Притча про многоженство в исламе
Обновлено: 21.11.2024
Ассаляму аляйкум, дорогой читатель. Видя сегодняшнее отношение мусульман и немусульман к теме многоженства, мы решили немного раскрыть эту тему, привести доказательства на его дозволенность и разъяснить ситуации, когда оно бывает желательным, нежелательным или же запретным. А также рассказать о мудрости предписания многоженства.
Доказательство дозволенности многоженства в Исламе
Аллах в Коране говорит «..то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Сура «Женщины», аят 3). Прочитав аят, мы видим, что изначально речь идет о двух трех и четырех супругах, а одна жена предполагается в случае, если мужчина не может быть справедливым ко всем женам.
Справедливость
Что же подразумевается под справедливостью, которая требуется в Священном Писании от мужчины, желающего жениться более чем на одной женщине? И в чем она должна проявляться?
• Равное обеспечение
Муж должен предоставить каждой жене равное обеспечение в еде, питье, одежде, жилье, мебели и т.д. Понятие «равное» не подразумевает, что каждой супруге всё должно быть предоставлено в одинаковом количестве. «Равное» значит обеспечить каждую тем, что ей необходимо.
• Предоставление отдельного жилья для жен
На мужчине лежит обязанность предоставления отдельного жилья каждой из жен, если только они сами не согласятся жить в одном доме, но в разных комнатах. Имам Ибн К’удама сказал: “Человек не должен объединять двух жен в одном доме, кроме как с их соизволения. И нет разницы между молодыми женами и старыми, поскольку в этом может быть для них вред, который станет причиной ревности и вражды. Нахождение жен в одном доме может привести к спорам и баталиям». См. “Аль-Мугъни” 7/229.
• Справедливость в делении дней и ночей
Муж обязан одинаково делить дни и ночи, которые проводит со своими супругами, кроме случая, когда одна из жен дает разрешение, проводить у нее меньше времени, чем у другой. Имам Аш-Шафии сказал: “Сунна посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и все ученые говорят о том, что человек обязан делить поровну между женами дни и ночи. Он должен быть справедливым и не имеет права ущемлять их в этом”. См. “Аль-Умм” 5/110.
Шариатские решения относительно многоженства
Положение многоженства в Исламе различается в зависимости от ситуаций, связанных с человеком, который желает жениться больше чем на одной женщине. Иногда оно бывает желательным, порой нежелательным, а порой и запретным. Рассмотрим каждую из ситуаций более подробно.
• Если мужчина нуждается в двух супругах по причине того, что одна жена не оберегает его целомудрия, или его первая жена тяжело больна, бесплодна и так далее, а муж желает ребенка. Это при условии, что он предполагает, что сможет проявлять справедливость между ними. В таком случае, ему желательно женится на другой, как были женаты многие из сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, более чем на одной женщине.
• Если мужчина уверен в том, что не сможет проявлять справедливость между женами, по причине его бедности или слабости или по каким-нибудь другим причинам, то в этом случае, многоженство для него является греховным делом. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Сура «Женщины», аят 3).
Мудрость предписания многоженства
Ислам дозволил многоженство, так как в этом есть большая мудрость и польза для людей, даже если это и не очевидно на первый взгляд. Рассмотрим эту мудрость через ситуации, которыми переполнена наша реальность. Мы увидим, как Шариат решает эти ситуации и как сегодняшнее мировое сообщество зачастую поступает в этих случаях.
• Оберегание мужчины от прелюбодеяния
Природное естество многих мужчин таково, что одна жена зачастую не может сохранить его целомудрие и поэтому они прибегают к супружеским изменам, что в свою очередь ведет к распространению венерических заболеваний, абортов и увеличению разводов, число которых, например, в России около 50% . Исходя из этого, возникает вопрос: что лучше? Запретить мужчине многоженство, и тем самым подтолкнуть его на удовлетворение своих потребностей запретным путем, либо дозволить ему женится еще на одной женщине?
• Потомство
Также, одной из мудростей многоженства является увеличение потомства, так как оно является одним из основных факторов процветания нации. Как сказал английский философ Г.Спенсер: «Многожёнство является необходимым для тех народов, в которых погибают мужчины на войне, и на выжившего мужчину была только одна жена. Если же поражает общину война, уничтожая их мужчин, то остаётся много женщин без мужей, и в итоге от этого уменьшается рождаемость в народе. Когда сражаются две группы друг с другом, то война не приносит пользу тому народу, в котором не требуется от женщин, чтобы они рожали, так как народ не в состоянии сопротивляться народу, в котором требуется от женщин, чтобы они рожали им мужчин, посредством многоженства».
• Сохранение народа от нечестия и болезней
Нет сомнений в том, что с запретом многоженства, в обществе появляется множество недугов, как физических, так и социальных. Это и распространение разврата, венерических заболеваний, увеличение количества абортов и рост числа беспризорных. Дозволенность же многоженства, способствует излечению общества от этих болезней.
То, что было упомянуто в этой статье это всего лишь малая часть из всех тех мудростей, явных и скрытых, которые содержатся в многоженстве.
Похожая притча
В этой статье я расскажу, что говорит Коран про многоженство. Аят о многоженстве в Коране существует. Об этом написано в Суре "Ниса" (Женщины) практически с первых аятов. Давайте приведем три аята начиная с первого.
Сура Ниса. 1 аят:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالًا كَثِيرًا وَنِسَاءً وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي تَسَاءَلُونَ بِهِ وَالْأَرْحَامَ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيبًا
О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами.
Сура Ниса. 2 аят:
وَآتُوا الْيَتَامَى أَمْوَالَهُمْ وَلَا تَتَبَدَّلُوا الْخَبِيثَ بِالطَّيِّبِ وَلَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَهُمْ إِلَى أَمْوَالِكُمْ إِنَّهُ كَانَ حُوبًا كَبِيرًا
И отдавайте сиротам (когда они достигнут совершеннолетия) их имущество (которое оставили им их умершие родители) (если вы видите, что они способны хранить свое имущество) и не заменяйте (своим) плохим (имуществом) хорошего (которое по праву полагается им) . И не ешьте их имущество (ухищряясь, смешивая его) с вашим, – ведь это – великий грех!
Сура Ниса. 3 аят:
وَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تُقْسِطُوا فِي الْيَتَامَى فَانكِحُوا مَا طَابَ لَكُم مِّنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ ذَلِكَ أَدْنَى أَلَّا تَعُولُوا
А если вы боитесь, что не будете справедливы с (девушками) сиротами (которые находятся на вашем попечении) (если женитесь на них) (что не сможете отдать им их брачный дар как другим женщинам) , то женитесь на (других) (из) тех, что приятны вам, женщинах – на двух, (или) на трех, (или) на четырех. А если боитесь, что не будете справедливы (между несколькими женами) , то (женитесь) (лишь) на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы (так как не является обязательным придерживаться полной справедливости между невольницами) . Это [женитьба лишь на одной] – ближе, чтобы не уклониться (от справедливости) .
Итак, из третьего хадиса мы понимаем, что Аллах предписывает жениться на двух, трех, четырех женщинах. И начинает сразу с двух. Аллах не говорит женитесь на одной, двух и т.д. Он предписывает жениться минимум на двух.
Однако, у этого тоже есть свои условия. Мужчина должен быть уверен в том, что будет справедлив абсолютно ко всем своим женам. Даже если одну из них будет любить больше другой.
Кроме того, сам пророк Мухаммад ﷺ сказал, что мужчина, имея несколько жен склонялся к одной из них, пренебрегая другой, в Судный день будет воскрешен с телом, разрубленным надвое. И одна часть тела будет волочить другую.
Это довольно суровое предостережение, поэтому, прежде, чем пойти на этот шаг надо пятьсот раз подумать. Более подробно о горе-многоженцах и многоженстве в целом хорошо написано тут.
Если ответить очень коротко на этот вопрос, то он прозвучит так: Жениться на двух женщинах можно. Но осторожно.
Если остались вопросы, вы знаете что делать. Если хотите продолжения на тему многоженства - ставьте свои царские лайки )
Похожая притча
В исламе многоженство чем-то похоже на йети. Все слышали о нем, некоторые говорят, что видели его, некоторые утверждают, что пережили столкновение третьей степени, но, в конце концов, немногие могут сказать, откуда появился Йети и существует ли он на самом деле. Попробуем собрать основные сведения об этом явлении.
Как вы могли заметить из начала этого текста, я упорно использую термин «полигамия», а не «полигамия». Почему? Ислам допускает только один тип полигамных отношений - полигамность, то есть когда мужчина женится на нескольких женщинах. Другой тип многоженства, при котором женщина поддерживает отношения более чем с одним мужчиной, - многомужество - неприемлем в исламе. Поэтому слово «многоженство», которое напрямую относится ко многим женам, а не мужьям, кажется мне гораздо более точным.
Откуда возникла многоженство в исламе?
Несколько факторов, вероятно, говорили в пользу санкционирования полигамии в исламе. Во-первых, ислам на Ближнем Востоке вырос не в религиозном вакууме. Многоженство практиковалось в других религиозных системах, предшествовавших возникновению ислама, и как таковое было социально приемлемым на Ближнем Востоке. Ислам добавил к существующему обычаю количественный предел (до четырех жен одновременно) и обязательство относиться к замужним женщинам одинаково (см. Цитату ниже).
Во-вторых, всеобщее признание полигамии в исламе должно было произойти после битвы при Ухуде в 625 году нашей эры. Сообщается, что в результате битвы многие мусульманские воины погибли, оставив своих жен и детей без поддержки и ресурсов. Из-за возникшего демографического неравенства мусульманам должно было быть предоставлено право вступать в повторный брак с вдовами умерших, чтобы заботиться о них, не допустить их попадания в бедность и противодействовать риску аморального поведения овдовевших женщин. Комментаторы Корана (например, Али Юнал) также указывают, что сура, содержащая аяты, разрешающие многоженство, или 4 сура, должна была быть написана примерно на 6-м году хиджры, или около 627 года.
В-третьих, пример Мухаммеда, последнего пророка ислама, определенно имел значение. Как религиозный, но также политический, военный и общественный лидер, значение которого возрастает, Мухаммед заключил союзы с племенами Аравийского полуострова и за его пределами. Традиционно последующие союзы скреплялись браком. Мухаммед должен был заключить ряд таких союзов в так называемый год посольств, то есть после захвата Мекки в 630 году. Из-за его особой роли в мусульманском сообществе Мухаммед был единственным, у кого одновременно было более четырех жен.
Сегодня среди оправданий полигамии мусульманские богословы упоминают демографический дисбаланс между женщинами и мужчинами и защиту морали «избыточных» женщин в обществе. Другими словами, поскольку женщин в мире больше, чем мужчин, и каждому из них нужен муж и защитник, мужчинам следует разрешить иметь более одной жены.
Где в Коране встречается многоженство?
Разрешение на многоженство появляется в Коране в суре 4, озаглавленной «Женщины». Здесь мы также находим корни требований справедливого обращения с замужними женщинами и других законов, касающихся брака, наследования и опеки над сиротами.
Так что женитесь на женщинах
, которые вам нравятся
- двух, трех или четырех.
Но если вы боитесь,
что не станете праведником,
женитесь только на одном
или на тех, кого подавляет ваша правая рука.
Вам более уместно
не поступать несправедливо.
(Коран, 4: 3, перевод Я. Билевски)
Действительно ли полигамия работает в мусульманских странах?
В странах, где мусульмане составляют значительную часть населения, отношение к многоженству различается - эта практика культивируется с разной степенью интенсивности в зависимости от местности. С одной стороны, карта мира включает страны, где полигамия пользуется неослабным уважением (ОАЭ, Саудовская Аравия, сельские районы Йемена) и где брак с более чем одной женщиной является признаком богатства и высокого статуса (Чад, Камерун, Гвинея). Кроме того, в некоторых регионах популярность полигамии временно возрастает из-за конфликтов или периодов экономической нестабильности (Сирия за пределами Рожавы, Афганистан).
С другой стороны, в странах, где проживает очень высокий процент мусульман и где мы ожидаем увидеть интерес к полигамии (например, в Бангладеш, Кувейте или Бахрейне), эта практика, хотя и законная и социально приемлемая, определенно находится в упадке из-за к расходам, связанным с заключением нового брака. Свадьбы и поддержка семьи обходятся очень дорого, и в Бангладеш муж нескольких жен должен платить по этой причине высокий налог.
Где полигамия незаконна?
Более того, многоженство запрещено законом в каждой мусульманской стране.
В некоторых странах, чтобы ограничить возникновение этого обычая, Гражданский кодекс ввел дополнительные условия, выполнение которых должно подтверждаться соответствующими документами. В Марокко (с 2004 г.) и Алжире (с 2005 г.) изменения в семейном праве существенно затруднили заключение полигинных отношений. Мужчина, желающий жениться на другой жене, должен явиться в суд с письменного согласия предыдущих жен и новой жены на этот тип брака. Кроме того, в Марокко мужчина должен доказать, что он соответствует финансовым требованиям, установленным законом, а в Алжире он должен доказать суду серьезную причину для вступления в другие отношения. В Марокко несоблюдение вышеуказанных положений карается 3 годами тюремного заключения.
Интересно, что в Конго или Центральноафриканской Республике решение жениться на нескольких женщинах должно быть принято мужчиной до его первой свадьбы. Это означает, что законность полигамии гарантируется путем информирования первой жены о возможности прибытия будущих жен до вступления в первый брак.
Если бы мы хотели оценить влияние полигамии на жизнь мусульманских общин, нам пришлось бы рассматривать каждую страну отдельно с ее конфликтами, традициями и имущественным статусом ее жителей. А в некоторых случаях вам придется разбить страны на регионы или посмотреть на обычаи отдельных городов или районов. Тема очень обширная, поэтому мы к ней обязательно вернемся.
Похожая притча
«Если у мужчины две жены и он не будет соблюдать равенство между ними, то он придёт в Судный день с согнутым боком».
Всевышний в Коране сказал: (смысл): «Обращайтесь с ними (вашими жёнами) справедливо (т. е. в распределении ночей соблюдая равенство). Если же они неприятны вам, то проявите терпение, ведь может быть так, что вам что-либо ненавистно, но Аллах сделает в нём много добра» (сура «Ан-Ниса», аят 19).
В хадисе сказано: «Если у мужчины две жены и он не будет соблюдать равенство между ними, то он придёт в Судный день с согнутым боком» (ибн Маджа, ат-Тирмизи), т. е. позорность и унижение его начнутся сразу после воскрешения, не говоря уже о том, какая участь ожидает его в могиле.
Под словом «равенство» имеется в виду только одинаковое распределение ночей, а в остальном равенство соблюдать не обязательно, но желательно.
Если муж не соблюдает равенство в проведении ночей с согласия жён, то это разрешено, если же они не согласны, то муж должен соблюдать следующее:
Если у человека больше одной жены и он ночевал у одной из них, то он обязан ночевать и у других жён, даже если они больны или у них период менструальных выделений. Потому что основная цель соблюдения равенства – это избавление жён от одиночества. И поэтому надо соблюдать равенство только в ночёвке.
А в половом сношении равенство соблюдать не обязательно, но желательно, т.к. это зависит от настроения, желания, темперамента мужчины.
Если муж будет любить одну из жён больше, чем других, то за это ему греха не будет.
В Священном Коране говорится: (смысл): «Вы никогда не сможете относиться одинаково справедливо к жёнам, даже при сильном желании» (сура «Ан-Ниса», аят 129).
Под словами Всевышнего «одинаково справедливо» имеется в виду проявлять к ним одинаковые чувства. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в совершенстве соблюдал равенство между своими жёнами, но вместе с этим обращался к Всевышнему со словами: «О мой Господь! Это мое равноправное распределение (имеется в виду распределение ночей между женами) в том, что подвластно мне. Прошу, не упрекай меня в том, что подвластно Тебе и не подвластно мне». Такое обращение Пророка (мир ему и благословение) было вызвано тем, что он больше любил Айшу (да будет доволен ею Аллах), дочь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), чем других своих жён.
Если жена непокорная, то в отношении её равенство соблюдать не обязательно. Непокорная жена – это та, которая выходит из дома без разрешения мужа, отказывающая ему в половом сближении без уважительной по Шариату причины и т. д. Также не обязательно соблюдать равенство по отношению к жене, которая вышла в путь (сафар) для своей нужды, даже если ей разрешил муж. Муж имеет право в ночь, которую он должен провести у одной жены, пойти к другой жене по крайней необходимости, например, если она сильно болеет, если есть опасность возникновения пожара, воровства и т. д. А днём он имеет право зайти для обычной нужды, например, поставить что-либо, отдать необходимые продукты, узнать что-то.
В обоих случаях муж не имеет права удлинять время пребывания сверх необходимого. Но если он это сделает ночью, то должен возместить другой жене время, потраченное на нужду и сверх этого.
А если он это сделал днём, то он должен возместить только то время, которое потрачено сверх нужды. Но в обоих случаях за время, проведённое сверх нужды, ему запишется грех. За то время, в которое ему разрешено по нужде идти к другой, он имеет право приближаться к своей жене и ему разрешено всё, на что не тратится дополнительное время, как, например, поцелуи, объятия и т. д., кроме полового акта, т. к. на это уходит дополнительное время, но если он, вопреки запрету, совершил половой акт, то не должен возмещать половой акт другой жене.
Минимум времени, в которое он должен соблюдать равенство, – это одна ночь (т. е. провести одну ночь возле одной, другую возле другой), с захода солнца до рассвета; максимум три ночи (т. е. по три ночи подряд).
Но если жёны согласны, можно и больше. Если человек работает ночью, а днём бывает дома, то он должен соблюдать равенство в дневное время.
Если человек был женат и взял себе ещё одну и она девственница, то он должен провести с ней семь дней и ночей беспрерывно, но если она не девственница, то он должен выделить ей три дня и три ночи беспрерывно. Это время, проведённое с новобрачной, не нужно возмещать другим жёнам.
Мужу в эти ночи (т. е. семь ночей для девственницы и три для недевственницы) нельзя посещать мечеть для вечерней и ночной коллективной молитвы, если жена в связи с его выходом будет чувствовать одиночество.
Муж обязан также соблюдать равенство в выходе на джамаат-намаз ночью, т. е. нельзя выделять одну ночь в неделе выходом в мечеть. Если муж хочет поехать куда-либо и взять с собой одну из жён, то он бросает жребий и берёт с собой ту, на которую выпал жребий. В этом случае он не должен возмещать другим жёнам время, проведённое с ней в пути. Если одна из жён дарит свою ночь мужу, то муж имеет право провести эту ночь у любой другой жены.
Неравное равенство.
Говоря о равенстве в браке, нельзя видеть в дозволенности многожёнства лишь удовлетворение физической потребности, не обращая внимание на требования Шариата или не задумываясь о том, что полигамия – это не исполнение прихотей одной стороны, жертвуя интересами другой. Ведь многожёнство разрешено при непременно равном и справедливом отношении мужа ко всем жёнам, как об этом говорится в аятах Священного Корана.
Но среди мусульман встречаются и такие, кто идёт на этот шаг, в большей степени боясь, что это скажется на отношениях в его первой семье, и выдвигает условия той девушке, которую хочет взять в качестве второй жены, говоря ей, что никто об этом не должен знать, что ночи он с ней делить не будет, что содержать её не сможет и т. д. Тем самым он заблаговременно снимает с себя обязанности, которые возложил на него Шариат. В результате такого брака, если он встретит какие-либо трудности или некоторое давление, как со стороны первой жены, так и со стороны родственников, он даёт второй жене развод.
Это происходит потому, что муж не видит во второй полноценную жену, как в первой, забывая о том, что Всевышний не пренебрёг правами ни одной из жён, а, наоборот, обязал относиться к ним справедливо, соблюдая равноправие, и наказал тем, чтобы тот, кто не сможет соблюдать равенство, ограничился одной.
Нельзя забывать, что у каждой женщины есть честь и достоинство, которые требуют, чтобы к ней относились с уважением. Её наивность и неспособность предвидеть дальнейший исход событий, а также желание выйти замуж, никоим образом не должны эксплуатироваться и к ней нельзя относиться как к объекту удовлетворения своих физических потребностей, что унижает её как человека и в глазах мужа, и в глазах тех, кто знает её. Ведь женщина, выходя замуж, желает найти счастье, сохранить своё целомудрие, создать семью, стать матерью и вдруг её бросают только потому, что у мужа пропал к ней интерес, или оттого, что этого потребовала первая жена или близкие родственники.
Не секрет, что такой поступок скажется на её дальнейшей жизни, ведь мало у кого возникнет желание жениться на женщине, которая уже не раз была замужем.
Ислам осуждает проявление необузданного стремления к удовлетворению животных страстей, которое побуждает мужчину опять жениться, не задумываясь об ответственности такого поступка и об обязательствах, которые возлагает на него Шариат с того момента, как он становится законным мужем той, с которой он совершит обряд бракосочетания (никах).
Женщины, почувствовав себя обманутыми или разочаровавшись, испытывают моральную, духовную и физическую ущемлённость. Это пагубно отражается и на чистоте Ислама, который разрешил многожёнство с целью сохранить общество в чистоте и целостности, отдаляясь от греха и разврата и т. д.
Вне всякого сомнения, подобное отношение к женщинам вызывает их недоверие к мужчинам, которые используют дозволенную Исламом полигамию в личных низменных целях. Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) и праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что «браки строятся не на одной только любви, есть ещё благородство и стыд». Братья-мусульмане, подумайте над словами Посланника Аллаха (мир ему и благословение) по отношению к женщинам в его прощальной проповеди:
«O люди, бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами, чтобы они не позволяли садиться на ваше ложе никому, кроме вас, чтобы они не впускали в дома ваши тех, кто ненавистен вам, кроме как с вашего позволения, чтобы они слушались вас.
Если же они не сделают так, то Аллах разрешает вам отдаляться от них в супружеском ложе и ударять, не нанося ран. Если же они подчинятся и будут соблюдать ваши права, тогда им принадлежит право на достойную еду и одежду.
Воистину, у вас есть права по отношению к вашим жёнам и они также имеют права на вас. Воистину, вы берёте их в жёны под покровительство Аллаха и они становятся дозволенными для вас согласно слову Аллаха. Воистину, они возле вас подобны пленникам, не имеющим ничего. Относитесь к вашим женщинам хорошо и будьте добрыми к ним».
Разве человек, который женится лишь с целью удовлетворить свои физические потребности, будет тем, кто последовал призыву Пророка (мир ему и благословение), и получит довольство Всевышнего?! Судите сами.
Если муж заметит со стороны жены признаки ослушания, то он делает ей назидание словами: «Побойся Аллаха в выполнении обязательств, которые возложены на тебя по отношению ко мне». Также нужно разъяснить жене, что ослушание с её стороны снимает с мужа ответственность по обеспечению её, пока она находится в ослушании, ведь, возможно, в ней скрывается причина такого её поведения или же она раскается в том, что себя так повела.
Также желательно ей напомнить о хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Когда женщина ночует, отдалившись от постели мужа, то ангелы проклинают её до утра» (аль-Бухари). А если после всего этого она всё равно явно ослушается, то он отдаляется от неё в постели, т. е. спит отдельно, а если и это не поможет, муж имеет право ударить жену, но бьет её, не нанося ран, и если это даёт результат, если нет – то бить нельзя.
Всевышний в Коране сказал: (смысл): «А тех жен, непокорности которых вы опасаетесь, сначала увещевайте,потом избегайте их на супружеском ложе и, наконец, ударяйте их. Если же они повинуются вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышен, Велик» (сура «ан-Ниса», аят 34).
Мы знаем, что нередки случаи, когда возникает спор в семье из-за пустяка, мелочи, например, мужу не понравился какой-то поступок жены, он выговаривает жене свои претензии, она, якобы оправдываясь, пререкается с ним, разражается семейный скандал, в результате - испорченное настроение, нервы. А не лучше ли жене поступить проще, уступив и сказав, например: «Да, я ошиблась, в следующий раз сделаю так, как хочешь ты» и т. п., и пусть даже правда была на стороне жены, но так хочет муж, и, подчиняясь ему, жена всё равно останется правой. В этом и заключается женская мудрость – побеждать проигрывая. Поверьте, для женщины это очень важно.
В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Каждой женщине, совершившей пять обязательных намазов, постившейся в месяц Рамазан и подчинившейся мужу, скажут: "Заходи, в какие хочешь из восьми ворот Рая"» .
Также в хадисе сказано: «Каждая женщина, которая умерла, и муж которой был доволен ею – зайдёт в Рай» (ат-Тирмизи).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также говорил: «Если бы у меня была воля повелевать поклоняться кому-либо, кроме Аллаха, то я повелел бы жене поклоняться мужу, ибо её обязанность перед мужем велика» (аль-Бухари).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Читайте также: