Долготерпеливый лучше храброго и владеющий собою лучше завоевателя города притчи
Обновлено: 22.11.2024
1–3. О Боге, как Владыке всех жизненных путей человека. 4–9. О премудром и праведном воздаянии Божием за дела человеческие, добрые и злые. 10–15. О царях как посредниках или орудиях мироуправления Божия. 16–26. Правда Божия – в отношении к мудрым и к глупым. 27–33. Неодинаковая судьба праведных и неправедных.
Притч.16:1 . Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
Притч.16:2 . Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
Притч.16:3 . Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
Ввиду несомненного факта поразительной зависимости судеб человеческих от Бога (ст. 1, сн. Иер 10.23 ), а также присутствия только у Бога истинной оценки действительного достоинства намерений и действий человека (ст. 2), Премудрый наставляет слушателей всецелой преданности Промыслу Божьему, обещая отсюда всякий успех предприятий (ст. 3, сн. Пс 21.9, 36.5 ).
Притч.16:4 . Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
Притч.16:5 . Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути – делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.]
Притч.16:6 . Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
Притч.16:7 . Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
Притч.16:8 . Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
Притч.16:9 . Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
Из общего положения о том, что все сотворенное Богом имеет свои цели и назначение (ст. 4), выводимые, с указанием на гибельность высокомерия (ст. 5), образ положительного благоугождения человека Богу: милосердие и правда в отношении ближних (ст. 6а), соединенные с страхом Божьим (6б), последствием чего явится мир, даже примирение враждующих (ст. 7). Затем вновь повторяется мысль о том, что жизнь и намерения человека всецело зависят от Бога (ст. 9).
Притч.16:10 . В устах царя – слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде.
Притч.16:11 . Верные весы и весовые чаши – от Господа; от Него же все гири в суме.
Притч.16:12 . Мерзость для царей – дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.
Притч.16:13 . Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.
Притч.16:14 . Царский гнев – вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его.
Притч.16:15 . В светлом взоре царя – жизнь, и благоволение его – как облако с поздним дождем.
Идет ряд притчей политико-общественного содержания: преимущественно относительно царской власти. Царь здесь, как и в других местах книги Притчей ( Притч 20.28, 21.1, 25.5 ) представляется идеальной нравственной силой, воплощением и охранителем нравственного миропорядка, орудием Божественного мироуправления. Царю прямо усвояется вышеестественная, как бы пророческая способность и сила, евр.: gesem, греч.: μαντειον , Vulg.: divinatio, слав.: пророчество (ст. 10): как ставленник и представитель Бога на земле, царь теократический, в делах управления и суда изрекает бесспорные и выше сомнений стоящие решения (ср. 3Цар 3.27 7 ).
В связи с этим замечается, что и все общественные отношения (напр., купля и продажа, должны быть проникнуты духом честности и справедливости (ст. 11, сн. Притч 11.1 ). В ст. 12–13 – в первом с отрицательной стороны, а во втором с положительной – высказывается мысль о том, что царь есть непогрешимое мерило нравственной правоты, почему для него отвратительно всякое беззаконие, и он благоволит лишь к делающим правду и говорящим истину. Соответственно с тем, в ст. 14–15 характеризуется противоположное, то грозно карающее, то благоволительно-милующее отношение царя к явлениям зла и добра. Выражение «царский гнев – вестник смерти» (ст. 14) ближе всего объясняется из обычаев деспотических властителей Востока (ср. Есф 7.7 ).
Притч.16:16 . Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.
Притч.16:17 . Путь праведных – уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.
Притч.16:18 . Погибели предшествует гордость, и падению – надменность.
Притч.16:19 . Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
Притч.16:20 . Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
Притч.16:21 . Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
Притч.16:22 . Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость.
Притч.16:23 . Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
Притч.16:24 . Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
Притч.16:25 . Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.
Притч.16:26 . Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз (ср. Притч 3.14, 8.10–19 ). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно влекущей за собой падение (сн. Есф 3.1 ), и восхваляется смирение и кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство. Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга (ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и спасительность вместе – подобно меду, имеющему приятность и приносящему исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду – в чувстве самосохранения (ст. 26).
Притч.16:27 . Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
Притч.16:28 . Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
Притч.16:29 . Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;
Притч.16:30 . прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он – печь злобы].
Притч.16:31 . Венец славы – седина, которая находится на пути правды.
Притч.16:32 . Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
Притч.16:33 . В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа.
В ст. 27–30 дается характеристика трех типов злобы: человека, злоумышляющего против ближнего (ст. 27), клеветника, возмутителя и раздорника (ст. 28), и притеснителя, насильника (ст. 29), причем отмечается свойственная им мимика (ст. 30, сн. Притч 6.12–13 ). В противоположность ожидающей всех таких гибели, удел праведных и благочестивых – честная старость и долголетие (ст. 31); высшее благонравственное самообладание, научиться владеть собой труднее, чем отличаться храбростью в битве и брать крепости (ст. 32). В Мишне (тр. Авот, гл. IV, §1) на вопрос: кто силен? дается ответ: тот кто осиливает свой йецер (т. е. побуждение ко злу), ибо сказано: «долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собою лучше завоевателя» ( Притч 16.32 ).
Заключительный стих (ст. 33), особенно вторая его половина, выражает главную мысль всей (16) главы.
Мидраш (5, 50) здесь справедливо видит указание на мудрость мудрейшего из царей – Соломона.
Прп. Антоний Великий
Возлюбленные дети мои, Священное Писание говорит, что лучше муж долготерпелив паче крепкаго и что долготерпеливый превосходит крепкого, как удаляющийся от огня превосходит приближающегося к нему.
Итак, будем долготерпеливы, поскольку в долготерпеливом Бог обитает. Кто не долготерпелив, тот покоряется воле диавола; напротив, кто долготерпелив, тот покоряется воле Божией во всякое время.
Похожая притча
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Притчи 16:32 / Притч 16:32
Притчи 16 стих 32 — синодальный текст: Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.Григорий Двоеслов (
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города
Завоевывать города есть меньшая победа, потому что завоевываемое вне нас. А большая состоит в том, что побеждается терпением, потому что дух побеждается сам от себя и подчиняет сам себя самому себе, когда терпение ниспровергает его до уничижения в терпеливости.
Источник: Гомилии на Евангелия.
Амвросий Медиоланский (
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города
Если гневаетесь, то гневайтесь на себя за то, что вы допустили себя раздражиться, и тогда вы не согрешите. Ибо тот, кто гневается на себя за то, что легко раздражается, не станет гневаться на другого, а кто пытается доказать справедливость своего гнева, тот воспламеняется [еще] больше, и быстро впадает в грех. И, по словам Соломона, владеющий собою [лучше] завоевателя города (Притч 16:32) , потому что гнев уловляет даже храбрых.
Источник: Об обязанностях священнослужителей.
Антоний Великий (
Возлюбленные дети мои, Священное Писание говорит, что лучше муж долготерпелив паче крепкаго и что долготерпеливый превосходит крепкого, как удаляющийся от огня превосходит приближающегося к нему.
Итак, будем долготерпеливы, поскольку в долготерпеливом Бог обитает. Кто не долготерпелив, тот покоряется воле диавола; напротив, кто долготерпелив, тот покоряется воле Божией во всякое время.
Источник: Двадцать слов к монахам.
Магн Аврелий Кассиодор
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города
Простителен тот гнев, который не доходит до исполнения своего негодования, как написано: Удерживающий гнев лучше завоевывающего город ( Притч 16:32; LXX). И потому прибавляется заповедь о хранении себя, дабы, если уж и гневаемся мы, не согрешили бы от необдуманной безрассудности. Хотя по поврежденности человека не можем мы хранить в своей власти яростные движения души, но при помощи благодати Божьей можем сдерживаться дисциплинирующим разумением.
Похожая притча
1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным.
6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
10 В устах царя — слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде.
11 Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме.
12 Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.
13 Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.
14 Царский гнев — вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его.
15 В светлом взоре царя — жизнь, и благоволение его — как облако с поздним дождем.
16 Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.
17 Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.
18 Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.
19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
22 Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость.
23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
24 Приятная речь — сотовый мёд, сладка для души и целебна для костей.
25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти.
26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;
30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство.
31 Венец славы — седина, которая находится на пути правды.
32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
33 В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Притчи Соломона, 16 глава
Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.
Public Domain — общественное достояние.
Синодальный перевод, 66 канонических книг.
© 1876, 1912, 1917, 1956, 1968, . 1998 .
Свт. Григорий Двоеслов
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города
Завоевывать города есть меньшая победа, потому что завоевываемое вне нас. А большая состоит в том, что побеждается терпением, потому что дух побеждается сам от себя и подчиняет сам себя самому себе, когда терпение ниспровергает его до уничижения в терпеливости.
Свт. Амвросий Медиоланский
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города
Если гневаетесь, то гневайтесь на себя за то, что вы допустили себя раздражиться, и тогда вы не согрешите. Ибо тот, кто гневается на себя за то, что легко раздражается, не станет гневаться на другого, а кто пытается доказать справедливость своего гнева, тот воспламеняется [еще] больше, и быстро впадает в грех. И, по словам Соломона, владеющий собою [лучше] завоевателя города ( Притч 16:32 ) , потому что гнев уловляет даже храбрых.
Похожая притча
Простителен тот гнев, который не доходит до исполнения своего негодования, как написано: Удерживающий гнев лучше завоевывающего город ( Притч 16:32 ; LXX). И потому прибавляется заповедь о хранении себя, дабы, если уж и гневаемся мы, не согрешили бы от необдуманной безрассудности. Хотя по поврежденности человека не можем мы хранить в своей власти яростные движения души, но при помощи благодати Божьей можем сдерживаться дисциплинирующим разумением.
Читайте также: