Рембрандт притча о богаче

Обновлено: 17.05.2024

Выходные данные статьи для цитирования (страницы данной публикации обозначены и в электронном тексте): Дмитриевская Л.Н. Книга в творчестве Рембрандта // От свитка до интернета: библиотека, образование, чтение. Научно-методический альманах.– М., 2010, №1, с.200-210.

*** Альманах со статьёй можно посмотреть здесь - АЛЬМАНАХ, 2010, №1

Ре́мбра́ндт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rémbrándt Hármenszoon van Rijn, 1606–1669) – голландский художник, гравёр, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он создал около 400 картин, 300 гравюр, 1400 рисунков и 300 офортов.
ХVII век в истории Европы – это рубеж, отделивший традиционную, религиозную, средневековую культуру от нового времени – времени научно-технической революции. Это век географических открытий: совершено первое кругосветное путешествие, открыт последний континент – Австралия, формируется глобальная океаническая цивилизация, в которой живём мы с вами. Это век науки, прежде всего, математики и астрономии – достаточно вспомнить имена учёных: И. Ньютон, И. Кеплер, Г. Галилей, Х. Гюйгенс, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Р. Декарт… На фоне научно-технического развития, географических и астрономических открытий, появления новых христианских ответвлений – протестантизма, кальвинизма – авторитет церкви резко упал, дав творческим умам свободу в осмыслении церковных доктрин, ветхозаветных и евангельских событий. Свобода религиозно-философской мысли в полотнах Рубенса воплощается в удивительно пышной телесности, плотском колорите – приоритете земной радости жизни. Те же религиозные сюжеты в картинах Рембрандта завораживают глубиной философского осмысления. Дух своей эпохи, своей страны Рембрандт выразил через портреты современников, но многие портреты не были бы столь убедительны без одной сквозной детали – книги. Именно её можно назвать символом ХVII века.
Портреты учёных, философов, политиков, в образе которых тот или иной художник желал запечатлеть просвещенность, образованность, свободу мысли и мудрость, чаще изображались с книгой. Сравните две картины: портрет филолога, поэта и друга Рубенса Яна Гаспара Гевартиуса и портрет учёного работы Рембрандта.

Рубенс «Портрет Яна Гаспара Гевартиуса», 1628

Рембрандт «Учёный», 1631

Можно предположить, что второй написан под влиянием первого: Рубенс уже зрелый мастер – Рембрандт только набирает силу. Книга – главная деталь на обеих картинах, и оба учёных застигнуты за работой с пером в руке. Благодаря бюсту Марка Аврелия в картине Рубенса легко установить, за каким трудом художник застал свою модель: Гевартиус – автор комментариев к сочинениям Марка Аврелия, римского императора-философа. В своей картине Рембрандт не даёт никаких подсказок, создавая, по-видимому, обобщённый образ учёного.
Важно обратить внимание на взгляды учёных. Гевартиус на картине Рубенса явно позирует художнику, его взгляд спокоен, уверен, поза выверена. Учёного на картине Рембрандта словно застали врасплох – он удивлён и даже немного испуган. Эта психологическая деталь даёт нам право предположить, что учёный пишет или переписывает запрещённую церковью книгу. Запрещённых книг в Амстердаме в ХVII веке писалось и выпускалось больше, чем где бы то ни было. Будучи столицей независимой и по большей части уже протестантской Голландии, Амстердам являлся крупнейшем центром книгопечатания и книготорговли того времени – именно там издавали и научную, и протестантскую литературу вопреки католической церкви. Но издателям и учёным всё-таки нужно было быть осторожными, так как католическая церковь, желая отвоевать потерянное влияние, усилила цензуру и деятельность инквизиции. Тем более что южная часть Нидерландов до 1648 года находилась под властью Испании — страны, в которой с ХV и почти до середины ХIХ века действовал трибунал инквизиции. Живя в Амстердаме, Рембрандт и сам испытывал некоторые притеснения со стороны церкви.
Человек с книгой – вот образ передового мыслителя ХVII века. Выполняя заказы на портреты (которых только в 30-е годы было более шестидесяти), Рембрандт пишет портреты двух министров. Изобразив политиков с книгой, художник тем самым воздал должное их образованности и мудрости. Была ли это правда, сейчас уже неважно – министры Йоханнес Уотенбогарт и Корнелис Клаасс Ансло благодаря портретам вошли в историю с теми качествами, которые запечатлел в них Рембрандт.
На «Портрете Йоханнеса Уотенбогарта» (1633) человек, которого неожиданно оторвали от чтения: слегка удивлённый взгляд покрасневших глаз, в которых ещё видны только что прочитанные мысли или мысли о только что прочитанном.

«Портрет Йоханнеса Уотенбогарта», 1633

Открытая рукописная книга, словно излучающая свет, и рядом чёрная шляпа в тени фигуры министра, составляют резкий контраст. Так же лицо и руки контрастируют с костюмом. В этом должны быть зашифрованы личность Йоханнеса Уотенбогарта, отношение к нему художника, философские размышления о человеке… Нет одной истины у творения великих мыслителей, каким являлся и Рембрандт: каждый может прочитывать картину сам, обогащая её своими смыслами.
В групповом портрете супружеской пары «Министр Корнелис Клаасс Ансло, беседующий со своей женой» (1641) лежащие на столе книги светятся, и их теплый золотистый отблеск лежит на лице министра. Так художник передал образованность и мудрость Корнелиса Клаасса , который что-то воодушевлённо объясняет смиренно слушающей супруге. Фигура жены освещена иным светом – не теплым, золотистым, а холодным, белым, как будто лунным, возможно льющимся на неё из невидимого окна. Игра света на картине символична: Корнелис Клаасс получает свет от книги, а жена – от мужа и от неба.


«Министр Корнелис Клаасс Анслоо, беседующий со своей женой», 1641

В буквальном переводе с английского на русский название картины («The Mennonite Minister Cornelis Claesz Anslo in Conversation with his Wife, Aaltje») звучало бы слишком громоздко, но добавляло бы один важный штрих к образу министра: меннонит. Меннониты – это последователи доктрины Менно Симонса (ХVI в.), которые вслед за учителем проповедуют смирение, отказ от насилия, ратуют за постоянное нравственное самосовершенствование человека. Скорее всего, на столе раскрыта книга с учением Менно Симонса. Министр-менонит – высшая похвала от художника.
Книга – частый атрибут в творчестве Рембрандта, она присутствует в его картинах с ученических времён и до самой смерти великого мастера. Будучи ещё учеником у амстердамского художника Питера Ластмана, Рембрандт пишет картину «Концерт» (1626), в которой в угоду учителю придаёт красочности и восточного колорита музыкантам, но при этом всю драматургию картины переносит с людей на книги. На переднем плане в игре света и тени в беспорядке валяются уже «отыгранные» нотные книги, а одна – на коленях у дамы – пролистана до середины. Её ждёт та же участь – в общую ненужную кучу. В истории искусства книга ещё задолго до ХVII века являлась символом жизни. Двадцатилетний Рембрандт отразил в ней судьбу человека, сделав свою картину почти притчей. В «Концерте» художник проявил себя как гениальный мастер светотени и намного опередил своего учителя.

«Концерт» (картина, фрагмент), 1626

В 1627 году Рембрандт покидает мастерскую Питера Ластмана, возвращается домой в Лейден, где в заброшенном сарае открывает собственную мастерскую. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине.

«Притча о богаче» («Меняла»), 1627

Работая в своей мастерской, Рембрандт быстро приобретает авторитет оригинального и талантливого художника, обзаводится богатыми клиентами и уже через 3 года переезжает в Амстердам, а затем и в Антверпен. В Рембрандте признают многообещающий талант, сравнивают с первым художником того времени – Рубенсом, делают много выгодных заказов. Это самая счастливая пора и в личной жизни художника: он встречает Саскию ван Эйленбюрх, которая становится его самой большой любовью, моделью его полотен, матерью его сына Титуса.

«Артемисия», 1634 (картина, фрагмент)

Они поженились в 1634 году, тогда же Рембрандт пишет картину «Артемисия» (1634), на которой изображает победительницу своего сердца Саскию в образе Артемисии – карийской властительницы, которая после смерти мужа воздвигла одно из семи чудес света – Галикарнасский мавзолей. Допустив, по-видимому, сознательно, анахронизм в виде книги (впрочем, зритель не видит, есть ли у неё переплёт), Рембрандт засвидетельствовал не только красоту и благородство властительницы своего сердца, но и её ум.
В счастливые 1630-е годы, будучи молодым, успешным и уже богатым художником, имея прелестную любимую жену, Рембрандт, помимо многочисленных портретов и картин на античные сюжеты, создаёт свои знаменитые полотна библейского содержания: «Пир Валтасара» (1635), «Жертвоприношение Авраама» (1635), «Апостол Павел» (1635). И если первые две картины написаны без влияния какого-либо канона, так как эти сюжеты из Ветхого завета не имели разработанной иконографии, то в изображении апостола художник идёт вслед за каноном, рисуя Павла с книгой.

«Святой Павел за письменным столом», 1629–30

«Апостол Павел», 1635

Образ Павла на картине 1635 года более каноничен, «портретен», чем на картине 1629–30 гг., где святой погружён в глубокое раздумье, словно в сон, а из открытой книги на него льётся яркий свет. Почему Рембрандт обращается к образу апостола Павла, что он хотел сказать своим современникам, потомкам? Ответ надо искать в «Посланиях святого апостола Павла» – именно этот его труд лежит на столе в обеих картинах, о чём свидетельствует перо в руке: святой показан за писанием своих Посланий.
Ещё в мастерской в Лейдене двадцатидвухлетний Рембрандт пишет маленькую по размеру картину, которую исследователи назвали «Спор двух учёных», видя в ней отражение ХVII века – века науки. Но если посмотреть на лицо старца и сравнить его с более поздними образами апостола Павла, то сомнения в сюжете картины можно отбросить: в ней отражён спор Петра и Павла. По расположению фигур, по распределению света понятно, кому отдаёт предпочтение Рембрандт. Пётр – хранитель символических ключей от рая, главный символ католической церкви, папы Римского – повёрнут к зрителю спиной, и его почти не касается свет огня, зато Павел ярко залит светом и возвышается над Петром. Свет невидимого очага освещает картину снизу, высвечивая книгу в руках Петра, – это, скорее всего, его Послания, в которых, судя по жесту Павла, и заключается предмет спора. Послания самого Павла стоят на столе, как бы возвышаясь над обоими апостолами. Чтобы более глубоко проникнуть в образы апостолов, понять философский смыл других картин с апостолом Павлом, необходимо открыть книгу Нового завета и прочитать «Послания святого апостола Павла». Предлагаю вам сделать это самостоятельно, потому что есть истины, над которыми нужно размышлять самим.
Амстердам в ХVII веке – центр книгоиздания, но на картинах Рембрандта мы видим только рукописные книги. Когда рукописная книга, иначе кодекс, в руках апостолов или Девы Марии, то вопросов нет – в противном случае это был бы слишком смелый анахронизм. Но почему учёный и политики изображены с рукописной книгой? (Впрочем, на столе у Корнелиса Клаасса мы не видим текст, а по переплёту судить сложно.) Возможно, ответ на этот вопрос мы найдём, когда вернёмся к теме книги в творчестве других художников ХVII века – ведь ещё по крайней мере три великих имени достойны нашего внимания: Рубенс, Веласкес, Эль Греко.

«Спор Петра и Павла» («Спор двух учёных»), 1628

«Евангелист Матфей и ангел», 1661

Пётр и Павел канонически изображаются вместе – можно посмотреть на византийские и русские иконы, на одноимённую картину 1614 года Эль Греко в Эрмитаже… Вы увидите, что непременным символом Павла будет книга, а символом Петра – чаще всего ключ.
В 1661 году Рембрандт обратился к образу евангелиста Матфея, которого тоже запечатлел в момент написания святой книги. Ангел, с лицом сына Рембрандта Титуса, нашёптывает Матфею на ухо, по-видимому, текст Евангелия. На страницах альманаха мы обязательно ещё обратимся к роли книги в канонических изображениях Христа и святых.
Рембрандт и Саския вели весёлую, счастливую жизнь, за которую платили дорого: трое их детей умерли в младенчестве. В 1641 году семья снова ждала ребёнка, моля Бога сохранить его жизнь. Рембрандт пишет картину «Святое семейство» (1641).
Сын Титус стал единственным ребёнком Рембрандта и Саскии. Но и за этот подарок судьбы художнику пришлось дорого заплатить: через год после рождения сына умирает Саския – его главная муза.
Через несколько лет Рембрандт возвращается к теме святого семейства и пишет удивительную по своей одухотворённости картину «Святое семейство и ангелы», которая сегодня является гордостью Эрмитажа.

«Святое семейство с ангелами», 1645

«Читающий Титус», 1656

1650–1660 годы стали вершиной творчества художника-портретиста. Написав за всю жизнь около трёхсот портретов, Рембрандт проник в человеческую сущность, научился отражать её цветом, светом и тенью, был свободен от того, чтобы угодить заказчику, так как чаще всего в качестве моделей выступал его сын, старики и старухи еврейского квартала и он сам. Именно этими портретами Рембрандт вошёл в мировое искусство как величайший портретист.
По праву одним из лучших групповых портретов Рембрандта и вершиной его творчества является «Портрет синдиков гильдии суконщиков» (1662). Представители самой древней и самой уважаемой купеческой гильдии в Голландии запечатлены для истории за проверкой счётной книги. Само это занятие и, конечно, открытые, освещенные солнцем лица синдиков свидетельствует об их честности, порядочности, аккуратности ведения дел… Групповой портрет в ХVII веке заменял визитную карточку, работал на репутацию цеха, гильдии.

«Портрет синдиков цеха суконщиков», 1662

В романе Гледис Шмитт «Рембрандт» есть восторженное описание этой картины, которое преподносится как внутренний монолог самого художника: «Ещё никогда он не создавал столь сияющей, цельной и правдивой вещи. <…> Щедрый свет солнца падал на холст, озаряя шесть лиц и сливаясь с внутренним светом человеческих душ, не затуманенных сделками с совестью, сияющих зрелостью и ясностью. Чёрный бархат одежд, чёрные касторовые шляпы, красивый ало-золотистый восточный ковёр, покрывавший стол, за которым сидели синдики, старинная деревянная панель позади них, счётная книга и денежный мешок, которых они касались своими многоопытными и выразительными руками, – всё это было выписано необыкновенно тщательно, но лишь дополняло лица, а лица, несмотря на всё их различие между собой и точность портретного сходства, были подчинены одной, конечной цели – показать, как сияет человек в сиянии мира» .
На картинах Рембрандта представлены совершенно разные книги: древние рукописные – греческие, латинские, еврейские, Ветхий и Новый завет, книги Торы, книга нидерландского теолога Менно Симонса, нотные и, наконец, счётная книга. Книга сопровождала Рембрандта всю жизнь. Он любил книги; когда были деньги, не жалел их на приобретение старых и редких книг. В его картинах книга становилась то аллегорией самой жизни, которую человек перелистывает и закрывает навсегда, то символом сокровенных знаний и мудрости, книга помогала раскрыть в картинах образы святых и обычных людей…, а закончилось тем, что древняя книга-свиток в картине оказалась в руках самого художника, сконцентрировав все накопленные смыслы: прошедшая жизнь, мудрость, знание…
В «Автопортрете в образе Павла» (1661) Рембрандт завершил ещё одну тему своего творчества, своих религиозно-философских размышлений. К образу этого апостола он впервые обратился в двадцать два года, выразив в картине «Спор Петра и Павла» явную победу Павла, затем возвращался к образу святого несколько раз в течение жизни – в итоге в этом образе он преподнёс миру себя. Что Рембрандт хотел сказать этим? Возможно, то было его «послание» людям, которое можно понять, открыв в Новом завете «Послания святого апостола Павла».

Похожая притча

РЕМБРАНДТ ван Рейн.Притча о неразумном богаче.1627г.
Берлин. Картинная галерея.

Деньги были постоянными спутниками человека с тех самых пор, как появились первые монеты. Их зарабатывали оптом и лихо отнимали на большой дороге, тратили на самое необходимое и весело пропивали, ими сорили и их зарывали в землю, их выплачивали наемным убийцам и подавали нищим, берегли последний грош и чахли над полными сундуками.

Старинные монеты помнят лица сотен и тысяч своих бывших хозяев… помнят невинную кровь, смуту, предательства, воровство…Эти маленькие кружки металла вершили судьбы людей и целых королевств…
Немудрено, что столь повседневный атрибут жизни нередко изображался художниками на картинах и гравюрах.

Притча о неразумном богаче – одна из притч Иисуса Христа содержащаяся в Евангелии от Луки. В ней рассказано о человеке, который богатство своё решил употребить для развлечений и накопительства, не зная, что вскоре умрет:

"У одного богатого человека был хороший урожай в поле. И он стал рассуждать сам с собою: "что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих". И, решив, сказал: "вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю новые большие прежних, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе своей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей и веселись!"

Но Бог сказал ему: "безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя (т. е. ты умрешь); кому же достанется то, что ты заготовил?"

Окончив эту притчу, Господь сказал: "так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет", т. е. так должно случиться с каждым человеком, который собирает богатство только для себя, для своих удобств и удовольствий, а не для Бога, т. е. не для добрых, угодных Богу дел - не помогает ближним и не облегчает их страдания. Придет смерть к человеку, и земное богатство его не принесет душе его на том свете, в будущей жизни, никакой пользы.

"Поэтому говорю вам" - сказал Спаситель, "не заботьтесь (чрезмерно) о том, что вам есть, что пить и во что одеваться. Душа больше пищи, и тело - одежды. Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам", т. е. прежде всего заботьтесь о спасении души вашей исполнением заповедей Божиих, - проявляйте милосердие к ближним, сделайте душу свою праведною, достойною быть в Царстве Божием. Тогда все остальное, все, что требуется для тела вашего, для жизни земной, Господь пошлет вам.

В образе своего современника, - профессионального менялы, художник показал тщетность накопительства, - больная тема всех коллекционеров..

Обратите внимание на открытый кожаный кошелек с деревянной оплетенной ручкой. Точно такие же можно видеть и на предыдущей картине. Хотя полотна разделяет больше 100 лет, и костюм претерпел сильные изменения, прогресс не коснулся кошелька, - внушительные суммы денег переносили и хранили в такой же таре.

Рембрандт не отличался скрупулезной деталировкой своих полотен, концентрируясь на передаче среды и атмосферы, но можно догадаться, что на столе у менялы самые распространенные серебряные и золотые голландские монеты того времени.

Похожая притча

Статья содержит элементы новых богословских исследований и здравого смысла. Поэтому всем не желающим просвещения читать её не рекомендуется! Во время написания статьи, ни одно животное не пострадало! Религиозные фанатики представляют Иисуса всю жизнь провисевшим на кресте. В их сознании все Его поучения выглядят как унылая проповедь. Заявляем, что страдающий человек ничего не сможет совершить! Не верите? А это так. Вся энергия уходит в этот образ и не остаётся сил для свершений и творческих побед. Вы даже не представляете -сколько дел совершил Иисус. Он предложил миру самое простое и в то же время гениальное учение, способное преобразить мир! В это воскресение в храмах читают притчу о богаче и Лазаре, но нас совершенно не устраивает её скучное и не научное толкование, потому что оно 2000 лет мешало людям жить.
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Бывает судьба, сводит с очень интересными персонажами игры под названием жизнь. Некоторые, встреченные нами, ленивые существа, верят во всё то, что им скажут другие ограниченные существа. Так встретив евангелиста, очередного почитателя библии, я был в возмущении от такого буквального толкования притчи о богаче и Лазаре. Кстати эту притчу, а значит аллегорию, игры слов и метафор, на первый взгляд можно понять буквально, и из этого уровня многие конфессии вывели даже свое вероучение, но этакий поверхностный анализ текста не может быть правильным и уж тем более из него нельзя выводить вероучений.
Но сегодня большинство христианских конфессий верят в мучение грешников в аду после смерти. Подтверждая эту позицию, их духовные наставники приводят пастве множество текстов Библии, описывающих наказание людей в геенне огненной.
Однако у этой богословской теории налицо противоречие с текстом Библии «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55, Ос. 13:14). Налицо несоответствие с учением и заслугами Иисуса, который сломал врата ада – нет ни ада, ни смерти. Жало смерти закон, который убивает, а Он освободил от закона страха и смерти. Но современные фарисеи опять ввели народ в заблуждение, эту притчу нельзя рассматривать в отрыве от Лк.17;1-10, но она рассматривается именно так. «Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» Лк.17;1-10 …
Многие христиане уверены, что Лазарь после смерти попал в рай, а богач – в ад. Однако данная теологическая концепция полностью противоречит тексту Библии. Согласно ветхозаветному Писанию, все люди, включая даже священных героев, после смерти попадали в ад (Шеол), и «там» спали. Что касается понятия «небесный» рай, то в Ветхом Завете оно отсутствует как таковое. В связи с этим многие представители популярных конфессий считают, что небесный рай в ветхозаветное время был закрыт, доколе Иисус Своей жертвенной смертью и воскресением не отверз в него ворота.
Согласно такой богословской теории, ад в ветхозаветное время имел два отделения – «мягкое», куда попал Лазарь, и «суровое», где мучился богач. Иисус якобы после смерти сошел в ад, тех, кто там спал, разбудил и затем всем проповедовал. Потом праведников Он забрал из ада в открывшийся благодаря Его смерти небесный рай, только неверующие в Него грешники остались гореть в «суровом» отделении ада.

© Copyright: Андрей Кузнецов 30, 2018
Свидетельство о публикации №218103101781

Похожая притча

Описание картины Притча о работниках на винограднике Рембрандт Харменс Ван Рейн

Картина иллюстрирует евангельскую притчу. Иисус уподобил Царство Небесное хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в свой виноградник и договорился с ними по динарию в день. Б течение дня вплоть до самого вечера

хозяин выходил еще несколько раз и нанимал стоявших праздно, обещая вознаградить за труды.

Смысл притчи в том, что даже уверовавшие последними будут спасены. Несмотря на восхитительный колорит, картина не закончена. Видимо, она хранилась для того, чтобы ее использовали как образец ученики Рембрандта.

Похожая притча

Описание картины Притча о богаче Рембрандт Харменс Ван Рейн

Ведь среда, обусловливающая жизненную

деятельность, жизненную зрелость Рембрандта ван Рейна, сама создавалась и пересоздавались и результате противоречивых процессов.

И тем не менее, это голландское общество, в основном непроизводительное общество среднего сословия, процветающее главным образом за счет Европы и заморских колоний, общество, нравственные представления которого обязывали к моральной простоте, строгости и беспрекословному подчинению, гарантировало определенное пространство для духовной свободы.

Читайте также: