Притча о драгоценных камнях
Обновлено: 14.11.2024
Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42
Притча о Люцифере
Когда Люцифер падал с Небес в пропасти Ада, вслед ему прозвучал голос: «Деревом ты поразишь, но деревом и сам поражен будешь». Он это слышал, да забыл, поскольку оглупел и память утратил, отпав от Бога. И время шло. Люцифер неоднократно пытался вспомнить те слова, которые слышал при падении, но никак вспомнить не мог. А из-за этого пришлось ему сильно страдать.
Однажды он в змия превратился и обманом вынудил Еву вкусить плод с Древа познания добра и зла. И Ева вкусила, вопреки Божьей заповеди: вкусила сама и Адаму еще дала, чтобы он тоже вкусил… За нарушение заповеди Божьей тогда последовало изгнание из Рая. Этому Люцифер очень обрадовался, так как у него нет иной радости кроме злорадства.
Но вот тогда и припомнились ему слова, которые он слышал при падении с неба. Правда, не все полностью, а только первая половина. Вспомнил он что слышал вслед: «Деревом ты поразишь…» Остального же вспомнить не мог.
А время шло. Люцифер и далее пытался вспомнить остальные слова, услышанные при падении, да не получалось. Ведь он оглупел и память утратил, отпав от Бога. Из-за этого пришлось ему сильно страдать.
Когда иудеи Христа на смерть осудили и распяли на деревянном Кресте, Люцифер очень обрадовался, так как у него нет иной радости кроме злорадства. Но тогда вспомнил и остальные услышанные при падении с неба слова, которые он на протяжении веков не мог вспомнить: «…Но деревом и сам поражен будешь».
Вспомнив их, он впал в отчаяние и в страх неописуемый, отскочил от Крестного Древа, как от огня, и, колотясь, побежал в Ад. Вся адская рать собралась около него и начала расспрашивать, в чем причина такого страха. А он не мог и слова промолвить. Тогда Господь спустился в ад и разорил его. Так сбылись полностью слова: «Деревом ты поразишь, но деревом и сам поражен будешь».
Притча о злосчастном петухе
У одной старой женщины был петух – не живой, а чучело, какие обычно из мертвых птиц делают. Женщина держала его в своем доме как украшение. И все, кто приходил к ней, удивлялись красивости этого петуха-чучела.
Однажды женщина решила сделать основательную уборку и проветрить свой дом. Она вынесла во двор все вещи, включая и своего любимого петуха. А в это время над двором в небесных высях кружили орлы, пристально вглядываясь, что бы с земли взять себе на пропитание. Заметив на дворе петуха, сразу несколько орлов устремилось туда, чтобы схватить его. И пришлось им биться между собой. В итоге два из них погибли, а несколько получили ранения. Но одному могучему орлу удалось все-таки схватить петуха в свои острые когти и победоносно подняться в выси небесные. Там, чувствуя себя уже в безопасности, он клюв свой вонзил в тело петуха, чтобы напиться горячей крови и наесться вкусного мяса. Однако из утробы петуха вместо сердца или печени орел достал вату. Он удивился очень и еще раз вонзил клюв под перья. Но опять вытащил клок ваты, а при этом почувствовал, что клювом задел что-то твердое, издающее звук не такой, как кости. Ужасно рассердился орел и в третий раз так клюнул, что клюв прошел насквозь, а вся голова оказалась внутри петуха, во мраке. Пытался орел вытащить голову, да не мог, так как она там запуталась в проволоках. Он напряг все силы, чтобы голову все же вытащить, дернул раз, другой, третий… Да так и не смог, а к тому же чем больше дергал, проволоки все туже затягивались вокруг шеи. Он судорожно дергался, уже думая не о добыче, мясе и крови, а лишь о том, как спасти свою жизнь. Но все безуспешно. Проволоки душили его. Тогда орел разомкнул свои когти, намереваясь выпустить петуха, чтобы тот упал на землю. Однако и это не удалось – петух висел в воздухе, держась проволоками своего нутра за голову орла. Теперь уже не петух был добычей орла, а орел добычей петуха, причем мертвого. От настоящего петуха там ничего, кроме перьев, не было. В конце концов от страха, удушья и судорожных попыток освободиться орел изнемог и, лихорадочно тряся крыльями, стал падать. На землю он упал без сознания. Вскоре к нему подбежали дети. Увидев и поняв, что случилось, они начали смеяться. Но чучело петуха сорвали и орла от проволочной удавки освободили. Умирающий орел еще открыл глаза, взглянул в небесные выси, посмотрел на детей… И дух испустил.
Этот реальный случай из жизни животного имеет символичное значение для жизни людей. Что он представляет? Старая женщина – этот мир, предлагающий свои блага и удовольствия людям. Люди, как хищные птицы, борются за эти блага. В такой борьбе многие гибнут, и все остаются с ранами на душах свои. Ложный петух – этого мира ложное богатство, за которое люди борются. Орел-победитель, который своих собратьев убивал и ранил, представляет человека, дорвавшегося до богатства этого мира. Его радость из-за добычи кратковременна. После нее наступает разочарование, неизбежно связанное с любым удовольствием. А разочарование обусловлено тем, что человек запутывается в невидимых проволоках благ и наслаждений, которые душу человеческую удавливают, пока не загубят. И такой человек гибнет в страхе и ужасе. Причем его гибель сопровождается насмешками других людей.
Переведено с текста, помещенного в открытых источниках сети Интернет.
Источник: Духовные наставления и притчи святителя Николая Сербского / пер. Чарота И.А. М.: «Издательство Дмитрия Харченко». Минск, 2014 г. С.162. ISBN: 978–985–545–112–0
Похожая притча
Однажды маленький Иван возвращался из школы. На пороге дома встретил его отец, который был безбожником, и спросил:
– Ну, сынок, чему тебя сегодня учил законоучитель?
– Чему учил. Отец-законоучитель нас учил, что существует Единый Бог в трех Лицах.
– А разве он вам не сказал, что Отец не старше Сына, и Сын не младше Отца?
– Да, папа, он так нам говорил, – ответил Иван.
– Ах, сынок, это большая глупость, – высказался отец-безбожник. – Посмотри! Я же твой отец?
– Да, папа, – подтвердил ребенок.
–Так видишь, сынок, если я твой отец, то должен быть и старше тебя. Разве не так?
–Так, папа дорогой. Ты старше меня как человек, но как отец ты не старше меня, поскольку в тот час, когда ты стал моим отцом, я стал твоим сыном. Поэтому, коль Небесный Отец прежде времен, то прежде времен должен быть и Сын.
Безбожный отец опустил голову, задумался и с того времени больше не спрашивал сына, чему его учит законоучитель в школе.
Похожая притча
Притча о жемчужине, которую мы встречаем в 13-ой главе Евангелия от Матфея, по глубинному смыслу очень похожа на предыдущую притчу о сокровище, скрытом в поле.
«Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашедши одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её» ( Мф. 13: 45–46 ).
В древности жемчужины очень ценились, пожалуй, даже больше, чем в наше время. Современники Христа были готовы многое отдать за хорошую жемчужину и потому прекрасно понимали слова Иисуса о том, что для того чтобы приобрести Царство Небесное, нужно отказаться от всего ради приобретения того, что предлагал им Христос.
В притче жемчужина – символ евангельской проповеди. Купцы – это люди, которые ищут знания. В мире много жемчужин, т.е. много видов знания, но только одно знание подлинно драгоценно – вера в Иисуса Христа. Уместно сравнить людей, тщательно приобретающих знание Христово и постепенно постигающих истины евангельской жизни, которая ведёт к блаженству Царства Небесного, с купцом, который ищет жумчужин и, продав многие мелкие, покупает на вырученные от них деньги одну единственную и драгоценную. «Как обладающий жемчугом, сам знает, что он богат , – говорит Иоанн Златоуст, – но для других часто бывает неизвестно, что у него в руках жемчуг, потому что жемчуг не велик: так можно сказать и об истине. Обладающие ею, знают, что они богаты, но неверующие, не понимая цены этого сокровища, не знают о нашем богатстве».
Если в притче о сокровище, скрытом в поле речь шла о внезапном нахождении истины Божией, то притча о жемчужине повествует об обретении этой истины после долгого искания. Таков был путь князья Владимира, просветителя русского народа, который в церковном тропаре прямо именуется «купцом, ищущем доброго бисера» (жемчуга). Он искал истинную веру и нашёл ее. Став христианином, князь Владимир сумел оценить Евангелие как самое драгоценное, что может быть у человека, и Христа как единственного, Кому можно подчиниться до конца и служить.
Примером искавших истины и нашедших ее только в учении Христа может послужить еще и св. Иустин-философ. В сочинении «Разговор с Трифоном-иудеем» он пишет, что будучи еще язычником, он изучал все философские системы того времени (2-ой век) и особенно увлекался учением Платона. Но все его знания не давали ему ответа на интересовавшие его вопросы о Боге, о душе, ее бессмертии и прочем, пока один старец (по преданию, св. Поликарп) не рассказал ему об Иисусе Христе и пророках, предсказавших Его пришествие. Изучив пророчества и само Евангелие, св. Иустин только в них нашёл единую истинную и полезную философию – жемчужину.
В жизни святых угодников можно найти немало примеров тому, как глаголы Священного Писания, запавшие в душу неверующих, но ищущих жемчужину людей, приводили их на след этого сокровища, к вере во Христа и жизни в Нём.
Так и каждый из нас пусть ищет эту единственную и самую драгоценную жемчужину – евангельскую веру. «Исследуйте Писания … , – говорит Господь, – . они говорят о Мне» ( Ин 5: 39 ). Драгоценную жемчужину Христову мы найдем при внимательном и молитвенном изучении Слова Божия, ибо оно приведёт нас к узкому пути нахождения того, о чём говорил Господь Марфе, сестре четверодневного Лазаря – «единое на потребу».
В книге Тита Коллиандера «Узкий путь» мы встречаем главу под названием «О бесценной жемчужине». Автор пишет о признаках нахождения драгоценной жемчужины: «. Чем глубже ты проник в своё собственное сердце, тем выше ты поднялся над самим собой. Твоя внешняя жизнь та же: ты моешь посуду, ухаживаешь за детьми, ходишь на службу, получаешь жалование и платишь налоги. Ты выполняешь всё, что делают и окружающие тебя люди. Но ты отказался от самого себя. Ты отдал одно, чтобы приобрести другое».
«Имея Тебя, чего могу я еще желать? Ничего иного, как только непрестанно в молитве безмолвно прилепляться к Тебе, – отвечает преп. Иоанн Лествичник. – Некоторых пленяет богатство, других почести, еще других приобретение собственности; моё единственное желание – быть с Господом.
Молитва, объемлющая самоотречение, сделалась твоей настоящей жизнью, которую ты поддерживаешь лишь как будто ради молитвы. Ходить перед Богом ( Быт. 6: 9 ) – это есть теперь единственное ценное для тебя, и это заключает и охватывает всё небесное и земное. Для того, кто носит Христа в своем сердце, нет ни смерти, ни болезни, ни земной суеты; он уже вступил в вечную жизнь, которая всё объемлет. И «ночью и днём» Царство Небесное «восходит» в твоем сердце «и растет», и ты не знаешь как. Ибо «земля» сердца твоего «сама собою» производит сперва зелень, потом колос, потом и полное зерно в колосе ( Мк. 4: 27–28 )».
Святые говорят о невечернем свете. Этот свет видим не человеческим глазом, но сердцем, и он никогда не перестаёт расти в чистоте и ясности. Этот свет беспрестанно продолжает уходить от тьмы, всё умножаясь; его отличительное свойство – постоянное очищение. Это свет бесконечной вечности, проникающий оболочку времени и материи. Святые никогда не говорят, что этот свет дан всем, но лишь тем, кто очистил свое сердце любовью ко Господу, добровольно идя узким путём.
Стоит отказаться от всего ради приобретения того, что предлагает нам Христос – жемчужину Его учения и благодатной жизни в Нём.
Притча о драгоценном камне
У отца был единственный и безмерно любимый сын. И вот как-то сын отцу сказал, что хочет пойти по свету – посмотреть, каков этот свет и как в нем живется. Отец сначала отговаривал сына, но, поняв, что тот уже не отступит от своей затеи, дал согласие. Обрадованный сын собрался в дорогу. А когда он пришел проститься, отец вынес драгоценный камень, подвел сына к большому зеркалу и спросил:
– Что ты видишь в зеркале?
– Вижу нас двоих. Тебя, отец, и себя.
– Какими ты нас видишь? – уточнил отец.
– Вижу, что ты несколько больше меня, а я несколько меньше тебя, – ответил сын.
– Хорошо, – сказал отец. – Вот, драгоценный камень для тебя. Это камень счастья. Если сбережешь его в целости и сохранности, благополучно пройдешь пути свои и живым-здоровым ко мне вернешься. Если же его повредишь, то к погибели устремишься и пропадешь.
Выслушав это поучение, сын взял драгоценный камень, завернул его в платок, положил за пазуху и отправился в путь.
Шел он долго-долго, видел много-много. И сердце его радовалось всему увиденному и услышанному. Но однажды решил он провести ночь в компании, которая искала удовольствий в пресыщении едой и питьем. Эта компания пила и ела всю ночь до утра. А к утру все были пьяны, и сын, о котором идет речь, тоже. И тогда ему кто-то сказал: «За такое удовольствие платить нужно только драгоценным камнем». Услышав это, сын гордо вынул из-за пазухи свой драгоценный камень, отбил от него кусок и расплатился. Но когда он после этого, выспавшись и протрезвев, посмотрел в зеркало, то увидел отца своего в полный рост, а себя, рядом с отцом, несколько уменьшенным.
Он продолжил странствовать, за всем наблюдая, все слушая и всем восхищаясь. Довелось ему как-то остановиться на ночлег в городе, который был широко известен своим богатством и своими богачами. Когда же с этими богачами познакомился, то услышал от них: «Мы в свою компанию принимаем только богатых людей, так что, если желаешь с нами жить и быть нашим сообщником, с тебя требуется взнос – драгоценный камень, хотя бы маленький». Сын достал из-за пазухи свой драгоценный камень, отбил от него кусок и отдал взнос. Таким образом он был принят в общество богатых и стал действительно очень богатым человеком. Между тем, посмотрев однажды в зеркало, сын увидел отца своего в полный рост, а себя, рядом с отцом, заметно уменьшенным.
Дальнейший путь привел его в страну, князь-правитель которой умер, а вельможи спорили между собой, кому из них быть князем. Всем им хотелось удостоиться этой чести. Но поскольку не могли никак договориться, найти согласие, то стали предлагать странствующему юноше: дескать, мы тебя сделаем князем, если только ты хочешь и можешь нам дать откуп драгоценными камнями. Польстился молодой человек на княжеские почести, достал из-за пазухи свой драгоценный камень, отбил от него несколько кусков и раздал вельможам. Так он стал правителем той страны. Жил и правил он там довольно долго. Но потом и это надоело. Решил он оставить свое княжество и странствовать дальше. А когда отправлялся в путь, простившись со всеми, посмотрел в зеркало и увидел отца своего в полный рост, а себя, рядом с отцом, совсем малым, как ребенок, едва достающим до колена отцу.
Странствуя далее, попал этот сын в страну, жители которой не знали единого Бога, а слушались разных колдунов и призывателей духов. Для него это было ново и необычно, и он решил познать колдовские тайны той страны. Колдуны пообещали, что откроют ему все свои тайны и свяжут его с духами, если он даст им драгоценный камень. Но от того драгоценного камня, который дал отец, отпуская в путь, у сына остался только маленький кусочек. И он этот последний кусочек отдал колдунам. Те приняли его в свое общество и посвятили в свои тайны. Он научился вызывать духов из подземного мира и общаться с ними, отдавшись полностью во власть им. Но и это ему надоело. А захотелось путешествовать снова. Когда же собрался в путь, посмотрел он в зеркало и увидел отца своего в полный рост, а себя вовсе не увидел. Смотрел и удивлялся, как это его нет в зеркале. Но с зеркала вдруг исчезло также изображение отца. Вместо него появился подземный дух мрака – злобный, рогатый и ужасно мерзкий. Сын схватил зеркало и разбил. Однако из-за спины выскочил подземный дух мрака и, связав ему руки и ноги, утащил в свое подземное царство.
Ясно ли содержание этой притчи? Отец – это Сам Господь Бог. Сын – это человек. Зеркало – завет Божий. Драгоценный камень – душа человеческая. Уйдя от своего Отца вопреки воле Отчей, сын платит душой своей за обманчивые удовольствия этого мира – прежде всего за похоть есть и пить, похоть богатства, похоть телесную блудную, похоть власти и, наконец, похоть знаний при посредстве злых духов. Таким образом ущерблялась и уменьшалась его душа – драгоценный камень, полученный от Бога Отца, пока совсем не истратилась и окончательно не упропастилась. То, что сын видел Отца всегда в той же величине, значит, что Бог не меняется, всегда остается таким же. А то, что Отец в конце концов стал невидимым в зеркале, значит, что сын, утратив душу, утратил и всякую связь с Отцом своим. А то, что злой дух тьмы появился в зеркале и в реальности, значит, что сын свою душу полностью продал тому злому духу тьмы. И так злой дух, уже хозяин его души, получил власть и над остатком человека, то есть над телом его.
Похожая притча
Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42
Читайте также: