Как понять притчу я всего лишь продавец

Обновлено: 21.12.2024

В Священном Писании встречал фразу, смысл которой для меня не совсем понятен: у имеющего мало отнимется, имеющему много – прибавится. Прошу пояснить смысл, заложенный в эту фразу.

О коллективе

Ученик, бывший наемным директором в компании среднего размера, однажды спросил:

— Учитель, понятно, что, скажем, совместная пьянка для того, чтобы сплотить коллектив, это глупо.

— Конечно, — улыбнулся Учитель, — совместная пьянка сплотит алкоголиков, пьяниц и начинающих любителей выпить. И сделает она это только на время, пока они вместе пьют. При чем тут работа?

— Я тоже так думаю — кивнул ученик, — но скажи, какие методы уместны с точки зрения Пути для того, чтобы сделать коллектив более дружным?

— Что ты имеешь в виду, говоря «дружный коллектив»?

— Ну это люди, которые беспокоятся друг о друге, помогают друг другу… как в семье…

— О! — сказал Учитель. — Как в семье. Отлично! А как сделать, чтобы в семье все родственники вели себя именно вот так? Ну если бы ты, скажем, был главой большой семьи, патриархом, что бы ты делал?

— Я, — ученик задумался, — наверное, я показывал бы им это собственным примером. Любил бы всех родственников и всегда старался поддержать их…

О политике

Однажды Учитель заметил, что ученик в перерыве занятий читает газету. Он спросил его:

— О чем ты читаешь?

— Ты можешь видеть мир таким, какой он есть, а можешь — таким, каким его показывают те, кому от тебя что-нибудь нужно. В первом случае ты проживешь жизнь так, как хочешь ты, во втором — так, как хотят они.

Когда мы попросили Первого Ученика прокомментировать эту запись, найденную нами в одной из тетрадей, он сказал: «Учитель не видел большой разницы между бизнесом и политикой. Он говорил, что в среднем в бизнесе немножко больше правды».

О рекламе

Однажды ученик принес в школу новый рекламный плакат своей компании, для того чтобы перед занятием обсудить его с товарищами. Учитель вошел в помещение и заметил плакат. Посмотрел на него пару секунд, а потом обратился к принесшему его ученику со словами:

Остальные ученики тоже удивились, они считали плакат вполне неплохим и успели к этому моменту дать своему приятелю несколько небольших, но дельных замечаний.

— Посмотри, что тут у тебя написано: «Все виды электрических инструментов».

— Но мы действительно предлагаем все существующие сегодня в стране виды инструментов, что в этом плохого?

— В том, что у вас уникально широкий ассортимент плохого ничего нет, если это выгодно для бизнеса, — ответил Учитель, — но нельзя в рекламе говорить «все виды чего-то» или «все такие-то товары» люди попросту этому не верят.

В тетради одного из учеников, где мы обнаружили эту историю, дописано, судя по всему, позже: «Я поговорил со своими клиентами, все они сказали, что если рекламное предложение, на их взгляд, чрезмерно привлекательное, они подозревают в нем подвох».

О ясности

Однажды ученик спросил Учителя:

— Учитель, у меня довольно часто не получается добиться взаимопонимания с клиентами. Как мне стать сильнее в этом?

— В чем это выражается?

— Я продаю очень сложное оборудование для заводов. В нем много самой современной электроники, некоторые узлы и механизмы изобретены нашими инженерами, и больше таких нигде нет. Но когда я объясняю покупателям, как работает то или иное устройство, я вижу, что многие из них не понимают того, что я говорю. Они делают вид, что им все ясно, — скорее всего, для того, чтобы выглядеть профессионалами, но на самом деле не знают многого и из-за этого не могут понять всех преимуществ наших устройств.

— Замечательно, — сказал Учитель, — что ты продаешь столь современный товар. Я понимаю, вопрос только в том, как ты это делаешь…

— Нет же! — воскликнул ученик. — Вопрос в том, что они не все разбираются в технологиях! И им поручено принимать решения, от которых зависит судьба их предприятий.

— Так… — задумался Учитель, — а ну-ка попробуй продать мне свое оборудование. Какое-нибудь одно устройство.

— Но Учитель, при всем уважении к тебе, ты же сам говорил, что ничего не понимаешь в технологиях!

— Ну и что, продавай так, чтобы я понял, — воскликнул Учитель. И, подумав, добавил:

— Продавай самое простое устройство.

— Учитель, — ученик покраснел и наклонил голову, — ты все равно не поймешь ни слова.

— А как же твои покупатели?! — Учитель удивленно поднял брови.

— Но они обязаны разбираться в этом, ведь они работают на современных предприятиях…

— Они не обязаны! Они тебе ничем не обязаны! — воскликнул Учитель. — Это ты обязан объяснить им все так, чтобы они поняли. Чтобы я понял. Чтобы десятилетний школьник понял. И если все кругом понимают и только покупатель не понимает, то что? — снова спросил он ученика.

— То значит, что только этот покупатель плохо подготовлен для своей работы.

— Эх, — вздохнул Учитель, — это значит, что ты плохо подготовлен для работы с ним.

Похожая притча

«Что почитать о правильных продажах?» Когда об этом в очередной раз спросили Олега Макарова, автора тренингов по продажам и маркетингу, он придумал сборник притч «Путь торговли». Это краткие поучительные истории об отношениях с коллегами и клиентами, о бизнесе, рекламе и даже о нравственности — обо всем, что нужно знать хорошему продавцу. Но лишние слова ни к чему. Просто насладитесь несколькими мудрыми притчами из книги.

Похожая притча

Сегодня я хочу вам рассказать захватывающую и поучительную притчу об одном восточном продавце, которую придумал и пересказал порталу E-xecutive Сергей Зимин. Я же позволил себе дописать небольшое продолжение, которое, я надеюсь, немного углубит и расширит поучительную составляющую эту прекрасной истории. Итак, садитесь поудобнее и без долгих церемоний начнём.

Давным-давно в славном городе Самарканде жил продавец подсолнечных семечек по имени Мансур. И до поры до времени он ничем не выделялся среди дюжины собратьев-продавцов, сидевших у мечети Биби Ханым.

Вне всякого сомнения, любой житель столицы предпочел бы вместо семечек купить рахат-лукум или, на худой конец, пару кусков колотого сахара набат. Однако, такие лакомства могли позволить себе только богачи. И поскольку на каждого богача приходилась сотня бедняков, немудрёный товар пользовался постоянным спросом. Это охотно подвердили бы подметальщики улиц, которые каждое утро собирали громадные кучи шелухи.

Но как раз потому, что семечки стоили гроши и продавались на каждом углу, Мансур был таким же бедняком, как и его покупатели. Весь день он перекрикивал конкурентов, нахваливал свой товар и хватал прохожих за полы халатов. Но что можно заработать, когда остальные торговцы делают то же самое: кричат, перекрикивают и нахваливают? Поэтому вечером, когда Мансур уходил домой, его мешок с семечками оставался почти таким же полным, как и утром.

Жена с грустью смотрела на усталого мужа и молча подавала ужин: лепёшки и жидкий чай. Он ел и тоже молчал. Рассказывать было нечего, сегодняшний день был таким же безрадостным, как вчерашний, и ко всему прочему болело надсаженное от криков горло.

Рано утром Мансур сел на своё место и, слегка смущаясь, воткнул в мешок с семечками палку с дощечкой. На дощечке крупными буквами было начертано:

Кто умел читать, смеялся и покупал. Кто не умел, останавливался возле смеющихся и тоже покупал.
Этот день стал самым счастливым в жизни Мансура. Он три раза бегал домой, чтобы наполнить мешок! И заработал больше, чем за три месяца обычного сидения.

Утром Мансур погрузил на тележку сразу три больших мешка семечек – чтобы не возвращаться домой за новой партией товара – и, распевая песни, отправился к мечети. Торговцы уже сидели на своих местах. Он подошел поближе – и оторопел.

Над всеми мешками возвышались таблички, на которых кривыми буквами или красивым почерком писаря были выведены надписи:

ВКУСНЕЙШИЕ СЕМЕЧКИ ВО ВСЕМ ЭМИРАТЕ!
УСЛАДА ДЛЯ ЯЗЫКА, ПРАЗДНИК ДЛЯ ЖЕЛУДКА!
ХОЧЕШЬ УЗНАТЬ, ЧЕМ ПОТЧУЮТ ПРАВЕДНИКОВ РАЙСКИЕ ГУРИИ?
ПОПРОБУЙ МОИ СЕМЕЧКИ!

Тогда Мансур начал предлагать постоянным покупателям особый подарок: каждый десятый кулек он отдавал бесплатно. А те, кто покупал не один кулёк, а сразу несколько, получали от него леденец или тянучку.

И вот уже все дети упрашивали своих родителей: «Пожалуйста, покупайте семечки только у дяди Мансура!».
Остальные продавцы приуныли. Они уже не поспевали за новыми выдумками Мансура и его жены.

А Мансур не унимался. Он нанял мальчишек, чтобы они ходили по домам и предлагали семечки хозяевам. И когда в сильную жару или холодный дождливый день торговля почти останавливалась, Мансур был по-прежнему в прибыли.

Да и в хорошие дни Мансур больше не сидел у мечети. Он нанял сначала двух, а потом еще пятерых людей, которые продавали его семечки у всех городских ворот, на базаре и на площади перед дворцом эмира.
Семечки у него действительно были превосходные, хорошо обжаренные, без гнили и мусора. К тому же на мешках его наемных продавцов была вышита издалека заметная надпись «Мансур».

И вот с этим уже трудно было что-то поделать, потому что все знали Мансура, а кто знал продавца Абдуллу или продавца Садыка?
А процветание Мансура оборачивалось все новыми неприятностями для других торговцев.

С незапамятных времен семечки стоили два медных дирхема за пиалу. И что же сделал Мансур? Он приказал своим людям целую неделю продавать семечки всего за один дирхем.

Конечно, он работал в убыток, но он мог позволить себе убыток – в отличие от конкурентов. И через неделю половина оставшихся продавцов была вынуждена отказаться от самостоятельной торговли и наняться к Мансуру.

Через полгода его приняли в городскую купеческую гильдию. Кое-кто ворчал, что нехорошо, что рядом с почтенными купцами, торгующими тканями, коврами, серебряной посудой, благовониями, мукой и зерном, сидит какой-то продавец семечек. Но ворчали вполголоса, потому что знали, что при дворе благоволят выскочек.

И они не ошибались. Каждый визирь неоднократно получал в дар от Мансура по мешку замечательно вкусных семечек. А внутри мешка – если немного порыться – можно было найти пять, десять, а то и двадцать золотых динаров.

Мансур не давал роздыха ни своему уму, ни своим людям.
Например, в день рождения эмира он распорядился продавать три кулька семечек по цене двух. И каждый продавец был обязан говорить покупателям, что Мансур делает это из любви к повелителю.

А сам он через начальника дворцовой канцелярии передал государю особый подарок. Это был огромный мешок из блестящего китайского шёлка – с вышитыми пожеланиями вечной жизни и наполненный очищенными семечками в разноцветной глазури.

После этого семечки стали любимым лакомством эмира – наравне с шербетом и орехом макадамия, который привозили из Южных морей. А Мансур получил звание поставщика двора.

И очень скоро он стал лучшим из всех поставщиков! Что ни день он посылал засахаренные семечки прекрасным обитательницам гарема, в первую очередь тем, кто был удостоен особого расположения их светлейшего господина.

Не забывал он и евнухов, чье мужское бессилие с лихвой возмещалось могуществом при дворе, и, конечно, своих давних покровителей – визиря по торговым делам, командующего столичным гарнизоном и начальника личной канцелярии государя.

И вот наконец, после двух лет неустанных трудов и трат, бессонных ночей и утомительных дней, Мансур получил желанную награду.

Его пригласили во дворец – больше, чем во дворец – в тронный зал дворца! – и в присутствии эмира вручили высочайший фирман. Отныне Мансуру и его детям (если таковые есть или появятся в будущем), а также всем его потомкам до седьмого колена даровалось монопольное право на торговлю подсолнечными и тыквенными семечками в Самарканде, Бухаре, Хорезме, Ташкенте, Карши, равно как и во всех прочих городах и областях благословенного Мавераннахра.

Сообщив великую новость жене, Мансур направился в большой сарай, построенный рядом с его домом. Там, как всегда, кипела работа. Десятки людей очищали семечки от мусора, обжаривали, сортировали по размеру, взвешивали, упаковывали, покрывали глазурью, делали леденцы для подарков постоянным покупателям.

Третий ученик сказал, что без поддержки сильных мира сего невозможно создать солидное предприятие.

Четвертый порассуждал о необходимости продавать товар в надлежащей упаковке.

Советник слушал, кивал, но мыслями, казалось, был где-то далеко. Возможно, ему было скучно, ведь он знал ответы на все вопросы.

Комментарий от SalesPortal:

Когда ученики ушли, из маленькой щели в полу вылез мышонок. Советник приоткрыл глаза. Он знал этого зверька и частенько оставлял ему хлебные крошки. Мышонок не умел говорить, но умел думать. Советник знал язык зверей и глядя мышонку в глаза, поздоровался с ним. Мышонок наклонил головку в знак почтения. После этого почти формального приветствия у них состоялся следующий диалог:

О кризисе и возможностях

Ученик спросил Учителя:

— Учитель, я никак не могу понять сути того, чем все восторгаются. А именно: в японском языке иероглиф, означающий слово «кризис», состоит из двух иероглифов, которые означают «проблема» и «возможности». Ну и что?

— Действительно не понимаешь?! Это ужасно! Убирайся из Школы!

— Но завтра я могу вернуться?

— Ты поймешь, когда тебе можно будет вернуться, — отрезал Учитель.

Прошло два дня, этот ученик постучал в дверь Школы. Учитель вышел к нему и сказал:

— Ничего не говори, я не поверю тебе! Уходи!

Остальные ученики стояли за его спиной, боясь вымолвить даже слово. Никто не понимал, чем вызван такой гнев Учителя… Прошло около года, и ученик вновь возник на пороге. Учитель внимательно осмотрел его, улыбнулся и сказал:

— Вот теперь ты действительно понял.

И когда ученик зашел, Учитель предложил ему рассказать все другим ученикам.

— На следующий день после того, как я покинул Школу, — рассказал ученик, — хозяин фирмы, где я работал, сказал, что не нуждается больше в моих услугах. Я догадался, что тут не обошлось без Учителя, и пришел, но, вы помните, Учитель снова прогнал меня.

— Ты не представляешь, насколько трудно было уговорить начальника расстаться с тобой.

— Это я понял уже потом. Я очень старался найти работу, но не смог найти подходящей, а мне надо было содержать семью. Тогда я создал собственную фирму… Не прошло и года — моя фирма сегодня одна из крупнейших в своей отрасли… Теперь я действительно понял, что означают эти иероглифы и… нет слов, Учитель, как я тебе благодарен!

— Благодари Путь, — по обыкновению сказал Учитель.

Похожая притча

Сказал Господь такую притчу: Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Притча о работниках последнего часа – с точки зрения современного человека, в плане экономики или социальной справедливости – совершенно непонятна. Любой нормальный предприниматель скажет вам, что такое ведение хозяйства не может не привести к полному разорению. Любой нормальный рабочий потребует, чтобы оплата производилась согласно сделанной работе и возмутится произволом хозяина. Но все подобные суждения слишком поверхностны, чтобы быть истинными. Мы должны найти центральный смысл притчи, и тогда все подробности станут на свои места.

«Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». С самого начала мы предупреждены, что перед нами не поучение на социальную тему, но откровение Царства Небесного. В притче работники, трудившиеся в винограднике от третьего, шестого и девятого часа, заключили с хозяином определенный договор, но, видя то, что получили работники одиннадцатого часа, они неожиданно потребовали дополнительной платы. Но справедливое с социальной точки зрения требование может называться порой по-другому – как отстаивание своего и отсутствие любви к ближнему как к самому себе. В конце концов, ведь не работники одиннадцатого часа просили, чтобы их дольше трудившиеся товарищи получили больше!

Переведя притчу из области трудовых соглашений в духовную сферу, мы можем увидеть, что именно такие отношения нередко у нас бывают с Богом. Неужели обратившийся к Богу на смертном одре после беспутно прожитой безбожной жизни, может оказаться рядом со мной на небесах, или даже будет вознесен несравненно выше? Или наши посты и длинные церковные службы ничего не значили, в то время как он с безумными толпами спешил к своим зрелищам мимо храма? Нам трудно представить его в благодатной вечности, пусть даже если он и возвратился к Богу как блудный сын. Мы подобны тому старшему брату, исполненному праведного, как нам кажется, возмущения происходящим. Нам не нравится эта непостижимая щедрость Бога. Мы предпочли бы, чтобы Бог действовал согласно нашим законам. Мы могли бы позволить Ему любить никем не любимых на наших условиях, соблюдая установленный по нашим меркам порядок.

Это Евангелие провозглашает одну из главных истин нашей веры, о которой непрестанно повторяет апостол Павел: «Все согрешили, все лишены славы Божией, но оправданы даром Его благодати» (Рим. 3, 23–24). Этими вечно недовольными ропотниками в притче во времена земной жизни Спасителя были книжники и фарисеи, которые не переставали негодовать на Христа, за то, что Он собирал вокруг Себя мытарей, грешников и блудниц. Язычники, не знавшие ранее истинного Бога, входили в Церковь наравне с принявшими Христа иудеями. У Бога нет ни для кого привилегий. «Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» – говорит Христос.

Обратим внимание также на то, что искушение идеей справедливости относится не только к иудеям. Человечество непрестанно требует справедливости. В самом деле, жизнь должна быть более справедливой во всех отношениях. Однако не трудно заметить, что программы, основанные на идее справедливости, часто приводят к самой жестокой несправедливости. Опыт прошлых веков и особенно нашего времени показывает, что недостаточно одной справедливости, если она препятствует действию более глубинной жизненной силы, которая есть Христова любовь. Без этой силы, которая крепче греха и смерти, без того, чтобы она была положена в основание всего, невозможно устроение человеческой жизни. Но непреложно слово Христово, обращенное к верным: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).

Эта притча могла бы дать великую надежду многим. И, может быть, прежде всего родителям, дети которых отошли от Церкви. Ничто навсегда не потеряно для Бога. Он будет звать до последней минуты. Пока жив человек, не бывает слишком поздно. И мы знаем, как Господь показал исполнение этой притчи в последний момент жизни разбойника благоразумного, распятого вместе с Ним. И мы должны постоянно помнить заключительные слова притчи: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных». Каким бы усердным ни было наше христианское жительство, сколь бы активна ни была наша христианская деятельность, мы должны всегда считать себя рабами ни на что негодными. Но негодные не означает ничего не стоящие. В очах Божиих каждый из нас стоит того, чтобы за него можно было умереть. И это вовсе не теория. Христос умер за нас. И наше достоинство – в этом нашем причастном Его смерти и воскресению бытии, а не в том, что мы делаем. Что бы мы ни делали – это ничто, но мы должны стать подобными Христу смирением и полным отсутствием себялюбия. Многими трудами и скорбями можем мы обрести этот дар, и только с ним будет дана ни с чем не сравнимая радость узнать, что Божественная самоотдающая любовь обращена к нам. Потому что в Царстве Божественной справедливости работники одиннадцатого часа – это мы.

О бродячем торговце

Однажды в дом Учителя постучался бродячий торговец:

— Здравствуйте, я хочу предложить вам эту замечательную энциклопедию! — скороговоркой начал он, доставая увесистый том. — В ней собраны сведения обо всем в мире! Она содержит сотни тысяч статей, нет ни одного значимого события в мировой истории и ни одного человека, оставившего в истории след, не упомянутого в этом замечательном издании…

Когда он остановился, чтобы набрать воздуха и продолжить заученный монолог, Учитель улыбнулся и сказал:

— Юноша, ты очень хорошо говоришь. Внятно и быстро. Ты успел сказать мне очень много хороших слов об этой книге за такое короткое время… Но ты не сказал и одного слова обо мне…

О краткости

Однажды ученик спросил Учителя:

— Учитель, скажи, что мне делать: я прихожу к клиенту, рассказываю о своем товаре, а он говорит, что ему такой товар вовсе не нужен.

— А он ему нужен? — спросил Учитель.

— Да, я в этом уверен! Это очень хороший товар, он нужен всем!

— Докажи, что он нужен мне.

И ученик начал рассказывать о своем товаре. Он говорил довольно долго, но когда закончил, Учитель нахмурился и сказал:

— Все-таки, я не уверен, что мне нужен этот товар. Ученик ушел домой и готовился семь дней. Наконец он пришел к Учителю и попросил разрешения снова рассказать о своем товаре. Учитель выслушал его краткую речь и сказал:

— Да, мне нужен этот товар, и я на самом деле куплю его у тебя. Вот, возьми деньги. Но что главное ты понял за эту неделю?

— Я понял, что надо готовиться.

— Это один урок, — сказал Учитель, — а второй?

— Второй… что надо говорить короче? …

— Почти так. Чем дольше готовишься, тем короче речь.

Учитель рассказал ученикам:

— Наступала осень, и птицам пора было лететь за море. Одна хвасталась: «Я тренировалась все лето, и у меня очень много сил! Я смогу перелететь море, не останавливаясь!» Другая сказала: «Нет, я не такая сильная, как ты. Возможно, я не смогу преодолеть этот путь, но я буду стараться». «Ну что ж, старайся, — ответила первая, — надеюсь, тебе повезет. Встретимся на той стороне моря!» И они полетели. Первая летела, размеренно и мощно взмахивая крыльями, с каждой минутой все больше и больше удаляясь, а вскоре скрылась за горизонтом.

Вторая птица летела не спеша, глядя не только вперед, но и вниз. Как только она видела под собой какие-то плавающие по морю предметы, она снижалась, и если они выглядели достаточно надежными, садилась и отдыхала. Она летела очень долго, много дней и наконец достигла другого берега. А первая птичка так и не появилась.

— Отдыхай, когда у тебя еще достаточно сил.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Слова «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф.25:29) произнес Спаситель, рассказывая притчу о талантах. Для правильного их понимания необходимо раскрыть смысл притчи в целом.

В притче в качестве символа используется самая крупная денежная единица у евреев в библейское время – талант, который составлял 3000 сиклей. Весом золотой или серебряный еврейский талант был 44,8 кг. Это образно указывает на великое значение, которое имеет все, что дает Бог человеку. Начиная со святых отцов-экзегетов, под талантами понимаются: 1. Данные человеку черты богоподобия, составляющий в нем образ Божий. 2. Естественные дарования: ум, творческие способности, нравственные и эстетические чувства, телесные силы. 3. Внешние блага: власть, богатство, звания – каждому по его силе, т.е. по мере возможностей каждого употребить их к славе Божией, а не для себя. Мудро раздав Свое имение, Он тотчас отправился (Мф.25:15). Здесь говорится о Вознесении: иду к Отцу (Ин.14:28). Притча была рассказана Спасителем незадолго до Его Крестной смерти.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета (Мф.25:19). Господь этим указывает, что Его Второе пришествие не будет так скоро, как думали некоторые ученики. Каждый, получивший таланты, должен будет дать отчет. Это напоминание о грядущем неизбежном для каждого Суде является весьма важным для правильного понимания смысла притчи. Очень часто в ней видят лишь мысль о необходимости развивать и реализовать свои способности. Это понимание узко и ложно. В Евангелии совершенно ясно проводится мысль о том, что все данное человеку от Бога, должно быть трудами приумножено и принесено именно Богу (посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; Мф.25:27).

Оправдали ожидания господина только два раба. Третий закопал талант в землю и скрыл серебро господина своего (Мф.25:18). Под землею надо понимать самого обладателя таланта: он либо погубил данные ему дарования, либо обратил их для себя: для удовлетворения гордыни и честолюбия, корыстолюбиво использовал только ради своего обогащения. Он ничего не принес господину. Первые же два раба оказались верными. Они с помощью благодати Божией и своих трудов умножили полученное ими. Если мы увидим, что здесь в аллегорической форме говорится о Царстве Небесном, то нам откроется смысл слов Спасителя, о которых спрашивает автор письма. Тот, кто, исполняя волю Бога, сохранил и умножил данные ему дарования, получит еще и блаженство в Царстве Небесном (всякому имеющему дастся). Тот же, кто ленью и нерадением погубил данные ему возможности или растратил их ради суетных, неугодных Богу целей, будет ввержен в ад и потому лишится даже того, что имел при жизни его (отнимется и то, что имеет).

Притча о талантах применима не только к каждому человеку, но и к отдельному народу и человечеству в целом. Страшно сознавать, что человечество уподобилось неключимому рабу, который не только не выполнил волю господина, но еще и встретил его упреками и оскорблениями: ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал (Мф.25:24). Как легко увидеть здесь нарастающую в современном мире агрессивную антихристианскую настроенность. Чем встретит человечество грядущего в мир Судию, время пришествия Которого по многим явным признакам, по-видимому, приближается? Во что оно обратило великие дарования и благодеяния, данные Богом: плоды искупительной Жертвы Сына Божия, возвышенное учение о путях нашего спасения и те богатые творческие способности, которые в изобилии даны людям. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:33). Исполнило ли человечество эту главнейшую заповедь, данную Спасителем мира почти две тысячи лет назад? Нет. Вместо этого оно создало гигантскую, совершенно бездуховную, цивилизацию, проникнутую гедонистическим духом. Ее главная цель и основной движущий мотив – удовлетворение неудержимо растущих чувственных потребностей. Именно для этого используются дарования миллионов и десятков миллионов людей. Все это – прямой результат того трагического поворота, который совершился еще в эпоху Ренессанса. Для средневекового человека центом духовного притяжения был Бог. Сознание его было теоцентричным. Это определяло весь строй жизни. В эпоху Ренессанса главной чертой мировоззрения становится антропоцентризм. «Отсюда понятна и та гордость, которую культивирует эпоха Возрождения как положительное качество человека, в противоположность христианской добродетели смирения, и то поистине демоническое честолюбие и стремление к славе, каких не знала другая эпоха. Человек – центр мироздания, он теперь не столько творение, сколько творец, и потому он вправе гордиться собой и утверждать свое человеческое достоинство. Именно эпоха Возрождения впервые создает своего рода сакральное отношение к человеческой деятельности. У греков созерцание не случайно ставилось выше деятельности, даже деятельности государственного человека, которую так уважали в греческих республиках: созерцание приобщает человека к тому, что вечно есть, к самой сущности природы… В средние века отношение к деятельности несколько меняется; но высшей формой деятельности признается здесь та, что имеет отношение к нравственно-религиозной сфере – к спасению души; а эта деятельность во многом сродни созерцанию: это молитва, богослужебный ритуал, размышления о вещах Божественных. И только в эпоху Возрождения, когда человек видит в себе творца, творческая деятельность приобретает в его глазах оттенок сакральности: ведь в своей деятельности человек теперь не просто удовлетворяет партикулярно-земные нужды – он творит мир, творит красоту и творит самое высокое, что есть в мире – самого себя» (П.П.Гайденко. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. Гл.1.1).

Вряд ли полезно мечтать о каком-либо выходе из этого антропоцентрического тупика человеческими силами. Перспектива может быть только эсхатологической. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25:31-34).

Читайте также: