Притча о блудном сыне главная мысль
Обновлено: 22.11.2024
Одной из важных составляющих проповедей Иисуса Христа были притчи – это короткие истории, сюжет которых заключает в себе некий нравственный урок. Верующие люди тоже часто вспоминают библейские притчи и ссылаются на них в своих размышлениях и дискуссиях друг с другом и со своими идеологическими оппонентами.
У каждой притчи есть свой, казалось бы, устоявшийся смысл и общепризнанный нравственный посыл. Для примера, рассмотрим одну из них - так называемую притчу о возвращении блудного сына, рассказанную в Евангелии от Луки. Ниже я приведу полный текст этой притчи. Прошу тебя, читатель, набраться терпения и внимательно прочитать её от начала до конца, поскольку это очень важно для дальнейшего разбора. Итак, вот эта притча.
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым».
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся».
Библия, Новый Завет, Евангелие от Луки, глава 15, стихи 11-28
Иисус рассказал своим ученикам данную причту, проводя очевидные параллели с Отцом небесным и теми людьми, которые, по каким-то причинам, отступили от Бога и стали грешить. Но Господь любит каждого из нас и с радостью примет любого, кто придёт в нему и раскается в своих грехах. Вот так примерно объясняют суть этой притчи верующие люди. Мы же с вами попытаемся заглянуть глубже и зададимся вопросом: «Почему поступок младшего сына в данной притче по умолчанию расценивается как неправильный? Что плохого он сделал? Почему он так раскаивался, и почему его возврат в отчий дом преподносится в качестве примера для других людей?»
Дело в том, что данная притча, на самом деле, повествует нам о проблеме сепарации созависимого ребёнка от своего родителя. Авторитарный отец, чьи дети всегда должны были быть при нём, определённо не хотел отпускать своего младшего сына. Однако, тот настоял на своём и ушёл. Но, как это часто бывает в жизни, даже съехав от родителей в отдельную квартиру, люди остаются зависимы от своих родителей морально.
Парень, со скандалом уехавший от родителей, всё ещё не может полноценно распоряжаться своей жизнью: он не может заниматься любимым делом, не может зарабатывать деньги; а если деньги достаются ему просто так – он не может распорядиться ими на своё усмотрение. Почему? Потому что он всё ещё живёт с оглядкой на родителей. Его отца нет рядом в буквальном смысле, но отцовские установки прочно засели у несчастного парня в его Сверх-Я. Проще говоря, парень живёт не своим умом, а всё ещё пытается угодить родителям.
Возможность распоряжаться крупной суммой денег пугает парня, так как он боится потратить деньги «неправильно» и вызвать, тем самым, недовольство своего отца (или матери). Его бессознательное желание - поскорее избавиться от этих денег, ведь тогда у него уже больше не будет соблазна пойти наперекор своему родителю, а значит снизится тревожность и будет как-то поспокойнее. По этой причине, люди, внезапно получившие в распоряжение крупную сумму, очень быстро сливают все деньги на азартные игры, алкоголь и тому подобное, оставаясь, в итоге, ни с чем.
Родителю, в свою очередь, выгодно, чтобы его ребёнок оставался таким вот зависимым человеком. Условный отец (или мать) вроде бы и делает вид, что желает своему ребёнку лучшего, но, на самом деле, родитель радуется каждый раз, когда у его ребёнка ничего не получается. Почему? Да потому что, потерпев неудачу, ребёнок будет вынужден прийти к своему родителю с мольбами о прощении и с просьбой помочь – ребёнок признает свою никчёмность и авторитет отца. Таким образом, родитель сможет и дальше контролировать своего ребёнка.
Именно это и произошло с героем притчи: сбежав от отца физически, он всё ещё остался зависим от него морально. Психологическое отделение от родителя, называемое сепарацией, так и не произошло. Парень так и не смог стать в полной мере самостоятельным и самодостаточным человеком. Именно поэтому его так мучила совесть: ему реально казалось, что, попытавшись жить своей жизнью, он совершил преступление против своего отца. Хотя, на самом деле, ничего ужасного он не сделал. Он лишь хотел самостоятельно распоряжаться своей жизнью, на что имел полное право.
Итак, чему же на самом деле учит притча? Думаю, ты, читатель, уже понял, что скрытый посыл сей притчи таков: «Ты являешься собственностью своего отца, и даже мысль о том, чтобы жить самостоятельно – это уже тяжкий грех. Ты себе не принадлежишь и не можешь сам выбирать свой жизненный путь. Жестокость твоего отца – это правильная жестокость, и ты обязан её принять, ведь отец любит тебя. А ещё, ты – никто. Сам ты ни на что не способен, и за пределами отчего дома ты однозначно потерпишь крах».
Здесь, кроме всего прочего, мы видим то самое обесценивание, к которому так часто прибегают родители, в попытках сохранить контроль над ребёнком. Кстати говоря, когда я сам собирался сменить место жительства и уехать в другой город, мой отец, пытаясь уговорить меня остаться, так и спросил: «Тебя там что, кто-то ждёт, что-ли?» Посыл, заключённый в этом вопросе, понятен: тебя там никто не ждёт, а сам ты ни на что не способен. Я тогда спросил в ответ: «А меня разве должен кто-то ждать?» Внятного ответа на свой вопрос я не услышал. Впрочем, мои ответы тоже показались отцу неубедительными.
Похожая притча
Папа Бенедикт справедливо называет эту притчу по-другому - притчей о двух сыновьях. Второй брат здесь ключевая фигура, он очень важен для понимания притчи.
Смотрите. Блудный сын предал отца и брата, много грешил и утратил человеческое достоинство. Когда его падение стало запредельным, он просит своего отца о неслыханной милости, не надеясь на прощение. Хотя бы взять его на правах раба и давать долю раба. Отец оказывает ему великую милость, прощает его и полностью восстанавливает в утраченном достоинстве и правах сына. До этого места все понятно, да? Отец - Бог, блудный сын - грешник, второй сын - праведник. Добрый Бог прощает наши грехи, несмотря на их тяжесть, и ждёт нашего возвращения, как заблудших детей. Но это не конец притчи. Она продолжается, а значит, надо продолжать слушать. С поля приходит второй сын, видит происходящее и возмущается. Он осуждает отца за несправедливость. Он праведник и не подвел отца ни разу. А грешник получает все то же, что получает он, и даже больше. Что делает правденый брат?
Он судит. Судит брата (считая, что брат менее достоин отцовской доброты), отца (считая, что он несправедлив). Праведник, который осуждает своего ближнего и самого Бога. Этот сюжет мы уже встречали - Каин осудил Бога, который принял жертву его брата, а его отверг и убил брата в ревности.
Притча о том, что мы не можем своим чувством справедливости познать Божественную справедливость. Что не надо судить Бога и ближнего. Что надо принимать волю Бога как абсолютную, не оценивая ее через свою волю.
Похожая притча
Притча о блудном сыне – одна из самых известных. Некоторые ее выражения вошли в обычный разговорный язык, а отдельные иллюстрации и картины, относящиеся к ней, известны нам с детства.
В предыдущих двух притчах о заблудшей овце и потерянной драхме Христос, призывая людей к покаянию, сказал, что бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся ( Лк. 15: 10 ). Для того чтобы слова о покаянии сильнее запечатлелись в сердцах Его слушателей, Христос далее произносит притчу о блудном сыне. Эта притча является продолжением ответа Христа на упрёки, сделанные Ему фарисеями, что Он принимает грешников и ест с ними ( Лк. 15: 2 ). Притчу о блудном сыне, как и предыдущие две, мы находим в 15-ой главе Евангелия от Луки:
«У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил сыновьям имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Пришедши же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите. Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» ( Лк. 15: 11–32 ).
Притча о блудном сыне неисчерпаема. Она содержит такое множество тем, что их трудно перечислить. Каждый человек, который с благоговением вчитывается в неё, находит для себя ответ на вопросы о собственном духовном состоянии.
Первая тема – историческая – тема избранного народа Божия и язычников. Старший сын в притче мог бы быть образом Израиля, а младший – языческих народов. В свете этой притчи, по словам прот. Михаила Помазанского, можно уяснить себе значение ветхозаветного периода, когда люди, совершив первородный грех, удалились от Бога. «Отец скорбит об уходе любимого сына. Но, не нарушая его сыновнего достоинства и сыновней свободы, Он ждёт, пока сын, познав всю горечь зла и, вспомнив о былой жизни в Отцовском доме, – сам затоскует об этом доме и откроет душу для Отцовской любви. Так было с человеческим родом».
Вторая тема – о природе греха. Вот почему притча о блудном сыне читается за Литургией в третье приготовительное воскресенье перед Великим Постом, когда верующие готовятся к очищению от грехов через подвиг покаяния.
Покаяние – третья тема. Нигде лучше не раскрывает нам Евангелие в чем сущность покаяния, чем именно в притче о блудном сыне. Она выявляет нам постепенный внутренний процесс переворота грешника и полноту покаяния, которое состоит в сознании своего падения, искреннем раскаянии и смиренном обращении к Отцу Небесному.
Четвертая тема – Церковь и её литургическая жизнь. Об этом говорится в Синаксаре Недели о Блудном Сыне (особое поучение, которое читается в это приготовительное к Великому Посту воскресенье). «Лучшие одежды», в которые отец облачает вернувшегося сына, толкуются в синаксаре как крещение, «кольцо» – как запечатление Духом Святым в таинстве Миропомазания, «пир с вкушением откормленного телёнка» – как Евхаристия, таинство Причащения. «Пение и ликование (музыка)» – символ торжества Церкви по поводу её восстановленной полноты и единства.
Пятая тема, которую мы встречаем в притче о Блудном Сыне – Сам Спаситель, Который выступает здесь в евхаристическом образе закалаемого тельца, ибо Он упоминается в Писании как Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира ( Ин.1: 29 ).
Образ старшего сына являет тему зависти, самомнения, законничества и тему необходимости взаимного, братского прощения.
«Младший, блудный сын» – прообраз всего падшего человечества и одновременно каждого отдельного грешника. «Следующая часть имения», т.е. доля имения младшего сына, – это дары Божии, которыми наделён каждый человек. По разъяснению еп. Игнатия Брянчанинова – это «. ум и сердце, а в особенности благодать Святого Духа, даруемая каждому христианину. Требование у отца следующей части имения для употребления ее по произволу – стремление человека свергнуть с себя покорность Богу и следовать собственным помыслам и пожеланиям. Согласием отца на выдачу имения изображается самовластие, которым Бог почтил человека в употреблении даров Божих».
Прот. Александр Мень в одной из своих проповедей в «Неделю о блудном сыне» отмечает интересную деталь экономического свойства: «В те времена, о которых рассказывает Господь, люди старались жить одной семьей. Теперь более естественно, чтобы дети отделялись и уходили от родителей, когда вырастают. Тогда люди совместно владели землей, которую вместе обрабатывали, и чем больше была семья, тем больше было рабочих рук, тем больше было возможности трудиться. Поэтому разделить дом, разделить имение и хозяйство считалось ущербом, убытком. Если дети так поступали, это считалось обидой для родителей».
Получив свою часть отцовского имущества, младший сын уходит «в дальнюю страну», на чужбину – место отдаления от Бога, где он перестаёт думать о своем отце, где он «живёт распутно», то есть предаётся греховной жизни, отчуждающей человека от Создателя. Там он быстро растратил имение, свою долю даров Божиих: силы, ума, сердца и тела. Это приводит его к нищете – полному духовному опустошению. Это и неудивительно, ибо человек, вступивший на путь греха, следует по пути эгоизма, самоугождения. Он по-настоящему не владеет тем, что ему приносит сиюминутное наслаждение, а им владеет то, что его услаждает. Вот почему ап. Павел предупреждает христиан: «Ничто не должно обладать мною» ( 1Кор. 6: 12 ).
По этому поводу один церковный мыслитель писал: «. Эта дальняя сторона, эта чужбина и являет нам глубокую сущность нашей жизни, нашего состояния. Только поняв это, мы можем начать возврат к подлинной жизни. Тот, кто хотя бы раз в жизни не почувствовал этого, кто никогда не осознал себя духовно на чужбине, отделённым, изгнанным, тот не поймёт , в чём сущность христианства. И тот, кто до конца «дома» в этом мире, кто не испытал тоски по иной реальности, не уразумеет, что такое покаяние и раскаяние. . Раскаяние и покаяние рождается из опыта отчуждения от Бога, от радости общения с Ним. . Оно необходимо включает в себя глубокое желание возвратиться, вернуться, снова найти утерянный дом».
В дни приготовительные к Великому Посту, начиная с недели о блудном сыне, Церковь поёт псалом «На реках Вавилонских», который напоминает о горьком плене евреев в стране далече. Это символ плена греха, который отчуждает христианина от Бога. Но псалом этот также говорит о раскаянии, любви и возврате в отчий дом. Расточив своё имение, младший сын начинает голодать. Чтобы не умереть голодной смертью, он становится пастухом свиней – свинопасом. И рад был бы насытиться свиной пищей – «рожками», но никто ему не давал. После долгих страданий у него пробуждается спасительная мысль: «Сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода». Блудный сын мог прийти к такой мысли благодаря тому, что не успел расточить последний свой дар – дар памяти об отце и отчем доме, иначе говоря совести (голоса Божия внутри нас).
И вот точно после тяжёлой болезни, сопровождающейся беспамятством, к нему возвращается сознание, и он понимает своё бедственное положение. Тогда появляется в нем решимость оставить грехи и покаяться, сознавая, что он оскорбил ими Господа, и, наконец, в глубоком смирении и сознании своего недостоинства, всегда сопровождающем искреннее покаяние, грешник реально осуществляет свою решимость и возвращается к отцу. Здесь надо отметить, что внешние бедствия часто посылаются Богом грешникам, чтобы их вразумить. Это Божий призыв к покаянию.
Еп. Феофан Затворник, опытно изучивший духовную жизнь, сравнивает грешника с человеком, погруженным в глубокий сон, и в обращении его к Богу отмечает три психологических момента, отвечающих указанным в притче: 1) пробуждение от греховного сна ( Лк. 15: 17 ); 2) созревание решимости оставить грех и посвятить себя богоугождению ( Лк. 15: 17–21 ); и 3) облечение на это грешника силой свыше в таинствах Покаяния и Причащения.
В этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче, где под образом отца двух сыновей подразумевается Отец Небесный, едва ли не главное место занимает поведение Отца, Его превосходящая все человеческие понятия доброта, любовь к грешнику и радость по поводу возвращения к Нему блудного сына. «. Когда он был еще далеко, увидел его отец его», – говорит нам Евангелие, а значит, отец ждал и, может быть, каждый день смотрел, не возвращается ли сын его. «Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его». Сын начал было исповедь, но отец не дал ему и договорить; он уже всё простил и забыл и распутного и голодного свинопаса принимает как любимого сына. Отец не стал требовать доказательств покаяния своего сына, потому что он видел, что сын его преодолел стыд и страх, чтобы вернуться домой. Он велит слугам своим дать ему лучшую одежду, обувь и перстень на руку. Перстень – это указание на Божий дар прощённому грешнику – дар Божией Благодати, в который он облекается для спасения души. По толкованию блаж. Феофилакта перстень в притче свидетельствует о возобновлении единения грешника с Церковью земной и Небесной.
Трудно словами передать полноту любви Божией к падшим грешникам. Пожалуй, никто лучше не приоткрывает нам эту любовь Божию, о которой мы читаем в притче о блудном сыне, чем ап. Павел в своем первом послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, . любовь не гордится, . не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» ( 1Кор. 13: 4–7 ). Уместно здесь упомянуть, что всякий грех есть преступление против любви и что по-настоящему покаяние может совершиться только перед лицом Совершенной Любви, ибо Бог есть Любовь ( 1Ин. 4: 8 ).
Необходимо особо подчеркнуть и причину радости отца: «Сын мой был мёртв и ожил; пропадал и нашёлся», т.е. был духовно мёртв, живя без Бога, и духовно ожил, обратившись к жизни в Боге. В Священном Писании возвращение к Богу часто представляется как воскресение из мёртвых (см. Рим. 6: 13 ; Мф. 8: 22 ; Откр. 3: 1 ; Еф. 2: 1 ).
Обратимся теперь к образу старшего сына. Старший сын был недоволен возвращением своего младшего брата и его примирением с отцом. Вот как это излагается в притче: «Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, вышед, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка».
Под старшим сыном Иисус Христос в первую очередь подразумевал фарисеев и книжников – старейшин народных, своим законничеством мешавших людям прийти к Нему. Но в равной мере этот образ относится ко всем нам, к нашим взаимоотношениям. Старший сын не был виноват перед своим отцом, деятельно не согрешал перед ним, пока не вернулся его грешный брат. Возврат блудного брата вызвал в старшем сыне зависть – этот страшный грех, который привел к первому человеческому убийству и к убийству Самого Спасителя. В доме Отца (образ Церкви) идет радость, ликование – ликование ангелов о едином грешнике кающемся, но радость эта вне души старшего сына. Отец приглашает старшего сына войти в эту радость, но он избирает путь расчетов, путь правовых отношений, контракт. Такие холодные, юридические отношения всегда берут верх там, где иссякает любовь. Высказывания старшего сына указывают на то, что он по-настоящему не дорожил дарами своего отца, которыми он пользовался. Он их не ценил, потому что в его душе была более страшная пустота, нежели та, которую мы видели у его брата до раскаяния. Старший сын заглушил голос своей совести.
Мы все в той или иной степени, в том или ином периоде своей жизни ведём себя как сыновья милосердного отца. Все мы грехами отчуждаемся от Его любви. Служба в неделю о блудном сыне раскрывает нам состояние отчуждения от Бога: «Иждих блудно отеческого имения богатство, и расточив, пуст бых, в страну вселився лукавых граждан. »
Вот в таком состоянии блудный сын находился в течение долгого времени и наконец, говорит евангельская притча, «пришёл в себя».
Что значит «пришёл в себя»?
Один Святой Отец говорит, что начало нашего спасения есть познание самого себя. Но ведь познание самого себя есть дело всей жизни, это есть то, к чему человек стремится в течение всего своего существования. Святые Отцы раскрывают смысл этого изречения, говоря, что до тех пор, пока ты не познал, кто ты, пока ты сам в себе не ощутил образа Божия, пока ты, живя среди земных граждан, не почувствовал, что ты гражданин неба и поработился «чуждым гражданам», пока ты, живя среди грязи своей собственной души, не познал в себе образа Божия, до тех пор ты не вступил на путь спасения, не начинал еще своего спасения. Оно начинается с того момента, когда ты познал свою божественную природу. Так было и с блудным сыном. Он в один момент почувствовал, что живёт порабощенный «на стране чуждей» и не имеет подлинной настоящей жизни. Начав с познания самого себя, человек, идя дальше по этому пути, противопоставляет в себе самом то, что есть в нем от образа Божия, хотя и покрытого язвами согрешений, тому, как он живет. И с этого момента он начинает жаждать жизни в Боге и очищения себя от язв согрешений во имя образа Божия.
К преп. Антонию пришел один инок и стал просить, чтобы он простил и помиловал его. Антоний же ответил ему: «Ни я, ни Бог тебя не помилует, если ты сам себя не помилуешь».
С первого взгляда ответ кажется странным. Как же так? Для духовной жизни это величайшая истина. Пока я сам в себе не обрету образа Божия, сам не помилую внутреннего человека, находящегося в бездне греховной, но имеющего образ Божий, до тех пор, пока я сам не помилую в себе создание Божие, в своей совести не помилую себя, грешного, скверного и блудного, то есть не сжалюсь над своей бессмертной душой, до тех пор и Бог не помилует меня, до тех пор тщетна и моя мольба.
Вот это состояние блудного сына, который увидел, как скверно он живёт и как хорошо живут даже не сыны, а наёмники у его отца, – вот это есть состояние помилования. Он помиловал себя и тогда пошёл к Богу и у Него стал просить о помиловании. Нужно взять от святоотеческого опыта то, что он нам даёт, иначе тщетны будут наши просьбы о помиловании. Мы должны ощутить в себе образ Божий, остатки божественной красоты, которые есть в нас, хотя и искаженные, и прежде всего помиловать себя, понять, кто мы в жизни и кто мы в творении.
В жизни мы – грешные, живущие в «стране далече», постоянно забывающие о Боге, а в творении – мы есть образ «неизреченной Божией Славы», и только в Нем мы живём, только в Нем наше спасение.
И это противопоставление себя в творении и себя в жизни и даёт в известный момент состояние помилования себя. Вот смысл слова преп. Антония. И если мы в какой-то момент своей жизни помилуем себя и почувствуем противопоставление себя в творении и себя в жизни, тогда мы можем, подобно блудному сыну, идти к Богу и просить о помиловании. Мы должны восстанавливать в себе образ Божий, мы должны понять, что наше единственное дело на земле, нас, граждан земли, делаться гражданами неба. Если перед нашими глазами постоянно будет творение Божие, образ «неизреченной Божией Славы», тогда мы будем миловать себя. Это не значит, что мы будем гордиться, прощать себя, оправдываться, а мы в самих себе увидим неизреченный храм Божией Славы, почувствуем всю радость жизни в Боге и ощутим ту грязь, в которой мы живем. Тогда мы придем к Богу и будем просить Его как блудный сын: «Прими мя в число наемников Твоих», – и будем приняты как блудный сын».
Похожая притча
Эту притчу нет нужды пересказывать, да и само это выражение стало крылатым. Кто подзабыл - это Евангелие от Луки, 15 глава. И что важно - эта притча рассказана самим Иисусом. Она иллюстрирует Божью радость о возвращении блудного грешника, но есть НО, и не одНО.
Мне хотелось бы рассмотреть эту историю с точки зрения духовной философии - типа, преступление и наказание, кто виноват и что делать, Нарцисс и Златоуст. В данной притче основная история заключена не в событиях, а в РЕАКЦИЯХ персонажей.
Рембрандт. "Возвращение блудного сына" Рембрандт. "Возвращение блудного сына"У любого действия всегда есть пролог. Как говорят режиссёры - предлагаемые обстоятельства. У состоятельного папика 2 сына. Один - трезвомыслящий и спокойный, надёжа и подмога. Второй - с ветром дальних странствий в голове и шлеёй под копчиком)
И вот - исходное событие. Младшенький приходит к отцу просить выделить ему долю в имении. И что папик? Сразу соглашается!! А может, он сам когда-то хотел послать всё к свинЯм собачим и рвануть по миру??
Восточный пир, изображение с сайта яндекс.картинки Восточный пир, изображение с сайта яндекс.картинкиИтак, отец БЕЗ НРАВОУЧЕНИЙ, ЛЕГКО выделяет сыну долю и отпускает его НЕИЗВЕСТНО КУДА . Что мы можем сказать в таком случае применительно к Богу? Что возможно, Он даже рад нашему "свободному плаванию" и ничем этому не препятствует!!
Думаю, отец прекрасно понимал, что будет и чем всё закончится. Дальше цитирую притчу. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Итак, сынок побывал в дальних странах, увидел много нового и интересного, испил множество диковенных вин и занимался любовью с красивыми чужестранками. Затем познал нищету и голод, и вынужден был даже пасти свиней. Представляете, какие контрасты? Какие эмоции??
изображение с сайта яндекс.картинки изображение с сайта яндекс.картинкиИ вот он возвращается в дом отца и просит взять его НАЁМНИКОМ! То есть он не лебезит и не жалобится. Он просит прощения и готов понести наказание. Он ведёт себя по-взрослому, с достоинством . И что отец?
Отец его принял ПО-ЦАРСКИ! Он ликовал! Ведь его сын, получивший полную свободу действий, вернулся живым и возмужавшим. А сколько историй будет рассказано за чаркой доброго старого вина) И отец разделит с сыном все его приключения, испытания, дороги, которых не выпало узнать ему самому.
Джеймс Кристенсен. "Возвращение блудного сына" Джеймс Кристенсен. "Возвращение блудного сына"А вот братец не просто обиделся - он возроптал на отца. Да, он был преданным и верным, но он НЕ РАДОВАЛ отца ничем. Он оказался завистливым ревнивцем, и отец это увидел. Цитирую.
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Если это притча о Боге и о тех, кто осмеливается отправится в свободное плавание в поисках ИНОЙ ЖИЗНИ, вне отцовского дома - то я и сама из таких. И счастлива, что в моей жизни было ВСЁ ЧТО Я САМА ВЫБИРАЛА. Мне не нужна была манная каша из чужого рта. Мне и сейчас нужно лишь одно - ДУХОВНАЯ СВОБОДА. Но при этом знать, что есть родной дом - где тебя понимают и не осуждают.
Читайте также: