Библия притча о камне

Обновлено: 27.04.2024

Просто удивительно, насколько некоторые притчи и слова Иисуса Христа приобретают современное звучание. Собственно, не некоторые, а все Его слова являются таковыми. Но некоторые просто бросаются в глаза своей актуальностью, так сказать, сияют во тьме окружающей жизни, и только слепой не может этого заметить.

Такими словами является притча Христа о «доме на камне и доме на песке». Давайте сначала ее приведем:

«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:24-27).

Слушающих и исполняющих слова Христа, тех людей, которые построили «дом» своей жизни на «камне» истинной веры, в России немного. Не более 1-2% русскоязычного населения.

Они каждое воскресенье собираются в храмы, они регулярно исповедаются и причащаются, они стараются соблюдать заповеди Иисуса Христа в повседневной жизни.

Им живется нелегко – они несут свои «кресты» церковного и повседневного служения, но они благодарят Христа за свою жизнь, ибо никакие «дожди, ветры и наводнения» окружающей жизни не сбивают их со своего пути.

Но сейчас речь не о них, а о подавляющем большинстве русских, живущих в «домах», построенных «на песке», чьи дома регулярно рушатся и заваливаются «падением великим».

Большинство русских крещены, большинство хоть раз бывало в Церкви, большинство хотя бы краем уха слышало о Христе и о Его учении, изложенном в Библии, у большинства даже Библия есть дома (валяется где-то на полке) или есть возможность ее приобретения и изучения. У многих и храмы в шаговой доступности, но…

Но на этом все и заканчивается, хотя многие из этих людей считают себя верующими и даже православными христианами.

Увы – все эти люди строят «дома» своей жизни на «песке», и немудрено, что они то и дело с треском заваливаются.

Давайте, кстати, рассмотрим эти «песчаные почвы».

Большинство мечтают о «семейном счастье» - и действительно буквально проваливаются и тонут в его «зыбучих песках». Об этом говорит нарастающая лавина разводов и «гражданских браков» - то есть простых временных человеческих «случек».

Ужасающая статистика абортов возникает тоже на этой песчаной «трясине». Да и растущее количество обездоленных детей, лишенных подлинной отцовской или материнской заботы.

Идем дальше. Все хотят материального благополучия, но большинство бьется в тисках если не нищеты, то едва сводят концы с концами. Вынуждены пахать для зарабатывания денег, а некоторые не выдерживают нагрузок и попросту спиваются.

А те, кто добился материального процветания и изобилия – думаете, они счастливы? Увы – они трясутся за свои дома и машины, счеты в банках и прочее «барахло», с тревогой ожидая «падения рубля», «перемены курса», «цветной революции», да или просто банального ограбления.

Кто-то строит дом своего благополучия на желании пролезть как можно выше во власть или на ее рабском обслуживании. Но – увы! – и здесь оказывается зыбкая песчаная почва.

Посмотрите, как неуверенно стали себя чувствовать сторонники Путина. Они чувствуют, что время его уходит, и всячески пытаются продлить его путем махинаций на выборах, все большей ложью и атаками на конкурентов (отравление Навального в этом ряду).

Чувствуют, что недалеко время, когда придется искать новую «крышу» или уступать власть новым претендентам, новым «строителям домов» на этой зыбкой почве.

Новая «песчаная трясина» - для любителей хайпануть и прославиться, то есть добиться какой-то известности. Здесь иллюзии видны невооруженным глазом. Безумия всех этих социальных сетей, лайков, инстаграммов, фейс-буков, одноклассников явны даже для самих опутанных этими сетями.

Ради многих «лайков» и «подписчиков» готовые выставить на обозрение хоть свои гениталии, они в который раз чувствуют, как заваливаются карточные домики их известности и популярности.

Кто-то строит свой жизненный дом на «здоровье». Клубы любителей «скандинавской ходьбы» или «русской йоги» множатся как на дрожжах. Однако растущее число раковых заболеваний или даже тот же коронавирус смеются над всеми этими очередными «песчаными попытками».

Ладно, подведем итог.

Можно было бы найти еще много песчаных «трясин» для современных людей, но суть уже ясна и так. На этих трясинах невозможно построить дом своего жизненного благополучия.

А истина проста и сформулирована Самим Господом Иисусом Христом: не просто слушай Его слова, но и исполняй их.

Применительно к современному времени: стань не по названию «православным христианином», а по сути, – значит, полноценным членом Церкви Христовой. Сейчас для каждого есть такая возможность.

В противном случае – очередной твой жизненный домик, построенный на песке, завалится, и падение его будет, в полном соответствии со словами Иисуса Христа, «великое».

Похожая притча

Лк.19:1 . Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

Лк.19:2 . И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

Лк.19:3 . искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

Лк.19:4 . и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

История мытаря Закхея составляет особенность Евангелия Луки, у других евангелистов она не сообщается. Когда Господь, направляясь в Иерусалим, проходил через Иерихон (об Иерихоне см. комментарии к Мф. 20:29 ), то начальник местных мытарей (в Иерихоне получалось немало пошлин с производства и вывоза бальзама и потому было несколько мытарей), человек богатый, по имени Закхей (с еврейского – чистый), очевидно, иудей, старался увидеть между проходившими Иисуса. «Кто Он» , т.е. кто из проходящих именно Иисус. Но это ему не удавалось, потому что он был мал ростом.

«Забежав вперед» , т.е. на ту улицу, которую Христос еще не прошел, но должен был пройти (по лучшему чтению – εἰς ἔμπροσθεν , а по Textus receptus – просто ἔμπροσθεν ).

«Взлез на смоковницу» – дерево это, очевидно, было довольно высокое.

«Мимо нее» . В греческом тексте стоит слово δί ἐκείνης , но предлог διά здесь лишний, его нет в лучших кодексах.

Лк.19:5 . Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

Лк.19:6 . И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

Знал ли Господь Закхея раньше – неизвестно. Он мог услышать имя мытаря от окружавших Его, которые знали Закхея и назвали его по имени, увидев его в странном положении на дереве.

«Сегодня надобно Мне быть. » Господь указывает Закхею на особенную важность для него нынешнего дня: Христос, согласно высшему определению (ср. стих 10), должен остановиться у Закхея на ночлег (ср. выражение μεῖναι – «быть» с Ин. 1:39 ).

Лк.19:7 . И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

«Все» – гиперболическое выражение. Речь идет об иудеях, которые сопровождали Христа до дома Закхея и видели, как Закхей встретил Господа при входе.

«Зашел» – точнее: вошел для того, чтобы здесь остановиться ( εἰσῆλθε καταλῦσαι ).

Лк.19:8 . Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

Вероятно, беседа, которую имел Христос с Закхеем, придя к нему, произвела огромное впечатление на душу мытаря. Давая обет расплатиться с нищими и обиженными им, он выражает этим сознание своего недостоинства пред таким великим счастьем, какого он удостоился теперь, – к нему пришел Сам Мессия.

«Обидел» ( ἐσυκοφάντησα ), т.е. если я кому повредил в материальном отношении своими доносами. Закхей мог, действительно, как глава мытарей, играть большую роль в деле штрафования торговцев, не внесших узаконенную пошлину за товар.

«Вчетверо» . Он рассматривает свой поступок как воровство, а за воровство, по закону Моисееву, полагалось уплачивать вчетверо или даже впятеро стоимости украденного ( Исх. 22:1 ).

Лк.19:9 . Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

«Сказал ему» – правильнее: в отношении к нему, Закхею ( πρός αὐτόν ), обращаясь при этом к Своим ученикам и к бывшим в доме гостям.

«Дому сему» , т.е. всей семье Закхея.

«И он сын Авраама» , т.е., несмотря на свое презираемое всеми иудеями занятие, и Закхей имеет известные теократические права на спасение через Мессию. О его нравственном достоинстве здесь речи нет, и следующий стих подтверждает мысль, что Закхей действительно принадлежал к людям, которых не напрасно называли «погибшими».

Лк.19:10 . ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Здесь Господь подтверждает истинность сказанного Им в 9-м стихе. Действительно, семье Закхея пришло спасение, потому что пришел Мессия, чтобы отыскивать и спасать подпавших вечной погибели (ср. Мф. 18:11 ).

Лк.19:11 . Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.

Притча о минах сходна с приведенной у евангелиста Матфея ( Мф. 25:14–30 ) притчей о талантах. Евангелист Лука поводом к произнесению этой притчи указывает то обстоятельство, что Господне возвещение о спасении дома Закхея (стих 9) слышали ученики Христа и, вероятно, бывшие у Закхея гости, которые поняли это возвещение в том смысле, что скоро Христос откроет Царство Божие для всех (Господь находился всего в 150 стадиях от Иерусалима). Понятно, что царство, которого они все ожидали, было внешнее, политическое. Чтобы рассеять такое ожидание, Господь и сказал нижеследующую притчу.

Лк.19:12 . Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;

Очень может быть, что когда Господь говорил о человеке, хлопотавшем о получении себе царской власти, то имел в виду иудейского царя Архелая, который через путешествие в Рим добился своего утверждения в царском достоинстве, несмотря на протесты его подданных (Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVII, 11, 1). Так и Христос, прежде чем получить славное царство, должен будет уйти в «дальнюю страну» – на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей. Впрочем, такое сравнение нет необходимости делать, так как главная мысль в притче не эта, а мысль об осуждении лукавых рабов (стихи 26–27).

Лк.19:13 . призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

Человек призвал десять своих собственных ( ἑαυτοῦ ) рабов, от которых мог ожидать, что они будут соблюдать Его интересы (ср. Мф. 25:14 ).

«Мин» . Мина еврейская равнялась ста сиклям, – т.е. 80 рублям 23 . Аттическая мина равнялась ста драхмам – если это была мина серебряная, т.е. 20 рублям 24 . Но мина золотая равнялась 1 250 рублям 25 . В Евангелии от Матфея счет ведется более крупный – на таланты, но там человек раздает все свое имение, чего не сказано здесь о человеке, отправлявшемся искать себе царство.

«Употребляйте их в оборот» , т.е. заведите на них торговлю.

Под «рабами», конечно, нужно понимать учеников Христовых, а под «минами» – разные полученные ими от Бога дарования.

Лк.19:14 . Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

Под «гражданами», не пожелавшими упомянутого выше человека иметь своим царем, нужно понимать единоплеменников Христа, неверующих иудеев.

Лк.19:15 . И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

«Кто что приобрел» – правильнее: «кто что предпринял».

Лк.19:16 . Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.

Лк.19:17 . И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.

Лк.19:18 . Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.

Лк.19:19 . Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.

Лк.19:20 . Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,

Лк.19:21 . ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

Лк.19:22 . Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;

Лк.19:23 . для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?

Лк.19:24 . И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

Лк.19:25 . И сказали ему: господин! у него есть десять мин.

Лк.19:26 . Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

Лк.19:27 . врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

Здесь царь отводит свой взор от лукавого раба и вспоминает о своих врагах, о которых шла речь в 14-м стихе.

«Избейте предо мною» – образ, обозначающий осуждение врагов Христа на вечную смерть.

Притча, таким образом, касается как судьбы неверующих во Христа иудеев, так – и это главный ее предмет – будущей судьбы учеников Христа. Каждому ученику дан известный дар, каким он должен служить Церкви, и если он не использует как должно этот дар, он будет наказан исключением из Царства Мессии, тогда как прилежные исполнители воли Христа получат высшие награды в этом Царстве.

Лк.19:28 . Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

Лк.19:29 . И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,

Лк.19:30 . сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;

Лк.19:31 . и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.

Лк.19:32 . Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.

Лк.19:33 . Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?

Лк.19:34 . Они отвечали: он надобен Господу.

Лк.19:35 . И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.

Лк.19:36 . И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.

Лк.19:37 . А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,

Лк.19:38 . говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

Здесь евангелист Лука говорит о входе Христа в Иерусалим согласно с евангелистом Марком ( Мк. 11:1–10 ; ср. Мф. 21:1–16 ). Но при этом он делает некоторые прибавления, а кое-где – и сокращения.

«Пошел далее» (стих 28) – точнее: «шествовал впереди ( ἐπορεύετο ἔμπροσθεν ) Своих учеников» (ср. Мк. 10:32 ).

«К горе, называемой Елеонскою» (стих 29) – правильнее: «к горе Елеон» ( ἐλαιῶν – масличная роща; Иосиф Флавий также употребляет название «Елеонская гора» («Иосиф Флавий». «Иудейские древности», VII, 9, 2).

«Когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской» (стих 37). Там, где был спуск с горы, можно было видеть Иерусалим во всем его великолепии. Поэтому понятен внезапный взрыв восторженных криков народа, сопровождавшего Христа как своего царя, вступающего в Свою столицу.

«Учеников» . Это ученики в самом широком смысле этого слова.

«Какие видели они» – конечно, раньше, когда ходили за Христом.

«Благословен Царь» (стих 38). Царем ученики обозначают Господа только у евангелистов Луки и Иоанна ( Ин. 12:13 ).

«Мир на небесах и слава в вышних!» Этими словами у евангелиста Луки заменено восклицание «осанна в вышних» (Матфей и Марк). Он, так сказать, разделяет «осанну» на два восклицания: «мир на небесах» , т.е. спасение на небесах, у Бога, Который и будет раздавать теперь это спасение через Мессию, и затем «слава в вышних» , т.е. Бог будет прославлен за это Ангелами в вышних, на высоте.

Лк.19:39 . И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

Лк.19:40 . Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

Лк.19:41 . И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем

Лк.19:42 . и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,

Лк.19:43 . ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,

Лк.19:44 . и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

Этот раздел находится только у евангелиста Луки. Некоторые фарисеи, выйдя из толпы народа, в которой они находились, обратились ко Христу с предложением запретить Своим ученикам так кричать. Господь отвечал на это, что такого взрыва хвалы, обращенной к Богу, нельзя остановить. При этом Он употребил поговорку о камнях, которая встречается и в Талмуде. Затем, когда Он приблизился к городу, то, поглядев на него, заплакал – заплакал о нем громко ( ἔκλαυσεν ἐπ´ αὐτήν , а не ἐδάκρυσεν , как при гробе Лазаря, Ин. 11:35 ).

«Если бы и ты. » (стих 42). Речь обрывается, как «бывает с плачущими» (Евфимий Зигавин). «К миру» или к спасению Иерусалима должна была, конечно, послужить вера в Христа как в обетованного Мессию (ср. Лк. 14:32 ).

«И ты» – подобно Моим ученикам.

«В сей твой день» , т.е. в этот день, который мог бы быть для тебя днем спасения.

«Ныне. » Т.е. но при настоящих отношениях это невозможно, Богом сокрыто осталось от тебя это спасение ( ἐκρύβη указывает на Божие определение, ср. Ин. 12и сл.; Рим. 11и сл.).

«Ибо придут на тебя дни. » (стих 43). Господь только что сказал, что от иудейского народа скрыто то, что служит к его спасению. Теперь Он доказывает эту мысль, ссылаясь на кару, несомненно ожидающую этот народ.

«Обложат тебя окопами» . Это исполнилось во время осады Иерусалима римлянами, когда Тит, для того чтобы не допускать подвоза в Иерусалим съестных припасов, обложил его валом или палисадом, который был сожжен осажденными и потом заменен уже стеною.

«Разорят тебя» (стих 44) – точнее: «сровняют тебя с землей» ( ἐδαφιοῦσι ).

«Побьют детей твоих в тебе» . Город в Священном Писании часто представляется под образом матери (см. Иоил. 2:23 ; Ис. 31:8 ), а поэтому под детьми нужно понимать обитателей города.

«Времени посещения твоего» , т.е. определенного момента времени, когда Бог проявил о тебе особенное попечение, предлагая тебе принять через Меня мессианское спасение ( τόν καιρόν τῆς ἐπισκοπῆς – ср. 1Пет. 2:12 ).

Лк.19:45 . И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,

Лк.19:46 . говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.

Лк.19:47 . И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,

Лк.19:48 . и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

Об очищении храма евангелист Лука говорит согласно с Марком ( Мк. 11:15–17 ) и отчасти – с Матфеем ( Мф. 21:12–13 ).

«И учил каждый день в храме» . Евангелист Лука отмечает факт ежедневного появления Христа в храме как учителя для того, чтобы сделать переход к предмету следующей главы. На это «учение» намекает и евангелист Марк ( Мк. 11:17 ).

«Неотступно слушал» . Внимание, с которым народ слушал Христа, являлось препятствием для врагов Спасителя в их замыслах против Него.

Похожая притча

Иисус Христос сказал однажды: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного».

Затем Он сказал следующую притчу:

«Всякий, кто слушает Мои слова и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен безрассудному человеку, который построил свой дом на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на тот дом, и он упал, и падение его было великое».

Всякий, кто видел, как строится дом, знает, что чем тверже и глубже основание его, тем он будет прочнее, тем лучше он устоит против бури, ветра и наводнения. Подобное бывает и с человеком. В жизни человеку приходится бороться с искушениями, бедствиями и опасностями, и только тогда он устоит против них, если он утвердит свою жизнь на твердом и непоколебимом основании. Это основание есть вера в Бога и исполнение Его заповедей.

Человек, истинно верующий, сохраняет всегда в памяти заповеди Господни: это помогает ему твердо стоять на пути истины. Он во всех своих делах соображается с ними и покоряет им свою собственную волю. Если он богат, то, любя ближнего, как повелел Господь, употребляет свое богатство на добрые и полезные дела, а не живет только в угождение себе. Если же он беден, то старается честным трудом содержать себя и свое семейство, и охотнее станет терпеть недостаток, чем согласится поступить бесчестно, помня, что всякое бесчестное дело, ложь и обман противны Богу. Его не легко соблазнить легкомысленным советом и дурным примером, потому что он привык следовать заповедям Господним. Постигнут ли его несчастья или страдания, он не впадает в уныние и не ропщет, но с бодростью духа старается преодолеть бедствия или с терпением переносит их, будучи уверен, что Сам Бог посылает страдания и горести для душевной пользы. В минуту опасности он не предается отчаянию, зная, что жизнь и смерть человека в руках Божиих. Наконец, в самый час смерти вера укрепляет его, указывая ему на будущую жизнь. Он знает, что Бог не оставит Своей милостью тех, кто на земле старался творить Его волю.

Но не таков человек, который не соображает своей жизни с заповедями Божиими, а привык следовать своей собственной воле. Он не умеет устоять против искушений. Дурной совет и дурной пример часто совращают его с доброго пути. Если такой человек богат, он живет больше для себя, проводит время в праздности и суетных удовольствиях, не думая о своих обязанностях. Если он впал в бедность, то по непривычке к труду часто решается на бесчестные поступки, чтобы добыть денег, а добыв их, тратит на пустяки и в свое удовольствие вместо того, чтобы помочь ими своему семейству. В бедствии он унывает и недалек от полного отчаяния. Жалок такой человек. Знакомые и товарищи презирают его за легкомыслие, потому что он, как говорится, идет, куда ветер подует, слову его нельзя верить, на обещание его нельзя полагаться. Своему семейству он не приносит пользы, напротив, и сам себе иногда бывает в тягость. Он в сердце чувствует, что не так живет, как следует, но не имеет довольно силы и бодрости духа, чтобы раскаяться от полноты сердца и начать новую жизнь. Счастлив он, если встретится с ним благочестивый человек, который ободрит его добрым словом и советом и уверит его, что Господь помогает всякому искренне кающемуся грешнику при его обращении на путь добродетели.

Всем нам, конечно, хотелось бы сделаться людьми честными, прямыми и твердо верующими. Для этого надо с малых лет приобрести привычку во всем соображаться с заповедями Господними, перед каждым делом спрашивать себя, хорошо ли оно и угодно ли Богу, и вообще поступать не так, как самому хочется, но так, как должно. Надо стараться иметь твердую власть над собственной волей, чтобы управлять ею. Если же она управляет человеком, то иногда увлекает его, куда не должно.

Станем же просить у Бога силы и крепости, повторяя песнь, которая поется в Церкви на первой неделе Великого поста:

Похожая притча

Выслушайте и запомните очень важные слова Господа нашего Иисуса Христа о домостроительстве всей жизни нашей. О них буду говорить Вам: «…всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 24–27).

Всякий серьезный и сколько-нибудь глубокомысленный человек, прежде чем начать важное дело, обсуждает основания, на которых оно должно быть утверждено. Таким основанием избирают некоторые мудрые учения философов, ту или другую систему научных знаний, политические или социальные учения и строят все здание жизни своей, все домостроительство ее на одной из этих систем.

Но глубокомысленных людей мало, очень мало… И огромное большинство народа земли строит здание жизни своей не по высоким планам, а живет так, как живется по условиям времени и места, по влечениям похотей и страстей.

Они стремятся только к земному благополучию, и есть среди них добивающиеся его нечистой борьбой со своими конкурентами, насилием и обманами, подлогами и взятками.

А нам, христианам, конечно, нельзя идти такими низменными путями народа земли. Нам надо строить дом жизни нашей на единственно надежном и верном основании — на учении и заповедях Господа нашего Иисуса Христа, Который Сам сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь…» (Ин. 14, 6).

Мы не будем искать истины, ибо всем сердцем уверовали в высочайшую и совершеннейшую Истину, которая есть Господь и Бог наш Иисус Христос.

Мы не будем искать надежного и правильного пути среди множества извилистых и перекрещивающихся путей жизни земной, ибо Господом нашим Иисусом Христом указан нам совсем иной путь, ведущий не к земным благам, а в жизнь вечную, — путь каменистый и тернистый, путь скорбей земных, который приведет нас в Царство Вечного Света, Царство высшей и всесовершенной правды.

Мы жаждем и алчем истинной жизни в Боге, а не преходящей, временной, суетной жизни земной.

Если изберем путь Христов и пойдем без оглядки этим путем, то уподобимся мудрому человеку, построившему дом на каменном основании.

К этим словам Господа нашего Иисуса Христа близки слова его великого Апостола Павла, которые читаем в первом послании Коринфянам: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3, 10–13).

И каменные основания бывают различны. У великих святых они заложены глубоко и тверды, гак гранит. А у слабых христиан гораздо менее глубоки и состоят из рыхлых камней.

На гранитных фундаментах подлинные слуги Христовы строят величественные здания веры, надежды, любви из золота, серебра, драгоценных камней.

А слабые христиане на нетвердых фундаментах строят только жалкие лачуги из дерева, сена и соломы, которые легко сгорают от нападений вражеских.

Из житий святых мы знаем о многих исповедниках Христовых, стойко переносивших все вражеские нападения за Его святейшее имя.

Но не думайте, что Своих исповедников Господь Иисус Христос воздвигал только в древности. Они, часто неведомые миру, были во все времена, и даже в наше время Господь явил десятки и сотни их среди крестьян Закарпатской Украины, долгое время живших под игом католической унии. Они глубоко страдали от тоски по Православию и от разделения с родным украинским и русским народом, ибо Закарпатская Украина до 1919 года принадлежала к Австро-Венгерской монархии. Стремление к Православию и возвращению к родному народу было особенно сильным в деревне Иза.

Большая группа девушек этой деревни стремилась к жизни в православных монастырях. У Максима Прокопа была восьмилетняя племянница Ульяна, маленькое сердечко которой буквально пламенело любовью ко Христу и сильнейшим стремлением к монашеской жизни. И не только у девушек зажег Господь Бог огонь веры и благочестия. И молодые крестьяне деревни Иза и других селений нелегально уходили из Закарпатской Украины и поступали в украинские монастыри, достигали там иеромонашества и по одному и по два возвращались в свои родные Закарпатские деревни. Но скоро их арестовывали австро-венгерские жандармы и предавали суду, который осуждал их на 4–6 лет тюремного заключения и к штрафам до 800 крон или посылал в венгерскую армию.

Девушки во главе с Ульяной, которой минуло уже 15 лет, пытались устраивать жалкие подобия монастырей в сараях и подвалах, но их жандармы разоряли и сжигали, а девушек жестоко мучили. Их раздевали догола и надолго опускали в ледяную воду, водили босиком по снегу.

Девочке Ульяне сломали нос, разрезали кожу головы, все тело покрыли ранами от избиения палками. Только на четвертый день пришла в сознание бедная Ульяна после этих истязаний.

Это ли не святая исповедница Христова?

Не все ли другие молодые девушки и молодые монахи, не все ли Закарпатские крестьяне, так смело боровшиеся против унии и австро-венгерского владычества, заслуживают названия исповедников?

Жестокие бури и ветры, яростные волны, исходившие из Австро-Венгерской монархии, налегали на величественные здания, построенные закарпатскими крестьянами из золота, серебра и драгоценных камней на каменном фундаменте Православия.

Святая исповедница Ульяна, начавшая свой великий подвиг в восьмилетнем возрасте, через 19 лет с именем Параскевы была уже игуменией большого женского Закарпатского монастыря, имевшего до 100 насельниц.

Будем же и мы подражать во всем этим нашим славным современникам — исповедникам Христовым, будем строить из драгоценных материалов здания нашей жизни во спасение душ наших и во славу Пресвятой и Единосущной Троицы.

88. Господи, помоги мне строить на Краеугольном Камне Твоем

88. Господи, помоги мне строить на Краеугольном Камне Твоем Воздеваю руки к Тебе, Пастырю мой, но не достигают Тебя.Тщетно овца, в овраг угодившая, будет вверх карабкаться: пропадет она, если пастырь за ней не склонится.Благодать твоя простирается дальше лучей солнечных.

Б. «На сем камне»

Б. «На сем камне» Иисус сказал Петру на основании его исповедания веры, что Иисус есть «Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16): «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (стих 18). В тексте оригинала акцент сделан на личностном аспекте: «На сем камне

Притча о доме, построенном на камне, и о доме, построенном на песке

Притча о доме, построенном на камне, и о доме, построенном на песке Иисус Христос сказал однажды: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного».Затем Он сказал следующую притчу:«Всякий, кто слушает Мои

9. О большом камне, поднятом молитвою св. мужа

9. О большом камне, поднятом молитвою св. мужа Однажды братия сего монастыря строили в нем жилища для себя; посредине его лежал камень, который они вздумали поднять для здания. Двое и трое не могли поднять его; присоединились многие другие, но камень был столь неподвижен,

Глава пятая «На сем камне Я создам Церковь Мою»

Глава пятая «На сем камне Я создам Церковь Мою» В историческом отношении Петр является важной фигурой, но не только потому, что он был главным учеником Иисуса и одним из первых понял, что Иисус воскрес из мертвых. Хотя уже эти два факта делают Петра одной из самых

Глава 1. ОТПЕЧАТКИ ПАЛЬЦЕВ НА КАМНЕ

Глава 1. ОТПЕЧАТКИ ПАЛЬЦЕВ НА КАМНЕ 1968 год оказался слишком тяжелым для американцев: в январе — страшное наступление во Вьетнаме с одновременным захватом американской военной базы в Пуэбло, совершенным Северной Кореей, весной — проклятие в связи с убийством Мартина

Результатом обобщения многолетнего преподавательского опыта в детских и взрослых группах воскресной школы стало создание серии учебных пособий по изучению «Основ православной веры»: «Великие праздники», «Десять заповедей», « Христос и мы» , «На камне или на песке?» и «Иконы. Пособие по изучению “Осн

Результатом обобщения многолетнего преподавательского опыта в детских и взрослых группах воскресной школы стало создание серии учебных пособий по изучению «Основ православной веры»: «Великие праздники», «Десять заповедей», «Христос и мы», «На камне или на песке?» и

Следы на песке

Следы на песке Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.Когда

О СТРОЯЩИХ ДОМ НА КАМНЕ ИЛИ НА ПЕСКЕ

О СТРОЯЩИХ ДОМ НА КАМНЕ ИЛИ НА ПЕСКЕ Выслушайте и запомните очень важные слова Господа нашего Иисуса Христа о домостроительстве всей жизни нашей. О них буду говорить Вам: "…всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил

26. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;

26. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; (Лк. 6:49). Противоположное разъяснение одной и той же истины. Конструкция стиха совершенно одинакова с предыдущим (24), с заменой только

Притча Иисуса о доме на песке и на камне

Притча Иисуса о доме на песке и на камне (Мат. 7:24–27)46 Что вы зовете Меня: «Господь, Господь», а не делаете того, что Я говорю? 47 Я скажу вам, с кем можно сравнить того, кто приходит ко Мне, слушает Мои слова и исполняет их. 48 Он похож на строителя дома, который выкопал глубоко и

«Он не упал, потому что основан был на камне»

«Он не упал, потому что основан был на камне» Народ был тронут короткой, но сильной речью Христа; прекрасные основы божественной истины привлекали их; торжественные предостережения Иисуса звучали, как голос Божий, проникающий в глубину души, ив корне разбивали их прежние

Глава 2 НА СЕМ КАМНЕ

Глава 2 НА СЕМ КАМНЕ Христос — это тот камень, на котором стоит Церковь. Через Него приходит вера в Божие спасение от греха. От Него исходит в человеческое сердце любовь, которая дает возможность увидеть, что личность священна, поскольку Бог является Творцом как

Глава 614: О том, что было сказано о Чёрном камне.

Глава 614: О том, что было сказано о Чёрном камне. 767 (1597). Сообщается, что (однажды) ‘Умар, да будет доволен им Аллах, подошёл к Чёрному камню, поцеловал его и сказал: «Поистине, мне известно, что ты - (только) камень, (сам по себе) не приносящий ни вреда, ни пользы, и если бы я не

О доме, построенном на песке

О доме, построенном на песке Когда снова собрался вокруг Иисуса народ, так Он учил их: Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазу брата своего, а бревна в своем

Читайте также: