Притчи соломона 16 глава
Обновлено: 21.11.2024
1–3. О Боге, как Владыке всех жизненных путей человека. 4–9. О премудром и праведном воздаянии Божием за дела человеческие, добрые и злые. 10–15. О царях как посредниках или орудиях мироуправления Божия. 16–26. Правда Божия – в отношении к мудрым и к глупым. 27–33. Неодинаковая судьба праведных и неправедных.
Притч.16:1 . Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
Притч.16:2 . Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
Притч.16:3 . Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
Ввиду несомненного факта поразительной зависимости судеб человеческих от Бога (ст. 1, сн. Иер 10.23 ), а также присутствия только у Бога истинной оценки действительного достоинства намерений и действий человека (ст. 2), Премудрый наставляет слушателей всецелой преданности Промыслу Божьему, обещая отсюда всякий успех предприятий (ст. 3, сн. Пс 21.9, 36.5 ).
Притч.16:4 . Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
Притч.16:5 . Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути – делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.]
Притч.16:6 . Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
Притч.16:7 . Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
Притч.16:8 . Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
Притч.16:9 . Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
Из общего положения о том, что все сотворенное Богом имеет свои цели и назначение (ст. 4), выводимые, с указанием на гибельность высокомерия (ст. 5), образ положительного благоугождения человека Богу: милосердие и правда в отношении ближних (ст. 6а), соединенные с страхом Божьим (6б), последствием чего явится мир, даже примирение враждующих (ст. 7). Затем вновь повторяется мысль о том, что жизнь и намерения человека всецело зависят от Бога (ст. 9).
Притч.16:10 . В устах царя – слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде.
Притч.16:11 . Верные весы и весовые чаши – от Господа; от Него же все гири в суме.
Притч.16:12 . Мерзость для царей – дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.
Притч.16:13 . Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.
Притч.16:14 . Царский гнев – вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его.
Притч.16:15 . В светлом взоре царя – жизнь, и благоволение его – как облако с поздним дождем.
Идет ряд притчей политико-общественного содержания: преимущественно относительно царской власти. Царь здесь, как и в других местах книги Притчей ( Притч 20.28, 21.1, 25.5 ) представляется идеальной нравственной силой, воплощением и охранителем нравственного миропорядка, орудием Божественного мироуправления. Царю прямо усвояется вышеестественная, как бы пророческая способность и сила, евр.: gesem, греч.: μαντειον , Vulg.: divinatio, слав.: пророчество (ст. 10): как ставленник и представитель Бога на земле, царь теократический, в делах управления и суда изрекает бесспорные и выше сомнений стоящие решения (ср. 3Цар 3.27 7 ).
В связи с этим замечается, что и все общественные отношения (напр., купля и продажа, должны быть проникнуты духом честности и справедливости (ст. 11, сн. Притч 11.1 ). В ст. 12–13 – в первом с отрицательной стороны, а во втором с положительной – высказывается мысль о том, что царь есть непогрешимое мерило нравственной правоты, почему для него отвратительно всякое беззаконие, и он благоволит лишь к делающим правду и говорящим истину. Соответственно с тем, в ст. 14–15 характеризуется противоположное, то грозно карающее, то благоволительно-милующее отношение царя к явлениям зла и добра. Выражение «царский гнев – вестник смерти» (ст. 14) ближе всего объясняется из обычаев деспотических властителей Востока (ср. Есф 7.7 ).
Притч.16:16 . Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.
Притч.16:17 . Путь праведных – уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.
Притч.16:18 . Погибели предшествует гордость, и падению – надменность.
Притч.16:19 . Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
Притч.16:20 . Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
Притч.16:21 . Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
Притч.16:22 . Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость.
Притч.16:23 . Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
Притч.16:24 . Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
Притч.16:25 . Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.
Притч.16:26 . Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз (ср. Притч 3.14, 8.10–19 ). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно влекущей за собой падение (сн. Есф 3.1 ), и восхваляется смирение и кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство. Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга (ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и спасительность вместе – подобно меду, имеющему приятность и приносящему исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду – в чувстве самосохранения (ст. 26).
Притч.16:27 . Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
Притч.16:28 . Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
Притч.16:29 . Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;
Притч.16:30 . прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он – печь злобы].
Притч.16:31 . Венец славы – седина, которая находится на пути правды.
Притч.16:32 . Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
Притч.16:33 . В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа.
В ст. 27–30 дается характеристика трех типов злобы: человека, злоумышляющего против ближнего (ст. 27), клеветника, возмутителя и раздорника (ст. 28), и притеснителя, насильника (ст. 29), причем отмечается свойственная им мимика (ст. 30, сн. Притч 6.12–13 ). В противоположность ожидающей всех таких гибели, удел праведных и благочестивых – честная старость и долголетие (ст. 31); высшее благонравственное самообладание, научиться владеть собой труднее, чем отличаться храбростью в битве и брать крепости (ст. 32). В Мишне (тр. Авот, гл. IV, §1) на вопрос: кто силен? дается ответ: тот кто осиливает свой йецер (т. е. побуждение ко злу), ибо сказано: «долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собою лучше завоевателя» ( Притч 16.32 ).
Заключительный стих (ст. 33), особенно вторая его половина, выражает главную мысль всей (16) главы.
Мидраш (5, 50) здесь справедливо видит указание на мудрость мудрейшего из царей – Соломона.
Похожая притча
1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным.
6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
10 В устах царя — слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде.
11 Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме.
12 Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.
13 Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.
14 Царский гнев — вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его.
15 В светлом взоре царя — жизнь, и благоволение его — как облако с поздним дождем.
16 Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.
17 Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.
18 Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.
19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
22 Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость.
23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
24 Приятная речь — сотовый мёд, сладка для души и целебна для костей.
25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти.
26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;
30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство.
31 Венец славы — седина, которая находится на пути правды.
32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
33 В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Притчи Соломона, 16 глава
Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.
Public Domain — общественное достояние.
Синодальный перевод, 66 канонических книг.
© 1876, 1912, 1917, 1956, 1968, . 1998 .
Похожая притча
2 Все пути человека безупречны 2 в его глазах,
но ГОСПОДЬ испытует 3 души.
3 Все дела свои ГОСПОДУ доверь,
и задуманное тобой свершится.
4 Всё сотворил ГОСПОДЬ с определенной целью,
и даже нечестивца — для дня бедствия.
5 Мерзость для ГОСПОДА — человек высокомерный,
не сомневайся, безнаказанным он не останется.
6 Любовью неизменной и верностью искупается грех,
благоговенье пред ГОСПОДОМ отведет от зла.
7 Если угодны ГОСПОДУ поступки человека,
то даже врагов его Он с ним примирит. 4
8 Лучше скромный достаток, да в праведности,
чем прибыль большая, да без справедливости.
9 Человек сам решает, по какой дороге идти,
но ГОСПОДЬ придает твердость его поступи. 5
10 В слове царя — Божья воля, 6
в приговоре своем он не ошибется.
11 Верные весы и подлинная мера — от ГОСПОДА,
и точные гири в суме Им задуманы. 7
12 Мерзость для царей — творить зло, 8
престол ведь справедливостью держится.
13 Угодны царю честные уста,
любит он тех, кто говорит правду.
14 Гнев царя предвещает смерть,
но мудрый человек отвратит гнев.
15 В светлом взоре царя — жизнь,
благоволение его — что весенний дождь. 9
16 Приобретать мудрость — лучше золота:
и обрести разумение — предпочтительней серебра.
17 Дорога честных отведет от зла,
сбережет она жизнь всякому,
кто с пути своего не свернет. 10
18 За гордыней вслед идет погибель,
за высокомерным духом — паденье.
19 Лучше со смиренным духом жить среди бедных,
чем с надменными делить добычу.
20 Кто вникает в дело 11 — обретет благополучие,
а кто на ГОСПОДА уповает, благо тому.
21 Сердцем мудрый прослывет разумным,
а ласковая речь всякого убедит. 12
22 Благоразумие — живительный родник для тех,
кто им обладает,
а глупость — глупцам наука. 13
23 У кого в сердце мудрость, у того и речь умна,
и слова 14 его убедительны.
24 Доброе слово что сотовый мед,
душу оно усладит и тело 15 исцелит.
25 Видится человеку путь его прямым,
а в конце окажется он дорогой к смерти. 16
26 Пустой желудок 17 заставляет работника трудиться —
рот голодный его подгоняет.
27 Нечестивец 18 замышляет зло,
и на устах его — словно огонь испепеляющий.
28 Коварный человек сеет раздоры,
и сплетник разлучает друзей.
29 Злодей обольщает ближнего,
увлекает его на путь недобрый.
30 Вот он щурится — значит, коварство на уме,
губы закусывает — зло у него наготове.
31 Седина — венец славы,
обретается она на праведном пути.
32 Выдержка лучше силы, 19
кто собой владеет — сильнее покорителя городов.
33 Бросают жребий в полы одежд,
но что выпадет, ГОСПОДЬ решает. 20
Примечания:
1 [1] — Букв.: человеку (принадлежат) планы ума / сердца, но от Господа — ответ языка. Во всей Книге притчей придается большое значение слову, сказанному вовремя. Тщательно обдумывать свои мысли во власти самого человека, но способность вовремя сказать нужное слово — дается Господом.
2 [2] — Букв.: чисты.
2 [3] — Букв.: Господь взвешивает. Этот стих почти дословно повторяется в 21:2.
7 [4] — Или: принудит Он к миру с ним.
9 [5] — Друг. возм. пер.: но Господь направляет человека на пути. Слова «путь, дорога, шаги» в Книге притчей многозначны. Это и нравственный выбор между добром и злом (1:15; 15:9), это и поступки человека, его поведение (14:2; 16:2), а также его судьба (ср. русское выражение «жизненный путь», см. 3:6; 20:24).
10 [6] — Букв.: прорицание на устах царя. Выражением «Божья воля» передано евр. кесем, которое означает «прорицательное слово», и его не следует понимать буквально. Эта пословица скорее указывает на то, что является идеалом (ср. ст. 12). В ВЗ, за исключением данного стиха, евр. слово кесем выступает как синоним «ворожбы», «гадания», «колдовства» лжепророчествующих и имеет резко отрицательное значение (см. Иер 14:14; Иез 13:6, 23; 21:21—23). Об обязанности царя знать и исполнять Закон, см. Втор 17:18—20.
11 [7] — Букв.: Его дело.
12 [8] — Это, скорее, свидетельство о моральном долге, идеале, а не описание исторической действительности.
15 [9] — Букв.: тучка с весенним дождем. Весенние дожди идут в Палестине в апреле-марте; они очень важны для будущего урожая. Начало года по еврейскому календарю приходится на осень (Исх 23:16; 34:22), потому весенние дожди называются поздними (ближе к концу еврейского года) в противоположность ранним дождям, которые идут с конца октября по начало декабря (ближе к началу еврейского года).
17 [10] — Букв.: кто хранит путь свой. В оригинале здесь внутренняя рифма и аллитерация.
20 [11] — Или: внемлет (мудрому) слову.
21 [12] — Или: сладость уст прибавляет разума.
22 [13] — Словом наука передано евр. мусар, которое, с одной стороны, означает «наставление, учение, правила» (см., напр., 1:2, 7, 8 и др.), с другой — «наказание, упрек, укор» (3:11; 6:23 13:24). В тексте, таким образом, намеренная двусмысленность: «учение глупцов — их собственная глупость», и одновременно с этим она же — «их наказание и укор им».
23 [14] — Букв.: уста.
24 [15] — Букв.: кости.
25 [16] — Стих дословно повторяет 14:12.
26 [17] — Так здесь переведено многозначное евр. нефеш, которое, помимо самого распространенного значения «душа, жизнь», может также означать «желание, голод» (см. в этом значении 6:30; 23:2; 27:7; Втор 14:26; 23:24; Иов 33:20).
27 [18] — Или: развратник.
32 [19] — Или: выдержанный (человек) лучше храбреца.
33 [20] — Представление о том, что при помощи жребия можно узнать волю Господа, характерно для ВЗ, см. Суд 1:3, Ис 34:17, Лев 16:8, 1 Цар 14:41; 28:6; Ион 1:7; ср. также Деян 1:26.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Притчи Соломона, 16 глава
Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.
Похожая притча
Содержание: 1–9 – угодны Господу люди богобоязненные, правдивые, милостивые, а мерзки надменные, нечестивые; 10—15— власть царя – от Бога, и сердце его – в руке Божией, он должен быть справедлив и силен; 16–22 – мудрость и смирение свойственны разумному и дороже всего; 23–33 – мудрый умно и приятно говорит, трудолюбив и сдержан, глупый – лукав, зол и коварен; но участь всех зависит от Господа и Его правды.
Притч.16:1 . Человеку принадлежит предположение сердца, но от Господа ответ языка.
Притч.16:2 . Все дела смиренного открыты пред Богом, и Господь укрепляет души.
Притч.16:3 . Предай Господу дела твои, и утвердятся помышления твои.
Притч.16:4 . Все соделал Господь ради Себя, нечестивые же погибнут в день бедствия.
Притч.16:5 . Нечист пред Богом всякий надменный сердцем, а ручающийся незаконно не останется без наказания.
Притч.16:6 . Начало доброго пути – творить правду; это угоднее пред Богом, чем приносить жертвы.
Притч.16:7 . Ищущий Господа найдет знание с правдою.
Притч.16:8 . Истинно ищущие Его найдут мир.
Притч.16:9 . Все дела Господни – истинны, а нечестивый соблюдается надень бедствия.
Притч.16:10 . Вдохновенное слово – в устах царя, на суде не должны погрешать уста его.
Притч.16:11 . Правильный наклон весов – правда у Господа, дела же Его – верные весы 86 .
Притч.16:12 . Мерзость для царя делающий злое, а правдою утверждается престол власти.
Притч.16:13 . Приятны царю уста правдивые, а слова истинные любит Господь 87 .
Притч.16:14 . Гнев царя – вестник смерти, но мудрый муж умилостивит его.
Притч.16:15 . Свет жизни – сын царя, а близкие ему – как позднее облако.
Притч.16:16 . Усиленное приобретение мудрости гораздо лучше золота, а усиленное приобретение 88 разума превосходнее серебра.
Притч.16:17 . Пути жизни уклоняются от зла, а долгота жизни – пути правды. Принимающий наставление будет в добре, а хранящий обличения сделается мудрым. Кто стережет пути свои, тот сохраняет свою душу, а любящий свою жизнь будет беречь уста свои.
Притч.16:18 . Гибели предшествует гордость, а падению – злоумышленность.
Притч.16:19 . Лучше кроткий со смирением, нежели разделяющий добычу с гордыми.
Притч.16:20 . Разумный в делах найдет благо, а надеющийся на Бога – самый блаженный 89 (человек).
Притч.16:21 . Мудрых и разумных называют злыми 90 , а приятных на словах с удовольствием будут слушать.
Притч.16:22 . Разум для имеющих (его) – источник жизни, наставление же неразумных – зло.
Притч.16:23 . Сердце мудрого уразумеет исходящее из собственных уст его, ибо в устах он носит мудрость.
Притч.16:24 . Добрые слова – сотовый мед, сладость их – врачевство для души.
Притч.16:25 . Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их смотрит на дно ада.
Притч.16:26 . Трудящийся человек трудится для себя и избавляется от своей погибели, а человек коварный в своих устах носит погибель.
Притч.16:27 . Человек неразумный копает себе зло, а на устах своих собирает огонь.
Притч.16:28 . Человек коварный распространяет зло, возжигает для злых обманчивый светильник и разлучает друзей.
Притч.16:29 . Беззаконный человек прельщает друзей и отводит их на недобрые пути.
Притч.16:30 . Устремив глаза свои, он придумывает коварство; закусывая 91 губы свои, определяет все злое. Он печь злобы.
Притч.16:31 . Венец хвалы – старость; обретается же она на путях правды.
Притч.16:32 . Долготерпеливый муж лучше сильного, и разумный муж лучше искусного земледельца 92 , а удерживающий гнев лучше завоевывающего город.
Притч.16:33 . За пазуху к нечестивым все входит, но от Господа все честное 93 .
Безукоризненная справедливость проявляется у Господа и угодных Ему людей.
Слав. слово Господь не имеет соответствия в греч. т. ват., [син.] и алекс., а имеет в 68, 103, 161, 243, 258, компл., альд. и остр.
Греч. νοσσιαί – букв. гнезда, т. е. стремление сделаться седалищем мудрости и разума.
В греч. μακαριστός – в слав. блажен.
За прямоту и нельстивость их «несладкоглаголивых» речей (ср. 19:6).
Слав. грызый нет соответствующего слова в греч. т. ват., [син.] и алекс.; есть ἐπιδάκνων в 23, 106, 109 и др., в альд. и остр.
Оскобленные в слав. пер. слова муж разум именяй паче земледельца великаго не имеют себе соответствия лишь в ват.; а в алекс., у Ефр. Сир., компл., альд. и даже в евр. т. имеют. [Добавлены в син.; стих взят из 24:5.]
Нечестивые не разбирают средства наживы, а Господь дарует лишь приобретаемое честными трудами.
Источник: Книга притчей Соломоновых в русском переводе с греческого текста LXX, с славянским переводом, введением и примечаниями / [Пер.] П. Юнгеров. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1908. - 154 с.
Читайте также: