Ад и рай в душе притчи

Обновлено: 22.12.2024

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

Похожая притча

Ветхий Завет не знает современного понятия «ад». Набитый грешниками и чертями. Где вторые заняты приготовлением первых (до хрустящей корочки). Меню Сатана не утверждает, с каким именно бешамель подать насильника или клятвопреступника, еретика или мелкого воришку.

Ветхий Завет и Новый не знают такой локации. Первоисточники ранних христиан однозначно называют «ад» (преисподнюю) — могилой или пустынной землей, смерть — сном. Чтобы расставить все свечки поминальные в заблуждениях отцов Церкви — в оборот придется брать тексты Нового Завета. На которых построили жуткую картинку «мучений душ» хитрые путанники в сутанах.

Путаный след .

Анализировать придется понятия: «бессмертие души», «муки в аду» и «блаженство в раю». Об этом в первую голову талдычат почти все христианские церкви. Как выясняется… крепко соврамши. Краеугольный камень этой мистификации (и фальсификации) — притча о богаче и Лазаре. Кого не спроси, оттарабанят: Лазарь после смерти попал в рай, а богач — в ад.

Пусть. Тогда это какая-то очень поздняя вставка. Потому что, теологическая концепция этого эпизода полностью противоречит тексту Библии. Согласно ветхозаветному Писанию, все люди (грешники и праведники, даже герои веры Божьи Пророки) попадали в «шеол-ад». Там «спали» крепким сном. Можно еще больше огорошить Читателя: понятие «небесный» рай в том же Ветхом Завете отсутствует как таковое. Совсем и бесповоротно.

Как ответят на это припертые к стенке официальные служители культа? По-разному, но будут извиваться ужаками под вилами. Могут сказать самое популярное толкование: небесный рай в ветхозаветное время был закрыт (на ремонт, ага). Только Иисус своей жертвенной смертью и воскресением распахнул туда ворота.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Хорошо, голову включаем. В эпизоде с Лазарем — Иисус был живехонек, на минуточку. В тот день ворота Рая были еще не открыты, краска только сохнуть начинала… Получается, два фигуранта притчи попали в старое душехранилище, ветхозаветное еще. И…? Там были два отделения? Палата для праведников и пыльный чулан для грешников? Выходит так, если верить такой богословской теории.

Потом она усложняется, кстати. Доводя ситуацию до полного искажения слова Священного Писания. Иисус (якобы) после смерти сошел в ад. Тех, кто там спал, разбудил. Затем зевающей публике проповедовал. Неких праведников забрал в открывшийся благодаря Его смерти — небесный рай. Непокорным грешникам разрешив вернуться в их «чулан», специальное отделении ада. Как на самом деле стоит правильно читать этот эпизод: милости прошу сюда .

«Лазарь и богач» ,

чуть сокращенное содержание, авторство Луки:

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон (самая драгоценная ткань античности) и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесён был Ангелами на «Лоно Авраамово».
Умер и богач, и похоронили его. И в «аде», будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».
(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Прежде чем заняться текстом, нужно помнить: все христианские конфессии именуют этот рассказ Иисуса — притчей . Всё верно. Во все времена (и Христа тоже) так назывался литературный прием с применением иносказания: фигур речи, аллегорий, метафор. Намеренно или нет, но многие богословы раннего христианства отнеслись к эпизоду… буквально. Аргументация была нужна для оформления доктрин «ада» и «рая». Причем срочно… Чтобы отлипнуть от иудейства. Именно такую проблему решали. Огрызались во все стороны, доказывая: христианство — не течение иудаизма, не его ересь…

Говорили примерно так (на Вселенских Соборах): Иисус нам описывает мучение в аду богача, значит — в аду люди страдают. Кто мы такие, чтобы не верить Спасителю?

Логично. Только попахивает поверхностным анализом, не сказать — подменой смыслов. Если рассказ о богаче и Лазаре — реальность, тогда абсолютно все там происходящее — явь. Но если это «притча», тогда-таки ой… С ее помощью Бог (в виде метафор) хотел донести до слушателей какую-то важную весть. Самое удобное в серьезном анализе — это правильно формулировать вопросы. К «Лазарю и богачу» их несколько…

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Где находится «лоно Авраамово»:

на небе, под землей, в неком третьем измерении? Помним, что «врата Рая» еще не открыты, как говорит Церковь, отбиваясь от неудобных вопросов. Берем ветхозаветное понимание сего места: были в аду (могила, пустая земля забвения и т.д. …). Там и должно быть «лоно Авраама». Под землей. Именно поэтому в притче нет слова и понятия «небо».

Лоно Авраама — это одно из «отделений ада», для «хороших». Там вентиляция, нектары с амброзией, телик с вай-фаем. Это благолепие немного выше расположено, на этаж. Потому что богач поднял глаза вверх и свободно общался с Лазарем. Очень изощренная пыточная, мое почтение. Два рядом находящихся пространства: в одном мучаются грешные, во втором — утешаются праведные, глядя на страдания первых. В достижимости звуковой волны спокойного разговора. Однако… Накинем стереотипы: одним жарко от пекла, у вторых (под землей) текут прохладные реки…

Фиксируемся. Представления церковников об «аде» и «аде» из притчи таковы: два вместилища миллиардов человеческих душ находятся совсем рядом, герои видят друг друга, спокойно ведут беседы. Как вам картина? Фантастическая и противоестественная. Попахивает аллегорией — притчей.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Похоронная ангельская команда?

Нищий был отнесен Ангелами на «лоно Авраама», богач похоронен «в ад». По ветхозаветному учению, абсолютно все мертвые (даже столпы веры Иаков, Иов, Иезекия и проч.) попадали в ад. В могилку. «Небесный рай» еще не открыт, Христос не казнен, краска там сохнет, прорабы матерятся… Некие «ангелы» нищего могли отнести только в ветхозаветный «ад». Метафизически — закопать «дух и тело» в землю.

А кто хоронил «богача»? Кто-то… взял и похоронил. Тоже в могилку. Собутыльники и семья, как положено. Невозможно представить, что руки об эту пакость будут марать светоносные ангелы. Опять аллегория и притча в полный рост. С реальностью и явью никак не совпадает.

Шумное местечко.

Притча построена на диалогах, люди в аду разговаривают. Это что за безобразие? По всем ветхозаветным текстам прямо читается, еврейским по белому: мертвые спят. Давид, Иов, Екклесиаст уверены, что после смерти будут покоиться бессознательным сном. Не смогут размышлять. Что особенно их печалит: не способны созерцать и восхищаться Богом, слезно благодарить Его.

Библия знает только один «спиритический сеанс» — между царем Саулом и образом пророка Самуила (через волшебницу). Ах да, было еще явление Моисея Иисусу… Во всем бесчисленном библейском коммуникативном пространстве таких эпизодов не сыскать. Тут вообще смех душить начинает. Кто-то из умерших в «ветхозаветном аду» спит. А некоторые на кухне общаются. Да, в до-библейские времена были верования, что самые лютые грешники сходят в «ад» живыми… Но тут другой случай.

Почему Писание не прописало условия содержания в этой юдоли посмертной, интересно ведь… По каким заслугам и прегрешениям Бог решает: кому похрапывать после смерти, а кому бодрствовать? Это на минуточку… чрезвычайно важный фактор устройства загробного мира, люди тех времен вцепились бы зубами за такое… возможное счастье.

«Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Какие еще ляпы

допущены в придумывании потусторонних отделений для праведников и грешников путаниками в сутанах? В самом факте наказания «богача». Изучайте матчасть, святые отцы и легковерные адепты. Наказание ждет людей лишь после Второго Пришествия Христа, Великого Суда. Об это стерли языки Иисус, пророки и апостолы:

«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».

Второй недоуменный вопрос: тексты Священного Писания прямо и многобуквенно говорят — суд над людьми только впереди. После Второго Пришествия Христа разбор полетов состоится. Как быть с «мучениями душ» тогда? Вы уж выбор делайте, не коверкайте мозг честным людям… Либо признайтесь, что Библия себе противоречит. Либо — со стыдом окучивайте «теорию о двух судах», как сделали некоторые церкви.

Первый суд — «частный». Когда после смерти ангелами и бесами определяется место содержания души. В преисподней или в раю. Но это СИЗО в обоих случаях. Там придется помариноваться до Великого Суда, он состоится при Втором Пришествии. Тут главное веселье и будет: «всеобщий» процесс, здрасьте вам через окно, гражданин Бог…

Версия становится откровенно веселой. Про Страшный Суд писано. Про «частный» — ни словечка в Библии. Совсем дичью выглядит идея. Зачем нужен «второй» Великий Суд, если (якобы) есть «первый»? С великими православными «мытарствами», ага. Грешники, по решению одного будут (немного) страдать в преисподней, до Второго Пришествия Христа. Затем их судить «вторым»? Извлекать из преисподней, облекать плотью, глаза и прочие органы (под роспись) выдавать…

Теперь временной несправедливый параметр вводим. Грешников после «второго суда» оставят далее вечно гореть в геенне. Не возражаю, поделом гадинам. Это как физически будет выглядеть, на более мучительных условиях? Ад «80-го левела» (огласите характеристики, пожалуйста)?

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Пострадавших от «первой судебной ошибки» переведут в прекрасную жизнь вечную? Ой, несправедливо. Получается, больше пострадают те обитатели преисподней-ада, которые умерли раньше. Им до Второго Пришествия Иисуса страдать дольше. Так схема не работает.

Как быть с теми, кто находится после смерти в раю, по приговору «первого суда»? Душа наслаждается пением ангелов и нектарами, а тут берут за холку и волокут на судилище, в компанию мерзкопакостных типов. При Втором Пришествии Господь без спроса забирает дух человека из блаженной неги и воскрешает «заслужившего» в жизнь вечную. Спросил кто: пациенту может не хочется телом обрастать, в раю душевном лепота и благолепие. Опять несправедливость и дичь.

Выводы

такие будут. Это все-таки притча, метафора и аллегория. Поскольку Слово Божие не может противоречить себе. В Новом и Ветхом Заветах. Хочется напомнить святым отцам о Символе Веры (тогда еще единых православной и католической конфессий), принятым аж в IV веке. Суд над живыми и мертвыми может произойти только со Вторым Пришествием Христа:

«Верую … во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия…, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых».

Не оспариваете же? Тогда какой бес заставил напринимать кучу других доктрин, вплоть до «частного суда»?

Последние гвоздики в крышку… Просьба богача, мучимого в пламени: Авраамушко, друг ситный, пришли Лазаря! Пусть прохладит язык концом перста, смоченным в воде! Это самобичевание и унижение собственное? Как несколько капель воды утолят страшную жажду? Чашу, кружку, ковшик просить нужно…

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Имена. В притче три героя: Авраам, Лазарь и … богач. Без имени. Это ли не факт метафоры? Будь история правдива, нашли бы персонажа, полна Иудея была сибаритами, раскольниками, идолопоклонниками. Имена имели основополагающее значение в древние времена. Имя «Лазарь» происходит от распространенного древнееврейского имени «Эль-азар» (Бог помог). А «богач»… это просто социальное явление.

Если даже поверхностно пробежать рассказ Иисуса о богаче и Лазаре, очевидно: герои описаны в реальной плоти, никак не бестелесные духи. Имеют глаза, персты, язык. Что полностью рушит понятие «души», даже в хитром искажении этого понятия Церковью. Диалог богача с Авраамом был бы таким: «Уважаемый, ты в аду! Хорош бредить! У тебя нет языка, чтобы говорить. У Лазаря нет ног, чтобы ходить. Нет рук, чтобы принести воду. Какое орошение твоего тела? Тебя все реки Иудеи не помогут, у тебя его нет, охлаждать нечего. Это пост-ампутационный синдром, кошель ходячий! Это мучается твой дух».

Но нет, Авраам на полном разуме вступает в диалог, называя другие причины отказа. И богач адекватен, словно не замечая своего эфемерного бесплотного марева. В эту ловушку загнали себя придумщики «ада» и «рая». Закрывая глаза на элементы физических тел героев притчи, факт бодрствования после смерти приняли за реальную картину. На вопиющие несоответствия небрежно сказав: «Христос немного приукрасил, занесло боженьку в красноречии»… Однако.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Технология.

Как же такое могло происходить? Почему Церковь столько веков «неправильно» читала Священное Писание (не только в эпизоде с Лазарем, не менее сотни ляпов можно найти). Думается, это грех поверхностного изучения новой доктрины. Когда она вышла из границ Иудеи, столкнулась с язычеством. Новохристианские богословы, хорошо знакомые с античными представлениями о загробной жизни, увидели в притче столь знакомую картину: мифическое царство мертвых Гадес (Аид, Тартар).

Не подвергнув анализу апостольские послания, не утрудившись разобраться в верованиях древних евреев… приняли притчу за чистую монету. Несомненно, «умные христиане» и честные богословы указывали на подмену понятий… но кто их слушал. Вот и получилось, что один из главных догматов Веры был построен на аллегории, метафоре, байке-притче. Отменить уже нельзя, такие движения неприемлемы: рушат другой догмат. О непогрешимости Церкви. С тем и живете, граждане верующие…

Похожая притча

Однажды добрый человек беседовал с Богом и спросил его:

- Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад.

Господь подвел его к двум дверям, открыл одну и провел доброго человека внутрь. Там был громадный круглый стол, на середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, которая пахла очень вкусно.

Добрый человек почувствовал, что у него слюнки потекли. Люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными. Все они выглядели умирающими от голода. У всех их были ложки с длинными - длинными ручками, прикрепленными к их рукам. Они могли достать чашу, наполненную едой, и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам. Добрый человек был потрясен видом их несчастья.

Господь сказал: "Только что ты видел Ад."

Господь и добрый человек затем направились ко второй двери. Господь отворил ее. Сцена, которую увидел добрый человек, была идентичной предыдущей. Тут был такой же огромный круглый стол, та же гигантская чаща, которая заставляла его рот наполняться слюной. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.

Добрый человек сказал Господу: "Я не понимаю."

"Это просто", - ответил ему Господь, - "Эти научились кормить друг друга. Другие же думают только о себе."

Похожая притча

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

Читайте также: