Притчи на уроках физики

Обновлено: 14.11.2024

2. Формирование представлений о физике как науки о природе.

3. Формирование понятий о физическом явлении, веществе, теле ,материи.

4.Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.

1. Воспитание любознательности, интереса к окружающему миру,

2. Показать роль человека в познании мира, в преобразовании природы.

Р. Формирование экспериментальных умений, навыков.

Оборудование: 1. Д./ф. «Что такое физика».

2. Шарик, желоб, маятник.

3. Электрофорная машина, султаны.

4. Компас, магниты (каждому).

5. Плитка (электрическая).

6. Спектроскоп прямого зрения (каждому).

Литература: 1. Физика – 7кл. Перышкин А.В.

2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Задачник по физике 7-9.

3. Книга для чтения по физике 7.

4.Поурочное планирование по физике. Л. А. Прояненкова ,

Г.П.Стефанова , И, А, Крутова .

I . Организационный момент.

1. Разъяснить правила поведения в кабинете физики.

2. Рассказать, что нужно для работы на уроке.

3. Познакомить с содержанием и оформлением учебника, задачника.

II . Объяснение учебного материала (УМ).

О.С. Понятие о содержании физической науки: главная задача физики, физические явления, материя, вещество, тело, основные источники (методы) физических знаний - наблюдения и опыты (эксперименты), их различие.

1. Сказка А.С. Пушкина «Золотой петушок» (локатор).

2. Сказка Ершова «Конёк – горбунок» - лампа дневного света.

«Огонёк горит светлее… Эко чудо огонёк».

3. Гусли – самогуды – магнитофон…

4. «Старик Хоттабыч» - ковёр-самолёт.

5. Топоры – саморубы – пилы.

Для того, чтобы эти сказки стали былью, есть такая наука физика.

Рассказываем притчу о красавице физике. Приложение 1.

Таким образом, мы сегодня вступаем в царство, где королевой является Физика.

Основной задачей, которой – открыть, изучить происходящее в природе и применить их на службу человеку.

воздух, вода, Земля, всегда есть и будет,

Физика - природа

юди, растения, непрерывно

Солнце, звёзды, планеты изменяется

Аристотель 384 – 322 г.г. до н.э.

Ломоносов М.В. первый академик.

Галилей, Ньютон, Циолковский,

II . Ввести понятие явления:

Показываю опыты, ребята записывают напротив названия, определяя к какому явлению соответствует опыт.

III . Все изменения, происходящие в природе, происходят с кем- то и с чем- то.

Вводим понятия тело, вещество.

ПРОБЛЕМА. Какими методами и способами изучают явления происходящие в природе? Представьте себе , что вам предстоит сделать открытие , что то изобрести ,как вы поступите?

IV . Рассказать о методах исследования явлений. – Опыт. – Наблюдение.

Итог. Домашнее задание §1-3.

1. Обязательно ответить на вопросы после параграфа

2. По желанию составить перечень основных понятий темы по тексту учебника.

3. напишите по два примера : тело , вещество , явление.

1) Задачник Лукашик В. И.- №1,2,3,5.

2)Замерзание воды это физическое явление? Если ,да ,то почему?

3)Шайба изменяет траекторию движения под действием клюшки ,какое явление?

Выборочно проверить тетради (по желанию учащихся) на оценку.

. Что нового интересного вы узнали на уроке?

. Какие понятия должны запомнить?

. Что понравилось на уроке? Почему?

. Что не понравилось?

В процессе урока решались цели познавательной деятельности учащихся:

Знать, что изучает физика, виды физических явлений, главную задачу физики. Различать понятия «тело», «вещество» и «материя».

Составить перечень названий явлений, которые продемонстрировал учитель.

Выразить своими словами, что такое природа.

Притча о красавице Физике.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был человек. Имя этому царству – Природа, а королевой в этом царстве была гордая, мудрая красавица Физика. Из столетия в столетие она училась хорошо разбираться в своём хозяйстве, умению управлять и распоряжаться в нём. Человек не сразу признал власть королевы. Было время, когда человеком владел страх перед Природой. Но страх никогда ещё не был ни хорошим советчиком, ни хорошим другом в жизни. Полыхали молнии, громыхал гром, мороз сковывал землю, бушевали бури и штормы, а люди не знали, почему это происходит, и гибли. И это очень огорчало королеву. Тогда она стала собирать своё войско из самых любознательных, самых терпеливых людей и сказала им, что нужно замечать повторяемость явлений, их взаимосвязь, чтобы не бояться молний, бурь, а пробовать применить их на пользу себе. Армия королевы – физики увеличилась, в ней появились свои командиры и сержанты, а среди них великие люди, идеи которых послужили надёжной опорой в пополнении кладовых знаний во дворце королевы. Число их равнялось легиону среди них: Архимед, Аристотель, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, М. Ломоносов, максвелл, Циолковский и Эйнштейн, который считал, что быстрее света ничего не двигается; если лучик света пройдёт рядом с планетой – гигантом, то он искривится, как бы притягиваясь к ней. Легенда о Ньютоне повествует нам о том, как, сидя в саду под деревом и наблюдая за падением яблок, открыл один из самых красивых и удивительных законов – закон притяжения тел друг к другу. По этому закону планеты как будто на «веревочке» удерживаются вокруг Солнца, а Луна – вокруг Земли.

На этом можно было бы закончить притчу о королеве Физике. Но, давайте же ,немного поговорим ещё и о красоте Физики. Если бы я вас сейчас попросила назвать, что вы считаете красивым, вы ,конечно назовёте каждый своё,(слушаем примеры ),но вы забыли назвать голубое небо, по которому плывут облака, симметричные крылья бабочки с разнообразной окраской, узоры на морозном окне, цветок на тонкой ножке, изящную радугу, мерцание звёзд, быстрокрылый лайнер, трудолюбивый станок, телевизор, скульптуру «Медный всадник», какие-то картины, музыку и др. Но спрашивается, причём тут Физика. А оказывается во всех названных явлениях и предметах есть физические закономерности.

Таким образом, мы сегодня вступаем в царство, где королевой является Физика.

Похожая притча

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был человек. Имя тому царству Природа, а королевой в царстве Природы была, несмотря на свой возраст, гордая, мудрая красавица Физика. Из столетия в столетие она училась хорошо разбираться в своем хозяйстве, умению управлять и распоряжаться в нем.

Человек не сразу признал власть королевы. Было время, когда человеком владел страх перед Природой. Но страх еще никогда не был ни хорошим советчиком, ни другом в жизни. Полыхали молнии, громыхал гром, мороз сковывал землю, бушевали бури и штормы, а люди не знали, почему это все происходит, часто погибали. И это очень сильно огорчало королеву. Тогда она стала собирать свое войско из самых любознательных, самых терпеливых людей и показала им, что нужно замечать повторяемость явлений, их взаимосвязь, не бояться ветра и молнии, а пробовать использовать их на пользу себе.

Армия королевы все увеличивалась, в ней появлялись свои сержанты и командиры, плечи которых послужили надежной опорой в пополнении кладовых знаний во дворце королевы.

Нам с вами предстоит вступить в царство королевы Физики и пополнить ряды ее Армии.

Похожая притча

На уроках физики духовно-нравственное воспитание осуществимо при помощи притч. Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.

Я как преподаватель физики создала копилку притч в соответствии с темой урока.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на уроках физики»

Нравственное воспитание на уроках физики

Процесс обучения неразрывно связан с процессом воспитания. Как нужно воспитывать подростка, чтобы наши слова и действия не вызвали у него отторжения, а достигли той цели, которую мы ставим? Народная мудрость дает нам ключ к пониманию ответа на этот вопрос. Наши предки не читали нравоучений, а общались с подрастающим поколением с помощью пословиц, поговорок, быличек, сказок. Они знали их огромное количество и умели вовремя, то есть в соответствии с ситуацией, вставить их в беседу с ребенком. Воспитание было ненавязчивым и достигало своей цели, заставляя отрока задуматься над своим поведением и сделать правильные выводы.

В процессе работы притчи можно применять:

В повседневной жизни

В работе с родителями

Во внеклассной работе

Главное – по случаю, по ситуации.

На уроках физики духовно-нравственное воспитание осуществимо при помощи притч. Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.

Я как преподаватель физики создала копилку притч в соответствии с темой урока. Обычно поиск притчи можно выполнять по теме — о смысле жизни, о любви, о справедливости и т. д. Можно искать по названию закона или физической величины. Но практика показывает, что для отыскания нужной притчи необходимо «перелопатить» огромное их количество. В этом состоит основная трудность.

Из опыта работы представляю следующую таблицу:

Притча и режим доступа в сети Интернет

«Однажды ученик спросил Учителя: — Учитель, скажи, существует ли день, наиболее благоприятный для того, чтобы начинать какое-то новое дело. »

Похожая притча

Притча о старце, говорящего притчами

-Старец. Ты почему не растолковываешь сказанное?

А ты будешь вкушать пережеванную кем-то пищу?

Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания. Притча хорошо запоминается. Полное содержание беседы вряд ли кто может пересказать. А в притче сконцентрирована суть, смысл урока.

Притча о Плутархе

У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку».

По иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»

Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и выполняли её по-разному.

Поэтому, прежде всего, необходимо осознание школьниками полезности своего учебного труда, осознание мотивов своей деятельности.

Урок бабочки

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Читайте также: