Пир валтасара библейская притча
Обновлено: 22.11.2024
История Валтасара и загадочной надписи берет свое начало в ветхозаветной Книге Даниила.
Вавилонский царь Навуходоносор разграбил Иерусалимский храм и похитил священные артефакты, такие как золотые кубки. В соответствии с Библией, его сын Валтасар использовал эти кубки для последнего пиршества в ночь штурма Вавилона персами.
В самый разгар пира из темноты возникла рука, которая и начертала на стене надпись, тем самым приведя в дикий ужал всех гостей.
Но чья же это была рука и что за надпись шокировала собравшихся?
«Пир Валтасара». Рембрандт, 1635 год. «Пир Валтасара». Рембрандт, 1635 год.Наиболее наглядное представление библейских событий представлено на картине Рембрандта «Пир Валтасара» . И именно загадочная надпись на стене является самым интересным элементом этого произведения.
Примечательно, что Рембрандт жил в еврейском квартале Амстердама и изображенные им символы далеко не случайны, так как их составил друг художника, ученый и раввин, Манассе бен Исраэле.
И как принято считать, по всем канонам Священного Писания.
Загадочные символы расположены в колонны, а не справа налево (как пишется ни иврите).
Эта деталь очень важна, поскольку вполне объясняет библейскую дилемму о том, почему Валтасар и его гости были не в состоянии расшифровать надпись и послали за пророком Даниилом.
Но как правило, предполагается что это был арамейский язык.
В Ветхом Завете сообщается, что пророк Даниил расшифровал загадочные символы как надпись «Исчислен, исчислен, взвешен, разделен» и пояснил, что это послание правителю от Бога , предрекающее Вальтасару и его царству скорую гибель.
Этой же ночью враги овладели городом, а сам Валтасар погиб.
«Пир Валтасара». Джованни Мартинелли «Пир Валтасара». Джованни МартинеллиК настоящему времени нет общепринятого объяснения, почему лишь Даниил смог прочесть написанное, а вавилонские священники оказались бессильны.
Хотя, нетрадиционное расположение букв вполне может приоткрыть завесу тайны и подобное объяснение событии действительно содержится в одном из вавилонских Талмудов созданных Мар-Самуилом.
«Даниил во рву со львами». Брайтон Ривьер, 1890 год. «Даниил во рву со львами». Брайтон Ривьер, 1890 год.Однако остается загадкой был ли Рембрандт знаком с трудами духовных лидеров еврейского народа и имеют ли за собой изображенные им символы некий абсолютно другой сакральный смысл.
В заключении следует отметить, что сама история пира царя Валтасара основана на Книге пророка Даниила, которая за исключение отдельных моментов, отличается практически полной исторической достоверностью описанных событий.
«Пир Валтасара». Суриков, 1874 год. «Пир Валтасара». Суриков, 1874 год.А сам царь Навуходоносор и Валтасар являются не вымышленными персонажами, а реально существовавшими людьми .
Похожая притча
Валтасаров пир Валтасар — старший сын и соправитель последнего царя Вавилонии Набонида. Был убит в 539 году до н.
Похожая притча
Валтасар — старший сын и соправитель последнего царя Вавилонии Набонида. Был убит в 539 году до н. э. во время взятия Вавилона персами. С именем Валтасара связана библейская история о том, что во время его пиршества на стене дворца появилась огненная надпись, которая предвещала гибель Вавилона в ту же ночь.
Пир Валтасара что означает
Согласно преданию, последний вавилонский царь Валтасар был человек жестокий и не очень умный. К концу его правления в 539 г. до н. э. царство его было разорено до предела, в то время как сам Валтасар вместе с придворными проводил время в постоянных пирах и плотских утехах. Во время одной из таких попоек, как раз перед взятием Вавилона персидским царем Киром, на стене пиршественного зала появилась горящая надпись: «Мене, мене, текел, упарсин», что переводится с арамейского как: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено».
Это было приговором, сделанным Высшими Силами самому Валтасару и всему его царству. Как говорится в библейском тексте, той же ночью Валтасара убили, а царство его было разрушено.
С этой притчей навсегда связалась крылатая фраза – «пир Валтасара», которая вошла почти во все языки и означает предел цинизма, безбожия, развращенности, а также неизбежность возмездия, падения тирана.
Символ беспечности перед грядущей катастрофой.Пир Валтасара — библейская притча
Царь Валтасар устроил великое пиршество для тысяч вельмож своих и, сидя перед ними, пил вино. И когда оно ему ударило в голову, он велел выставить напоказ золотые и серебряные сосуды из храма Иерусалимского, которые привез его отец Навуходоносор. И их принесли, и из них пили царь и вельможи его, жены и наложницы. Пили они славя своих идолов, золотых и серебряных; и медных, и железных, и деревянных, и каменных.
И вдруг перед ними на стене, побеленной известью и освещенной многими светильниками, появились пальцы руки человеческой и стали выводить письмена, черным по белому.
Изменился царь в лице. Смешались мысли его. Задрожал он всем телом, и колени его начали биться одно о другое. И вырвался крик из его уст:
— Где вы, мудрецы и гадатели вавилонские?!
Когда их привели, царь сказал:
— Кто из вас сможет прочесть эту надпись и объяснить ее значение, будет одет в багряницу, получит золотую цепь на шею и станет третьим правителем в моем царстве.
Уставились мудрецы и гадатели на написанное, но ничего не смогли сказать.
И тогда вступила в дом пиршества царица, мать Валтасара, и, узнав, что вызвало бледность сына своего, сказала:
— Живи, царь, во веки веков! Да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога. Во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов. И царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главой тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь, потому что в нем, в Данииле, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Так, пусть призовут Даниила, и он объяснит значение.
Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу:
— Ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мои, царь, привел из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его. Но они не смогли объяснить мне этого. А о тебе я слыхал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы. Итак, если сможешь прочесть эту надпись и объяснить мне значение ее, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве.
Тогда отвечал Даниил, и сказал царю:
— Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому. А написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами.
Кормили его травой, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных, золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют, а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил.
За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: «мене, мене, текел, упарсин». Вот и значение слов: «мене» — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; «Текел» — ты взвешен на весах и найден очень легким; «Перес» — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.
Тогда по велению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве.
Той же ночью Валтасар, царь Халдейский был убит, и перешло Вавилонское царство под власть мидян и персов.
Похожая притча
«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою. Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сём, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжёг город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир. И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (кромешную); там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных!» ( Мф. 22: 2–14 ).
Свадебный, брачный пир, где всегда бывает много света, радости и веселия в присутствии жениха и невесты, издревле был символом Царства Небесного. Ветхозаветный Израиль знал этот символ еще из творений царя Соломона (см. Притч. 9: 1–6 ).
Фарисеи постоянно говорили, что иудеи – избранный народ Божий, и что только им предназначено грядущее царство Божие. Народ так сжился с этим предрассудком, что ему обидно было услышать от Спасителя грозное для него слово в причте о работниках в винограднике: «Отнимется от вас Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» ( Мф. 21: 43 ). Господь-сердцеведец, конечно, знал о смущении Его слушателей, и в новой притче о званных на брачный пир разъяснил им, что нужно для того, чтобы стать подлинно избранным человеком.
«Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего. И послал рабов своих звать званных на брачный пир». Гости были приглашены раньше, они уже знали, что у царя в известное время будет свадебный пир и что им дадут знать, когда он будет готов. Но званые отнеслись равнодушно к царскому приглашению и не хотели прийти. Царь благодушно извинил гостей, быть может, замедливших по какому-нибудь недоразумению. По своей доброте желая, чтобы приглашенные не упустили случая насладиться праздником, он послал рабов еще раз звать их на пир. Однако и ко вторичному приглашению званые отнеслись так же холодно и пренебрежительно. Корыстные, чисто житейские расчеты были для них дороже чести быть в числе гостей на брачном пире царского сына. Но этого мало – среди званых нашлись и такие, которые поступили совершенно ужасно: «Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их». Обижая царских посланцев, подданные нанесли величайшее оскорбление самому царю. Высокий сан царя и важная причина торжества увеличивали тяжесть вины оскорбителей. Добрейший царь не мог этого вынести и воспылал праведным гневом и тотчас решил наказать виновных и, «послав войска свои, истребил убийц оных, и сжёг город их».
Между тем время пира наступило, и царь не хотел, чтобы радость его не осталась разделенной с подданными. Он приказал своим слугам пригласить на брак всех, кого они встретят, без различия их звания и состояния. Царские слуги стали звать всех – и достойных, и недостойных,– предоставив самому царю решить, кого посадить за царскую трапезу и кого удалить с пиршества. И скоро праздничный стол был занят гостями. Все было готово.
Тогда царь вышел к пирующим, чтобы порадовать их своим присутствием, но увидел нечто, что его сильно расстроило – «увидел там человека, одетого не в брачную одежду». Надо знать восточные обычаи, чтобы понять, почему царь расстроился при виде этого человека и почему изверг его с брачного пира. Дело в том, что званые на пир, если они не имели своих праздничных одежд, получали одежды при входе от домоуправителя. Отказавшийся получить такую одежду пришедший выразил этим пренебрежение и даже презрение к хозяину дома, как бы говоря: «Есть и пить у тебя буду, а до самого тебя мне дела нет».
Царь спросил человека «одетого не в брачную одежду»: «Друг! Как ты вошел сюда?» Он молчал, то есть у него не было никакого оправдания; он имел полную возможность иметь эту одежду, но пренебрег этим. Испорченность сердца сказалась в этом молчании, и он сам себе сделал приговор. Он был навсегда изгнан с царского пира.
Свою притчу Господь заключил словами: «Много званых, а мало избранных». К числу этих званых, но не избранных, принадлежат не только те, которые вовсе не пришли на свадебный пир, но и многие из тех, которые пришли на пир, но не захотели облечься в брачную одежду.
Обращенная к первосвященникам и фарисеям притча о брачном пире относилась, конечно, не только к непосредственным слушателям Христа, Его современникам, но и ко всем историческим вождям еврейского народа, которые всегда оскорбляли и убивали посланных к ним пророков – «рабов Божиих». Слова о «сожжении города» и «истреблении убийц» пророков не что иное, как первое предсказание Спасителя о разрушении Иерусалима и гибели древнего Израиля за то, что он «не узнал времени посещения своего». Но фарисеи не поняли этого пророчества.
В притче о злых виноградарях Господь только прикровенно указал, что царствие Божие отнимется у иудеев «и дано будет народу, приносящему плоды его». В притче о брачном пире яснее говорится о том, что придет время, когда крещеные язычники войдут в Его царство. Призыв Слова Божия был обращен ко всему человечеству. На брачный пир были званы все народы.
Современные христиане во многом уподобляются тем, кто отказался прийти на пир и тому, кто пришел на пир в неподходящей одежде.
Божественная Литургия – это постоянно совершающийся в мире пир, на который Господь нас с любовью приглашает. Что же препятствует нам принять божественное приглашение участвовать в Святой Евхаристии? Не чаще ли всего те же заботы, которые в притче побудили приглашенных отказаться прийти на пир? Мы нередко прикрываем эту озабоченность ссылкой на нашу неподготовленность. Но не чаще ли всего эта неподготовленность является следствием недолжной озабоченности? Помним ли мы, что ждет отрекшихся от участия в этом брачном пире?
«Со страхом Божиим, с верою и любовию приступите. Вкусите и видите, как благ Господь».
Но если мы и откликнемся и войдем на пир, нас все же поджидает еще одна опасность. Мы можем оказаться не в брачной одежде.
«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь» (Светилен Великого Понедельника»). Страшиться надо, но нужно и войти. Что же такое эта небрачная одежда? Это, конечно, одежда души, духовное состояние.
Пришедший в небрачной одежде это тот, кто только внешне принимает все, чему учит Господь и Его Церковь, и считает себя уже оправданным делами внешнего благочестия. Это, скорее всего, те, кого мы ныне называем фарисеями, лицемерами или обрядоверами. Такие люди смотрят и на самые Таинства как на магические средства. Это законники, не имеющие подлинной внутренней жизни.
Участь их страшна и, само собой разумеется, каждый из нас склонен идти этим легким, широким путем исполнения только внешних правил. Со всем этим мы должны бороться, но не падать духом, каяться, но и дерзать, ибо «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс.50 ).
«Живи так, – поучает святитель Феофан Затворник, – чтобы Бог любви возлюбил тебя любовью вечной. Исходи на торговлю свою, но блюди, чтобы через стяжание мирских благ не продать миру души своей. Исходи на поля свои, удобряй землю свою и сей на ней семена, чтобы плодами их мог укрепить тело свое, но особенно сей на ниве плоды жизни вечной. Сохраняй чистой, незапятнанной одежду, полученную во святом крещении, до конца жизни твоей, да будешь достойным участником небесного брачного чертога, куда входят только те, которые имеют чистую одежду и светильники, горящие в руках. »
Читайте также: