Притча христа я был голоден

Обновлено: 14.11.2024

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и Ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Эти слова Евангелия — о тайне Первого и Второго При­шествия Христова. Первое Пришествие Его на землю было в уничижении, так что Его нельзя было отличить от других людей. Господь явился столь смиренно, что никто не заметил Его появления. Второе Пришествие будет совершенно иным: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы». Первый раз Господь пришел не судить, но спасти мир. Второй раз Он придет для Последнего Суда.

Суд этот будет столь простым, что, кажется, нас не спросят ни о нашей вере, ни о том, как мы молились и постились или богословствовали, а только о том, были мы или не были людьми по отношению к другим людям. Однако в этой предельной простоте открывается тайна Воплощения Божия и Креста, и Воскресения, и Пятидесятницы. И Его Второе Пришествие во славе будет предваряемо явлением на небе Креста, являющего тайну двуединой заповеди.

Когда завершится история человечества, Христос, подводя итоги, будет говорить только о Себе. «Голоден был, жаждал, странен был, в темнице был, болен был». Как если бы среди множества людей существовал только Он один — бесчисленным, бесконечным присутствием: «Истинно, истинно говорю вам: то, что вы сделали одному из этих меньших, вы сделали Мне». Речь не будет идти об отвлеченном теоретическом человеке, а о человеке, который хочет есть, пить, иметь дом, одежду, утешение, заботу. Мы будем судимы за наши самые смиренные движения любви. В этой любви — сокровенное и постоянное присутствие Христа на земле.

Страшный Суд представляется многим отвлеченно-далеким, в то время как Господь — «близ, при дверех», и все происходит уже сейчас. Он одесную Бога Отца, и Он — там, где человек, в этом мире. Но этот мир перевернут, и эта перевернутость мира — не абстракция. Ее можно видеть в тех, кого мир отрицает, не принимает в расчет — в опозоренных, в одиноких, в старых, в безнадежно больных, в сумасшедших, в заключенных, в тех, кто, по существу, исключен из человеческого общества. Он прежде всего в них, но Он также не оставляет Своим присутствием тех, кого мир хвалит и кому сопутствует земной успех, в ком, несмотря на эту видимость, время от времени прорывается через их поверхностность неподдельный страх перед подлинными глубинами жизни.

В этой перевернутости проходит великий путь, Христов и наш, и все, к чему всею сокровенностью своею устремляется наша душа, становится достижимым, но через безжалостное развенчивание иллюзий. Ибо эти люди — наше место, не только здесь, но и в вечности, наше место одесную или ошуюю Бога Отца. В этих людях — Христос, и в них наше место должно быть бесконечно более возможным и более чаемым, чем, например, для современников Христа, ожидавших от Него осуществления своих надежд на победоносного земного мессию. Именно это сильнее всего влечет нас к Нему — то, что в Нем Бог воплотился Мужем скорбей, страдающим существом, что Он отказался от всякой человеческой славы, стал слугою всех и прошел через ужас нашей смерти. Навсегда Он — участник всех наших страданий. Бог обнищал от всех Своих богатств, чтобы мы могли проявить к Нему любовь, Он протягивает к нам руку, как нищий, чтобы в день Суда Он мог сказать нам: «Приидите, благословенные Отца Моего, ибо Я был голоден, и вы дали Мне есть». Он хочет нашей любви, Он все так сотворил и устраивает все так, чтобы мы узнали Его, как Бога Творца, Промыслителя, Бога Судию, но уже совсем по-другому, чем раньше. И благодаря этому Его уничижению нам открылась Его победа над смертью, слава Его Воскресения, к которой Он ведет нас сейчас Собою.

Тайна Страшного Суда — тайна общего воскресения, воскресения каждого из мертвых. И это дано нам всем — никто, ни один человек не лишен этого. Мученики купили Царство своею кровью, отцы-пустынники обрели благодать подвигами воздержания, а мы, живя среди мира, можем достигнуть славы Господа самой простой человеческой помощью — накормить голодного, напоить жаждущего, бездомного приютить, утешить больного, посетить заключенного — это то, что может делать всякий. Это предлагается нам каждый день, из этого состоит вся жизнь. Через самое обыденное гостеприимство Господь хочет приобщить нас Своему непостижимому дару, и, когда мы отвергаем эту возможность, мы отвергаем не только тех людей, которых Он нам посылает, — мы отвергаем Его любовь, Его Крест и Его Воскресение. Что же нам остается?

Потому в словах осуждения неправедным не говорится о нераскаянных страшных грехах неверия, блуда, воровства, колдовства, убийства, а перечисляется все то же самое, что сделали праведники, с добавлением одного слова «не» — не потому, что те грехи не означают ада, а потому, что Страшный Суд определяет грехи неделания как не менее гибельные. Мы видим этот грех неделания и во всех притчах о Суде. Неразумные девы не позаботились о том, чтобы принести елей, в притче о милосердном самарянине священник и левит прошли мимо раненого человека, в отличие от того путника, который был прообразом Самого Христа. Неверный раб, зарывший в землю талант, отвергнут за ничегонеделание, и все, оказавшиеся ошуюю, отринуты на Страшном Суде за то, что не послужили страждущим душою и телом. Приближается разделение между Царством Христа и царством диавола. Но никакое исследование, никакое человеческое знание не может определить, где проходит это последнее разделение, ибо оно принадлежит Господу и совершается беспрерывно, и даже там, где уже как будто обходятся без Него. Но, как говорится, единственное, что требуется для торжества зла, — это чтобы хорошие люди ничего не делали.

Ложь и бесстыдство на земле давно перешли все границы. Но есть нечто худшее — это умственный, и нравственный, и духовный паралич слишком многих. И ужаснее всего — когда этот паралич касается нас, верующих людей, Церкви. Отсутствие нормальной реакции на зло вызывает большее беспокойство, чем даже действие зла, потому что оно выдает состояние ослабленности организма, который пассивно, не сопротивляясь, переносит диавольское нашествие. Насколько душа больше тела, настолько больше должна быть наша забота об этом. Время начаться суду с Дома Божия, потому что Церковь отвечает за себя и за всех, и неспособность наша послужить одному из меньших сих — неспособность послужить Христу. Без любви — мы без Него. Бог есть Свет, и в Нем нет никакой тьмы, нет зла, нет отсутствия добра, нет нелюбви.

Апостол Павел в своем знаменитом гимне любви убеждает нас в том, что любовь — это чудо из чудес. И тут же добавляет, что любовь невозможна, абсолютно невозможна, если мы не увидим в ней то, чем она является — Божественным даром. Это слово «Божественным» все определяет, и оно дивно, потому что это значит, что любовь — в Евангельском смысле — в своей устремленности и в своей мере имеет Самого Бога.

Если бы Божественная жизнь не явилась среди нас, было бы совершенно невозможно любить других. Но когда мы предстоим перед Добром, поистине бесконечным, рождается в нас любовь. Только так можем мы увидеть драгоценность людей, которые ничего не значат для нас, узнать любовь к тем, кого мы не любим. Без такого предстояния все это будет искусственным, нереальным, лживым. Но Господь не требует от нас лицедейства. Он ставит нас в самом центре испытаний, открывая нам, что наш Первый Ближний, наш единственный Ближний — это Бог. Бог — в человеке, Бог — в мире, Бог, отдающий нам Себя в нас самих и в каждом, Бог, даром Которого мы должны стать Промыслом Божиим в жизни других людей и в нашей собственной. И нам надо совершенно новым взглядом, приобщаясь Божественной сокровенности, увидеть других в той красоте, в какой увидел наш Господь Своих апостолов на Тайной Вечери, когда умывал им ноги. Это должно было быть страшно трудным, потому что среди Его апостолов был Иуда, который уже продал Его, и Петр, который скоро трижды отречется от Него. И были все другие, которые будут спасаться бегством перед лицом непредвиденной катастрофы. Однако Господь преклоняет перед всеми колена, потому что в них Он поклоняется Божественному Присутствию, поклоняется Тому Бесконечному Ближнему, Который есть наш Единственный Ближний.

Он знает, что наступит день, когда всем, в том числе Иуде, будет дана возможность покаяния, возможность возвращения к Богу. И Бог, всегда хранящий всех, если только они откроются Его Божественному милосердию, которое предлагается всегда и всем, преобразит этих людей Своей славой. И они явятся в мире, как Его чистые творения, как источник, как начало, как самое средоточие истории и мира. Тогда, наверное, их можно будет любить безоглядной любовью, как Бог любит их, любить без меры, или, вернее, в той мере, какая есть у Бога, любить бесконечно. Потому любовь предполагает непрестанную молитву, которая превосходит всякую внешнюю видимость и которая через человека достигает глубин Жизни, тайны творения человека, совершившегося любовию Божией. И в этом прикосновении к бесконечному источнику, в этой встрече с Богом Живым, в сокровенности нашего сердца, откроется любовь как тайна Страшного Суда, на котором мы будем судимы также всеми Ангелами и всеми святыми. Только любовь устоит на Страшном Суде. Если жизнь наша строится на чем-то меньшем, чем любовь, мы вне Царства Христова, сейчас и вовеки.

Похожая притча

Я был голоден, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня (Мф 25: 35). Вот к чему призывает нас Господь: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого и придти к тому, кто находится в темнице или болен. Оказывается, что эти добрые дела по отношению к тем, кому плохо, и есть основа христианской жизни. И, слава Богу, что нам, братья и сестры, все-таки удается служить бездомным, давая им обеды, давая им пропитание в церкви, хотя это очень не просто. Они приходят грязные, часто очень агрессивные, и надо их каким-то образом и накормить и обогреть, потому что живут они где-то в подвалах, на чердаках, в лесу, в каких-то развалинах, я не знаю, где еще могут жить такие бездомные люди.

А другая группа прихожан собирает вещи и еду для беженцев и отвозит их в лагеря, в которых живут беженцы. А третья, вместе с отцом Иоанном, работает в тюрьме и помогает заключенным, посещая тех, кто в темнице, как призывает к этому Христос. Другие собирают деньги на лечение больных детей из детской больницы. И из очень небольших жертв собираются огромные суммы денег, благодаря которым, действительно, можно много сделать операций, а многим продолжить дорогостоящее лечение.

Все, что мы с вами делаем, это, конечно, на самом деле, очень немного, можно было бы сделать гораздо больше. Но это все-таки какая-то лепта, какой-то вклад в то дело помощи страждущим, которое так важно и к которому призывает нас Христос, говоря нам о том, как Он будет судить нас на Страшном суде. Можно подумать, что христианство заключается именно в том, чтобы помогать ближнему, чтобы собирать на ближних деньги, чтобы тратить на ближних деньги, чтобы тратить на ближних время и свою любовь, помогая тем, кому плохо, помогая тем, кому трудно. Но, оказывается, что если все это делать без молитвы, без поста, без аскетической жизни, то тогда очень быстро станет ясно, что на все это остро не хватает сил. Человек оказывается в тупике: он не способен на это доброе делание, потому что сил не хватает. Тогда становится ясно, в чем смысл нашей молитвы, в чем смысл поста и аскетического делания. Потому что как крылья дают возможность птице летать, так и молитва, и аскетическое делание дают возможность, дают силы человеку для того, чтобы делать то доброе, что ждут от нас люди, которым плохо.

Да и нам самим не всегда бывает хорошо, но всегда в эти мгновения надо вспомнить о том, что другие находятся в худшем, и очень часто, в значительно худшем положении. Так, в старых молитвословах вечерние молитвы всегда заканчиваются таким наставлением. Если, когда ты ляжешь спать, тебе будет холодно, то припомни, что есть другие люди, которые вообще не спят. Если будет у тебя мягкая подушка, отложи ее и положи камень себе под голову Христа ради – помни, что есть бедные люди, еще беднее нашего, у которых нет ничего. Вот если мы будем помнить об этих людях и стараться по мере сил и возможностей помогать им, понимая, что в одиночку многого не сделаешь. Только когда мы собираемся вместе, когда мы собираемся в церкви, тогда мы можем делать очень многое. Будем стараться творить добро людям, которые страдают, помогать тем, кому плохо, кормить тех, кто голоден, давать воду тем, кто жаждет, одевать тех, у кого нет одежды.

Я вот часто думаю: за эти 12 лет, которые мы здесь, в Столешниковом переулке, сколько все-таки людей удалось одеть, сколько людей удалось накормить. И очень часто невозможно даже сказать, а кто же делал больше всего для этого. Потому что одни находили деньги на еду и одежду, другие приносили эту еду и одежду, третьи ее стирали и гладили, четвертые раздавали, пятые, получив возможность накормить бедного, готовили эту еду, а другие ее раздавали, а третьи мыли церковь после того, как уходили эти бедные люди.

Вот тут все вместе мы много делаем, и нельзя сказать, чей вклад важнее, потому что здесь мы все делаем вместе. И это, действительно, делает нас христианами, делает нас учениками Христовыми, которые, действительно, могут сказать, что мы накормили Тебя, Господи, когда Ты был голоден. С другой стороны, давайте подумаем, а как много не сделали мы того, что могли бы сделать. Поэтому не будем уставать молиться и поститься, потому что без молитвы и поста никогда мы не сможем даже руки протянуть тому, кто нуждается в помощи, по очень простой причине: просто ни на что тогда сил не хватит. Силы даются человеку, который молится. Силы даются человеку, который предстоит Богу. Силы даются человеку, который отдает свое сердце Христу Спасителю, и сердце которого горит, как оно горело у апостолов, когда они шли по дороге в Эммаус. Сердце, которое горит, когда к нам со страниц Евангелия обращается Сам Христос. Поэтому главная наша задача – от Него, от Господа нашего, не отрываться, и тогда, братья и сестры, Он даст нам силы на то, чтобы мы могли творить то добро, к которому Он Сам нас призывает. Бог вас всех благословит.

С праздничным днем поздравляю вас, братья и сестры! Напоминаю вам, что приближается Великий пост. И вот эта, наступающая, седмица называется сырной, потому что в течение ее уже не вкушается мясная пища, а только молочная.

Но главный смысл поста в помощи Божией, которая подается наме, в восприятии поста как катехизического училища, которое мы все проходим, как бы вновь становясь оглашенными, вновь готовясь к тому, чтобы стать христианами. Вот этот великий урок поста как школы, очень важно, чтобы каждый и каждая из нас прошли в течение наступающего времени.

Похожая притча

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего,наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Мт. 25, 31-46)

Синодальный перевод

Когда-то неправедный – несправедливый – суд осудил на смерть Воплощенного Сына Божьего, а в конце всех времен Сын Божий будет судить мир. И этот суд назван страшным. Конечно же, не потому, что страшен для человека Бог, нет – Бог есть Любовь, но страшными могут быть поступки человека и страшным суд будет потому, что человеку нечем будет оправдаться перед Богом. И в неделю о Страшном суде, в преддверии Великого поста, на Литургии мы слышим слова Господа, которые Он произнес за три дня до Своей смерти, – символический рассказ о Страшном суде, о том, как оправдывается и как осуждается человек.

Первый раз Господь пришел в мир в уничижении – скрыв Свое величие завесой человеческой природы, а второй раз Господь придет в явлении Своей Славы со Своими ангелами, и все люди воскреснут из мертвых и «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5.29). И отделит Господь одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит одних справа, а других с лева от Себя. И тем, кто справа, скажет: «Придите, наследуйте Царство, уготованное Вам от сотворения мира», а тем, кто слева, скажет: «Идите в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелом его». И тем, и другим Господь объяснит причину оправдания и причину осуждения. Дважды – и тем, и другим – Господь объяснит, что Он был голоден и Он жаждал, что Он был странником и Он не имел одежды, что Он был болен и Он был в темнице. Только праведникам скажет, что они Господа накормили и напоили, ввели в дом и одели, посетили в болезни и тюрьме, а грешникам скажет, что они не оказали Господу никакой милости. Дважды – и праведники, и грешники – с удивлением спросят Господа: «Когда это мы видели Тебя алчущим, жаждущим, странником, больным или заключенным?» И тогда Господь объяснит, что все, что было сделано хоть одному из Его братьев, было сделано лично Ему, и наоборот, отказ в помощи «одному из меньших сих» – есть отказ от помощи Ему! Поразительно: Бог отождествляет Себя с нами, и наша боль, наша скорбь, наши несчастья и наши страдания – это Его боль.

Он действительно «взял на Себя немощи наши и понес болезни наши» – так сказано о Господе пророком Исайей и эти слова повторяет в Новом Завете евангелист. «Кто из читающих Евангелие не знает, – говорит Ориген, – что Христос сделал Своими все страдания человеческие? Разве Сам Христос не заявляет, что страждет в каждом из болящих, со всеми, кто лишен одежды и крова? что Он терпит голод и жажду вместе с людьми?» (Ориген. О молитве, 10—11). Но как часто люди, не знакомые ни с Евангелием, ни с учением Церкви, предъявляют Богу обвинения: почему, если Он есть, Он допускает несчастье и несправедливость? В Евангелии и в учении Церкви нам дано непостижимое откровение: Бог, «на Которого не смеют взирать Ангелы» умаляет Себя до человека, «становится во всем, кроме греха, подобным нам». И Он – Воплощенный Бог становится жертвой клеветы, предательства, человеческой злобы и подлости: Он умирает чудовищной смертью – на Кресте. Но умирает для того, чтобы торжествовала жизнь, а не смерть, свет, а не тьма. Умирает, чтобы победить смерть Воскресением, чтобы даровать человеку воскресение из мертвых! Воскресший Христос Бог пребывает с нами в Своей Церкви и в конце всех времен Он придет судить живых и мертвых. И Господь научил нас, как получить оправдание на этом суде и войти в вечное Царство Божие. Быть человеком по отношению к людям, к тем кого Сам Господь называет Своими братьями.

Но почему в рассказе о суде не звучит вопрос о вере? Быть может, потому что вера предполагает такое отношение к человеку, которое в притче исполнили посетившие ближнего в темнице и в болезни, накормившие голодного и напоившие жаждущего и тем послужившие Самому Христу сказавшему: «Верующий в Меня на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».

Похожая притча

Страшный суд. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия

В тот же день вечером, возвращаясь из храма, ученики обратили внимание Иисуса: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» В ответ Господь сказал: «Все это будет разрушено и камня на камне здесь не останется». Когда они по дороге в Вифанию взошли на Елеонскую гору, с которой открывается величественный вид на Иерусалим, ученики спросили Иисуса: «Скажи нам, когда это будет? И какие будут признаки конца мира и Твоего пришествия?» Господь указал им следующие знаки:

«Народ восстанет на народ, и царство на царство, и будет голод, болезни и землетрясения. Вас будут предавать на мучения и убивать, и вас будут ненавидеть все за имя Мое, но претерпевший же до конца спасется. По причине умножения грехов во многих охладеет любовь. Евангелие Царствия будет проповедано по всему миру, как свидетельство для всех народов, и только тогда наступит конец.

На святом месте будет мерзость идолопоклонства. И тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и никогда больше не будет. Тогда лжехристы и лжепророки будут своими ложными знамениями и чудесами прельщать людей, и если удастся, то и верующих. Но Второе Пришествие Сына Божия будет не тайным и прикровенным образом. Оно будет, как молния, которая видна во мгновение во всех концах земли. Сын Человеческий (то есть Господь Иисус Христос) явится во славе, и Ангелы Его громогласною трубой соберут к Нему всех людей».

Призывы к бодрствованию. Притча о десяти девах

«Но о том, когда это будет, не знает никто, ни Ангелы небесные, а только один Отец Мой. И поэтому бодрствуйте и ждите, потому что не знаете, в который час придет ваш Господь.

Если бы хозяин дома знал, в котором часу придет вор, то он сторожил бы свой дом и не дал бы вору проникнуть в него. Поэтому и вы будьте готовы, потому что Сын Человеческий придет тогда, когда вы Его не ждете».

Ожидая прихода Христа, необходимо должным образом подготовиться к Его приходу. Господь рассказал такую притчу:

«Небесное Царство будет подобно десяти девам, участвующим в свадебной процессии. С зажженными светильниками они должны были встречать жениха. Пять из них были мудрыми, а другие пять неразумными. Неразумные девы взяли светильники, но не взяли для них масла, а умные вместе со светильниками взяли и масло в кувшинах. Жених задержался, и они все заснули. Около полуночи раздался крик: “Жених идет! Выходите встречать его!” Девы проснулись и поправили свои светильники. Глупые стали просить мудрых: “Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут”. “Нет, — ответили те, — если мы поделимся с вами маслом, то не хватит ни вам, ни нам. Пойдите лучше к торговцам и купите себе”. Когда же глупые девы пошли покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. Позже вернулись и остальные девы и стали просить: “Господи! Господи! Открой нам!” Но жених ответил: “Истину говорю вам: я не знаю вас”». Елей, который каждый человек должен приготовить к приходу Спасителя, — это добрые дела. Без этого елея — добрых дел — человек навечно останется во мраке греха и лишит себя радости общения со Своим Господом.

Притча о талантах

Бог каждому человеку вручает Свои дары, которыми тот должен послужить Богу и ближним. Господь пояснил это в притче:

«Христос поступает как человек, который, отправляясь в далекую страну, поручает своим слугам свое имение. Одному он вручает пять талантов (талант как денежная единица равнялся двадцати шести килограммам серебра), другому два, другому один, каждому по его силе. Вручив им эти деньги, он удалился. Слуга, получивший пять талантов, пошел, пустил их в дело и приобрел еще пять талантов. Точно так же поступил и получивший два таланта и приобрел другие два. Получивший же один талант пошел и закопал в землю серебро своего хозяина. Спустя долгое время хозяин тех слуг вернулся и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес вырученные деньги и сказал: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне, вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал. Я испугался, пошел и зарыл талант твой в земле. Вот, возвращаю тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: “лукавый раб и ленивый! Если ты думаешь, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, то тем более тебе надлежало пустить мои деньги в оборот, чтобы, когда я вернусь, ты мог отдать мне их с прибылью. Итак, заберите у него талант и дайте имеющему десять талантов, а негодного раба выбросьте вон, во тьму, туда, где будет плач и скрежет зубов”».

Талант, то есть дар Божий, это не только какие-либо наши исключительные способности. Все, что мы имеем — время, силы, здоровье, — имеем от Бога и за то, как мы распорядимся этими дарами, будем отвечать на Страшном Суде перед Богом.

Притча о Страшном Суде

Икона Страшный суд, фрагмент

О том, как будет проходить Страшный Суд над всем человечеством, Господь рассказал в притче:

«Когда Сын Человеческий придет в Своей Славе и с Ним все Ангелы, тогда Он сядет на престоле и перед Ним соберутся все народы, и Он отделит одних людей от других, как пастух отделяет овец от козлов. Овец Он поставит по правую сторону от себя, а козлов — по левую. Тогда Царь скажет тем, кто по правую сторону: “Придите ко Мне, благословенные Отцом Моим, наследуете Царство, приготовленное вам еще от создания мира. Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приняли Меня в своем доме; Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в тюрьме, и вы пришли навестить Меня”. Тогда праведные скажут: “Господи, когда мы видели Тебя голодным и накормили Тебя? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе?” Царь скажет им в ответ: “Говорю вам истину: так как вы сделали это одному из меньших Моих братьев, то сделали Мне”. Тогда Он скажет и тем, кто по левую сторону: “Идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, приготовленный для диавола. Потому что Я был голоден, и вы не накормили Меня; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня”. Они тоже спросят: “Господи, когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не помогли Тебе?” И Царь скажет им: “Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне”. И они пойдут в вечное мучение, а праведники — в вечную жизнь».

Эта беседа произвела на апостолов огромное впечатление. Ожидание Второго Пришествия Христова вдохновляло их на проповедь и укрепляло в испытаниях. Апостолы ожидали пришествия Христова и готовили себя к нему. Ей, гряди, Господи Иисусе! — этой молитвой Христу заканчивает апостол Иоанн Богослов Апокалипсис, последнюю книгу Священного Писания.

Прошло несколько десятилетий после этой беседы Спасителя со Своими учениками, и в 70 году, после восстания иудеев и кровопролитной войны, Иерусалим был взят римскими войсками, и храм был стерт с лица земли. Так исполнились пророческие слова Спасителя о том, что на том месте не останется камня на камне. Разрушение Иерусалима и храма было страшным испытанием для всех иудеев.

Разрушение Иерусалима. Д. Робертс

Конец святого города они переживали как конец мира, но христиане, помнящие пророческие слова Христа, воспринимали происходящее как прообраз будущих событий. В каждом столетии христиане бодрствуют и готовят себя к встрече с Господом, понимая, что Господь по Своему милосердию откладывает пока приход, оставляя нам время для покаяния. Только бы Он придя не застал нас неготовыми!

Читайте также: