Казахские притчи и легенды на русском языке
Обновлено: 14.11.2024
Один акын (поэт) лежал при смерти. Давно уже были решены все имущественные дела, наследство завещано, даны все возможные .
Похожая притча
Один акын (поэт) лежал при смерти. Давно уже были решены все имущественные дела, наследство завещано, даны все возможные наставления домочадцам, прощения у людей испрошены, молитвы прочтены. Оставалось ждать смерти. Но смерть не шла.
И сыновья, еще раз наклонившись к отцу, спросили:
Рубрика: Казахские притчиСырым-батыр был в гостях у хана Хивы. Был большой праздник со скачками, состязаниями атлетов, народными гуляниями. Хан угощал Сырыма разными кушаньями из всевозможных растений, восточными сладостями да пряниками.
За столом, хан похваляясь и желая подначить знаменитого казаха, спросил у Сырыма:
Рубрика: Казахские притчиБлагодать божья
Рубрика: Казахские притчиБудущий батыр
Будущему батыру Сырыму, было лет пятнадцать, когда он однажды шел домой с охапкой хвороста за окраиной селения Нуралы-хана. Хан стоявший на пригорке заметил подростка и крикнул, что бы тот подошел.
Рубрика: Казахские притчиБоюсь бога
Известный острослов по имени Былгак лежал при смерти. Родные сидящие у изголовья умирающего время от времени повторяли:
Рубрика: Казахские притчиПишу по памяти то, что мне говорил мой отец, а ему его отец…
Давным-давно, во времена набегов, многочисленных войн, армией врага был взят в плен Старик, его брат, жена, и сын. Повелитель армии, хан спросил Старика:
Рубрика: Казахские притчиБудущий батыр
Будущему батыру Сырыму, было лет пятнадцать, когда он однажды шел домой с охапкой хвороста за окраиной селения Нуралы-ха .
«Однажды один адай[[Адай - один из казахских родов]] украл у другого коня и бежал в степь. Второй вскочил на коня соседа .
Похожая притча
Правители приходят и уходят, а народ живет, и будет жить, пока жива ее неповторимая культура и язык. Кочевники, коими и сегодня в душе остаются казахи, всегда любили волю. Бескрайняя степь, которую казахи острием копья отстояли в бесчисленных битвах, воспитала особый свободолюбивый темперамент народа. Только сам народ выбирал себе правителей и судей, возвышал героев и позорил негодяев.
Исламская религия в душе казаха-степняка переплелась с более ранней религией кочевников - тенгрианством. Сегодня казахи искренне считают себя мусульманами в тоже время, не отрекаясь от язычества. Именно эта смесь видимо позволило народу критичнее относится к проявлениям глупого религиозного фанатизма и быть выше формального исполнения исламских уставов. За жадность и алчность некоторые представители духовенства высмеивались народом устами своих лучших представителей.
Общий для всех тюркских народов литературный герой Кожа Насыр, и непосредственно казахские Алдар-Косе и Жиренше - любимые персонажи народных сказаний и анекдотов.
Помимо них память народа сохранила бесчисленное количество своих представителей прославившихся как великие сказители, острословы, мудрецы.
Казахи никогда не были особо религиозны, но в тоже время любой кочевник в душе всегда понимал, что человек часть природы. Причем вовсе не хозяин ее. Жить в гармонии с окружающим миром и обществом - вот главный смысл духовности народа.
Казахи - это народ, который всегда высоко ценил Слово. Слово, которым можно и великана убить, а униженного заставить воспрянуть духом. "Меткое слово как меткая стрела" говорят казахи. Акыны, Шешены, Бии, Жырау и Сал - эти властители Слова, все они высоко почитались в народе. Такие высокие статусы присваивал им сам народ. Красной линией сквозь духовность народа проходит "Слова назидания" Великого Абая. В них смысл и душа народа. В чем-то небрежного и темного, а в чем-то возвышенного и отстраненного от мелких политических интриг.
Примечание:
Акын - поэт-импровизатор
Шешен - оратор, острослов
Бий - народный судья
Жырау - сказитель
Сал - певец
Бесбармак
Один старый хан решил к концу жизни обзавестись очередной молодой женой. Многие придворные сомневались, что старый хан сможет подарить молодой женщине ребёнка, а значит, её участь будет незавидной. Но к удивлению всех, молодка успешно забеременела и родила здорового крепыша. Хан был вне себя от радости.
Но как только ребёнка оторвали от груди и стали кормить едой с ханского стола, он перестал кушать и начал чахнуть на глазах. И чего только не готовили искусные ханские повара – ребёнок ничего не ел. Уж и смерть ребёнку была близка от истощения.
Рубрика: Казахские притчиПохожая притча
Говорят, что растет в бескрайней степи огромный тополь, дерево жизни - Байтерек.
Вечная птица Самрук, закрывая небо крыльями, летит к Байтереку, чтобы, укрывшись в высокой кроне, отложить золотое яйцо — Солнце, дарующее всему живому свет и тепло, жизнь и надежду.
А внизу, у корней дерева, ждет своего часа голодный дракон Айдахар, жаждущий поглотить яйцо и тем самым сменяя день на ночь, лето на зиму.
Дракон всякий раз пожирает светило. Но птица Самрук снова и снова прилетает к дереву и откладывает яйцо. И нерушимой остается борьба Света и Тьмы, Дня и Ночи, Лета и Зимы, Добра и Зла.
Такова философия этой легенды о Байтереке и золотом яйце, которое удерживают в кроне тянущиеся вверх ветви, символизирующие разные народы, нации и религии.
Монумент "Байтерек" воздвигнут в столице Казахстана - городе Астана и поправу стал визитной карточкой города и нового Казахстана.
Комментарии
Anonymous
Вероника Руснак
Спасибо очень помогли)))!
Anonymous
Anonymous
Anonymous
ты же ХАН! ПАТША! неге жабысып калдын к формальному?! ты же уже спустя 25 ! лет должен быть МУДР.
ставь кого пожелаешь на пост президента! ты останешься Ханом! не - тебе надо как выкормить послушных крыс ! которые тебя и едят. Настанет то время, когда будут сносить все, что ты сделал - одумайся!
Anonymous
слабо выражено, а это символы, которые можно объреалить! если бы не. - он еще живой, и еще долг набрал на всех казахов на 130 млрд.долларов сша,уятсыз - миы баргой!неге.
Anonymous
классно я в восторге от легенды весь интернет перерыл и вот нашёл
спасибо авторам
Рамазан
Anonymous 1-ый
Никто не спас. Байтерек - это дерево, чего ей будет от змея? )) А вот яйцо - солнце.. змей (дракон) исправно сжирает. А наутро вечная птица Самрук откладывает новое яйцо. Так и меняется день и ночь..
Anonymous № 2
Все народы родом из язычества, как все взрослые - родом из детства. И те взрослые, что понят свое детство, могут стать хорошими взрослыми, хорошими родителями.
У казахов есть популярная поговорка: Много чего есть, чего я не слышал (не знал). Это формат отношения к жизни НЕзакомплексованного, любознательного человека. Примерьте его на себе и будьте счастливы!
Anonymous
Херня. Никогда до Астаны не слышал эту легенду. Какая то языческая тема.
Откуда она взялась?
Anonymous
хорошо спасибо мне помогло, но не точно мне нужно узнать кто спас байтерек от змеи и как. Но все равно спасибо
Бай и батрак
Один бай любил загадывать психологические загадки. Однажды он, решив проверить своего батрака, снял с него шапку и погладил его по голове. Тот показал баю язык.
Бай схватил свою камчу и кинулся на батрака. Тот ловко перехватил руку бая и сказал: Читать далее →
Рубрика: Казахские притчиГость кивнул и раскинув руки признес:
А ребенка, так с умом!
Рубрика: Казахские притчиВера в Бога
Давным-давно жил на свете один невезучий мужчина. Все у него было, только судьба не дала ему детей. Он взял семь жен, заплатив за каждую их них семикратный калым. Шли годы, но…
Он проезжих купцов он услышал, что далеко на юге живет мудрый человек по имени Муса. Собрав большой караван, он поехал к пророк у Мусе.
Семь дней и ночей мудрый Муса просил своего Бога даровать человеку сына, потому что тот обещал, что если Бог подарит ему детей – то, он уверует в Бога Мусы и свой род тоже приведет к этой вере. Но Бог пророка Мусы не услышал этой просьбы.
Мужчина решил вернуться домой. Обратный путь всегда долог. На их караван напали разбойники и разогнали людей. Мужчина на быстром коне оторвался от преследователей и затерялся в пустыне. Но пустыня была большая и он в ней заблудился. Читать далее →
Боюсь бога
Известный острослов по имени Былгак лежал при смерти. Родные сидящие у изголовья умирающего время от времени повторяли: .
Даст Бог буду твоим мужем!
Был 1937 год. Один казах - служащий сельсовета, вернувшись со службы, домой, сидел в кругу детей в ожидании ужина. За ок .
Благодать божья
Сырым-батыр не был особым ревнителем веры. Однажды когда мулла прочитал суру из Корана - благословление после еды, Сырым .
Читайте также: