Легенды и притчи дагестана

Обновлено: 14.11.2024

Почитание духов гор

Согласно бытовавшим у аварцев представлениям, наряду с миром людей существовал параллельный ему незримый мир духов-джинов. Считалось, что они живут такими же сообществами, как и люди. По традиционным воззрениям, джины делились на белых и черных.

Связь с джинами осуществлялась через особых лиц, выполнявших посредническую миссию между миром людей и миром духов. В качестве таковых выступали обычно ученые - алимы, муллы. Часто они использовали в качестве помощников детей в возрасте 7-12 лет независимо от пола.

Матриархат в Дагестане

В древние времена на Кавказе существовала какая-то форма матриархата о чем говорят бронзовые фигурки женщин и некоторые традиции женской брачной инициативы , которые сохранились до наших дней. Например, у хваршин и некоторых других народов девушка могла сама прийти в дом мужчины даже женатого и объявляла, что никуда отсюда не уйдет. И это решение оставалось окончательным. Подробнее об этих традициях читайте тут >

Бронзовая статуэтка женщины с короной, Кобинская культура, гунибский район Бронзовая статуэтка женщины с короной, Кобинская культура, гунибский район

В мифологии Дагестана образ женщины изначально представлялись благими божествами, но впоследствии стали представлять опасность, в виде разных демонов.

Верховное божество

У народов Дагестана до принятия ислама не было общего наименования верховного божества. В фольклоре аварцев его называли Бечед , Цоб , у лакцев - Зал , у кумыков - Тенгри и т.д. Здесь в трансформированной форме сохранились персонифицированные образы Ракьул эбел (Мать земли), Лъадал эбел (Мать воды), Гьорол эбел (Мать ветра), Унтул эбел (Мать болезней), которые изначально, видимо, восходили к образу матери-созидательницы.

В процессе исторического развития эти образы трансформировались, претерпевали существенные изменения и представали иногда как антиподы божества.

Так, первоначальная функция Гьорол эбел , доброго духа или божества, покровительствующего социально-обездоленным, отчетливо проявляется в волшебной сказке «Мать ветра». В признательность за умелое выполнение своего поручения она окунает падчерицу в золотое озеро. В позднейшей стадии развития Гьорол эбел изображается как враждебная человеку сила в облике женщины с распущенными волосами, в изорванной одежде.

Лакцы верили, что всем в окружающей природе управляет всесильный Зал . Он обитает высоко в заоблачных высотах синего неба, и, чтобы быть услышанными всесильным Залом, люди поднимались на вершины гор, ведь чем выше горы, тем ближе к небу. Лакцы верили, что в тихие часы перед рассветом, когда природа ещё спит, высшее божество природы Зал слышит все их просьбы.

Три главных божества лакцев Три главных божества лакцев

У анадалальцев сохранились имена общеаварских верховных богов ЦIоба и Бечеда. Следует отметить, что название радуги на андийском языке «ЦIоборцIив», что переводится как «Лук (бога) ЦIоб» Это обстоятельство (наличие лука) свидетельствует о том, что ЦIоб имел функции громовника. У андалальцев существует мнение, что молния убивает святых, безгрешных людей.

Древними богами аварцев были также солнце («бакъ») и луна («моцI»). Красивую девушку сравнивают с солнцем, парня – с луной.

Если при солнце шел дождь, то говорили: «Лис женится» (с. Ругуджа), «Лис женится на зайце» (с. Чох), «Волк женится на лисе» (с. Шулани)

Похожая притча

Ученые считают, что на Кавказе некогда существовал единый праязык, но не позже III тысячелетия до н.э., к которой археология относит время энеолита в Дагестане. Племена этой культуры являются далекими предками современных горцев. В те далекие времена и складывались основные мифологические воззрения предков Дагестанцев. Что мы можем сказать о них только на основании археологии?

Трикстер

В эпосе нартов и у горских евреев трикстером является Нуменгир.

Белая куница Белая куница

Нумнегир – эвфемизм, означающий «Тот, чье имя нельзя произносить», подменяющий наименование ласки и каменной куницы, название которых горскими евреями табуировалось. Необходимо отметить, что термином Нумнегир горские евреи называют также Всевышнего.

В мифологии евреев, нартов, айнов Нумнегир является трикстером, мечущимся между мирами и сочетающим как благие, так и злые деяния, в зависимости от того, сумеет ли человек заручиться его благосклонностью. Многим известно поверье, что если при виде падающей звезды успеть загадать желание, то оно непременно сбудется. Аналогичное поверье существует относительно Нумнегир: она является человеку в виде белой каменной куницы, которая проносится мимо с быстротою молнии и исчезает моментально из виду, не дав ему опомниться. В этом случае человек вполне может надеяться на счастливый исход своего предприятия и на благополучное возвращение из путешествия.

Если же это загадочное животное прошло между ногами человека, то непременно быть беде, и человека будет вечно преследовать горе. Кроме того, считается, что увидеть ласку во сне – не к добру.

Отмечу, что в нартском эпосе схожий персонаж Боткий Ширтка является богом мудрости, знаний, хитрости и ясновидения, покровителем провидцев и целителей.

Как считали цахурцы, приход Альхалеха мог предвещать и счастье, и несчастье. То же даргинцы приписывали Кибирхану . У аварцев и табасаранцев существовало представление, что “ хъегIело ”, “ Рух ” посещает не любого человека, а только избранных: его нападение является счастливым предзнаменованием. Кроме этого, в представлениях части табасаранцев о “рухбав” прослеживаются следы покровительственного отношения этого персонажа к людям». По мнению А.О. Булатова, процесс развития этого персонажа у дагестанских народов шел от полифункционального образа, соединявшего в себе положительные и отрицательные черты, как у лакского Сухасулу, до простого однопланового образа, однозначно злого, враждебного людям, наподобие Къарс у лезгин.

Тотемические божества

В верованиях дагестанских народов сохранились реликты древнейших верований, связанных с тотемизмом, которые проявлялись в различного рода табу. Например, у табасаранцев такого рода табу были связаны с именем волка, которого называли подменными именами вроде «большие уши», «уши имеющий» и т. д. «Длительные табу на произношение имени волка и подмена эвфемизмами привели к полной утрате общедагестанского слова барцI «волк» у табасаранцев и других представителей лезгинской языковой группы, у которых этот зверь, вероятно, был тотемным. Исконное название забыто, а употребляется персидское жанавар «зверь».

Маска медведя у Чамалалов на празднике первой борозды Маска медведя у Чамалалов на празднике первой борозды

У табасаранцев существовали поверья о том, что на кладбище можно встретить волка-оборотня, и что встреча в пути с волком – к удаче. Кстати, по представлениям ингушей, встреча с волком также предвещает счастливый путь. У табасаранцев табуировалось также название лошади, вследствие чего и оно оказалось утраченным, и в настоящее время вместо него используется арабское гьяйван «животное». Названия некоторых животных табуировались и даргинцами (волк, змея и др.), а в какой-то степени и кумыками (волк). У народов аваро-андийской группы табуировалось название зайца, вследствие чего оно не сохранилось.

Отголоски тотемистических верований проявляются в особом отношении к определенным частям тела некоторых животных - клыкам, когтям, частям шкуры, лапам и т.д., которым приписывались свойства охранительного продуцирующего или лечебного характера. Так, например, в одних селениях был обычай вешать лапу медведя в хлеву или конюшне, чтобы скот лучше плодился, в других - использовали медвежьи клыки против сглаза, прикрепляя их к талисману на шее лошади, в третьих - медвежью шкуру вешали в сарае как оберег.

Похожая притча

Однажды юноши и девушки одного села несколько вечеров подряд, собравшись вместе, спорили о том, кто же главнее в семье: муж или жена. Обе стороны приводили веские аргументы, но всё же к общему решению на встречах так и не пришли. Тогда было принято решение прийти к умудренным опытом старейшинам и спросить их о том, чья же деятельность в семье важнее.

Те, в свою очередь, не стали мудрствовать лукаво и объявили о некоем «эксперименте», с которым согласились все присутствующие: было решено самую глупую девушку села выдать замуж за самого способного и умного парня, и точно так же самого глупого паренька этой деревни женить на самой здравомыслящей и мудрой девушке. За ходом опыта следило всё село, результаты, конечно, никто не ожидал узнать скоро: прошло много лет. Догадываетесь ли вы, каков был итог?

Глупый парень со временем подтянулся, облагородился, помудрел, слыша редкие, но умные замечания своей жены о тех или иных вещах, односельчане стали уважать его и приходили к нему за советом.

А самый способный, женатый на недалекого ума женщине, год за годом, борясь со скудоумием супруги, поглупел и сам. Это заметили все жители деревушки.

Конечно, это только притча, вряд ли кто дерзнул бы на такой эксперимент когда-либо в жизни, но в самом деле то явление, что описано в нашей истории, издавна было замечено не у одного лишь дагестанского народа, но и повсеместно.

Какой вывод отсюда следует? Сердце семьи – жена . Супруга незримо руководит отношениями, способствует развитию домочадцев, своим примером облагораживает детей и мужа, любовью согревает сердца и воспитывает домашних. Поэтому знание о том, как следует вести себя жене в любые времена жизненно важно изучать, ведь семья – это наша маленькая Вселенная , и порядок в ней определен не нами, но мы можем действовать по законам этого микрокосма и пребывать в благоденствии каждое мгновение нашей жизни.

Похожая притча

1. Одна из ниточек к стране "Металла Неба"

Железным находкам в могильнике на берегу реки Аракс почти три тысячи лет. Но еще за тысячу лет до этого украшения из железа появились в пирамидах египетских фараонов. Это было метеоритное железо.Не случайно железо в Новом Царстве называли «Металлом неба».Железо на территории СССР раньше всего найдено на Кавказе. Но одни ли только нити «Металла неба» связывают Кавказ с древним Египтом?Случайно ли, что в Дагестане бытовало предание о том, что аварские и кумухские ханы ведут род от египетских фараонов?Одно из преданий об этом записал в прошлом веке А. Руновский.Вот оно:«Каким образом фараоны зашли в Дагестан и утвердились в Аварии, предание не говорит; известно только то, что ханы казикумухские происходят от аварских ханов и что учение Магомеда, разлившись по Кавказу и унося за собой все царственные там династии, оставило в прежних условиях одну лишь династию фараонов».

2. Ниточка к библейскому Ною.

В одной из грузинских летописей говорится, что все народы Кавказа происходят от правнука Ноя — Торгамоса.Торгамос имел 8 сыновей, жил спокойно возле Арарата, но его дети разошлись в разные стороны и положили начало особым народам.От Гайкоса произошли армяне, от Картоса — грузины. Кавказос положил начало другим кавказским народам.Лекос пошел в Дагестан, и от него пошли лезгины, т. е. дагестанцы.

3. Легенда о скифах

Существует предание, говорящее о том, что сэвременный Дагестан был заселен в VII веке до начала нашей эры. Это заселение связывают с вторжением скифов в Закавказье.Предание повествует о том, что скифы многочисленными ордами вторглись в Грузию и Армению, опустошили эти страны, забрали много пленных и вернулись в Северное Причерноморье. Из пленных народов «скифы образовали на Северном Кавказе два царства: одно — на Тереке до западной оконечности гор под владычеством Уобоса, сына царя скифов, а другое — на востоке под управлением двоюродного брата царя». Из подданных первого возникли осетины, а на востоке, где построили Хунзах, произошли народы Дагестана.

4. Законы Ликурга в Амуша.

Легендарный законодатель Древней Спарты Ликург известен в истории суровыми законами, укреплявшими военную организацию спартанской общины. Слабых, обладавших физическими недостатками младенцев в Спарте уничтожали. Древних стариков когда-то сбрасывали со скалы.Горские аксакалы в Дагестане говорят, что когда-то, давным-давно, и в ауле Амуша существовал обычай убивать людей, достигших глубокой старости. Их клали в плетенные из прутьев корзины, а затем сталкивали с обрыва.

5. До ислама и после ислама.

До принятия ислама двенадцать андалалских поселений в Аварии назывались Вицху. После введения ислама арабы стали Вицху называть Иудалал. Отсюда, говорят, и произошло название андалал.Любопытно, что в Лакском районе и сейчас есть аулы, население которых называет себя вицхинцами.

6. Гора Кабх — Гора языков.

Еще в IX веке арабский путешественник Масуди восклицал:«Гора Кабх — гора языков. Один бог перечтет разноязычные народы, живущие в горах Кабх».Век уходил за веком, и крупнейший знаток кавказских языков П. К. Услар в 1862 году повторил эти слова: " «Прошло 900 лет после набожного восклицания Масуди. и если бы обратились к нам с вопросом, сколько различных языков на Кавказе, то мы бы ответили: один бог перечтет разноязычные народы, живущие в горах Кабх. Гора Кабх — гора языков».

7. Легенда о порваном мешке.

Во многих аулах известна сказка о всаднике, который когда-то, в незапамятные времена, разъезжал по миру с мешком, в котором были разные языки. Всадник раздавал разным народам земли разные языки. Когда всадник появился на Кавказе, он разорвал свой мешок об одну из неприступных скал Дагестана. Языки рассыпались по горам, и все перемешалось. Вот почему в Дагестане так много языков.

Древние календари Дагестана и число 40

Во-первых, это древнейшие каменные календари первых земледельцев, которые намного старше известного всем Стоунженджа в Англии.

Мало кому известно, что в Дагестане сохранилось более 240 древнейших солнечных и лунных календарей и часов. Они представляют собой вырезанные или нарисованные на больших валунах знаки. Много подобных календарей было найдено на Хунзахском нагорье, в Табасаране , Ботлихе , и Карата , около селения Согратль .Как правило, такие календаи устанавливали на вершинах гор, что говорит не только о практическом, но ритуальном их значении.

Автор в 2020 г. побывал в даргинском селении Куппа Левашинского района Дагестана, где был найдет часы-календарь на горе Талку. Сейчас он перенесен в селение и находится у краеведа Иса Омарова .

Голоценовый солнечно-лунный календарь, возрастом 12-9 тыс. лет, фото автора Голоценовый солнечно-лунный календарь, возрастом 12-9 тыс. лет, фото автора

А теперь самое интересное! Все мы привыкли жить в 12-месячном годовом и 7-дневном недельном цикле, которым пользовались в Древнем Египте и Греции, однако древние дагестанцы совсем в иных циклах. Голоценовые календари Дагестана имеет во внешнем, солнечном круге по 40 ямок , и во внутреннем, лунном круге 24 ямки . Число 40 говорит о том, что данный календарь опирается на одну из древнейших систем счёта. Все мы знаем, что с числом 40 связано множество самых разных поверий: поминки на 40-ой день, у евреев тору можно изучать только достигнув 40-летнего возраста, 40-летие не принято праздновать, Али-баба и 40 разбойников, и т.д. У кубачинцев в фольклоре это число повсеместно фигурирует, более того, именно четверг считался выходным днём.

Женские височные украшения с солярной символикой Женские височные украшения с солярной символикой

Возможно, число 40 связано с охотниками палеолита, задолго до возникновения аграрных культов. Еще в прошлом веке считалось, что охотник имеет право убить за свою жизнь только сорок медведей, а сорок первый окажется для него роковым. По одной из версий, сорок на русском когда-то обозначало « мешок »; в мешок укладывали 40 собольих шкурок, которых хватало на полную шубу.

Солярные символы Дагестана Солярные символы Дагестана

Изучая древние календари Дагестана, также можно прийти к выводу, что астрономия и солнечно-лунные циклы играли важную роль в те далекие времена. Да и до сих пор в орнаментах Дагестана сохранилось множество солярных символов, среди которых свастики и кресты. Интересно, что крестами украшают ритуальные хлеба и дома даже в период господства ислама.

Дагестанский хлеб с крестами Дагестанский хлеб с крестами

+1 beibi (Joker) / Мудрые, умные, поучительные притчи

ЯМА. Как то раз один пастух обидел одного человека. Этот человек взял и затаил на него злобу и решил ему отомстить. Он выбрал день и глубокой ночью начал копать яму для своего обидчика. Когда он копал эту яму, то представлял себе, как его обидчик упадет в нее и что нибудь сломает себе, например руку или ногу, а может даже и умрет в ней, не имея шансов вылезти оттуда. Или в крайнем случае в яму упадет его овечка, баран, корова или на худой конец коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести и даже не заметил, как яма становилась все глубже и глубже. Незаметно наступил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его удивление, когда он увидел, что за это время он выкопал такую глубокую яму, что сам уже не в состоянии из нее выбраться!Отсюда вывод, прежде чем рыть яму другому, хоть даже и в мыслях, вспомни такую вещь, что для того чтобы вырыть ее, тебе самому придется в ней оказаться, так как первым в ней оказывается тот, кто ее роет. И прежде чем выпачкать кого-то грязью, сначала тебе придется выпачкать свои руки.

ПРИТЧА О ЖЕНЕ. Жила-была одна семья. Каждое утро на завтрак жена пекла булку. Она отрезала верхнюю ее часть и отдавала мужу. А себе оставляла нижнюю. Так они прожили лет тридцать. И вот однажды она подумала: «Сколько я могу отказывать себе. Я вырастила сыновей, была хорошей хозяйкой. Я всегда делала то, что хотят другие. Мне всю жизнь хотелось съесть именно верхнюю часть булки, а я всегда лучшее отдавала мужу». В этот момент она решила, что сегодня она сделает так, как хочется ей. Рука дрожала, когда она протягивала мужу нижний кусочек. И тут муж сказал:«Спасибо тебе, мне так хотелось хоть когда-нибудь попробовать эту запеченную часть булочки. Ну, я уступал тебе ее, потому, что считал, что так лучше для тебя».

Сколько женщин, которые гнуться под грузом выдуманных обязанностей. Считая, что это нужно их мужьям. Тянут на себе материальные проблемы, загружают себя бесконечными бытовыми обязанностями. А мужчине, на само деле, рядом хочется видеть просто слабую беззащитную женщину. О которой, он будет заботиться. Которая будет делать его сильнее своей женственностью.

Почему-то многие убеждены, что терпеть унижения, отдаваться полностью детям, растворяясь в семейной жизни, нужно их мужьям. А им хочется видеть рядом интересную личность. Ведь они заинтересовались вами, когда вы были собой. Со своими интересами, своими потребностями, своим внутренним миром.

Некоторые женщины считают, что безукоризненный порядок и кастрюля борща приносит счастье мужчине. А ведь большинство мужчин даже и внимание не обратят на лишнюю пылинку. И им гораздо приятней видеть рядом ухоженную женщину, которая посвящает время себе. Которая любит себя. И притягивает внимание других мужчин. И это придает ему ощущение собственной значимости. А сколько еще таких ошибочных взглядов, воспитанных с молоком матери в голове… Вот такая вот мудрая притча о жене.

Читайте также: