Как бог даст притча

Обновлено: 25.04.2024

Эта история произошла в давние времена, еще до революции. Один купец возвращался из-за границы из деловой поездки. А купец этот крепко верил в Бога и удивительно чутко относился к событиям, которым другой человек не придал бы особого значения.

Вот он ехал домой со своим личным кучером и вдруг увидел, что на мостовой сидит крестьянин и громко приговаривает: "Не как ты хочешь, а как Бог даст".

К большому неудовольствию кучера купец пригласил "оборванца" в карету. Он стал расспрашивать крестьянина и услышал такую историю.

Жил он в деревне с отцом, женой и семью детьми малыми. Пришла беда, вся семья заболела тифом. А для восстановления сил и здоровья им требовалось хорошее питание. А еды-то как раз не было!

Тогда решили они на семейном совете продать лошадь и купить корову. Может с молоком и получиться выздороветь.

Пошел мужик в город, продал лошадь, но заприметили его злые люди и ограбили. Возвращаться домой без коровы и без денег было никак нельзя. Вот тогда-то в горе и сел крестьянин на мостовую и горько заплакал, решив, то лучше уж тут сразу и умереть. А чтобы смиренно принять смерть стал он повторять одни и те же слова: "Не как ты хочешь, а как Бог даст".

Выслушал купец эту историю, поехал с крестьянином на рынок, купил пару лошадей, телегу, нагрузил ее разными продуктами, да к телеге еще и корову привязал. Крестьянин стеснялся принять такой богатый дар. На это купец сказал: "Не как ты хочешь, а как Бог даст!" После этих слов крестьянин с благодарностью принял вожжи и, в большой радости, поехал домой.

Купец тоже отправился домой. Там он вызвал к себе парикмахера, чтобы привести себя в порядок с дороги. Он находился в возбужденном состоянии после утренней истории и все ходил по комнате и повторял: "Не как ты хочешь, а как Бог даст!" Когда парикмахер услышал эти слова, то очень сильно испугался и упал на колени со словами: "Прости, барин, меня окаянного! Как ты узнал-то?" Он признался, что пришел с намерением убить купца и ограбить. Купец выслушал его, дал денег и велел исчезнуть из города.

Спустя много лет купец раздал большую часть своего состояния и ушел в монастырь. Всю жизнь он любил повторять слова:"Не как ты хочешь, а как Бог даст!"

Похожая притча

В притче о девах Христос показал, чего Он требует от нашего верующего сердца, в притче о талантах учит, как каждый истинно верующий в Него должен послужить Ему своей волей, всей своей деятельностью. Скорбная участь неразумных дев предостерегает нас от небрежения и холодности в духовной жизни; а здесь приговор ленивому рабу осуждает нашу беспечность и небрежность в делах нашего призвания, нашего служения на благо ближнего. Притча о девах требует от нас сердечной ревности к Богоугождению и милосердия к ближнему; притча о талантах – усердного исполнения долга, чтобы радостно, а не печально предстать с отчетом ко Господу в последний день. Не без причины Господь сказал притчу о девах прежде притчи о талантах. «В лукавую душу не войдет премудрость» ( Прем. 1:4 ); из нечистого сердца не могут истекать вполне чистые, безкорыстные, святые желания и действия. Поэтому каждый должен прежде всего потрудиться над очищением своего сердца от страстей, чтобы воспитать в нем святые чувства молитвы и любви, а затем послужить и ближнему тем талантом, какой он получил от Бога. Таков порядок духовного делания. Это не значит, впрочем, чтобы можно было говорить для извинения своей лености: «Я еще недостаточно потрудился над очищением своего сердца от страстей, над самим собой, я еще не готов служить спасению ближних: довольно у меня забот о своей душе». Сам не вызывайся на подвиг, а когда Бог позовет, укажет случай – не отказывайся. Этому и учит нас Господь Своей притчей о талантах.

Хотите ли знать, – как бы так говорит Он Своим апостолам, – как поступит Сын Человеческий по Своем пришествии и как должно поступать вам, ожидающим Его пришествия? Выслушайте еще одну притчу: ИБО ОН ПОСТУПИТ, КАК ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ, ОТПРАВЛЯЯСЬ В далекую ЧУЖУЮ СТРАНУ, ПРИЗВАЛ РАБОВ СВОИХ, не наемных служителей, а собственных рабов, с которых мог строго взыскать за неисправность, И ПОРУЧИЛ ИМ ИМЕНИЕ СВОЕ, отдал им на руки свои капиталы: И ОДНОМУ, более ревностному и способному, ДАЛ ОН ПЯТЬ ТАЛАНТОВ, ДРУГОМУ ДВА, ИНОМУ ОДИН, КАЖДОМУ ПО ЕГО СИЛЕ и способностям, с тем, чтобы они пустили эти деньги в оборот; И ТОТЧАС ОТПРАВИЛСЯ. В отсутствии господина каждый раб мог действовать свободно, как хотел. Так и было: рабы честные, добросовестные немедленно принялись за дело. ПОЛУЧИВШИЙ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ ПОШЕЛ, УПОТРЕБИЛ ИХ В ДЕЛО, пустил их в оборот, И ПРИОБРЕЛ трудами своими ДРУГИЕ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ; ТОЧНО ТАК ЖЕ поступил И ПОЛУЧИВШИЙ ДВА ТАЛАНТА и ПРИОБРЕЛ ДРУГИЕ ДВА. Но не так поступил третий: ПОЛУЧИВШИЙ ЖЕ ОДИН ТАЛАНТ ПОШЕЛ И ЗАКОПАЛ ЕГО В ЗЕМЛЮ И СКРЫЛ СЕРЕБРО ГОСПОДИНА СВОЕГО. Ему не хотелось трудиться, обременять себя заботами, – он хотел воспользоваться отсутствием господина, чтобы предаться праздности на свободе. ПО ДОЛГОМ ВРЕМЕНИ, ПРИХОДИТ (возвратился) ГОСПОДИН РАБОВ ТЕХ И ТРЕБУЕТ У НИХ ОТЧЕТА. С радостью явились перед своим господином верные и честные рабы: И, ПОДОЙДЯ, ПОЛУЧИВШИЙ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ ПРИНЕС ДРУГИЕ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ, добытые его трудами и заботами, И ГОВОРИТ: ГОСПОДИН! ПЯТЬ ТАЛАНТОВ ТЫ ДАЛ МНЕ; ВОТ, ДРУГИЕ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ Я ПРИОБРЕЛ НА НИХ : возьми их. ГОСПОДИН ЕГО был очень доволен таким усердием раба и СКАЗАЛ ЕМУ: ХОРОШО, ДОБРЫЙ И ВЕРНЫЙ РАБ! В МАЛОМ ТЫ БЫЛ ВЕРЕН, НАД МНОГИМ ТЕБЯ ПОСТАВЛЮ : я доверяю тебе и многое. ВОЙДИ В РАДОСТЬ ГОСПОДИНА ТВОЕГО, раздели со мной радость, будь участником моей трапезы праздничной. ПОДОШЕЛ ТАКЖЕ И ПОЛУЧИВШИЙ ДВА ТАЛАНТА И СКАЗАЛ: ГОСПОДИН! ДВА ТАЛАНТА ТЫ ДАЛ МНЕ; ВОТ, ДРУГИЕ ДВА ТАЛАНТА Я ПРИОБРЕЛ НА НИХ : возьми их. ГОСПОДИН ЕГО и этому рабу выразил свое благоволение и СКАЗАЛ ЕМУ: ХОРОШО, ДОБРЫЙ И ВЕРНЫЙ РАБ! В МАЛОМ ТЫ БЫЛ ВЕРЕН, НАД МНОГИМ ТЕБЯ ПОСТАВЛЮ; ВОЙДИ В РАДОСТЬ ГОСПОДИНА ТВОЕГО.

Настала очередь последнего раба. Не трудно понять, почему он медлил до конца: его страшила совесть, он недоумевал, как ему поступить, что сказать в оправдание своей беспечности. Правда, он не расточил данного ему капитала, подобно неправедному домоправителю, не прожил всей своей части, подобно блудному сыну, не задолжал десятью тысячами талантов, подобно немилосердому слуге, заимодавцу. Но он не исполнил воли своего господина, он показал непростительную леность; чувство зависти к счастливым товарищам смешивалось в нем с чувством страха за свою небрежность; досаду на самого себя он захотел излить на господина же, и в этом злом расположении сердца, как бы в отчаянии решившись на все, он дерзко входит к домовладыке: ПОДОШЕЛ И ПОЛУЧИВШИЙ ОДИН ТАЛАНТ И СКАЗАЛ: ГОСПОДИН! Я ЗНАЛ ТЕБЯ, ЧТО ТЫ ЧЕЛОВЕК ЖЕСТОКИЙ, суровый, безпощадный деспот, ЖНЕШЬ, ГДЕ НЕ СЕЯЛ, И СОБИРАЕШЬ, ГДЕ НЕ РАССЫПАЛ, И, УБОЯВШИСЬ пустить в оборот твои деньги, чтобы не потерять их вовсе и не понести за это от тебя строгого наказания, ПОШЕЛ И СКРЫЛ ТАЛАНТ ТВОЙ В ЗЕМЛЕ, чтобы, по крайней мере, вернуть его тебе в целости: получай его обратно; ВОТ ТЕБЕ ТВОЕ – ни больше, ни меньше, как сколько ты дал мне. Он даже гордо похвалился тем, что вернул господину его талант в целости. Он как бы не замечает того, что, глубоко оскорбляя господина, называя его жестоким корыстолюбцем, он уже произносит приговор против себя самого: если господин жесток, то надлежало еще более стараться и страшиться; если господин требует чужое, то тем более потребует свое. И господин произнес свой праведный суд на этого ленивого и дерзкого раба: ГОСПОДИН ЖЕ ЕГО СКАЗАЛ ЕМУ В ОТВЕТ: ЛУКАВЫЙ РАБ И ЛЕНИВЫЙ! Лукавый, потому что защищаешь себя клеветами на меня и хочешь обмануть меня ложью, и ленивый, как доказываешь самим делом, я буду судить тебя твоими же словами: ТЫ ЗНАЛ, ЧТО Я ЖНУ, ГДЕ НЕ СЕЯЛ, И СОБИРАЮ, ГДЕ НЕ РАССЫПАЛ; пусть так, пусть я таков, каким ты меня представляешь: строг, взыскателен, жесток; но ты все же обязан был исполнить мою волю, если не из любви и преданности ко мне, как другие, то, по крайней мере, из страха, что я жестоко взыщу с тебя, и это мог ты сделать без всякого вреда и опасности для себя: ПОСЕМУ НАДЛЕЖАЛО ТЕБЕ только ОТДАТЬ СЕРЕБРО МОЕ ТОРГУЮЩИМ, отдать торговцам за известные проценты, и оно умножилось бы само собой, без твоего участия, хотя и не так, как увеличилось бы при твоих трудах, при твоем собственном усердии и благоразумии. Даже не было нужды тебе самому заботиться о возвращении моего капитала: И Я, ПРИДЯ, ПОЛУЧИЛ БЫ МОЕ С ПРИБЫЛЬЮ.

Затем господин обратился к другим слугам и сказал: «Этот раб обвиняет меня в алчности, хотя сейчас видел, как щедро я награждаю моих верных и усердных рабов. ИТАК, ВОЗЬМИТЕ У НЕГО ТАЛАНТ И ДАЙТЕ ИМЕЮЩЕМУ ДЕСЯТЬ ТАЛАНТОВ. Пусть он знает, что я не из жадности требую умножения талантов, а ради вашей же пользы. Кто трудится, тот увеличивает свое достояние, а безпечный и нерадивый теряет и то, что имеет: ИБО ВСЯКОМУ ИМЕЮЩЕМУ ДАСТСЯ И ПРИУМНОЖИТСЯ, трудолюбивому охотно все дают и все у них в избытке, А У НЕИМЕЮЩЕГО ОТНИМЕТСЯ И ТО малое, ЧТО ИМЕЕТ (что он считает своим) и перейдет в руки усердных и трудолюбивых. Но этого мало: А этого НЕГОДНОГО РАБА ВЫБРОСЬТЕ ВО ТЬМУ ВНЕШНЮЮ, бросьте в самую глубокую и мрачную темницу: ТАМ БУДЕТ ПЛАЧ И СКРЕЖЕТ ЗУБОВ – пусть там он век свой в безнадежном отчаянии плачет и скрежещет зубами от нестерпимых страданий. СКАЗАВ СИЕ, закончив эту притчу, Господь ВОЗГЛАСИЛ: КТО ИМЕЕТ УШИ СЛЫШАТЬ, ДА СЛЫШИТ! Кто хочет быть внимательным, тот внимай и прилагай сказанное к себе! Последуем в благоговении этому приглашению Господню, вникнем в смысл Его Божественной притчи, чтобы получить себе пользу душевную и избежать участи ленивого раба. «Человек в этой притче означает Бога Творца и Промыслителя, – говорит святитель Филарет, – Который рабам Своим, т.е. всем человекам, дает различные дары, естественные и благодатные, в особенности же Богочеловека Христа, Который, отходя от земли на небо, «восшед на высоту. дал дары человекам» ( Еф. 4:8 ), как то: дары Святого Духа, Евангелие, Таинства, и вообще . от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» ( 2Пет. 1:3 ). Эти различные таланты даются нам каждому по силе его, т.е. вполне удовлетворительно для потребностей нашей жизни. Апостолы, в день сошествия на них Святого Духа, получили особые благодатные дары, потребные для их великого служения; их преемники, пастыри Церкви, в Таинстве рукоположения получают также дары Божественной благодати, немощных врачующей и оскудевающих восполняющей; каждый христианин в Таинствах Церкви приемлет благопотребные дары благодати Господней, укрепляющей его в жизни духовной, врачующей его душевные и телесные недуги, освящающей его семейную жизнь, благословляющей все его добрые начинания. Кроме этих даров благодатных каждый человек получает от Бога дары естественные: разные средства и способы служить Богу и ближнему, кто – способностями и природными дарованиями, умом, наукой, искусством, житейской и духовной опытностью, кто – средствами денежными и др. Все эти дары Божии и подразумеваются в притче под именем талантов.

Бог знает, сколько кому нужно, сколько кто может употребить в пользу, и сообразно с этим разделяет Свои дары: кому пять талантов, кому два, а кому только один. Благодать Божия не стесняет свободы человека, не насилует природы его, не подводит всех под один уровень. Бог, любящий всех как Отец, раздает Свои дары, смотря по человеку: кто не способен стоять на высоте общественного служения, тот может быть полезным для ближних на низшей степени. Как все тело не есть око, не есть ухо, так и в Церкви не все правители и учители. Но часто бывает, что человек менее даровитый трудится усерднее того, кто более талантлив, но ленив. Притча Христова и учит, что кто более получил, с того больше и взыщется, но и тот, кто мало получил, также даст отчет. Людей совсем безталанных нет: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» ( 1Тим. 2:4 ), а поэтому каждому дает хотя бы один какой-нибудь талант, как средство ко спасению. Велик ли был талант у Сарептской вдовицы? Одна горсть муки и немного елея в сосуде. Но она усугубила его, препитав пророка Илию. А лепта евангельской вдовицы принята Господом и оценена дороже богатых приношений фарисейских. «Правда, – продолжает святитель Филарет, – все зависит от дарованных талантов, без которых рабы как были, так и остались бы ни с чем. Но не одно получение, а делание и приращение вводит в радость Господа. И удивительно, что те, которые более имеют, более стараются и приобретать, а получившие менее совсем не стараются. Не указывает ли это на нас, ибо мы часто говорим, что мы не апостолы, не святые, не праведные, не имеем их благодати, и тем думаем извинить у себя недостаток подвигов и добродетелей? Видите, как уже принятый дар Божий может оказаться принятым к осуждению, ибо Раздаятель прозорлив и после крайнего милосердия совершенно правосуден: не попустит, чтобы дар Его был расточен безплодно и чтобы под личиной немощи укрылись лукавство и леность. Он отнимет пренебреженный дар и неключимому рабу оставит только тьму кромешную». В притче говорится, что господин приходит «по долгом времени» : этим Господь опять указывает на то, что Его пришествие будет не так скоро, как думали Его ученики. Достойно внимания, с какой радостью являются к господину усердные рабы. Их совесть спокойна; они исполнили свое дело, кто как мог; с чувством благодарности к своему господину, который доверил им свои капиталы, они не себе, а ему же приписывают успех своих трудов, – каждый говорит: «ты дал мне. и я приобрел». Значит, если бы ты не дал, я ничего бы не приобрел. Так смиренно смотрят и праведники на свои дела: «не я. а благодать Божия» сделала это, – говорит апостол Павел ( 1Кор. 15:10 ). Мы – рабы, ничего не стоящие.

Таким праведникам и смерть не страшна: она для них – конец трудового дня; не страшен и суд Божий, ибо их сердце предчувствует, что они услышат от Господа столь вожделенное: войди в радость Господина твоего, т.е. « «получите то, чего око не видало, ухо не слыхало, и что не восходило на сердце человеку». Для верного раба более этой не может быть награды, потому что быть с Господом и видеть радость Своего Господа есть самая высшая награда», – говорил блаженный Иероним. «Получивший пять и получивший два таланта удостаиваются одинаковых благ: значит и совершивший малое получит равную часть с совершившим великое, если данную ему благодать, как бы она мала ни была, употребит надлежащим образом» (блаж. Феофилакт). Поучительно, что неисправным является в притче получивший один талант. Мог оказаться неисправным и получивший пять талантов; к несчастью, в жизни бывает нередко, что люди, весьма щедро наделенные от Бога и природными дарованиями и благами земными, не хотят употреблять их во славу Божию. Но Господь говорит в Своей притче о рабе с одним талантом, чтобы научить, что не высокая или знатная доля, не то, много или мало дано тебе талантов, а верно ли ты исполнил свой долг – вот что послужит оправданием на суде Божием. «Иной успокаивает себя мыслями, – говорит Филарет, митрополит Московский, – я – не то, что лукавый раб, который зарыл данный ему талант и ничего доброго не сделал; я нечто делаю; то еще не беда, что некоторые заповеди не исполнены, некоторые дни или часы не посвящены Богу, как бы надлежало, что некоторые средства добра обращены только к удовольствию собственному. Ах, клеврет мой, ты не так рассуждаешь, как судит праведный Господь наш. Только верному в малом Он дарует многое, следовательно, допуская неверность в малом, ты сам себя лишаешь права на многое». Поразительна дерзость ленивого раба: он не стыдится назвать своего господина в глаза жестоким и алчным. Так и закоснелый, неисправный грешник может дойти до того, что будет готов обвинять Господа Бога в своей погибели, как будто Бог призывает к труду – и не дает умения и сил, возлагает бремя – и не услаждает сердце несущих это бремя. Ленивый раб хвалится тем, что возвращает талант в целости господину. Но не для того господин вручил ему этот талант, чтобы только сберечь его, а чтобы приумножить. Не для того, например, Господь дает человеку богатство, чтобы он берег его под замком, но для того, чтобы благотворил ближним и через это умножал славу Божию; не затем Господь дает ум, дар слова, силы и способности телесные и душевные, чтобы человек ничего не делал, а для того, чтоб все это употреблял на пользу ближним и через это еще более в самом себе укреплял эти дары Божии во славу Божию и себе во спасение.

Наши ближние и есть торжники, умножающие наши таланты: лихва – это их добрые дела, по нашему научению сделанные, из благодарения Господу Богу за то добро, какое они через нас получили, их и наше через них, по их молитвам, спасение вечное. В сущности, возвратить Богу эти дары так, как возвратил ленивый раб данный ему талант, невозможно: дары и призвание Божие непреложны, говорит апостол, их можно или приумножить, или вовсе потерять. И ленивый раб только хвалится, будто он добровольно возвращает талант: на самом деле талант у него отнимается: «возьмите у него талант» , – говорит господин. Так и бывает с тем, кто не употребляет даров Божиих во славу Божию. Все земные блага отнимает у человека смерть; силы и способности душевные и телесные, если человек не пользуется ими, часто глохнут, постепенно оскудевают от бездействия, так что под конец жизни нередко человек только воображает, что он обладает ими, а на самом деле уже стал неспособен ни к какому труду. Так сбывается над ним слово Христово: «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» ( Мф. 25:29 ). И мы часто видим, что на место человека способного и талантливого, но ленивого, становится другой, более усердный, и таким образом обогащается талантом, отнятым у первого. Вот почему святитель Иоанн Златоуст говорит: «Кто получил дар слова и учения для пользы других, и не пользуется им, тот погубляет самый дар. Итак, будем внимать словам этим, пока есть время, будем приобретать на талант, ибо если здесь будем ленивы и станем жить беспечно, то там никто не окажет нам сострадания, хотя бы мы реки слез пролили. Ты не беднее той вдовицы, не ниже по званию Петра и Иоанна, которые были из простого народа и не были образованными. Потому-то Бог и дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего. Слово нужно нам не для одних только песнопений и благодарения, но и для научения и утешения. Если таким образом пользуемся им, то соревнуем Господу: если же напротив, то – диаволу».

Похожая притча



Кучер прошипел: «Ишь, с утра как напился!», а барин велел остановить карету и позвал мужика, чтобы узнать, что случилось. Тот рассказал, что в деревне у него старый отец, и семеро детей. Все тифом больны. Продукты закончились, соседи обходят дом стороной, боясь заразиться, и последнее, что у них осталось – это лошадь.

Послал его отец в город продать лошадь и купить корову, чтобы с ней скоротать зиму и с голоду не помереть. Продал мужик лошадь, да корову так и не купил: деньги у него отобрали лихие люди. И теперь он сидел на дороге плакал и повторял, как молитву: «Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как Бог даст!

Барин посадил мужика рядом в карету и велел кучеру ехать на рынок. Купил там двух лошадей, корову хорошую, дойную, телегу, нагрузил телегу продуктами с верхом. Привязал корову к телеге, отдал вожжи мужику и сказал, чтобы тот поскорей ехал домой к своей семье. Не поверил мужик своему счастью, а барин и говорит: «Не как ты хочешь, а как Бог даст!» Мужик перекрестился, восславил Бога и домой отправился.

А барин вернулся к себе домой. Ходит по комнатам, слова мужика ему так сердце запали, что он ходит и повторяет: «Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как Бог даст!»

Вдруг выходит к нему личный цирюльник, который должен был его в этот день брить и стричь, бросился в ноги к барину и начал каяться: «Барин, прости! Барин не погуби! Откуда знаешь. Это бес меня попутал! Христом Богом молю тебя, смилуйся. »

И как на духу рассказывает оторопевшему барину, что пришел к нему, чтобы ограбить его и зарезать. Видя богатство барина, давно он это черное дело задумал, а сегодня решил исполнить. Стоит с ножом за дверями и вдруг слышит, как барин говорит: «Не как ты хочешь, а как Бог даст!» тут напал страх на злодея и понял он, что неведомо как барин все прознал. Бросился тогда он ему в ноги каяться и молить о прощении.

Выслушал его барин, не стал вызывать полицию, а отпустил с миром. А потом сел за стол и задумался, что, если бы не мужик-горемыка, которого он встретил по дороге и слова его: «Не как хочу, как Бог даст!» – лежать бы ему уже мертвым с перерезанным горлом.

Оглянулся барин на свою жизнь. Как когда-то начинал свой путь простым мальчиком-продавцом в лавке, и дошел до хозяина большой торговли пушниной, нажил огромное богатство и стал «миллионщиком». И решил он все эти миллионы переписать на церкви да на бедных людей, а сам ушел в монастырь и принял там монашеский постриг. Многими послушаниями и молитвой достиг он высот духовных, да таких, что наделил его Господь даром прозорливости, чтобы многих спасти через него и многих обратить к вере. Тысячи людей стали приходить к нему и был он известен на всю Россию. И мы его знаем, почитаем и любим, потому что и после своей блаженной кончины он помогает всякому к нему с верой обратившемуся.

И зовут его – преподобный Серафим Вырицкий, который всей своей жизнью учил доверять святой воле Божией, в которой человеку милость и спасение.

Похожая притча

От рассыльного в лавке – до 90 тысяч рублей годового дохода. Хозяин собственного дела, купец 2-й гильдии. В конце XIX его контора по поставке пушнины занимает ведущее положение на мировом рынке, а её собственник лично принимает в своем доме больных и бедных. В 1917 году он не следует примеру состоятельных знакомых и не спешит перевести капитал заграницу. Он доживет до 1949 года, хотя еще в 1926 сотрудники ОГПУ, пришедшие его арестовать, глянув на немощного старца, сделают заключение: «Сам умрет». И уйдут. Он умрет 23 года спустя, за неделю до 83-летия.



КАКОВО ЭТО — ОТКРЫТЬ ДЕЛО С НУЛЯ, РАЗБОГАТЕТЬ, А ПОТОМ ВСЕГО ЛИШИТЬСЯ?

31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии у зажиточных крестьян Муравьевых родился первенец. Николай и Хиония своего малыша назвали Василием. После смерти младших сестёр, он остался единственным ребёнком в семье.

В десятилетнем возрасте мальчик стал главой семьи – скоропостижно в самом расцвете сил скончался отец. Похоронив кормильца, семья в полной мере испытала все скорби, сопутствующие бедности. Избавить от нужды и «вывести отрока в люди» взялся добрый односельчанин, работавший в петербургской лавке приказчиком. Василию не исполнилось и 11, когда он покинул родную деревню.

Петербург… Водоворот столичной жизни, вопреки прогнозам, не затянул и не испортил ребенка. Посеянные любящими родителями семена нравственности и духовности дадут крепкие всходы в юной душе. А дарованные Богом умственные способности умножатся трудолюбием, дисциплиной и порядочностью.

Большой Гостиный двор на Невском проспекте, в самом центре северной столицы. Все почтенные купцы имеют здесь лавки. Много желающих получить работу рассыльного в любой из них. Хозяин одной из них остановит свой выбор на мальчишке из Ярославской деревни, и ни разу об этом не пожалеет. Юный Василий усердием, честностью и исполнительностью заслужит полное доверие владельца. Он был на хорошем счету, и тяжелобольной матери регулярно отсылались деньги, чтобы она ни в чем не нуждалась. Для него это было самым главным. Сам же он довольствовался малым.

Головокружительная карьера

Благодаря порядочности, способностям и трудолюбию юноша сделает головокружительную карьеру: к 17 годам дорос до должности старшего приказчика. Жалованье приказчика – 12 рублей, приличная по тем временам сумма, по-прежнему будет пересылаться в деревню.

А пока подросток занимался самообразованием, его душа тосковала по Богу.

Эта тоска и привела его в Александро-Невскую лавру, когда Василию едва исполнилось 14. Он поведал старцу-схимнику о своем горячем желании, на что получил ответ:

«Васенька! Тебе суждено пройти путь мирской, тернистый со многими скорбями. Соверши же его перед Богом и совестью. Придет время, и Господь вознаградит тебя…»

Так отрок узнал о себе волю Божию: ему предстояло создать благочестивую семью, воспитать детей и лишь по взаимному согласию вместе с супругой принять монашество.

Василий не стал настойчиво осуществлять желаемое, но со смирением принял подвиг послушания.

Подвиг длиною в полвека

1890 году Василий женится, а через пару лет открывает собственное дело. Основную часть дохода молодой купец легко тратит на благотворительность. Его супруга Ольга, набожная деревенская девушка, тоже с детских лет мечтающая о монашестве, во всем поддерживает супруга. Определенно, сам Господь привел молодых под венец и благословил благочестивую семью сыном и дочкой. Старшему Николаю родители дали блестящее образование – учеба Царскосельской гимназии, затем юридический факультет Петербургского университета, юноша знал 11 иностранных языков. Но не только радости, но и скорби пришлось испытать семье: скоропостижно скончалась их маленькая дочка. Тяжело переживая трагедию, супруги Муравьевы приняли решение жить в «белом браке», как брат и сестра. Между тем, бизнес благочестивого коммерсанта развивался стремительно: контора по заготовке и продаже пушнины приносила стабильный доход. Способности и накопленные знания владельца бизнеса вывели торговлю на международный рынок – магазины пользовались популярностью во многих странах Европы. Василий Николаевич стал купцом второй гильдии и миллионером.

Надо отметить, это был золотой век предпринимательства: среди купцов, золотопромышленников и других дельцов много выходцев из крестьян. В результате их активности с российского рынка вытесняется импорт, а товары выходят на экспорт. При этом огромные средства тратятся на благотворительность: строятся школы, больницы, вкладываются деньги в науку и искусство. Благодаря этому сословию мы знаем имена многих поэтов, художников, композиторов. Среди меценатов и один из самых богатых людей того времени, будущий подвижник Серафим Вырицкий. А ныне он купец II гильдии, миллионер, член Общества по распространению коммерческих знаний, действительный член Ярославского благотворительного общества Василий Николаевич Муравьев.

Несмотря на состоятельность, семья Муравьевых жила скромно, современники отмечали строгое и внимательное отношение к себе. Имея общего духовника, старца Варнаву Меркулова (позднее его прославят в лике святых), супруги прислушивались к его наставлениям. А он повторял:

«Пока мы живём, мы должны приносить пользу людям».

Василий и Ольга строго следовали наставлению. Все тридцать лет супружества приносили пользу людям, щедро тратя заработанное на благотворительность. На собственные деньги чета Муравьёвых содержала в Петербурге несколько богаделен. В их доме жили одинокие больные люди, им обеспечивали домашний уход для скорейшего выздоровления. А в дни церковных праздников за одним столом с хозяевами тесно сидели нищие и малоимущие жители Петербурга и его окрестностей.

Пожалуй, самая известная в народе история, характеризующая Василия Николаевича – это история, рассказанная им самим много лет спустя.

«Не как ты хочешь, а как Бог даст»

Верующий человек имеет потребность послужить ближнему, и Господь такие задачи обязательно поставит, и тут важно не упустить возможность. Не упускал молодой купец Василий такие возможности. Как-то, заприметив сидящего на обочине дороги мужчину в рваной одежде, он остановил карету.

«Не как ты хочешь, а как Бог даст», – словно молитву повторял человек. Выяснилось, что многочисленное семейство несчастного крестьянина страдало от тифа, решено было продать лошадку и купить корову. Вот и отправился на рынок селянин, лошадь продал, а корову купить не успел – лихие люди отобрали деньги. Не мог он вернуться домой с пустыми руками, вот и решил он, ослабевший от голода, умереть на месте.

Муравьев купил не только корову, но и пару лошадей, а телегу доверху нагрузил продовольствием. Испуганному, неверящему собственным глазам крестьянину, Василий Николаевич сказал: «Не как ты хочешь, а как Бог даст». А фраза так запала в сердце будущему старцу, что он продолжал произносить ее, расхаживая по своему дому. Каково же было его удивление, когда из темного угла вышел его личный цирюльник с опасной бритвой в руке и сознался, что пришел убить его и ограбить. Задумавший преступление, плакал и каялся, и никак не мог понять, откуда барин узнал о его намерениях…

Чета Муравьевых за своё состояние не держалась, оба знали, что богатеют для того, чтобы когда-то всё раздать и уйти в монастырь.

Наступил 1917

Революция грянула не вдруг… И у купца Муравьева было время вывезти свои капиталы за границу, покинуть Родину… Но он поступает иначе. Еще во время Февральской революции он закрывает процветающее предприятие, выплачивает щедрое пособие служащим, часть раздает малоимущим, остальное жертвует в Александро-Невскую Лавру и другие обители. Вместе с женой они готовятся к принятию пострига.

Монашество

В 1920 году исполнилось то, к чему супруги стремились все эти годы. Василий Николаевич в Александро-Невской лавре пострижен с именем Варнава (в схиме Серафим), Ольга Ивановна — в Воскресенском Новодевичьем монастыре с именем Христина (Серафима в схиме).

До 1933 года отец Варнава заведовал кладбищенской конторой, исполнял послушание свечника и казначея обители, а после принятия схимы был избран духовником.

Вокруг него начали собираться и миряне, и иноки, и священники, и даже архиереи.

Война. Кроме строгого поста и непрерывной молитвы, принял на себя батюшка особый подвиг: подражая своему небесному покровителю, он еженощно молился за Родину, стоя на камне перед иконой преподобного Серафима.

После войны сотни людей, желая узнать о судьбе своих близких, устремились к батюшке. И он принимал их, говоря одним: «Жив твой муж, уже на поезд садится», а другим: «Не придет, молись об упокоении». Не напрасно говорил, подтверждались слова.

Праведная душа старца отошла ко Господу 21 марта 1949 года. После его кончины в Вырице несколько дней в воздухе ощущалось благоухание.

«После моей смерти приходите ко мне на могилку, как к живому, и разговаривайте со мною, как с живым, и я всегда помогу вам»,- повторял старец еще при жизни.

В 2020 году исполняется 71 год со дня блаженной кончины спреподобного, а народное почитание с каждым годом возрастает. У воздвигнутой на его могиле часовни собираются многочисленные паломники.

На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года Серафим Вырицкий был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

По сей день святой своим небесным предстательством не оставляет скорбящих и страждущих, притекающих к месту его земного упокоения. Его жизнь – образец для ныне живущих. Особенно для предпринимателей.

Оказывается, иметь бизнес и держать сердце в чистоте – возможно. Вести предпринимательскую деятельность и не поступиться с совестью – реально. Жертвуя на благотворительность, как выяснилось, можно разбогатеть, ведь как говорил преподобный: «Если у вас в кошельке есть рубль – раздайте его неимущим, оставив себе копейку, и у вас никогда не будут переводиться деньги. Давайте, не жалея, тогда и Бог вознаградит вас! Будете жалеть да роптать – последнего лишитесь…»

Да и всех нас, простых обывателей, преподобный Серафим Вырицкий продолжает укреплять в вере. Он не держался за богатство во времена благополучные, говорил о Боге в период воинствующего безбожия, вещал о любви в кровавые годы войн и ненависти. Святой, помогающий не только не потерять веру, но и укрепиться в ней! Почитаем мы его не как успешного предпринимателя и благотворителя, а человека, отказавшегося от земного богатства, показавшего пример безоглядного доверия к Богу и как молитвенника за Отечество.

Читайте также: