Мудрая притча монаха которая помогла мне примириться с собой дзен
Обновлено: 14.11.2024
Эти притчи я взяла из различных источников /*/, и привожу здесь с небольшими сокращениями. Большинство из притч, как я полагаю, можно отнести к любой религии, ведь всех нас – Своих детей – наставляет Один Отец.
ДЗЕН В КАЖДОМ МГНОВЕНИИ
Ученики дзен проводят с учителем не меньше десяти лет, прежде чем они решаются учить других. Однажды Тэнно, уже прошедший ученичество и ставший учителем, пришёл в гости к Нан Ину. Шёл дождь, поэтому Тэнно надел деревянные башмаки и взял зонтик. Поздоровавшись, Нан Ин заметил:
— Ты, я полагаю, оставил башмаки в прихожей. Хотелось бы знать, где сейчас твой зонтик — справа от башмаков или слева?
Замешкавшись, Тэнно не смог ответить сразу. Он осознал, что не воплощает дзен в каждом мгновении. Он стал учеником Нан Ина и проучился ещё шесть лет, чтобы достичь каждого мгновения дзен.
СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА
Один европеец изучал стрельбу из лука с учителем дзен в Японии. Он достиг совершенства — стопроцентного попадания в цель. Он сказал Учителю:
— Что же ещё? Что теперь мне учить здесь? Могу ли я уйти?
Учитель ответил:
— Ты можешь идти, но ты выучил только азбуку моего искусства.
Европеец воскликнул:
— Азбуку твоего искусства? Но моё попадание в цель — стопроцентное!
Учитель ответил:
— Кто говорит о цели? Каждый дурак может сделать это простой практикой. Здесь нет ничего особенного. Теперь начинается настоящее. Ты стал делателем, совершенным делателем, но смысл не в этом. Теперь тебе придётся брать свой лук, не будучи делателем. Тебе нужно натягивать лук, не будучи натягивающим. Тебе нужно наводить стрелу на цель без прицеливания. С твоей стороны не должно быть усилия, напряжения, делания. Нужно, скорее, позволить этому случиться, чем делать это!
Находясь на смертном ложе, учитель дзен позвал к себе ближайшего ученика и достал из-под подушки книгу. Каждому было интересно, что это за книга, поскольку он никому и никогда не позволял заглядывать в неё. Иногда ученики по ночам подсматривали в замочную скважину, как он её читал.
Учитель никогда не оставлял свою комнату незакрытой и никому не позволял входить в комнату без него. Так что никто не видел, что содержится в этой книге.
И вот он позвал своего ближайшего ученика и сказал:
— Храни эту книгу. В этой книге есть всё, чему я учил. Береги её так, как, ты видел, хранил её я. Эту книгу дал мне мой Учитель. Теперь я передаю её тебе. Эта книга — наследие.
Ученик взял книгу и бросил её в огонь.
Все остальные не могли поверить этому. Они были поражены ужасом. Но Учитель положил руку на голову ученика и благословил его. Он сказал:
— Ты понял. Если бы ты сохранил книгу, ты вовсе не был бы моим учеником. На самом деле в этой книге ничего не было. Она была пуста. Ты выбросил её — хорошо. Ты понял моё учение: никто не должен следовать ни за кем. Каждый должен идти в глубь своей собственной души.
ПЫЛЬ НА ЗЕРКАЛЕ
Учитель дзен отправил своего главного ученика в караван-сарай на последнее испытание. Ученик спросил:
— Что это за испытание? Что я должен делать в этом караван-сарае?
Учитель ответил:
— Иди и просто наблюдай всё, что там происходит, и расскажи мне. Это решит, станешь ли ты моим преемником или нет.
Ученик отправился в караван-сарай. Он наблюдал всё. Придя к учителю, он рассказал:
— Я видел, что хозяин караван-сарая чистит зеркало вечером — каждый вечер — и снова чистит утром. Я спросил его: «Вы очистили зеркало всего несколько часов назад, зачем снова чистить его?» Хозяин ответил: «Пыль собирается каждое мгновение, поэтому нужно чистить зеркало в любую свободную минуту. Ты всегда найдёшь на нём собравшуюся пыль».
И я пришёл к выводу, что вы были совершенно правы, послав меня в караван-сарай. То же самое происходит и с умом: его нужно очищать каждую секунду, потому что каждую секунду пыль — по своей природе — продолжает собираться.
Одного дзенского мастера спросили:
— Что вы обычно делали до того, как стали Просветлённым?
Он сказал:
— Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца.
Затем его спросили:
— А теперь, когда вы стали Просветлённым, что вы делаете?
Он ответил:
— Что же ещё я могу делать? Я рублю дрова и ношу воду из колодца.
Вопрошающий, естественно, был озадачен. Он спросил:
— В чём же тогда разница? Перед Просветлением вы делали это и после Просветления делаете то же самое.
Мастер засмеялся и сказал:
— Разница большая. Раньше мне приходилось делать это, а теперь всё это происходит естественно. Раньше мне надо было делать усилие: перед тем, как я стал Просветлённым, это было обязанностью, которую мне приходилось выполнять, делать нехотя, заставляя себя. Я делал это потому, что мне приказали это делать; мой учитель велел мне рубить дрова, поэтому я и рубил. Но в глубине души я злился, хотя внешне я ничего не говорил.
Теперь я просто рублю дрова, потому что знаю сопряжённую с этим красоту и радость. Я ношу воду из колодца, потому что это необходимо. Эго уже не обязанность, а моя любовь. Я люблю старика. Холодает, зима уже стучится, нам будут нужны дрова. Учитель с каждым днём все больше стареет; ему нужно больше тепла. Необходимо хорошо отапливать его жилище. Именно из этой любви я рублю дрова. Из этой любви я ношу ему воду из колодца. Теперь появилось большое различие. Нет неохоты, нет сопротивления. Я просто откликаюсь на момент и на текущую необходимость.
Одного из великих Мастеров, имеющего чёрный пояс, десятый дан по каратэ, спросили:
— Если против вас выйдет противник с намерением убить, что вы сделаете?
— Я попытаюсь с ним подружиться, — ответил он.
— Если против вас выйдут пятеро, и никакие переговоры не помогут?
— Я убегу!
— Но если против вас будут стоять десять человек, готовых убить вас?
— Я спрячусь!
— А если они найдут вас?
— Я буду вынужден их убить.
ПЛАЧУЩИЙ МОНАХ- БУДДИСТ
Однажды монах Лин-чи удивил всех. Когда умер его учитель, Лин-чи расплакался. Он стоял, и слёзы текли по его щекам. Его друзья недоумевали:
— Что ты делаешь? Здесь собралось столько людей, и все они шокированы твоим поведением. Их мысли написаны у них на лицах: «Невероятно! Этого просто не может быть! Лин-чи плачет! Мы думали, что он полностью непривязан и его дух свободен. И вот теперь он плачет! Он сам учил нас, что душа бессмертна, что умирает только тело; что тело — это материальная оболочка, которая изнашивается и возвращается в землю. Почему же сегодня он плачет?» И мы, твои друзья, тоже не можем понять тебя. Ты учил, что ключом является непривязанность. Почему же ты привязан к своему учителю?
На это Лин-чи ответил:
— Ваш вопрос логичен. Но что мне делать? Слёзы текут, и я плачу. Для меня самого было открытием, что я плачу. Я сам удивлён. Но что я могу поделать? Так во мне проявляется жизнь. И я не стану подавлять её проявления. Я всегда принимал её целиком.
Как-то раз ученик-мирянин пришёл к учителю дзен-буддизма и сказал:
— Учитель, мне стыдно! Я прихожу на занятия раз за разом и всё же не делаю никаких успехов.
— Тот факт, что Вы по-прежнему приходите на занятия и практикуете, доказывает то, что Вы делаете успехи, — ответил учитель.
ГАРМОНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живописного озера с одним из своих учеников. Воздух был напоён тонкими ароматами природы, ветер практически затих, и зеркальная гладь водоёма отражала в себе всё окружающее с невероятной чёткостью. Совершенство природы, её сбалансированность и чистота, невольно порождали мысли о гармонии. Поэтому, спустя какое-то время, Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом:
— Янг Ли, скажи, когда по-твоему наступит полная гармония в человеческих отношениях?
Юный и любознательный Янг Ли, часто сопровождавший Учителя на его прогулках, задумался. Через некоторое время, глядя на идентичность природы и её отражения в озере, сказал:
— Мне кажется, гармония в отношениях между людьми наступит только тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыслить одинаково, станут как бы отражением друг друга. Тогда не будет ни разногласий, ни споров, — мечтательно сказал ученик и грустно добавил, — но разве такое возможно?
— Нет, — задумчиво ответил Хинг Ши, — это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего «Я», индивидуальности. Люди стали бы не столько отражением, сколько тенью друг друга.
Немного помолчав, мудрец добавил:
— Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться не к единению мнения или подражанию другим, но к уважению права другого человека на выражение своей индивидуальности
КОМНАТА С КОРИЧНЕВЫМИ ВЕЩАМИ
Один старый и очень мудрый китаец сказал однажды своему другу:
— Рассмотри комнату, в которой мы находимся, получше и постарайся запомнить вещи коричневого цвета.
В комнате было много чего коричневого, и друг быстро справился с этой задачей. Но мудрый китаец ему задал следующий вопрос:
— Закрой-ка глаза свои и перечисли все вещи… синего цвета!
Друг растерялся и возмутился:
— Я ничего синего не заметил, ведь я запоминал по твоей указке только вещи коричневого цвета!
На что мудрый человек ответил ему:
— Открой глаза, осмотрись — ведь в комнате очень много вещей синего цвета.
И это было чистой правдой. Тогда мудрый китаец продолжил:
— Этим примером, я хотел тебе показать правду жизни: если ты ищешь в комнате вещи только коричневого цвета, а в жизни — только плохое, то ты и будешь видеть только их, замечать исключительно их, и только они будут тебе запоминаться и участвовать в твоей жизни. Запомни: если ты ищешь, плохое, то ты обязательно его найдёшь и никогда не заметишь ничего хорошего. Поэтому, если всю жизнь ты будешь ждать и морально готовиться к худшему — то оно обязательно произойдёт с тобой, ты никогда не будешь разочарован в своих страхах и опасениях, но скорее всего будешь находить им новые и новые подтверждения.
Но если ты будешь надеяться и готовиться к лучшему, то ты не будешь притягивать плохое в свою жизнь, а просто рискуешь всего лишь иногда быть разочарованным — жизнь невозможна без разочарований.
ЭТО СОВСЕМ ДРУГОЕ
Учитель школы Винайя спросил однажды мастера дзен:
— Как вы дисциплинируете себя в повседневной жизни?
Мастер ответил:
— Когда я голоден — я ем, когда устаю — ложусь спать.
— Но это делает каждый. Тогда о каждом можно сказать, что он так же, как и вы, занимается самодисциплиной?
— Нет, это совсем другое.
— А почему же не то же самое?
— Когда они едят, они не смеют есть, их ум наполнен всякого рода планами. Поэтому я говорю, что это совсем другое.
ПОТОМУ ЧТО ТЫ СПРАШИВАЕШЬ!
Один монах спросил у мастера дзен:
— Считается, что каждый имеет природу Будды. Имею ли я её?
— Не имеешь, — ответил мастер.
Тогда монах спросил ещё раз:
— Если буддийское писание утверждает, что всё наделено природой Будды, почему же её нет у меня? Деревья и камни, горы и реки — всё имеет природу Будды. Если это так, почему же я не имею её?
— Кошки и собаки, горы и реки — всё имеет природу Будды, но ты — нет.
— Но почему?
— Потому что ты спрашиваешь!
Нан Ин, японский мастер дзен, принимал как-то у себя профессора университета, пришедшего расспросить его о дзен.
Нан Ин разливал чай. Налив гостю полную чашку, он продолжал лить дальше.
Профессор смотрел на льющийся через край чай и, наконец, не выдержав, воскликнул:
— Она же полна! Больше не входит!
— Вот как эта чашка, — ответил Нан Ин, — и вы наполнены своими мнениями и суждениями. Как же я могу показать вам дзен, пока вы не опорожните свою чашку?
Кэйчу, великий учитель дзен, возглавлял главный храм Киото. Однажды к нему впервые пришёл губернатор. Слуга принёс Кэйчу его карточку. На ней стояло: «Китайгаки, губернатор Киото».
— С таким человеком у меня нет отношений, — сказал Кэйчу слуге. — Скажи, чтобы он убирался отсюда.
Слуга отнёс карточку обратно и стал извиняться.
— Это было моей ошибкой, — сказал губернатор и зачеркнул карандашом слова «губернатор Киото». — Отнеси-ка своему учителю ещё раз.
— А, так это Китайгаки? — воскликнул учитель, увидев карточку. — Я хочу видеть этого человека.
Однажды самурай пришёл к мастеру дзен-буддизма и спросил его:
— Скажи, мастер, есть ли на самом деле рай и ад?
— А кто ты такой? — вопросом на вопрос ответил мастер.
— Я — самурай, — ответил тот.
— Это ты-то самурай? — воскликнул мастер. — Какой же правитель мог взять тебя в охрану? У тебя же лицо нищего человека!
Взбешённый воин схватился за меч.
— А? Так у тебя даже меч есть, — продолжал старый учитель. — Небось, тупой, как и ты. Таким мечом ты мне голову не отрубишь.
Разгневанный воин с обнажённым мечом шагнул к старику, но тот, мягко улыбнувшись, негромко произнёс:
— Вот так открываются ворота в ад.
Эти слова ошеломили самурая. Спрятав меч, он с почтением поклонился мастеру.
— А вот так открываются двери в рай, — проговорил мастер.
ДЗЕН-БУДДИЗМ — является результатом развития двух древних культур: Китая и Индии, и он носит скорее китайский, чем индийский характер. Дзэн (япон. «медитация») — это творческое состояние, наивысшее цветение, чистота и постоянная приподнятость духа, это непрекращающаяся медитация. Вытекает из даосизма, согласно которому основой миропорядка является дао (истинный путь). Задача ученика дзэн — отыскать этот путь и неукоснительно следовать ему, ибо человек дзэн, куда бы он ни шёл, всегда движется к своему Высшему Я, к Источнику Бытия, к источнику насыщения.
Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь указать направление пути для достижения личного просветления (сатори) кэнсё. Все люди изначально обладают способностью к просветлению, задача практикующего дзэн состоит лишь в её реализации. Просветление наступает всегда внезапно, как вспышка молнии, оно не знает частей и делений, поэтому его нельзя воспринять постепенно.
Поэтому дзэнские наставники («мастера») чаще говорят не «достичь просветления», а «увидеть собственную природу». Просветление — это не состояние. Это способ виденья. Путь к виденью собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа.
Дзэн определяется в системе духовных учений как течение в буддизме традиции Махаяны, принесённое в Китай монахом Бодхидхармой, пришедшим из Индии, и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма. Сущность дзен-буддизма состоит в том, чтобы научиться по-новому смотреть на жизнь. Такой новый взгляд на отношение к жизни в дзен по-японски называется «сатори». Сатори можно определить как интуитивное проникновение в природу вещей — в противоположность аналитическому или логическому пониманию этой природы.Что же касается достижения сатори, то всё, что может сделать дзен-буддизм — это указать Путь, а остальное предоставляется всецело внутреннему опыту человека, то есть человек должен сам, без чьей-либо помощи идти по Пути и достичь цели.
Дзэн не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться, но глубоко осознаваться. По сути, ежедневные дела, то, что вам нравится делать, — могут стать медитацией — но с одним условием: целиком присутствовать в том, что делаешь. И ни при каких условиях не отвлекаться от этого — будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда. Любое увлечение может являться способом постижения своей истинной природы. Это превращает саму жизнь в каждом её проявлении в произведение искусства.
/*/ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЗАИМСТВОВАНИЯ:
«Притчи человечества» (т. 1, 2, 3), сост. В.В. Лавский, Ростов н/Д, «Феникс», 2012.
Не ум
Лин-чи сидел на берегу реки, когда к нему подошёл философ, поклонился и задал вопрос: — Какова суть вашего учения? Лин-чи посмотрел на него и не произнёс ни единого слова.
больше
Уход наставника
Прославленный дзенский наставник Банкэй скончался в деревенском храме в последнее десятилетие XVII века. В соответствии с древней дзенской традицией собравшиеся вокруг него ученики попросили его составить прощальное стихотворение.
больше
Похожая притча
Наркологическая клиника Ренарко вернуться к странице
Наркологическая клиника Ренарко запись закреплена
Мудрая притча монаха, которая помогла мне примириться с собой. После нее у меня бежали мурашки и текли слезы
Однажды, когда я путешествовал в поисках себя по Юго-восточной Азии, мне довелось познакомиться с одним мудрым монахом. Я рассказал ему, что нахожусь в поисках души и испытываю сильный внутренний конфликт между светлыми мыслями и пороками, присущими каждому человеку. После того, как я услышал эту притчу, моя жизнь разделилась на до и после.
С того дня я одинаково кормлю обоих драконов. Сегодня, черный дракон –это мой большой друг и мой внутренний двигатель. Мощь, которая ежедневно поднимает меня с кровати и помогает развивать себя и мир вокруг. Мой черный дракон верно помогает белому дракону во всех моих планах, мечтах и действиях.
Монах в каменном одеянии
Неподалеку от храма Хакуина жил старый отшельник, который время от времени приходил к великому наставнику. Никто не знает настоящего имени этого отшельника, но все его называли «монахом в каменном одеянии».
больше
Сознание и осёдланная лошадь
Как-то дзенский наставник Банкэй просидел всю ночь под крестом на площади казней, проверяя тем самым своё дзенское сознание. Под утро он прилёг на насыпь, огораживавшую площадку.
больше
Последние слова Тэнкэя
Когда дзенский наставник Тэнкэй лежал на смертном одре в окружении множества учеников, то все они стенали и проливали слёзы. Тэнкэй оглядел их и сказал: — Когда Будда находился на пороге вступления в нирвану, его окружали последователи и просто миряне, и все они плакали от печали и отчаяния.
больше
Кулак Мокусена
Учитель Мокусен жил в храме в провинции Тамба. Однажды один из его приверженцев пожаловался на скупость своей жены и попросил помощи.
больше
Карта больше не нужна
Однажды дзенский наставник Банкэй демонстративно сжёг буддийское Священное Писание. Когда он это делал, ученики спросили его: — Мастер, что вы делаете?
больше
Похожая притча
Место для рекламы
В дзен-буддизме есть очень хорошая притча о двух монахах, которые держали долгий путь из одного монастыря в другой. Вскоре на их пути к монастырю, в который они направлялись, оказалась бурная, но не глубокая река, перейдя вброд которую, можно было попасть на другой берег. Недалеко от их тропы, возле самого берега, стояла юная девушка, явно напуганная бурным потоком реки. Один монах заметил ее робость, подошел к ней, и молча, взял ее на руки и перешел с ней вброд речушку. Аккуратно поставив девушку на другом берегу, он также, молча, поклонился в ответ на ее благодарность, и оба монаха продолжили свой долгий путь. Уже вечером, у самых ворот монастыря, второй монах не выдержал и с нескрываемым негодованием, которое всю дорогу мучило его, обратился к монаху, который помог девушке:
— Как ты мог так поступить?! Как ты посмел нарушить монашеский обет?
Второй монах недоуменно посмотрел на своего друга и спросил:
— О чем ты? Что же я нарушил? — удивленно поинтересовался монах.
— Как что?! — аж вскрикнул первый монах, — Нам запрещено прикасаться к женщине! А ты не только прикоснулся, — ты перенес ее на руках через реку!
Монах засмеялся и сказал:
— Я перенес девушку и оставил ее там на берегу. А ты продолжаешь ее нести.
Дзенский диспут за ночлег
Чтобы остановиться на ночь в храме дзен, странствующий монах обязан был выиграть диспут о буддизме у живущих в храме. Если же он проигрывал, то ему приходилось уйти и идти дальше своим путём.
больше
Твоё сознание двинулось первым
Один молодой господин, увлекавшийся боевыми искусствами, попросил Банкэя взять его в ученики для постижения дзен. Однажды, решив проверить силу духа своего наставника, юноша внезапно напал на Банкэя с копьём, когда тот сидел, ничего не подозревая.
больше
Двери ада и рая
Однажды воин по имени Ногасен пришёл к Хакуину и спросил его, что такое ад и рай. — А ты кто? — спросил Хакуин. — Самурай, — ответил воин.
больше
Ошибка Хакуина
Юноша по имени Тедо изучал дзен у наставника Когэцу. Он был очень прилежным и целеустремленным учеником, и вскоре ему удалось постичь «состояние ничто».
больше
Похожая притча
Посуду тоже надо мыть осознанно. По-моему, мытье посуды кажется неприятным, только пока не начал. Встав перед мойкой, закатав рукава и погрузив руки в теплую воду, понимаешь: в этом есть своя прелесть.
больше
Дзенские притчи
Дзенские притчи несут нам глубочайшую мудрость учения дзен, идею которого принёс из Индии в Китай Бодхидхаpма в 592-м году (VI век). В переводе с санскрита «дзен» означает ‘созерцание’, а поскольку это учение формировалось во многом под влиянием даосизма, то созерцание это обращено в первую очередь внутрь себя. Дзен — это искусство, которое открывается немногим, его нельзя изучить по священным рукописям или тестам просто потому, что их нет.
Отличие дзенских притч от тех, которые основаны на других учениях, в том, что они носят не столько назидательный характер, сколько заставляют своего читателя самостоятельно делать выводы и разгадывать своего рода загадки. Приходя к выводам самостоятельно, мы начинаем постигать свой внутренний мир, осознавать, насколько мир вокруг нас материален, эгоистичен и узконаправлен. Многие дзенские притчи посвящены тому, что у каждого из нас свой собственный путь, своя судьба, противиться которой бесполезно.
При этом очень много наглядных примеров, которые демонстрируют нам, что нужно ценить каждый миг своей жизни и что от того, как мы проживаем настоящий миг, зависит следующий. Однако не стоит слишком зацикливаться на этой идее, только так вы сможете быть свободным от оков и жить как бы вне правил, принятых в обществе. Это совершенно не значит, что жить нужно так, как хочется только вам, и творить всё, что заблагорассудится, — наоборот, жить нужно, постоянно оглядываясь на свои поступки, беспокоясь о том, не причиняете ли вы неудобства или неприятности окружающим. Так, думая об окружающих, вы делаете свой быт лучше.
Учение дзен через свои притчи доносит до нас простую истину, что все существующие запреты и барьеры человек воздвигает для себя сам, они существуют в его голове. Освободив от этих оков свой разум, вы развяжете себе руки и сможете вывести свою жизнь на новый уровень. Такую идею как нельзя лучше подтверждает притча «Огромные Волны». Зачастую мы рисуем себе иллюзорную картину своего внутреннего мира, ошибочно полагая себя тем, кем в действительности не являемся. Работаем во благо своего псевдо-«Я», при этом своё истинное «Я» задвигаем на второй план или вовсе пытаемся подавить. Но через некоторое время подобного существования человек естественно начинает испытывать дискомфорт. Вы когда-нибудь задумывались, почему, проживая успешную и богатую жизнь, мы чувствуем внутри себя смятение и неудовлетворённость? Всё это от того, что устои и правила гнетут нас.
Конечно, их соблюдение влечёт за собой хорошую зарплату, успешный бизнес и так далее. А быть может, если бы мы нашли себя в чём-то таком, что действительно бы раскрывало наш внутренний мир, качество жизни не ухудшилось, а даже улучшилось бы, при этом мы бы чувствовали себя абсолютно счастливыми и удовлетворёнными.
В дзенских притчах очень много внимания уделено отношению человека к окружающему его миру. Поведение человека влечёт за собой ту манеру, с которой к нему самому будет относиться мир. Каждый поступок влечёт за собой последствие, это совершенно не значит, что нужно быть покладистым и со всем соглашаться. Если вам что-то не нравится, не нужно это делать или терпеть, нужно просто отойти в сторону и наблюдать. Важно внимательное, милосердное отношение, но ещё важнее не идти против себя, поэтому в ситуациях, которые предусматривают именно подавление себя, лучше занять снисходительную позицию невмешательства.
Дзенские притчи: скачать
К сожалению, современный мир ставит нас в такие рамки, что взять в руки книгу и провести час-другой за чтением практически невозможно, поэтому самым рациональным решением будет скачать дзенские притчи. Так у вас будет возможность читать или слушать их во время путешествия, по дороге на работу или просто на ночь. Окунувшись в этот удивительный мир мудрости, милосердия и созидания, вы, несомненно, найдёте для себя ответы на многие волнующие вопросы. Возможно, вы встретите совет: как воспитывать детей или как общаться с престарелыми родителями, как вести себя на работе или как пережить предательство.
Не ищите утешения или отдыха для души в шумных компаниях, алкоголе, погрузитесь в удивительный мир, описанный в дзенских притчах. Буква за буквой, слово за словом… И вы поймёте, что истинное удовольствие от собственного существования открывается через самопознание.
Даже будучи на работе, во время обеденного перерыва, у вас будет возможность восполнить свой внутренний резерв, успокоиться внутри, прийти к гармонии с самим собой.
Дзенские притчи: читать
Чтение дзенских притч открывает нам существование четырёх истин, постигнув которые, человек обретает самого себя. Первое, что нам следует понять, что жизнь наша — это, так или иначе, страдание: мы страдаем от того, что умирают наши близкие, страдаем от того, что не можем найти своё место в обществе, страдаем от угрызений совести и т. д. Однако самое страшное страдание мы испытываем, когда не оправдываются наши ожидания и надежды. Читая дзенские притчи, мы понимаем, что страдание — это и есть удел человека, страдание имеет разные обличия и постоянно меняет свои формы, но всё же оно есть всегда. Только постигнув эту истину, к нам придёт просветление, мы перестанем питать бессмысленные надежды, что наша жизнь будет безмятежной, в отличие от существования, к примеру, нашего соседа. Первый шаг на пути избавления от страданий — это принятие самого факта существования страдания.
Второй истиной, которую открывает нам чтение дзенских притч, является пагубное влияние привязанности в любом её проявлении. И действительно, попробуйте жить, не привязываясь к людям, вещам или собственным желаниям, тогда и терять их не будет так мучительно больно. Это не значит, что не надо уважать или ценить близкого человека или друга, наоборот: относитесь к окружающим с почтением, но старайтесь не впускать их в свою душу насколько это возможно. И уж тем более не позволяйте себе привязываться к своим желаниям, в противном случае вы станете их заложником.
Третья истина — освобождение от страданий возможно. Однако для этого сначала надлежит избавиться от своих навязчивых желаний, которые сковывают разум, подавляют волю и внутренний мир.
Четвёртой истиной является то, что избавление под силу только тому, кто сполна хлебнул страданий и прошёл путь, устланный муками, до конца.
Чтение дзенских притч даёт нам некую надежду, что судьбой нам уготовано лучшее. Но для этого нужно пройти тяжёлый путь самосовершенствования и саморазвития, нужно беспрестанно трудиться и быть снисходительным ко всем живым существам.
Интересно и то, что в дзенских притчах мы встречаем множество повествований о том, как полезно следить за своим телом, также уделено много внимания практикам йоги и медитации. Герои дзенских притч путём медитации успокаивают своё сознание, достигают внутреннего баланса.
Попробуйте прочитать одну из дзенских притч, вдуматься в каждое её слово, постигнуть общий смысл, а возможно, вернуться к началу и перечитать заново. Вы не заметите, как непроизвольно ваше внимание будет обращено ко второй, третьей и так далее. Многие герои напомнят вам самого себя, многих ваших знакомых, и в разрешении ситуации, в которую попали эти герои, вы увидите выход и для себя.
Три удара палкой
Юноша по имени Тодзан прибыл на обучение к Учителю Уммону. Уммон спросил его, откуда он пришёл.
больше
Бесполезное страдание и неверие
Однажды Банкэй сказал собравшимся: «Когда я только начал искать пробуждения, мне не удалось повстречать просветлённого наставника, и я практиковал все виды аскетизма, понапрасну растрачивая силы.
больше
Буйный нрав
Однажды к дзенскому наставнику Банкэю явился посетитель и признался, что у него от рождения — буйный нрав, который ему, несмотря на все усилия, не удаётся сдерживать.
больше
Ничто не существует
Ямаока Тесю, будучи молодым учеником, сменил много учителей дзен. Однажды он пришёл к Учителю Докуону. Во время первой беседы, желая показать свои знания, он сказал: — Разум и чувственное бытие — всё это на самом деле не существует. Истинная природа явлений — пустота.
больше Найти в этом разделеДзен в каждом мгновении
Ученики дзен проводят с учителем не меньше десяти лет, прежде чем они решаются учить других.
больше
Полная чаша
Нан-Ин, японский мастер дзен, живший в эру Мэйдзи (1868–1912), принимал как-то у себя профессора университета, пришедшего порасспросить его о дзен.
больше
Читайте также: