Как стать богатым притча

Обновлено: 14.11.2024

Когда жизнь забирает то, что нам больше всего дорого, боль, обида, отчаяние переполняют нашу душу. И в тот момент, как говорится - не до философии.
Не раз подчеркивала, что моя жизнь делится на два этапа: до Израиля и после.
Земля Обетованная подарила мне много исцеляющих от душевной боли идей, постепенно изменяя мой образ мысли с дефицитарного на изобильное.
Одна из таких идей: «Творец всегда хочет дать больше».
Но мы настолько сильно зависим от тех наслаждений которые имеем, что вцепляемся в них мертвой хваткой.

Когда работаю с успешными людьми, всегда подмечаю, что бы не происходило, разорился ли бизнес, случились ли другие неприятности, они просто встают и двигаются дальше. И на следующем витке становятся еще успешнее, еще богаче, еще опытнее, еще мудрее.

Еще в самом начале моей бытности в Израиле, я прочла историю, рассказанную своим ученикам мудрецом
Й. Ашлагом. Она так мне понравилась, что по ее мотивам я написала притчу, которой и хочу сегодня с вами поделиться.
ПРИТЧА ПРО БЕДНЯКА И БОГАЧА

Похожая притча

У меня есть одна знакомая, которая всю жизнь покупает лотерейные билеты в надежде быстро разбогатеть. Как вы понимаете, она ни разу ничего не выиграла, а денег на билеты потратила уйму. Наверняка и вы хотя бы раз встречали такого человека. Конечно, было бы неплохо стать миллиардером в одночасье, но подобные случаи – скорее, исключение, чем правило. Поэтому лучше давайте обратимся к народной мудрости.

Японская притча «Остров одноглазых»

На одном японском острове жил лентяй. Работать парень не пытался, да и не хотел. Он мечтал получить все и сразу. Однажды лентяй узнал, что соседний остров населяют одни одноглазые люди, вроде циклопов. И задумал он доплыть до того острова, поймать циклопа, посадить в клетку и показывать у себя на родине за деньги. Сел лентяй в лодку и поплыл к острову. Не успел он ступить на берег, как увидел, что навстречу ему идет одноглазый. Лентяй решил обманом выманить циклопа на свой остров, пригласив его в гости. На удивление, одноглазый сразу согласился. Однако он попросил лентяя, чтобы тот предоставил ему возможность попрощаться с родными. Для того, чтобы циклоп не сбежал, лентяй отправился следом. Как только лентяй вошел в дом, на него накинулись родственники циклопа, принялись тыкать в него пальцами и ужасаться его безобразному виду. На острове, где все были одноглазыми, два глаза считались уродством. Хозяин дома сказал: «А было бы неплохо посадить этого двуглазого в клетку и показывать его за деньги!».

Еврейская притча «Разные пироги»

Камбоджийская притча «Как бедняк подражал богачу»

Жил на свете человек, у которого была жена и дочь, вот только богатства у него не было. В один прекрасный день глава семейства заявил жене: «Давай поселимся рядом с богачом. Мы будем делать то же, что делает он, и непременно разбогатеем». Так они и сделали: снесли свою ветхую лачугу и построили новую рядом с домом местного богача. День за днем богач заставлял своих работников трудиться в поле, а затем продавать урожай на базаре. Бедняки подражали богачу. Работников у них не было, но они сами трудились в поле и сами продавали урожай. Дела у супругов пошли в гору. Через несколько лет они действительно стали состоятельными людьми. Тогда мужчина сказал: «Я решил отблагодарить богача за науку. Возьму горсточку золота и подарю ему». Вскоре он уже стоял перед соседом и протягивал ему горсть золота. Бывший бедняк рассказал богачу, как он и его жена тайком учились у него, и объяснил, что горсть золота – это благодарность за науку. Но богач вдруг возмутился: «Если ты заработал свое состояние благодаря мне, значит все твое – мое!» Конечно, гость не согласился с хозяином, и тогда оба богача отправились к королю, чтобы тот их рассудил. Короля очень удивила история, поведанная визитерами, но он внезапно спросил у бывшего бедняка: «У тебя есть дети?» «Дочь» – ответил мужчина. «А у тебя есть дети?» – обратился король к богачу. «Сын» – ответил богач. «Тогда предлагаю вам поженить ваших детей для того, чтобы вам больше не понадобилось ничего делить, и вы стали одной семьей!» – торжественно объявил король.

Буддийская притча «Богатый бедняк»

Как-то раз один очень мудрый и благородный человек купил дорогую шкатулку из сандалового дерева, украшенную золотом, и заявил: «Я отдам эту шкатулку самому бедному человеку в стране!» С этого момента к мудрецу потянулись вереницы нищих, но он говорил каждому: «Нет, ты точно не самый бедный человек в нашей стране!» В конце концов все стали сомневаться в том, что мудрец и вправду намерен подарить шкатулку кому бы то ни было. Тогда мудрец объявил: «Я подарю шкатулку нашему правителю, потому что он и есть самый бедный человек в стране!» Слухи о том, что сказал мудрец, вскоре достигли правителя. Он пригласил мудреца в свой дворец для того, чтобы тот удостоверился в его богатстве. Правитель показал мудрецу и свои сокровищницы, где хранилось золото, серебро и драгоценные камни. «Я знал, что все это есть у тебя!» – произнес мудрец. «Так зачем же ты распространял все эти слухи?» – разозлился правитель. «Но ты же не делишься своим богатством с бедными, а потому ты и есть самый нищий человек в стране!» – ответил мудрец.

Похожая притча

Как-то раз к мудрецу, который проповедовал дзен пришел бедный молодой человек.

– Помоги мне стать богатым, учитель! – сказал он и всем своим видом показал, что готов к любым заданиям.

– Ты хочешь стать богатым? – спросил мудрец. – Так нет ничего проще. Там, где ты живешь, есть дом богатого человека. Устройся к нему прислугой. Кем угодно, хоть грузчиком навоза. Потом соблазни его молодую и красивую жену. После избавься от хозяина дома. И женись на вдове. Вот! Ты уже богат и знатен. Все склоняются перед тобой в поклонах. Что еще тебе надо?

Но молодого человека не устроило такое предложение:

– О! Нет, учитель! Я не хочу быть плохим человеком!

Старик удивленно поднял брови:

– Ты хочешь быть хорошим человеком и богатым?! Но ты должен знать, что на достижение такой цели могут уйти долгие годы. Можно быстро стать богатым и плохим. Но богатым и хорошим… Таким, чтобы все говорили о тебе, как о великом праведнике, чтобы поминали тебя в своих молитвах… Этого достичь быстро не удастся! Моей жизни может не хватить на это. Но твоей хватит.

– Хорошо, я согласен, – сказал юноша. – Я готов потратить всю жизнь на пути к этой цели. Расскажи мне, как стать праведным богачом, и буду тебя во всем слушаться.

Старый монах посмотрел на закатное солнце, подумал и сказал:

– Иди домой. Возьми у богача в долг с процентами зерно. Посади это зерно. А когда снимешь урожай, то верни долг, а все что останется раздай всем жителям своего села. И приговаривай, что это дано им на счастье.

– А как я буду жить? – спросил юноша.

– А как ты жил до сих пор? – спросил старик.

– Я снимал угол у самой бедной семьи нашего поселка. Они давали мне воду, рис и ночлег. А я вел их дела, потому что отец у них умер и осталась бедная вдова и ее дочь. А зарабатывал я черной работой, за которую получал гроши.

– Вот и продолжай так жить три года. Расти рис в долг. Раздавай весь урожай. Отдавай честно долг. И помогай всем, кто нуждается.

Молодой человек ушел, чтобы вернуться спустя три года.

– Учитель! – закричал он, подходя к старику. – Я выполнил твое наставление. Я сажал рис, а потом раздавал урожай всем жителям. За это время я прослыл сумасшедшим, но меня все полюбили. Женщина, у которой я жил, решила, что я достоин стать мужем ее дочери. А я уже влюбился в нее без памяти. Так что теперь у меня есть жена, ветхий дом, долги и скоро появится ребенок. Я по-прежнему беден. Что мне делать мудрец?

Старик посмотрел в сторону своей хижины:

– Теперь сделай так. Обойди каждый дом, в который ты отдавал зерна на счастье. И проси у них в долг столько зерна, кто сколько сможет дать. Тщательно записывай, где и сколько взял. Потом арендуй у богача землю. Посади зерно. А урожай распредели. Богатому заплати все с процентами. Всем, кто тебе давал зерно, тоже верни больше, чем одалживал. А остаток оставь себе на следующий урожай.

На второй год снова арендуй землю, но сажай только свое зерно, а все, что вырастет, подели и половину отдай людям на счастье, а половину оставь себе на будущий урожай. Все это время сам зерно не ешь и не продавай. Зарабатывай черной работой. Этого тебе хватит, чтобы кормить семью. И так живи еще три года.

Прошло время. Ученик вновь посетил своего учителя.

– Я делал все, как ты сказал! – промолвил молодой мужчина. – У меня есть дом, он уже не такой ветхий, так как я его починил. У меня прекрасная любящая жена и двое детей. Я все еще очень беден и зарабатываю черной работой. Но нет более уважаемого человека в нашем поселении, чем я. По любому вопросу люди обращаются ко мне. Со всеми спорными делами приходят ко мне, чтобы я рассудил их. Я стараюсь как могу. Но все еще мне не удается стать богатым.

Старик посмотрел на вершину гор и сказал:

– Больше не сажай рис. Наймись учеником к такому человеку, чье мастерство тебе наиболее нравится. С этого труда корми семью, но половину не забывай тратить на всех жителей села. Так живи три года.

Снова ушел мужчина. И снова вернулся. Он сильно изменился. Возмужал, мудрость светилась в его глазах.

– Здравствуй, учитель! – сказал он. – Я поступил ровно так, как ты советовал. Устроился подмастерьем к человеку, который делал бумагу на продажу. И надо тебе сказать, что дела мои пошли очень хорошо. Оказалось, что у меня талант к этому ремеслу. Спустя год, мы уже продавали нашу бумагу в городе самым богатым людям. А сейчас случилось вообще неожиданное.

– Что же такое стряслось? – спросил старик и улыбнулся.

– Мой хозяин сильно заболел. И собрался помирать. Но перед этим от сказал, что у него нет наследников, и он оставляет всю лавку мне. Так он и умер. Мы с женой и уже тремя детьми переселились в новый богатый дом. Я стал основным поставщиком бумаги в город. Дела мои идут в гору широкими шагами. Так что я стал богат!

– А что говорят о тебе люди? – спросил старый монах.

– Я, как ты приказал, каждый год тратил на все село большие суммы денег. Поэтому меня уважают. И они помнят, из какой бедности я вышел. Так что я стал и добрым и богатым человеком, как и мечтал. Но беспокоит меня вопрос.

– Какой вопрос? – спросил старый монах.

– Разве любой человек может стать богатым и добрым? Разве можно сказать, что я сам заработал богатство, если сначала за меня отдала дочь старая вдова, а потом оставил мне лавку мой учитель? Мне просто повезло? Не так ли?

Старик посмотрел на закатное солнце и сказал:

– Мы делаем то, что нам дозволено. Но делаем сами. Если ты не позволил даже мельчайшему зерну зла прорасти в твоей душе, не допустил поселиться там зависти и корысти, то что же ты удивляешься, что тебе стало везти? Это же не везение, а следствие твоих поступков.

– Но так может любой!

– А ты уверен, что любой голодный сможет годами кормить целое село? Любой бездомный сможет помогать страждущим? Любой бедный сможет не смотреть косо на богатых или не завидовать им по пустякам? Покажи мне такого человека и докажи, что ему не повезло в жизни. Можешь?

– Нет, – сказал ученик старого мастера, потому что знал, что не видел людей, чье сердце не было бы источено завистью и злобой.

– Запомни истину, мой уже совсем не юный друг, – прошептал старик. – К любому человеку придет богатство, если он отдаст душу тьме. И к любому человеку придет богатство, если он отдаст душу свету. Но тем, кто живет в тени между черным белым, никогда ничего не достанется. Таких людей большинство. И с этим, увы, ничего не поделаешь.

Похожая притча

Это не только притча, сколько чудо о спасении. Сам юноша упоминается и в других евангелиях ап.Марком и ап.Матфеем. Один считает его юношей, другой законником, а здесь ап.Лука именует его начальником. Вопрос не праздный — Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Такие толкователи как блж.Иероним, свт.Иоанн Златоуст или блж.Феофилакт Болгарский примерно одинаково толкуют ответ Христа, но мне кажется, что лучше всего толковал ап.Павел в своем послании, которое сопровождает это евангельское чтение за богослужением.

Дело в том, что богатство является главным искушением мира. Более того, власть не может существовать без богатства, как и богатства не могут появиться без власти. Богатый человек в любом случае станет начальником и учителем, даже если неспособен к сему званию хотя бы и потому что является слишком молодым, как и сей вопрошающий юноша. Это искушение настолько велико, что ап.Павел призывает облечься во «всеоружие Божие». Потому, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств и властей». Как такое возможно если Сам Господь отделил «Богу богово, кесарю кесарево». Каноны Церкви даже отлучают от причастия тех, кто противится власти. И это совершенно правильно, поскольку мы делегируем власть начальству в надежде на ее социальное служение. Власть осуществляет мир, порядок и справедливость. Но ап.Павел говорит о том, что «мироправители тьмы века сего» и «духи злобы поднебесной» через козни овладевают властями. И поэтому такая власть стремится к своему «дню зла». Так произошло у нас в период Октябрьской революции, так происходит и сейчас на Украине. Власти вдруг становятся врагами граждан и уничтожают их. Только верующие могут противостать и все преодолев, устоять (Еф.6,13). Что это за «всеоружие»? — Истина, праведность, вера, надежда и самое главное Слово Божие, которое есть меч духовный. Что стоит воин, не имеющий оружия? — Как бы не был защищен, все равно потерпит поражение. Таким образом, верующие должны обращаться к властям и богачам со словом Божиим, мы должны вразумлять их и увещевать. Поскольку именно это позволит власти устоять в «злой день», а богатым пройти сквозь «иглины уши». Как граждане имеющие право выбора, право передавать наказы депутатам всех уровней мы должны говорит о милосердии, о помощи друг другу и вообще обо всех Евангельских заповедях. Почему у нас мало людей участвует в голосовании? А потому, что выборы проходят всегда в воскресенье, как будто это самый ненужный день… И получается, что день, который мы обязаны посвящать Богу, молитвам и делам милосердия мы уже обязаны посвящать властям… Почему бы не проводить выборы например в понедельник… дать людям выходной… уверен количество благодарных избирателей увеличится в разы…

Читайте также: