Чему учит притча о блудном сыне

Обновлено: 27.04.2024

Эту притчу нет нужды пересказывать, да и само это выражение стало крылатым. Кто подзабыл - это Евангелие от Луки, 15 глава. И что важно - эта притча рассказана самим Иисусом. Она иллюстрирует Божью радость о возвращении блудного грешника, но есть НО, и не одНО.

Мне хотелось бы рассмотреть эту историю с точки зрения духовной философии - типа, преступление и наказание, кто виноват и что делать, Нарцисс и Златоуст. В данной притче основная история заключена не в событиях, а в РЕАКЦИЯХ персонажей.

Рембрандт. "Возвращение блудного сына" Рембрандт. "Возвращение блудного сына"

У любого действия всегда есть пролог. Как говорят режиссёры - предлагаемые обстоятельства. У состоятельного папика 2 сына. Один - трезвомыслящий и спокойный, надёжа и подмога. Второй - с ветром дальних странствий в голове и шлеёй под копчиком)

И вот - исходное событие. Младшенький приходит к отцу просить выделить ему долю в имении. И что папик? Сразу соглашается!! А может, он сам когда-то хотел послать всё к свинЯм собачим и рвануть по миру??

Восточный пир, изображение с сайта яндекс.картинки Восточный пир, изображение с сайта яндекс.картинки

Итак, отец БЕЗ НРАВОУЧЕНИЙ, ЛЕГКО выделяет сыну долю и отпускает его НЕИЗВЕСТНО КУДА . Что мы можем сказать в таком случае применительно к Богу? Что возможно, Он даже рад нашему "свободному плаванию" и ничем этому не препятствует!!

Думаю, отец прекрасно понимал, что будет и чем всё закончится. Дальше цитирую притчу. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Итак, сынок побывал в дальних странах, увидел много нового и интересного, испил множество диковенных вин и занимался любовью с красивыми чужестранками. Затем познал нищету и голод, и вынужден был даже пасти свиней. Представляете, какие контрасты? Какие эмоции??

изображение с сайта яндекс.картинки изображение с сайта яндекс.картинки

И вот он возвращается в дом отца и просит взять его НАЁМНИКОМ! То есть он не лебезит и не жалобится. Он просит прощения и готов понести наказание. Он ведёт себя по-взрослому, с достоинством . И что отец?

Отец его принял ПО-ЦАРСКИ! Он ликовал! Ведь его сын, получивший полную свободу действий, вернулся живым и возмужавшим. А сколько историй будет рассказано за чаркой доброго старого вина) И отец разделит с сыном все его приключения, испытания, дороги, которых не выпало узнать ему самому.

Джеймс Кристенсен. "Возвращение блудного сына" Джеймс Кристенсен. "Возвращение блудного сына"

А вот братец не просто обиделся - он возроптал на отца. Да, он был преданным и верным, но он НЕ РАДОВАЛ отца ничем. Он оказался завистливым ревнивцем, и отец это увидел. Цитирую.

Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

Если это притча о Боге и о тех, кто осмеливается отправится в свободное плавание в поисках ИНОЙ ЖИЗНИ, вне отцовского дома - то я и сама из таких. И счастлива, что в моей жизни было ВСЁ ЧТО Я САМА ВЫБИРАЛА. Мне не нужна была манная каша из чужого рта. Мне и сейчас нужно лишь одно - ДУХОВНАЯ СВОБОДА. Но при этом знать, что есть родной дом - где тебя понимают и не осуждают.

Похожая притча

Притча о блудном сыне раньше повергала слушателя в шок. Библия рассказывает о скандале, непонятное поведение сыновей, странный отец. Сегодня нет шока. Обыденная ситуация наших дней: отношений отцов и детей. Непонятно что здесь особенного, почему толкований этой притчи за два тысячелетия христианства наберется на толстенную книгу.

Как Отец относится к детям

Притча заканчивается. Не известно ушли они вместе пировать или рассорились. Парадокс этого сюжета в том, что читатель узнает себя в библейских сыновьях.

Человек легко заблуждается и теряется на пути к Богу . Снова возвращается в Отцовские объятия в раскаянии, чтобы через время опять оказаться на распутье.

Или являет собой сына, что трудится со стиснутыми зубами и осуждает Отца, который просто обязан его поощрять, а недостойных наказывать.

Только Бог любит всех нас - детей Своих. Поэтому потрясающей надеждой звучат строки: «когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15:20).

Отец не упрекает, не бьет за потери Он бежит, чтобы обнять и подержать, когда так тяжело возвращаться.

Как дети относятся к Отцу

Любовь притчи – это отец, который бежит навстречу сыну, прощает самые безрассудные ошибки детей. Это Господь, что милует чад, как бы низко они не пали.

И дети. Младший, для которого живой отец умер. Сын в те времена получал наследство после смерти родителя. А этот устал ждать , пока отец доживет жизнь, ему уже так хочется грешить.

Отец не останавливает , не пугает, не уговаривает в попытке разбудить родственные чувства к себе и брату. Сын не умеет любить. Должен научиться, но сам.

Старший сын, тоже не любит ни отца и ни брата. Зависть его съедает. Брата, что вернулся он ненавидит. Отца осуждает за неподобающее отношение к загулявшему брату. Пора бы отцу передать ем у послушному все. И тоже слышится злое: «Отец, ты зажился на свете. Мы с друзьями уже давно помянули бы тебя доброй трапезой. Я зажил бы в свое удовольствие».

Старший отталкивает отца, что предлагает радость: « Давай вместе радоваться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:32)

Похожая притча

Художник: Eugene Burnand

Художник: Eugene Burnand

Когда человек останется с этим миром один на один, ему многое откроется

Какое это счастье, что где-то кто-то продолжает тебя любить

– Мы прививаем своим детям те нравственные установки, которые ценны именно для нас. Их ценность доказана жизненным опытом. Часто дети не слушают родителей, потому как ещё не имеют этого самого жизненного опыта. С детства мы, как правило, растём эгоистами и думаем, что весь мир кружится вокруг нас, любимых. Стоит только близким «ошибиться», сделать что-то не так, как бы тебе хотелось, – тут же обиды и вывод, универсальный во все времена: «Меня никто не понимает».

Любить ребёнка – значит воспитывать его, учить главному: как быть человеком. И не нужно быть навязчивым, воспитывайте собственным примером. Сейчас, пока он ещё на вашем иждивении, он многого не понимает, но придёт время, человек останется с этим миром один на один, и ему откроется. Молитесь, чтобы это случилось.

Священник Александр Дьяченко

Священник Александр Дьяченко

Лично для меня оно открылось, когда по окончании института я был призван в армию и отслужил свои полтора года в звании рядового. Именно тогда в моём сознании всё встало на свои места. Только тогда до меня дошло, что я, оказывается, «никто» и звать меня «никак». И какое это счастье, что где-то кто-то продолжает тебя любить. Эта исцеляющая мысль делает тебя человеком, способным на благодарность.

Не должно быть давления, но мудрые беседы о ложности иллюзорных радостей

– Самое главное тут – любовь и мудрость отца. Господь дает человеку свободу человека, свободу выбора. Она – очень важная составляющая образа Божия, которым все мы являемся. Удерживать подросшего ребенка насилием опасно и практически невозможно. Это возможно только до поры до времени, пока человек не сформируется, не почувствует той свободы, что ему дана Богом, и не уйдет в эту «страну далече», в этот мир иллюзий, фантазий, ложных радостей и удовольствий, которые заканчиваются смертью, если не будет притягивающей силы любви.

Притча напрягает ситуацию до предела. Понятно, что в жизни может быть по-другому. Степень отхода наших детей, то, как далеко они уйдут в эту «страну далече», зависит от того, насколько мы их сами притягиваем, насколько им уютно и радостно находиться рядом с нами, родителями.

В «страну далече» подросшие дети все равно уходят. Главное – чтобы они не ушли слишком далеко

Но, так или иначе, в «страну далече» подросшие дети все равно уходят. Главное – чтобы они не ушли слишком далеко. Главное, чтобы им помогала любовь и мудрость родителей, умение сопереживать проблемам в этом тяжелом переходном возрасте, когда рушатся иллюзии, и они видят, что мир не идеален и что не идеальны родители. Бесовская ложь выводит детей на желание преображения мира, внушает им, что уж я-то буду жить как надо, все изменю, и у меня все будет правильно и хорошо, одни удовольствия.

Но ведь эти удовольствия всегда сомнительного плана, всегда основаны на страстях. Чистыми и незапятнанными земными страстями остаются лишь избранники Божии. Но, кстати, как раз по этим избранникам и можно понять хотя бы отчасти, как они стали такими. Это Божия Матерь, Иоанн Предтеча, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский – перечислять можно еще долго. Но заметим, что все их родители жили совершенно благочестивой жизнью. Их родители были святые, которые своей жизнью, своей любовью и мудростью подарили своим детям правду и мир подлинной радости, а не мир иллюзий. Поэтому их дети никогда и не уходили в «страну далече».

Священник Лев Аршакян

Священник Лев Аршакян

Слава Богу, блудный сын из притчи пришел в себя и вернулся к отцу, который ни разу его не укорил, все время лишь ждал его, любил его и молился за него. Тогда только случилось то, что должно было случиться. Иллюзии рухнули, вся временная, ложная красота спала и прошла, и осталось то, что и есть в этом мире: смерть, страх, холод, болезни и горькая оставленность, когда ты никому не нужен, если ты нищий и больной. И сын готов был вернуться к отцу уже даже не как сын, а как наемник.

Это ключевой момент. Человеку все же надо уйти в «страну далече». Дети должны, так или иначе, познать этот мир, мир иллюзий, фантазий и бесовской лжи, и вернуться туда, где им хорошо. Все познается в сравнении. Не познав разницы, не сделав верный выбор, человек так и будет мучиться. Поэтому очень важно окружать детей настоящей христианской правдой, любовью и свободой, искренностью. Говорить о тех вещах, с которыми им придется столкнуться, в меру их возраста и понимания. Чтобы не получилось так, что мы их держали и рафинировали до 18 лет, а потом ребенок вырывается, потому что видит в своей семье неискренность, лицемерие и насилие.

Есть такое выражение – «к Богу не тянут, к Богу притягивают». Притягивают любовью, мудростью и радостью

А насилие, повторюсь, очень опасно тем, что всегда вызывает некое напряжение. И как только силы уравновешиваются, и физические, и умственные, человек словно выстреливает, вырывается в мир, который ранее был от него закрыт. Им овладевают бесовские иллюзии, что в мире сплошная красота и радость, а от тебя это раньше скрывали. Конечно, человек может тогда захлебнуться и сильно повредиться. Поэтому не должно быть никакого давления и напряжения, а мудрые беседы о ложности иллюзорных радостей. И жизнь родителей – настоящая христианская, а не лицемерная. Потому что дети очень травмируются, если родители говорят одно, а делают другое. Для них это настоящая катастрофа, когда рушится иллюзия идеальных родителей.

Дай Бог, чтобы они потом нашли родителей в лице Бога, Матери Божией и Церкви. Но это очень непросто. Такими родителями и для нас самих должны быть Бог, Церковь и Матерь Божия. И дети должны это видеть, чтобы они от одного родства плавно перешли к другому, более настоящему.

Но есть такое выражение – «к Богу не тянут, к Богу притягивают». Притягивают любовью, теплотой, светом, мудростью и радостью. Если родители живут так, то и «страны далече» практически не бывает, потому что детям и так хорошо, и уходить им никуда не надо.

Серьезные утраты способны стать прекрасным жизненным уроком

– Притча о блудном сыне – это притча о том, что в воспитании детей не стоит отчаиваться. Даже если твое чадо, не дай Бог, заблудилось, ушло на страну далече и промотало там всё, то и тогда не стоит опускать рук. Серьезные лишения, утраты способны стать прекрасным жизненным уроком. В этом тоже есть Божий Промысл. Потому что только так в упомянутой притче блудный сын наглядно увидел, насколько любовь ближних для него лучше, ценнее, чем глупая свобода возле корыта свиней.

Еще эта притча о том, что воля детей с определенного момента уже неподвластна родителям, но даже в самых неприглядных случаях ребенок поменяет свое неразумное решение, если пред ним спасительным маяком сияет любовь родителей.

Младший сын в притче – выразитель бунтарского настроения, которое пробуждается, как правило, в подростковом возрасте, но может проявиться и в самое разное время. «Я хочу сам и отдельно» – вот его жизненный принцип. Но это очень недальновидно, и в итоге такая позиция терпит крах. Попытки рано обособиться от близких завершаются для чада огромными проблемами. Он принимает заведомо неверные решения и остается ни с чем.

Священник Валерий Духанин

Священник Валерий Духанин

Как мы видим в притче, отец, не теряя любви к непослушному сыну, позволил на время воспользоваться столь искомой свободой, чтобы, когда ребенок получит первые удары судьбы, принять его вновь. Такое отношение к судьбе ребенка кажется жестоким. Конечно же, Евангелие не призывает нас потакать прихотям детей. Но вот небольшая история из жизни.

Знакомая женщина, Вера, имея своих собственных детей, взяла на попечение ребенка шести лет из неблагополучной и, в общем-то, развалившейся семьи. Что показательно, в той семье маленького Ваню кормили чем придется, в том числе отрубями со свинофермы.

Вера не представляла всех трудностей, которые будут связаны с этим ребенком. Например, Ваня сбегал из дома с друзьями искать маму, потом они решили бежать в Африку и даже проехали на электричке несколько остановок, а обратно шли пешком. Так длилось года три. Никакие вразумления не помогали. И вот, после очередного побега позвонила опека и сказала, что через три дня заберут мальчика. Деваться было некуда, Вера посадила ребенка рядом с собой и без каких-либо нотаций, просто сказала: «Ты прожил у нас три года, сейчас тебя хотят забрать по таким-то причинам, есть у тебя два дня, решай и говори мне, опеке, чего ты хочешь».

Вот здесь-то у ребенка включилось соображение. Слёзы полились ручьем. Девятилетний Ваня сам позвонил в опеку и упросил оставить его. Удивительно, но впоследствии он стал самым трудолюбивым из всех детей (дело в том, что Вера, помимо своих двоих, воспитала десять приемных детей). Она отвела Ваню в кружок игры на гитаре, а заодно сама ходила с ним и тоже научилась играть. Ваня увлекся резьбой по дереву, и Вера пошла вместе с ним, тоже научилась резать по дереву. Ваня вырос и смог обрести свое место в жизни.

Вот такие удивительные случаи бывают. Что стоит за подобными историями? Это – поразительное терпение, рассудительность и какая-то немыслимая по своей глубине и в то же время трезвая любовь к своим чадам, по подобию отца из притчи о блудном сыне.

Чему учит притча

Текст притчи помещён в Евангелии (Лк. 15:11-32). Взгляды мыслителей и проповедников находил в рассказе о блудном сыне сотни духовных углов и ракурсов. Толкования содержат множество жемчужин смысла.

Только каждый видит и свой отголосок. Библия этим удивительна. Отношения, чувства и даже любовь, что описаны в ней, звучат согласно нотам наших переживаний и размышлений. Мир подвержен катастрофе любви.

Мы ждем от любимых людей ответных действий на наши чувства . Любим за хорошее, ненавидим за плохое. Притча рассказывает о раскаянии и прощении, о показных чувствах и об отношениях с Богом. Говорит о всемирной болезни – нашей не способности любить.

Похожая притча

Фрагмент картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» / Фото: Из собрания Эрмитажа

Фрагмент картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» / Фото: Из собрания Эрмитажа

Евангельская притча о согрешившем сыне, который пришел к отцу с мольбой о прощении, стала символом покаяния (Лк. 15:11–32). Однако не стоит забывать, что у отца было два сына: грешный и добродетельный. Неужели они получили разное воспитание?

Безусловно, отец прививал детям одинаковые ценности, применял одни и те же воспитательные приемы. Один сын следовал им неукоснительно, а другой захотел жить независимо — нарушить нравственные принципы, о которых слышал с детских лет. О последствиях этого поведения мы помним: блудный сын остался без друзей, денег и крова. Он готов был питаться вместе со свиньями, но ему никто этого не давал. Только воспоминание о добре, привитое этому человеку его родителем, и непоколебимая вера в то, что отец любит его и может принять обратно, помогли согрешившему сыну вернуться к нормальной жизни.

Протест героя этой притчи, его порывистость, необдуманные действия напоминают поведение современных юношей и девушек. Юный возраст является наиболее трудным периодом взросления человека. Повышенные нагрузки в школе, увеличение обязанностей, физиологические изменения, период поиска новых авторитетов — все это сказывается на их реакциях и поступках.

Сколько было лет младшему сыну из притчи? Мы не знаем. Он был юн и не имел жизненного опыта, но считал себя взрослым. Так и современные молодые люди рано начинают ощущать себя взрослыми.

Современный молодой человек стремится к независимости, однако у него нет опыта самостоятельной жизни. Он еще не умеет строить причинно-следственные связи, предугадывать, к каким последствиям приведут те или иные действия. Порой это может ощутимо навредить духовному и телесному здоровью подростка. Святые отцы замечали, что существуют сильные страсти, приобретенные в юные годы, которые могут мучить человека до конца его дней.

«Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит русская пословица. Ее смысл можно отнести к состоянию души человека. Легче изначально хранить внутреннюю чистоту, избегать грехов, чем потом бороться с их последствиями.

Подросток нуждается в самоутверждении. Если родители к нему относятся как к маленькому ребенку или просто не находят на него времени, то он ищет понимания на улице. Там, как ему кажется, он может найти единомышленников, которым будут близки его проблемы. В компании сверстников он старается выделиться, проявить себя. Формы этого самовыражения, к сожалению, могут быть самыми негативными.

Подчас родители несерьезно относятся к переживаниям ребенка. Они прежде всего обеспечивают его материальное благополучие: чтобы сын или дочь были сыты, одеты, имели популярный гаджет, у них были хорошие оценки в школе. Однако заботу о детях опасно сводить только к внешнему, проявляя равнодушие к их интересам и внутренним исканиям.

Известно немало случаев, когда юноши и девушки из благополучных семей были вовлечены в опасные компании или становились жертвами сект. Причина кроется в безучастности родителей к духовному воспитанию детей. Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Хорошее учение без смирения — что на одной ноге хождение». Это означает, что высокое призвание родителей заключено не только в расширении кругозора ребенка, создании для него комфортных условий жизни, но и в воспитании детей в духе православной веры, следовании евангельским заповедям.

Детские психологи советуют уделить особое внимание младенцу в возрасте до трех лет. Именно в первые годы жизни у человека закладываются представления о добре и зле, сострадании, помощи родителям и окружающим людям. В этот период формируется нравственная база для всей дальнейшей жизни человека. Впоследствии родители стараются развить в ребенке добродетели, помочь сохранить ему чистоту души, избегать греховных привычек.

В Евангелии есть красноречивый эпизод, когда человек подошел к Спасителю и спросил о том, как наследовать жизнь вечную. Господь призвал его соблюдать заповеди. Человек ответил: «Все это сохранил я от юности моей» (Мк. 10:20), — то есть он сохранил и развил те добрые качества, которые были заложены в него, скорее всего, внимательными родителями. Уже эта духовная мера настолько велика, что Иисус Христос говорит: «Одного тебе недостает», — призывая этого человека уже к мере христианского совершенства — к святости. Вот какое значение имеет родительское воспитание в духовной жизни человека.

Бывают и случаи, как с блудным сыном. Он протестует против нравственных норм, хочет до всего «дойти» сам. Однако уроки детства не проходят даром. Так, например, блаженный Августин, епископ Иппонийский, отошедший в юности от принципов, о которых ему рассказывала мать, через годы осознанно стал им следовать. Он всем сердцем уверовал в Христа, стал епископом и впоследствии был прославлен в лике святых.

Современный мир переполнен различной информацией, влияющей на неокрепший ум подростка. Порой в социальных сетях, скрываясь за аватаркой, детям предлагают дружбу не совсем доброжелательные люди. Именно поэтому подросток нуждается в организации свободного времени. Лучше найти ему друзей‑подростков в храме или клубе православной молодежи, чем ждать, пока он сам их найдет в подозрительной компании.

Чтобы сохранить связь с ребенком, родителям следует стараться проводить с ним свободное время: вместе ходить в храм, читать Священное Писание, жития святых, православную художественную литературу, обсуждать прочитанное.

Родители должны давать подростку идеи для размышления, выслушивать его мнение, дополнять слова сына или дочери собственными мыслями. Главное, помнить о том, что ребенок — личность, несущая в себе образ Божий. Относиться к нему следует с любовью, считаясь с его мнением. Пусть подросток будет у руля своей жизни, но рядом с ним должны быть отец и мать, которые издалека увидят надвигающуюся бурю или опасные рифы и помогут юному капитану добраться до заветной пристани.

Читайте также: