Будда и разбойник притча

Обновлено: 16.05.2024

Похожая притча

gnev

Ничто не ново под Луной,

Спасибо за идею, Диффио! К твоей подборке я решил добавить еще пару притч и, собственно, первоисточник.

Притча про Будду и про разбойника Ангулиму.

Ангулима был известным разбойником в Индии и посчитал, что такой человек, как Будда, не должен существовать, что он своими проповедями смущает народ. И вот он шел за Буддой и кричал:

Будда не обращал внимания.

Будда продолжал идти дальше.

Будда неожиданно спокойно, полуобернувшись, ответил:

Плевок

Однажды человек пришел к Будде и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил:

Просто идите своим путем

Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
— Если на вас с дерева упадет сухая ветка и ударит вас, что вы должны сделать?
Ученик сказал:
— Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала сухая ветка.
Будда сказал:
— Так делайте то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это все равно, что ветка с дерева упала на вас. Пусть это не тревожит вас, просто идите своим путем, будто ничего и не случилось.

219. Пусть он откажется от гнева, пусть он оставит самодовольство, пусть он превозможет все привязанности. Никакие несчастья не случаются с тем, кто не привязан к имени и форме.

223. Мудрецы, которые никого не обижают, чья плоть всегда смирена, идут в неизменяемое место, и, придя туда, они страдают.

224. У тех, кто постоянно бодрствует, денно и нощно учится и стремится к Нирване, исчезают желания.

226. И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицания или только похвалы.

227. кто безупречен в поведении, мудр, исполнен знания и добродетели, того, наблюдая его день за днем, восхваляют мудрые.

228. Кто решится порицать того, кто подобен монете, сделанной из золота реки Джабу? Даже боги восхваляют его: самим Брахмой прославлен он.

229. Остерегайся грехов тела, будь сдержан во всем, что касается тела; избавившись от грехов тела, будь безгрешен телом.

230. Остерегайся грехов слова, будь сдержан во всем, что касается слова; избавившись от грехов слова, будь безгрешен словом.

231. Остерегайся грехов ума, будь сдержан во всем, что касается ума; избавившись от грехов ума, будь безгрешен умом.

232. Мудрые сдержаны телом; они также сдержаны в слове; мудрые сдержаны умом; они поистине во всем сдержаны.

Спасибо от:

Шаман (09.12.2008)
Если для того, что бы освобождать от страданий надо будет продаваться, то для Будды и бодхисаттв это не будет проблемой. Они продадуться.
Потому что они заботятся не о морали , а о счастье всех живых существ.

Уллу, вы откуда берёте такие заявления? Вам лично сам Будда или Бодхисатта сказал, что он продасться? Или вы опираетесь на какие-то авторитетные буддийские тексты? Если опираетесь, приведите пожалуйста точные цитаты и ссылки.
Если же вы не опираетесь ни на какие тексты и слова самого Будды, пожалуйста, перестаньте выдавать свои домыслы за Дхамму.

Если вы готовы решать за Будду, продаётся он или нет, я хочу, в связи с этим, напомнить, что Будда не позволял необоснованных заявлений в свой адрес даже Полководцу Дхаммы Сарипутте:

И вот почтенный Сарипутта пришел к тому месту, где находился Благословенный и приветствовал его; и с почтением присевши рядом с ним, сказал: "Господин, так сильна моя вера в Благословенного, что мне кажется никогда не было, никогда не будет и нет никого, кто был бы выше и мудрее Благословенного, кто бы превзошел его в высочайшей мудрости".
"Величавы и дерзостны слова твоих уст, Сарипутта! Прекрасный возглас, истинный звук львиного рыка!
Но как это, Сарипутта? Те Архаты, в совершенстве Пробудившиеся прошлого – обладаешь ли ты прямым личным знанием всех тех Благословенных, их нравственности, их умственных качеств, их мудрости, их состояний пребывания, и их освобождения?"
"Нет, Господин".
"Тогда как это, Сарипутта? Те Архаты, в совершенстве Пробудившиеся будущего – обладаешь ли ты прямым личным знанием всех тех Благословенных, их нравственности, их умственных качеств, их мудрости, их состояний пребывания, и их освобождения?"
"Нет, Господин".
"Тогда как это, Сарипутта? Меня, присутствующего здесь Архата, в совершенстве Пробудившегося – обладаешь ли ты прямым личным знанием про мою нравственность, мои умственные качества, мою мудрость, моё состояние пребывания, и моё освобождение?"
"И даже этого я не знаю, Господин!"
"Ты видишь теперь, Сарипутта, что не имеешь прямого личного знания про Архатов, в совершенстве Пробудившихся прошлого, будущего и настоящего. К чему же те слова величавые и смелые, прекрасно провозглашенные, как истинный звук львиного рыка, гласящие: "Господин, так сильна моя вера в Благословенного, что мне кажется никогда не было, никогда не будет и нет никого, кто был бы выше и мудрее Благословенного, кто бы превзошел его в высочайшей мудрости?"
"О, Господин! Да, я не имею прямого личного знания про Архатов, в совершенстве Пробудившихся прошлого, будущего и настоящего; я только пришел к пониманию полноты закона Дхаммы. "

Махапариниббана сутта.

Спасибо от:

Alert (12.12.2008), AlexТ (20.12.2008), Denli (18.12.2008), Mu Nen (12.12.2008), Тацумоку (09.12.2008)

Уллу, вы откуда берёте такие заявления? Вам лично сам Будда или Бодхисатта сказал, что он продасться? Или вы опираетесь на какие-то авторитетные буддийские тексты? Если опираетесь, приведите пожалуйста точные цитаты и ссылки.
Если же вы не опираетесь ни на какие тексты и слова самого Будды, пожалуйста, перестаньте выдавать свои домыслы за Дхамму.

Если вы готовы решать за Будду, продаётся он или нет, я хочу, в связи с этим, напомнить, что Будда не позволял необоснованных заявлений в свой адрес даже Полководцу Дхаммы Сарипутте:

Обеты бодхисаттвы и их нарушение

11. Не действовать исходя из безусловного смысла сострадания.
Бодхисаттве позволительно совершать семь недобродетельных поступков тела и речи,
если это служит преобладающей цели сострадания к другим. Если вы откажетесь
совершить один из таких поступков, хотя благодаря ему вы смогли бы помочь
бесчисленным разумным существам, вы вызовете данное падение. В целом, нужно
избегать всех недобродетельных поступков. Но когда возникают обстоятельства, в
которых вы можете оказать помощь многим разумным и неразумным существам,
решившись на какое-либо из семи прегрешений тела и речи, вы должны сделать это
из сострадания к ним. Представьте, например, что вы живете на хуторе, и однажды
случайно встретившийся вам охотник спрашивает вас, не видели ли вы оленя. Если
вы его видели и решите не обманывать охотника, то вы сохраните свои заповеди
Винаи и останетесь верны семи добродетелям, а охотник убьет оленя. В этом случае
вам следует скорее соврать, чем последовать хорошему правилу. Очевидно, что
суждение здесь требует мудрости

Обеты бодхисаттвы и их нарушение

11. Не действовать исходя из безусловного смысла сострадания.
Бодхисаттве позволительно совершать семь недобродетельных поступков тела и речи,
если это служит преобладающей цели сострадания к другим. Если вы откажетесь
совершить один из таких поступков, хотя благодаря ему вы смогли бы помочь
бесчисленным разумным существам, вы вызовете данное падение. В целом, нужно
избегать всех недобродетельных поступков. Но когда возникают обстоятельства, в
которых вы можете оказать помощь многим разумным и неразумным существам,
решившись на какое-либо из семи прегрешений тела и речи, вы должны сделать это
из сострадания к ним. Представьте, например, что вы живете на хуторе, и однажды
случайно встретившийся вам охотник спрашивает вас, не видели ли вы оленя. Если
вы его видели и решите не обманывать охотника, то вы сохраните свои заповеди
Винаи и останетесь верны семи добродетелям, а охотник убьет оленя. В этом случае
вам следует скорее соврать, чем последовать хорошему правилу. Очевидно, что
суждение здесь требует мудрости

А откуда знать столь смелому бодхисаттве, который может нарушить правила Винаи, установленные Самим Буддой, сколько голодных детей в семье у того охотника? Быть может среди них есть умирающие, тяжело больные, да к тому же еще добрый десяток приемных сирот, так или иначе оставшихся без родителей.

Как я понимаю, Цель Правил Винаи - совершенство нравственности. Любое нарушение Правил Винаи - отклонение от совершенства. Монах должен быть примером. Опорой для других. Оленя можно спасти не нарушением обетов, но их неукоснительному следованию. Монах может сказать: "Если ты уделишь беседе со мной некоторое время, я расскажу тебе, где и как можно обрести бесценное сокровище, а не какого-то оленя".

Сам Будда никогда не устанавливал то, что написано вами выше и тем более никогда этому не следовал. Когда ему встретились в лесу молодые люди, которых обокрала девушка (вроде усыпившая их напитком - могу ошибаться), то он не стал ничего говорить, видел ли кого или не видел. Он нашел способ преподать им Дхамму таким образом, что никто из тех молодых людей уже не захотел бежать искать ту девушку и возвращать свое добро. Речи и уроки Будды были совершенны, всегда "в яблочко", потому что ум его был чист и совершенен. Путь к такому уму он недвусмысленно описал. Не говорить то, что не соответствует действительности - одна из основных его заповедей.
А вообще тема очень интересная и для меня сейчас очень актуальная.

Будда - Ассасин? (а так же вор и спекулянт?)

Спор про Будду убивающего и продающегося из сострадания (на благо ЖС разумеется) вынесен в отдельный тред
Последний раз редактировалось Топпер-; 12.12.2008 в 04:41 .

Похожая притча


Во времена Будды на свете жил человек по имени Ангулимала. Он был известный разбойник и убийца. Он испытал немало страданий и был полон ненависти к людям.

Однажды он вошел в город, и все его обитатели в панике разбежались. Случилось так, что Будда и его последователи остановились неподалеку от города, и утром Будда пошел туда собирать подаяние. Один из жителей начал умолять Будду:

– Дорогой учитель, по этой дороге идти в город опасно! Войди в наш дом. Мы предложим тебе пищу. В городе поселился разбойник Ангулимала.

– Ничего страшного. Обычно для сбора подаяния я обхожу несколько домов. И делаю это не только ради пищи, но и для того, чтобы встретиться с людьми, предоставить им возможность высказать свои чувства и передать им мое учение.

Будда не прислушался к взволнованным мольбам своих последователей. В нем присутствовало достаточно умиротворенности, духовной силы и отваги, чтобы не прекращать проповедь своего учения. Кроме того, известно, что, прежде чем стать монахом, он был большим мастером боевых искусств.

Будда, умиротворенный и сосредоточенный, нес миску для подаяний. Он шел осознанно, наслаждаясь каждым шагом. Закончив сбор пищи, он отправился обратно через лес и тут услышал позади себя шаги, как будто кто-то гнался за ним. Будда понял, что это Ангулимала. Впервые разбойник увидел кого-то, кто не боялся его. Все, к кому до этого приближался Ангулимала, старались убежать как можно быстрее. Кроме тех воистину несчастных, парализованных страхом.

Но Будда вел себя совершенно иначе. Он просто продолжал идти вперед, не останавливаясь и не оглядываясь. Ангулимала был в ярости от того, что кто-то позволял себе так не страшиться его. Будда вел себя осознанно и целиком владел ситуацией. Сердцебиение его оставалось ровным, и он не чувствовал никакого выброса адреналина в кровь. Он не взвешивал отчаянно варианты своего поведения: сражаться с разбойником или убегать. Он был очень собран и полностью владел собой.

Ангулимала почти настиг Будду и воскликнул:

– Эй, монах, стой! Остановись!

Но Будда продолжал спокойно идти, безмятежно и гордо. Он являл собой воплощение мира, воплощение не-страха. Ангулимала поравнялся с Буддой и проговорил:

– Монах, почему ты не останавливаешься? Я же приказал тебе!

Продолжая движение, Будда ответил:

– Ангулимала, я давно уже остановился. Это ты не остановился.

– Что ты имеешь в виду? – вскричал пораженный Ангулимула. – Ведь ты продолжаешь идти, а говоришь, что остановился?

Тогда Будда разъяснил разбойнику, что значит полностью остановиться.

– Ангулимала, тебе не следует продолжать делать так, как ты делаешь. Ты приносишь много страданий себе и окружающим. Ты должен научиться любить.

– Любить? Это мне ты говоришь о любви? Люди так жестоки. Я всех ненавижу. Я хочу всех убить. Любви не существует.

Будда мягко возразил:

– Ангулимала, я знаю, что ты много страдал и что ты охвачен великим гневом и ненавистью. Но если ты оглянешься вокруг, то увидишь много добрых, любящих людей. Встречался ли ты с монахами и монашками в нашей общине? Видел ли ты кого-либо из моих учеников? Они очень сострадательны и миролюбивы. Никто не станет этого отрицать. Ты не должен делать себя слепым и не замечать, что на свете существует любовь и люди, способные на нее. Ангулимала, остановись.

– Слишком поздно. Слишком поздно мне останавливаться. Даже если я попытаюсь, люди не дадут мне сделать это. Они убьют меня в то же мгновение. Даже если бы я хотел, я не могу остановиться.

– Дорогой друг, никогда не бывает поздно сделать что-то. Остановись сейчас. Я помогу тебе как друг. И наше братство защитит тебя.

Услышав это, Ангулимала отбросил свой меч, встал на колени и попросил о принятии его в религиозное братство Будды. В общине он стал самым старательным последователем. Он полностью изменился и оказался мягким человеком, воплощением ненасилия.

Если смог остановиться Ангулимала, значит, то же самое можем сделать и все мы.

Никто из нас не подвержен суете, агрессии и буйству более, чем был подвержен им этот разбойник.

Мы не в силах найти покой тишины без того, чтобы остановиться. Если мы будем гнаться за чем-то все быстрее и быстрее, если мы будем принуждать себя к чему-то все сильнее и сильнее, мы никогда не добьемся этой тишины. Мы способны найти ее только здесь. В тот самый момент, когда мы по-настоящему остановим наше движение и внутренний шум, мы начнем находить исцеляющую тишину. Тишина – это не лишение чего-то, это не бесполезная пустота. Чем больше в нас пространства для неподвижности и тишины, тем больше мы можем дать себе и окружающим.

Спасибо от:

Aion (08.12.2008)
Дхарма - это часть каждого из нас, лучшая часть, которая не продаётся. Драгоценгость Дхармы не в том, что она не продается, а в том, что она освобождает от страданий.
Если для того, что бы освобождать от страданий надо будет продаваться, то для Будды и бодхисаттв это не будет проблемой. Они продадуться.
Потому что они заботятся не о морали , а о счастье всех живых существ.

Похожая притча

Зоя Тихомирова

Есть такая мудрая и добрая восточная религия-буддизм. Эта религия считает, что каждый человек когда-то мог быть и куропаткой, и паучком, и стрекозой, и обезьянкой. Все живые сушества включены в один круговорот жизни-сансару. Поэтому, если ты когда-то обидел какое-то живое существо, ты будешь наказан в следующей жизни. А если пожалел или спас, то и тебе помогут, пожалеют или спасут.

Вот видишь, как тесно связано все живое. И если где-то раздается ворчание грома, подумай: может быть, именно ты чем-то рассердил небо?

Из нескучной энциклопедии
«Академия вежливых наук профессора Бонуса» (для детей)

Нравится Показать список оценивших

Зоя Тихомирова

Нравится Показать список оценивших

Зоя Тихомирова

Нравится Показать список оценивших

Зоя Тихомирова

Притчи в картинках

Нажмите на картинку, чтобы удобнее было читать

Нравится Показать список оценивших

Зоя Тихомирова

юмористическая притча
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

Утро перед казнью. Трех приговоренных спрашивают:
- Каково будет ваше последнее желание?

Ну, первый подумал и говорит:
- Мне бы водочки тяпнуть, чтоб не так страшно было.
- Не вопрос, - отвечают стражники, - сделаем.

Второй говорит:
- Мне бы женщину, хоть какую-нибудь, на часок.
- Сложнее, - отвечают стражники, - но ладно, найдем, здесь всякие сидят.

А третий сказал:
- Я хочу, чтобы мне коленом под зад дали.
- Ну ты даешь, - засмеялись стражники, - но так и быть, последнее желание - закон.

Повернули его спиной, дали пинка хорошего; он охнул, подскочил, первого стражника - в морду, второго - в морду, меч выхватил, порубил всех, дверь вышиб и ходу. Двое первых за ним.

Нравится Показать список оценивших

Зоя Тихомирова

Читайте также: