Андрей платонов написал социальную притчу

Обновлено: 14.11.2024

Это повесть, законченная Платоновым в апреле 1930-го, но увидевшая свет лишь в июне 1987-го, вряд ли вообще предназначалась автором для публикации. Мне показалось, что "Котлован" - некий крик души, облеченный в экспериментальную литературную форму.

Почему крик души – понятно, учитывая, что творилось в СССР в те годы, когда город перешиб хребет деревне. Судя по "Котловану", Платонов воспринял это как личную катастрофу, в отличие от большинства городских жителей, которые уничтожение крестьянства даже не заметили. Собственно, повесть рассказывает именно о таких индивидуумах, начисто лишенных мозга: группа какого-то трудящегося отребья копает котлован, чтобы построить огромный дом для трудового народа, но, не доведя дело до конца, герои направляются в деревню, чтобы разорить ее дотла ради будущего счастья человечества. В отличие от постройки дома, с деревенским погромом проблем у них не возникло. Дом эти уроды не построили, крестьянство уничтожили, а девочка, которая болталась с ними в качестве символа "светлого будущего" – заболела и умерла. Вот ваше будущее, идиоты! – примерно таково обращение автора к читателю содержится в "Котловане".

В Википедии повесть охарактеризовали как антиутопию, сатиру, философский гротеск, социальную притчу… Все перечисленное к этому произведению вряд ли подходит. Иосиф Бродский отнес "Котлован" к сюрреализму в литературе – вот с этим, пожалуй, можно согласиться.

Платонов создал чисто кафкианских персонажей, чья жизнь состоит из абсурдных поступков и соответствующих разговоров. Все что происходит в повести с людьми, мало напоминает реальность. Собственно, коллективизация тоже словно вылезла из мира Кафки. Но в жизни уничтожение деревни было трагедией, а в повести Платонова трагедия растворилась в сплошном абсурде. И не в последнюю очередь это произошло из-за особого языка, которым написана повесть. Он совсем не похож на своеобразный стиль Платонова, который можно встретить в более раннем "Сокровенном человеке" или в более позднем "Ювенильном море". Здесь сознательно использован язык, который я бы назвал "корявым русским".

Трудно сказать, почему автор поступил таким образом. Возможно, писатель решил, что, описывая этих уродов, он не вправе использовать язык нормальных людей. Наверное, такой подход логичен, и о персонажах, которые изображены в "Котловане", надо рассказывать на адекватном этим героям языке, но как быть читателю с таким текстом? Ведь продраться сквозь платоновские словесные изгибы и загогулины практически невозможно. Данный текст больше переводишь, чем читаешь. И в процессе этого не сильно увлекательного занятия просто перестаешь понимать, что там вообще происходит.

Я думаю, что в настоящее время "Котлован" – чисто филологический продукт. Пиршество для литературоведческих гурманов. Обычным любителям русской прозы ловить в этой повести нечего, но для среднестатистического филолога повесть как манна небесная: "Чиклин подошел к Козлову и спросил у него про все"; "Вызываю вас, товарищ Вощев, соревноваться на высшее счастье настроенья!"; "Козлов упал назад от ужаса, потеряв на минуту желание наибольшей общественной пользы"; "Сафронов произнес во рту какой-то нравоучительный звук…"..

К счастью, для читателей, не отягощенных филологическим образованием, есть и другой Платонов – автор "Сокровенного человека", "Ювенильного моря" и "Чевенгура". Это разные произведения, но их объединяет принадлежность именно к русской литературе, чего не скажешь про "Котлован".

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1929 – апрель 1930 гг.

История создания – Работу над произведением А. Платонов завершил в 1930 г. Тема, идея его были продиктованы историческими событиями первой половины ХХ века. Долгое время повесть распространялась только в самиздате. В СССР её впервые опубликовали в 1987 г.

Тема – Главные темы – строительство нового «идеального» общества, коллективизация.

Композиция – По смыслу произведение можно разделить на две части: городскую, посвящённую копанию котлована, и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр – Повесть.

Направление – Антиутопия.

История создания

Повесть А. Платонова «Котлован» была создана в смутные времена перехода от старого к новому. Не все методы «строительства» нового общества были гуманными, не все перемены были обоснованными. Писатель попытался разоблачить их сущность. Так появилось анализируемое произведение.

Цензура не допустила повесть к печати, поэтому долгое время она распространялась в самиздате. Однако даже за хранение таких брошюр жестоко наказывали. В одной из машинописных версий самиздата А. Платонов указал период работы над повестью – декабрь 1929 – апрель 1930 г. Большинство исследователей жизни и творчества писателя считают, что произведение было написано раньше. Упомянутые же даты указывают на период пика коллективизации. В критике можно найти разные отзывы о повести, все зависит от того, когда они были написаны.

В СССР «Котлован» напечатали в 1987 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных -

Анализируемая повесть – обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.

Тема повести – строительство нового «идеального» общества, коллективизация. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др. Основа проблематики – социальные перемены и вечные моральные ценности.

В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода. Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег в большой яме. Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.

Вощев остаётся с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.

Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Её образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят. На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь

Сюжет произведения, символическое значение образов – ключ к смыслу названия повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.

В повести можно выделить внутренний конфликт – чувства людей, находящихся на «острие перемен» и внешний – столкновение старого и нового.

Похожая притча

Антиутопическая повесть «Котлован» Андрея Платонова была написана 1930 году. В основе сюжета лежит идея постройки «общепролетарского дома», который станет началом целого города «счастливого будущего». Используя философский, сюрреалистический образ, гротеск и жесткую сатиру на СССР времен коллективизации и индустриализации, Платонов обнажает острейшие проблемы того времени, показывая бессмысленность и жестокость тоталитаризма, невозможность прийти к светлому будущему путем радикального уничтожения всего старого.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием «Котлована» по главам, что поможет узнать сюжет произведения и подготовиться к проверочной работе по русской литературе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы - 36 лет.

Главные герои

Похожая притча

В первой половине ХХ века за антисоветские, антикоммунистические идеи серьёзно наказывали, поэтому писатели пытались скрыть их за символическими образами. К этому приёму обратился и А. Платонов, создавая повесть «Котлован». Ученики изучают её в 11 классе. Если не учитывать смысл, скрытый между строк, читается произведение нелегко. Облегчить подготовку к уроку, посвящённому «Котловану», поможет анализ произведения, который мы предлагаем в этой публикации.

Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткое содержание

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода» по причине «роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда» . Он ощущал сомнение в своей жизни, «не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира» , поэтому пошел в другой город. Прогуляв весь день, вечером мужчина забрел на пустырь и уснул в теплой яме.

В полночь Вощева разбудил косарь, который отправил мужчину спать в барак, потому что эта «площадь» «скоро скроется навеки под устройством» .

Утром в бараке Вощева разбудили мастеровые. Мужчина объясняет им, что его сократили, а без знания истины он не может работать. Товарищ Сафронов соглашается взять Вощева копать котлован.

В сопровождении оркестра рабочие пошли к пустырю, где инженер уже все разметил для строительства котлована. Вощеву дали лопату. Землекопы начали усердно работать, самым слабым из всех был Козлов, который делал меньше всех работы. Работая с остальными, Вощев решает «кое-как жить» и умереть неразлучно с людьми.

Инженер Прушевский, разработчик проекта котлована, который должен стать «единственным общепролетарским домом вместо старого города» , мечтает, что «через год весь местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом» .

Утром к землекопам приезжает председатель окрпрофсовета товарищ Пашкин. Увидев начатый котлован, он отметил, что «темп тих» и надо повышать производительность: «Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете» . Вскоре Пашкин прислал новых рабочих.

Козлов решает перейти на «общественную работу» , чтобы не трудиться на котловане. Сафронов, как самый сознательный из рабочих, предлагает поставить радио «для заслушанья достижений и директив» . Жачев ответил ему, что «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио» .

Чиклин приходит к кафельному заводу. Зайдя в здание, он находит лесенку, «на которой некогда его поцеловала хозяйская дочь» . Мужчина заметил дальнюю комнату без окон, где на земле лежала умирающая женщина. Рядом сидела девочка и водила по губам матери коркой лимона. Девочка спросила у матери: умирает она «оттого, что буржуйка или от смерти» ? Мать ответила: «мне стало скучно, я уморилась» . Женщина просит девочку никому не говорить о ее буржуазном происхождении.

Чиклин целует умирающую женщину и «по сухому вкусу губ» понимает, «что она та самая» девушка, которая поцеловала его в молодости. Мужчина забирает девочку с собой.

«Пашкин снабдил жилище землекопов радиорупором» , из которого постоянно раздаются лозунги-требования. Жачеву и Вощеву «беспричинно стыдно от долгих речей по радио» .

Чиклин приводит девочку в барак. Увидев карту СССР, она спросила о меридианах: «что это такое – загородки от буржуев?» . Чиклин ответил утвердительно, «желая дать ей революционный ум» . Вечером Сафронов начал расспрашивать девочку. Она рассказала, что не хотела рожаться, пока к власти не пришел Ленин, так как боялась, что ее мать будет буржуйкой.

Через некоторое время, когда землекопы нашли сто спрятанных впрок крестьянами гробов, два из них Чиклин отдал девочке – в одном сделал ей постель, а другой оставил для игрушек.

«Маточное место для дома будущей жизни было готово; теперь предназначалось класть в котловане бут» .

Козлов теперь председатель главкома кооператива, он «стал сильно любить пролетарскую массу» . Пашкин сообщает мастеровым, что надо «начать классовую борьбу против деревенских пней капитализма» . Для организации колхозной жизни рабочие отправляют Сафронова и Козлова в деревню, где их убивают. Узнав о случившемся, в деревню приезжают Вощев и Чиклин. Сторожа ночью трупы товарищей в зале сельсовета, Чиклин засыпает между ними. Утром в зал сельсовета пришел мужик обмывать трупы. Чиклин принимает его за убийцу товарищей и избивает до смерти.

Чиклину привозят записку от девочки со словами: «Ликвидируй кулака как класс. Да здравствует Ленин, Козлов и Сафронов. Привет бедному колхозу, а кулакам нет» .

Утром Настю привозят в деревню. Чтобы найти всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя – «самого угнетенного батрака» , который «работал даром на имущих дворах, а теперь трудится молотобойцем на колхозной кузне» . Медведь знал, в какие избы идти, так как помнил, у кого служил. Обнаруженных кулаков загоняют на плот и отправляют по реке.

На Организационном Дворе «заиграла призывающая вперед музыка» . Приветствуя приход колхозной жизни, люди начали радостно топтаться под музыку. Народ не переставая плясал до ночи, и Жачеву пришлось опрокидывать людей на землю, чтобы они отдыхали.

Утром народ отправился к кузнице, где работал медведь. Узнав о создании колхоза, молотобоец начинает работать с еще большим энтузиазмом. Чиклин ему помогает, и в трудовом порыве они не замечают, что только портят железо.

«Члены колхоза сожгли весь уголь в кузне, истратили все наличное железо на полезные изделия, починили всякий мертвый инвентарь» . После марша на Организационном Дворе Настя сильно заболела.

Пришла директива, в которой говорилось, что активист является врагом партии и его отстраняют от руководства. В расстройстве он забирает отданный Насте пиджак, за что Чиклин бьет его кулаком, и тот умирает.

Елисей, Настя, Чиклин и Жачев вернулись к котловану. Придя на место, они увидели, «что весь котлован занесен снегом, а в бараке было пусто и темно» . К утру Настя умирает. Вскоре приехал Вощев со всем колхозом. Увидев мертвую девочку, мужчина недоумевает, он «уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении» .

Узнав, что мужики хотят записываться в пролетариат, Чиклин решил, что необходимо рыть еще больший котлован. «Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю; все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована» . Жачев отказался помогать. Сказав, что теперь ни во что не верит и хочет убить товарища Пашкина, он уполз в город.

Чиклин вырыл для Насти глубокую могилу, «чтоб ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли» , и подготовил особую гранитную плиту. Когда мужчина нес ее хоронить, «молотобоец, почуяв движение, проснулся, и Чиклин дал ему прикоснуться к Насте на прощанье» .

Другие персонажи

А ещё у нас есть:

для самых любопытных -

Похожая притча

Чужой компьютер

Аудиокниги "ГРАММОФОН"

вернуться к странице

Аудиокниги "ГРАММОФОН" запись закреплена

Заключение

В повести «Котлован» Андрей Платонов раскрывает конфликт между личностью и историческими реалиями. Автор мастерски изображает душевное беспокойство и постоянный поиск героями истины в новых обстоятельствах – когда старое уже разрушено, а новое еще не создано. Смерть Насти является развенчанием светлых надежд всех тех, кто копал котлован: ребенок, символ будущего, умер, а значит строить его теперь некому.

Краткий пересказ «Котлована» Платонова описывает только ключевые моменты произведения, поэтому для лучшего понимания повести советуем прочесть ее в полном варианте.

Композиция

Анализ «Котлована» стоит продолжить характеристикой композиции. По смыслу произведение делится на две части: городскую, посвященную копанию котлована, и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Такая организация не случайна. Она основана на речи Сталина, произнесённой зимой 1929 г. В ней особое внимание обращалось на проблему «противоположности между городом и деревней».

Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр произведения – повесть, направление – антиутопия. О том, что это повесть, свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объём. Признаки антиутопии: автор показывает, что идеи. провозглашаемые властью, реализовать невозможно.

Читайте также: