Актуальность притчи о блудном сыне

Обновлено: 26.04.2024

Похожая притча

Художник: Eugene Burnand

Художник: Eugene Burnand

Когда человек останется с этим миром один на один, ему многое откроется

Какое это счастье, что где-то кто-то продолжает тебя любить

– Мы прививаем своим детям те нравственные установки, которые ценны именно для нас. Их ценность доказана жизненным опытом. Часто дети не слушают родителей, потому как ещё не имеют этого самого жизненного опыта. С детства мы, как правило, растём эгоистами и думаем, что весь мир кружится вокруг нас, любимых. Стоит только близким «ошибиться», сделать что-то не так, как бы тебе хотелось, – тут же обиды и вывод, универсальный во все времена: «Меня никто не понимает».

Любить ребёнка – значит воспитывать его, учить главному: как быть человеком. И не нужно быть навязчивым, воспитывайте собственным примером. Сейчас, пока он ещё на вашем иждивении, он многого не понимает, но придёт время, человек останется с этим миром один на один, и ему откроется. Молитесь, чтобы это случилось.

Священник Александр Дьяченко

Священник Александр Дьяченко

Лично для меня оно открылось, когда по окончании института я был призван в армию и отслужил свои полтора года в звании рядового. Именно тогда в моём сознании всё встало на свои места. Только тогда до меня дошло, что я, оказывается, «никто» и звать меня «никак». И какое это счастье, что где-то кто-то продолжает тебя любить. Эта исцеляющая мысль делает тебя человеком, способным на благодарность.

Не должно быть давления, но мудрые беседы о ложности иллюзорных радостей

– Самое главное тут – любовь и мудрость отца. Господь дает человеку свободу человека, свободу выбора. Она – очень важная составляющая образа Божия, которым все мы являемся. Удерживать подросшего ребенка насилием опасно и практически невозможно. Это возможно только до поры до времени, пока человек не сформируется, не почувствует той свободы, что ему дана Богом, и не уйдет в эту «страну далече», в этот мир иллюзий, фантазий, ложных радостей и удовольствий, которые заканчиваются смертью, если не будет притягивающей силы любви.

Притча напрягает ситуацию до предела. Понятно, что в жизни может быть по-другому. Степень отхода наших детей, то, как далеко они уйдут в эту «страну далече», зависит от того, насколько мы их сами притягиваем, насколько им уютно и радостно находиться рядом с нами, родителями.

В «страну далече» подросшие дети все равно уходят. Главное – чтобы они не ушли слишком далеко

Но, так или иначе, в «страну далече» подросшие дети все равно уходят. Главное – чтобы они не ушли слишком далеко. Главное, чтобы им помогала любовь и мудрость родителей, умение сопереживать проблемам в этом тяжелом переходном возрасте, когда рушатся иллюзии, и они видят, что мир не идеален и что не идеальны родители. Бесовская ложь выводит детей на желание преображения мира, внушает им, что уж я-то буду жить как надо, все изменю, и у меня все будет правильно и хорошо, одни удовольствия.

Но ведь эти удовольствия всегда сомнительного плана, всегда основаны на страстях. Чистыми и незапятнанными земными страстями остаются лишь избранники Божии. Но, кстати, как раз по этим избранникам и можно понять хотя бы отчасти, как они стали такими. Это Божия Матерь, Иоанн Предтеча, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский – перечислять можно еще долго. Но заметим, что все их родители жили совершенно благочестивой жизнью. Их родители были святые, которые своей жизнью, своей любовью и мудростью подарили своим детям правду и мир подлинной радости, а не мир иллюзий. Поэтому их дети никогда и не уходили в «страну далече».

Священник Лев Аршакян

Священник Лев Аршакян

Слава Богу, блудный сын из притчи пришел в себя и вернулся к отцу, который ни разу его не укорил, все время лишь ждал его, любил его и молился за него. Тогда только случилось то, что должно было случиться. Иллюзии рухнули, вся временная, ложная красота спала и прошла, и осталось то, что и есть в этом мире: смерть, страх, холод, болезни и горькая оставленность, когда ты никому не нужен, если ты нищий и больной. И сын готов был вернуться к отцу уже даже не как сын, а как наемник.

Это ключевой момент. Человеку все же надо уйти в «страну далече». Дети должны, так или иначе, познать этот мир, мир иллюзий, фантазий и бесовской лжи, и вернуться туда, где им хорошо. Все познается в сравнении. Не познав разницы, не сделав верный выбор, человек так и будет мучиться. Поэтому очень важно окружать детей настоящей христианской правдой, любовью и свободой, искренностью. Говорить о тех вещах, с которыми им придется столкнуться, в меру их возраста и понимания. Чтобы не получилось так, что мы их держали и рафинировали до 18 лет, а потом ребенок вырывается, потому что видит в своей семье неискренность, лицемерие и насилие.

Есть такое выражение – «к Богу не тянут, к Богу притягивают». Притягивают любовью, мудростью и радостью

А насилие, повторюсь, очень опасно тем, что всегда вызывает некое напряжение. И как только силы уравновешиваются, и физические, и умственные, человек словно выстреливает, вырывается в мир, который ранее был от него закрыт. Им овладевают бесовские иллюзии, что в мире сплошная красота и радость, а от тебя это раньше скрывали. Конечно, человек может тогда захлебнуться и сильно повредиться. Поэтому не должно быть никакого давления и напряжения, а мудрые беседы о ложности иллюзорных радостей. И жизнь родителей – настоящая христианская, а не лицемерная. Потому что дети очень травмируются, если родители говорят одно, а делают другое. Для них это настоящая катастрофа, когда рушится иллюзия идеальных родителей.

Дай Бог, чтобы они потом нашли родителей в лице Бога, Матери Божией и Церкви. Но это очень непросто. Такими родителями и для нас самих должны быть Бог, Церковь и Матерь Божия. И дети должны это видеть, чтобы они от одного родства плавно перешли к другому, более настоящему.

Но есть такое выражение – «к Богу не тянут, к Богу притягивают». Притягивают любовью, теплотой, светом, мудростью и радостью. Если родители живут так, то и «страны далече» практически не бывает, потому что детям и так хорошо, и уходить им никуда не надо.

Серьезные утраты способны стать прекрасным жизненным уроком

– Притча о блудном сыне – это притча о том, что в воспитании детей не стоит отчаиваться. Даже если твое чадо, не дай Бог, заблудилось, ушло на страну далече и промотало там всё, то и тогда не стоит опускать рук. Серьезные лишения, утраты способны стать прекрасным жизненным уроком. В этом тоже есть Божий Промысл. Потому что только так в упомянутой притче блудный сын наглядно увидел, насколько любовь ближних для него лучше, ценнее, чем глупая свобода возле корыта свиней.

Еще эта притча о том, что воля детей с определенного момента уже неподвластна родителям, но даже в самых неприглядных случаях ребенок поменяет свое неразумное решение, если пред ним спасительным маяком сияет любовь родителей.

Младший сын в притче – выразитель бунтарского настроения, которое пробуждается, как правило, в подростковом возрасте, но может проявиться и в самое разное время. «Я хочу сам и отдельно» – вот его жизненный принцип. Но это очень недальновидно, и в итоге такая позиция терпит крах. Попытки рано обособиться от близких завершаются для чада огромными проблемами. Он принимает заведомо неверные решения и остается ни с чем.

Священник Валерий Духанин

Священник Валерий Духанин

Как мы видим в притче, отец, не теряя любви к непослушному сыну, позволил на время воспользоваться столь искомой свободой, чтобы, когда ребенок получит первые удары судьбы, принять его вновь. Такое отношение к судьбе ребенка кажется жестоким. Конечно же, Евангелие не призывает нас потакать прихотям детей. Но вот небольшая история из жизни.

Знакомая женщина, Вера, имея своих собственных детей, взяла на попечение ребенка шести лет из неблагополучной и, в общем-то, развалившейся семьи. Что показательно, в той семье маленького Ваню кормили чем придется, в том числе отрубями со свинофермы.

Вера не представляла всех трудностей, которые будут связаны с этим ребенком. Например, Ваня сбегал из дома с друзьями искать маму, потом они решили бежать в Африку и даже проехали на электричке несколько остановок, а обратно шли пешком. Так длилось года три. Никакие вразумления не помогали. И вот, после очередного побега позвонила опека и сказала, что через три дня заберут мальчика. Деваться было некуда, Вера посадила ребенка рядом с собой и без каких-либо нотаций, просто сказала: «Ты прожил у нас три года, сейчас тебя хотят забрать по таким-то причинам, есть у тебя два дня, решай и говори мне, опеке, чего ты хочешь».

Вот здесь-то у ребенка включилось соображение. Слёзы полились ручьем. Девятилетний Ваня сам позвонил в опеку и упросил оставить его. Удивительно, но впоследствии он стал самым трудолюбивым из всех детей (дело в том, что Вера, помимо своих двоих, воспитала десять приемных детей). Она отвела Ваню в кружок игры на гитаре, а заодно сама ходила с ним и тоже научилась играть. Ваня увлекся резьбой по дереву, и Вера пошла вместе с ним, тоже научилась резать по дереву. Ваня вырос и смог обрести свое место в жизни.

Вот такие удивительные случаи бывают. Что стоит за подобными историями? Это – поразительное терпение, рассудительность и какая-то немыслимая по своей глубине и в то же время трезвая любовь к своим чадам, по подобию отца из притчи о блудном сыне.

Толкование притчи о блудном сыне

«Блудный» – значит потерянный. Чтобы стать найденным и спасенным.

Священник Филипп Парфенов

Священник Филипп Парфенов. Презентация книги о. Алексия Уминского. Фото Анны Гальпериной

Таков основной смысл самой притчи о Блудном сыне, главным героем которого оказался младший из двух сыновей, пожелавший отделиться от своего отца и быстро растративший полагавшуюся ему часть состояния. В евангельском тексте, как и в богослужебных песнопениях Недели о блудном сыне, в греческом оригинале он называется ασώτος («асотос»), что значит распутный, беспутный, расточительный, но еще точнее и буквальнее – потерянный, погибший, неспасенный! Это слово – однокоренное со словами σωτήρ или σωτηρία (спаситель, спасение), а приставка α здесь означает отрицание указанного состояния. Это гораздо более емкое понятие, нежели просто блудник в смысле неразборчивых связей, который тогда назвался бы «порнос».

Не случайно ведь перед повествованием этой притчи Иисус приводит в пример образы заблудившейся овцы и потерянной драхмы. И какую радость получает пастух от того, что находит одну из ста овец, отбившуюся от стада, переживая именно о ней, а не об остальных 99! – «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10).

Потерянными и потерявшими первозданный рай оказались первые люди, родоначальники всего человечества. Потерянными после оказались целые их поколения, смытые всемирным потопом. Потерявшимися в пустыне стали многие из израильтян, избавленные Богом от египетского рабства, но недошедшие до обещанной им земли за ропот, бунт и неверие.

Когда человек или целый народ противится Божией воле, он за-блуж-дается и теряется, ставя себя в рас-путье или бес-путье. Своим идолопоклонством, жестокосердием, эгоистичностью. Иногда в Библии такое поведение приравнивается впрямую к блуду или прелюбодеянию как супружеской измене. Великие пророки нередко уподобляли Израиль и святой град Иерусалим блуднице: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы» (Ис. 1, 21); «Господь сказал мне во дни Осии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево, и там блудодействовала… И видела это вероломная сестра ее Иудея. И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла, и сама блудодействовала» (Иерем. 3, 6-8). Пророк Иезекииль поэтически уподобляет Иерусалим возлюбленной, нарядной, блистательной и красивой, но неблагодарной и неверной жене (гл. 16).

"БЛУДНЫЙ СЫН". Давид Вилкерсон

За всё своё распутство и беспутство израильтяне неоднократно подвергались разных скорбям, из которых наиболее продолжительным испытанием стал их семидесятилетний плен в Вавилоне, далекой стране на востоке, земле изгнания… «На реках Вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс. 136). Плакал и Адам, вспоминая о первозданном Рае и оказавшись изгнанным из него. И этот плач Адама проникновенно изобразил старец Силуан Афонский:

«Скучал Адам на земле и горько рыдал, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил: «Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя была весела и покойна, и враг не имел ко мне доступа; а теперь злой дух взял власть надо мною, и колеблет, и томит душу мою, и потому скучает душа моя о Господе даже до смерти, и рвется дух мой к Богу, и ничто на земле не веселит меня, и ничем не хочет душа моя утешиться, но снова хочет видеть Его и насытиться Им. Не могу забыть Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему, и от множества скорби стоном плачу я: «Помилуй мя, Боже, падшее создание Твое». Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны его; звери и птицы замолкали в печали; а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь».

Блудный сын

Можно к этому добавить, что такими «старшими братьями» нередко становятся вчерашние «блудные сыны». Принятые в отчий дом с распростертыми объятьями, недавние блудные дети привыкают к этой любви, осваиваются в доме, развивают кипучую деятельность, командуют… И принимают последующие поколения их товарищей по злоключениям, прибившихся к отцовскому пристанищу с большим опозданием, с ревностью многоопытных и много потрудившихся работников.

Все темы подготовительных воскресений к Великому посту так или иначе связаны друг с другом. Покаяние мытаря сродни обращению Блудного сына, а благочестие фарисея, приправленное тщеславным возношением перед нерадивым мытарем, весьма напоминает ревность старшего правоверного брата в отношении младшего беспутного, над которым им был уже утвержден собственный приговор. Если богослужебные песнопения первого воскресенья предостерегают не обольщаться своими добродетелями, в частности, постом, то песнопения второго воскресенья призывают не отчаиваться от своих грехов, какие бы они ни были, но довериться любви и милости Бога. Третье подготовительное воскресенье добавляет тему ответственности перед Богом и людьми: полагаясь на милость Господню, каждый призван быть милостивым в отношению к ближним своим: «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13).

Последнее воскресенье перед постом, вспоминающее изгнание Адама из рая и перекликающееся тем самым с темой Блудного сына, напоминает в том числе, что этот рай снова открыт всем, через Крест и Воскресение Христа: «Темже потщимся вси время подъяти поста, послушающе Евангельских преданий: да сими благоугодни бывше Христу, рая жилище паки воспримем». Что любящий Отец всех нас ждет принять в Свои объятья и приготовить для нас трапезу точно так же, как отец из притчи заколол для вернувшегося сына откормленного теленка: «Трапеза полна: насладитесь все. Телец велик: пусть никто не уйдет голодным. Все наслаждайтесь пиром веры; все получите часть богатой благости» (из Пасхального слова свят. Иоанна Златоуста).

Священник Филипп ПАРФЕНОВ

Похожая притча


В течение длительного времени Церковь нас готовит к Великому посту. С материнской заботой она призывает заблудших возвратиться в ее спасительное лоно. И здесь вспомним, что нам говорится в Неделю о блудном сыне? - Возвращайся в дом отца своего, сынок или доченька, он тебя ждет. Посмотри, чем занимаются люди? Пасут свиней и питаются из корыта. Они могут питаться из корыта в смокинге и бабочке, и корыто может быть инкрустировано стразами от Сваровски, но все равно это корыто, и они все равно пасут свиней. И Церковь в 15-ой главе Евангелия от Луки призывает: Возвратись. Откроем же эту главу и пробежим глазами по священным строкам, вспомним, что Христос говорит здесь о трех потерях: овца, потом – деньги, потом – сын: «Кто из вас, имея сто овец, и потеряв одну из них, не оставит ли 99 в пустыне и не пойдет ли за пропавшей, пока не найдет ее?» Мы с вами привыкли к образу Пастыря Доброго, Который оставляет незаблудившихся в загоне, а Сам идет на поиски заблудившейся, берет ее на плечи и идет с нею. Омофор на плечах архиерея – это и есть образ найденной и принесенной к Отцу заблудшей овцы. Это первая потеря. Вторая потеря – денежная. Если потеря овцы понятна не всем, а только тем, кто имеет дело с овцами, козами, свиньями или другой живностью, то потеря денег уже понятна каждому человеку. Дальше Он говорит: «Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму - не зажжет ли свечи и не станет ли мести комнату и искать тщательно, пока не найдет?» Вот, ты имеешь миллион рублей. А потерял сто тысяч. Ты же будешь их искать, переворачивать весь дом. Вот, нашел - и обрадовался. «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих об одном грешнике кающемся». Т.е., здесь везде овца и деньги – это образ грешника, которого нашел Господь, который кается. Он – беспомощная овечка, драгоценная монета, которая нужна Богу. Люди нужны Богу. Но все это вещи относительно ценные – овцы, деньги. Самое дорогое – это дети. Какими овцами можно измерить ценность для человека его детей, какими деньгами? Никакими. Любые деньги за ребенка – любых овец, волов, ослов, машины, квартиры человек готов отдать, лишь бы у его ребенка все было хорошо. И Господь в третьем случае дает развернутую притчу о блудном сыне. Вот, отец потерял сына. Но как? Сын взбеленился и решил уйти от отца. И здесь нам нужно углубиться в предмет. Притча о блудном сыне – это корневой стержень мировой литературы. Везде, где вы встречаете в сюжете уход и возвращение главного героя – там притча о блудном сыне. Везде, где вы встречаете бунт, затем смирение, возвращение и покаяние – там притча о блудном сыне. Вот пример: Диккенс, «Жизнь Дэвида Копперфильда». Малютка Эмбли, чем-то обольщенная, пропала из дома, и папа надел на голову шляпу, на плечи - макинтош и пошел ее искать. Пошел как отец, ищущий блудного сына, в данном случае - дочь. Вот, сказка о Буратино – это ничто иное, как притча о блудном сыне, изложенная языком сказки. Молодой человек, наглый, глупый, деревянный – ушел из дома. На прощание он всем нахамил, скитался, претерпел разные приключения. Вернулся в отеческий дом с покаянием, вразумленный, исправленный, исцеленный, и нашел счастье там, откуда ушел. Так что это корневой сюжет мировой литературы.

Притчу о блудном сыне можно рассматривать как историю отдельного человека – то, что касается нас всех и каждого. Это универсальная притча. И можно ее рассматривать как притчу, которая говорит о человечестве. Я прошу вас обратить внимание на 15 - ю главу, стихи 11-32 - здесь в 21 строчку вместилась вся история отдельной человеческой души и отдельно взятого человека. Скажу, что Евангелие - это текст необычайной плотности. Физики говорят: вселенная началась с Большого взрыва, когда вся материя была помещена в одну микроточку, плотность была запредельная – а потом все разорвалось, разлетелось, и сейчас существует все это многообразие. Запредельная плотность, невообразимая человеческим мозгом. Это категория применима к Евангелию. 25 строчек – и в них вся история и моей жизни, и твоей, и его, и всех жизней. Плюс к этому - история всего человечества. Вот что такое Евангелие. Т.о. притча о блудном сыне - это еще одно доказательство, что Христос – Бог. Если бы Христос не был Богом – Его слова не имели бы такой плотности. Такой силы, такой власти, такого влияния на человека и на человечество. Сколько слов в мире сказано, Господи, помилуй – произнесены миллиарды, тонны, вагоны слов – и все это по большей части словесный мусор. Редко - редко что остается и живет в веках, как шекспировы сонеты или романы Достоевского. А Христос живет. Он ничего не писал. В романе Достоевского «Братья Карамазовы», в главе об инквизиторе говорится, что если бы все мудрецы мира сошлись бы в одном месте и в один час – они не придумали бы таких сложных, и одновременно простых трех вопросов, как те, которые дьявол предложил Христу: хлебы, чудо и власть. Все. Никто так не смог сжать до квинтэссенции жизнь человеческую, как тот, кто вращает человека. Или Тот, Кто создал человека. Т.е. Бог и дьявол борются за человека. Бог создал человека, дьявол крутит человека. И притча о блудном сыне такая же, она плотная, как ртуть. И тяжелая, как ртуть. Если сравнить всякие слова с водой-то между водой и ртутью такая же разница по плотности, как между притчей Христовой и прочими словами.

А я предлагаю вам рассмотреть вопрос не только личного покаяния, но также и мировой истории на примере притчи о блудном сыне.

Откроем притчу. Читаем. Сказал младший из них: Отец, дай мне следующую мне часть имения. И дальше: И отец разделил им имение. Что значит: «дай мне мою часть»? Это значит, что он торопит отца умереть. Отец, без сомнения, властвует над детьми. Древний мир не знал демократии в нашем пошлом смысле. Он знал разные формы строения, но это была не наша демократия. Женщины там не голосовали. Наших свободных нравов древний мир не знал. Там был закон отца, «юрис патрис». Если женщина рожала ребенка от мужчины и клала его перед ним на землю, а он его не брал с земли – то ребенок считался незаконнорожденным. Только если отец брал ребенка с земли, поднимал его на руки - ребенок считался его собственным. Т.е. признать или не признать дитя своим ребенком - это было полное право отца. В древнем обществе отец был законодатель, судья и исполнитель. Он мог вести на войну, он мог карать смертью, он мог все. И когда говорится про отца в притчах – то именно в таком древнем духе. Отец – это образ Бога, и он может все, имеет право на все. Ты вступишь в мои права и получишь некую часть имения, когда я уйду из жизни – таков был закон. Я старый, но я еще не умер, простите. Когда я буду умирать –напишу завещание, может, уже написал. Но вы вступите в права только тогда, когда я умру. Вот тебе будет мельница, тебе – поле, тебе – винное точило, тебе - стадо овец. Но вы, пока я жив - ничем не воспользуетесь. Вы просто живете со мной, под моей властью. Вот, когда я умру – вы хозяева. Дальше - как хотите. Таковы законы, установленные в обществе, где происходило действие притчи. Что значит просьба молодого человека: «Отец, дай мне следующую мне часть имения»? Это значит: «Слушай, быстрее бы ты умер!» Именно это, и больше ничего. «Я должен вступить в права наследства. У меня есть некая часть. Я – твой законный сын. Ты отписал мне мою часть. Но я уже сейчас хочу ею пользоваться как хозяин. А пока ты живешь –не могу. Слушай, умри быстрее». Это очень важно понять. Это должно быть понятно грешному человеку - допустим, сын миллионера хочет вступить во власть над миллионами - он может даже заказать своего отца, чтобы быть наследником, потому что хочет пользоваться – а отец живет и командует до сих пор. Поэтому в этих словах сына к отцу расшифровывается следующий текст: «Слушай, как плохо, что ты живешь! Умри быстрее. Ты надоел». И вот здесь – внимание. Отсюда поподробнее. Если мы под Отцом понимаем Бога, а под сыновьями – людей, то что это значит: «Умри быстрее»? – «Я хочу насладиться жизнью – а Ты мешаешь». Действительно, Бог мешает людям наслаждаться жизнью. Бог говорит: «Не прелюбодействуй, не кради, чти отца и мать, жертвуй, милуй, трудись, терпи». А Ему отвечают: «Слушай, надоел ты вообще. А можно без всего этого? Можно я поживу без тебя? Лучше бы ты вообще умер. А я пожил бы на твоем, без тебя, в свою сласть». Но Бог не может умереть, Бог бессмертен, вечен, свят, блажен, непостижим. Он и есть, собственно, первая и главная реальность. Но, заметьте себе, что слова: «лучше бы ты умер» и «быстрей умри» по отношению к Богу в истории уже звучали.

В XIX веке один из гениальнейших и трагичнейших персонажей истории человеческой Фридрих Ницше сказал в одном из своих произведений: «Бог умер». И продолжал: «Вы, я, мы все убили его».

Он обличал современное ему немецкое общество, говорил: «Вы якобы верующие, но вы неверующие. Вы на самом деле не нуждаетесь в Боге. Вы убили Его, Он не нужен вам. Вам нужна только форма религии, а суть религии вам не нужна». Но он произнес такие слова: «Бог умер». Эти слова стали лейтмотивом всей истории человечества. Ницше даже не думал о том, что он сказал. Он не мог понять, что он сказал. И никто из писателей, философов, драматургов, оперных композиторов не cмог понять, что он написал. И только потом это стало понятным. Но Ницше создал лейтмотив огромному периоду человеческой истории. Потому что вся история человечества, того, которое мы, хвалясь, называем европейским и цивилизованным, XIX, ХХ и XXI века - эта история свершилась и свершается под лозунгом Ницше: Бог умер. Именно поэтому расплодились социалистические, коммунистические, фашистские, нацистские, античеловеческие и всякие другие бредовые идеи. Мир, поделившийся на партии, гонка вооружений, революции, две мировые войны, опасность третьей в нынешние дни - все это кружится вокруг одного и того же тезиса: Бог умер. Т.е. люди, которые мутят историю – исходят из того, что Бога нет, и теперь все можно. Тут вмешивается Достоевский, который говорит: если Бога нет – то все можно. И действительно все можно, если нет никакого высшего авторитета - непререкаемого, неподсудного и неподкупного. «Если Его нет – то какой же я штабс-капитан?» - говорит у него один из персонажей в «Бесах». Здесь младший сын совершает нечто подобное тому, что потом в XIX веке совершило человечество. Бога нет. А-а-а-а, нет? А что есть? –Cвобода, равенство и братство. - Ну, так вперед. А что еще есть? –Разврат, блуд, насилие сильного над слабым. - А что еще? –Бунт слабых против сильных. Пожары, поджоги, грабежи, революции. А еще? - Наркотики, сексуальная революция, ядерная бомба, полеты в космос и вообще опасность уничтожения всего живого. Вот что есть, и еще много чего есть, куча всего, потому что: «Дай мне мою часть имения, умри, старик, надоел ты. Я хочу насладиться».

Посмотрите, как действует старик, Ветхий днями, Тот, Кто древнее всех. Разделяет имение и говорит: «На, бери». Ему, конечно, очень больно от хамства сына. Но он не хочет его ломать, не хочет бить батогами на конюшне. Он хочет, чтобы сын дошел до логического конца своих желаний. Чтобы понял, к чему ведут мечты. Есть такой кинофильм: «Куда приводят мечты». Обычно мечты приводят к страшным вещам, потому что в жизни есть два несчастья: первое - когда мечты не сбываются, второе – когда сбываются. Когда все, что ты хотел – сбылось, тогда-то ты и понимаешь: я приехал и уже никуда не уеду, потому, что Бог дал мне все, что я хотел, и то, что я хотел - оказалось ужасно. Так вот, Отец поступает чрезвычайно терпеливо, мудро и Божественно. Он разделяет им имение и говорит: На. Считай, что я умер, по сути. Ладно, пользуйся. Т.е. он согласен исчезнуть из жизни ребенка. А ребенок берет свое и исчезает.

Теперь внимание! Если отец – это Бог в притче, а ребенок – это человечество или часть его, то - что значит: уйти от Бога? Вот, он ушел. Как можно уйти от Бога? Разве можно, допустим, сесть на корабль и уйти от Бога? Или сесть в самолет и улететь от Бога? Нет, летишь в самолете – все равно ты с Богом. На корабле плывешь – ты с Богом. Пешком идешь, в метро спустился – ты с Богом. От Бога уйти нельзя. Когда говорится о том, что кто-то ушел от Бога, или пришел к Богу - говорится о духовных вещах, о предстоянии перед лицом Божьим. Вот когда мы просто живем-идем, мурлыкаем песенку, разговариваем с друзьями - мы рядом с Богом, но про Него не думаем. Но когда мы начали молиться – или в храм вошли и замерли, и стали творить молитву- то мы обратились к Богу, хотя секунду назад были далеки от Него. Т.е. мы всегда с Богом, но мы уходим от Него, когда забываем про Него, и возвращаемся к Нему, когда помним про Него. Вот, собственно, и все. Потому что иначе от него убежать невозможно. Когда про Каина говорится: ушел Каин от лица Божия – это значит, Каин отвернулся от Него мыслями и сердцем, стал к Нему спиной. Потому что Бога убежать невозможно.

А блудный сын ушел от отца - это что значит? Он забыл о Боге. И получил в наследство огромное количество всяких благ, которые отец ему накопил. Знаете ли вы, друзья мои - а если не знаете, то узнаете- что все, чем мы пользуемся сегодня, в нашу хваленую цивилизацию – выросло, родилось, придумалось, изобрелось, сотворилось – в монашеских кельях, в лабораториях ученых, которые мало чем отличались от монахов – все это было придумано, эти различные научные открытия, прорывы в сознании в области философии, медицины, техники, инженерии – все это сотворилось подвижниками, которые питались корнями подвижничества. А потом мы все вдруг сели в машины, поезда, самолеты, взяли в руки гаджеты и пошли заполнять эфир всякой болтовней и ерундой. Это чисто образ блудного сына: другие трудились – а ты залез им на спину и пользуешься их трудами. Это общий образ цивилизации, где человек, ничего не знающий и знать не хотящий, напичкан желанием прав - как можно больше прав, как можно больше свободы. Но при этом сам никому ничем не обязан. Это образ блудного сына. Долго ли он так жил, долго ли может жить так человечество? Конечно, так он жил недолго. Все проел, пропил, прогулял блудно. Так Писание и говорит нам: По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну, расточил имение свое, живя распутно. По – славянски: блудно. Блуд и блуждание – слова однокоренные. Человек блудящий – он же есть блуждающий. Когда, например, мужик не может остановиться, меняет женщин – это значит, что он блудит в плане греха и блуждает в плане души. Т.е. человек, который блуждает - неизбежно блудит, а человек, который блудит - неизбежно блуждает. Не знает, где ему бросить якорь. Блудно живший младший сын - это человек, потерявший себя и не знающий, к чему он живет. Тут же много друзей, много нахлебников; быстро все проедается, и быстро все заканчивается. Ведь настоящая печаль хороших миллионеров – это воспитать детей так, чтобы они умели сохранить и приумножить накопленное отцом. Есть такая интересная книжка, изданная в США три-четыре года назад: «Я – сосед миллионера». Там описывается средний американский миллионер - не магнат, типа Трампа или Буша, а человек, который только к 50 годам заработал свой миллион - такое возможно еще или было возможно в ближайшее к нам десятилетие в Америке. Это человек, который панически боится новых вещей, автомобили покупает только на распродажах- вторичные, никогда не покупает себе часы или костюм дороже 200-300 долларов, у него работает жена - учительницей или бухгалтером, он не ходит на тусовки, бережет каждую копейку. И только при этих условиях, годам к 50-60 он накапливает свой законный миллион. Если, конечно, сбросить индекс инфляции. Потому что сегодняшний миллион до 30-х годов, до депрессии был примерно в 35 раз меньше в цене. Т.е. человек, имевший до депрессии 1932-33 гг. 300 тысяч был чистый миллионер. А сегодняшний миллионер – это миллионер дутый, потому что доллар – это бумажка, не обеспеченная до конца. Миллионеры сегодня есть, но они смиренные, потому что бережливые. Они переживают: вот я копил-копил, копил- копил - и накопил. А дальше что? – а дальше мой отпрыск это все прожжет в барах, с девками и пацанами, пронюхает в кокаине, протратит на взятки милиции - надо же будет отмазываться от проблем! – и все. Он за год уничтожит то, что я копил 40 лет. Они боятся этого и правильно делают. Поэтому нормальный миллионер поступает не так, как наши мажоры. Нормальный миллионер заставляет своего ребенка на каникулах продавать пиццу, мыть окна в небоскребах, мыть машины на стоянке, гайки крутить, еще что-то делать. Зарабатывать свои трудовые денежки, получать в руки заработанное, чтобы знать им цену. Так поступает всякий нормальный богатый человек. Богатство - не грех. Грех – безумное богатство, заработанное на крови, на бесовщине, на смерти людей. А нормально заработанное богатство - не грех. И нормальный богач всегда переживает: я должен воспитать своих детей так, чтобы они не профукали за год то, что я копил 50 лет. Так вот, блудный сын профукал за год все, что папа ему дал. Даже стал есть из свиного корыта. Это конец всех гордецов. Всякий гордый человек, желающий взять от жизни все – в конце концов, будет жрать из свиного корыта. Вместе со свиньями, стоя на четырех костях, будет хлебать со свиньей из корыта. Это законное наказание всякому гордецу, считающему, что мир у него в кармане. Я прошу это всех услышать, потому что это не я сказал, это-переложение Евангельской правды на современный язык. Человек дошел до крайней степени униженности. Он попал под власть странного гражданина. Некоторый человек из дальней страны послал его на поле свое пасти свиней. Некоторый человек дальней страны - это бес. Это демон, который вообще с Богом не живет. Который Бога не любит, не хочет и не знает. Забыл про Него. Человек попадает в бесовское рабство, забывая Господа, и пасет свиней в дальней стране. В принципе, это состояние современной западной цивилизации. Целая цивилизация, построившая огромные храмы, столетиями Богу молившаяся каждое воскресенье, Великим постом не евшая ни мясного, ни молочного, читавшая Евангелие, писавшая книги, размышлявшая о смысле жизни - целая цивилизация как блудный сын сегодня хлебает из корыта. Либо она придет в разум и вернется к отцу - либо останется со свиньями. Притча о блудном сыне - это притча об истории мира. Там еще есть старший брат, который никуда не уходил. Это некий образ еврейского народа, который не сомневался, что Бог есть. Для них Бог не умирал. Это для европейцев Бог умер, а для евреев Бог не умирал. И у него есть некая обида на Господа: почему Ты милуешь этих, а мы с Тобой всегда, и не имеем таких благ- и благодати, и милости? Здесь завязан большой узел. Т.е. эта притча - узловая притча мировой истории. Это еще раз доказывает, что Евангелие – это не дело человеческого ума, это дело Божественной благодати. В таких кратких, простых словах Христос смог без труда, не уставая, изложить всю драматическую историю мира и безумие человеческой цивилизации.

Читайте также: