Притча о березе для детей
Обновлено: 22.12.2024
Около просёлочной дороги росла берёза. Путники, идущие по дороге, останавливались в жаркий летний день, чтобы отдохнуть под ней в тени её кроны. Весной ребятишки с ближайших посёлков прибегали к берёзе, чтоб попить её сока. После сбора сока дети надрезы на стволе берёзы залепляли садовым варом. И все, кто проходил мимо, говорили ей *Спасибо*. Берёза отвечала людям шелестом своих листьев.
Однажды, ехал на иномарке человек мимо этой берёзы.
- Ух, ты. Какая кудрявая и хорошая. Дай-ка я с неё веток на баню нарублю.
Все ветки, до которых смог дотянуться, мужик срезал. Посмотрел вверх, а там ветки сочные, да наливные. Но не достать их. Подумал про себя мужик:
- А срублю-ка я её совсем. Уж больно ветки хорошие.
И срубил.
А через полгода, зимой вдруг заболел мужик. Покрылся весь волдырями и прыщами. И не один врач не смог помочь ему. Вот тогда мужик и вспомнил про берёзу. Он от всего сердца сказал тихим голосом:
- Ты прости меня, берёзонька.
И случилось чудо - мужик стал выздоравливать. Скоро он поправился совсем. Но в дальнейшей жизни стал совсем по другому относиться ко всему живому.
(принял - 05.02.2020 года).
Свидетельство о публикации №220020500970 Рецензии
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Похожая притча
Много – много лет назад на одном из уроков литературы гимназисты N - го класса писали сочинение - рассуждение, в основу которого легло содержание притчи о березе. Уже взрослые девочки и мальчики должны были дать оценку событиям, описываемым в произведении, и высказать свою точку зрения на извечную проблему, рассматриваемую автором.
Содержание притчи приблизительно следующее: однажды мальчик,наслаждаясьпрелестью ранней осени, пошел в лес за грибами и ягодами. Когда он собрал полную, тяжелую корзину подосиновиков и подберезовиков, то понял: надо отдохнуть перед дорогой домой. Мальчик оказался на полянке, залитой солнечным светом. В кронах деревьев весело щебетали птички, пахло травой, грибами и лесными цветами.
Мальчик увидел стройную березку, сел подле нее, прислонясь к стволу, и задремал. Что за чудный, сладкий сон пленил его.
Проснулся мальчик, когда солнце было в закате и надо было собираться в обратную дорогу. В память о замечательно проведенном дне наш герой взял ножик и на коре березы, под кроной которой он так славно отдыхал, вырезал свое имя. Довольный собой, он отправился домой…
Прошло несколько лет, и повзрослевший парень опять пошел за грибами и решил навестить осчастливленную им березку. Каково же было его удивление, когда он увидел засохшее корявое дерево вместо былой красавицы.
Гимназисты должны были пофантазировать и придумать продолжение истории. Одним из вариантов был тот, в котором рассказывалось, как юноша стал зрелым человеком, женился, у него родился сын, и однажды мужчина привел подросшего мальчика на ту самую поляну и рассказал свою печальную историю. Замечательно то, что этот вариант оказался не единственным. Думаю, вам, как и гимназистам, мораль ясна. Но вы ошибаетесь, полагая, что мой рассказ должен напомнить нам о бережном отношении к природе.
При оформлении актового зала гимназии к торжествам по случаю вручения аттестатов очередной, четвертый за пять последних лет, директор высказала пожелание видеть живую зелень на сцене.
Были принесены тяжелые напольные вазы, в которые водрузили благоухающие охапки поздно зацветшей сирени и ветви березы. Ее клейкие листочки издавали такой пронзительно – дурманящий запах, что хотелось вдыхать еще и еще…
Когда директор гимназии посетила зал для одобрения – неодобрения его оформления, то осталась недовольна количеством зелени: « Надо было целую березу срубить!» На вопрос «Как? Целую березу? В городском парке. » дала исчерпывающий ответ: « Да! А что? Это же сорняк. Его так много в нашей стране!» Много-то много, да вот незадача какая: какое дерево - сорняк,а какому - жить, решает лесник, а потом дает разрешение на вырубку.
Этакая вот девочка, правда, без корзинки. Правда, взрослая девочка 54 – х лет. И рассказ должен называться не «Мальчик с корзинкой», а «Девочка с корзинкой, или Притча о березе».
© Copyright: Валентина Марцинкевичене, 2016Свидетельство о публикации №216122402150 Рецензии
Наконец-то нашла рассказ, о котором ещё
не успела сказать доброго слова. Понравилось.
С Новым голом, Валечка!
Счастья, вдохновения, доброжелательных читателей.
С искренней симпатией-
Здравствуйте, Галина!
Как приятно получить от Вас весточку)! Спасибо за поздравление и пожелания! Спасибо за рецензию. Очень рада Вашему вниманию.
Пусть наступивший год для Вас будет счастливым, радостным, плодотворным!
С уважением,
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Похожая притча
Удмуртские сказки «Красавица берёза»
В одной деревне старик со старухой жили. Сильно они бедствовали, хлеб ели не досыта.
Собрала как-то старуха последние дровишки — печку истопить хотела, да разжечь нечем: лучины нет.
Говорит старуха старику:
Старик взял топор и поплёлся в лес. Стал для рубки березу высматривать.
Недолго ему пришлось искать: сразу увидел красивую берёзу.
Подошёл поближе к берёзе, хотел было рубить, но только он замахнулся топором, как листья на берёзе зашелестели, ветки зашевелились. Нагнулась берёза к старику и заговорила человечьим голосом:
Старик испугался, даже топор из рук выронил.
Не тронул он берёзу. Вернулся домой и говорит старухе:
И прогнала старика обратно в лес.
Старик сразу увидел красивую берёзу. Подошёл к ней, поклонился и сказал:
Старику делать нечего, пришлось домой возвращаться.
А старуха как накинется на него:
С бранью да с криками выгнала старика из дому.
Старик взял топор и опять в лес пошёл.
Доплёлся до берёзы, поклонился ей и стал просить:
— Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет,- говорит ему берёза.
Старик обратно домой отправился.
Старуха давай ругать старика. Кричала, кричала, потом схватила кочергу и выгнала его из дому.
Взял старик топор и опять в лес пошёл. Пришёл, поклонился красавице берёзе и стал причитать:
— Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет,- ласково сказала берёза.
Старик обрадовался, скорее домой зашагал.
Вернулся он, пошёл в амбар. Не верится ему, что у него будет мука.
Стало старику так радостно, так весело, что забыл он всё прежнее горе да нужду.
А старуха увидела старика, выбежала из дому и опять его ругать принялась:
Ударила его коромыслом и выгнала вон.
Бедный старик повесил голову и опять поплёлся в лес.
Подошёл к берёзе, поклонился ей и стал причитать:
— Иди, старик, иди: что просишь, то у тебя и будет,- сказала берёза.
Пошёл старик. Подошёл он к избе, заглянул в окно и видит — сиди
Нравится Показать список оценивших
Берёза и три сокола
Отслужил солдат свой законный срок и пошел на родину. Идет путем-дорогою, а навстречу ему нечистый.
Нечистый привел его в свои палаты, а сам уехал за синие моря.
Вот солдат ходил, ходил по разным комнатам; сделалось ему скучно, и вздумал он пойтить в сад; вышел, смотрит — стоит береза. И говорит ему береза человеческим голосом:
Солдат пошел, куда ему сказано; священник тотчас достал книгу:
Солдат взял; приходит назад.
Начал он читать эту книгу; одну ночь читал — вышла из березы красная девица, красоты неописанной, по самые груди; другую читал — вышла по пояс; третью ночь читал — совсем вышла. Поцеловала его и говорит:
Царь и царица обрадовались, щедро наградили солдата, выдали за него замуж царевну и оставили жить при себе.
Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки».
Остальное: Михаил Владимирович Толстиков
Нравится Показать список оценивших
Дух Маленького шамана грустил. То дерево, которое приютило его заболело какой то не понятной, странной болезнью. Ни толстый жук короед, ни подслеповатый крот, не могли объяснить шаману, причину болезни дерева. Всегда полное сил и радующееся солнечным лучам и ветру береза в самом расцвете своего жизненного срока хирела.
Листочки желтели, ветки становились твердыми и безжизненными, дерево молчало и не хотело разговаривать не собратьями, ни с шаманом.
Были приглашены лучшие целители лесного мира, дятел, Солнечный луч и говорливый ручеек. Те кто косвенно мог послужить причиной болезни дерева жуки и грибы, твердо заявили, что березовый дом шамана для них священин и не прикасаем, да и ни кто в лесу не стал бы причинять вред шаманскому дереву.
Береза молчала, впав забытье и даже ни шелестела, а только роняла жухлые листочки.
Дятел быстро и по деловому простукал стройный ствол березы и не найдя ни одного жучка или личинки улетел искать себе пропитания на других деревьях. Заявив шаману, что делать ему тут не чего, пусть дескать сам шаман разбирается в настроениях своего дома. "может спросить у духа живущего в старом гнилом пне" - подумал маленький шаман. Кто напустил лихоманку на симпатичную березу. От чего душа дерева страдает, убивая тело.
Дух, живущий в старом пне, был древен и сварлив. Поговаривали, что в свое время он служил самому Эрлику - правителю нижнего мира. Связи у него наверняка остались.
Сам Маленький Шаман всего несколько раз спускался в Чертог нижнего правителя, старался не нарушать границ, и не общаться с подземными духами и мрачными обитателями темных урочищ.
Солнечный луч ласково об целовал листочки, согрел землю во круг дерева, но все было напрасно. Лесной ручей наполнил влагой корни дерева и да же вроде бы оно чуть - чуть оживилось, но вскоре капельки росы, слезками начали капать с тоненьких веточек. Дерево молча страдало, и ни кто не мог понять, о чем оно грустит и от чего умирает.
Как не хотелось Шаману идти к сердитому духу жившему в старой гнилушке, но березовый дом тяжко вздыхал и готов был совсем засохнуть от тоски и печали.
Приблизившись к древнему пню и осторожно постучавши в огромную зеленоватую чагу -гриба. Шаман поинтерисовался, бодрствует ли старый дух, или дремлет в норе, зарывшись в прелую прошлогоднюю листву. Дух как не странно был в хорошем настроении, ни сколько не удивился гостью, а на оборот пригласил к себе. Пень был старым, сырым и изъеденный внутри личинками, запах плесени и еще чего то таинственного и немножко страшного проник в шамана. В добавок, целое семейство каких то не очень привлекательных насекомых обитало под остатками его коры. Дух Маленького Шамана поежился и все таки вошел в пространства пня и встретился с его хозяином. холод и ужас начали наполнять шамана. Если бы шаман был в человеческом обличии, такая встреча могла закончиться и чем то похуже, чем просто неприятными ощущениями. Ужас окутывал, брал в тиски и пытался раздавить сердце. Но шаман уже был Духом, он ощутил только легкое покалывание и неприятный холод. маленький шаман приступил к разговору. Предварительно дипломатично поинтерисовавшись о самочувствии мрачного хозяина. Дух остался безучастным к проявлению заботы и молча ждал, чем он обязан этому посещению. Шаман с грустью поведал о странной болезни своего дома, о не удавшихся попытках лечения и о возможности узнать, не облюбовал ли его березу, какой нибудь обитатель нижнего мира. Уважительно расхваливая мудрость старого духа, стал просить совета или помощи. Древний дух, на какое то время впал забытье, как будто погрузился воспоминания, толи он уснул, толи размышлял. Терпение шамана было почти на исходе, когда Дух поведал о своих поисках. Во - первых он сразу сказал шаману, что дерево не стало местом обитания гостей из нижнего мира. А вот то, что дерево на самом деле пораженно болезнью, это правда. Только виновных не надо искать ни среди грибов, ни среди насекомых.
Нравится Показать список оценивших
Как ни хороша была его березка, душа её было полна страданием о несбывшейся мечте, о прекрасных цветах на её ветвях. Зависть душила березу, она знала, что судьба не даровала ей ярких цветов, а только скромные зеленоватые сережки, каждое лето появляются в положенный срок. Обида, что не дал ей Ульген - верхний владыка и создатель всего живого, цветов ярких и прекрасных, убивала березу. Глупое дерево, на последок, сказал древний Дух, брось его. Разве в лесу мало красивых деревьев, которые живут и радуются солнечному свету и вкусной росе. Что же делать начал размышлять шаман. Березе не даны яркие цветы, конечно, возможно подняться к Ульгену - высшему повелителю всего сущего на земле. Но он такими пустяками заниматься не станет, а еще может и наказать, испепелив молнией капризное дерево.
"Бабочки" - побормотал древний дух нижнего мира и ушел в забытье, предварительно выставив шамана из своего пня.
Нравится Показать список оценивших
«Стоит дряво кудряво, на этом дряве сусло, масло, глазам светло и всем тепло». Эта загадка про березку говорит о том, как необходима была она нашим предкам. В бане попариться, колесо смазать, лучину зажечь, весенним днем собрать целебный сок, очищающий кровь и восстанавливающий силы после долгой зимы. Береза — священное дерево всей Северной Европы. В гороскопе друидов ей посвящен день летнего солнцеворота, 24 июня. В то же время она символизировала переход от зимы к весне, как первое дерево, выпускающее почки. Первый месяц весны в Украине носит название «березень».
Одно из священных деревьев восточных славян, береза, была у русских «ярилиным» деревом. Ярилин день — древний языческий праздник плодоносящих сил природы, отмечался 4 июня (по старому стилю). В этот день водили хороводы вокруг березки (знаменитая русская народная песня «Во поле березка стояла…»), только после этого дня разрешалось рубить березу. Позднее этот праздник увязали с православной Пасхалией, он стал зависеть от дня Пасхи и назывался «семик» — седьмой четверг по Пасхе. Поэтому береза еще считается у православных русских Троицким деревом. На семик и на Троицу березу освящают в храмах. Связанные с этим днем обряды — хороводы девушек, заплетание березовых веток в косы, украшение березок лентами, венками из трав и венками из теста («козулями»), — представляют березу как символ девичьей красоты, целомудренности.
Береза связана со сказаниями о Берендеевом царстве. Есть сведения, что в некоторых племенах, живших на территории России и Белоруссии, хоронили людей в бересте. Береза почиталась как вместилище душ умерших. Береста в Древней Руси заменяла бумагу, и по сей день она используется в традиционных ремеслах (плетение коробов, туесков).
У народов Крайнего Севера береза — шаманское дерево. Шаман делает на березовом шесте семь или девять зарубок, означающих восхождение в верхние миры.
У цыган существует мантрическая процедура обертывания нательной рубашки вокруг березы: считается, что услышанные после этого звуки несут в себе предсказания судьбы.
В тюркских верованиях богиня Умайя, олицетворяющая земное естество, спускается на землю с двумя березками.
Нравится Показать список оценивших
Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать.
А день был жаркий, дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт - устал.
“Дойду, - думает, - до речки; там водички попью, отдохну”.
Потонул барин. А лапоточки-то всплыли. Плыли всю ночь по реке, а к утру приплыли туда, где их хозяин сидел.
Видит дедушка, - плывут его лапоточки. Достал он их из воды, на солнышке обсушил, посмеялся, обулся, да и пошёл своей дорогой. Сам он их сплёл - они его и слушаются, не бегут, коли ему не надо.
Сказка о волшебной березке
В одной деревне жили-были старик и старуха, да такие бедные, что порой и поужинать у них было нечем. Как-то старуха хотела истопить печь, глянула, а лучины, чтобы дрова поджечь, нету. Послала она старика в лес, березу для лучины срубить. Взял старик топор и пошел в лес, увидел он красивую березку и решил ее срубить на лучину.
Взмолилась береза человеческим голосом, попросила не рубить ее и обещала, что любое его желание исполнит. От удивления старик даже топор выронил – столько лет живет, а говорящую березу ни разу не видел.
Пошел старик ко своей старухе ни с чем, рассказал про березу, что человеческим голосом разговаривает. Не поверила старуха ему, рассмеялась, да обратно в лес отправила. «Если не хочет береза, чтобы ты ее срубил, так хоть веток наломай»,- сказала.
Вернулся старик к волшебной березе и стал слова старухи своей пересказывать, береза ему и ответила, что все, что деду надо, то дома и будет, чтобы шел он себе обратно спокойно.
Вернулся дед домой, а у него полный двор лучиной завален, а в хлеву свежие березовые веточки ягнята жуют. Удивился дед и обрадовался, но тут вылетела старуха и давай браниться. «Чего это ты, дурень, лишь лучину да веток попросил, у нас ведь дров совсем не осталось». И пришлось старику вновь к березе идти, дров просить. А когда и дрова, нарубленные и аккуратно в дровнике сложенные обнаружились, старухе муки стало нужно, а после муки – золота.
А как много золота в доме оказались, так и у старика ум за разум зашел, стали они золото пересчитывать и от людей в подполье прятать. Думали они, думали, как бы сделать так, чтобы люди их боялись, да так и решили – пошел старик к волшебной березке, попросил сделать их страшными, береза и пообещала, что станут их теперь все бояться – и люди, и звери лесные. Так и вышло – лишь открыл старик дверь в хату, так сразу оба и стали шерстью покрываться, в медведей превращаться.
Похожая притча
БЕРЕЗА (Betula). Есть несколько вариантов происхождения латинского названия. От кельтского betu — берёза, или от видоизменённого лат. batula — бить, сечь. В прошлом ленивых школяров и студентов секли розгами, чаще всего березовыми. Отсюда выражение «отведать березовой каши».
Русское слово «береза» восходит к древнему корню «bhe» – «белизна» «белый». Лингвисты связывают ее название с глаголом беречь: славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.
Народные названия – береза глухая, березина, белотелая, навье дерево. Есть «мужские» и «женские» деревья – береза и березун. У березы листья распускаются в стороны, у березуна – вверх.
Наряду с дубом береза – одно из самых почитаемых деревьев у славян. Является символом света, чистоты, женственности, олицетворением русской природы, символом России.
Согласно народным поверьям береза — благословенное дерево, укрывшее святую Параскеву - Пятницу от преследований черта. В былинах, сказках легендах происхождение березы обычно связывают с превращением в неё девушки, чаще всего кем-то обиженной.
Женился парень на красавице, которую любил всем сердцем, а мать сноху возненавидела и решила сжить ее со свету. Вот зазвала она раз к себе молодых на угощение, и налила им в чарки зелена вина. Только никто не заметил, что из разных кувшинов наливала: сыну — вина чистого, а молодой жене — со злыми зельями ядовитыми. Но у молодых было в обычае меняться чарками — вот они и принялись друг друга потчевать. Все в жизни пополам они делили — разделили и смерть.
Рвала мать на себе волосы, да поздно. Похоронила она их подальше друг от друга: сына перед церковью, а невестку позади церкви. В ту же ночь вырос из могилы мужа тополь, а из могилы жены – березка, и сплелись они ветвями, да так, что не разрубить, не разорвать. Хотела мать срубить деревья, да люди не дали. А береза да тополь в том селе и по сию пору растут.
В легенде хантов о небесной девушке говорится, что когда-то в давние времена забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошел. Посмотрела дочь Неба на землю. Черные мысли людей Землю душат, умирает она.
Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила её сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось, кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле березы. Говорят, это небесной жизни кусочек. Алтайская легенда рассказывает об отважной девушке, не покорившейся врагам. Давно это было. Тогда алтайские народы жили отдельными племенами. У одного из вождей такого племени была дочь. Была она не смуглая, как все, а светлокожая, и потому называли ее «Бледнолицая». Однажды неизвестно откуда напали враги. Они знали, что все мужчины племени ушли в очередной поход защищать родные земли, остались в стойбище только девушки и потому надеялись на легкую победу.
Но девушки решили защищать свою жизнь и честь. Отважно дрались они с врагами, многих уложили. Рассвирепели враги и стали метать в девушек стрелы. Щадили они только бледнолицую. Наконец, все ее подруги погибли. И только она продолжала истреблять ненавистных врагов. Пуще прежнего разозлились враги и пустили в нее сразу сотню стрел. Бледнолицая, сраженная ими, упала. В том месте, где она упала, выросло красивое белоствольное дерево. И только там, куда попадали стрелы врагов, зияли черные отметины.
Кстати, о черных пятнах на коре берез. Научное название их "чечевички". В отличие от белого слоя коры – бересты, очень плотной, не пропускающей ни воду, ни воздух, они рыхлые, пористые. Это своеобразные «форточки». В жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева, а зимой – закрываются более плотными клетками и помогают ему не замерзнуть. В легендах же, как водится, все объясняется по-своему.
В еврейской так объясняется происхождение белого цвета березового ствола. Давным-давно береза росла в саду Иова. Был он не только богатым, но и хорошим, честным человеком. Бог очень гордился им. Но однажды дьявол сказал Богу: «Быть богатым и при этом хорошим и честным несложно. Лишь в бедности человек проявляет свои хорошие качества по-настоящему». И Бог разрешил дьяволу испытать Иова. Тогда Иов обеднел и заболел. Стал некрасив, убог, но все-таки оставался честным и хорошим человеком.
Наконец, настал день, когда Бог сказал Иову, что тот страдал достаточно, и позволил снова вести богатую и счастливую жизнь. Иов так обрадовался, что побежал к жене рассказать хорошую новость. Когда он вбегал в дом, она как раз выходила на крыльцо, неся в руках кастрюлю с кипящим молоком. Они столкнулись друг с другом, кастрюля вылетела из рук женщины, и молоком облило березу во дворе. С тех пор у березы всегда белый ствол. А в других преданиях белый цвет ствола берёзы объясняется тем, что когда Иуда захотел повеситься на ней, она побелела от страха.
Люди исстари обращали внимание на необычные деревья: очень старые, причудливой формы, или с нехарактерными для данной породы признаками. Тогда рождались удивительные легенды и предания. Интересен в этом плане рассказ Александра Лазарева «Легенда о Чуди».
…Жили испокон веков на Урале старые люди — их чудью звали. Рылись под землей, железо варили. В темноте ютились, солнечного света боялись. А лица у них были на груди. И вот стали замечать чуди, что белое дерево на их землю пришло, никогда такого ни их деды, ни прадеды не видели. Слухи тревожные передавались из уст в уста: где белое дерево, там белый человек. А березы на черный лес все наступают и наступают… «Уходить надо», — говорили молодые чуди. «Умрем, где умирали наши отцы и деды», — возражали старые и пожилые. И вот запрятались чуди в свои жилища, норы подземные; сваи, державшие земляные потолки, подрубили и заживо захоронили себя. Не стало их на Урале. А на месте жилищ курганы образовались. И растут на них старые-старые березы.
Но, пожалуй, самые удивительные легенды связаны с черной березой, которая встречается и у нас, и в других странах. А в Белоруссии растет самая крупная в мире роща берез с корой черного с красноватым оттенком цвета. И, конечно же, об этом необычном природном чуде сложено множество мифов и легенд.
В одном белорусском селе жила женщина, у которой было две дочери: светленькая и чернявая. Когда сестры подросли, то одновременно полюбили одного парня из соседней деревни. Каждой из них он отвечал взаимностью, но никак не мог решить, какая же из девушек нравится ему больше. Однажды он назначил свидание сразу двум сестрам в одном и том же месте, но в разное время. Но так сложилось, что они пришли на свидание в условленное место одновременно. Когда обман раскрылся, то от горя девушки превратились в березы: одна – в белую, а другая – в черную.
В Ульяновской области в селе Троицкий Сунгур растет береза с бархатно-черным стволом. В одном из местных преданий говорится о том, что в давние времена жили на этой земле лесные люди, которые никогда не видели белоствольных деревьев. Жили трудно и голодно: ни хлеба не знали, ни картошки. Пришел к ним из дальних мест добрый человек, посадил он в землю пшеничное зернышко. Как только заколосился первый хлебный стебелек, сразу посветлела кора на одной из черных берез. На другой год колосков стало сразу двадцать, и забелела берестой целая роща. Так и повелось с тех пор: как только в селе радость – урожай хороший уродится или свадьба – сразу черная кора на березах белой становится. За многие годы в Сунгуре столько радости было, что только одно дерево черным осталось. Говорят, березы сами попросили свою темную подругу оставаться такой, чтобы берегли люди свое счастье.
Есть и другая легенда. Собрались десять девушек в деревне замуж выходить, да напал на землю русскую враг, ушли добры молодцы свой край защищать и не все вернулись. На веселых свадьбах гулял народ в девяти домах, у одной же невесты жених погиб, сражаясь в бою. Девушка дала обет всю жизнь оплакивать своего любимого и никогда не примерять свадебного наряда. Облачилась она в черные одежды и уж не снимала их. А когда умерла, душа девушки переселилась в березу, которая приняла ее страдания и печальный образ.
По сложившейся традиции к удивительной березе часто приезжают молодожены. Считается, что пара, поклонившаяся этому дереву, никогда не будет знать разлуки. Среди ученых нет единого мнения о природе черных берез. Одни считают их предками современных берез, стволы которых прибрели белую кору гораздо позже. Другие полагают, что это – или мутация, или природная аномалия.
В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой, некоторые из которых живы и по сей день. Наши предки почитали ее за то, что она, по поверьям, могла исполнять самые сокровенные желания. Нередко девушки приносили березе угощения, обращались к ней с просьбой исполнить заветную мечту. Они украшали березы своими лентами, вынутыми из косы, плели венки из березы, шли к речке и, встав спиной к воде, сбрасывали их с головы. Если венок шел ко дну, то по поверью это значило, что либо девушка умрет в этом году, либо то, о чем она мечтала, не сбудется. А если венок приставал к другому берегу, это означало, что любовь девичья "пристанет" к сердцу парня.
Беременные женщины просили у березы силы и помощи, чтобы роды были легкими и удачными, а ребенок рос здоровым и счастливым. А когда он рождался, сажали у дома молодую березку. По поверьям, это сделает его счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградит от напастей. Из березового дерева (практически во всех странах Европы) делали колыбели для новорожденных.
Ей посвящался праздник Зелёные Святки (конец мая, начало июня), календарный рубеж весны и пролетья, праздник молодой листвы, первых цветов. Наступившее лето олицетворяла береза, которая, как верили наши предки, приносит счастье и радость в любой дом. На Троицын день пастухи на пастбище плели из березы венки, один набрасывали корове на рога, в нем она ходила весь день. Второй венок пастух вечером отдавал хозяйке. Первый венок она скармливала корове, чтобы та больше молока давала, а второй берегла на случай, если та заболеет. Тогда в корм добавляли ветки из него.
У всех славян считалось, что оставленные на чердаке березовые ветки защищают дом от молнии, грома и града, а воткнутые в поле, отгоняют от посевов грызунов и птиц и обеспечивают хороший урожай.
В старину березу называли деревом четырех дел. «Первое дело - мир освещать». На протяжении столетий крестьянские избы России освещала березовая лучина: она горела долго и почти без копоти и искр.
«Второе дело - крик утишать». В старину березовым дегтем смазывали колеса телег и карет, чтоб не скрипели. А младенцев «от крику», чтобы ночью спали спокойно, а днем не капризничали, поили отваром из березовых почек.
«Третье дело - больных исцелять». Целебными свойствами обладают практически все части березы. По поверью береза могла взять на себя любые болезни, отведя их от человека. Кpестьяне, обpащаясь к березе с пpосьбой об исцелении, скpyчивали над больным беpезовые ветки, yгpожая не отпyскать до тех поp, пока болезнь не отстyпит. Верили – если под корни березы вылить воду, в которой купался больной человек, то недуг уйдет в землю.
«Четвертое дело - чистоту соблюдать». Берёзовыми вениками и мётлами наводили чистоту. На Троицу дом украшали ветками березы, которые, по старинным поверьям, оберегали его от нечистой силы, а значит – помогали держать в чистоте.
Не менее почитаема была береза и у других народов нашей страны. Так, якуты верили, что в старых берёзах обитает мудрая пожилая женщина – Хозяйка земли. Весной они украшали эти березы яркими ленточками, обращались с просьбами. Никому бы и в голову не пришло причинить хоть малейший вред такому дереву: каждый твердо знал: если сломать ветку, умрет кто-то из родичей, если же срубить ствол — погибнет все племя.
Является священным деревом береза и для хакасов. Они верили, что если повязать на нее «чаламу» – лоскутную ленточку – и загадать желание, например, здоровья, благополучия и т.п., то оно обязательно сбудется. Традиционно ленточки должны быть следующих цветов: белый – цвет чистоты, синий – неба и мира, красный – огня и солнца, зеленый – цвет леса.
Ходили легенды о том, что ведьма могла надоить молока из веток берёзы, что она летала по ночам не только на метле, но и на берёзовой палке. На Русском Севере, место, где когда-то росли березы, не использовали для постройки дома. Верили, что кривые березы, это белые кони, подаренные человеку чертом, а поданный чертом хлеб превращается в березовую кору. Согласно карпатским поверьям, если женатый мужчина посадит у себя во дворе березу, вскоре кто-нибудь из членов его семьи умрет, а в Полесье верили в то, что берёза, посаженная близко к жилому дому, вызывает женские болезни. Нельзя прикасаться к дереву с наростами, считалось, что наросты на березе — результат злого колдовства. Наши предки старались избегать одиноко растущих берез, так как под такой березой покоится душа невинно убитого человека. Березовый сок из ствола такой березы старались не пить – вместо него, согласно поверью, струится кровь покойника.
Как видим, одни считали, что береза – символ печали и смерти, другие – символ начала жизни и оберег. Такое двоякое отношение довольно типично для народного сознания. Так же трактуются, к примеру, и верба, и яблоня, и рябина и другие деревья.
Читайте также: