. Многие мусульмане или, скажем, буддисты своим усердием в молитве и теплою благодарностью Творцу могут пристыдить иных христиан.

Наконец, сей рассказ завершается словами Спасителя, обращенными к этому благодарному самарянину:

И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. Видите, сколь велик Господь в смирении, также как и в благости! Для Него является радостью назвать людей соработниками в Своих великих и благих делах. Этим Он хочет возвысить достоинство униженного и уничиженного рода человеческого. Будучи превыше человеческого тщеславия и гордости, Он желает разделить Свои заслуги с другими, Свое богатство - с бедными, Свою славу - с несчастными и жалкими. Вера твоя спасла тебя. Действительно, этот Самарянин веровал, как веровали и остальные девять прокаженных; ибо если бы они не веровали в могущество Господа, то не кричали бы: Иисус Наставник! помилуй нас. Но чего стоила эта их вера? Они могли с тою же верой кричать к тысячам самых прославленных врачей на земле: "Помилуйте нас и исцелите нас!" Но все было бы напрасно. Предположим даже, что кто-нибудь из этих тысяч земных смертных врачей вылечил бы их: как вы думаете, стал бы он - любой из них - приписывать сие исцеление вере больного, а не себе, исключительно себе и своим способностям? Не в обычае ли у земных смертных врачей намеренно замалчивать роль больных в выздоровлении, чтобы таким образом как можно ярче выделить исключительно себя самого и свои заслуги? Так относятся люди к людям. А Господь наш Иисус Христос относится к людям иначе. Христос поставил Свой воз пшеницы, а прокаженный самарянин бросил в этот воз одно свое зерно. Христов воз пшеницы есть Его Божественная сила и власть, а зерно прокаженного - его вера во Христа. Но справедливый и человеколюбивый Христос не хочет скрыть даже одного этого зерна, напротив, воздает ему большую честь, чем Своему возу. Потому он и не говорит, как сказали бы в подобном случае все смертные: "Мой воз пшеницы напитал тебя", но: "Твое зерно тебя напитало!" Он не говорит: "Я спас тебя!", но: Вера твоя спасла тебя. О, сколько великодушия в сих словах! И какой урок всем нам! И какой укор самолюбию и гордости людской!

Пусть придут и со стыдом научатся от Христа праведного все, скрывающие зерно чужой заслуги и выпячивающие свой воз. Они являются похитителями и ворами не меньше, чем богач, присоединяющий маленькое поле бедняка к своему большому!

Пусть придут и со стыдом научатся от Христа справедливого все генералы, скрывающие вклад своих солдат в победу, но громко трубящие повсюду о своих исключительных заслугах!

Пусть придут и со стыдом научатся от Христа смиренного все торговцы и промышленники, замалчивающие роль своих работников и помощников в своем успехе и приписывающие его лишь собственному трудолюбию, мудрости и удачливости!

Пусть, наконец, придет и со стыдом научится от Христа человеколюбивого и весь человеческий род, в гордой слепоте своей приписывающий все благо, все умение, все успехи исключительно себе, но замалчивающий львиную долю Божию во всем этом или забывающий о ней! Пусть придет и научится, видя, как справедливый Бог не замалчивает ни одного зерна заслуги человеческой в целом возе Своих заслуг, но, напротив, Свои заслуги скрывает и молчит о них, а подчеркивает заслуги людей!

Можно ли представить себе более сильный удар и более страшный упрек людям за их воровство, хищения, грубость, отсутствие человеколюбия и боголюбия? Воистину, имеющий стыд устыдится при виде такого смирения Христова. Имеющий в себе одну непогашенную искру совести покается в своем грубом и глупом самохвальстве и выставлении себя напоказ и станет благодарным по отношению к Богу и людям. А благодарность научит его справедливости, праведности и смирению.

О, если бы мы, христиане, знали, от какой душевной проказы ежедневно врачует нас Христос, мы немедленно возвратились бы к Нему, пали ниц к ногам Его, громким голосом прославляя Бога, и благодарили бы Его от сего часа до часа смертного - до часа смертного, который не далеко от каждого из нас! Господу и Спасу нашему Иисусу Христу честь и слава, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Похожая притча

По дороге в Иерусалим Иисус зашел в одно селение. 3десь встретили Его десять прокаженных, которые остановились вдали и кричали: "Иисус Наставник! помилуй нас!" Увидев их, Иисус сказал им: "Пойдите, покажитесь священникам". Когда они шли, то по дороге увидели, что очистились от своей ужасной болезни. Из всех десяти человек исцеленных от проказы, только один возвратился к Иисусу. Он пал к Его ногам, благодаря Его и громким голосом прославляя Бога. Этот человек был самарянином, а остальные были иудеями. Иисус сказал: "Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?" Христос назвал благодарного исцеленного человека иноплеменником потому, что самаряне и евреи были два разных народа. Они отличались и по вероисповеданию. Затем Иисус обратился к нему со словами: "Встань, иди; вера твоя спасла тебя". Мы тоже никогда не должны забывать благодарить Господа за Его милости.

Читайте более подробно: .

Ветхий Завет

Новый Завет

Фильмы для детей

Авторські права

Права на перевод Детской Библии принадлежат Институту Перевода Библии.

Размещено на сайте Библия Онлайн с разрешения правообладателя.

Наличие разрешение у Библии Онлайн, не означает, что вы можете свободно брать и копировать текст, изображения и другую информацию для использования в собственных проектах, без разрешения правообладателя.За получением разрешения, вам необходимо самостоятельно обращаться к владельцу прав.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, не являются авторами Детской Библии и могут частично или вовсе не разделять изложенный в ней взгляд. По вопросам содержимого, соответствия Библейскому вероучению, и другим вопросам необходимо обращаться к авторам.

Читайте также: