Приметы весны задания для детей

Обновлено: 21.11.2024

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите к нам на занятие гости пришли. Давайте поздороваемся с ними. О чем же мы будем беседовать на занятии? Вы это узнаете,если отгадаете загадку:

Когда это бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: Правильно! Сегодня мы поговорим о весне.

Весна – это прекрасное время года. Это время пробуждения природы от долго зимнего сна.

Снег теперь уже не тот

(Самуил Маршак)

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

-После зимы какое время года наступает?

-Какое солнце весной?

-Почему весной тает снег?

-Откуда берутся ручейки?

-Ветер весной холодный или теплый?

-Что появляется на веточках деревьев?

Физминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко – золотое донышко

Гори, гори ясно, чтобы не погасло (дети идут по кругу, взявшись за руки).

Побежал в саду ручей. (бегут на носочках)

Прилетели сто грачей, (машут руками как крыльями)

А сугробы тают, тают (приседают).

А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).

Воспитатель: Одна из примет весны – это первоцветы. Давайте с вами угадаем, какой один из первых цветов появляется весной?

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Воспитатель: Подснежник – это первый вестник весны. Он растёт в лесу. Это редкое и охраняемое растение, срывать его нельзя.

Еще одной из примет весны является возвращение перелетных птиц из теплых краев. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а весной прилетают обратно. Так как осенью становиться холодно, замерзают озёра, реки, водоемы и трудно добывать корм. Но снова к нам пришла веснаи птицы скоро к нам обратно прилетят: грачи, ласточки, скворцы, кукушка, дикие гуси и утки. (показ картин птиц). Первыми прилетают грачи, когда еще лежит снег. Следом за ними – скворцы. А когда растает лед на водоёмах, озерах, прилетят утки, гуси. Только появится листочки на деревьях, то вернуться кукушки и ласточки.

Воспитатель: Дети, смотрите, нам прислали телеграмму. Интересно от кого? Это от скворца, он рассказывает о весне. Послушайте внимательно, и найдите ошибки, которые допустил скворец.

«Весна - красивое время года. Весной небо хмурое и чёрное. Ярко светит солнце. Появляются желтые листочки на деревьях. В лесу растут подснежники. Лед и снег тает, текут ручьи. Дети пускают кораблики».

Воспитатель: Все правильно описал Скворец? (дети исправляют допущенные в телеграмме ошибки)

Игра «Кто лишний?».

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Кто лишний?»

Воспитатель показывает картинки (скворец, грач, ласточка, медведь).

- Ребята, кто тут лишний? Как вы думаете почему?

Дети: лишний медведь, т. к. это дикое животное, а остальные птицы.

Следующие картинки: кукушка, дикий гусь, дикая утка, лошадь.

Воспитатель: Ребята, кто тут лишний? Как вы думаете почему?

Дети: лишняя лошадь, т. к. это домашнее животное, а остальные птицы.

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием.

Воспитатель: Ребята вам понравилась наше занятие?

О каком времени года мы говорили?

Дети: Весна

Воспитатель: Назовите первый весенний цветок?

Воспитатель: Перечислите перелётных птиц, с которыми вы сегодня познакомились.

Воспитатель: Наше занятие закончилось, гостям говорим до свидание.

Публикации по теме:

Конспект НОД с детьми 2 младшей группы «Лед, снег — это вода» ЦЕЛЬ: ознакомление детей с объектами неживой природы (лед, снег) и ее свойствами (тает и превращается в воду в тепле). ЗАДАЧИ: познакомить.

Интегрированное занятие «Времена года» Цели: 1)Обобщить и систематизировать представление о временах года по основным признакам, температурным условиям ; 2)формировать умение.

Похожая примета

В данной картотеке рекомендаций для воспитателей по лексической теме "Весна. Приметы весны" предложены задания, охватывающие все компоненты речи ребенка.

ВложениеРазмер
vesna._primety_vesny.docx 128.54 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Весна, приметы весны, весна в лесу"

Конспект занятия для средней группы.

Конспект занятия «Приметы весны»

Конспект занятия кружковой работы по программе «Народная культура» для детей 5-7 лет. Тема - «Приметы весны».

конспект занятия : "Приметы весны"

конспект занятия Приметы весны.

конспект занятия : "Приметы весны" Календарно-тематическое планирование по теме "Весна.Приметы весны.Родной край весной."

В данном материале указаны все занятия, все виды игр, различные виды гимнастик по данной теме.

Занятие и презентация по экологии во 2 младшей группе "Приметы весны"

Представляю вашему вниманию конспект занятия и презентацию "Приметы весны", для детей 2 младшей группы.

Похожая примета

Материалы: иллюстрации перелётных птиц (грач, ласточка, скворец), мяч, презентация «Весна», картинки к игре «Зимой или весной?», сигнальные карточки синего и зелёного цвета.

1. Беседа о признаках весны.

- Ребята, отгадайте загадку:

Она была такая снежная,

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы.

То тихая, то вихрем кружится.

- Вот и закончилась зима. Какое время года наступило после зимы?

К нам весна шагает

И сугробы тают под её ногами.

Видно очень тёплые ноги у весны.

- Какой сейчас месяц? Какие весенние месяцы вы знаете?

-Давайте поиграем в игру «Какой, какая, какое?» и подберём определения к словам, которые я назову.

- Какое небо весной. голубое, ясное, чистое, безоблачное.

- Солнце какое. весеннее, тёплое, яркое.

- Весной ветер какой. весенний, свежий, тёплый.

- Каким становится снег весной. тёмным, грязным, рыхлым.

- А теперь давайте подберём слова-действия.

- Что происходит со снегом весной. снег тает, темнеет, оседает.

- Что делает солнце весной. солнце ярко светит, пригревает, ласкает.

- Какие изменения происходят с деревьями. на деревьях набухают почки.

- Все мы нетерпением ждали прихода весны. В старину русские люди верили, что весна потому наступает, что её издалека на своих крыльях приносят птицы.

- Ребята, а вы знаете какие птицы вернуться к нам из тёплых стран. скворец, ласточка, грач, журавль. Как можно назвать всех этих птиц. перелётные птицы. Воспитатель показывает картинки с изображением перелётных птиц.

2. Динамическая пауза

- Ребята, люди ждали прихода весны, пели о ней песни и водили хороводы. Давайте немного отдохнём и поиграем в русскую народную игру «Веснянка»

Солнышко, солнышко, Идут по кругу, взявшись за руки.

Гори, гори ясно, Поднимают руки вверх.

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

3. Рассказ воспитателя о весне с показом презентации.

Наступила долгожданная весна (слайд №2). Небо весной голубое, ясное (слайд №3). Солнце светит ярче, греет сильнее (слайд №4). Дует тёплый весенний ветерок. Снег темнеет, тает, становится рыхлым и грязным (слайд №5). На крышах домов висят сосульки (слайд №6). На проталинах появляются первые подснежники (слайд №7). На реках тает и трескается лёд. Начинается ледоход (слайд №8). На деревьях набухают почки (слайд №9). Из дальних стран прилетают первые перелётные птицы (слайд №10). Люди сменили зимнюю одежду на весеннюю (слайд №11). Дети рады весне. Они пускают кораблики (слайд №12). Весной люди сажают растения в городских парках, садах и огородах (слайды №13, 14).

4. Подвижно-дидактическая игра с мячом «Назови ласково»

- Вы рады приходу весны? Когда люди рады приходу долгожданных гостей, они разговаривают ласково. Вот и мы поиграем в игру «Назови ласково».

Ветер-ветерок Солнце-солнышко Лист-листик

Капля-капелька Облако-облачко Корабль-кораблик

Ручей-ручеёк Цветок-цветочек Снег-снежок

Ветка-веточка Птица-птичка Льдина-льдинка

Сосулька-сосулечка Проталина-проталинка Гнездо-гнёздышко.

5 Сравнение весенних и зимних признаков

Ребята, погода в конце зимы и ранней весной может быть похожа.

— Давайте проверим не перепутаете ли вы зиму и раннюю весну:

1) Зимой воздух холодный, а весной -…(тёплый).

2) Зимой небо пасмурное, а весной - …(ясное)

3) Зимой сугробы высокие, а весной — …(низкие).

4) Зимой солнце стоит низко, а весной - …(высоко).

5) Зимой дни короткие, а весной -…(длинные).

6. Игра «Зимой или весной?»

- Ребята, а каком времени мы сегодня говорили? Предлагаю вам поиграть в игру с сигнальными карточками «Зимой или весной?»и проверить себя, свои знания об изменениях в природе весной. Я буду показывать картинки, а вам нужно будет показать синий сигнал, если эта картинка относится к зиме, зелёный, если картинка относится к весне. Воспитатель просит детей объяснить свой выбор.

Подснежник на проталине Сугробы

Скворец в скворечнике Птицы в кормушке

Серый заяц Медведь в берлоге

Ветка с набухшими почками Рябина зимой

Сосулька _ Снеговик

- Ребята, вы сегодня хорошо занимались, молодцы! Предлагаю выйти на прогулку и найти приметы весны на нашем участке

Приметы о весне

В природе все взаимосвязано. Животные и растения являются ее частью, и как никто другой предчувствуют грядущие изменения. Например, муравьи в преддверие дождя закрывают ходы в муравейник. В народных приметах весной заяц меняет шубку на серую. Увидеть беляка – к позднему потеплению. Предки научились строить долгосрочные прогнозы по облакам, таянию снега, очередности появления листьев на разных деревьях.

  1. Ранняя весна сулит сильный разлив рек.
  2. Ясень позеленел раньше дуба – жди затяжные ливни, а коль наоборот – близится похолодание.
  3. Грачи вернулись на старые гнезда – весна будет теплой.
  4. Жаворонок летит – тепло будет, зяблик – ожидаются холода и стужа.
  5. Реки весной маловодные – к жаркому лету.
  6. Холодная весна – к дождливому лету с градом.
  7. Дикие утки упитанные – быть весне холодной и долгой.
  8. Летят гуси высоко – талой воды будет мало, а коль низко – много.
  9. Зацвели одуванчики ранней весной – жди лето короткое.
  10. Муравейники оттаивают с юга – лето выдастся прохладным.
  11. Близ деревьев снег тает, оставляя острые края – грядут затяжные ливни.
  12. Ласточки прилетели – жди первой грозы.
  13. Наступление ранней весны обещает и зиму раннюю.

Приметы по месяцам

Про весну существует немало примет. Раньше печатались целые календари-месяцесловы. По ним люди ориентировались, когда пора вспахивать землю, начинать посевные работы, сажать рассаду, какой культурой в этом году выгоднее засадить огород. Это являлось залогом высокого урожая.

  • Март. Частые туманы – к ненастному лету. Гром гремит – к холоду. Дятел стучит – весну позднюю сулит. Облака высоко и плывут скоро – к ясной погоде. Ворона купается в луже – близится потепление (а в апреле – похолодание). Ясно 14 марта – лето пригожее, пасмурно и холодный ветер – весь год будет плохой. Ненастье 18 марта – к частому граду летом. Тепло 22 числа предвещает хорошую погоду еще на 40 дней.
  • Апрель. В начале месяца ветрено – весь июнь будут идти затяжные дожди. Какой погода будет 1 и 8 апреля, такую жди 1 и 8 октября. 7 апреля небо синее, а солнце яркое – лето будет грозовым. Безветренный день 23 числа – грядет жаркое засушливое лето.
  • Май. Майских жуков много, как и журавлей, – к засухе. Ясная теплая погода 6 мая предвещает раннее лето. Ночь на 15 мая теплая, тихая, звездная – лето сухое и жаркое, стоит непогода – зима суровая. Дождь 30 мая обещает дождливое лето.

Старинные народные приметы и пословицы

Раньше приметы не печатались, а передавались из уст в уста. Запомнить и правильно передать их помогала рифма, а некоторые и вовсе превратились в пословицы. Примеры таких примет:

  1. Увидал грача – весну встречай.
  2. Весна да осень – на дню погод восемь.
  3. Март сухой, апрель сырой, май холодный – год хлебородный.
  4. Рано затает – скоро не растает.
  5. Грач на проталину, скворец – на прогалину.
  6. Соловушка защелкал – береза лист пустила.
  7. Лист березы раскрылся полностью – сей картофель.
  8. Апрельский цветок ломает на земле ледок.
  9. Пришел Федул (18.04) – теплый ветер подул.
  10. Кукушка голосит – потепление спешит.
  11. Коли в мае дождь – будет и рожь.
  12. На Мокея (24.05) мокро – все лето мокро, а багровая заря – к лету пожарному.
  13. Майский мороз не выдавит слез.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Весна, приметы весны, весна в лесу"

Конспект занятия для средней группы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Весна,приметы весны.Перелетные птицы"

Пришла весна. Наступили теплые денечки. Природа проснулась от зимней спячки. Набухают на деревьях почки, пробивается молодая травка, расцветают первые подснежники. Птицы стали петь веселее свои песни.

Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация".

Презентация "Весна. Приметы весны"

Презентация о приметах весны.

Конспект НОД "Весна. Приметы весны" Календарно-тематическое планирование по теме "Весна.Приметы весны.Родной край весной."

В данном материале указаны все занятия, все виды игр, различные виды гимнастик по данной теме.

Похожая примета

Жизнь наших предков всегда была тесно связана с погодными явлениями, поэтому они испокон веков наблюдали за природой и строили прогнозы. Народные приметы о весне предсказывали, каким будет лето, и помогали успешно вскопать огород и посеять семена. Они – часть фольклора, с которым важно знакомить подрастающее поколение. Советы, как лучше осветить тему для детей дошкольного и школьного возраста, и примеры весенних примет читайте далее.

Игры с использованием примет

Лучший способ проведения занятий для детей – в игровом формате. В детском саду народным приметам о весне можно посвятить целый тематический урок с весенними загадками, пословицами, стихами и хороводами. Будет интересно играть, если приметы рассматривать в контексте признаков наступления весны. Примеры таких игр:

  • Выглянуло солнышко. Взрослый прикрепляет к доске большое солнце с лучиками, а на столе раскладывает картинки с разными природными явлениями, птицами, деревьями. Задача детей определить, какие из картинок являются признаками (приметами) наступления весны. Например, весной прилетают ласточки, стрижи, кукушки, на деревьях набухают почки, расцветают абрикосы, тает снег, реки становятся половодными. Рисунки нужно использовать разные, не только весенние, но и зимние, осенние. Правильные картинки дети по очереди должны прикрепить к лучикам солнышка.
  • Зимой или весной? Детям выдаются по 2 сигнальные карточки голубого и зеленого цвета. Ведущий называет в хаотичном порядке признаки зимы и весны. Услышав весеннюю примету, нужно поднять вверх зеленый сигнал, а зимнюю – голубой. Примеры: сугроб, ласточка, ручеек, сосулька, подснежник, снегирь, лыжи, кораблик, листочки.


С детьми в детском саду очень увлекательно искать признаки наступления весны на прогулке на улице. В старшем возрасте, для школьников, рекомендуется прочтение коротких рассказов и стихов о весне. После, на уроке или уже дома ученики пишут свои сочинения о приходе весенней поры, и по каким приметам они его распознали.

В природе все взаимосвязано, каждое погодное явление влечет за собой определенные последствия. Народные приметы о весне дают представление о грядущих событиях и изменениях погоды. Основанные на многовековых знаниях и наблюдениях предков, многие из них позволяют заглянуть далеко вперед и посеять ту культуру, которая даст богатый урожай. Как часть фольклора, приметы учат любить землю, свою Родину и все живое. Они воспитывают в детях наблюдательность и любознательность. Освещать тему рекомендуется в старшей группе детского сада и в школе, для закрепления полученных знаний используя игры и творческие задания.

Значение фольклора

В приметах собрана «мудрость народа», они являются частью фольклора. Устное народное творчество, включающее также пословицы, поверья и поговорки – национальное достояние, отражающее обычаи, традиции и быт предков. Исторически фольклор можно назвать основой мировой художественной культуры. Именно с него все начиналось.

Изучение разных направлений устного словесного народного творчества благоприятно сказывается на развитии детей. А именно:

  • расширяет знания об окружающем мире, природе, культуре предков;
  • воспитывает наблюдательность;
  • обогащает словарь на тему, которая изучается;
  • развивает внимание и память;
  • учит бережному отношению к природе.

Хорошо, если ребенок знакомится с фольклором еще в раннем детстве. Сначала в 1-2 года в виде потешек, в 3-4 года в виде загадок, а в 5-6 лет в виде примет, народных песен и других, более сложных жанров. В зимнюю пору с детьми актуально рассматривать тему народных примет на урожай зимой, весной – приметы про весну.

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: « Весна. Приметы весны»

1. Фонематическая игра «Назови лишнее слово» (Развитие фонематического слуха) Почка, почка, дочка, почка. Апрель, капель, апрель, апрель. Капля, капля, цапля, капля. Весна, весенний, веснушка, весло. Сырой, сыро, отсыреть, сыр. Капель, капать, копать, капелька.

2. Лексическая игра «Скажи наоборот » (Образование слов – антонимов) Весна – (осень). Оттепель – (заморозки) Ранняя – (поздняя) Похолодание – (потепление) Мокрый – (сухой) Солнечная – (пасмурная) Тёплая – (холодная) Быстро – (медленно)

3. Лексическая игра «Закончи правильно предложение». (Образование мн. числа имен существительных) На дереве гнездо, а на деревьях (что?) … (гнезда) На ветках сук, а на деревьях … (сучья). Во дворе дерево, а в лесу … (деревья). У дерева ствол, а у деревьев … (стволы).

4. Грамматическая игра «Скажи со словом «весенний ». ( Изменение имени прилагательного по числам и родам) День (какой?) – весенн ий Погода (какая?) – весенн яя Настроение (какое?) – весенн ее Цветы (какие?) – весенн ие Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы.

5. Грамматическая игра «Назови ласково» (Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов) Ручей – (ручеек) Почка – (почечка) Проталина – (проталинка) Солнце – (солнышко) Дождь – (дождичек) Листья – (листочки) Трава – (травушка)

6. Развитие связной речи

В лесу (учимся отвечать на вопросы и пересказывать рассказ)

Приходит весна. Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево. Где-то глубоко в земле корни уже вбирают в себя влагу оттаявшей почвы. Весенние соки мощным потоком поднимаются вверх по стволу и веткам. Соки наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть и развернуть первую зелень весны.

Вопросы: 1. О каком времени года говорится в рассказе? 2. Почему начинают оживать деревья? 3. Как двигается сок по деревьям?

Попробуй пересказать рассказ самостоятельно.

Вот и наступила весна! Дни стали длиннее и теплее, солнце светит ярче, а птицы поют звонче. Природа просыпается после холодной зимы. На лесных полянках тает снег, и на проталинах распускаются первые подснежники. Кругом бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Вот и грачи уже прилетели и стали вить свои гнёзда. Ещё пройдет совсем немного времени и зазеленеет лес, зайцы сменят белые шубки на серые, из берлог после спячки вылезут медведи, вернуться из дальних стран перелётные птицы.

- Какие дни стали весной?

- Как светит солнце?

- Где распускаются подснежники?

- На чём набухают почки?

- Что стали вить грачи?

- Кто сменит белые шубки на серые?

- Откуда вылезут медведи?

- Откуда вернутся перелётные птицы?

Попробуй пересказать рассказ самостоятельно.

6. Развивающая игра «Хитрые вопросы» (развитие логического мышления) Чего больше – весенних месяцев или весенних дней? Чего меньше – весенних дней или дней недели? Чего больше – времен года или весенних месяцев?

7. Развитие мелкой моторики

Обвести по точкам, дорисовать и раскрасить весенний рисунок!

Читайте также: