Как притча о праведной земле соотносится с судьбой актера

Обновлено: 22.11.2024

Лука является особым персонажем пьесы «На дне». Именно с его появлением, жизнь в грязной и заброшенной ночлежке оживает. А все потому, что это человек не был похож на остальных людей. Он был добр, он всегда мог утешить добрым словом, подать руку помощи.

Многим из героев пьесы он внушает счастливые жизненные истории. Актера он подбадривает существованием бесплатной клиники для алкоголиков. Бедной Анне он вещает спокойную и тихую жизнь после смерти, о которой женщина так мечтала. Васька Пепел, после общения с Лукой был всерьез настроен уехать в Сибирь с любимой Наташей и начать свою жизнь с чистого листа.

Однажды, в один из подходящих моментов, странник Лука решается рассказать жителям ночлежки историю о «праведной земле» и о том человеке, который, что есть силы, искал ее.

Жил на земле мужик. Он был бедный и несчастный, голодный и оборванный. Только вот не опускал он руки, а все боролся за свою судьбу, ведь верил в существование праведной земли, где все люди равные, где все существа уважают друг друга. Он терпел всякие жизненные трудности и в тяжелую минуту утешал себя сладкими мыслями о той прекрасной, райской жизни. Многое он выдерживал на своем пути, много страдал, но … верил. И вот однажды, познакомился он с ученым и попросил показать дорогу в сторону праведного края. Долго ученый изучал карты, выискивал пути. Но, к большому сожалению, ничего не нашел. Есть все континенты, все страны, а вот праведной земли не сыскать. Не поверил мужик ученому, стукнул его да ушел. Только вот, придя домой, разочаровался в жизни и удушился.

Очень уж история Луки напоминает все те сказки, о который говорил сам странник. Ведь для большинства жителей ночлежки он сочинил такие же сладкие небылицы, которых никогда не было и не будет.

Я думаю, Лука рассказал жителям эту историю для того, чтобы они были готовы принять жизненный удар после прояснения всех неправдивых обещаний. Только вот, у многих героев пьесы история оказалась очень похожа на жизненный путь того мужика, который так и не нашел путь к праведной земле. Актер, после вести о том, что бесплатной клинике не существует, покончил жизнь самоубийством. Васька совершил страшное преступление – убийство и отправился в Сибирь в роли каторжника. Теперь то его там уже не ждет счастливая судьба с Наташей. После таких событий Наташа становится сама не своя, ведь ее жизнь теперь тоже разрушена.

Вот и получается, что выдуманные рассказы странника привели к еще худшим последствиям. Конечно, старик хотел утешить и поддержать утопающих жителей ночлежки, но, они приняли его рассказы слишком близко к сердцу и не смогли сдержать эмоции, не смогли найти в себе силу воли, чтобы бороться с окружающей нищетой и своей слабохарактерностью.

Похожая притча

До появления Луки обитатели ночлежки живут привычной жизнью:
грызутся и ругаются между собой, напиваются, ненавидят,
издеваются друг над другом, некоторые мечтают вырваться
из этого дна и начать жизнь заново.
Старик сразу обращает на себя внимание своей незлобивостью,
шутками-прибаутками, ласковым обращением, желанием помочь.
Он для всех этих обиженных жизнью людей находит нужные
слова, которые успокаивают людей или дают иллюзию получить
для себя другую судьбу. Он даёт понять, что для него все люди
одинаковы:
Особенно восприимчива к речам Луки умирающая Анна.
Этот проходящий мимо и совсем не знакомый для неё человек,
единственный из всех обитателей ночлежки был готов выслушать
эту несчастную женщину. Выслушать и пожалеть, утешить,
убедить её в том, что скоро ей не будет больно.

Актёру он даёт другую надежду - вылечится от пьянства.
Вот есть де, где-то больница, да бесплатная для таких
как Актёр, вот только название города забыл.
Бывший артист воодушевляется и готов мечтать, как он
выберется из этой грязи и снова вернётся на подмостки.
Даже удачливый вор Пепел, который с осторожностью
относится к Луке.
Он слушает его рассказы о Сибири и даже пытается
уговорить Наташу ехать с ним. Он готов поверить в
слова этого странного старика;
готов попробовать ради любимой девушки изменить
и её жизнь и свою.
Лука и для пропащей Насти находит ласковые слова.
Лука каким-то странным образом смог взбаламутить это "дно ",
хоть не на долго, но подарить людям надежду, пусть и
иллюзорную. А как жить, не имея ни веры, ни надежды?
После ухода Луки Клещ негодует:" Поманил их куда-то. а сам-
дорогу не сказал. "

После ухода Луки все происходит совсем не так, как рассчитывали
герои и в чем убеждал их Лука.
Васька Пепел действительно пойдет в Сибирь, но не как вольный
поселенец, а как каторжник, обвиненный в убийстве Костылева.
Актер, потерявший веру в свои силы, в точности повторит судьбу
героя притчи о праведной земле, рассказанную Лукой.
Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись
в существовании праведной земли, удавился, полагает,
что человека нельзя лишать надежды, пусть иллюзорной.
Горький же, показывая судьбу Актера, уверяет читателя и
зрителя в том, что именно ложная надежда может привести
человека к петле.
Все герои сходятся на том, что Лука вселил в их души ложную
надежду.
Ho ведь он и не обещал вывести их со “дна” жизни - он просто
вселил в них надежду на то, что выход есть и что он не заказан
для них. Ta вера в себя, которая проснулась в сознании ночлежников,
оказалась слишком непрочна и с исчезновением старика,
который способен был разбудить ее, тут же и угасла.
Дело в слабости обитателей ночлежки, в неспособности и
нежелании их сделать хоть немногое для того, чтобы
противостоять безжалостным социальным обстоятельствам,
обрекающим их на ночлежку Костылевых.
Надежда, разбуженная в их душах, не может найти в их
характерах внутренней опоры; им всегда будет необходима
внешняя поддержка даже столь беспомощного в практическом
смысле человека, как “беспачпортный” Лука.

Похожая притча

в пьесе есть эпизод, который предостерегает героев от опрометчивого шага – веры словам Луки, а в конечном счете, и от гибели. Это рассказ старца о «праведной земле». Он находится в середине третьего акта, являясь, с точки зрения композиции, вставным эпизодом.

Лука рассказывает эту историю потому, что считает, что «не всегда правдой душу вылечишь»: «Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил». Праведная земля понималась героем этого рассказа так: «…в той, дескать, земле – особые люди населяют… хорошие люди! Друг дружку они уважают, друг дружке – за всяко-просто – помогают… и всё у них славно-хорошо». Таким образом, «праведная земля» представляет собой противоположность реальной жизни, по крайней мере, той, какой её знают обитатели ночлежки.

Далее Лука рассказывает: «Был он – бедный, жил – плохо… и когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, - духа он не терял, а всё, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! Потерплю! Ещё несколько – подожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю…». История этого человека, как две капли, похожа на жизнь ночлежников: они также бедны, им также плохо живётся. Но никто из слушателей не задумывается об этом.

Конец этой истории трагичен и неожиданен. Человек, веривший в «праведную землю», погибает, когда узнаёт от одного ссыльного ученого, что такого места на карте нет и быть не может: «Сейчас это учёный книги раскрыл, планы разложил… глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной – нет!». Иллюзия разбита, надежды на избавление от тягот настоящей жизни не осталось, человек умирает: «Жил-жил, терпел-терпел и всё верил – есть! А по планам выходит – нету! Грабёж. »

Смысл этой истории, по мнению Луки, в том, что человек умер потому, что тот ссыльный учёный вовремя не пожалел ближнего своего. Если б солгал, что есть «праведная земля», человек бы и дальше жил спокойно, а так…

Но сам автор считает совершенно по-другому. Горький, как уже было неоднократно сказано, выступал против утешающих иллюзий. Сказка о «праведной земле» иллюзия и есть, и, следственно, причину смерти человека автор видит в том, что сказка в какой-то момент заменила реальность. А если ушло заблуждение, то и жизнь, следовательно, вместе с ней.

Автор даёт босякам пьесы «На дне» последний шанс. Он как бы обращается к ним со словами: «Одумайтесь, не верьте старику! Ложь не спасёт вас!». Но по реакции героев эпизода понятно, что они не поняли глубинный смысл этого рассказа про «праведную землю».

Наташа с большим интересом слушает старца, а в конце истории жалеет покойного: «Жалко… человека-то». Пепел тоже. Он почти поверил в существование этой земли. Один лишь Бубнов смеётся: «Всё - выдумки».

Похожая притча

Форма входа

Главное меню

Изложения (тренинги)

Сейчас на сайте

16.05.2021 - на Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений 9.2 по сборнику С.Ю.Ивановой "ОГЭ-2021" Подробнее >>

08.03.2021 - На форуме сайта завершена работа над сочинениями по сборнику текстов ЕГЭ 2020 года под редакцией С.Ю.Ивановой. Подробнее >>

01.03.2021 - На сайте завершена работа по написанию сочинений по текстам ОГЭ 2020 с сайта ФИПИ. Подровбнее >>

07.02.2021 - На Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений по сборнику С.Ю.Ивановой "Сдавай ЕГЭ на все 100!" Ссылка >>

27.12.2020 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

31.12.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько". Подробнее >>

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

8.С какой целью Лука рассказывает ночлежникам историю о праведной земле?

Важное место в пьесе М. Горького «На дне» занимает рассказ Луки о праведной земле, месте, которое «особые люди населяют. друг дружку . уважают, друг дружку — завсяко-просто — помогают». О ней старик повествует ночлежникам, чтобы доказать: «не всегда правдой душу вылечишь». Ведь она, правда, погубила героя истории : узнав о том, что праведной земли не существует, человек «удавился».

Лука хочет донести до своих товарищей по несчастью, что им, людям, живущим «на дне», нужно верить в лучшее: в праведную землю , в больницу, где «организмов лечат», в любовь, о которой так красиво написано в книгах, что читает Настя . Верить потому, что только надежда может спасти этих убогих людей. Надежда, а не суровая правда.

Читайте также: