Притчи для психолога в школе

Обновлено: 25.04.2024

Притча о маленькой серенькой птичке 24 Дек 2012, Автор: Satori

Однажды осенью маленькая птичка, из тех, которые не улетают на юг зимовать, увидела стаю лебедей. Величавые грациозные птицы приземлились подкормиться и отдохнуть перед дальней дорогой в тёплые края. Маленькая серенькая птичка, полюбовавшись на гостей своего двора, робко спросила вожака стаи: — Куда вы летите? — В тёплые края на зимовку, — ответил вожак, оглядев внимательно маленькую птичку. Маленькая пташка, завистливо глядя на белую птицу, со вздохом произнесла: — Хорошо вам. Вы большие птицы, улетаете на зимовку. А я замёрзну этой зимой в холоде и голоде. Лебедь призадумался на минутку. Внимательно осмотрел серенькую пташку и произнёс: — Летим с нами, кроха, ведь у тебя крылья есть, да и летать ты можешь! Пташка-сермяжка, переполошившись и захлопав маленькими крылышками, защебетала: — Что вы, господа! Юг далеко и лететь высоко. У вас, больших птиц, крылья сильные и красивые, и до облаков дотрагиваетесь вы ими, когда летите далеко. А я-то, птичка-невеличка, ослабею в дальнем полёте и с голоду помру. Вожак лебединой стаи посоветовался со своими сородичами, и ответил милашке: — Давай, мы тебя возьмём с собою? Зароешься в мой тёплый пух и долетишь до места. Там тепло и корма много, долетим и не пропадём! Птичка-невеличка, беспокойно защебетала: — А что если стая захочет отдохнуть и приземлиться, чтобы поесть, а про меня все забудут? Ведь я птичка маленькая, и сонной с голоду умру. Старый вожак покачал головой, и, не выдержав, сказал в сердцах: — Да пошла ты. Маленькая пташка, отскочив от мудрого лебедя, говорит обиженно: — Ну вот, я так и знала, что этим всё кончится, и мне так ответят! Стая птиц уже не слышала серенькую «хозяйку» птичьего двора. Гости собирались в дальний путь. Алое солнце садилось за горизонт, лаская облака своими вечерними нежными лучами. Птичья стая с шумом поднялась ввысь, и казалось, что небесное светило провожает свободолюбивых пернатых. А «беспомощная» кроха всё сокрушалась: — За что эти гордые изящные птицы меня так обидели?!

Кому принадлежит подарок? 08 Авг 2014, Автор: Satori

В Японии, в одном поселке, недалеко от столицы, жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой. Молодой боец начал оскорблять старика — он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси. Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его: — Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения? Старый самурай ответил: — Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок? — Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников. — То же самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.

Внимательность 28 Мар 2013, Автор: Satori

Как-то старый китайский учитель сказал своему ученику: — Пожалуйста, осмотри эту комнату и попытайся найти в ней все, что имеет коричневый цвет. Молодой человек огляделся. В комнате было много коричневых предметов: деревянные рамы картин, диван, карниз для занавесок, книжные переплеты и еще множество разных мелочей. — А теперь закрой глаза и перечисли все предметы… голубого цвета, — попросил учитель. Молодой человек растерялся: — Но я ничего не заметил! Тогда учитель сказал: — Открой глаза. Посмотри только какое здесь множество голубых предметов. Это было правдой: голубая ваза, голубые рамки фотографий, голубой ковер… Ученик ответил: — Но это же уловка! Ведь я по вашей указке искал коричневые, а не голубые предметы! Учитель тихо вздохнул, а потом улыбнулся: — Именно это я и хотел тебе показать! Ты искал и находил только коричневый цвет. Так же происходит с тобой и в жизни: ты ищешь и находишь только плохое и упускаешь из виду все хорошее! — Меня всегда учили, что следует ожидать худшего, и тогда никогда не окажешься разочарованным. А если худшее не произойдет, то меня ожидает приятный сюрприз. Ну, а если я всегда буду надеется на лучшее, то подвергну себя риску разочарования! — Уверенность в пользе ожидания худшего заставляет нас упускать из виду все хорошее, что происходит в нашей жизни. Если ожидаешь худшего, то обязательно его и получишь. И наоборот. Можно найти такую точку зрения, с которой каждое переживание будет иметь положительное значение. С этой минуты ты будешь искать во всем что-то положительное!

Лабиринт 18 Дек 2012, Автор: Satori

Однажды Учитель привел своего ученика в парк, расположенный у подножия горы. В парке находился сложный лабиринт с очень высокими и гладкими стенами. Крыша у лабиринта отсутствовала, и его переходы освещались солнечным светом. Учитель подвел ученика ко входу в лабиринт и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и целую ночь, но раз за разом неизменно заходил в тупик. . Отчаявшись выбраться наружу, он упал на землю и заснул. Почувствовав, как кто-то трясет его за плечо, ученик открыл глаза. Над ним стоял Учитель. – Иди за мной, – сказал он. Ученик, пристыженный тем, что не выполнил задание, последовал за ним. Выйдя из лабиринта, Учитель, не оборачиваясь, стал подниматься на гору. Взобравшись на вершину, он велел: – Посмотри вниз! С места, на котором они стояли, лабиринт был виден как на ладони. – Глядя отсюда, ты можешь отыскать путь, ведущий к выходу из лабиринта? – спросил Учитель. – Это несложно, – сказал ученик. – Нужно только внимательно присмотреться. – Найди его и хорошенько запомни, – велел Учитель. Через некоторое время они спустились с горы, ученик вошел в лабиринт и уверенно миновал его, ни разу не сбившись и не заплутав. – Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни, – встретив ученика у выхода, сказал Учитель. – Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.

Полная банка 01 Июн 2012, Автор: Satori

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он открыл банку горошка и высыпал их в большую банку, немного потряс её. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна. Тогда из-под стола он ещё вытащил две баночки пива и вылил их в банку до последней капли, размачивая песок. Студенты смеялись. А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию за мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет пиво? Профессор улыбнулся. — Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть место для пары банок пива.

Когда люди ссорятся 12 Янв 2012, Автор: Satori

Один раз Учитель спросил у своих учеников: — Почему, когда люди ссорятся, они кричат? — Потому, что теряют спокойствие, – сказал один. — Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? – спросил Учитель. – Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен? Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил: — Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем дальше отдаляются и громче кричат. — А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? – продолжал Учитель. – Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. — В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.

Похожая притча

Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Одни из них принесут вам вдохновение, другие заставят смеяться, третьи - задуматься. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Она просто дает людям намек на то, каким все должно быть. Притчи - это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам. В определенное время или сезон, они прорастут и дадут всходы.

Приятного прочтения притч и рассказов, пусть они вам принесут только хорошее настроение!

hello_html_731f4f0a.jpg

Притча о Любви, о Мечте и о Надежде

В одном южном городе, на берегу тёплого моря, росли три сестры. Родились они одновременно у немолодой уже женщины, и были очень похожи друг на дружку внешне: тонкие, хрупкие, с пушистыми русыми волосами и янтарными глазами. Девочки были до того прекрасны, что их мама и папа никак не могли решить: как назвать им своих дочерей, чтобы имя их соответствовало их красоте и прелести.

Так прошло восемнадцать лет. Сёстры выросли и стали прекрасными юными женщинами. Но у них по-прежнему не было имён. И вот однажды их престарелая мать призвала дочерей к себе и сказала:

- Дочери мои! Вы уже взрослые и самостоятельные. Я отдала вам всё, что могла: мою душу, моё тепло, мои знания о жизни. Единственное, чего не дала я вам – это имён. Ступайте же к людям, знакомьтесь, общайтесь, несите им тепло, которое я вам дарила все эти годы. Пройдёт время – и люди сами дадут вам имена. С этими словами старая женщина закрыла глаза и умерла. Сёстры схоронили мать, отгоревали, сколько положено, да и собрались в путь: выполнять матушкин завет.

Долго ли, коротко ли они ходили, а встретилось им перепутье: можно было и налево пойти, и направо, и прямой путь продолжить. Встали сёстры и стали совет держать:

- Если мы и дальше вместе ходить будем – люди так и не смогут ни одной из нас имя дать: уж больно мы им одинаковыми кажемся, - сказала одна.

- Да. Похоже, пришло нам время расстаться и попытаться жить каждая своей жизнью, - поддержали её две другие.

На том и порешили. Разделили они хлеб, воду на троих, выбрали каждая свою дорогу, да и расстались.

Первая сестра через день-другой пришла в незнакомый город, который был столицей королевства. И так уж получилось, что, не успела она войти в город, как попала на глаза юному принцу. И так ему понравилась девушка, что он тут же пригласил её во дворец и представал своим родителям.

- Она прекрасна! – заявил юноша. – И я хочу на ней жениться!

Девушка, которая так же с первого взгляда полюбила принца, была только рада, да и родители, обожавшие своего сына, возражать ему не стали. Так и вышло, что стала первая из сестёр женой юного принца. Она так радовалась своему счастью, так нежила и лелеяла своего мужа, что казалось: пары счастливее нет!

Однако прошло несколько лет, и страсть юного принца стала утихать. Да и девушка, успевшая родить ему двух сыновей, уже не казалась принцу столь же юной и прелестной. Её слишком ласковый голос и слишком приятные манеры стали казаться ему слащавыми и неискренними. Всё чаще уезжал принц из дому: на охоту, к друзьям или просто на конную прогулку.

И вот настал тот день, когда появилась у принца другая возлюбленная. Злые языки быстро донесли об этом бедной молодой женщине. Она от горя слегла, да и умерла через неделю. Принц, совсем не желавший такого поворота, сильно раскаялся, схоронил свою жену и сказал: не дал я тебе имени при жизни, так дам после смерти. Ты была моей настоящей любовью – преданной и нежной. Путь же таким именем и поминают тебя в веках: Любовь.

Тем временем другая сестра так же оказалась в незнакомом царстве-государстве, и, как и положено сёстрам близнецам, тоже оказалась во дворце. Однако в жёны её взял сам царь-государь. Были у него жёны и до этого, но ни одна не могла родить ему наследника.

Средняя сестра тоже не сразу понесла: прошло несколько лет, прежде чем во чреве её зародилась новая жизнь. Государь был счастлив! Он носил свою любимую жену на руках, буквально шагу не позволял ей ступить самостоятельно, кормил её самыми вкусными лакомствами, дарил самые редкие драгоценные камни.

К положенному сроку разрешилась царица здоровым и красивым мальчиком, да только сама погибла в родах. Ах, как горевал её супруг, сколько

горючих слёз пролил! Однако ничего не поделаешь: схоронил он свою молодую супругу, да и сказал:

- Не было у тебя имени при жизни, но сделала ты для меня то, чего никто другой не мог – воплотила мою мечту, родила мне наследника. Так пусть же поминают тебя в веках этим именем – Мечта.

Третья сестра, тем временем, не спешила останавливаться в каком-то одном месте: ходила она по городам и весям, всюду слушала людей, от старых людей – мудрости училась, кому могла – всем помогала. И всё больше и больше людей знали о том, что есть на свете такая девушка – милая, не по годам мудрая, способная помочь и словом, и делом.

Всё больше людей к ней обращалось за помощью, всё чаще люди искали её, чтобы попросить помощи и поддержки. Да только не знал никто её имени, а потому трудно было людям отыскать и позвать её.

А была в той стране, по которой ходила девушка, одна деревня, в которой все жители болели одной и той же болезнью, и всё никак не могли вылечиться. Вот прознали эти люди о том, что есть такая девушка, которая многим помочь сумела. С большим трудом отыскали они её и привели в свою деревню. Узнав о болезни, что мучила всех местных жителей, девушка сказала:

- Тут я вам легко помогу: в городе, где я росла, с этой болезнью легко справлялись.

И сказала третья из сестёр жителям деревни, как им лечиться надо. Не прошло и месяца – как все здоровы были! И тогда решили жители деревни девушку отблагодарить.

- Что подарить тебе, наша спасительница? – обратились они к девушке. – Как отблагодарить тебя?

- Ничего мне дарить не надобно, - отвечала им третья из сестёр. – Да только вот, хотелось бы, чтоб дали вы мне имя, чтоб легче людям меня звать и искать было.

День думали жители деревни, а потом и ещё день. А на третий день пришли и сказали девушке:

- Мы, пока о тебе не прослышали, ни на что не надеялись. Думали, погибнет всё наше селение. А ты нас исцелила и дала силы жить дальше. Так пусть же имя тебе будет – Надежда!

Так и вышло, что из всех сестёр только Надежда живой осталась, и так и жила она до глубокой старости: никому в добром слове и в помощи не отказывая.

hello_html_m935156a.jpg

Создание волшебного внутреннего мира

Знаете ли вы откуда появились первые волшебники? В наидревнейшие времена жил один единственный волшебник. Согласно легенде он создал волшебный мир из витающих в воздухе магических частиц.

Первый волшебник взял частицы царств огня и туманов и создал волшебную землю, воду, огонь и воздух. Из искр, вылетавших из царства огня, боги сделали звезды и украсили ими небесный свод.

Сначала не было ничего: ни земли, ни неба, ни песка, ни холодных волн.

Внутри любого из нас живет волшебник. Но у всех он проявляет себя по-своему. Каждый день мы создаем внутри и вокруг себя новый мир, часто даже не замечая этого. И сегодня нам предстоит воссоздать свой собственный мир.

Для начала волшебник создал землю. Земля даст человеку ощущение уверенности, прочности, научит его строить дома и обустраивать их. Земля научит человека трудиться и получать от этого удовольствие.

Волшебник подумал: надо чем-то удобрить землю, и пусть это будет вода. Он отложил созданную им землю. Взял другой кусочек вещества (пластилина) и начал создавать воду.

Создавая воду, он думал о том, какой живительной и чистой она будет. Волшебник знал, что вода будет дарить человеку способность чувствовать мир и настроения других людей. Она наполнит его внутренний мир разнообразными переживаниями. Итак, волшебник создал воду. Затем волшебник соединил землю и воду в чудесную композицию.

Потом он отложил землю и воду, для того чтобы посвятить себя созданию огня. Он взял кусочки соответствующего вещества (пластилин) и начал создавать огонь… Создавая огонь, волшебник думал о том, как он подарит человеку тепло, поможет приготовить пищу. Он знал, что огонь сможет поселиться в душе каждого человека и помогать ему жить. Огонь укрепит волю человека и напитает его энергией для создания чего-то хорошего и нового. Итак, волшебник создал огонь.

Волшебник любовался своим творением. Огонь нисколько не обжигал его руки. Он соединил землю, воду и огонь. Казалось бы, волшебный мир

создан… Но нет, для жизни необходим еще один элемент – воздух. Волшебник отложил свое творение и взял вещество, необходимое для создания воздуха. Создавая воздух. Волшебник думал о том, что он будет связывать все элементы волшебного мира. Воздух подарит человеку легкость дыхания, поможет ощущать ароматы этого мира. Воздух сможет переносить мысли людей, а значит, поможет им учиться и узнавать новое… Итак, волшебник создал воздух.

Итак, волшебный мир был создан и волшебник с гордостью представил свое творение людям.

Теперь пришло время населить мир людьми. Волшебнику хотелось, чтобы человек нес в себе весь мир, который он сотворил. В чем же заключалась волшебная сила этого мира?

Он решил создать человека из того вещества, из которого создан сам волшебный мир. Волшебник хотел, чтобы созданный им мир был внутри человека. Поэтому он взял тот мир, который только что создал, в свои руки. Согрел его своим волшебным теплом и скатал в шар. В его руках оказался разноцветный шар, в котором теперь перемешались и земля, и вода, и огонь, и воздух.

«Из этого можно создать человека!» - решил волшебник. Человек, слепленный из шаров, развеселил волшебника. «Он должен быть подобен мне», - решил волшебник и стал вытягивать части тела, прочно соединяя их друг с другом. Так появился человек в волшебном мире…

«Главное, он должен стоять на своих ногах», - решил волшебник и долепил своего человека так, чтобы он прочно стоял на своих ногах в этом мире.

В каждом из этих человечков – весь мир!

Урок бабочки

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

Как относишься

Двое мудрецов отправились по свету посмотреть как люди живут. В одном не большом городе они встретили толпу людей, которые носили огромные камни, было видно что им очень тяжело, руки были в кровяных мозолях, по лицу скатывался пот. Мудрецам стало интересно, что же делают эти люди.

- Что ты делаешь?- спросили они у одного человека.

- Я таскаю камни наверх.

- А ты что делаешь? - спросили они другого.

- Я зарабатываю детям на еду.

- Ну а ты что делаешь? – спросили они третьего.

- Я строю храм Божий!

И поняли тогда мудрецы одну простую истину - не важно, что ты делаешь важно, как ты к этому относишься.

Одно и то же занятие одному человеку может приносить боль и страдание, а другому доставлять радость. Научись даже из самой плохой ситуации находить что-то хорошее, оно обязательно есть, стоит только получше присмотреться, ведь тогда ты сможешь изменить всю свою жизнь.

hello_html_m138ac991.jpg

Притча о выборе

Однажды к Богу пришла женщина, которая выглядела совершенно несчастной

- Господи, как же трудно было к тебе добираться! – упрекнула его она. – Мне пришлось истоптать семь пар башмаков, переплыть семь рек, преодолеть семь болот, перебраться через семь ущелий, прежде чем я узрела тебя. По-моему, у меня отнялись ноги.

- Ты сама выбрала такой трудный Путь, и это твое право, – ответил Господь. – Наверное, у тебя ко мне важное дело, если ты так ко мне стремилась?

- Очень важное! Я хочу спросить тебя, за что ты наказал меня многочисленными несчастьями? Что я такого сделала, чтобы ты меня вот так возненавидел?

- В детстве у меня не было взаимопонимания с родителями, и я от этого страдала. Муж, которого я любила, ушел от меня к другой. Мой единственный ребенок умер, едва успев повзрослеть. Друзья от меня отвернулись, потому что я не хотела ни с кем общаться. А теперь я заболела смертельной болезнью, и мне осталось жить совсем недолго. Ты отнял у меня все, Господи! И я хочу знать, за что. Почему мне предначертано быть несчастной.

- Милая женщина, я тоже хочу тебя спросить, – с состраданием сказал Господь. – Я дал тебе родителей, чтобы ты познала, что такое быть дочерью. У тебя был муж – чтобы ты познала, что такое быть женщиной. Я послал тебе ребенка, чтобы ты познала, как это – быть матерью. У тебя были друзья – чтобы ты познала, что такое «быть заодно» и «поддерживать друг друга». Я послал тебе Болезнь – как последний сигнал, что ты что-то делаешь не так. Я дал тебе все для Счастья – гораздо больше, чем многим другим. Скажи мне теперь, почему же, имея столько возможностей для Счастья, ты выбрала быть несчастной? Иди и подумай об этом, время еще есть. И выбери что-то другое – если захочешь, конечно.

… Прошло много времени, и у ног Создателя появилась та же самая женщина. На этот раз она выглядела совершенно счастливой.

- Здравствуй, Господи, – с улыбкой сказала она. – Рада тебя видеть!

- Ты не устала? Трудно было добираться? – заботливо спросил Господь.

- Нет, вовсе нет! Я прилетела на крыльях Любви, пара взмахов – и я тут, – ответила женщина. – Я здесь, чтобы поблагодарить тебя.

- В твоей жизни что-то изменилось?

- О да! После той нашей встречи все стало по-другому, потому что изменилась я. Тогда я вернулась в свой мир, где меня ждала моя болезнь. Но я выбрала жить – и сумела найти способы, чтобы исцелиться.

Исцелившись сама, я захотела рассказать другим, что это возможно, и стала помогать тем, кто уже отчаялся.

У меня появилось множество друзей, и они помогли мне написать об этом книгу, а потом и много книг. Один из моих читателей стал мне мужем. Он

вдовец, его жена умерла от той же болезни, что была у меня, и у него осталось трое детей. Я стала им вместо матери, так что теперь у меня уже подрастают любимые внуки!

- Но я вижу, что ты передвигаешься в инвалидной коляске. Наверное, это огорчает тебя? – испытующе спросил Господь.

- В этом есть свои плюсы. У меня больше, чем у других, времени для размышлений, для медитаций и для творчества.

- Я вижу, глаза твои сияют, и улыбка цветет на твоем лице.

- Это потому что я все время в движении, у меня столько планов! А главное – я могу дарить Миру то, что во мне открылось. Во мне столько Любви, что хочется обнять весь мир! Ты знаешь, Господи, я наконец-то счастлива!

- Как мало, оказывается, человеку надо для Счастья, – с улыбкой промолвил Бог. – Всего лишь сделать выбор…

Притча: «Человеческие ценности»

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот настал день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

- Гвоздей – то нет, а дырки остались, - ответил сын.

Притча: «Разумное воспитание»

Однажды к мудрецу пришла молодая женщина и спросила:
— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец. — Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет.

И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

Притча о кофе и обстоятельствах

Приходит к отцу молодая девушка и говорит:

Притча о стакане с водой

Профессор начал свой урок с того, что взял в руку стакан с небольшим количеством воды. Он поднял его таким образом, чтобы все его увидели, и спросил студентов:

В аудитории оживлённо зашептались.

Похожая притча

Социально-психологическая служба

Притчи всегда давали людям повод для размышления о смысле человеческой жизни, о роли человека на земле. Это очень эффективное средство развития, воспитания и обучения. Мудрость, которая подаётся в простой и ясной форме учит детей думать, развивает интуицию и воображение, научит также находить решение проблем. Притчи заставляют детей задумываться о своём поведении и иногда посмеяться над своими же ошибками.

Эти небольшие рассказы помогут понять, что всегда у одной проблемы может быть несколько путей решения и жизнь не может делиться на плохое и хорошее, чёрное и белое.

Притчи как семена, однажды попав в сердце ребёнка обязательно вырастут и дадут свои плоды.

Советуем читать детям притчи, это те же сказки, только с глубоким смыслом. С 5-6 лет детям уже доступны для понимания некоторые притчи, особенно если вы параллельно будете объяснять им кое-что и приводить примеры.


Когда любая гавань хороша?

Однажды один богатый купец захотел показать сыну мир, познакомить со своим компаньоном из другой страны и поэтому взял его в путешествие. Во время путешествия отец с сыном останавливались в очень дорогих гостиницах, отец всегда учил, чтоб сын требовал отношения к себе как к господину, тогда ему будут давать лучшую комнату в гостинице, лошади - отличное стойло в конюшне, а кораблю - хорошее место в гавани.

Они путешествовали в собственной кибитке, которая была запряжена двумя лошадьми. В один ненастный день их повозка застряла в грязи, место было безлюдным. Вскоре стемнело и полил дождь. Отец с сыном распрягли лошадей и верхом вынуждены были добираться до ближайшей деревни. Гостиницы там не было и они стали стучаться в дома. Люди, услышав незнакомый язык, не открывали двери, но что-то кричали в ответ. Так уставшие странники прошли всю деревню и только дверь самой последнего дома открылась. Старая старушка вся в лохмотьях пригласила их войти. Сын купца, увидев почерневшие стены и потолок, попятился к двери.

- Отец, давай не будем ночевать в такой грязной лачуге,- сказал юноша.

- В бурю любая гавань хороша, - ответил ему отец и дал старушке медную монету. Хозяйка прижала монету к сердцу и засмеялась.

- Она так искренне радуется медной монете, будто она золотая, - усмехнулся молодой человек.

- Как в бурю любая гавань хороша, так и в бедности любая монета золотая.- отметил отец.

Отчего мышонок не женился?

-Дорогая мышка, вы выйдите за меня замуж?- спросил храбрый серый мышонок у мышки.

-Хорошо, - опустила глазки мышка,- но принесите мне что-нибудь сладкое в подарок.

-Завтра я пойду на кухню и обязательно принесу вам кусочек сахара. Он же такой сладкий.- сказал жених, подкрутив усы.

На следующий день храбрый жених пролез на кухню сквозь дырку в полу и, оказавшись под шкафом, вылезть из-под него не посмел.

Тем же вечером мышонок пришёл к мышке и сказал:

-Милая мышка, я подумал и решил принести вам кусочек конфеты, а не сахар. Сахар просто сладкий, а конфетка душистая и сладкая.

-Никогда ещё я не пробовала конфет,- вздохнула мышка.

На следующее утро мышонок опять отправился на кухню и снова побоялся вылезать из-под шкафа.

Он опять явился в гости к мышке без подарка, но при этом заявил:

-Я передумал угощать вас сахаром или конфетой. Завтра же я принесу вам халвы. Это самое вкусное угощение в мире: сытное, сладкое и маслянистое.

-Знаете, мышонок, я не выйду за вас замуж,- сухо сказала мышка.

-Почему?- очень удивился мышонок.

Притча о гвоздях

Жыл-был вспыльчивый и несдержанный юноша. И вот в один прекрасный день отец дал ему мешочек с гвоздями и приказал, чтобы каждый раз, когда он не сможет сдержать свой гнев вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом постепенно он научился сдерживать свой гнев, и каждый день число гвоздей, которые он забивал, становилось меньше. Молодой человек понял, что намного легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди.

И вот пришёл тот день, когда он ни разу не потерял контроль над собой. Он рассказал об этом отцу. Тот посмотрел на него и сказал, что теперь, когда сыну удастся сдержать свой гнев, он может вытаскивать по одному гвоздю из столба.

Время шло, и наступил такой день, когда юноша пришёл к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подвёл сына за руку к столбу и сказал:

-Ты хорошо справился, но ты посмотри, сколько в столбе дыр? Он уже никогда в жизни не будет таким как раньше. Вот когда говоришь человеку что-нибудь злое или плохое, у него остаётся шрам, как эти дыры в столбе. И не важно сколько раз после этого ты извинишься, шрам всё-равно останется у человека.

В магазине у Бога

Одной женщине приснился сон: за прилавком магазина стоял сам Бог.

-Господи! Это действительно ты?- воскликнула женщина с радостью.

-Да, это я,- ответил Бог.

-А что у тебя можно купить?- решила спросить женщина.

-У меня ты можешь купить абсолютно всё,- ответил Бог.

-Тогда дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, успеха, много денег и любви.

Бог улыбнулся ей в ответ и удалился в подсобное помещение за всем заказанным. Спустя некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой в руках.

-Разве это всё?!- удивилась разочарованная женщина.

-Да это всё, - ответил Бог.- А разве ты не знала что в моём магазине продаются только семена?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит, - в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй про деда рассказал, а дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Посоветовала лиса ежу в парикмахерскую сходить.

Послушался еж совета и пошел в город.

Хорошо, что вслед за лисой сова мимо него пролетала.

И только тут еж понял, что не всякому совету и, уж тем более, не всякому, дающему совет, можно верить!

Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.

Похожая притча


СОСТАВ ВЫПУСКА

Книга с методическими рекомендациями, текстом притч и сценариями занятий по причтам


КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Притчи используются как инструмент для вовлечения в общение и обсуждение сложной темы, которая тревожит клиента.

На групповых или индивидуальных занятиях:

  • обсуждается каждая притча,
  • интерпретируется,
  • проводятся параллели с общеизвестными историями,
  • находятся подобные случаи из собственного опыта,
  • обсуждаются совместные решения для выхода из ситуации.

Использование видеопритч позволяет провести более эффективные занятия за меньший промежуток времени. Притчи снимают блоки:

  • Недоверия к психологу. Так как притчу (историю) рассказывает не сам психолог, а происходит совместный просмотр.
  • Закрытия и зажатости. Технология обсуждения притч, позволяет пациентам раскрыть свои чувства, эмоции и мысли, проецируя их на персонажей притчи, а не на себя.
  • Защита от навязывания. Ключ к выходу из сложной жизненной ситуации подсказывает не психолог, а сам пациент находит его через просмотр и интерпретацию притчи.

Видеопритчи позволяют решать задачи по следующим направлениям:

  • Борьба со страхами, стрессом;
  • Обретение уверенности в себе;
  • Принятие себя и повышение самооценки;
  • Работа на повышение самоконтроля;
  • Мотивация на принятие ответственности, формирование позитивного настроя;
  • Мотивация на работу.


Так же притчи используются для профориентации взрослых и школьников.

Например, притча "5-ти копеечный работник" - отличный инструмент для обсуждения стратегии профессионального роста, развития компетенций, как со школьниками старших классов, так и со взрослыми, ищущими работу.

Мы подготовили специальный выпуск профориентационных притч "Псифора" для работы со школьниками.


СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

Принятие себя / Самооценка

  • Сад (история про короля и фиалку - в саду, где все деревья мечтали быть друг другом и не быть самими собой)
  • Бог и ангел (Бог и ангел восхищаются Женщиной, а женщина не знает себе цену)
  • Нищий и ящик (нищий, просидевший всю жизнь на ящике золота)

Уверенность в себе

  • Фермеры и пастор (люди не брали зонтик, но молились о сильном дожде)
  • Соревнования лягушат (глухая лягушка, которая достигла успеха, потому что не слышала голоса сомневающихся в ней)
  • Царь и мудрецы (царь и мудрецы открывают высокую дверь)

Самоконтроль

  • Два волка (в борьбе добра и зла, как в борьбе двух волков, всегда побеждает тот, которого ты кормишь)
  • Мудрый самурай (боец оскорблял учителя, но его оскорбления не могут достичь цели; почему?)

Работа со страхами

  • Трещина в алмазе (подмастерье легко разделяет бесценный алмаз, который отказались разрезать опытные ювелиры)
  • Лев среди овец (история льва, который был выращен овцами и всего боялся)
  • Два путника (два путника услышали зов своего учителя, но не знали дороги к нему)
  • Ствол дерева над пропастью (как горцу удается не бояться громадной высоты)

Мотивационные / Принятие ответственности, позитивный настрой

  • Старый ослик (ослик, упавший в колодец, нашел стратегию выхода)
  • Счастье (это кусок глины в руках человека)
  • Мудрец и бабочка (бабочка в руке - живая или мертвая?)
  • Решение проблем (профессор на стакане воды показывает суть жизни с проблемами)
  • Скулящая собака (собака на гвозде, которая скулит от боли, но слишком ленива, чтобы встать с гвоздя)

Притчи о работе

  • Фермер и колодец (каждый день начинал копать новый колодец, но за день не успевал дойти до воды)
  • Два торговца обувью (два торговца обувью по разному оценивают рынок сбыта среди босоногих африканских племен)
  • 5-ти копеечный работник (почему Ивану платят 10 рублей, а мне всего 5 копеек)
  • Бутон розы и шипы (мы не даем раскрыться своим талантам, увидев шипы, а не красивый бутон)
  • Добиваться успеха (мудрец на примере бочки с водой дает ясную технологию, как добиваться успеха)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Мы подготовили методическое пособие по использованию притч для групповых и индивидуальных занятий у психолога. Пособие включает в себя:

Пособие выпускается в печатном виде. Авторы: А. Смирнов, О. Чикина. "Использование притч в психологической поддержке, мотивации, профориентации", методические рекомендации и практическое пособие. М. 2016, - 78 стр.


ПРИМЕРЫ ПРИТЧ

Притча "ДВА ТОРГОВЦА ОБУВЬЮ

Притча "ДВА ВОЛКА"

Притча "СТВОЛ ДЕРЕВА НАД ПРОПАСТЬЮ"

Притча "МУДРЕЦ И БАБОЧКА"

Смотреть еще притчи на нашем канале


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИТЧ


ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

Работу с притчами успешно дополнят видеофильмы с упражнениями, в которых показывается техника работы медитативной терапии; релаксационной терапии; телесной терапии; арт-терапии и другое. Узнать больше можно здесь.

Видеофильмы с примерами жизненных историй, интервью с людьми, попавшими в безнадежные ситуации, но нашедшими из них выход. Эти фильмы объединены общим названием "ТЫ НЕ ОДИН" - и являются важным инструментом в реабилитации и психологической поддержке. Узнать больше можно здесь.


СТОИМОСТЬ И ПРИОБРЕТЕНИЕ

Читайте также: