Можно ли считать рассказ лапти притчей

Обновлено: 26.04.2024

5.1. Почему, читая повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» «. вы и удивляетесь ему (Тарасу), и ужасаетесь, и смеетесь над ним» (В. Г. Белинский)?

5.2. С кем из героев романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и как именно связан эпиграф «Береги честь смолоду»?

5.3. Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

5.4. Можно ли назвать «Лапти» И. А. Бунина притчей? Раскройте свою точку зрения.

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Задания Д1 C1 № 62

1.1.1. Почему описание природы сопутствует описанию казаков, а при описании поляков не используется?

1.2.1. Как в стихотворении отображена связь между природой и поэтическим творчеством?

1.1.1. Действие повести происходит в XV—XVI веках, еще до присоединения Украины к России. В основу своей повести Н. В. Гоголь положил историю национально-освободительной борьбы украинского народа против панской Польши, захватившей власть почти над всей Украиной.

Степь — родина-мать казаков и, как мать, принимает она их в свои объятья, чтобы утешить, передать жизненную силу и энергию. Степь и казаки — нечто созвучное, родное друг другу. Поляки — чужие на украинской земле. Именно поэтому они не могут быть показаны в единстве с природой этой земли.

1.2.1. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский сам определил своеобразие своего творчества: предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний:

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать…

В этом суть поэзии Жуковского. Она — история души поэта, его волнений, мечтаний и дум, лирическим выражением которых становятся его элегии, баллады и поэмы. Тема очарования души, озаренной вдохновением, видением прекрасного, всегда мгновенного и невыразимого, с которой связывается у Жуковского понимание поэзии, была основной для его творчества.

Комментарии к сочинениям

5.1. Почему, читая повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» «. вы и удивляетесь ему (Тарасу), и ужасаетесь, и смеетесь над ним» (В. Г. Белинский)?

Характер главного героя повести очень многогранен. Удивляет в Тарасе безудержность и грубость его натуры, сочетающиеся с преданностью и нежностью, мы смеемся над его непосредственностью, простотой и жизнерадостностью, ужасаемся его жестокости и беспощадности.

Тарас Бульба — национальный герой, «представитель жизни целого народа, целого политического общества в известную эпоху жизни» (В. Г. Белинский). Тарас похож на сказочного (былинного) героя: он героически бьется за веру и товарищество. Это герой своего времени: он суров с женой и сыновьями. Требует от детей служения Отечеству.

Окружающие относятся к Тарасу Бульбе с большим уважением, ценят его. Ярче всего его характер и жизненная позиция проявляются в речи о товариществе. Жизнь и гибель Тараса Бульбы Гоголь оценивает как героические.

5.2. С кем из героев романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и как именно связан эпиграф «Береги честь смолоду»?

Тема чести и бесчестия — одна из главных тем произведения. Уже эпиграф подчеркивает это — «Береги честь смолоду». Понятия чести и долга не чужды ни дворянину Гриневу, ни «народному» герою Пугачеву, ни капитану Миронову. Дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья». Как человек чести ведет себя и Пугачев. Пугачев испытывает симпатию к Гриневу, видя в нем смелого и благородного человека. Он помогает Петру, потому что считает, что была нарушена справедливость (освобождение Маши Мироновой). Антиподом порядочности и чести является в романе Швабрин, образ которого антипатичен и автору, и читателю.

5.3. Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

Лермонтов не мыслил себя без родины, без России. А Россию не мыслил без русского народа.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой, —

признается поэт в стихотворении «Родина». Эта любовь шла от самого сердца, которому были бесконечно дороги и «степей холодное молчанье», и «лесов безбрежных колыханье», и «разливы рек ее, подобные морям», и «дрожащие огни печальных деревень». Но взгляд поэта на любимую родину вовсе не был идеализированным. Его душу, стремящуюся к гармонии и счастью, не волновали ни «слава, купленная кровью», «ни полный гордого доверия покой», «ни темной старины заветные преданья». Он прекрасно видел все тяготы жизни своего народа, его страдания, возмущался крепостными порядками, жандармской империей с ее разделением на господ и рабов, на жандармов и «послушный им народ». И сердце поэта разрывалось на части. Потому что он все равно любил и не мог разлюбить все то, что называл «моим домом». В этом доме он «осужден страдать», но лишь в нем он может быть спокоен. Именно потому свою любовь к родине Лермонтов называл «странною» — в ней соединились счастье и боль, стремление сделать все возможное для родной земли и сознание собственного бессилия.

5.4. Можно ли назвать «Лапти» И. А. Бунина притчей? Раскройте свою точку зрения.

В своем произведении И. А. Бунин поднимает множество тем: человечности, долга и совести, нравственного подвига, справедливости. Центральной проблемой повествования становится тема человечности, гуманного отношения к людям. Рассказ И. А. Бунина «Лапти» располагается на двух страницах, но тема бескорыстного служения людям раскрывается максимально широко. Главная тема бунинского рассказа «Лапти» — тема гуманизма, человеческого отношения к судьбам людей — формирует отношение читателя к жизни, нравственную позицию человека. Писатель пишет не об отдельной судьбе, а о состоянии мира в целом, стремится раскрыть всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, запахах и звуках. Потому рассказ можно назвать притчей.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

Критерии проверки:

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий0

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения0

5. Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2

Допущены три-четыре речевые ошибки1

Допущены пять или более речевых ошибок0

Критерии оценивания грамотности

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).

Похожая притча

мне не нужны километровые ответы, просто пару идей на следующие вопросы о рассказе Лапти Бунина
1 - почему автор заканчивает рассказ, не раскрывая дальнейшей судьбы ребенка.(понятно можно сказать, что это не столь важно, что самое главное нравственный подвиг Нефеда, но нужно еще хоть что-нибудь)
2 - бессмысленна ли гибель Нефеда (можно сказать о том что благодаря ему спаслись нашедшие его люди, но опять еще что-нибудь)
3 - можно ли считать притчей

Лучший ответ

На первое: из сюжета рассказа мы должны предположить, что ребёнок вырастет хорошим человеком, и многим будет от него добро, а если нет: станет мальчик нехорошим? Что ж тогда: сидеть и ничего не делать? Думаю, что автор рассказа оставил право сделать вывод нам самим.
На второе: мы не знаем, что руководило Нефёдом (сострадание ли к мальчику, тайная ли симпатия к его матери ( ну и что из того, что он слуга) , но человек отлично понимал, чем грозит этот поход ему самому, и тем не менее пошёл, ясно представляя себе всё неприятное, страшное от бурана, пошёл, чтобы помочь ребёнку. Он пошёл и сделал. И не должен стоять вопрос о характеристике поступка: было это давно, а мы до сих пор восхищаемся таким поступком, следуем ему, воспитаны на таких примерах.
В одной песне об обороне Москвы в ВОв есть слова: ". Ведь могли отойти: была снежная мгла, но мальчишки остались в окопах навеки, ведь родная Москва за спиною была". На том стоим.
На третье: данный рассказ - одно из повествований о людях дела, но, мне кажется, не всякое дело должно быть для всех примером, как канон.

Александр ДевяткоМастер (1505) 10 лет назад

спасибо большое

Остальные ответы

если ф (х) болше нуля значит возрастает а если меньше нуля значит убывает

Похожая притча

Для меня главный герой представляется добродушным человеком.

Сострадание, взаимопонимание, самопожертвование и, конечно, смелость являются основными чертами его характера .

Он отважный человек, которому небезразлично состояние мальчика.

Нефед отправляется в путь, никого не спрашивая, так как «душа желает» , а противиться желанию души ребенка он не в силах, и никакая ненастная погода его не пугает.
О том, что твориться на улице дают представление такие фразы, как «непроглядная вьюга» ; «такая страсть» ; «белое, куда-то бешено несущееся степное море, бездна снежного урагана и мрака» .
Слышен «гул и грохот вьюги» , а от ощущения леденящего ветра так, что «весь дом гудел» , можно не только увидеть, но и услышать и почувствовать страшную картину происходящего.
Холод улицы противопоставляется в рассказе жару, огню, пылающему в теле ребенка.
Для ребенка красные лапти – желаемая мечта, то, к чему он стремится, возможно, его последняя просьба.
Красный цвет, который автор использует, описывая болезнь и мечту мальчика, показывается как противопоставление бледному сумраку и мрачной ночи.
Эта же цветовая гамма отразилась и в видениях бредившего ребёнка: “Стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями”.
Трагичности событиям добавляет стиль автора.
Начало рассказа предвещает ожидание чего-то страшного в конце.
Однотонность и обыденность повествования показывают стихию природы беспросветной, обстоятельства ещё более безвыходными, а смерть Нефеда ещё более мрачной. Автор создаёт впечатление замкнутого круга и безысходности.
Тем не менее финал рассказа открытый: остается неизвестно, выздоровел ли мальчик, спас ли его Нефед.
Такое завершение заставляет еще раз задуматься о поступке главного героя. Нефед, не думая о себе, решает выполнить, возможно, последнюю, волю тяжелобольного мальчика, и в этот момент для него нет ничего важнее.

Бескорыстность поступка Нефеда очевидна.
Уже не зная того, он спасает отчаявшихся новосельских мужиков, ведь именно благодаря Нефёду они находят правильную дорогу.
Наблюдая за противостоянием людей и сил природы, мне кажется, что смерть Нефеда – та искупительная жертва, ценой которой спасаются люди и, скорее всего, возвращается к жизни ребёнок, ведь за смертью непременно идёт жизнь.

Похожая притча

развивать творческие способности и читательскую наблюдательность .

Воспитывающие цели :

воспитывать милосердие , доброту , умение сострадать ;

воспитывать терпимое отношение к чужому мнению .

Оборудование :
портрет Бунина , сборник рассказов И . Бунина , словари , выступления учащихся ( инд . задание ), распечатанные тексты притчи , рассказа И . А . Бунина « Лапти », м / м презентация « Слово о Бунине ».

Ход урока

Учитель ( тихая музыка , наизусть читает стихотворение А . Дементьева ):

Жизнь нуждается в милосердии ,

Милосердием мы бедны .

Кто - то злобствует , кто - то сердится ,

Кто - то снова в тисках беды .

Жизнь нуждается в сострадании ,

Наши души – как топоры …

Слишком многих мы словом ранили ,

Позабыв , что слова остры .

Равнодушие , отсутствие милосердия – болезни нашего времени . О них пойдёт речь сегодня на уроке . Эти прекрасные строки современного поэта Андрея Дементьева созвучны цели нашего урока . Её мы постараемся достичь , проведя литературное исследование по сопоставлению притчи о добром самарянине и рассказу И . А . Бунина « Лапти ». На первый взгляд , эти тексты далеки друг от друга и по времени создания , и по тематике , и по системе персонажей . Что может быть общего между притчей , возвращающей нас в далёкие времена пребывания Иисуса Христа на земле , и рассказом Бунина , события которой происходят в 19 веке ? Но следует вспомнить : именно библейские сюжеты помогают глубже проникнуть в идейную суть произведения , постичь авторский замысел .

А вам , ребята , я предлагаю на время нашего урока стать исследователями и попытаться сообща найти ответы на поставленные вопросы . Для этого мы разделились на группы , и каждая получила задание .

Запишем в тетради дату и тему урока .

Какое произведение мы называем притчей ? Что вы знаете о жанре притчи ? ( Индивидуальное задание . Работа со словарём )

- Притча - поучительное произведение .

- Жанр притчи отличает иносказательный характер .

- Обращаемся к словарям , что они нам расскажут . ( Каждая группа работает со своим словарём . Записывают в тетрадь )

Слайд : Притча – небольшой рассказ , иносказание , в котором заключено религиозное или моральное поучение .

Давайте вспомним содержание притчи о добром самарянине , с которой вы уже знакомились . ( Чтение притчи подготовленным учеником . Текст перед глазами учеников ).

Каковы её главные герои ?

- Самарянин и человек , пострадавший от разбойников .

Что о них известно ?

- Самарянин оказался добрым человеком и помог пострадавшему .

- Он – единственный , кто не прошёл мимо и не оставил человека в беде .

Слайд : Самарянин – житель Самарии , области , расположенной к северу от Иерусалима . Иудеи считали самарян невежественными , смотрели на них свысока .

- Другой герой – « некий человек », неизвестный , ограблен и изранен разбойниками . Разбойники оставили его едва живым , а сами ушли .

Почему у него нет имени ?

- На его месте мог оказаться любой человек .

Кто увидел пострадавшего ? Как поступил ?

- Первым увидел священник : « увидел и прошёл мимо ».

- Потом помощник сященника , который « подошёл , посмотрел и прошёл мимо ».

- А самарянин «… увидел и сжалился , подошёл … и позаботился о нём ».

Что он сделал ?

- Он не только перевязал раны , но и отвёз пострадавшего в гостиницу , побеспокоился о его дальнейшей судьбе .

Почему он не прошёл мимо , как сделали это другие ?

- Пострадавший нуждался в помощи , он был полуживым . Самарянин оказался добрее , милосерднее .

Чему учит притча ? Какова её главная мысль ?

-« Люби ближнего своего »… даже если человек незнакомый , чужой .

- Притча учит помогать тем , кто в беде ; не быть равнодушным ; проявлять доброту , заботу , внимание .

- Приходим к выводу , что важнее не имя человека и слова , а поступки .

Кого можно назвать ближним ?

- Это близкие , родные люди .

Вернитесь к тексту притчи , найдите ответ на этот вопрос .

- Ближний тот , кто пришёл на помощь ; « оказавший милость ». Назвать ближним можно только доброго человека , того , кто не пройдёт мимо . Человек становится ближним , если его поступками движет любовь и милосердие .

Найдите в тексте глаголы повелительного наклонения . Зачем их автор употребляет ?

- Глаголы « люби », « иди », « поступай » звучат как совет , побуждают к таким же действиям , заставляют задуматься над своими поступками .

Ученица :

1. Когда поступком ранил ты кого - то ,
На полпути , оставивши врасплох ,
Молился тот : « Боже , пошли пророка »,
Чтоб смог ступить он и на твой порог .

2. Чтоб он раскрыл , как есть твои деянья ,
Чтоб сам себе ты вынес приговор ,
И с искренней молитвой покаянья ,
Признался , что губитель ты и вор .

3. Что только за свою дрожал ты спину ,
Ранив других , бежал сам стороной ,
Не призван ты служить самарянином ,
И не поднимешь раненных тобой .

4. Быть может , ты встречал таких , служитель ?
И если ты один из них , то знай ,
Для раненных найдется Утешитель ,
Кто раны перевяжет , даст на чай .

5. А ты к кому притчешь себя , к левиту ?
Или к богатому священнику - дельцу ?
Всмотрись , что подойдет тебе к лицу ,
Ведь страждущие Богом не забыты .

6. С каким снопом предстанешь ты пред Богом ?
Что сможешь в оправдание сказать ?
И что пред Ним ты будешь отвечать ?
За все деяния Бог ведь спросит строго ,
Скорей спеши , пока есть Благодать !

Обратимся теперь к рассказу Бунина « Лапти » и постараемся понять : что объединяет эти произведения ? Как притча помогает понять бунинский рассказ ? Можно ли её считать притчей ?

Иван Бунин – удивительный прозаик первой половины ХХ века , мастер короткого рассказа . С ним вы познакомились ещё в пятом классе . Наизусть читали его стихи о природе . Каждое его произведение имеет не только глубокий философский смысл , но и учит мудрости , поднимает различные проблемы : долга и совести , нравственного подвига , справедливости . .

Ученица :

У птицы есть гнездо , у зверя есть нора

Как горько было сердцу молодому ,

Когда я уходил с отцовского двора ,

Сказать « прости » - родному дому .

У зверя есть нора , у птицы есть гнездо

Как бьётся сердце горестно и громко ,

Когда вхожу , крестясь , в чужой , наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой .

Иван Алексеевич Бунин - одно из самых ярких имён русской литературы века . Прекрасный язык , образность , сила воображения , выразительная живописность – лишь некоторые черты его творчества , уходящего корнями в русскую классику . Бунин гордился своим происхождением : он был старинного дворянского рода , « давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном , так и в области искусства ». Достаточно сказать , что к роду Буниных принадлежал Василий Андреевич Жуковский . Гордился писатель и тем , что все его предки « были связаны с народом и землёй , были помещиками ».

Бунин всю жизнь преклонялся перед талантом , Толстого и сам обладал толстовской зоркостью , силой изобразительности . Как писал Б . Зайцев , он имел « почти звериный глаз , нюх , осязание ».

Литературные заслуги писателя были высоко оценены уже его современниками : ему были присуждены две Пушкинские премии Российской Академии наук , Бунин был избран почётным академиком Российской Академии наук по разряду изящной словесности , в 1911, 1915 гг . он был удостоен Золотых Пушкинских медалей . Уже в эмиграции , в 1933 году первым из русских писателей Бунин получил Нобелевскую премию .

Бунин был человеком , далёким от политики , противником всяческого насилия . Он трагически переживал события , последовавшие за 1917 годом , и эмигрировал из большевистской России , сохранив в эмиграции Россию прежнюю , ностальгически окрашенную в тёплые тона .

Он интересовался всем , что происходило в России , особенно переживал за судьбу своей родины во время второй мировой войны . Во Франции во время оккупации он прятал у себя людей , подвергавшихся фашистским преследованиям .

Незадолго до своего ухода из жизни , в 1953 году , Бунин писал : « Я хочу , чтобы смерть застала меня за книгой , с пером в руке ». Так и случилось . Он похоронен в Париже , на кладбище Сен - Женевьев - де - Буа , где покоится прах многих великих людей России , эмигрировавших с родины после Октябрьской революции и нашедших приют во Франции .

Учитель : Рассказ написан в 1924 году . А как вы думаете , можно ли по заглавию рассказа определить , о чём он ?

Ученики :

- Он о деревенской жизни .

- В нём , наверное , повествуется о детях , которые живут в деревне .

- Может быть , автор расскажет о каком - то мастере , который умеет плести лапти .

- Или лапти сыграют какую - то важную роль в жизни героев .

Учитель : Предположений много . Но по названию рассказа сложно определить , что произойдёт . Оно необычное : простое , незамысловатое . Так давайте послушаем его .

Выразительное чтение рассказа « Лапти » и беседа . ( Чтение доверено лучшим чтецам .)

И . А . Бунин « Лапти »

Пятый день несло непроглядной вьюгой . В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе : был тяжело болен ребенок . И в жару , в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие - то красные лапти . И мать , не отходившая от постели , где он лежал , тоже плакала горькими слезами , — от страха и от своей беспомощности . Что сделать , чем помочь ? Муж в отъезде , лошади плохие , а до больницы , до доктора тридцать верст , да и не поедет никакой доктор в такую страсть . Стукнуло в прихожей , — Нефед принес соломы на топку , свалил ее на пол , отдуваясь , утираясь , дыша холодом и вьюжной свежестью , приотворил дверь , заглянул :
— Ну что , барыня , как ? Не полегчало ?
— Куда там , Нефедушка ! Верно , и не выживет ! Все какие - то красные лапти просит .
— Лапти ? Что за лапти такие ?
— А господь его знает . Бредит , весь огнем горит .
Мотнул шапкой , задумался . Шапка , борода , старый полушубок , разбитые валенки — все в снегу , все обмерзло . И вдруг твердо :
— Значит , надо добывать . Значит , душа желает . Надо добывать .
— Как добывать ?
— В Новоселки идти . В лавку . Покрасить фуксином нехитрое дело .
— Бог с тобой , до Новоселок шесть верст ! Где ж в такой ужас дойти !
Еще подумал .
— Нет , пойду . Ничего , пойду . Доехать не доедешь , а пешком , может , ничего . Она будет мне в зад , пыль - то .
И , притворив дверь , ушел . А на кухне , ни слова не говоря , натянул зипун поверх полушубка , туго подпоясался старой подпояской , взял в руки кнут и вышел вон , пошел , утопая по сугробам , через двор , выбрался за ворота и потонул в белом , куда - то бешено несущемся степном море .
Пообедали , стало смеркаться , смерклось — Нефеда не было . Решили , что , значит , ночевать остался , если бог донес . Обыденкой в такую погоду не вернешься . Надо ждать завтра не раньше обеда . Но оттого , что его все - таки не было , ночь была еще страшнее . Весь дом гудел , ужасала одна мысль , что ́ теперь там , в поле , в бездне снежного урагана и мрака . Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем . Мать поставила ее на пол , за отвал кровати . Ребенок лежал в тени , но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми , несказанно великолепными и грозными видениями . А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать , умоляя ( и как будто вполне разумно ) дать ему красные лапти :
— Мамочка , дай ! Мамочка , дорогая , ну что тебе стоит !
И мать кидалась на колени и била себя в грудь :
— Господи , помоги ! Господи , защити !
А когда наконец рассвело , послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно , совсем не так , как всю ночь мерещилось , что кто - то подъехал , что раздаются чьи - то глухие голоса , а затем торопливый , зловещий св Это были новосельские мужики , привезшие мертвое тело , — белого , мерзлого , всего забитого снегом , навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда . Мужики ехали из города , сами всю ночь плутали , а на рассвете свалились в какие - то луга , потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись , решили пропадать , как вдруг увидали торчащие из снега чьи - то ноги в валенках . Кинулись разгребать снег , подняли тело — оказывается , знакомый человек .
Тем только и спаслись — поняли , что , значит , эти луга хуторские , протасовские , и что на горе , в двух шагах жилье . За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином . 1924

Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ ?

Учитель : С какими героями вы познакомились ?
Ученики : Больной ребёнок , Нефёд , барыня , муж , только он не участвует в событиях , о нём лишь упоминается ; новосельские мужики .

Учитель : В какое время года происходит действие рассказа ?

Учитель : Какая стоит погода и сколько дней ? Найдите описание в тексте .

Ученики : " Пятый день несло непроглядной вьюгой . ".

Учитель : Вам встретилось слово « фуксин ». Кто знает , что оно обозначает ?

Справка : « Фуксин – красная анилиновая краска ; широко применяется для окрашивания волокон , текстильных изделий , кожи ».
Учитель : Ребята , как вы поняли , кем в доме барыни был Нефёд ?
Ученики : Нефёд был слугой .
Учитель : Каким вы его себе представляете ? ( устное словесное рисование ).
Ученики : Он старый , с седыми волосами . У него добрые глаза и тихий голос . Шапка , борода , старый полушубок , разбитые валенки . Он заботится о хозяйке и мальчике . Работящий , серьёзный …
Учитель : Какие отношения были у Нефёда и барыни ? Почему вы так решили ?

Ученики : Добрые . Она называет его Нефёдушкой . Домашние переживали о Нефёде . Думали , что он остался переночевать у знакомых , что придёт только к обеду завтрашнего дня .
Учитель : Как автор показывает , что в доме без Нефёда было неуютно , сумрачно , тревожно ? Подтвердите текстом .

Ученики : " Весь дом гудел , ужасала одна мысль , что теперь там , в поле , в бездне снежного урагана и мрака ".
( Особое внимание учитель обращает на борьбу света и тьмы : дом и " бездна снежного мрака ", ночь и свеча , причудливые очертания на стене , бред и " вполне разумно " и т . д .)
Учитель : Знал ли Нефёд , что в такую погоду может не добраться до Новосёлок ?
Ученики : Догадывался .

Учитель : Но почему это его не остановило ? Как это его характеризует ?

Ученики : Он мужественный человек , мудрый , понимает , что кроме него некому помочь . Он берёт ответственность на себя , сам делает выбор .
Учитель : Какое слово в тексте предвещает недобрую весть ? ( После ответа учеников ). Почему автор назвал этот стук зловещим ? ( Можно обратить внимание учеников на неопределённые местоимения в тексте : « кто - то », « чьи - то »- усиливающие чувство тревоги , неизвестности ).

Ученики : Зловещий стук – это злая весть , предвещающая беду , горе , так как привезли мертвое тело Нефёда .

Каков тон рассказа о поступке Нефеда ?

- Бунин пишет о поступке Нефеда очень просто , как будто передаёт ход событий . Это потому , что сам , Нефед не считал свой поступок чем - то особенным . Он не мог поступить по - другому .

Как вы охарактеризуете Нефеда и его поступок ?

- Нефед не мог не понимать , что рискует жизнью , отправляясь за фантастическими красными лаптями . Ведь это была настоящая бредовая идея , больной ребёнок сам не понимал , что ему нужно . Но Нефед решил , что раз душа просит , надо добывать красные лапти , и даже придумал , как обыкновенные лапти сделать красными . Нефед без лишних слов отправляется в ночь , в пургу , без дороги за шесть вёрст за лаптями . Он пожертвовал своей жизнью ради чужого ребёнка , добыл лапти и фуксин для их покраски , вот только дойти живым не сумел , замёрз по дороге . в ночи Он погиб , но его такой самоотверженный , но , казалось бы , неразумный поход спас жизни ещё нескольким людям . Заплутавшие мужики уже отчаялись выбраться из снежного плена , но вдруг наткнулись на мёртвого уже Нефеда и поняли , что жильё близко . Готовность к самопожертвованию , решительность , находчивость , сострадание , скромность Нефеда вызывают восхищение и уважение .

Учитель : Финал рассказа не даёт прямого ответа на вопрос , он открытый : « Выздоровеет ли мальчик ?» А как вы думаете ?

Читайте также: