Чему учит нас притча о двух городах
Обновлено: 14.11.2024
Однажды у нас был урок, который мы назвали “ НАПРЯЖЕННЫЙ ДЕНЬ ”. Ключевым его событием было обвинение фарисеями Иисуса в том, что Он изгоняет бесов силой сатаны. Последовавшая за тем конфронтация стала поворотной точкой в служении Христа. Одним из результатов стало то, что Иисус изменил стиль Своих проповедей: теперь Он все больше и больше учил народ притчами (Мф. 13:34, 35; Мк. 4:33, 34). Другим следствием была первая записанная переправа Христа через Галилейское море (Мк. 4:33, 35). О морском путешествии мы поговорим в другой раз. А сегодня сосредоточимся на “первой большой группе притч” Господа.
Тот урок завершился рассказом о том, как к Иисусу пришли Его мать и братья (Мф. 12:46-50). После этого Христос ушел из того дома, где учил, и отправился в одно из Своих любимых мест: на берег Галилейского моря (Мф. 13:1; Мк. 4:1). Как обычно, отовсюду пришли люди послушать Его (Лк. 8:4), и Он опять был вынужден говорить из лодки, в то время как толпа стояла на берегу (Мф. 13:2; Мк. 4:1).
Ситуация была знакомой, но только не проповедь: она состояла из нескольких историй — коротких и очень коротких. “И поучал их много притчами” (Мф. 13:3; см. Мк. 4:2).
Иисус и раньше использовал притчи. Рассказывая о Нагорной проповеди, Лука пишет, что Христос “сказал. им притчу” о том, как слепой вел слепого (Лк. 6:39). Когда Иисус ел с фарисеем Симоном, Он рассказал притчу о двух должниках (Лк. 7:41, 42). Его иллюстрацию с семью нечистыми духами многие относят к притчам (Лк. 11:24-26). Этот же случай отличался тем, что Христос весь день учил только притчами. Матфей пишет: “Все это Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им” (Мф. 13:34; см. Мк. 4:33, 34). Притчи уже не служили иллюстрацией к Его учению — они стали инструментом Его учения.
Поскольку в дальнейшем служении Иисуса притчи играют такую заметную роль, нам нужно поговорить о них в общем. Затем мы кратко остановимся на тех приблизительно десяти притчах Христа, которые Он рассказал в “напряженный день”.
ПРИТЧИ: ОБЪЯСНЕНИЕ (Мф. 13:10-17; Мк. 4:10-13, 21-25; Лк. 8:9, 10, 16-18)
Иисус не был единственным проповедником, использовавшим притчи. Они были частью репертуара ветхозаветных пророков (Пс. 77:2; Иез. 17:2; 20:49; 24:3; Ос. 12:10). И все же Христос — “единственный учитель в истории, в огромной степени отличающийся от других использованием притч” (Макгарви). Когда речь заходит о притчах, мы неизменно вспоминаем Его.
Лагард Смит пишет: “Как Великий Учитель, Иисус использует разнообразные методы наставления Своих учеников. Однако из всех методов, пожалуй, наиболее интересной и отличительной формой обучения являются Его притчи”. Хестер говорит: “Притчи Иисуса отличаются непревзойденной литературной красотой: они — самая утонченная литература в мире, соединяющая в себе простоту, глубину, естественные чувства и духовную насыщенность”.
Слово “притча” в греческом — сложное слово (параболэ), состоящее из предлога пара, что значит “вместе”, и отглагольного существительного со значением “бросать” (балло). Буквальный его смысл — “брошенный вместе”, или “сопоставленный”. Оно родственно слову “параллель”, которое можно проиллюстрировать с помощью двух параллельных линий.
В притче изречение или рассказ (высказанные) “брошены вместе” (сопоставляются) с духовной истиной (обычно невысказанной). Изречение или рассказ, как правило, обманчиво просты, но их целью было научить важной, глубокой истине. Параллелизм можно проиллюстрировать следующим образом:
высказанные изречение или рассказ
________________________________
________________________________
невысказанная духовная истина
В некоторых книгах по герменевтике техническим определением притчи является “пространное сравнение”. “Пространное сравнение” отличается от аллегории, которая определяется как “пространная метафора”. Метафора — это сравнение, в котором не используются слова “подобно” и “как”. В сравнении обычно используются слова “подобно” и “как”. “Хитрый, как лиса” и “красный, как рак” — сравнения. Некоторые притчи подходят под это определение, но в Новом Завете этот термин не имеет такого ограничения. Некоторые притчи предваряются словами “подобно”, “как” и пр. (Мф. 13:31, 33, 44, 45), но не все (Мф. 13:3; см. Лк. 7:41, 42). Кроме того, иногда притча бывает не “пространной” в каком бы то ни было смысле этого слова, а поразительно короткой (Лк. 6:39).
Еще притчу называют “земной историей с небесным смыслом”. Это соответствует некоторым наиболее известным притчам, таким как притча о добром самарянине (Лк. 10:30-37) или о блудном сыне (Лк. 15:11-32), но некоторые притчи трудно назвать историями (см. Лк. 6:39; 8:16).
Сравните разные списки притч Иисуса, и вы обнаружите тексты, которые можно классифицировать как сравнения, метафоры, аллегории и другие сравнительные обороты речи. Иногда притчи — это то, что мы обычно называем иллюстрациями. Поэтому новозаветную притчу лучше считать просто сравнением между более или менее знакомой ситуацией и незнакомой духовной истиной. Первая обычно высказывалась вслух, а вторая обычно не высказывалась, но подразумевалась. Как правило, притчи Иисуса повествуют о повседневных событиях, о тех ситуациях, в которых оказывались слушатели Иисуса в семье и на работе. Иногда Он использовал менее знакомые ситуации — например мир нечистых духов (Лк. 11:24-26) или состояние умерших (Лк. 16:19-31) — но ни одну притчу нельзя рассматривать как “сказку”. Все они были основаны на реальности.
Притчи: для чего?
Такое количество рассказанных Иисусом притч в тот раз удивило Его учеников. Когда Он закончил, они подошли к Нему и тихонько спросили: “Для чего притчами говоришь им?” (Мф. 13:10). Для чего Иисус использовал притчи?
Во-первых, Он использовал притчи, чтобы открыть истину восприимчивым. Как правило, рассматривая цель притч, мы в первую очередь думаем об их позитивной ценности:
• Притчи привлекают наше внимание: почти все любят истории.
• Притчи стимулируют наше мышление: они заставляют спрашивать: “Что это значит?”
• Притчи проясняют наше понимание: они иллюстрируют абстрактные принципы.
• Притчи способствуют нашему усвоению: они легко запоминаются.
Притчи помогают уразуметь и оценить духовные понятия. Несомненно, они помогали также и ученикам Иисуса. Мудрого учителя Христос сравнивал с человеком, “который выносит из сокровищницы своей новое и старое” (Мф. 13:52). Притчи были новым методом наставления в старых истинах.
Во-вторых, Он использовал притчи, чтобы скрыть истину от невосприимчивых. Когда ученики Иисуса спросили, для чего Он учит притчами, Он обратил их внимание не на позитивное, а на негативное. Он сказал: “Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют” (Мф. 13:13). И процитировал Исаию: “Ибо огрубело сердце людей этих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули. ” (Мф. 13:15; см. Ис. 6:10).
Когда вы читаете эти слова, не забывайте про контекст: обвинив Иисуса в том, что Он изгоняет бесов силой веельзевула, фарисеи продемонстрировали, что их сердца огрубели так, что сделать уже ничего было нельзя. Было ясно, что они слушали Иисуса не затем, чтобы познать истину, а чтобы найти способ заманить Его в ловушку. В этом враждебном окружении Иисус и начал рассказывать “истории” — истории, которые, вероятно, казались бессмысленными тем, кто не стремился к познанию, и просвещали сердца тех, кто не жалел времени, чтобы раскрыть их смысл (Мф. 13:16, 17).
Таким образом, притчи отделяли честные сердца от огрубевших. В каком-то смысле они были произнесением суда над невосприимчивыми.
Поскольку притчи будут играть все большую и большую роль в нашем изучении наставнического служения Иисуса, то следует сказать несколько слов о том, как их истолковывать.
В связи с третьим этапом следует отметить, что, как правило, в каждой притче подчеркивается одна центральная истина. Есть и исключения (позже в этом уроке мы рассмотрим две таких притчи), но нужно быть осторожными, чтобы не приписать притче лишнего и не попытаться увидеть какой-то смысл в каждой детали. Например, как в притче о человеке, который купил поле, чтобы завладеть зарытым в нем сокровищем (Мф. 13:44). Идея притчи заключается в том, что царство ценно, а не в том, что нам следует подражать действиям человека (которые, в лучшем случае, вызывают подозрение). Ранее, при изучении притчи о двух должниках, мы подчеркивали, что Бога нельзя идентифицировать с бессовестными ростовщиками того времени. Обратите внимание еще на две иллюстрации из отрывков, которые мы изучим позже: если бы мы пытались “притягивать” к чему-нибудь каждую деталь, то слова Иисуса в Лк. 12:39, 40 означали бы, что Он — вор, а из притчи в Лк. 18:1-6 следовало бы, что Бог — неправедный судья.
Нужно понимать еще несколько принципов толкования притч. (1) Большинство притч говорят о царстве (см. Мф. 13:24, 31, 33, 44, 45, 47). Их целью было открыть некоторые аспекты царства, включая то, как подданные царства/церкви должны вести себя. (2) Сходные детали в двух притчах необязательно имеют одинаковый смысл. Например, в притче о сеятеле “семя есть слово Божие” (Лк. 8:11), в то время как в притче о плевелах семя — это “сыны Царства” (Мф. 13:38). (3) Поскольку притчи являются фигурами речи, то они, в основном, иллюстрируют знакомую истину, а не открывают новую. Поэтому не следует спешить доказывать религиозную доктрину, исходя из толкования только одной притчи.
Ну что ж, общих сведений о притчах достаточно. А теперь давайте рассмотрим притчи, которые рассказал Иисус в тот “напряженный день”.
Мы не знаем, все ли рассказанные в тот день притчи переданы нам (Мк. 4:2), но в Евангелии от Матфея их, по меньшей мере, девять. У Марка есть несколько тех же притч, что и у Матфея, плюс одна, которая у Матфея отсутствует. В Евангелии от Луки мы находим всего одну из этих притч — притчу о сеятеле.
Притча о сеятеле есть во всех трех синоптических Евангелиях по причине ее важности. Иисус сказал Своим ученикам, что если они не поймут этой притчи, то не смогут понять и все другие (Мк. 4:13). Она была ключевой по отношению ко всем притчам — давала ключ к пониманию того, почему необходимо было говорить притчами. У многих, если не большинства, из тех, кто пришел послушать Иисуса, были огрубевшие, неглубокие или разделенные сердца. Эта притча также была ключом к пониманию притч вообще. Научившись истолковывать эту историю, последователи Христа смогли бы правильно толковать и другие притчи. Притчу о сеятеле мы подробно рассмотрим в другой раз, но она так важна, что в данный момент будет уместно сделать к ней несколько комментариев.
Свое учение у моря Иисус начал с рассказа о четырех почвах: придорожной, каменистой, тернистой и доброй. После того как Он закончил и как только они остались одни, ученики спросили Его, что означает эта притча (Мк. 4:10; Лк. 8:9). Он объяснил, что каждая почва символизирует состояние сердца, влияющее на его восприятие Слова. Только те, у кого “доброе и чистое сердце”, могут и хотят жить духовно плодотворной жизнью (Лк. 8:15).
Каждый день Иисуса окружали все четыре типа сердец. Фарисеи с ожесточившимися сердцами пытались заманить Христа в ловушку. Толпы с неглубоким мышлением были возбуждены служением Иисуса и Его чудесами, но не понимали истинной природы Его миссии. Были представлены даже разделенные сердца, олицетворением которых был Иуда, боровшийся со своей любовью к деньгам (см. Ин. 12:6). Вокруг Него было также и несколько чистых и добрых сердец, которые делали Его усилия ненапрасными.
Эта притча послужила и практической цели, так как объяснила ученикам Иисуса, почему Его отвергли иудейские руководители. Она служила практической цели и в дальнейшем, когда они сами начали проповедовать: она объясняла, почему одни воспринимали евангелие, а другие нет. Эта притча и сегодня крайне необходима всем тем, кто проповедует Слово.
Притча о незаметном росте (Мк. 4:26-29)
Согласно Марку, сразу после притчи о сеятеле Иисус рассказал о семени, которое незаметно росло до самого сбора урожая. Это простая история, детали которой знакомы всякому, кто выращивал растения, не нуждающиеся в культивации. Как и в предыдущей притче, почву мы должны, вероятно, понимать как человеческое сердце, а семя — как евангелие. Притча эта, по всей видимости, была рассказана для того, чтобы ободрить учеников:
• Евангелие воздействует на сердца слушателей, сознаем мы это или нет.
• Нужно время, чтобы семя взошло и выросло, поэтому нам требуется терпение.
• Если мы будем старательно, без устали сеять, то Бог, в конце концов, даст урожай (1 Кор. 3:6).
Много лет назад один брат рассказал мне о редакторе одного издания, который проводил евангельское собрание там, где не было Господней церкви. Целых три недели проповедник трудился, изливая свое сердце в каждой проповеди и надеясь на поток ответной реакции. Состоялось одно крещение — веснушчатой девчушки. Благовестник старался скрыть разочарование. Не забывайте, однако, что семя растет медленно и незаметно, но неизменно. Девочка выросла, вышла замуж, родила шестерых мальчиков — и все они стали проповедниками. “. Да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем” (Гал. 6:9; см. Еккл. 11:6).
Притча о плевелах (Мф. 13:24-30, 36-43)
Иисус поведал еще одну притчу о растущем семени — рассказал о враге, который на уже засеянном пшеницей поле посеял сорняки. Сорняки походили на пшеницу, особенно на раннем этапе роста. Когда разрушительная работа обнаружилась, слуги пришли к хозяину и спросили, не вырвать ли им эти сорняки. В то время корни молодых растений могли переплестись, и поэтому хозяин ответил: “Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницу” (Мф. 13:29). Он велел им оставить их расти вместе до жатвы и тогда отделить желанные растения от нежеланных (ст. 30).
Позже ученики попросили Христа объяснить эту притчу (ст. 36). Он сказал, что враг — это дьявол, а жатва — конец века (ст. 39). Две притчи из этой серии — о последнем Судном дне, и это одна из них. Стихи 39-43 дают яркую картину второго пришествия Иисуса и последующего суда .
Некоторые пытаются соотнести эту притчу с церковным дисциплинарным наказанием, говоря, что она учит нас даже не пытаться исключать делателей зла из нашего общения. При таком толковании получается, что Иисус противоречит Сам Себе (Мф. 18:15-18; см. также 1 Кор. 5:4, 5, 11, 13). Дж. Макгарви пишет: “Эту притчу и ее объяснение иногда выдвигают как аргумент против церковного наказания, но такое ее применение явно ошибочно. Поле — это не церковь, а мир, и учение притчи состоит в том, что мы не должны пытаться искоренять злых людей”. Дж. Картер выражает то же мнение: “. «сыны Царства» и «сыны лукавого» должны жить рядом в мире до конца века. Совершенно ясно, что [притча] не. повелевает церкви удерживать в членстве тех, кто живет в беззаконии или кто проявляет явное неверие”.
Возможно, эта притча была дана ученикам, чтобы они поняли причину такого количества невосприимчивых: их враг, дьявол, не дремлет. Она, наверное, также давала им более ясное видение долгосрочной природы их работы.
Притчи о горчичном зерне и о закваске (Мф. 13:31-33; Мк. 4:30-32)
Судя по евангельской записи, остальные рассказанные в тот день притчи были очень короткими и без объяснения. Первая из них продолжала тему растущего семени: это притча о горчичном зерне. Здесь акцент был сделан на размере зернышка по сравнению со взрослым растением: горчичное зерно крошечное, но из него вырастает огромное растение. Опять же это, вероятно, было сказано для ободрения учеников: пусть у Христова движения было малое начало, зато оно распространится и преуспеет сверх самых фантастических мечтаний, если только они будут неустанно сеять. Истину этой притчи можно увидеть сегодня в таких регионах, как Африка и Индия.
В следующей притче (о закваске) обстановка меняется: теперь это уже не земледелец, засевающий свое поле, а женщина, которая печет хлеб для семьи. Здесь требуется краткое пояснение для тех, кто не знаком с изготовлением хлеба до того времени, как появились расфасованные дрожжи. Когда женщина пекла хлеб, она отщипывала небольшой кусочек дрожжевого теста, заворачивала его и хранила в теплом месте. В следующий раз, делая хлеб, она добавляла этот маленький кусочек в свое тесто и отставляла в сторону. Закваска расходилась во всему тесту, отчего оно поднималось. Затем она отщипывала маленький кусочек этого теста, чтобы использовать его в следующий раз, когда будет печь хлеб. Через время небольшой кусочек закваски заквашивал сотни, даже тысячи хлебов.
Хотя образ другой, весть представляется в основном той же, что и в притче о горчичном зерне: в Слове есть внутренняя сила, которая делает возможным его распространение и рост. Эта истина ободряет тех, кто стремится распространять евангелие.
Притчи о скрытом сокровище и о драгоценной жемчужине (Мф. 13:44-46)
Остальные притчи в Мф. 13 Иисус, похоже, рассказал только ученикам (ст. 36). Первые две идут вместе: обе о людях, которые обнаружили нечто драгоценное. Первый случайно откопал сокровище (ст. 44), а второй нашел драгоценный камень, который долго искал (ст. 45, 46). В каждом случае человек осознает ценность своей находки и платит определенную цену, чтобы получить ее. Много уроков можно почерпнуть из этих притч, но одной их несомненной целью было воодушевить последователей Иисуса. Стоявшая перед ними задача была достойна любой жертвы, какая бы ни потребовалась для ее исполнения.
Притча о неводе (Мф. 13:47-50)
Эта серия притч завершается рассказом о рыбной ловле в Галилейском море неводом, в который попала хорошая и плохая рыба. Когда иудей слышал слова “хороший” и “плохой”, он, вероятно, представлял нечто “чистое” и “нечистое”. Закон позволял ему есть только ту рыбу, у которой были плавники и чешуя (Лев. 11:9-12). Поскольку в невод попала и чистая и нечистая рыба, рыбаку нужно было отделить съедобную рыбу от несъедобной. Процесс такой сортировки Иисус сравнил с последним Судом. В этом смысле данная притча похожа на притчу о плевелах. Ученики могли извлечь из нее еще один урок. Иисус когда-то сказал: “Я сделаю вас ловцами людей” (Мф. 4:19). Теперь Он как бы говорил им не удивляться тому “улову”, который может “вытащить” их учение.
В тот день Иисус привел, по меньшей мере, еще две иллюстрации, которые обычно причисляют к притчам: о свече на подсвечнике (Мк. 4:21, 22; Лк. 8:16, 17) и пример старого и нового, которое человек выносит из своей сокровищницы (Мф. 13:52). Однако наш урок завершен. В будущем мы закончим обзор “напряженного дня”, рассмотрев переправу Христа через Галилейское море и приключения того путешествия.
Рассказав притчи, Иисус задал Своим последователям вопрос: “Поняли ли вы все это?” — на что они ответили: “Так” (Мф. 13:51). Возможно, они что-то и поняли, но последующие события показывают, что их понимание было ограниченным. Если мы с вами хотим извлечь пользу из этого урока, мы должны внять двум наставлениям Господа: “Замечайте, что слышите” (Мк. 4:24) и “наблюдайте, как вы слушаете” (Лк. 8:18). “Кто имеет уши слышать, да слышит” (Мк. 4:9; см. ст. 23).
Как Отец относится к детям
Притча заканчивается. Не известно ушли они вместе пировать или рассорились. Парадокс этого сюжета в том, что читатель узнает себя в библейских сыновьях.
Человек легко заблуждается и теряется на пути к Богу . Снова возвращается в Отцовские объятия в раскаянии, чтобы через время опять оказаться на распутье.
Или являет собой сына, что трудится со стиснутыми зубами и осуждает Отца, который просто обязан его поощрять, а недостойных наказывать.
Только Бог любит всех нас - детей Своих. Поэтому потрясающей надеждой звучат строки: «когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15:20).
Отец не упрекает, не бьет за потери Он бежит, чтобы обнять и подержать, когда так тяжело возвращаться.
Похожая притча
Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил: - Я ни разу не был здесь. Какие люди живут в этом городе? Старик ответил ему вопросом: - А какие люди были в том городе, из которого ты ушел? - Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда. - Здесь ты встретишь точно таких же, – ответил ему старик. Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: - Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе? Старик ответил тем же: - А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел? - О, это были добрые, гостеприимные и благородные души! У меня там осталось много друзей и мне было не легко с ними расставаться. - Ты найдешь таких же и здесь, – ответил старик. Купец, который неподалеку поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком: - Почему ты дал двум людям абсолютно разные ответы на один и тот же вопрос? - Сынок, каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях откуда пришел, здесь тем более не найдет ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья и в другом городе, и здесь найдет верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся для нас тем, что мы находим в них.
13.11.2017 22:17-82%
Похожая притча
© 2012 jeejoo - при перепечатке ссылка обязательна.
Нажмите на кнопки - поделитесь с дузьями интересным материалом!
Чему учит притча
Текст притчи помещён в Евангелии (Лк. 15:11-32). Взгляды мыслителей и проповедников находил в рассказе о блудном сыне сотни духовных углов и ракурсов. Толкования содержат множество жемчужин смысла.
Только каждый видит и свой отголосок. Библия этим удивительна. Отношения, чувства и даже любовь, что описаны в ней, звучат согласно нотам наших переживаний и размышлений. Мир подвержен катастрофе любви.
Мы ждем от любимых людей ответных действий на наши чувства . Любим за хорошее, ненавидим за плохое. Притча рассказывает о раскаянии и прощении, о показных чувствах и об отношениях с Богом. Говорит о всемирной болезни – нашей не способности любить.
Похожая притча
Притча о блудном сыне раньше повергала слушателя в шок. Библия рассказывает о скандале, непонятное поведение сыновей, странный отец. Сегодня нет шока. Обыденная ситуация наших дней: отношений отцов и детей. Непонятно что здесь особенного, почему толкований этой притчи за два тысячелетия христианства наберется на толстенную книгу.
Как дети относятся к Отцу
Любовь притчи – это отец, который бежит навстречу сыну, прощает самые безрассудные ошибки детей. Это Господь, что милует чад, как бы низко они не пали.
И дети. Младший, для которого живой отец умер. Сын в те времена получал наследство после смерти родителя. А этот устал ждать , пока отец доживет жизнь, ему уже так хочется грешить.
Отец не останавливает , не пугает, не уговаривает в попытке разбудить родственные чувства к себе и брату. Сын не умеет любить. Должен научиться, но сам.
Старший сын, тоже не любит ни отца и ни брата. Зависть его съедает. Брата, что вернулся он ненавидит. Отца осуждает за неподобающее отношение к загулявшему брату. Пора бы отцу передать ем у послушному все. И тоже слышится злое: «Отец, ты зажился на свете. Мы с друзьями уже давно помянули бы тебя доброй трапезой. Я зажил бы в свое удовольствие».
Старший отталкивает отца, что предлагает радость: « Давай вместе радоваться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:32)
Читайте также: