Рембрандт притча о богаче
Обновлено: 13.11.2024
Выходные данные статьи для цитирования (страницы данной публикации обозначены и в электронном тексте): Дмитриевская Л.Н. Книга в творчестве Рембрандта // От свитка до интернета: библиотека, образование, чтение. Научно-методический альманах.– М., 2010, №1, с.200-210.
*** Альманах со статьёй можно посмотреть здесь - АЛЬМАНАХ, 2010, №1
Ре́мбра́ндт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rémbrándt Hármenszoon van Rijn, 1606–1669) – голландский художник, гравёр, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он создал около 400 картин, 300 гравюр, 1400 рисунков и 300 офортов.
ХVII век в истории Европы – это рубеж, отделивший традиционную, религиозную, средневековую культуру от нового времени – времени научно-технической революции. Это век географических открытий: совершено первое кругосветное путешествие, открыт последний континент – Австралия, формируется глобальная океаническая цивилизация, в которой живём мы с вами. Это век науки, прежде всего, математики и астрономии – достаточно вспомнить имена учёных: И. Ньютон, И. Кеплер, Г. Галилей, Х. Гюйгенс, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Р. Декарт… На фоне научно-технического развития, географических и астрономических открытий, появления новых христианских ответвлений – протестантизма, кальвинизма – авторитет церкви резко упал, дав творческим умам свободу в осмыслении церковных доктрин, ветхозаветных и евангельских событий. Свобода религиозно-философской мысли в полотнах Рубенса воплощается в удивительно пышной телесности, плотском колорите – приоритете земной радости жизни. Те же религиозные сюжеты в картинах Рембрандта завораживают глубиной философского осмысления. Дух своей эпохи, своей страны Рембрандт выразил через портреты современников, но многие портреты не были бы столь убедительны без одной сквозной детали – книги. Именно её можно назвать символом ХVII века.
Портреты учёных, философов, политиков, в образе которых тот или иной художник желал запечатлеть просвещенность, образованность, свободу мысли и мудрость, чаще изображались с книгой. Сравните две картины: портрет филолога, поэта и друга Рубенса Яна Гаспара Гевартиуса и портрет учёного работы Рембрандта.
Рубенс «Портрет Яна Гаспара Гевартиуса», 1628
Рембрандт «Учёный», 1631
Можно предположить, что второй написан под влиянием первого: Рубенс уже зрелый мастер – Рембрандт только набирает силу. Книга – главная деталь на обеих картинах, и оба учёных застигнуты за работой с пером в руке. Благодаря бюсту Марка Аврелия в картине Рубенса легко установить, за каким трудом художник застал свою модель: Гевартиус – автор комментариев к сочинениям Марка Аврелия, римского императора-философа. В своей картине Рембрандт не даёт никаких подсказок, создавая, по-видимому, обобщённый образ учёного.
Важно обратить внимание на взгляды учёных. Гевартиус на картине Рубенса явно позирует художнику, его взгляд спокоен, уверен, поза выверена. Учёного на картине Рембрандта словно застали врасплох – он удивлён и даже немного испуган. Эта психологическая деталь даёт нам право предположить, что учёный пишет или переписывает запрещённую церковью книгу. Запрещённых книг в Амстердаме в ХVII веке писалось и выпускалось больше, чем где бы то ни было. Будучи столицей независимой и по большей части уже протестантской Голландии, Амстердам являлся крупнейшем центром книгопечатания и книготорговли того времени – именно там издавали и научную, и протестантскую литературу вопреки католической церкви. Но издателям и учёным всё-таки нужно было быть осторожными, так как католическая церковь, желая отвоевать потерянное влияние, усилила цензуру и деятельность инквизиции. Тем более что южная часть Нидерландов до 1648 года находилась под властью Испании — страны, в которой с ХV и почти до середины ХIХ века действовал трибунал инквизиции. Живя в Амстердаме, Рембрандт и сам испытывал некоторые притеснения со стороны церкви.
Человек с книгой – вот образ передового мыслителя ХVII века. Выполняя заказы на портреты (которых только в 30-е годы было более шестидесяти), Рембрандт пишет портреты двух министров. Изобразив политиков с книгой, художник тем самым воздал должное их образованности и мудрости. Была ли это правда, сейчас уже неважно – министры Йоханнес Уотенбогарт и Корнелис Клаасс Ансло благодаря портретам вошли в историю с теми качествами, которые запечатлел в них Рембрандт.
На «Портрете Йоханнеса Уотенбогарта» (1633) человек, которого неожиданно оторвали от чтения: слегка удивлённый взгляд покрасневших глаз, в которых ещё видны только что прочитанные мысли или мысли о только что прочитанном.
«Портрет Йоханнеса Уотенбогарта», 1633
Открытая рукописная книга, словно излучающая свет, и рядом чёрная шляпа в тени фигуры министра, составляют резкий контраст. Так же лицо и руки контрастируют с костюмом. В этом должны быть зашифрованы личность Йоханнеса Уотенбогарта, отношение к нему художника, философские размышления о человеке… Нет одной истины у творения великих мыслителей, каким являлся и Рембрандт: каждый может прочитывать картину сам, обогащая её своими смыслами.
В групповом портрете супружеской пары «Министр Корнелис Клаасс Ансло, беседующий со своей женой» (1641) лежащие на столе книги светятся, и их теплый золотистый отблеск лежит на лице министра. Так художник передал образованность и мудрость Корнелиса Клаасса , который что-то воодушевлённо объясняет смиренно слушающей супруге. Фигура жены освещена иным светом – не теплым, золотистым, а холодным, белым, как будто лунным, возможно льющимся на неё из невидимого окна. Игра света на картине символична: Корнелис Клаасс получает свет от книги, а жена – от мужа и от неба.
«Министр Корнелис Клаасс Анслоо, беседующий со своей женой», 1641
В буквальном переводе с английского на русский название картины («The Mennonite Minister Cornelis Claesz Anslo in Conversation with his Wife, Aaltje») звучало бы слишком громоздко, но добавляло бы один важный штрих к образу министра: меннонит. Меннониты – это последователи доктрины Менно Симонса (ХVI в.), которые вслед за учителем проповедуют смирение, отказ от насилия, ратуют за постоянное нравственное самосовершенствование человека. Скорее всего, на столе раскрыта книга с учением Менно Симонса. Министр-менонит – высшая похвала от художника.
Книга – частый атрибут в творчестве Рембрандта, она присутствует в его картинах с ученических времён и до самой смерти великого мастера. Будучи ещё учеником у амстердамского художника Питера Ластмана, Рембрандт пишет картину «Концерт» (1626), в которой в угоду учителю придаёт красочности и восточного колорита музыкантам, но при этом всю драматургию картины переносит с людей на книги. На переднем плане в игре света и тени в беспорядке валяются уже «отыгранные» нотные книги, а одна – на коленях у дамы – пролистана до середины. Её ждёт та же участь – в общую ненужную кучу. В истории искусства книга ещё задолго до ХVII века являлась символом жизни. Двадцатилетний Рембрандт отразил в ней судьбу человека, сделав свою картину почти притчей. В «Концерте» художник проявил себя как гениальный мастер светотени и намного опередил своего учителя.
«Концерт» (картина, фрагмент), 1626
В 1627 году Рембрандт покидает мастерскую Питера Ластмана, возвращается домой в Лейден, где в заброшенном сарае открывает собственную мастерскую. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине.
«Притча о богаче» («Меняла»), 1627
Работая в своей мастерской, Рембрандт быстро приобретает авторитет оригинального и талантливого художника, обзаводится богатыми клиентами и уже через 3 года переезжает в Амстердам, а затем и в Антверпен. В Рембрандте признают многообещающий талант, сравнивают с первым художником того времени – Рубенсом, делают много выгодных заказов. Это самая счастливая пора и в личной жизни художника: он встречает Саскию ван Эйленбюрх, которая становится его самой большой любовью, моделью его полотен, матерью его сына Титуса.
«Артемисия», 1634 (картина, фрагмент)
Они поженились в 1634 году, тогда же Рембрандт пишет картину «Артемисия» (1634), на которой изображает победительницу своего сердца Саскию в образе Артемисии – карийской властительницы, которая после смерти мужа воздвигла одно из семи чудес света – Галикарнасский мавзолей. Допустив, по-видимому, сознательно, анахронизм в виде книги (впрочем, зритель не видит, есть ли у неё переплёт), Рембрандт засвидетельствовал не только красоту и благородство властительницы своего сердца, но и её ум.
В счастливые 1630-е годы, будучи молодым, успешным и уже богатым художником, имея прелестную любимую жену, Рембрандт, помимо многочисленных портретов и картин на античные сюжеты, создаёт свои знаменитые полотна библейского содержания: «Пир Валтасара» (1635), «Жертвоприношение Авраама» (1635), «Апостол Павел» (1635). И если первые две картины написаны без влияния какого-либо канона, так как эти сюжеты из Ветхого завета не имели разработанной иконографии, то в изображении апостола художник идёт вслед за каноном, рисуя Павла с книгой.
«Святой Павел за письменным столом», 1629–30
«Апостол Павел», 1635
Образ Павла на картине 1635 года более каноничен, «портретен», чем на картине 1629–30 гг., где святой погружён в глубокое раздумье, словно в сон, а из открытой книги на него льётся яркий свет. Почему Рембрандт обращается к образу апостола Павла, что он хотел сказать своим современникам, потомкам? Ответ надо искать в «Посланиях святого апостола Павла» – именно этот его труд лежит на столе в обеих картинах, о чём свидетельствует перо в руке: святой показан за писанием своих Посланий.
Ещё в мастерской в Лейдене двадцатидвухлетний Рембрандт пишет маленькую по размеру картину, которую исследователи назвали «Спор двух учёных», видя в ней отражение ХVII века – века науки. Но если посмотреть на лицо старца и сравнить его с более поздними образами апостола Павла, то сомнения в сюжете картины можно отбросить: в ней отражён спор Петра и Павла. По расположению фигур, по распределению света понятно, кому отдаёт предпочтение Рембрандт. Пётр – хранитель символических ключей от рая, главный символ католической церкви, папы Римского – повёрнут к зрителю спиной, и его почти не касается свет огня, зато Павел ярко залит светом и возвышается над Петром. Свет невидимого очага освещает картину снизу, высвечивая книгу в руках Петра, – это, скорее всего, его Послания, в которых, судя по жесту Павла, и заключается предмет спора. Послания самого Павла стоят на столе, как бы возвышаясь над обоими апостолами. Чтобы более глубоко проникнуть в образы апостолов, понять философский смыл других картин с апостолом Павлом, необходимо открыть книгу Нового завета и прочитать «Послания святого апостола Павла». Предлагаю вам сделать это самостоятельно, потому что есть истины, над которыми нужно размышлять самим.
Амстердам в ХVII веке – центр книгоиздания, но на картинах Рембрандта мы видим только рукописные книги. Когда рукописная книга, иначе кодекс, в руках апостолов или Девы Марии, то вопросов нет – в противном случае это был бы слишком смелый анахронизм. Но почему учёный и политики изображены с рукописной книгой? (Впрочем, на столе у Корнелиса Клаасса мы не видим текст, а по переплёту судить сложно.) Возможно, ответ на этот вопрос мы найдём, когда вернёмся к теме книги в творчестве других художников ХVII века – ведь ещё по крайней мере три великих имени достойны нашего внимания: Рубенс, Веласкес, Эль Греко.
«Спор Петра и Павла» («Спор двух учёных»), 1628
«Евангелист Матфей и ангел», 1661
Пётр и Павел канонически изображаются вместе – можно посмотреть на византийские и русские иконы, на одноимённую картину 1614 года Эль Греко в Эрмитаже… Вы увидите, что непременным символом Павла будет книга, а символом Петра – чаще всего ключ.
В 1661 году Рембрандт обратился к образу евангелиста Матфея, которого тоже запечатлел в момент написания святой книги. Ангел, с лицом сына Рембрандта Титуса, нашёптывает Матфею на ухо, по-видимому, текст Евангелия. На страницах альманаха мы обязательно ещё обратимся к роли книги в канонических изображениях Христа и святых.
Рембрандт и Саския вели весёлую, счастливую жизнь, за которую платили дорого: трое их детей умерли в младенчестве. В 1641 году семья снова ждала ребёнка, моля Бога сохранить его жизнь. Рембрандт пишет картину «Святое семейство» (1641).
Сын Титус стал единственным ребёнком Рембрандта и Саскии. Но и за этот подарок судьбы художнику пришлось дорого заплатить: через год после рождения сына умирает Саския – его главная муза.
Через несколько лет Рембрандт возвращается к теме святого семейства и пишет удивительную по своей одухотворённости картину «Святое семейство и ангелы», которая сегодня является гордостью Эрмитажа.
«Святое семейство с ангелами», 1645
«Читающий Титус», 1656
1650–1660 годы стали вершиной творчества художника-портретиста. Написав за всю жизнь около трёхсот портретов, Рембрандт проник в человеческую сущность, научился отражать её цветом, светом и тенью, был свободен от того, чтобы угодить заказчику, так как чаще всего в качестве моделей выступал его сын, старики и старухи еврейского квартала и он сам. Именно этими портретами Рембрандт вошёл в мировое искусство как величайший портретист.
По праву одним из лучших групповых портретов Рембрандта и вершиной его творчества является «Портрет синдиков гильдии суконщиков» (1662). Представители самой древней и самой уважаемой купеческой гильдии в Голландии запечатлены для истории за проверкой счётной книги. Само это занятие и, конечно, открытые, освещенные солнцем лица синдиков свидетельствует об их честности, порядочности, аккуратности ведения дел… Групповой портрет в ХVII веке заменял визитную карточку, работал на репутацию цеха, гильдии.
«Портрет синдиков цеха суконщиков», 1662
В романе Гледис Шмитт «Рембрандт» есть восторженное описание этой картины, которое преподносится как внутренний монолог самого художника: «Ещё никогда он не создавал столь сияющей, цельной и правдивой вещи. <…> Щедрый свет солнца падал на холст, озаряя шесть лиц и сливаясь с внутренним светом человеческих душ, не затуманенных сделками с совестью, сияющих зрелостью и ясностью. Чёрный бархат одежд, чёрные касторовые шляпы, красивый ало-золотистый восточный ковёр, покрывавший стол, за которым сидели синдики, старинная деревянная панель позади них, счётная книга и денежный мешок, которых они касались своими многоопытными и выразительными руками, – всё это было выписано необыкновенно тщательно, но лишь дополняло лица, а лица, несмотря на всё их различие между собой и точность портретного сходства, были подчинены одной, конечной цели – показать, как сияет человек в сиянии мира» .
На картинах Рембрандта представлены совершенно разные книги: древние рукописные – греческие, латинские, еврейские, Ветхий и Новый завет, книги Торы, книга нидерландского теолога Менно Симонса, нотные и, наконец, счётная книга. Книга сопровождала Рембрандта всю жизнь. Он любил книги; когда были деньги, не жалел их на приобретение старых и редких книг. В его картинах книга становилась то аллегорией самой жизни, которую человек перелистывает и закрывает навсегда, то символом сокровенных знаний и мудрости, книга помогала раскрыть в картинах образы святых и обычных людей…, а закончилось тем, что древняя книга-свиток в картине оказалась в руках самого художника, сконцентрировав все накопленные смыслы: прошедшая жизнь, мудрость, знание…
В «Автопортрете в образе Павла» (1661) Рембрандт завершил ещё одну тему своего творчества, своих религиозно-философских размышлений. К образу этого апостола он впервые обратился в двадцать два года, выразив в картине «Спор Петра и Павла» явную победу Павла, затем возвращался к образу святого несколько раз в течение жизни – в итоге в этом образе он преподнёс миру себя. Что Рембрандт хотел сказать этим? Возможно, то было его «послание» людям, которое можно понять, открыв в Новом завете «Послания святого апостола Павла».
Похожая притча
РЕМБРАНДТ ван Рейн.Притча о неразумном богаче.1627г.
Берлин. Картинная галерея.
Деньги были постоянными спутниками человека с тех самых пор, как появились первые монеты. Их зарабатывали оптом и лихо отнимали на большой дороге, тратили на самое необходимое и весело пропивали, ими сорили и их зарывали в землю, их выплачивали наемным убийцам и подавали нищим, берегли последний грош и чахли над полными сундуками.
Старинные монеты помнят лица сотен и тысяч своих бывших хозяев… помнят невинную кровь, смуту, предательства, воровство…Эти маленькие кружки металла вершили судьбы людей и целых королевств…
Немудрено, что столь повседневный атрибут жизни нередко изображался художниками на картинах и гравюрах.
Притча о неразумном богаче – одна из притч Иисуса Христа содержащаяся в Евангелии от Луки. В ней рассказано о человеке, который богатство своё решил употребить для развлечений и накопительства, не зная, что вскоре умрет:
"У одного богатого человека был хороший урожай в поле. И он стал рассуждать сам с собою: "что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих". И, решив, сказал: "вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю новые большие прежних, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе своей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей и веселись!"
Но Бог сказал ему: "безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя (т. е. ты умрешь); кому же достанется то, что ты заготовил?"
Окончив эту притчу, Господь сказал: "так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет", т. е. так должно случиться с каждым человеком, который собирает богатство только для себя, для своих удобств и удовольствий, а не для Бога, т. е. не для добрых, угодных Богу дел - не помогает ближним и не облегчает их страдания. Придет смерть к человеку, и земное богатство его не принесет душе его на том свете, в будущей жизни, никакой пользы.
"Поэтому говорю вам" - сказал Спаситель, "не заботьтесь (чрезмерно) о том, что вам есть, что пить и во что одеваться. Душа больше пищи, и тело - одежды. Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам", т. е. прежде всего заботьтесь о спасении души вашей исполнением заповедей Божиих, - проявляйте милосердие к ближним, сделайте душу свою праведною, достойною быть в Царстве Божием. Тогда все остальное, все, что требуется для тела вашего, для жизни земной, Господь пошлет вам.
В образе своего современника, - профессионального менялы, художник показал тщетность накопительства, - больная тема всех коллекционеров..
Обратите внимание на открытый кожаный кошелек с деревянной оплетенной ручкой. Точно такие же можно видеть и на предыдущей картине. Хотя полотна разделяет больше 100 лет, и костюм претерпел сильные изменения, прогресс не коснулся кошелька, - внушительные суммы денег переносили и хранили в такой же таре.
Рембрандт не отличался скрупулезной деталировкой своих полотен, концентрируясь на передаче среды и атмосферы, но можно догадаться, что на столе у менялы самые распространенные серебряные и золотые голландские монеты того времени.
Похожая притча
Статья содержит элементы новых богословских исследований и здравого смысла. Поэтому всем не желающим просвещения читать её не рекомендуется! Во время написания статьи, ни одно животное не пострадало! Религиозные фанатики представляют Иисуса всю жизнь провисевшим на кресте. В их сознании все Его поучения выглядят как унылая проповедь. Заявляем, что страдающий человек ничего не сможет совершить! Не верите? А это так. Вся энергия уходит в этот образ и не остаётся сил для свершений и творческих побед. Вы даже не представляете -сколько дел совершил Иисус. Он предложил миру самое простое и в то же время гениальное учение, способное преобразить мир! В это воскресение в храмах читают притчу о богаче и Лазаре, но нас совершенно не устраивает её скучное и не научное толкование, потому что оно 2000 лет мешало людям жить.
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Бывает судьба, сводит с очень интересными персонажами игры под названием жизнь. Некоторые, встреченные нами, ленивые существа, верят во всё то, что им скажут другие ограниченные существа. Так встретив евангелиста, очередного почитателя библии, я был в возмущении от такого буквального толкования притчи о богаче и Лазаре. Кстати эту притчу, а значит аллегорию, игры слов и метафор, на первый взгляд можно понять буквально, и из этого уровня многие конфессии вывели даже свое вероучение, но этакий поверхностный анализ текста не может быть правильным и уж тем более из него нельзя выводить вероучений.
Но сегодня большинство христианских конфессий верят в мучение грешников в аду после смерти. Подтверждая эту позицию, их духовные наставники приводят пастве множество текстов Библии, описывающих наказание людей в геенне огненной.
Однако у этой богословской теории налицо противоречие с текстом Библии «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55, Ос. 13:14). Налицо несоответствие с учением и заслугами Иисуса, который сломал врата ада – нет ни ада, ни смерти. Жало смерти закон, который убивает, а Он освободил от закона страха и смерти. Но современные фарисеи опять ввели народ в заблуждение, эту притчу нельзя рассматривать в отрыве от Лк.17;1-10, но она рассматривается именно так. «Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» Лк.17;1-10 …
Многие христиане уверены, что Лазарь после смерти попал в рай, а богач – в ад. Однако данная теологическая концепция полностью противоречит тексту Библии. Согласно ветхозаветному Писанию, все люди, включая даже священных героев, после смерти попадали в ад (Шеол), и «там» спали. Что касается понятия «небесный» рай, то в Ветхом Завете оно отсутствует как таковое. В связи с этим многие представители популярных конфессий считают, что небесный рай в ветхозаветное время был закрыт, доколе Иисус Своей жертвенной смертью и воскресением не отверз в него ворота.
Согласно такой богословской теории, ад в ветхозаветное время имел два отделения – «мягкое», куда попал Лазарь, и «суровое», где мучился богач. Иисус якобы после смерти сошел в ад, тех, кто там спал, разбудил и затем всем проповедовал. Потом праведников Он забрал из ада в открывшийся благодаря Его смерти небесный рай, только неверующие в Него грешники остались гореть в «суровом» отделении ада.
© Copyright: Андрей Кузнецов 30, 2018
Свидетельство о публикации №218103101781
Похожая притча
Картина иллюстрирует евангельскую притчу. Иисус уподобил Царство Небесное хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в свой виноградник и договорился с ними по динарию в день. Б течение дня вплоть до самого вечера
хозяин выходил еще несколько раз и нанимал стоявших праздно, обещая вознаградить за труды.
Смысл притчи в том, что даже уверовавшие последними будут спасены. Несмотря на восхитительный колорит, картина не закончена. Видимо, она хранилась для того, чтобы ее использовали как образец ученики Рембрандта.
Похожая притча
Ведь среда, обусловливающая жизненную
деятельность, жизненную зрелость Рембрандта ван Рейна, сама создавалась и пересоздавались и результате противоречивых процессов.
И тем не менее, это голландское общество, в основном непроизводительное общество среднего сословия, процветающее главным образом за счет Европы и заморских колоний, общество, нравственные представления которого обязывали к моральной простоте, строгости и беспрекословному подчинению, гарантировало определенное пространство для духовной свободы.
Читайте также: