Притчи соломона 16 глава

Обновлено: 21.11.2024

1–3. О Боге, как Владыке всех жизненных путей человека. 4–9. О премудром и праведном воздаянии Божием за дела человеческие, добрые и злые. 10–15. О царях как посредниках или орудиях мироуправления Божия. 16–26. Правда Божия – в отношении к мудрым и к глупым. 27–33. Неодинаковая судьба праведных и неправедных.

Притч.16:1 . Человеку принадлежат пред­положе­ния сердца, но от Го­с­по­да ответ языка.

Притч.16:2 . Все пути человека чисты в его глазах, но Го­с­по­дь взвешивает души.

Притч.16:3 . Предай Го­с­по­ду дела твои, и пред­приятия твои совершат­ся.

Ввиду несомненного факта поразительной зависимости судеб человеческих от Бога (ст. 1, сн. Иер 10.23 ), а также присутствия только у Бога истинной оценки действительного достоинства намерений и действий человека (ст. 2), Премудрый наставляет слушателей всецелой преданности Промыслу Божьему, обещая отсюда всякий успех предприятий (ст. 3, сн. Пс 21.9, 36.5 ).

Притч.16:4 . Все сделал Го­с­по­дь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

Притч.16:5 . Мерзость пред Го­с­по­дом всякий надмен­ный сердцем; можно по­ручиться, что он не останет­ся не­на­ка­за­н­ным. [Начало доброго пути – делать правду; это угоднее пред Богом, нежели при­носить жертвы. Ищущий Го­с­по­да найдет знание с правдою; истин­но ищущие Его найдут мир.]

Притч.16:6 . Мило­сердием и правдою очищает­ся грех, и страх Го­с­по­день отводит от зла.

Притч.16:7 . Когда Го­с­по­ду угодны пути человека, Он и врагов его при­миряет с ним.

Притч.16:8 . Лучше немногое с правдою, нежели множе­с­т­во при­бытков с неправдою.

Притч.16:9 . Сердце человека обдумывает свой путь, но Го­с­по­дь управляет ше­с­т­вием его.

Из общего положения о том, что все сотворенное Богом имеет свои цели и назначение (ст. 4), выводимые, с указанием на гибельность высокомерия (ст. 5), образ положительного благоугождения человека Богу: милосердие и правда в отношении ближних (ст. 6а), соединенные с страхом Божьим (6б), последствием чего явится мир, даже примирение враждующих (ст. 7). Затем вновь повторяется мысль о том, что жизнь и намерения человека всецело зависят от Бога (ст. 9).

Притч.16:10 . В устах царя – слово вдохновен­ное; уста его не должны по­грешать на суде.

Притч.16:11 . Верные весы и весовые чаши – от Го­с­по­да; от Него же все гири в суме.

Притч.16:12 . Мерзость для царей – дело беззакон­ное, по­тому что правдою утверждает­ся пре­стол.

Притч.16:13 . Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.

Притч.16:14 . Царский гнев – вест­ник смерти; но мудрый человек умилостивит его.

Притч.16:15 . В светлом взоре царя – жизнь, и благо­воле­ние его – как облако с по­здним дождем.

Идет ряд притчей политико-общественного содержания: преимущественно относительно царской власти. Царь здесь, как и в других местах книги Притчей ( Притч 20.28, 21.1, 25.5 ) представляется идеальной нравственной силой, воплощением и охранителем нравственного миропорядка, орудием Божественного мироуправления. Царю прямо усвояется вышеестественная, как бы пророческая способность и сила, евр.: gesem, греч.: μαντειον , Vulg.: divinatio, слав.: пророчество (ст. 10): как ставленник и представитель Бога на земле, царь теократический, в делах управления и суда изрекает бесспорные и выше сомнений стоящие решения (ср. 3Цар 3.27 7 ).

В связи с этим замечается, что и все общественные отношения (напр., купля и продажа, должны быть проникнуты духом честности и справедливости (ст. 11, сн. Притч 11.1 ). В ст. 12–13 – в первом с отрицательной стороны, а во втором с положительной – высказывается мысль о том, что царь есть непогрешимое мерило нравственной правоты, почему для него отвратительно всякое беззаконие, и он благоволит лишь к делающим правду и говорящим истину. Соответственно с тем, в ст. 14–15 характеризуется противоположное, то грозно карающее, то благоволительно-милующее отношение царя к явлениям зла и добра. Выражение «царский гнев – вестник смерти» (ст. 14) ближе всего объясняется из обычаев деспотических властителей Востока (ср. Есф 7.7 ).

Притч.16:16 . Приобрете­ние мудрости гораз­до лучше золота, и при­обрете­ние ра­зу­ма пред­почти­тель­нее отборного серебра.

Притч.16:17 . Путь праведных – укло­не­ние от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.

Притч.16:18 . Погибели пред­ше­с­т­ву­ет гордость, и паде­нию – надмен­ность.

Притч.16:19 . Лучше смиряться духом с кроткими, нежели раз­делять добычу с гордыми.

Притч.16:20 . Кто ведет дело ра­зу­мно, тот найдет бла­го­, и кто надеет­ся на Го­с­по­да, тот блажен.

Притч.16:21 . Мудрый сердцем про­зовет­ся бла­го­ра­зу­мным, и сладкая речь при­бавит к уче­нию.

Притч.16:22 . Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость.

Притч.16:23 . Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.

Притч.16:24 . Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.

Притч.16:25 . Есть пути, которые кажут­ся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.

Притч.16:26 . Трудящийся трудит­ся для себя, по­тому что по­нуждает его к тому рот его.

Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз (ср. Притч 3.14, 8.10–19 ). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно влекущей за собой падение (сн. Есф 3.1 ), и восхваляется смирение и кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство. Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга (ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и спасительность вместе – подобно меду, имеющему приятность и приносящему исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду – в чувстве самосохранения (ст. 26).

Притч.16:27 . Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.

Притч.16:28 . Человек коварный сеет раз­дор, и наушник раз­лучает друзей.

Притч.16:29 . Человек небла­го­намерен­ный раз­вращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;

Притч.16:30 . прищуривает глаза свои, чтобы при­думать ковар­с­т­во­; закусывая себе губы, совершает злодей­с­т­во­; [он – печь злобы].

Притч.16:31 . Венец славы – седина, которая находит­ся на пути правды.

Притч.16:32 . Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

Притч.16:33 . В по­лу бросает­ся жребий, но все реше­ние его – от Го­с­по­да.

В ст. 27–30 дается характеристика трех типов злобы: человека, злоумышляющего против ближнего (ст. 27), клеветника, возмутителя и раздорника (ст. 28), и притеснителя, насильника (ст. 29), причем отмечается свойственная им мимика (ст. 30, сн. Притч 6.12–13 ). В противоположность ожидающей всех таких гибели, удел праведных и благочестивых – честная старость и долголетие (ст. 31); высшее благонравственное самообладание, научиться владеть собой труднее, чем отличаться храбростью в битве и брать крепости (ст. 32). В Мишне (тр. Авот, гл. IV, §1) на вопрос: кто силен? дается ответ: тот кто осиливает свой йецер (т. е. побуждение ко злу), ибо сказано: «долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собою лучше завоевателя» ( Притч 16.32 ).

Заключительный стих (ст. 33), особенно вторая его половина, выражает главную мысль всей (16) главы.

Мидраш (5, 50) здесь справедливо видит указание на мудрость мудрейшего из царей – Соломона.

Похожая притча

1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.

2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.

3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.

4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным.

6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.

7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.

8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.

9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.

10 В устах царя — слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде.

11 Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме.

12 Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.

13 Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.

14 Царский гнев — вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его.

15 В светлом взоре царя — жизнь, и благоволение его — как облако с поздним дождем.

16 Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.

17 Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.

18 Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.

19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.

20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.

21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.

22 Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость.

23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.

24 Приятная речь — сотовый мёд, сладка для души и целебна для костей.

25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти.

26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.

27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.

28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.

29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;

30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство.

31 Венец славы — седина, которая находится на пути правды.

32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

33 В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 16 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Public Domain — общественное достояние.
Синодальный перевод, 66 канонических книг.
© 1876, 1912, 1917, 1956, 1968, . 1998 .

Похожая притча

2 Все пути человека безупречны 2 в его глазах,
но ГОСПОДЬ испытует 3 души.

3 Все дела свои ГОСПОДУ доверь,
и задуманное тобой свершится.

4 Всё сотворил ГОСПОДЬ с определенной целью,
и даже нечестивца — для дня бедствия.

5 Мерзость для ГОСПОДА — человек высокомерный,
не сомневайся, безнаказанным он не останется.

6 Любовью неизменной и верностью искупается грех,
благоговенье пред ГОСПОДОМ отведет от зла.

7 Если угодны ГОСПОДУ поступки человека,
то даже врагов его Он с ним примирит. 4

8 Лучше скромный достаток, да в праведности,
чем прибыль большая, да без справедливости.

9 Человек сам решает, по какой дороге идти,
но ГОСПОДЬ придает твердость его поступи. 5

10 В слове царя — Божья воля, 6
в приговоре своем он не ошибется.

11 Верные весы и подлинная мера — от ГОСПОДА,
и точные гири в суме Им задуманы. 7

12 Мерзость для царей — творить зло, 8
престол ведь справедливостью держится.

13 Угодны царю честные уста,
любит он тех, кто говорит правду.

14 Гнев царя предвещает смерть,
но мудрый человек отвратит гнев.

15 В светлом взоре царя — жизнь,
благоволение его — что весенний дождь. 9

16 Приобретать мудрость — лучше золота:
и обрести разумение — предпочтительней серебра.

17 Дорога честных отведет от зла,
сбережет она жизнь всякому,
кто с пути своего не свернет. 10

18 За гордыней вслед идет погибель,
за высокомерным духом — паденье.

19 Лучше со смиренным духом жить среди бедных,
чем с надменными делить добычу.

20 Кто вникает в дело 11 — обретет благополучие,
а кто на ГОСПОДА уповает, благо тому.

21 Сердцем мудрый прослывет разумным,
а ласковая речь всякого убедит. 12

22 Благоразумие — живительный родник для тех,
кто им обладает,
а глупость — глупцам наука. 13

23 У кого в сердце мудрость, у того и речь умна,
и слова 14 его убедительны.

24 Доброе слово что сотовый мед,
душу оно усладит и тело 15 исцелит.

25 Видится человеку путь его прямым,
а в конце окажется он дорогой к смерти. 16

26 Пустой желудок 17 заставляет работника трудиться —
рот голодный его подгоняет.

27 Нечестивец 18 замышляет зло,
и на устах его — словно огонь испепеляющий.

28 Коварный человек сеет раздоры,
и сплетник разлучает друзей.

29 Злодей обольщает ближнего,
увлекает его на путь недобрый.

30 Вот он щурится — значит, коварство на уме,
губы закусывает — зло у него наготове.

31 Седина — венец славы,
обретается она на праведном пути.

32 Выдержка лучше силы, 19
кто собой владеет — сильнее покорителя городов.

33 Бросают жребий в полы одежд,
но что выпадет, ГОСПОДЬ решает. 20

Примечания:

1 [1] — Букв.: человеку (принадлежат) планы ума / сердца, но от Господа — ответ языка. Во всей Книге притчей придается большое значение слову, сказанному вовремя. Тщательно обдумывать свои мысли во власти самого человека, но способность вовремя сказать нужное слово — дается Господом.

2 [2] — Букв.: чисты.

2 [3] — Букв.: Господь взвешивает. Этот стих почти дословно повторяется в 21:2.

7 [4] — Или: принудит Он к миру с ним.

9 [5] — Друг. возм. пер.: но Господь направляет человека на пути. Слова «путь, дорога, шаги» в Книге притчей многозначны. Это и нравственный выбор между добром и злом (1:15; 15:9), это и поступки человека, его поведение (14:2; 16:2), а также его судьба (ср. русское выражение «жизненный путь», см. 3:6; 20:24).

10 [6] — Букв.: прорицание на устах царя. Выражением «Божья воля» передано евр. кесем, которое означает «прорицательное слово», и его не следует понимать буквально. Эта пословица скорее указывает на то, что является идеалом (ср. ст. 12). В ВЗ, за исключением данного стиха, евр. слово кесем выступает как синоним «ворожбы», «гадания», «колдовства» лжепророчествующих и имеет резко отрицательное значение (см. Иер 14:14; Иез 13:6, 23; 21:21—23). Об обязанности царя знать и исполнять Закон, см. Втор 17:18—20.

11 [7] — Букв.: Его дело.

12 [8] — Это, скорее, свидетельство о моральном долге, идеале, а не описание исторической действительности.

15 [9] — Букв.: тучка с весенним дождем. Весенние дожди идут в Палестине в апреле-марте; они очень важны для будущего урожая. Начало года по еврейскому календарю приходится на осень (Исх 23:16; 34:22), потому весенние дожди называются поздними (ближе к концу еврейского года) в противоположность ранним дождям, которые идут с конца октября по начало декабря (ближе к началу еврейского года).

17 [10] — Букв.: кто хранит путь свой. В оригинале здесь внутренняя рифма и аллитерация.

20 [11] — Или: внемлет (мудрому) слову.

21 [12] — Или: сладость уст прибавляет разума.

22 [13] — Словом наука передано евр. мусар, которое, с одной стороны, означает «наставление, учение, правила» (см., напр., 1:2, 7, 8 и др.), с другой — «наказание, упрек, укор» (3:11; 6:23 13:24). В тексте, таким образом, намеренная двусмысленность: «учение глупцов — их собственная глупость», и одновременно с этим она же — «их наказание и укор им».

23 [14] — Букв.: уста.

24 [15] — Букв.: кости.

25 [16] — Стих дословно повторяет 14:12.

26 [17] — Так здесь переведено многозначное евр. нефеш, которое, помимо самого распространенного значения «душа, жизнь», может также означать «желание, голод» (см. в этом значении 6:30; 23:2; 27:7; Втор 14:26; 23:24; Иов 33:20).

27 [18] — Или: развратник.

32 [19] — Или: выдержанный (человек) лучше храбреца.

33 [20] — Представление о том, что при помощи жребия можно узнать волю Господа, характерно для ВЗ, см. Суд 1:3, Ис 34:17, Лев 16:8, 1 Цар 14:41; 28:6; Ион 1:7; ср. также Деян 1:26.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 16 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Похожая притча

Содержание: 1–9 – угодны Господу люди богобоязненные, правдивые, милостивые, а мерзки надменные, нечестивые; 10—15— власть царя – от Бога, и сердце его – в руке Божией, он должен быть справедлив и силен; 16–22 – мудрость и смирение свойственны разумному и дороже всего; 23–33 – мудрый умно и приятно говорит, трудолюбив и сдержан, глупый – лукав, зол и коварен; но участь всех зависит от Господа и Его правды.

Притч.16:1 . Человеку принадлежит предположение сердца, но от Господа ответ языка.

Притч.16:2 . Все дела смиренного открыты пред Богом, и Господь укрепляет души.

Притч.16:3 . Предай Господу дела твои, и утвердятся помышления твои.

Притч.16:4 . Все соделал Господь ради Себя, нечестивые же погибнут в день бедствия.

Притч.16:5 . Нечист пред Богом всякий надменный сердцем, а ручающийся незаконно не останется без наказания.

Притч.16:6 . Начало доброго пути – творить правду; это угоднее пред Богом, чем приносить жертвы.

Притч.16:7 . Ищущий Господа найдет знание с правдою.

Притч.16:8 . Истинно ищущие Его найдут мир.

Притч.16:9 . Все дела Господни – истинны, а нечестивый соблюдается надень бедствия.

Притч.16:10 . Вдохновенное слово – в устах царя, на суде не должны погрешать уста его.

Притч.16:11 . Правильный наклон весов – правда у Господа, дела же Его – верные весы 86 .

Притч.16:12 . Мерзость для царя делающий злое, а правдою утверждается престол власти.

Притч.16:13 . Приятны царю уста правдивые, а слова истинные любит Господь 87 .

Притч.16:14 . Гнев царя – вестник смерти, но мудрый муж умилостивит его.

Притч.16:15 . Свет жизни – сын царя, а близкие ему – как позднее облако.

Притч.16:16 . Усиленное приобретение мудрости гораздо лучше золота, а усиленное приобретение 88 разума превосходнее серебра.

Притч.16:17 . Пути жизни уклоняются от зла, а долгота жизни – пути правды. Принимающий наставление будет в добре, а хранящий обличения сделается мудрым. Кто стережет пути свои, тот сохраняет свою душу, а любящий свою жизнь будет беречь уста свои.

Притч.16:18 . Гибели предшествует гордость, а падению – злоумышленность.

Притч.16:19 . Лучше кроткий со смирением, нежели разделяющий добычу с гордыми.

Притч.16:20 . Разумный в делах найдет благо, а надеющийся на Бога – самый блаженный 89 (человек).

Притч.16:21 . Мудрых и разумных называют злыми 90 , а приятных на словах с удовольствием будут слушать.

Притч.16:22 . Разум для имеющих (его) – источник жизни, наставление же неразумных – зло.

Притч.16:23 . Сердце мудрого уразумеет исходящее из собственных уст его, ибо в устах он носит мудрость.

Притч.16:24 . Добрые слова – сотовый мед, сладость их – врачевство для души.

Притч.16:25 . Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их смотрит на дно ада.

Притч.16:26 . Трудящийся человек трудится для себя и избавляется от своей погибели, а человек коварный в своих устах носит погибель.

Притч.16:27 . Человек неразумный копает себе зло, а на устах своих собирает огонь.

Притч.16:28 . Человек коварный распространяет зло, возжигает для злых обманчивый светильник и разлучает друзей.

Притч.16:29 . Беззаконный человек прельщает друзей и отводит их на недобрые пути.

Притч.16:30 . Устремив глаза свои, он придумывает коварство; закусывая 91 губы свои, определяет все злое. Он печь злобы.

Притч.16:31 . Венец хвалы – старость; обретается же она на путях правды.

Притч.16:32 . Долготерпеливый муж лучше сильного, и разумный муж лучше искусного земледельца 92 , а удерживающий гнев лучше завоевывающего город.

Притч.16:33 . За пазуху к нечестивым все входит, но от Господа все честное 93 .

Безукоризненная справедливость проявляется у Господа и угодных Ему людей.

Слав. слово Господь не имеет соответствия в греч. т. ват., [син.] и алекс., а имеет в 68, 103, 161, 243, 258, компл., альд. и остр.

Греч. νοσσιαί – букв. гнезда, т. е. стремление сделаться седалищем мудрости и разума.

В греч. μακαριστός – в слав. блажен.

За прямоту и нельстивость их «несладкоглаголивых» речей (ср. 19:6).

Слав. грызый нет соответствующего слова в греч. т. ват., [син.] и алекс.; есть ἐπιδάκνων в 23, 106, 109 и др., в альд. и остр.

Оскобленные в слав. пер. слова муж разум именяй паче земледельца великаго не имеют себе соответствия лишь в ват.; а в алекс., у Ефр. Сир., компл., альд. и даже в евр. т. имеют. [Добавлены в син.; стих взят из 24:5.]

Нечестивые не разбирают средства наживы, а Господь дарует лишь приобретаемое честными трудами.

Источник: Книга притчей Соломоновых в русском переводе с греческого текста LXX, с славянским переводом, введением и примечаниями / [Пер.] П. Юнгеров. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1908. - 154 с.

Читайте также: