Полюби ближнего своего как самого себя притчи
Обновлено: 14.11.2024
Основная Божья заповедь – это заповедь любви, без соблюдения которой, спасти собственную душу нельзя. Любить всем сердцем и душой нужно нашего Господа, а вот ближнего стоит возлюбить, как себя самого. Но прежде, чем говорить о любви к Господу и ближнему своему, все же стоит полюбить себя. Эта задача для многих является непростой и речь здесь вовсе не идет о самолюбии и эгоизме, ведь любовь должна быть чистой, искренней, светлой. Любовь к ближнему – это тоже мера проявления любви к Господу, поэтому любить, особенно если тебе сделали плохое, будет сложно, но с Божьей помощью это возможно, обретая большие духовные сокровища.
Похожая притча
Много в мире трактовок слов Иисуса Христа… есть разные подходы к трактовкам. От раскольничьего «умрем за Аз» до либерально-протестантского «каждый человек истина, а значит любая трактовка верна», но надо сказать здесь делают оговорку чтобы сгладить явное противоречие – «истина для каждого своя»…
Как всегда, здравый смысл должен быть где-то между…
Вернемся к фразе… да надо отметить, что это не просто фраза, это вторая из двух наивысших Заповедей. «12:31. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.» Евангелие от Марка.
В сети часто можно встретить определенные нападки на тех, кто трактует эти слова как то, что в первую очередь нужно возлюбить себя.
Я поддержу тех, кто нападает. Морально. И задам вопрос.
А как вы понимаете слова Иоанна Богослова «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»
Глубокие слова… как ты можешь любить брата своего, которого видишь, но не чувствуешь, если не любишь себя, которого чувствуешь? Любовь – это не существительное, Любовь – это глагол.
В Апостольских посланиях что сказано? «брат, я люблю тебя иди куда-нибудь погрейся» или «Эй, замороженный, бегом в дом, мокрую одежду сбрасывай и лезь на печку, вот тебе халат, сейчас пойду баню истоплю». Так вот, чтобы любить, надо что-то иметь.
Еще часто люди, которые пришли в церковь, но еще не поняли, что это не магическое заведение, очень многого боятся, имеют множество суеверий. Например «будешь себя любить – впадешь в прелесть».
Так думают люди, которые никогда не управляли большими деньгами. В принципе это нормальное чувство недоверия себе пока не проверишь.
Ошибка в том, деньги просто резче проявляют внутренние качества человека. Воспитал человек в себе любовь, стал владеть большими деньгами – эта любовь к людям у него усилится (и поверьте, у большинства усиливается) – многие богатые люди – меценаты.
Да, а причем здесь деньги? Любовь – это действие. Действие возможно только из ресурсного состояния (начальная физика). Ресурс социальной жизни – деньги.
Если у тебя есть способность зарабатывать деньги, а ты этого не делаешь – идешь против Бога. Вспомните притчу «о талантах»…
И еще пару слов для «скептиков». Любовь – это сила созидающая. Как охарактеризовать ситуацию, когда человек «в удовольствие» напивается спиртным? «Душа» хочет «кайфу» а тело при этом разрушается. Получается что-то сродни шизофрении: одна часть человека желает того, что разрушает другую часть, человек разделен… и обратите внимание, неважно что используется в качестве спиртного самогон за 50 рублей или виски за 1000 долларов… только здесь еще нюанс. Самогонкой нажираются очень многие и часто, а вот дорогим вискарем…
Да, и к любви подобные ситуации не имеют никакого отношения.
Так что «нищий» совсем не означает что «правильный».
А также посмотрите, если человек любит себя, он обязательно любит окружающих его людей. Его не интересует любовь ко всему миру, но он всегда стремится чтобы его окружали дружелюбные люди и по возможности меняет окружающую среду к лучшему.
Чтобы проверить, просто посмотрите вокруг «не замыленным» взглядом…
Закон тождества работает,
Не можешь любить себя – не можешь любить других
Не доверяешь себе – не можешь доверять другим. Сюда относятся и «опасения» - «впадешь в прелесть», «станешь заносчивым» и т.п.
В принципе на такое тоже есть предупреждение «Не судите да не судимы будете…» но это уже другая тема…
Похожая притча
Помимо любви к Богу, второй основной заповедью, на которой держится Завет с Богом и закон Моисея, Иисус Христос называл любовь к ближнему своему.
«Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» -
сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»;
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Евангелие от Матфея, глава 22.37-40
Многие знают об этом, слышали, читали, повторяли эти слова Иисуса Христа о любви к ближнему, но что они означают на самом деле?
Казалось бы, все просто, возлюби и все. Как возлюбить? Как самого себя.
И вот здесь начинается недопонимание. Люди трактуют данную фразу Иисуса Христа, так что человек должен возлюбить ближнего не меньше чем самого себя, а если быть точнее, то именно также.
Что подразумевал Иисус Христос под словом «возлюби»
Это не любовь между мужчиной и женщиной, не пылкая страсть, а, прежде всего, бережное отношение к другому человеку.
Как мы относимся к своим родным, к братьям и сестрам, к родителям, детям внукам? Любим их, дорожим ими, желаем им всего самого лучшего, чтобы они были счастливы, здоровы, радостны, чтобы жили как можно дольше.
Как мать относится к своему ребенку? Любит его. Она счастлива тогда, когда счастлив ее ребенок.
Что означает слова «как самого себя»
Это ключевые слова в данной фразе. Прежде чем возлюбить своего ближнего, надо возлюбить самого себя.
Вот именно этот момент и упускают многие, делая акцент на то, что нужно любить своего ближнего.
А ведь Иисус Христос говорил прежде всего о том, что надо возлюбить самого себя, а затем уже, после того, как возлюбил себя, то же самое должен обратить на своего ближнего.
Как возлюбить самого себя
Возлюбить себя означает сделать себя счастливым. Что это значит?
Знаете ли вы какова основная цель жизни каждого человека?
Посадить дерево, построить дом и вырастить сына, это лишь вехи, промежуточные этапы.
У каждого человека своя цель, своя миссия, но есть то, что всех нас объединяет. Это достижение жизни вечной. Каждый из нас рожден для того, чтобы достичь этого в День Страшного Суда. Попасть в Царствие Небесное, в Рай, спастись и сохраниться и этим обрести бессмертие.
Это и есть счастье для каждого из нас
Это наша главная цель, наша главная миссия.
Возлюбить себя означает идти к этой цели, следовать правильным путем, указанным Богом, показанным пророками в Священном Писании.
Для этого нам даны Ветхий и Новый Заветы, даны заповеди, и законы Божии.
Возлюбить себя означает понять, что ты дорог себе, дорог Богу, который помогает тебе, делает все чтобы ты смог достичь спасения и сохранения в День Страшного Суда.
Возлюбить себя означает идти правильным путем ведущим к вечному Блаженству, к жизни вечной, не следовать соблазнам Материального Мира, отвлекающего нас от этого пути.
И только тот, кто поймет это, кто встанет на правильный путь, сможет возлюбить и своего ближнего. Пожелать ему идти тем же путем, а при необходимости помочь найти его, найти себя, помочь возлюбить себя и обрести спасение и сохранение при Конце Света.
Толкование фразы «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
Фраза «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» была ответом Иисуса иудейскому законнику (человек, занимающийся изучением Закона Божия), который хотел испытать Господа, спросив о наиболее значимой заповеди. Иисус сказал, что наибольшая заповедь заключается в любви к Богу, а вторая, подобная ей – любовь к ближнему. Когда же Господа спросили, кого можно считать ближним, Он рассказал притчу, дающую понять, что каждый человек является творением Господним, а значит, есть нашим ближним.
Если человек любит ближнего своего, то некоторой мерой проявляет эту же любовь к Творцу, а также себе самому. Значит, для выполнения заповеди Иисуса, вначале нужно разобраться с тем, как стоит любить себя самого, после чего можно начать с любовью относиться к окружающим. Любить самого себя – это не значит делать все, что хочется и пожелается, создавать идеальные условия и копить материальные богатства. Любить себя – не значит зарабатывать много денег и все их тратить в свое удовольствие, хотя такие действия для современного человека, являются логичными и правильными.
Настоящая любовь к самому себе, позволяющая полюбить ближнего и Господа, заключается в следующих моментах:
- человеку нужно создавать предпосылки для того, чтобы постичь вечную жизнь;
- нужно научиться любить Господа всей душой и сердцем;
- нужно научиться различать действительно важное и второстепенное;
- нужно научиться отказываться от своей воли, выполняя Господнюю.
Если человек делает центром своей жизнь Господа, значит он любит себя, ведь желает спасти душу, а еще сможет возлюбить ближнего, понимая, что на, то есть Воля Божья и, это поможет спастись.
Жизнь для удовольствия физического и греховных развлечений – крайняя степень нелюбви и неуважения к себе. Поскольку человек создание Господа, то любовь к себе и ближнему он сможет проявить только в том случае, когда будет заботиться о душе и выполнять Божью Волю.
Как любить ближнего, чтобы это было угодно Господу?
Полюбить ближнего своего – это стать способным к сочувствию, сопереживанию, терпению и снисхождению к нему. Возлюбить ближнего – означает увидеть в нем образ и подобие самого Господа, по которому создан каждый человек. Возлюбить ближнего – означает найти необходимые слова, чтобы помочь ему стать на путь истинный и избавиться от недостатков.
Человек, который любит ближнего, никогда не поставит себя выше него, не будет смотреть на него свысока и никогда не подойдет на подлость, по отношению к другому. Проявление любви к ближнему своему – быть в общении с ним проще и скромнее. Невозможно любить только Бога, а ближнего не любить или наоборот, ведь два этих вида любви взаимосвязаны и по отдельности не существуют.
Конечно же, опять стоит сказать о необходимости любить себя, ведь без этого нельзя лучше относиться к людям. Чтобы полюбить себя и ближнего, человеку стоит сделать такие шаги:
- найти разницу между верой в себя и гордостью;
- составить список своих позитивных качеств;
- откорректировать внутренний диалог, меняя негативные мысли на позитивные;
- с благодарностью принять и использовать на благо таланты, дарованные Господом.
Если человек не знает, с чего начать самосовершенствование и как стать на путь любви, стоит искренне помолиться к Господу, попросив Его помочь различить эгоизм и истинную любовь, а также не сбиться с пути, двигаясь к своей цели.
Любовь к Господу себе и ближнему – это взаимосвязанные вещи, взаимодополняющие друг друга. Испытав истинную христианскую любовь, можно сделать свою жизнь намного проще и избавиться от многих греховных привычек.
Похожая притча
Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
Евангельская заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39), — вызывает у христианина вопрос: «Любить себя, видя грязь своих грехов, сознавая в себе множество немощей, стыдясь «окровавленной ризы» страстей? Как с покаянным чувством совместить любовь к себе?» Не зная ответа на этот вопрос, человек не может правильно относиться к окружающим.
Конечно, в заповеди говорится не о самолюбии, угождении себе, самолюбовании и т.п. Это было бы призывом к саморазрушению в духовном смысле. Речь идет о том, что любой человек желает себе добра, ищет милости, понимания. Вот это он и должен с готовностью дать окружающим его людям. При этом мы призваны любить ближних не за то, что они приносят нам пользу, а потому что каждый человек — это творение Божие, Божий образ.
Господь заповедует любить даже врагов (см. Мф. 5, 44). При этом мы не можем лгать себе и утверждать, что все люди добры. Ведь есть и такие как Гитлер, Чикатило и другие, известные своими злодеяниями. У Булгакова Иешуа про всех говорил: «Он хороший человек». И это ошибка писателя в трактовке любви Божией. Злодей — не хороший человек, и Христос не закрывал глаза на зло, живущее в людях. Апостол Иоанн Богослов свидетельствует, что Христос «не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2, 25).
Что выберет досаждающий нам человек, нам не дано знать. На этом основана евангельская заповедь ни о ком не судить (Мф. 7, 1). В данном аспекте апостол Павел называет другого человека «чужим рабом» (Рим. 14, 4). Действительно окружающие нас люди за свои прегрешения подотчетны не нам, а Богу, который всем дал заповеди и силы на их исполнение. Господь и спрашивает с каждого человека, а не мы, даже если этот человек как-либо от нас зависит. Мы ведь не способны восставить его от греха. Только Христос, как победитель греха и смерти, может сделать это.
Кто-то возразит: люди, которые нам не нравятся — не наше творение, а Божие. Пусть Господь их и любит. Разве нам недостаточно просто терпимо к ним относиться: не проявлять враждебности, черствости или презрения к человеку, который раздражает, делает что-то назло? Почему так важно именно любить? Ответ на этот вопрос заключен в другой евангельской заповеди — «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Христос призывает нас уподобляться Богу, который любит всех. Значит, и христианин должен стремиться к тому же.
Достигнуть этого сразу, одним волевым усилием невозможно. Следует начать с терпимого отношения к тем, кто нам досаждает и даже умышленно вредит, а не думать, как отомстить им при удобном случае. Но ограничиваться этим мы не можем, ведь цель у нас другая — возлюбить их. Если Господь одинаково благотворит всем, значит и мы должны одинаково по-доброму относиться ко всем, невзирая на лица. Доброе отношение — это не притворные улыбки и расшаркивания с обидчиками. Любовь чужда всякой фальши. Она должна быть разумной и проявляться в желании человеку блага.
В отношениях с окружающими надо всегда руководствоваться искренней доброжелательностью, а не страстью гнева, зависти, злопамятства и т.п. Но не начнет ли наш ближний злоупотреблять хорошим к себе отношением? О том и речь, что проявление любви должно нести другому человеку благо, а не возможность «сесть на шею». Иначе это будет не любовь, а раболепие, которое является таким же грехом, как самолюбие по отношению к себе.
Надо воспитывать в себе любовь к человеку такую же, какую к нам имеет Христос. Он не занимается человекоугодием. Бог исполняет далеко не все наши просьбы. Человек может просить и то, что для него не является благом, да и явное зло может пожелать по страсти. В таком случае осуществить его желание не будет любовью. Господь подает то, что нам полезно, в первую очередь, для вечной жизни, а потом и для жизни временной. И нам следует проявлять рассудительность, чтобы не скатиться в угодливость.
Желая понять, как обрести евангельскую любовь к людям, надо читать жития и поучения святых отцов и подвижников благочестия. Валаамский старец иеромонах Михаил (Питкевич) советовал своей духовной дочери просить у Бога одного только дара любви, ведь «любовь покрывает все» (1 Пет. 4, 8). Об умножении любви можно и нужно просить Христа, как просили Его апостолы. В дни Великого поста мы сугубо просим об этом, читая молитву святого Ефрема Сирина: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему».
Святитель Григорий Двоеслов, толкуя последние слова господина из притчи о талантах (Мф. 25, 29), писал, что «имеющий любовь получит и другие дарования. А не имеющий любви потеряет и то, что, как кажется, у него есть». Как согласны между собой святые отцы и подвижники веры, даже отделенные друг от друга столетиями! Старец Михаил говорит: «Не проси ничего, но проси любви», — а святитель Григорий словно подтверждает: «Имеющий любовь получит все остальное, о чем и не просил». Ведь если человек имеет любовь к другим, то он будет действовать, исходя из любви. Благодаря этому без вреда для себя и своих ближних он сможет пользоваться любыми дарованиями.
В заключение беседы иеромонах Михаил напутствовал: «Когда враг хочет мелочами, досадами разгневать, похитить мир в сердце, скажи только: «Христос воскресе, Христос воскресе, Христос воскресе!» — Этих слов он боится больше всего, они его жгут как огонь, и он убежит от тебя». Тем самым подвижник напомнил, что Христос совершил Свою жертву из любви к каждому человеку, даже к тому, кто сейчас вызывает у нас неприязненные чувства. И мы, как поет Церковь в дни Пасхи Господней, должны прощать ненавидящих нас Воскресением Христовым.
Читайте также: