Притчи соломона о глупости
Обновлено: 14.11.2024
И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана. И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «я не умею читать. Ис.29,11–12
Глупые смеются над грехом, а посреди праведных – благоволение. Притч.14,9
В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои. Притч.23,9
Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых. Притч.26,3
Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих. Притч.26,4
Что колючий тёрн в руке пьяного, то притча в устах глупцов. Притч.26,9
Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен. Прит.14,17
Как разрушенный дом, так мудрость глупому, и знание неразумного – бессмысленные слова. Сир.21,21
Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием. Прит.14,18
Венец мудрых – богатство их, а глупость невежд глупость и есть. Прит.14,24
Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость. Прит.15,2
Глупость – радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою. Прит.15,21
Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость. Прит.16,22
Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его. Прит.27,22
И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа. Екк.1,17
О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?» Екк.2,2
..начало слов из уст его – глупость, а конец речи из уст его – безумие. Екк.10,13
..доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Притч.1,22
Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою. Притч.15,19
Помысл глупости – грех, и кощунник – мерзость для людей. Притч.24,9
Что тяжелее свинца? и какое имя ему, как не глупый? Легче понести песок и соль и глыбу железа, нежели человека бессмысленного. Сир.22,15
И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;оставьте неразумие, и живите, и ходите путём разума». Притч.9,5–6 .
Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. Притч.12,15
Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение. Притч.14,8
Глупость – радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою. Притч. 15,21
На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов. Притч.17,10
Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. Притч. 17,12
К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. Притч. 17,16
Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. Притч.18,2
Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. Притч.18,6
Колесо в колеснице – сердце глупого, и как вертящаяся ось – мысль его. Сир.33,5
Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью. Екк.10,1
Сердце мудрого – на правую сторону, а сердце глупого – на левую. Екк.10,2
По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп. Екк.10,3
Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение. Притч. 14,8
Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветам / ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с.
Похожая притча
1 Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому.
2 Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется.
3 Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых.
4 Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; 5 но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.
6 Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу.
7 Неровно поднимаются ноги у хромого, – и притча в устах глупцов.
8 Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь.
9 Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов.
10 Сильный делает все произвольно: и глупого награждает, и всякого прохожего награждает.
11 Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.
12 Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него.
13 Ленивец говорит: "лев на дороге! лев на площадях!"
14 Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей.
15 Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего.
16 Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно.
17 Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору.
18 Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть, 19 так – человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: "я только пошутил".
20 Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает.
21 Уголь – для жара и дрова – для огня, а человек сварливый – для разжжения ссоры.
22 Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева.
23 Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное.
24 Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство.
25 Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его.
26 Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании.
27 Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.
28 Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение.
Свт. Амвросий Медиоланский
Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему
Благо бегство твое, если не отвечаешь ты неразумному по неразумию его. Благо бегство твое, если шаг стоп твоих далече отстоит от уст неразумных. Ибо с дурными вождями легко заблудиться; но если хочешь, чтобы благо бегство твое было, да будут пути твои далече от речей их.
О бегстве от мира.
Итак, Давид не всегда молчал, не беспрерывно и не для всех, но только по временам: он не отвечал озлобляющему его и вызывающему [на беззаконие] грешнику, как об этом он говорит в другом месте, что говорящих суетное и замышляющих коварство он, будто глухой, не слышал, и как немой, не открывал в ответ уст своих. Потому на это тебе разъяснено: Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему ( Притч 26:4 ) . Итак, первой обязанностью является соблюдение меры в речах. Через это воздается Богу жертва хвалы, через это проявляется благоговение, когда бывает чтение святого Писания, через это и оказывается почет родителям.
…Я знаю, что многие говорят потому, что не умеют молчать. Редко кто молчит, хотя разглагольствование его и не принесет ему пользы. Мудрый же перед выступлением с речью много думает о том, что он будет говорить кому, где и в какое время. Итак, и в молчании, и в слове должна соблюдаться известная мера; даже в делах, и там есть своя мера. Таким образом, в обязанностях похвально держаться меры.
Похожая притча
«Не отвещай безумному, – говорит Соломон, – по безумию его, да не подобен ему будеши, но отвещай безумному по безумию его, да не явится мудр у себе» ( Притч. 26:4 -5) . Ибо кто соглашается с безумным и одобряет его, когда говорит он противное законам Божьим и вызывает на грех, тот отвечает по безумию безумного и уподобляется ему. Но кто воспротивился говорящему худо и не соглашается одобрить сквернослова, о том говорится, что не отвечает он по безумию его, то есть оказывается доблестным, увенчанным победителем безумия его, употребив в дело колчан истины и небесной мудрости против безумия и суетного самомнения лукавого софиста».
Сщмч. Киприан Карфагенский
Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему
Брань твою, Деметриан, и часто изрыгаемые из святотатственных уст твои нечестивые хулы на Бога, Который есть один и истинный, я презирал, почитая более приличным и лучшим отклонить молчанием невежество заблуждающегося, чем, отвечая безумному, вызывать наглость. И делал я это не без повеления Божественного. В Писании сказано: В уши глупого ничего не говори, чтобы он не насмеялся над разумными словами твоими ( Притч 23:9 ; LXX). И еще: Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему ( Притч 26:4 ) .
Похожая притча
1–7. О мудрости и глупости вообще. 8–19. Более частное изображение мудрых и глупых, главным образом со стороны различия их жизненного жребия. 20–27. О богатстве и бедности в их причинной связи с мудростью. 28–35. Параллельное изображение мудрых и глупых, богатых и бедных, наконец, господ и слуг.
Притч.14:1 . Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
Притч.14:2 . Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.
Притч.14:3 . В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
Притч.14:4 . Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.
Притч.14:5 . Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.
Притч.14:6 . Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.
Притч.14:7 . Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.
Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости – безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. Притч 12.4 ). Далее противополагаются – страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), – высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. Притч 12.6 ), – свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. Исх 23.1 ; Притч 12.17 ), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека – не переоценивая значения богатства (ср. Притч 10.15 ; Притч 13.8 ), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств.
Притч.14:8 . Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение.
Притч.14:9 . Глупые смеются над грехом, а посреди праведных – благоволение.
Притч.14:10 . Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой.
Притч.14:11 . Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет.
Притч.14:12 . Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти.
Притч.14:13 . И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
Притч.14:14 . Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый – от своих.
Притч.14:15 . Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
Притч.14:16 . Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
Притч.14:17 . Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
Притч.14:18 . Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
Притч.14:19 . Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые – у ворот праведника.
Здесь безраздельно и без строгого различия излагаются внутренние и внешние свойства и отношения мудрых – благочестивых и глупых – нечестивых. Противопоставляются – ведение мудрым пути своего и блуждание безумного на жизненном пути (ст. 8), кощунственное отношение последнего к идее греха и искупительной жертвы и благоволения во всех действиях этого рода у праведника (ст. 9), качество пути праведных и нечестивых и конечная судьба тех и других (ст. 11–12; 14–19). Попутно вставляются замечания: 1) о недоступности внутреннего мира человека, его радостей и горя, стороннему свидетелю или наблюдателю (ст. 10) и 2) безотрадное, почти пессимистическое наблюдение, что всякая радость, счастье таит в себе зародыш печали, несчастия (ст. 13).
Притч.14:20 . Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.
Притч.14:21 . Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
Притч.14:22 . Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.
Притч.14:23 . От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
Притч.14:24 . Венец мудрых – богатство их, а глупость невежд глупость и есть.
Притч.14:25 . Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
Притч.14:26 . В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.
Притч.14:27 . Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
Из двух стихов – 20 и 21, в первом указывается частое, хотя и не нормальное с нравственной точки зрения, явление – дружба лишь по видам корысти, – а во втором проводится моральное воззрение на этот пункт. Далее следуют сентенции: о гибельности злоумышления против ближнего и о благотворности доброжелательства (ст. 22), о пользе труда и о вреде празднослова (ст. 23), о богатстве, как уделе мудрых, и скудости, постигающей безумного (ст. 24), о спасительности истинного свидетельства и пагубности лжесвидетельства (ст. 25); наконец, в связи с последним, а вместе с содержанием целого отдела, говорится о страхе Божьем, как источнике всякого блага жизни и самой жизни (ст. 26–27).
Притч.14:28 . Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
Притч.14:29 . У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
Притч.14:30 . Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.
Притч.14:31 . Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.
Притч.14:32 . За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.
Притч.14:33 . Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.
Притч.14:34 . Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов.
Притч.14:35 . Благоволение царя – к рабу разумному, а гнев его – против того, кто позорит его.
Содержание отдела отчасти затрагивает область государственной жизни, указывается благо царя в многочисленности подданных его и несчастие – в малочисленности их (ст. 26); определяется основной закон возвышения и унижения народов – правда (ст. 34); царь представляется идеальной силой, как бы совестью народа, по справедливости награждающей благие деяния и карающей нечестие (ст. 35). С другой стороны и главным образом оттеняется значение и благо личной добродетели, и зло ее противоположности – нечестия, – так противопоставляются: долготерпение и раздражение (ст. 29), кротость и зависть (ст. 30), конечная гибель нечестивого и надежда на спасение у человека благочестивого (ст. 32). Высокое значение признается в особенности за делами милости, причем высказывается мысль, со всей ясностью повторяемая в Евангелии ( Мф 25.36 ), что милосердие или немилосердие человека к ближнему Бог благоволит принимать и вменять Себе Самому (ст. 31, сн. Притч 17.5 ).
Читайте также: