Чему меня научила притча

Обновлено: 14.11.2024

І.В числе важнейших проблем воспитания на первый план выходят вопросы духовно-нравственного воспитания подростков и молодежи.

Как правильно воспитывать?

Как научить любить Отечество,любить людей вокруг?

Ответ однозначный-только ориентируясь на единственно верные,проверенные тысячилетней практикой образцы-общечеловеческие ценности и идеалы.

Примером может служить педагогическое наследие В.А.Сухомлинского,который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы-ограждение детей,подростков,юношества от одной из самых больших бед-пустоты души,бездуховности. »

Настоящий человек начинается там,где есть святыни души. »

Именно впечатления детства-этой удивительной страны-остаются с человеком на всю жизнь.

В сегоднешней непростой действительности необходимо ввести ребенка в традиционную духовную культуру.Ведь культура-это организованная человеком среда обитания, совокупность связей и отношений человека и природы,человека и искусства,человека и общества,человека и Духа.

Становление истинно духовного человека невозможно без правильного воспитания.

Воспитать-значит способствовать формированию духовного,с чутким сердцем и крепким характером,цельного человека.А для этого надо «зажечь и раскалить» в нем как можно раньше духовный «уголь»,чуткость ко всему,стремление к совершенству,любви и доброте.

Дисциплина «Самопознание» выполняет ключевую роль в духовно-нравственном развитии личности,так как он ориентирован на гармонию общечеловеческих,национальных,этнокультурных и личностных ценностей,которые позволяют человеку в полной мере реализовать себя в служении обществу,осознавать свою роль и предназначение в жизни.

Главной задачей учителя самопознания является ознакомление учащихся с основными принципами морали и этики посредством формирования нравственных представлений.

Сегодня перед педагогами республики поставлена задача перехода от концепции развития гармонической личности.

С.А.Назарбаева отмечает: «Дети,их настоящее и будущее-это наша забота.Мы все,и каждый из нас в отдельности,несем ответственность за то,какой выбор сделают наши сыновья и дочери-пойдут ли они дорогою добра,будут ли они приносить пользу людям,помогать слабым,жить в гармонии с окружающим миром,созидать и творить,или же встанут на путь разрушения.Правильный выбор помогут им сделать уроки Любви».

Уроки самопознания опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества,поэтому называют уроками «народной мудрости».Школьники учатся оставаться наедине с самим собою,прислушиваются к своему внутреннему миру,дают оценку собственной деятельности,ищут выходы за пределами собственного «я»,осмысливают,изучают,анализируют свои мысли,слова и поступки,совершают положительные качества,преодолевая отрицательные.

ІІ.1.Итак, что такое притча?

Притча - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме , заключающий в себе нравственное поучение ( премудрость ) . По содержанию притча близка к басне .

Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере»

2. Эпический жанр в литературе XIX—XX веков, в основе которого лежит принцип параболы; характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. К жанру притчи обращались Лев Толстой, Франц Кафка, Бертольд Брехт, Альбер Камю и др.

По мнению Василия Великого, термин происходит от корня -течь- (идти) или -ткнуть- (встретиться). В обоих случаях он означает припутное изречение — такое, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям.

Притча - как способ духовно-нравственного образования. Презентация эссе «Чему учит притчи?»

2. Притчи - это не рассказы. Притча - это чей-то жизненный опыт.

Каждая притча может чему-то научить и дать вам урок Жизни.

Притча — это искусство слов поподать точно в сердце.

Абуль-Фарадж считал притчи словами, которые освежают разум человека и убирают горе и печаль. Их может понять только внимательный и вдумчивый ученик.

Уроки Жизни(видео)

Тактика . Однажды, в британской Колумбии проводился мировой чемпионат. Финалистами стали канадец и норвежец. Каждому из них отвели определенный участок леса и дали 8 часов на работу. Тот, кто вырубит больше всего деревьев, станет победителем. В 8 утра судьи дали свисток и застучали топоры. Участники синхроно рубили деревья, пока канадец не услышал, что топор норвержца затих, и не удвоил свои усилия. В 9 часов норвежец снова принялся за работу. Вдруг, за 10 минут до наступления следующего часа, канадец услышал, что норвежец снова остановился. Ровно в 10 норвежец продолжил рубить деревья. В следующем часе произошла такая же ситуация. А канадец с улыбкой на лице все рубил деревья без остановки, предчувствуя победу. Так продолжалось все 8 часов. Ровно в 4 часа пополудни просвистел свисток об окончании соревнования. Канадец был уверен, что приз у него в кармане, так как он ни разу не остановился передохнуть, а норвежец постоянно делал перерывы. Какого же было его удивление, когда он узнал, что проиграл. Канадец спросил у норвежца: «Как же так получилось, если я на 1,2 часа работал больше тебя. А ты нарубил древесины больше, чем я. Это невозможно».

Вопрос 11 «в» классу: Как бы завершили притчу?

(Слушаем версии учеников)

«На самом деле все очень просто, - последовал ответ от норвежца. - Когда я останавливался на 10 минут каждый час, я точил топор».

На своих уроках заставляю думать, рассуждать, слушать и слышать друг друга

Например: тема урока в 10 «в» «Человек и его характер»

Изучение начинается с небольшого эссе: «Какой у меня характер:

1.Когда я одна? 2. С родителями? 3. В классе? 4. С друзьями?»

Учащиеся читают и слушают о себе со стороны

Притча, которую я предлагаю, поможет им изменить себя.

Плохой мальчик (видео)

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться.

В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди.

Наконец наступил день, когдамальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения. Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди….

Не важно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья - это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как ты их любишь.

Давай людям больше, чем они ждут от тебя, и делай так со всем. Когда говоришь "я люблю тебя", говори это серьезно. Когда говоришь "мне очень жаль", смотри человеку в глаза. Не смейся над чужими мечтами.

Вопросы к дискуссии:

Почему отец посоветовал сыну вбивать гвозди в садовую ограду?

Что понял мальчик, когда стал сдерживать себя?

Почему отец предложил мальчику вытаскивать вбитые гвозди?

Какой совет дал отец сыну?

Что должен помнить человек при общении с друзьями?

Что ты должен беречь и дорожить?

В 5 «г» классе по обновленной программе для раскрытия ученика используя творческий подход: иллюстрации, инсценировки, фрагменты видеороликов, социологический опрос

Тема:«Мир в семье» начинается с видеохроники различных семей: дружных, заботливых, живущих в ссоре, не замечающих друг друга…

Я наблюдаю как меняются лица учеников и понимаю, что многим это близко.

Урок в 5 «г» « Мир в семье»

Следующий этап: рисунок о семье с помощью красок и презентация.

Притча про счастливую семью ( видео)

К мудрецу пришел за советом молодой мужчина.

- Скажи, в чём секрет твоего знания? Ты счастлив. Тебя уважают, к тебе идут люди, чтобы научиться делать свою жизнь лучше. Я много учусь. А на меня сыплются неприятности.

В ответ мудрец улыбнулся и позвал свою жену:

Через пару минут зашла красивая женщина. Глаза её сияли.

И тогда мудрец попросил:

- Любимая, у нас сегодня гость. Иди, поставь тесто для пирогов.

Женщина удалилась на кухню.

Вскоре она вернулась в комнату и обратилась к мужу:

- Тесто готово, любимый муж мой.

На что мудрец сказал:

- А теперь добавь в тесто орехи, сухофрукты и мёд.

- Те, что я оставляла для пирога на годовщину нашей свадьбы?

- Те самые, - ответил мудрец. И женщина беспрекословно согласилась.

Вскоре она принесла поднос с ароматным пирогом

Но мудрец не спешил угощать гостя, он сказал:

- Дорогая, я вижу, как ты старалась, но отнеси этот пирог нищим.

Женщина улыбнулась. И вышла из комнаты.

Изумлённый гость воскликнул: Жаль пирога!

На что мудрец сказал:

- Ты спрашивал, как стать мудрым? Попроси свою жену испечь пирог.

Каждый день она пилила его, упоминая про этот случай. Тогда он побежал в дом мудреца.

- Ты обманул меня! Я следовал совету. Стало хуже. Дома невыносимо.

Мудрец усадил гостя и сказал:

- Ты спрашивал меня, как я стал таким мудрым и успешным. Теперь ты видишь, что моя любимая жена - источник счастья. Ты больше времени тратишь на ругань и борьбу с любимой женщиной, чем на учёбу. Есть тут мудрость ?

- Мне бросить жену и найти другую? - спросил молодой человек.

- Ты ищешь лёгкий способ. Это неверно. Тебе и твоей жене нужно учиться уважать и любить друг друга. Иди домой и сделай свою жену счастливой. А до этого о книгах и не думай.

- Я и так все для неё делаю, - не унимался парень.

- А счастлива ли она? - спросил мудрец.

Класс делится на группы и готовит инсценировка по данной притче:

1 группа- Мудрец и гость

2 группа – Гость вернулся домой

3 группа – Финал

Кто пришел за советом к мудрецу?

Какие отношения были мудреца с женой?

Как выполнял советы мудреца мужчина?

Резюме: Синквейн «Семья»

Рефлексия: Что нужно,чтобы семья была счастливая?

Групповая работа на уроке в 6 «д» классе

ІІІ.Как известно, духовно-нравственное становление человека совершается всю жизнь. В результате осознания общечеловеческих ценностей человек обретает счастье. По Сократу, счастье проистекает не из тела, оно достигается человеком путем духовного порядка и гармонии души.

Сократ говорил: «Душа-это то,что нуждается в заботе и принадлежит взращиванию».

Через содержание притчи,рассказов и историй учащиеся подросткового возраста усваивают духовный опыт всего человечества,постигают сущность «истины»,а через анализ понятий «добро» и «зло», «честь» и бесчестие»,справедливость и «несправедливость» и др.развивают различающие мышления.

Народная мудрость гласит: «Если вы заглядываете в будущее на год вперед – сажайте рис, на десять лет – сажайте деревья. Если вы заглядываете на всю жизнь – воспитывайте человека»

Похожая притча

Эта притча являет всем нам образ покаяния грешного человека и милосердия Божия к немуВ притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном - кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности) , какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращение грешника, прощает ему все его беззакония (грехи) , как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары.

Притча о блудном сыне учит добродетелям покаяния и прощения. По мнению митрополита Антония Сурожского, данная притча «лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе» . Эта притча «призывает к покаянию изображением неизреченнаго милосердия Божия ко всем грешникам, кои с искренним раскаянием обращаются к Богу» .

folder folderЗнаток (281) 5 лет назад Данияр БозтаевУченик (248) 5 лет назад Спасибо! Очень помогло, мне 5 поставили :) Остальные ответы Был мертв и ожил"-это о тех кто покинул Бога а затем вернулся. Бог Отец ждет оставивших Его людей, готовит для них царский прием. Готов простить всех возвратившихся и осознавших свою неправоту Эта притча учит тому, что Бог очень любящий и заботливый, если человек искренне раскаивается в своих грехах, Он с готовностью прощает их. Иисус привел очень хороший наглядный пример, который ярко иллюстрирует это. Все можем ошибаться, но любовь отца к нам не прекратиться никогда. Отец всегда будет нас ждать. О раскаянии, о прощении. о фарисействе старшего сына.. О всепрощении. понимании. любви к ближнему и почитании Бога Эта притча учит тому что нельзя держать зла. Он раскаился и пришел просить прощение. Старшему сыну уйдет все наследство. А младший как бы был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

"Я помню много-много лет тому назад прочитал в Евангелии слова, которые меня очень больно задели. Эта боль была нестерпима. Я снова и снова перечитывал и не мог поверить своим глазам. Там было написано, что на небесах больше радости от одного кающегося грешника, чем от десяти праведников. И так как я почитал себя праведником я никак не мог понять почему ж там больше радости от кающихся грешников чем от меня – любимого Думал ну как же так? Я, в общем-то, праведный человек, Евангелие читаю, ещё что-то делаю.

Никак я не мог понять. Я думал: «Как же это, праведники страдают, следуют регулирующим принципам, а никто им там на небесах не радуется. В тоже время какой-то грешник жил весёлой жизнью, в какой-то момент начал каяться и там все ему радуются. Иисус Христос объясняет это в притче о блудном сыне. Когда блудный сын вернулся к отцу, то отец очень обрадовался, а при этом неблудные сыновья, те сыновья которые никуда блудили.

И когда блудный сын вернулся, отец велел зарезать козлёнка, устроить пир. А те сыновья, которые рядом с отцом очень обиделись и сказали: - Мы все эти годы с тобой были и ты по нашему поводу никого не зарезал, а он вернулся и ты сразу хочешь устроить угощение. Я очень хорошо помню эту боль, которую эти слова причинили моему ложному эго. Как же так? Почему? Почему от меня нет радости, а от какого-то грешника радость есть? Нужно было лет 30 пройти, прежде чем я эти слова понял.

Потому что на самом деле на небесах Кришна радуется, когда у человека появляется бхакти, а вместе с бхакти в сердце появляется раскаяние. Вместе с бхакти в сердце появляется смирение и вместе с бхакти человек перестаёт считать себя праведником. Тогда как праведники… ну действительно – какая от них радость на небесах? Ходят праведные такие, гордятся собой. И эта гордость своей собственной праведностью является проявлением более глубокой, коренной нечистоты, таящейся в сердце.

Тогда как объясняет Вишванатха Чакраварти Тхакур когда бхакти входит в сердце, вместе с бхакти в сердце входит раскаяние и человек начинает понимать: «Я падший». Почему я падший? Да не потому что желания есть, а потому что любви к Богу нет. Желания… Господь с ними. Но любви-то к Богу нет. Когда бхакти входит, то у человека появляются слезы на глазах.

Потому что самое лучшее, что может быть, - это любить Бога. Почему же у меня даже желания любить Его нет? И когда он начинает каяться, то на небесах все радуются: - Хари бол! Ещё один кандидат, который к нам придёт. На самом деле в этих словах содержится очень глубинная истина, которую Кришна по-другому описывает в этом самом стихе.

Что, в сущности, человек в чьё сердце вошла бхакти даже если иногда он случайно оступается, если он делает ошибку, он сразу же раскаивается в этом. И главное что у него есть – это решимость: «Я хочу прийти к Кришне. Я хочу всё время помнить о Кришне. Мне ничего другого не нужно. Кришна обо всём другом позаботился»

Похожая притча

Библейские притчи учат нас быть более внимательными друг к другу, постигать принципы мироздания, извлекать уроки из них. С помощью библейских притч мы становимся добрее, учимся отличать понятие " добро " от понятия " зло" и воспитывать в себе честность, порядочность, доброту. ( я бы так ответила. )

Притчи нас учат жизни. Ненавязчиво, мягко и очень так по-доброму учат. И мы берем из них то, что нам необходимо в данный момент, открывая для себя понимание и смысл того или иного жизненного явления.

Ведь притчи включают в себя поступки и их последствия, мораль и подсказку. Они состоят из множества примеров человеческой мудрости. При помощи притчи очень важные для нас идеи могут с легкостью попасть в самые глубины души. Они позволяют задуматься над своей жизнью, своими целями и желаниями. И, что самое интересное, они не навязывают точки зрения и не диктуют, как надо жить, притчи лишь рассуждают о возможных последствиях какого-то поведения. Притчи дают возможность взглянуть на себя как бы со стороны, потому что используют в себе примеры в слегка иносказательной форме. Притчи не могут обидеть или ранить, а могут лишь подсказать и научить.

Похожая притча

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Характерными причинами сложной ситуации явились:

• отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения,

• спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью;

• отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.

На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

ВОС-ПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование притч в цикле классных часов «Лепестки моей души».

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

2. Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:

1. Если притча – геометрическая фигура, то это .

2. Если притча – цвет, то это .

3. Если притча – это название фильма, то это .

4. Если притча – настроение, то это .

5. Если притча – музыка, то это .

6. Если притча – животное, то это .

Всем вам известны строки из стихотворения В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.

Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.

В классическом понимании притча (слав. притъка – случай, происшествие) – это краткий иносказательный, образный рассказ, часто применяемый в религиозно-философских учениях для изложения назидательных истин.

3. Знакомство с разделами классных часов по духовно-нравственному воспитанию «Лепестки моей души».

Я предлагаю вашему вниманию серию классных часов «Лепестки моей души» с использованием притч. Содержание разделов к классным часам может варьироваться в зависимости от проблем, которые существуют в классном коллективе. Ниже предлагается примерная тематика этих разделов:

I. Радость и горе

«Испытание или помощь?»

«Когда на сердце спокойно»

II. Доброта и величие характера

«Кто самый достойный?»

«Чему нас учат деревья?»

«Кому помогает небо?»

III. Любовь и дружба

«Как помочь другу?»

«Зачем нужен друг?»

IV. Честность

«Можно ли погубить правду?»

«Кто украл масло?»

V. Бедность и богатство

«Почему рухнул дом?»

«Первый кусок хлеба»

«Когда любая гавань хороша?»

Как вы видите, данная тематика может определять тематику самих классных часов.

4. Фрагмент классного часа на основе притчи «Не обманывай».

1) Знакомство с притчей. Введение в тему классного часа.

Педагог раздает ребятам распечатку притчи, ребята по очереди зачитывают ее абзацы, затем хорошо читающий ученик, либо сам педагог прочитывает притчу заново. (Название притчи умышленно не дается.)

Сын гордился, что отец послал его одного на ярмарку продавать соломенные шляпы. Юноша погрузил шляпы в повозку и тронулся в путь. У развилки двух дорог молодой крестьянин остановился передохнуть.

Только он вскипятил чай, как послышался цокот копыт, и к юноше подъехала повозка, тоже груженная соломенными шляпами.

- Эй, парень, по какой дороге мы быстрее доедем до ярмарки? – спросил крестьянин с повозки.

- Отдохните немного, - предложил юноша, расстроенный тем, что у него появился конкурент. Крестьянин отказался, и тогда юноша показал рукой на правую дорогу, что шла через поле.

Он слукавил немного, эта дорога была в три раза длиннее лесной дороги. «Все равно вперед меня не успеет», - пробормотал юноша.

Отдохнув немного, он поехал по лесной дороге. Юноша почти доехал до ярмарки, как вдруг его лошадь встала. Юноша глазам своим не поверил, когда увидел, что на дороге лежит огромный дуб. Объехать дерево было невозможно, пришлось поворачивать назад, а потом ехать на ярмарку длинной дорогой.

Вернувшись домой, сын расстроено рассказал отцу:

- Я продал мало шляп, потому что поздно приехал на ярмарку. Дерево загородило дорогу. К тому же на ярмарке был другой торговец шляпами. Я его обхитрил и послал по длинной дороге, но он все равно приехал раньше меня.

- Запомни, сынок: обманывая людей, обманываешься сам, - сказал отец.

- Я себя не обманывал, - удивился сын.

- Если бы ты показал крестьянину правильную дорогу, он бы предупредил тебя о дереве. Вот и получается, что ты сам себя обманул, - объяснил отец.

2) Работа с притчей.

- Понравилась ли вам эта история?

- Как вы поняли, о чем она?

- Как бы вы поступили на месте юноши?

- В сказках часто тот, кто обманывает, бывает наказан. Как вы думаете, происходит ли так же в жизни?

- Найдите в тексте слова, отражающие главную мысль притчи?

- Как вы понимаете выражение «обмануть самого себя»?

- Какое название можно придумать к этой истории?

(Далее педагог раскрывает истинное название притчи.)

3) Психотерапевтическое упражнение к притче «Соломенная шляпа».

Выбирается ведущий. Он надевает на себя соломенную шляпу правды. Остальные по очереди задают ему любые вопросы. Водящий должен отвечать только правду. Дети по очереди надевают шляпу правды, и каждому задается по 5 вопросов.

- Понравилось ли вам упражнение?

- Сложно ли было отвечать на вопросы? А задавать?

- Почему человеку бывает так сложно сказать правду?

4) Позитивное закрепление притчи.

- Придумайте хорошее окончание этой истории.

Таким образом, ребята знакомятся с нравственными основами по средствам притчи, анализируют собственные поступки, действия.

5. Заключительное слово.

Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.
«Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного».

Читайте также: