Почему рассказ матрены завершается главой бабья притча

Обновлено: 04.05.2024

Потому что в основе рассказа - мораль: "Не стоит село без праведника". Притчевое построение нужно для того, чтобы читатель пришел к этой мысли. Задача произведения - объяснить особенности русского менталитета, русского понимания категории праведничества, а не просто рассказать о судьбе конкретного человека - Матрены.

Данчик Макарова

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).

Похожая притча

Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что "не дело между бабами счастливую искать! "В последней главе, названной "Бабья притча", крестьянка говорит об общей женской доле: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого.
Но Некрасов уверен, что "ключи" должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова: Еще ты в семействе покуда раба, Но мать уже вольного сына! С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель нс закрывал глаза и на темные стороны жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе "Счастливые" крестьяне-правдоискатели встречаются с "раз-битым на ноги дворовым человеком", который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его "дочка вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны". А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится "близостью" к господам и своей "почетной" болезнью подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения. Дворовый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена "воля":А я князей Утятиных Холоп и весь тут сказ! С детства и до самой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное.. .
Выкупал Меня, раба последнего, Зимою в проруби! Да как чудно! Две проруби: В одну опустит в неводе, В другую мигом вытянет И водки поднесет.
Не мог Ипат забыть господских "милостей": того, что после купанья в проруби князь "водки поднесет", то посадит "рядом, недостойного, с своей персоной княжеской". Покорный раб показан также в образе "холопа примерного Якова верного". Яков служил у жестокого господина Поливанова, который "в зубы холопа примерного.. . походя дул каблуком". Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков "задурил": сначала "мертвую запил", а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность. С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил "вольную", данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем "на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей". Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся от подлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением: Люди холопского звания Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа.
Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает, счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены креп ного права по-прежнему обездоле-ны и обескровлены, изменю только формы угнетения крестьян. Но среди крестьян появляв люди, способные к сознательному, активному протесту, и ) верит, что при помощи таких людей в будущем на Руси всем б; хорошо жить, и в первую очередь наступит хорошая жизнь русского народа.
Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь.

Похожая притча

Большая часть поэмы посвящена русской женщине. Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, преследование господского управляющего, голодный год, нищенство. Но в трудные минуты она проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Вырвала Федотушку, когда вздумали наказать его розгами. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. О себе Матрена Тимофеевна говорит:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!. .

По мне обиды смертные

Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что “не дело — между бабами счастливую искать! ”

В последней главе, названной “Бабья притча”, крестьянка говорит об общей женской доле:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Но Некрасов уверен, что “ключи” должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова:

Еще ты в семействе покуда — раба,

Но мать уже вольного сына!

С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель не закрывал глаза и на темные стороны жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе “Счастливые” крестьяне-правдоискатели встречаются с “разбитым на ноги дворовым человеком”, который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его “дочка — вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны”. А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится “близостью” к господам и своей “почетной” болезнью — подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения. Дворовый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена “воля”:

А я князей Утятиных Холоп — и весь тут сказ!

С детства и до самой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное.

Меня, раба последнего,

Зимою в проруби!

Да как чудно! Две проруби:

В одну опустит в неводе,

В другую мигом вытянет —

И водки поднесет.

Не мог Ипат забыть господских “милостей”: того, что после купанья в проруби князь “водки поднесет”, то посадит “рядом, недостойного, с своей персоной княжеской”. Покорный раб показан также в образе “холопа примерного — Якова верного”. Яков служил у жестокого господина Поливанова, который “в зубы холопа примерного.. . походя дул каблуком”. Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков “задурил”: сначала “мертвую запил”, а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность. С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил “вольную”, данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем “на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей”. Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся от подлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типичес

Похожая притча

После реформы 1861 года начинается разрушение традиционных патриархальных устоев, уходит поэзия усадебных, “дворянских гнёзд”, наступает эпоха развенчания этой утопии. Несколько раз “мiръ” появляется в части “Крестьянка”: У немца – хватка мёртвая: Пока не пустит по миру, Не отойдя, сосёт! Послала деток по миру Данные примеры соответствуют выделенным нами ранее оттенкам значения: “нищенство, юродство, странничество”. Я миру в ноги кланялся, Да мир у нас какой? — рассказывает свёкор Матрёны Тимофеевны. Здесь “мiръ” непосредственно означает “крестьянская сходка; собрание для решения важных вопросов”. — Исполним повелённое! – Сказал мирянам староста В этом примере на первое место выступает иерархичность мира, чёткое распределение в нём социальных ролей. Во главе общины стоит староста, и, хотя он правит миром не единолично, последнее слово в спорах всё же остается за ним. Номинация “миряне” употребляется, как мы помним, и в речи попа, но здесь нет противопоставления мирской и монастырской жизни. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в разных контекстах слово “мiръ” вызывает очень разнообразные ассоциации. Нет у солдатки-матери Во всём миру дружка! Данная цитата – ещё одно, пока не указанное нами значение. Вообще, для речи Матрёны Тимофеевны характерно достаточно узкое, конкретное по сути своей употребление данного понятия (в отличие от того же попа, в рассказе которого “мiръ” универсализируется) . Тем не менее здесь “мiръ” используется не просто для номинации определённого явления действительности; слова героини приобретают обобщённый характер. Это не “поповский” “мiръ” в значении “вселенная; земной шар, его обитатели” (такому толкованию сильно мешает склонение) , но и не просто “мiръ” в локальном значении “община”. В отличие от попа и помещика, у Матрёны Тимофеевны нет ощущения краха “мiра”, есть, скорее, уверенность в изначальной его непогрешимости. Уверенность эта наиболее ярко проявляется в финале главы, где тема женского горя приобретает фатальный, неразрешимый характер. “Бабья притча” ещё раз косвенно характеризует “мiръ” — он далеко не идеален. Но помимо этого она констатирует и незыблемость его законов (пусть несовершенных) , нерушимость патриархальных традиций. В “Последыше” “мiръ” употребляется в своём основном значении “сельская община” исключительно для номинации данного факта: 1) “собрался мир, галдит! ”; 2) “Луга-то (эти самые) , // Да водка, да с три короба // Посулов то и сделали, // Что мир решил помалчивать ”; 3) “Долгонько думал мир”; 4) “Упрёшься – мир осердится, // А мир дурак – доймёт! ”; 5) “И мир давно бы рушился // Без разума господского ”; 6) “Скажи спасибо, Влас Ильич: // Я миру порадел” и другие. Контекст здесь не несёт негативной оценки (за исключением, пожалуй, примеров №2 и 4). Однако сюжетный и идейный уровни направлены на развенчание “идеальности” мира, на выделение слабых его сторон. Община падка на материальные блага, ради них многие члены её готовы поступиться честью, достоинством. За водку, подарки и обещанные земли они соглашаются разыгрывать перед князем Утятиным комедию: делать вид, будто крепостное право возвращено.

Читайте также: