Притчи соломона о глупости

Обновлено: 14.11.2024

И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана. И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «я не умею читать. Ис.29,11–12

Глупые смеются над грехом, а посреди праведных – благоволение. Притч.14,9

В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои. Притч.23,9

Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых. Притч.26,3

Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих. Притч.26,4

Что колючий тёрн в руке пьяного, то притча в устах глупцов. Притч.26,9

Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен. Прит.14,17

Как разрушенный дом, так мудрость глупому, и знание неразумного – бессмысленные слова. Сир.21,21

Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием. Прит.14,18

Венец мудрых – богатство их, а глупость невежд глупость и есть. Прит.14,24

Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость. Прит.15,2

Глупость – радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою. Прит.15,21

Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость. Прит.16,22

Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его. Прит.27,22

И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа. Екк.1,17

О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?» Екк.2,2

..начало слов из уст его – глупость, а конец речи из уст его – безумие. Екк.10,13

..доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Притч.1,22

Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою. Притч.15,19

Помысл глупости – грех, и кощунник – мерзость для людей. Притч.24,9

Что тяжелее свинца? и какое имя ему, как не глупый? Легче понести песок и соль и глыбу железа, нежели человека бессмысленного. Сир.22,15

И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;оставьте неразумие, и живите, и ходите путём разума». Притч.9,5–6 .

Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. Притч.12,15

Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение. Притч.14,8

Глупость – радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою. Притч. 15,21

На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов. Притч.17,10

Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. Притч. 17,12

К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. Притч. 17,16

Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. Притч.18,2

Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. Притч.18,6

Колесо в колеснице – сердце глупого, и как вертящаяся ось – мысль его. Сир.33,5

Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью. Екк.10,1

Сердце мудрого – на правую сторону, а сердце глупого – на левую. Екк.10,2

По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп. Екк.10,3

Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение. Притч. 14,8

Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветам / ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с.

Похожая притча

1 Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому.

2 Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется.

3 Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых.

4 Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; 5 но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.

6 Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу.

7 Неровно поднимаются ноги у хромого, – и притча в устах глупцов.

8 Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь.

9 Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов.

10 Сильный делает все произвольно: и глупого награждает, и всякого прохожего награждает.

11 Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.

12 Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него.

13 Ленивец говорит: "лев на дороге! лев на площадях!"

14 Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей.

15 Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего.

16 Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно.

17 Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору.

18 Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть, 19 так – человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: "я только пошутил".

20 Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает.

21 Уголь – для жара и дрова – для огня, а человек сварливый – для разжжения ссоры.

22 Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева.

23 Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное.

24 Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство.

25 Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его.

26 Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании.

27 Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.

28 Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение.

Свт. Амвросий Медиоланский

Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему

Благо бегство твое, если не отвечаешь ты неразумному по неразумию его. Благо бегство твое, если шаг стоп твоих далече отстоит от уст неразумных. Ибо с дурными вождями легко заблудиться; но если хочешь, чтобы благо бегство твое было, да будут пути твои далече от речей их.

О бегстве от мира.

Итак, Давид не всегда молчал, не беспрерывно и не для всех, но только по временам: он не отвечал озлобляющему его и вызывающему [на беззаконие] грешнику, как об этом он говорит в другом месте, что говорящих суетное и замышляющих коварство он, будто глухой, не слышал, и как немой, не открывал в ответ уст своих. Потому на это тебе разъяснено: Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему ( Притч 26:4 ) . Итак, первой обязанностью является соблюдение меры в речах. Через это воздается Богу жертва хвалы, через это проявляется благоговение, когда бывает чтение святого Писания, через это и оказывается почет родителям.

…Я знаю, что многие говорят потому, что не умеют молчать. Редко кто молчит, хотя разглагольствование его и не принесет ему пользы. Мудрый же перед выступлением с речью много думает о том, что он будет говорить кому, где и в какое время. Итак, и в молчании, и в слове должна соблюдаться известная мера; даже в делах, и там есть своя мера. Таким образом, в обязанностях похвально держаться меры.

Похожая притча

«Не отвещай безумному, – говорит Соломон, – по безумию его, да не подобен ему будеши, но отвещай безумному по безумию его, да не явится мудр у себе» ( Притч. 26:4 -5) . Ибо кто соглашается с безумным и одобряет его, когда говорит он противное законам Божьим и вызывает на грех, тот отвечает по безумию безумного и уподобляется ему. Но кто воспротивился говорящему худо и не соглашается одобрить сквернослова, о том говорится, что не отвечает он по безумию его, то есть оказывается доблестным, увенчанным победителем безумия его, употребив в дело колчан истины и небесной мудрости против безумия и суетного самомнения лукавого софиста».

Сщмч. Киприан Карфагенский

Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему

Брань твою, Деметриан, и часто изрыгаемые из святотатственных уст твои нечестивые хулы на Бога, Который есть один и истинный, я презирал, почитая более приличным и лучшим отклонить молчанием невежество заблуждающегося, чем, отвечая безумному, вызывать наглость. И делал я это не без повеления Божественного. В Писании сказано: В уши глупого ничего не говори, чтобы он не насмеялся над разумными словами твоими ( Притч 23:9 ; LXX). И еще: Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему ( Притч 26:4 ) .

Похожая притча

1–7. О мудрости и глупости вообще. 8–19. Более частное изображение мудрых и глупых, главным образом со стороны различия их жизненного жребия. 20–27. О богатстве и бедности в их причинной связи с мудростью. 28–35. Параллельное изображение мудрых и глупых, богатых и бедных, наконец, господ и слуг.

Притч.14:1 . Мудрая жена устро­ит дом свой, а глупая раз­рушит его сво­ими руками.

Притч.14:2 . Идущий прямым путем бо­ит­ся Го­с­по­да; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.

Притч.14:3 . В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их.

Притч.14:4 . Где нет волов, там ясли пусты; а много при­были от силы волов.

Притч.14:5 . Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.

Притч.14:6 . Распутный ищет мудрости, и не находит; а для ра­зу­много знание легко.

Притч.14:7 . Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь ра­зу­мных уст.

Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости – безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. Притч 12.4 ). Далее противополагаются – страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), – высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. Притч 12.6 ), – свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. Исх 23.1 ; Притч 12.17 ), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека – не переоценивая значения богатства (ср. Притч 10.15 ; Притч 13.8 ), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств.

Притч.14:8 . Мудрость ра­зу­много – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблужде­ние.

Притч.14:9 . Глупые смеют­ся над грехом, а по­среди праведных – благо­воле­ние.

Притч.14:10 . Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешает­ся чужой.

Притч.14:11 . Дом беззакон­ных разо­рит­ся, а жилище праведных про­цветет.

Притч.14:12 . Есть пути, которые кажут­ся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти.

Притч.14:13 . И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

Притч.14:14 . Человек с раз­вращен­ным сердцем насытит­ся от путей сво­их, и добрый – от сво­их.

Притч.14:15 . Глупый верит всякому слову, бла­го­ра­зу­мный же внимателен к путям сво­им.

Притч.14:16 . Мудрый бо­ит­ся и удаляет­ся от зла, а глупый раз­дражителен и самонадеян.

Притч.14:17 . Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышлен­но дела­ю­щий зло, не­на­вистен.

Притч.14:18 . Невежды по­лучают в удел себе глупость, а бла­го­ра­зу­мные увенчают­ся зна­ни­ем.

Притч.14:19 . Прекло­нят­ся злые пред добрыми и нечестивые – у ворот праведника.

Здесь безраздельно и без строгого различия излагаются внутренние и внешние свойства и отношения мудрых – благочестивых и глупых – нечестивых. Противопоставляются – ведение мудрым пути своего и блуждание безумного на жизненном пути (ст. 8), кощунственное отношение последнего к идее греха и искупительной жертвы и благоволения во всех действиях этого рода у праведника (ст. 9), качество пути праведных и нечестивых и конечная судьба тех и других (ст. 11–12; 14–19). Попутно вставляются замечания: 1) о недоступности внутреннего мира человека, его радостей и горя, стороннему свидетелю или наблюдателю (ст. 10) и 2) безотрадное, почти пессимистическое наблюдение, что всякая радость, счастье таит в себе зародыш печали, несчастия (ст. 13).

Притч.14:20 . Бедный не­на­видим бывает даже близким сво­им, а у богатого много друзей.

Притч.14:21 . Кто пре­зирает ближнего своего, тот грешит; а кто мило­серд к бедным, тот блажен.

Притч.14:22 . Не заблуждают­ся ли умышля­ю­щие зло? [не знают милости и верности дела­ю­щие зло;] но милость и верность у бла­гомыслящих.

Притч.14:23 . От всякого труда есть при­быль, а от пустословия только ущерб.

Притч.14:24 . Венец мудрых – богат­с­т­во их, а глупость невежд глупость и есть.

Притч.14:25 . Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.

Притч.14:26 . В страхе пред Го­с­по­дом – надежда твердая, и сынам Сво­им Он при­бежище.

Притч.14:27 . Страх Го­с­по­день – источник жизни, удаля­ю­щий от сетей смерти.

Из двух стихов – 20 и 21, в первом указывается частое, хотя и не нормальное с нравственной точки зрения, явление – дружба лишь по видам корысти, – а во втором проводится моральное воззрение на этот пункт. Далее следуют сентенции: о гибельности злоумышления против ближнего и о благотворности доброжелательства (ст. 22), о пользе труда и о вреде празднослова (ст. 23), о богатстве, как уделе мудрых, и скудости, постигающей безумного (ст. 24), о спасительности истинного свидетельства и пагубности лжесвидетельства (ст. 25); наконец, в связи с последним, а вместе с содержанием целого отдела, говорится о страхе Божьем, как источнике всякого блага жизни и самой жизни (ст. 26–27).

Притч.14:28 . Во множе­с­т­ве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

Притч.14:29 . У терпеливого человека много ра­зу­ма, а раз­дражи­тель­ный выказывает глупость.

Притч.14:30 . Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.

Притч.14:31 . Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его бла­го­творит нужда­ю­щемуся.

Притч.14:32 . За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

Притч.14:33 . Мудрость по­чиет в сердце ра­зу­много, и среди глупых дает знать о себе.

Притч.14:34 . Праведность воз­вышает народ, а беззаконие – бесчестие народов.

Притч.14:35 . Благоволе­ние царя – к рабу ра­зу­мному, а гнев его – против того, кто по­зорит его.

Содержание отдела отчасти затрагивает область государственной жизни, указывается благо царя в многочисленности подданных его и несчастие – в малочисленности их (ст. 26); определяется основной закон возвышения и унижения народов – правда (ст. 34); царь представляется идеальной силой, как бы совестью народа, по справедливости награждающей благие деяния и карающей нечестие (ст. 35). С другой стороны и главным образом оттеняется значение и благо личной добродетели, и зло ее противоположности – нечестия, – так противопоставляются: долготерпение и раздражение (ст. 29), кротость и зависть (ст. 30), конечная гибель нечестивого и надежда на спасение у человека благочестивого (ст. 32). Высокое значение признается в особенности за делами милости, причем высказывается мысль, со всей ясностью повторяемая в Евангелии ( Мф 25.36 ), что милосердие или немилосердие человека к ближнему Бог благоволит принимать и вменять Себе Самому (ст. 31, сн. Притч 17.5 ).

Читайте также: