Притча о первых и последних местах

Обновлено: 14.11.2024

Многое Иисус Христос говорил иносказательно, сообщал в притчах.

Это было необходимо, потому что люди того времени не могли постичь истинный смысл сказанного.

Вот и приходилось тогда прибегать к языку символов, в надежде на то, что придет время, когда тайное станет явным, когда человек, наконец-то, сможет понять то великое, что скрывается в простых притчах.

Притча о работниках виноградника

Об этой притче, что рассказал Иисус Христос сказано в начале 22 главы Евангелия от Матфея.

Хозяин дома решил «нанять работников в виноградник свой».

Отсчет часов в Израиле начинался с восходом солнца, так что для того, чтобы примерно знать наше время, следует прибавить время его восхода, что соответствует 6 часам.

Начал их нанимать ранним утром, затем нанимал около третьего, шестого и девятого часа, а завершил прием на работу около одиннадцатого часа.

С каждым он договаривался, что заплати за работу один динарий. Эта плата, которую получал в то время за день римский легионер.

Через час после последнего приема на работу рабочий день завершился, и хозяин стал расплачиваться с работниками.

«Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых».
«И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
и, получив, стали роптать на хозяина дома
и говорили: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной».
Он же в ответ сказал одному из них: «друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?»
Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных». Евангелие от Матфея 20 глава 20.9-16.

Истинный смысл притчи

Этой притчей Иисус Христос рассказал о Царствии Небесном, о награде, которую получит каждый праведник, который в День Страшного Суда будет спасен и сохранен в раю.

«Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой» Евангелие от Матфея глава 20.1.

Главная и единственная цель каждого из нас – спастись и сохраниться в раю, попасть в Царствие Небесное, достичь жизни вечной.

Только к этому следует стремиться, только этой награды стоит просить у Бога.

На пути к этой цели одни из нас совершают большие, великие дела, другие малые.

Кто-то совершает подвиг, кто-то просто живет в ладах со своей совестью и в соответствии с заповедями Божиими.

Похожая притча

Хозяин виноградника, встав рано,
Пошёл себе работников нанять.
Стоят большие на сегодня планы:
Лозу обрезать надо, подвязать.

И вот уже едва заря зарделась,
Пришёл на площадь он людей искать.
Всех, кто желание имел и смелость,
Чтоб поработать, стал он приглашать.

Договорившись с ними за динарий,
Послал их в виноградники свои.
Понятен был для них и прост сценарий:
День отработал – деньги получи.

Затем хозяин вышел где-то в девять,
На торжище, увидев праздных он,
Сказал им: „ Коль вам нечего здесь делать,
Идите быстро в виноградник мой.

И что за труд ваш следовать вам будет -
Получите, поверьте мне, сполна.”
Пошли они работать, хоть и труден,
Их путь под солнцем был, кругом жара…

Ещё и в полдень выходил хозяин,
И всех, кого он видел, призывал.
А также в три часа людей он нанял,
Оплату всем на совесть обещал.

И вот уже в последний раз он вышел,
Рабочий день уж подходил к концу.
И вновь он разговоры праздных слышит:
„Никто не нанял нас…и поздно уж… к чему…”

Сказал и им: „Идите в виноградник,
Работайте и я вам заплачу.
Поверьте мне, друзья, вас не обижу,
Я говорю серьёзно, не шучу…”

Пошли они, хотя и с неохотой,
И принялись работать, как и все.
„Всего лишь час… уже, хотя – бы, что – то … ” -
Роились у них мысли в голове…

Когда же наступил прохладный вечер,
Слугу послал хозяин заплатить.
Работниками был радушно встречен -
Настал момент всем деньги получить.

Начав с „последних”, всем дал по монете,
Все взяли по динарию они.
„Последние” запрыгали, как дети,
И кланялись хозяину земли.

Но „первые”, увидев, возроптали:
„За час работы, то же, что и нам!?
Мы целый день под зноем угорали,
О, как не справедлив хозяин к нам!”

„Друзья, и чем же я вас так обидел?
Ведь за динарий был наш договор.
Возьмите же своё, с добром идите.
От доброты моей завистлив стал ваш взор.

Не властен ли я дать „последним” то же,
Что дал всем вам, пришедшим поутру?
Для вас их труд, быть может, и ничтожен,
Я столько же, как вам, им дать хочу.”

Запомни, друг, кто сколько б ни трудился -
Награда одинакова для всех.
Коль ты из „первых” – стажем не хвалися,
И „первых”, и „последних” ждёт успех.

Иисус Христос сегодня призывает
В Свой виноградник всех людей земли.
Пришедших всех спасеньем одаряет,
Прощенье дарит, вечный свет любви!

Похожая притча


Загадка № 1
«Почему их притчей учишь?» –
Был к Учителю вопрос.
Знаешь ли слова ответа?
Что ответил им Христос?

Загадка № 2
Тайны в них,
Но знать чтоб их,
Нужно быть
Средь избранных.


Загадки на притчи упоминаемые в одном Евангелии

Загадка № 3
Имел немало он жемчужин,
Но вот, найдя ещё одну,
Решил продать всё, что имел он.
Причиной что было тому?

Загадка № 4
Разделил судья народы
И причину им назвал.
«Мы не делали такого» –
Кто, скажи, так отвечал?

Загадка № 5
Постился два раза в неделю,
Всю десятину отдавал.
Не грешник был, но почему-то
Оправдан меньше, чем желал.

Загадка № 6
Ему простили, он не стал.
О ком же притча? Ты узнал?

Загадка № 7
Двух сыновей имел отец,
И виноградник был,
Но кто работал в нём, скажи?
А кто про всё забыл?

Загадка № 8
Взяли светильники, вышли навстречу,
Но не у каждой был масла запас.
Сколько их было? Зачем они вышли?
И чем завершился Иисуса рассказ?

Загадка № 9
Пять одному, другому два,
А третьему один.
Что дал, кому и почему
Из притчи господин?
И если помнишь, расскажи,
Чем недоволен был,
Ведь всё, что дал тогда он им,
Обратно получил?

Загадка № 10
Поле засеял один человек
Лишь одною пшеницей,
Но поспела не только она,
Что же могло случиться?

Загадка № 11
Рано утром он выходит,
Чтоб работников нанять.
По динарию за труд их
Обещает им он дать.
Те, конечно, согласились.
Справедливая цена!
Но при выплате роптали,
Стала плата вдруг мала.

Загадка № 12
Заботился только о том,
Куда урожай весь собрать.
Не думал хозяин добра,
Что больше добра не видать.
Беречься чего притча учит,
И как нужно нам богатеть?
Коль знаешь притчу Иисуса,
На эти вопросы ответь.

Загадка № 13
В винограднике одном
Смоковница росла.
Три года не было плодов –
Срубить её пора!
Но вот вступился за неё
Работник: «Подожди!
Дай год заботиться о ней,
Чтоб принесла плоды,
И если не найдёшь плодов –
Бесплодную сруби.»
Не о деревьях тот рассказ,
А о судьбе людей.
Что нужно сделать было им,
Как можно поскорей?

Загадка № 14
На ужин звали их большой,
Но каждый, будто сговорившись,
Нашёл причину не идти,
В делах своих порывшись.
Мол, извини нас, мы не можем.
У нас дела, а так бы – да!
А ты припомнишь те причины,
И кто поужинал тогда?

Загадка № 15
Башню чтобы построить,
Нужно всё подсчитать,
Иначе рискуешь в народе
Причиной для смеха ты стать.
Если ты царь и войною
Вздумал идти, торопясь,
Что же будет с тобою?
Не потеряешь ли власть?
Что по словам Иисуса
Нужно прежде понять
Тем, кто решает поспешно,
На путь ученичества встать?

Загадка № 16
Свечу зажигает, комнату метёт.
Ищет не мусор – что она найдёт?
Пригласит подружек и соседок в дом
Радоваться с нею тщательным трудом.

Загадка № 17
Ему закололи телёнка,
Хотя он о том не просил.
В одежды его нарядили,
И перстень отца получил.

Загадка № 18
Копать не мог,
Просить стыдился.
Как выжить без работы
Умудрился?

Загадка № 19
Желал он крошками питаться,
Что упадут у богача,
Но у ворот его валялся,
Так жизнь свою влача.
Одно лишь было утешенье –
Что навещали часто псы
И струпья псы его лизали.
О ком рассказ? Узнал ли ты?

Загадка № 20
Людей не стыдился,
Бога не боялся.
Но стала докучать –
Взял да и сдался.

Загадка № 21
Мину хранил, завернувши в платок,
Вместо того, чтоб пустить в оборот.
Мину кому отдали его,
И сколько их было в притче всего?

Загадка № 22
В полночь к другу он стучится,
Тот не хочет открывать,
Но товарищ не уймётся.
Что придётся всё же дать?

Загадка № 23
В море закинули, рыбу поймали,
Но не закончен на этом был труд.
Сели на берег, в сосуды собрали,
Но только не всё. Что не берут?

Загадка № 24
Сперва не видать, потом еле видно,
Но станет заметно оно всё равно.
Вначале бросают, потом собирают.
Подобием стало оно для чего?

Загадка № 25
Коль услышат стук – откроют.
Этой ночью не до сна!
Господин сейчас вернётся,
Задержался допоздна.
Если притчу угадал ты,
И коль знаешь про кого,
Что он сделает тем слугам,
Если встретят те его?

Загадка № 26
«Пойди скорей, садись за стол!» –
Не скажите ему,
Когда придёт с работы он
Уставший ко двору.
Напротив, скажите: «Давай!
Служи мне за столом!
Когда поем, и ты поешь,
А там и крепкий сон.»
Не станешь ты благодарить
За всё, что сделал он,
Ведь сделал всё, что должен был,
В пример был приведён.

Загадка № 27
Что нашёл на поле он,
Но найдя то, закопал?
Продал всё, что он имел,
Покупать то поле стал.

Загадка № 28
Кому поручил раздавать меру хлеба
Служанкам и слугам один господин?
И знаешь какая его ждёт награда,
Если он верно за этим следил?

Загадка № 29
В число наёмников проситься
Задумал он тогда всерьёз,
Но получилось всё иначе.
Поведал нам о ком Христос?

Загадка № 30
Ночью сеет семена,
Недобры его дела.

Загадка № 31
Их соберите, свяжите, сожгите,
Ну а её вы, собрав, уберите.

Загадка № 32
Отца государем в притче назвал.
Кто он такой? Его ты узнал?

Загадка № 33
Чтоб негодным быть рабом,
Что нам сделать с серебром?

Загадка № 34
Двое прошли, не помогли.
Третий помог. Узнать его смог?

Загадка № 35
Если дружба не поможет,
Хлеб достать он с нею сможет.

Загадка № 36
Что бросают в печь тогда,
Если это не дрова?

Загадка № 37
Воздаст по делам каждому он,
Так как он чтит божий закон.

Загадка № 38
О первых с последними
Он рассказал
В притче своей.
В какой? Угадал?

Загадка № 39
В какой одежде быть должны,
Коль вы на пир приглашены?

Загадка № 40
Позвать позвали,
Да не избрали.

Загадка № 41
Взявши светильник, масло возьми,
Иначе за дверью останешься ты.

Загадка № 42
То не проґпил, сохранил.
Всё равно наказан был.

Загадка № 43
Праведным тогда назвал
Лишь того, кто помогал.

Загадка № 44
В винограднике растёт,
Виноград не принесёт.

Загадка № 45
Землёй, волами и женой
Прикрывали свой настрой.

Загадка № 46
Каждый думал, только он
Был замешан в деле том,
Что ему лишь одному
Оказал услугу ту.

Загадка № 47
Порой лишь те, кому простили много,
Нас любят больше, чем других сердца.
То стало явно за одним обедом,
Что сделал фарисей? Что грешница?

Загадка № 48
Оно, упавши в землю, руку покидая,
Приносит плод, лишь умирая,
А коли не умрёт оно,
Останется лежать одно.

Загадка № 49
Дом был убран, но свободен,
Для кого он стал пригоден?

Загадка № 50
По безводным по местам
Ходит. Ищет, что он там?

Загадка № 51
Тесны одни, другие широки.
Тот узок, этот же широк.
Но в чём отличие ещё?
Запомнить это смог?

Загадка № 52
Коль зван на брачный пир – иди,
Но помнишь ли совет?
Какое место там занять?
Ну а какое нет?

Загадка № 53
Если друг богач иль брат –
Нет ему средь званных места.
Для кого же этот пир?
Перечисли, интересно.

Загадка № 54
Если стоит на горе, не укрыться
Ему от людей, хоть они далеко.
Так же и добрым делам не сокрыться,
Увидеть их так же будет легко.

Загадка № 55
С виноградною лозою
Он себя сравнил.
Кто же был тот виноградарь?
Кто её растил?
Если ветвь растёт бесплодной –
Отсечёт, сожжёт.
Коль приносит плод – очистит –
Больше принесёт.

Загадка № 56
Голос его они узнают,
Если чужой позовёт – убегут.
Имя он знает каждой из них,
Никто не похитит из рук его их.

Загадка № 57
Хоть тесны врата, но нужно
Подвязаться в них войти.
Быть медлительным опасно.
Почему же? Расскажи.

Загадка № 58
Царству Небесному если научен,
Станет подобен хозяину он.
Знаешь откуда старое с новым
Хозяин выносит в сравнении том?

Загадка № 59
Сильный с оружием дом охраняет,
И безопасно именье его.
Но есть и тот, кто именье разделит,
Оружие всё отняв от него.

Загадки на притчи упоминаемые в двух Евангелиях

Загадка № 60
Их было сто, одна пропала,
Но для кого дороже стала?

Загадка № 61
В три меры чего положили её,
Нам интересно мненье твоё?
Скажи, если помнишь, что стало потом,
Если, конечно, ты с притчей знаком?

Загадка № 62
Дождь пошёл, разлились реки,
Дом стоит – всё нипочём.
Почему не пошатнулся?
Кем построен этот дом?

Загадка № 63
Дом построить на земле
Не советует тебе.

Загадка № 64
Сучку не место в глазе брата,
Ему спешим мы помогать,
Но не спеши, сначала надо
Из своего нам что достать?

Загадка № 65
Не веселит их игра на свирели,
Под песни рыдать не хотят.
Скажи, у кого поведенье похоже
На эти игры ребят?

Загадки на притчи упоминаемые в трёх Евангелиях

Загадка № 66
Коль хочешь сберечь одно и другое,
Что не подходит, когда молодое?

Загадка № 67
Хоть зерно и небольшое,
Но коль вырастет оно,
Будет больше, и укрытьем
Станет, знаешь, для кого?

Загадка № 68
Трёх слуг посылал одного за другим,
Но их избивали, и послан был сын.
Сына ж убили, выведя вон.
«Не будет наследником – думали – он.»
Куда посылал своих слуг господин,
И что будет с теми, убит кем был сын?

Загадка № 69
Зажегши, её не скрывают сосудом
И не несут её под кровать.
Она для того, чтоб светло было в доме,
Иначе зачем же её зажигать?

Загадка № 70
Почему заплатки ставить,
Нужно тоже ум иметь.
Что учитывать нам надо,
Чтоб одежде уцелеть?

Загадка № 71
Вышел сеятель и сеет
Семя доброе своё,
Но не каждое в итоге
Станет радовать его.
Почему так получилось,
Что одно вдруг не взошло?
То засохло, то заглохло,
Это ж плод свой принесло?

Загадка № 72
«Как поймёте мои притчи,
Если эту не понять?» –
Иисус спросил, а после
Что им начал объяснять?

Загадка № 73
Близко лето, если те
Это делают везде.

Загадка № 74
Под сосуд и под кровать
То не ставят постоять.

Загадка № 75
Увидев его, не постыдились,
Напротив, убить его сговорились.

Загадка № 76
Царство, город, дом ли то
Опустеет, если что?

Загадка № 77
Если она потеряет вдруг силу,
Её не вернуть, ни к чему не годна,
Разве что кинуть людям под ноги.
О чём же Иисуса были слова?

Похожая притча

Давайте вместе попытаемся понять ее смысл. Фраза действительно довольно интересная. Встречается она трижды. Дважды у Матфея (19:30, 20:16) и один раз у Марка (10:31). Два евангелиста приводят ее как ответ на вопрос Петра: что нам будет за то, что мы оставили всё ради Тебя? И один раз эта фраза завершает притчу о работающих в винограднике.

Мне очень нравится эта притча. Она показывает, что людские представления о Боге, который здесь выступает в качестве хозяина виноградника, не всегда верны. Мы думаем, что Он поступит так, а Он поступает иначе. И еще она показывает, что у Бога милосердие, милость, щедрость, стоит выше справедливости.

Хозяин виноградника собрал работников и договорился с ними о плате в один динарий, и кто-то начинает работать с утра, кто-то позже, а кто-то работает всего один час. Все начинают получать плату. Причем, первыми идут за платной те, кто пришел позже всего. И они получают динарий. А работавшие весь день, видя это, начинают почему-то думать, что получат больше. И когда и им достается динарий, ропщут (ты сравнял нас, перенесших тяготы дня с этими, которые проработали один час). На что получают ответ: "друг, не за динарий ли ты договаривался работать? Я же не обманул тебя. Или ты завидуешь? Или я не могу поступать как хочу?"

Здесь заложено много смыслов. Это и зависть людей к другим, и ропот на Бога, который свершая милость другим, тем как бы обделяет праведников (или тех, кто мнит себя праведниками). И то, что у Бога милость стоит на первом месте, и то, что мы можем заблуждаться относительно того как поступит Творец с нами и нашими ближними.

Что значит "многие первые будут последними, а последние первыми"? Возможно здесь указание на еврейский народ, получивший знание о приходе Мессии, ждавший приход Мессии, и не узнавший Его.

И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, . за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк 19:41-44)

Возможно, это касается и Церкви христовой. Помните, что Он ответил ученикам, когда они решали: кто из них больше? Он отвечает им, в том же ключе: "кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою" (Мк 9:33-35) По сути, это тот же самый посыл, тот же самый смысл. И о Христе мы читаем: "камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла"(Мф 21:42). По всем известным мне толкованиям, под этим камнем, отвергнутом строителями, понимается Христос - отвергнутый своими.

Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин 1:11,12)

Поэтому надо быть крайне осторожным в своих суждениях о ближних. Протестантам и православным не стоит превозноситься друг над другом. Мы не знаем, как распорядится хозяин виноградника, когда будет распределять свои дары, как не стоит превозноситься и над иудеями, и над мусульманами и неверующими. Не над кем не нужно превозноситься. Хотя это проще сказать, чем сделать.

Хотя грех обличать, безусловно, можно и нужно. А превозноситься, думая, что я лучше того, кого, чей грех я обличаю - не нужно. Потому что, как говорят святые, за превозношение и самомнение Бог попускает людям падать. А это может быть очень больно. Можно оказаться на месте того, кого ты сегодня обличаешь, и над кем по неразумию своему превозносишься. В итоге он может оказаться первым, а ты будешь последним.

Читайте также: