Притча о путнике и проводнике
Обновлено: 21.12.2024
Однажды пятеро путников заблудились в лесной чаще. Перед ними встал сложный выбор, куда же пойти дальше.
Первый путник сказал, что не пойдет туда, куда не знает дороги, и повернул обратно.
Второй из них заявил, что пойдет направо. Потому что правый путь всегда верен.
Третий путник сказал, что не пойдет вместе с ними и отправился налево.
Четвертый путник, непривыкший сомневаться, утверждал, что нужно всегда двигаться вперед. Он выбрал прямой путь и продолжил идти прямо.
Пятого путника одолевали сомнения. Он произнес:
- Друзья мои, подождите, я знаю, как понять, куда идти. Для этого надо посмотреть сверху.
Он залез на самое высокое дерево и взглянул оттуда на лесные заросли. Однако остальные не стали его дожидаться, и каждый пошел своей дорогой.
Сидя на дереве, пятый из путников увидел границы леса и те выбранные его товарищами. Ему стал виден самый простой и короткий путь, по которому он и выбрался из лесной чащи.
Этого путника можно назвать мудрецом. Потому что он не стал спешить с принятием решения и поднялся над проблемой, чтобы видеть всю картину целиком. Это помогло ему сделать выбор.
Получается его выбор самый правильный?
Не совсем так. Ведь эта история не закончилась.
Следом за принятием решения наступают последствия.
И каждый из путников обрел что-то на своем пути.
Тот, кто решил вернуться, смог составить карту местности и определил маршрут, по которому можно безбоязненно ходить по лесу, наслаждаясь его красотой. Этим маршрутом стали пользоваться и другие.
На долю того, кто пошел направо, выпал долгий и тернистый путь с мнжеством препятствий. Но он научился их преодолевать. Ему удалось защититься от диких животных и стать умелым охотником. В итоге, этот человек стал обучать других навыкам выживания в дикой природе.
Тот путник, что отправился в левую сторону не сумел самостоятельно выбраться из леса, но обнаружил дом лесника, где тот жил со своей дочерью. Так путник обрел любовь и семейное счастье.
Тот, кто смело пошел вперед, оказался в местах, прежде неведомых и стал первооткрывателем. Он показал людям новый чудесные места и обнаружил полезные редкие растения.
Тот из них, что залез на дерево, выбрался из леса проще и быстрее других. Он стал специалистом по решению проблем. Многие люди обращались к нему за советом.
Похожая притча
Подготовила и провела: педагог-психолог Некрасова О.В.
Тема: «Пятиклассник – новый статус младшего школьника»
Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.
Методы: тренинг, лекция, анкетирования, родительский практикум.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.
Ход собрания.
Психологический настрой. Приветствие.
Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации младшего школьника в среднем звене, рассмотрим вопросы физиологических и психологических особенностей пятиклассников, с какими проблемы встречаются наши дети в этом возрасте, и изучим пути их решения.
Тренинг «Скрепка».
К вашей программке проведения лектория для родителей прикреплена скрепка, возьмите её пожалуйста, попробуйте её выпрямить в ровную линию. Получилось? А сейчас верните скрепку в исходное состояние. Получилась ли она такая ровная и правильная, как и первоначальная?
Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Так и в наших семьях, оказывая воспитательное воздействие на ребёнка, мы не задумываемся о том, что наши слова, поступки могут повлиять на нашего ребёнка в будущем. Так же как и на вашей скрепке, остаются следы. Шрамы в душах наших детей.
Мы, педагоги, не хотим, чтобы наши дети стали сломанными скрепками, поэтому, сегодня мы собрались здесь, чтобы решить проблемы, которые могут возникнуть с нашими детьми.
Родительский практикум в виде игры «Радуга чувств»
На доске радуга, каждый цвет дуги выражает самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство.
Красный, оранжевый, жёлтый – радость, восторг, оттого, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе.
Зелёный, голубой – спокойствие за будущее моего ребёнка.
Синий – тревога, озабоченность, растерянность.
Фиолетовый – страх, ожидание беды, беспокойство.
Родители называют чувства, которые их переполняют. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях.
Притча о путнике и проводнике
Один путник оказался в незнакомой стране перед высокой горой. Ему надо было перейти через нее, но он понимал, что ему нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем, как начать путь, он сказал:
- Прежде всего, мы должны договориться с тобой о взаимном уважении: я уважаю тебя и твой путь, а ты уважаешь меня и мой опыт.
Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту гору я вижу впервые. Поэтому не теряй бдительности, будь так же внимателен, как и я. Я могу только идти рядом с тобой, но ноги за тебя я передвигать не могу. Если ты не захочешь пойти по пути, предложенному мной – это будет твой выбор.
В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь. Я с тобой временно. Я покину тебя, как только пойму, что дальше ты сможешь идти сам к той цели, которую себе наметил.
И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с тобой эту гору.
И они отправились в путь. Это было нелегко, были и отчаяние, и новая надежда. А незадолго от вершины проводник покинул путника. И он дошел, и увидел восход Солнца. А с другой стороны горы оказался цветущий сад.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать.
С точки зрения психолога.
Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.
Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обуче ния (новый статус) Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям.
Основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники, заключаются в следующем:
- в начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя, находясь в сфере его постоянного внимания и контроля в какой- то степени, а сегодня социальная ситуация обучения такова, что необходимо понять, принять и усвоить требования разных учителей, причем разных не только по тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия.
- так же в пятом классе они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им трудно пользоваться разумно своей свободой. Вследствие этого может произойти временное снижение успеваемости у некоторых учащихся, но высокий познавательный интерес и стремление хорошо учиться во второй четверти помогут восстановить привычную успеваемость, а может и улучшить ее.
Чем же вы родители можете помочь вашему подростку. Во-первых, конечно же, это оказание поддержки в его начинаниях стремлениях чаяниях и надеждах; переход на новый уровень взаимоотношений с подростком от указывающих, руководящих к взаимоуважающим. Так же необходимо быть в постоянном и тесном контакте с классным руководителем и учителями - предметниками, чтобы вовремя оказать помощь ребенку в возникших трудностях.
А сейчас пожалуйста оцените сами насколько ваш ребенок адаптировался к школе.
Анкетирование родителей
Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
Если согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”
Моему ребенку нравится учиться в школе.
Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.
Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
В классе у него много друзей.
Ему мало нравятся учителя в школе.
Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
Подсчитайте количество совпадений:
1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
Результаты диагностики учащихся в период адаптации
А сейчас я хотела бы вас ознакомить с результатами диагностики, которая проводилась в сентябре месяце 2015 года с учащимися 5 классов, целью, которой было, выявить насколько хорошо учащиеся 5 классов адаптировались к новым условиям обучения.
Результаты диагностики уровня школьной мотивации
Школьная мотивация играет большую роль в адаптации учащихся.
Результаты по определению уровня тревожности пятиклассников в период адаптации
Успешность адаптации зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Дети привыкшие к контролю учителя «вырываются на свободу», они больше предоставлены сами себе, уровень самостоятельности и самоконтроля повышается. По свидетельству физиологов в этом возрасте у большинства детей начинаются процессы гормональной перестройки в связи с этим происходит замедление темпа деятельности, снижается работоспособность. Дети чаще отвлекаются, могут становится невнимательными, раздражительными, неадекватно реагировать на замечания.
Общение со сверстниками выходит на новый уровень. Дети хотят чувствовать себя частью коллектива, быть признанными друзьями. Что часто приводит к в противостоянию с родителями, снижению авторитета родителей. Условия школьной жизни тоже заметно изменились:
-возрос темп работы;
-возрос объем работы в классе и объем домашнего задания;
-новые требования оформлению работ;
-увеличение числа предметов и учителей.
Сравнительная таблица о распределении учебной нагрузки
8 – 9 предметов
12 – 14 предметов
20 – 22 часа
25 – 27 часов
1 – 3 учителя
8 – 10 учителей
Все эти объективные и субъективные причины приводят к трудностям в процессе адаптации, который может длится от 1 до 6 месяцев.
В случае трудностей в процессе адаптации о них могут свидетельствовать признаки:
- усталый внешний вид;
-нежелание делиться впечатлениями о школе;
-нежелание выполнять домашние задания;
-негативные характеристики в адрес школы и учителей;
-жалобы на события , связанные со школой;
-беспокойный сон, вялость при пробуждении;
-постоянные жалобы на плохое самочувствие.
В случае не завершения процесса адаптации можно говорить о дезадаптации, неспособности приспособиться к новым условиям.
Таким образом, наша общая задача заключается в создании условий для успешного обучения пятиклассников. Родители должны интересоваться школьными делами, отмечать состояние школьника, при необходимости консультироваться с классным руководителем, сообщать ему о всех проблемах, которые возникают у ребенка. Очень важно сейчас помочь, поддержать детей , чтобы они смогли успешно учиться и развиваться в дальнейшем.
Новый статус пятиклассника может вызвать следующие реакции организма ребенка:
Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Родителям необходимо обратить внимание на слова, которые поддерживают и которые разрушают веру в себя:
Слова поддержки:
Слова разочарования:
Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Ты делаешь это очень хорошо.
Эта идея никогда не сможет быть реализована.
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Способы преодоления тревожности:
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
Помогите ему найти дело по душе.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для родителей пятиклассников
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Регулярно беседуйте с классным руководителем и учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.
Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию.
В заключение нашего собрания предлагаю вам один флештренинг, который называется «Мудрец и бабочка». (Показать флештренинг по притче «Мудрец»)
Притча Мудрец и бабочка
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
Похожая притча
Однажды люди шли тяжким путем по горам. Не было видно солнца днем и звезд ночью, тучи льнули к вершинам. Нашелся среди путников один, который назвался Проводником и повел их.
Путники истощились, выбивались из сил, часто падали, давно уже съели последний хлеб. И Проводник, чтобы ободрить, сказал: "Вон, видите ту гору? За ней конец пути". И упавшие ободрились, поднялись и снова пошли.
У горы, которой наконец достигли, Проводник сказал им: "Я ошибся. Конец пути за следующей горой". И они пошли к следующей горе. И Проводник сказал на вершине ее: "Я солгал вам, был вынужден это сделать, чтобы упавшие ободрились. Конец пути только за следующей горой".
И путники снова простили ему ложь. Потому что она помогала им идти.
Но наконец тяжесть разочарования стала невыносимой. И даже самые сильные пришли в отчаяние и легли на землю. Тогда Проводник сказал: "Вы не верите, что конец пути близок, потому что я много раз обманывал вас. Но теперь я не лгу и, чтобы вы поверили мне, готов лишить себя жизни". И он пошел к краю пропасти, чтобы броситься вниз. Но никто и теперь не нашел в себе сил ни остановить его, ни подняться.
"Люди, - сказал Проводник, видя это. - Простите меня. Я опять солгал вам. Конец пути еще очень далек. За самой дальней вершиной еще нет и половины пути".
И поднялся с земли один из спутников и сказал: "Ладно, веди. Я пойду". И еще один встал и сказал: "Я пойду тоже". И все сильные духом встали, решив лучше умереть в пути. А слабые духом остались и тем облегчили путь сильным.
А Проводник, бредя впереди, все не мог понять, отчего ложь о близком конце пути, которую воистину он готов был подтвердить своей смертью, не заставила людей ободриться. А правда о бесконечно еще далеком конце пути подняла людей и снова повела за ним. И вот они идут, и он не слышит ни слез, ни стенаний.
А вся правда была в том, что Проводник сам не знал, где он, конец пути. И будет ли он.
Похожая притча
По лесной дороге шёл путник. Одежда его было очень поношена, обувь – истоптана, а заплечный мешок – лёгок и тощ. На ходу он слегка прихрамывал, поскольку левый сапог немного тёр ногу. Было видно, что путник очень устал, но при этом торопится куда-то дойти до наступления ночи.
Наконец он дошёл до ручья, журчавшего рядом с дорогой, и присел отдохнуть. С облегчением снял сапоги, напился свежей воды и достал из котомки ломоть чёрного хлеба. Но не успел откусить и кусочка, как к нему подошёл оборванный нищий.
- Добрый человек! – привычно заныл бродяжка. – Не дай несчастной душе погибнуть от голода! Поделись со мной своим хлебом, и Бог тебя не оставит…
Путник молча разломил свой обед на две части и одну из них отдал нищему. Но как только тот взял в руки хлеб, лохмотья его превратились в белый хитон, а лицо просияло небесным светом и красотой.
- Ого! – закрываясь от света ладонью, промолвил мужик. – Слыхал я об этих штучках, но, каюсь, как-то не верил! Ты ангел, что ли?
- Ангел, - улыбнулся бывший бродяга. – И послан, чтобы тебя испытать.
- Ну и как, испытал?
- Испытал, и остался доволен. За твоё милосердие Бог тебя наградит. Скажи, чего ты желаешь – будет исполнено всё. Только не торопись, подумай как следует!
Путник задумался, а потом улыбнулся и покачал головой.
- Спасибо тебе, добрый ангел, и Богу спасибо. Только не нужно мне ничего.
- Как так не нужно?! – опешил ангел. – Ты что, ненормальный? Я же сказал – любое желанье, понимаешь – ЛЮБОЕ!
- Да всё я хорошо понимаю, только ведь всё у меня уже есть…
Ангел всплеснул руками.
- Ну, ладно, раз ты такой бестолковый, я сам тебе подскажу. Попроси богатства! Давай, я насыплю твой мешок полный золота!
- Не сердись, небесный посланник, - покачал головою путник, - да только ты сам маленечко бестолков. Как я такую тяжесть на горбу потащу? К ночи до дому не доберусь, а в темноте на дороге лихие люди шалят. И прирежут меня за Божий подарок…
- Так я тебя вместе с золотом вмиг до дому доставлю!
- Нет, - усмехнулся мужик. – Во-первых, жена пирог испечь не успеет, расстроится. А во-вторых, ежели у меня деньги объявятся, все подумают, что украл. Да к тому же и не умею я с ними… Не впрок мне будет богатство!
- А хочешь власти? Сделаю тебя старостой. Подумай, все будут тебя уважать, в пояс кланяться…
- Да меня и так уважают. А власть – не по мне. Сейчас я сам по себе, а тут обо всём селе думай! Говорю же я, не умею…
- Ну, хорошо, - согласился ангел. - Здоровья тогда попроси, долгой жизни!
- Да Бог и так не обидел, - почесал затылок прохожий. – Видишь, работаю, се́мью кормлю. Вот, с заработков домой возвращаюсь. А срок помирать так и эдак придёт, и перед смертью всё равно не надышишься.
- О детях подумай! Для них попроси в жизни удачи!
- Если сами будут не дураки, то и удача будет. А начнут кривыми путями ходить, и твоя помощь будет не впрок.
- Экий ты бестолковый! – сердится ангел. – Хоть подарков для семьи закажи!
- А есть у меня! – обрадовался мужик. – Вон, деткам по прянику, а жене так новый платок!
Плюнул ангел с досады и отвернулся. А путник подумал-подумал, и говорит:
- Слушай, родимый, а знаю я, чего попросить!
Ангел от радости встрепенулся. А мужик говорит:
- Сделай, родимый, так, чтоб мне сапог ногу не тёр! А то вовсе извёл, проклятый, а мне ещё идти да идти!
Засмеялся ангел – и выполнил желание путника. А потом, не говоря ничего, от себя добавил на всю жизнь и ему, и детям счастья и радости в жизни. Да таких счастья и радости, которые ни от богатства, ни от власти, ни даже от здоровья совсем не зависят. Небесных счастья и радости.
А впрочем, они у мужичка уже были.
Благодарю за прочтение! Если понравилось – ставьте «лайки», заходите в гости, подписывайтесь на канал.
Читайте также: