Много замыслов в сердце человека но состоится только определенное господом притч 19

Обновлено: 21.12.2024

1–5. Увещания к благоразумию, воздержанию, честности, трудолюбию и избежанию противоположных пороков. 6–11. О всеобщей греховности людей и постоянной склонности их к падению. 12–19. Увещание к надежде на Бога, трудолюбию, скромности. 20–23. Против непочтения к родителям, хищения, мстительности и обмана. 24–30. Различные увещания к страху Божию и честности.

Притч.20:1 . Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлека­ю­щийся ими, нера­зу­мен.

Притч.20:2 . Гроза царя – как бы рев льва: кто раз­дражает его, тот грешит про­тив самого себя.

Притч.20:3 . Честь для человека – отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.

Притч.20:4 . Ле­нивец зимою не пашет: по­ищет летом – и нет ничего.

Притч.20:5 . Помыслы­ в сердце человека – глубокие воды, но человек ра­зу­мный вычерпывает их.

Предостережение от излишнего употребления вина не раз встречается у Премудрого (см. Притч 23.29 сл.); как и в других местах св. Писания ( Ис 28.7 ; Еф 5.18 ), и здесь опьянение рассматривается в качестве неодолимого препятствия к ясности духа, сознания человека, – как зло, лишающее духовную жизнь человека ее нормального течения, в частности – духовной мудрости и нравственного совершенства. Ст. 2 сн. Притч 19.12, 16.14 : во всех этих, как и некоторых других местах книги Притчей, царь является идеальной силой, нравственным мерилом истинной законности. Затем указываются противоположные истинной мудрости качества: сварливость (ст. 3) и леность (ст. 4), а потом приводится положительное свойство мудрости – проницательность, способность проникать в сердца людей, при всей таинственности области внутренней жизни человека (ст. 5, сн. Притч 18.4 ).

Притч.20:6 . Многие хвалят человека за мило­сердие, но правдивого человека кто находит?

Притч.20:7 . Праведник ходит в своей непорочности: блажен­ны дети его по­сле него!

Притч.20:8 . Царь, сидящий на пре­столе суда, раз­гоняет очами сво­ими все злое.

Притч.20:9 . Кто может ска­за­ть: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?»

Притч.20:10 . Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое – мерзость пред Го­с­по­дом.

Притч.20:11 . Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет по­веде­ние его.

Осуждается фарисейское самопревозношение человека делами милости и добродетелями (ст. 6, сн. Мф 6.2 ; Лк 18.8 ): истинное достоинство человека узнается лишь по смерти его, главным образом в детях его (ст. 7, сн. Сир 11.28 ); нелицеприятный, беспристрастный и авторитетный суд о человеке произносит также царь (ст. 3, сн. Притч 16.10 ; 3Цар 3.27 ). Ст. 9, выражая главную мысль отдела (ст. 6–11), высказывает то положение о всеобщей греховности человечества, которое (положение) принадлежит к наиболее часто возвещаемым в Ветхом Завете учениям веры (ср. Быт 6.5 ; 3Цар 8.46 ; Иов 14.4, 15.14 ; Пс 50.7 ; Еккл 7.20 ; Сир 7.5 и др.). Ст. 10 – частный и обыденный пример греховности – нечестность в торговле (сн. ниже, ст. 23; Притч 11.1 ). Ст. 11 служит развитием мысли ст. 9.

Притч.20:12 . Ухо слы­шащее и глаз видящий – и то и другое создал Го­с­по­дь.

Притч.20:13 . Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.

Притч.20:14 . «Дурно, дурно», говорит по­купатель, а когда отойдет, хвалит­ся.

Притч.20:15 . Есть золото и много жемчуга, но драгоцен­ная утварь – уста ра­зу­мные.

Притч.20:16 . Возьми платье его, так как он по­ручил­ся за чужого; и за сторон­него возьми от него залог.

Притч.20:17 . Сладок для человека хлеб, приобретен­ный неправдою; но по­сле рот его наполнит­ся дресвою.

Притч.20:18 . Предприятия по­лучают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.

Притч.20:19 . Кто ходит пере­носчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.

Указание на божественное всеведение (ст. 12) приводится в качестве побуждения к страху Божию и надежде на Бога (сн Притч 15.5 ; Пс 93.9 ). Из ряда жизненно практических изречений (ст. 13–14, 17) выделяется похвала разумным устам (ст. 15), напоминающая похвалу мудрости вообще ( Притч 3.14–15, 8.11 ). Наставления против поручительства (ст. 16) повторяют сказанное у Премудрого ранее ( Притч 6.1–6 ), то же надо сказать и о запрещении клеветничества и сплетней (ст. 19 сн. Притч 11.13, 13.3 ).

Притч.20:20 . Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник по­гаснет среди глубокой тьмы.

Притч.20:21 . Наслед­с­т­во­, по­спешно захвачен­ное вначале, не благо­словит­ся впоследствии.

Притч.20:22 . Не говори: «я отплачу за зло»; пре­до­ставь Го­с­по­ду, и Он сохранит тебя.

Притч.20:23 . Мерзость пред Го­с­по­дом – неодинаковые гири, и неверные весы – не добро.

Запрещение злословия отца и матери, тяжко наказываемого законом, ( Исх 20.12, 21.17 ; Лев.20:9 ), здесь (ст. 20) сопровождается образным представлением (ср. Притч 13.9 ) ранней смерти непочтительного к родителям. В связи с непочтительностью к родителям, ставится и также осуждается мотовство, расточительность недостойного наследника в отношении к наследству родителей (ст. 21, сн. Притч 19.26 ). Негодование на разного рода злодеев, учит Премудрый, не должно служить основанием мщения (ст. 22), так как отмщение принадлежит Богу ( Притч 24.29 сн. Втор 32.35 ). Ст. 23 повторяет мысль ст. 10.

Притч.20:24 . От Го­с­по­да направляют­ся шаги человека; человеку же как узнать путь свой?

Притч.20:25 . Сеть для человека – поспешно да­вать обет, и по­сле обета обдумы­вать.

Притч.20:26 . Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.

Притч.20:27 . Светильник Го­с­по­день – дух человека, испытыва­ю­щий все глубины сердца.

Притч.20:28 . Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает пре­стол свой.

Притч.20:29 . Слава юношей – сила их, а украше­ние стариков – седина.

Притч.20:30 . Раны от по­боев – врачев­с­т­во против зла, и удары, про­ника­ю­щие во внутрен­ности чрева.

Мысль о том, что пути человека управляются Богом (ст. 24, сн. Притч 16.9 ; Пс 36.23 ), стоит в связи с ветхозаветным и древне-иудейским убеждением, что Бог наказывает злодея и награждает благочестивого; однако библейские и позднейшие евреи отнюдь не делали отсюда вывода о безответственности человека за свои поступки, хорошие и дурные. Человек, напротив, всегда отвечает и должен отвечать за свои действия; отсюда – неодобрение поспешных, необдуманных обетов (ст. 25).

Ст. 26 сн. 7 и 28. – Ст. 27 сн. Иов 32.8 . Смысл ст. 29 тот, что каждый возраст имеет свои преимущества, и что поэтому ни один возраст не заслуживает пренебрежения. Ст. 30 говорит о внутренне преобразующем влиянии суровой педагогии на питомца, нуждающегося в физическом воздействии.

Похожая притча

1 Лучше бедняк, чей путь беспорочен,
чем глупый с лукавой речью.

2 Нехорошо усердие без знания,
а тот, кто спешит, оступится.

3 Человек своей же глупостью губит себе жизнь,
а сердце его злится на Господа.

4 Богатство приводит много друзей,
а бедняка и его друг оставляет.

5 Лживый свидетель не останется безнаказанным,
и лгун не уйдет от расплаты.

6 Многие заискивают перед правителем,
и дающему подарки всякий друг.

7 Бедняка ненавидят все его родственники,
сколь же больше друзья его избегают!
Когда он зовет их, нет их нигде. 74

8 Приобретающий мудрость любит душу свою;
хранящий разум преуспеет.

9 Лживый свидетель не останется безнаказанным,
и лгун погибнет.

11 Разум человека умеряет его гнев;
слава его — оставить оскорбление без внимания.

12 Царский гнев львиному реву подобен,
а милость его — как роса на траве.

13 Глупый сын — гибель для отца,
а вздорная жена — несмолкающая капель.

14 Дома и богатство — наследство от родителей,
а разумная жена — от Господа.

15 Леность наводит глубокий сон,
и ленивый будет ходить голодным.

16 Исполняющий повеление бережет свою жизнь,
а небрежный к пути своему — погибнет.

17 Милосердный к бедным одалживает Господу,
и Он наградит его за сделанное.

18 Наказывай сына, пока есть надежда;
не делайся виновным в его гибели.

19 Гневливый должен быть наказан;
если ты отпустишь его, тебе придется наказывать его снова.

20 Послушай совета и прими наставление,
чтобы обрести мудрость на будущее.

21 Много замыслов в сердце человека,
но исполнится только намерение Господа.

22 В человеке желанна верность 75 ;
лучше быть бедным, чем лгуном.

23 Страх перед Господом ведет к жизни:
исполненный им спит спокойно,
и зло его не коснется.

24 Запустит лентяй руку в блюдо,
но ленится даже до рта донести.

25 Накажи 76 глумливого, и образумятся простаки;
укори разумного, и он усвоит знание.

26 Обирающий отца и выгоняющий мать —
сын срамной и бесславный.

27 Прекратив слушать наставления, сын мой,
ты от слов познания уклонишься.

28 Негодный свидетель глумится над правосудием,
и уста нечестивого пожирают грех.

29 Уготованы наказания глумливым
и побои — спинам глупцов.

Примечания:

7 [74] — Смысл этого места в еврейском тексте неясен; также в ст. 19.

22 [75] — Это предложение можно понимать двояко. Второе значение: «Жадность — позор человеку».

25 [76] — Букв.: «Побей».

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 19 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Похожая притча

1 Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый.

2 Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.

3 Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.

4 Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.

5 Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасётся.

6 Многие заискивают у знатных, и всякий — друг человеку, делающему подарки.

7 Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.

8 Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.

9 Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.

10 Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.

11 Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам.

12 Гнев царя — как рев льва, а благоволение его — как роса на траву.

13 Глупый сын — сокрушение для отца своего, и сварливая жена — сточная труба.

14 Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена — от Господа.

15 Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.

16 Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.

17 Благотворящий бедному даёт взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.

18 Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.

19 Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придётся тебе ещё больше наказывать его.

20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

21 Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.

22 Радость человеку — благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.

23 Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.

24 Ленивый опускает руку свою в чашу и не хочет донести её до рта своего.

25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.

26 Разоряющий отца и выгоняющий мать — сын срамной и бесчестный.

27 Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.

28 Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.

29 Готовы для кощунствующих суды, и побои — на тело глупых.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 19 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Public Domain — общественное достояние.
Синодальный перевод, 66 канонических книг.
© 1876, 1912, 1917, 1956, 1968, . 1998 .

Похожая притча

1–15. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16–29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч.

Притч.19:1 . Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и при­том глупый.

Притч.19:2 . Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступит­ся.

Притч.19:3 . Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Го­с­по­да.

Притч.19:4 . Богат­с­т­во прибавляет много друзей, а бедный оставляет­ся и другом сво­им.

Притч.19:5 . Лжесвидетель не останет­ся не­на­ка­за­н­ным, и кто говорит ложь, не спасет­ся.

Притч.19:6 . Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, дела­ю­щему подарки.

Притч.19:7 . Бедного не­на­видят все братья его, тем паче друзья его удаляют­ся от него: гонит­ся за ними, чтобы по­говорить, но и этого нет.

Притч.19:8 . Кто при­обретает ра­зу­м, тот любит душу свою; кто наблюдает бла­го­ра­зу­мие, тот находит бла­го­.

Притч.19:9 . Лжесвидетель не останет­ся не­на­ка­за­н­ным, и кто говорит ложь, по­гибнет.

Притч.19:10 . Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу го­с­по­д­с­т­во над князьями.

Притч.19:11 . Благора­зу­мие делает человека медлен­ным на гнев, и слава для него – быть снисходи­тель­ным к про­ступкам.

Притч.19:12 . Гнев царя – как рев льва, а благо­воле­ние его – как роса на траву.

Притч.19:13 . Глупый сын – сокруше­ние для отца своего, и сварливая жена – сточная труба.

Притч.19:14 . Дом и име­ние – наслед­с­т­во от родителей, а ра­зу­мная жена – от Го­с­по­да.

Притч.19:15 . Леность по­гружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.

Ст. 1 почти дословно повторяется в Притч 28.6 – с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово «богатый» – ашир , а не «глупый» – кесил , как здесь. Контексту речи соответствует только чтение Притч 28.6 , почему и чтение данного места Притч 19.1 должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2–3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6–7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта – факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. Притч 14.20 ). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. Притч 6.19, 14.5 ); о том же – и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физические легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами – богатства, власти и подобного – необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11–15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни.

Притч.19:16 . Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях сво­их по­гибнет.

Притч.19:17 . Благотворящий бедному дает взаймы Го­с­по­ду, и Он воз­даст ему за бла­го­деяние его.

Притч.19:18 . Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не воз­мущайся криком его.

Притч.19:19 . Гневливый пусть терпит нака­за­ние, по­тому что, если по­щадишь его, при­дет­ся тебе еще больше наказы­вать его.

Притч.19:20 . Слушайся совета и при­нимай обличе­ние, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

Притч.19:21 . Много замыслов в сердце человека, но состо­ит­ся только определен­ное Го­с­по­дом.

Притч.19:22 . Радость человеку – бла­го­твори­тель­ность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.

Притч.19:23 . Страх Го­с­по­день ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не по­стигнет его.

Притч.19:24 . Ле­нивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.

Притч.19:25 . Если ты накажешь кощун­ника, то и про­стой сделает­ся бла­го­ра­зу­мным; и если обличишь ра­зу­много, то он поймет наставле­ние.

Притч.19:26 . Разоря­ю­щий отца и выгоня­ю­щий мать – сын срамной и бес­чест­ный.

Притч.19:27 . Перестань, сын мой, слушать внуше­ния об укло­не­нии от изрече­ний ра­зу­ма.

Притч.19:28 . Лукавый свидетель издевает­ся над судом, и уста беззакон­ных глотают неправду.

Притч.19:29 . Готовы для кощун­ству­ю­щих суды, и по­бои – на тело глупых.

Во главе всех правил ставится хранение заповедей закона (Моисеева), в чем, согласно самому законодателю ( Втор 31.15 ), указывается истинная жизнь, истинное благо и спасение для человека (ст. 16). Главной же заповедью, главной добродетелью является милосердие и благотворение бедным, в котором человек делает как бы должником себе самого Бога (ст. 17, ср. Пс 40.1 ; Мф 10.42 ; Мф 25.40 ). Вторым по важности – после милостыни и благотворения – делом долга для человека служит воспитание детей (ст. Притч 1.8–20 ), о чем нередко говорит Премудрый и в других местах ( Притч 13.25, 23.13 ). Соответственно духу древности и Ветхого Завета, в системе воспитания Премудрым допускаются телесные наказания, но от крайностей и злоупотреблений в этом отношении Он предостерегает родителей (ст. 18) – подобным же образом делает это и апостол ( Еф 6.4 ); тем настойчивее увещание к детям-воспитанникам (ст. 20). Ст. 21 обращает мысль человека, стремящегося к благоустроению своей жизни всеми мерами и средствами, к единому Владыке мира и жизни – Богу: человеческим планам, самым продуманными, свойственна изменчивость, неустойчивость; непреложно, неизменно лишь веление Божие (ср. Чис 23.19 ), которым Он управляет всем (ср. Притч 16.1 ). Ст. 22 изображает внутреннюю сторону благотворения – чувство искреннего расположения благотворителя к бедному, тогда как выше (ст. 17) говорилось лишь о воздаянии за благотворение. Ст. 23 еще раз представляет напоминание об основной (в Ветхом Завете) добродетели – страхе Божием и его спасительности для человека (ср. Притч 16.27 ). Ст. 24 почти буквально повторяется ниже в Притч 26.15 (ср. Притч 12.27 ) и имеет в виду обычай востока – не употреблять вилок и ножей при принятии пищи. Заключительные стихи (25–29) говорят о нравственно неспособных воспринять учение мудрости слушателях и содержат предостережение от увлечения их примерами (ст. 27).

Читайте также: