Приметы народа манси и ханты

Обновлено: 13.11.2024

На первый взгляд эти родственные народы трудно различить: и ханты, и манси относят к уральской расе и считают коренными народами древнего Урала.
Похожи обские угры и внешне: у них низкий рост – около 155–160 сантиметров, субтильное телосложение, выраженные монголоидные черты (у женщин они выражены ярче, чем у мужчин, приплюснутые в переносице носы с приподнятым кончиком, черные волосы, черные, карие или зеленые глаза, широкий рот с узкими губами и подбородок, который или выступает средне или «убегает».
Но все-таки это два разных народа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»

Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери.

Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси

Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты, с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси.

заседание круглого стола Тема: Формирование устойчивого интереса к национально - культурному наследию коренных народов ханты и манси на основе мини - музея ДОУ

В заседании круглого стола принимают участие родители детей старшей группы. Воспитатель рассказывает о новой форме работы с родителями. Так же рассказывает о том, как родители на правах добровольных у.

Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"

Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение, интерес к коренным народам.

Приметы народов Ханты и Манси

Знакомство детей с приметами края.

Загадки народов Ханты и Манси

Похожая примета

В Ханты-Мансийском автономном округе проживают два коренных родственных народа – ханты и манси – с древними традициями. И тех, и других когда-то называли общим словом « югра ». А самоназвание ханты, так же, как и манси, переводится просто: «человек». Этнонимы "ханты" и "манси" образованы от самоназвания народов хантэ , кантах и манси. В качестве официальных названий они были приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации ханты называли остяками, а манси – вогулами или вогуличами (а город - Остяко– Вогульск ).

Все они великолепные таёжные охотники-рыболовы и умелые кочевники- скотоводы. Охота, рыбалка и оленеводство, собирательство дают им привычную пищу, а пушнина, так же, как и лебяжьи, утиные и шкурки гагары, - отличное подспорье в пошиве красивой и тёплой национальной одежды.

Применение коренными народами традиционных методов использования природных ресурсов способствовало сохранению значительной части биоразнообразия планеты. Вместе с тем, эти народы подвергаются сильнейшему воздействию процессов глобализации и изменения климата. В условиях принудительных переселений, конфискации занимаемых ими земель, недоступности самых элементарных социальных услуг, эти народы постепенно утрачивают возможность сохранять и передавать будущим поколениям свои знания, ценности, представление о мире и образ жизни.

Традиционное женское ремесло обских угров – пошив и украшение одежды и обуви. Зимняя украшается меховой мозаикой, обшивается полосами и кантами из цветного сукна, а летняя щедро орнаментируется бисером, стеклярусом и цветными пуговицами. Узоры и орнаменты в виде стилизованных заячьих ушей, оленьих рогов или следов соболя передаются из поколения в поколение. Женщин в таких расшитых одеждах можно встретить и в лесу, и на улицах Ханты-Мансийска или Когалыма, и не только в дни праздничных гуляний.

Тучу ( тучан ), женская сумка, основной бытовой атрибут женщины ханты и манси. Существует огромное количество по их назначению, начиная от большой по размеру хозяйственной сумки до маленькой - кошелька. Изготавливается чаще всего из замши, иногда из сыромятной кожи, встречаются тучан , изготовленные из сукна. Богато орнаментируется как в технике мозаики, так и аппликации. Узор в основном центрический и располагается по обеим сторонам. Застёжки отсутствуют. Горловина тучан стягивается сыромятным шнуром, который завязывается. Ручки для переноски небольшие, из сыромятной кожи или замши, нет аналогов заплечных ремней. Малая тучан — разновидность современной дамской сумочки для украшений, инструментов и материалов рукоделия. Тучан постоянно находится у хозяйки.

Свою добычу охотники вывозят на нартах. Это своеобразные санки, длиной до 2 метров, сделаны они из ели или берёзы без единого гвоздя, с помощью одного ножа. Весь рыбный улов разделывают женщины. Из шкур налимов делают украшения для своей зимней одежды. Из бересты (берёзовой коры) делают посуду (в них хранят соль, хлеб, рыбу), детские люльки, коробы для ягод.

Лабаз - амбар на столбах для хранения продуктов. Хантыйское название происходит от " сопасс "- запас. Лупас – значит: еда для следующих дней.

Олень для коренных народов Севера – это средство передвижения, пища, жильё, одежда. На оленьей упряжке по тундре можно пройти до 100 км в сутки. А лучше обшитых камусом (мехом с нижней части оленьих ног) лыж для пешего передвижения по заснеженным просторам нет ничего. Вкуснейшая оленина – привычное угощение северян. Шкурами покрывают чумы, ими же выстилают пол и спальное ложе, а из меха шьют непревзойдённую одежду, рукавицы и обувь. Когда-то из кости оленя делали наконечники для стрел и накладки для луков, а теперь вырезают настоящие произведения искусства.

Спасибо за внимание

Похожая примета

Современный человек живёт в эпоху высоких технологий и рационального мышления. Нас уже трудно чем-то удивить: искусственный интеллект, виртуальная реальность, цифровой ассистент и 3D-принтер основательно и прочно вошли в повседневную жизнь. Но даже самые прогрессивные и продвинутые из нас плюют через плечо при виде чёрной кошки или стучат по деревяшке «чтобы не сглазить». Почему же мы продолжаем верить в приметы и суеверия, вопреки здравому смыслу и логике? На самом деле всё просто – приметы и суеверия являются неотъемлемой частью культуры любого народа, они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы порой даже не задумываясь, смотрим в зеркало, если вдруг вернулись за забытой вещью и присаживаемся «на дорожку» перед путешествием.

Это многовековой опыт, часть мировоззрения и мудрость наших предков, которые столетиями наблюдали за окружающим миром, составляя о нём собственное представление, подмечая малейшие изменения, видели и знали гораздо больше нашего.

Приметы и суеверия существуют с незапамятных времён, когда люди ещё не могли объяснить и понять, откуда берутся те или иные явления природы. Неизвестность страшила, и они тщательно запоминали, что именно в окружающем мире предшествует грозе, пурге или наводнению. Благодаря подобным наблюдениям, получалось предсказать погоду, будущий урожай или грядущее ненастье. Приметы создавались веками и передавались из поколения в поколение, становились частью народного фольклора. Их знание порой даже спасало жизнь.

Самобытная культура ненецкого народа построена на соблюдении правил и традиций

Приметы и суеверия в жизни ненцев играют важную роль – это и запреты, и правила, и предупреждения. Это бесценный кладезь дельных советов и предостережений. Для коренных народов Севера природа – живое существо, которое они чтят и берегут. Самобытная культура ненецкого народа построена на почитании духов и соблюдении множества обрядов и ритуалов, поэтому, чтобы не стать жертвой стихий, нужно заслужить расположение духов-покровителей, а для этого – чётко соблюдать правила и традиции.

Примет и суеверий у ненецкого народа множество. Они связаны и с ежедневным бытом, и с традиционными способами хозяйствования, и с воспитанием детей.

Рассказываем о самых интересных и необычных приметах и суевериях ненцев.

В суровых условиях Крайнего Севера важную роль играет добротная и тёплая одежда. У ненцев есть правила-приметы, связанные с шитьём:

Нельзя забывать делать в конце шитья узелок – жизнь не будет иметь смысла.

Если с пальца соскочил напёрсток – между супругами встанет разлучница или муж уйдёт к другой.

Нельзя накладывать один шов на другой – можно ослепнуть.

С огнём у ненецкого народа особые отношения – это светлое божественное начало в мировоззрении коренных народов Севера. Огонь живой, он оберегает и защищает, но может и погубить, если относиться к нему непочтительно. С ним связано множество примет:

Если огонь, когда разжигаешь печь, дымит и плохо разгорается, то будет непогода.

Когда огонь «плачет» – быть беде, а если весело трещит – жди хороших новостей.

Если вылетит искра из очага и упадёт перед ним – к гостям, а если на подол или колени сидящего рядом – подарок получишь.

Нельзя плевать в огонь – язык опухнет.

У ненцев боязливое отношение к воде, большинство из них даже не умеют плавать. По их мнению, вода населена множеством духов, и соприкасаться с их миром лишний раз не стоит.

Камни в воду бросать запрещено – хранителю воды в глаз попадёшь – семью без рыбы оставишь.

Нельзя понапрасну тревожь воду – может подняться ураганный ветер и разбуженная стихия натворит много бед.

Важную роль ненецкие приметы и суеверия играют в воспитании подрастающего поколения. Если мальчиков с раннего детства воспитывали как будущих охотников, оленеводов и рыбаков, то девочкам прививали ответственность за роль будущей хозяйки чума.

Мальчику нельзя соскребать с тарелки остатки еды и мыть посуду – звери и птицы могут услышать, и быть ему тогда плохим охотником.

Будущему рыбаку нельзя есть рыбий хвост – вырастет неудачником и будет ставить свои сети на «пустые» рыбные места.

Нож должен всегда содержаться в чистоте, иначе супруга будет неряхой.

Девочке нельзя брать в рот нож – в будущем станет объектом для сплетен.

Девочка без причины прокалывает несколько раз на себе одежду – к покойнику.

Бережное отношение у ненецкого народа к еде и поведению за столом.

Нельзя доедать за стариками – болеть будешь.

Запрещено за столом петь и свистеть – в семье не будет достатка.

Если болтать ногами и потягиваться во время еды – пища будет безвкусной.

Если со стола упал кусок – его надо положить к очагу. Это значит, что жители Нижнего мира хотят кушать.

Уважительное отношение к природе и любовь к тундре и кочевой жизни заложена в ненцах на генном уровне.

Нельзя втыкать в землю острые предметы без необходимости – земле больно, а значит и сердцу твоему больно.

Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает и согревает. Олень – смысл твоей жизни.

Нельзя мучить животных – тебя постигнут страшные мучения.

Тот, кто оленя побьёт, сам от его копыт не уйдёт.

Ненцы пристально наблюдали за тем, что происходит в природе, сверяли свои знания и передавали друг другу.

Радуга зимой – предвестник морозов и холодов.

Облака стоят низко над большой рекой – быть хорошей погоде.

Если на небе играет северное сияние и зайцы бегают – велика вероятность удачного промысла.

Во время дождя надо поставить на улицу чашку, чтобы было много ягод, а после дождевую воду необходимо вылить на землю.

Нельзя стучать по чуму – начнётся пурга.

Чайки с криками летают над неводом – к богатому улову.

Сегодня практические невозможно объяснить, откуда взялись те или иные приметы и суеверия. Но трудно спорить с тем, что некоторые из них находят реальное подтверждение в жизни.

Для современного человека имеет значение культурная ценность примет и суеверий, как источника знаний, традиций, обычаев и верований самобытных и уникальных малочисленных народов Крайнего Севера. Они дают возможность познакомиться ближе и понять нравы, историю и духовную жизнь тех, кто сквозь века умудрился пронести и сохранить свой традиционный образ жизни и умение жить в согласии и гармонии с окружающим миром и самим собой.

Происхождение

И ханты и манси относят к потомкам древних и таинственных угров, которые пришли на Урал с юга – из степей Казахстана и лесостепей Западной Сибири.
Антропологи считают, что манси сформировались в I тысячелетии в результате смешения угров с автохтонными племенами Урала – об этом говорит сочетание в культуре манси обычаев степняков и таежников. Самоназвание народа – манси значит «человек» и происходит от праугорского слова mańćɜ, что означает «мужчина».
Ученые Вячеслав Григорьевич Моисеев и К. де ла Фуенте в статье «Популяционная история коренного населения Сибири» говорят о том, что антропологически и культурно манси схожи с селькупами (остяками-самоедами), живущими по соседству, и с саамами–лопарями, живущими на севере европейской части России, а генетически схожи с группами юкагиров, живущих на Чукотке.
История племен ханты тоже насчитывает около тысячи лет. Это народ образовался от смешения пришлых угров и аборигенных племен. Самоеды: нганасаны, ненцы и селькупы называли хантов «чужими» – «ярган». Ханты называли себя – хантэ, что значило – человек. Генетики наблюдают родство хантов с приуральскими народами и с народами Горного Алтая и Средней Азии.
Но как единый народ ханты оформился из отдельных племен только при советской власти.

Организация

Народ манси разделяется на две социальные группы – фратрии. Одна называется Пор, вторая – Мось; группы имеют культурные различия. Во группе Пор преобладают традиции охотников и рыболовов Урала, тотемом группы считают медведя, а в группе Мось преобладают традиции степняков, ее члены считают своим предком прародительницу Калтащ. Невест манси всегда брали из другой группы.
Социальная организация манси была сложной – у них были свои князья, которые владели дружинами, свои воеводы. Мансийский письменный язык существует с 1931 года – на основе латинского алфавита, и с 1937 года – на основе кириллицы.
Ханты более раздроблены этнически, у них существует не менее 13 диалектов, что осложняло создание письменности. Например, у них есть прииртышское, обдорское, приобское, сургутское, вах-васюганское, щурышкарское наречия. Письменность для некоторых диалектов была создана только в 1950-х годах.
Этнографы выделяют три крупные группы хантов: восточные, северные и южные, которые по большей части смешались в русским и татарским населением Прииртышья. Восточные ханты имеют палеосибирский характер культуры и наименьшее присутствие в их крови угорского компонента. А южные имеют ряд черт степняков – это культ коня и коновязи, танцы с саблями.

Расселение и род занятий

Манси (вогулы) раньше жили на западных склонах Уральских гор, но начиная с XI века были вытеснены оттуда сначала коми, а затем и русскими, и были вынуждены отступить св Зауралье. Главным занятием вогулов были и остаются охота, рыбалка и (у оседлых) скотоводство. Основное жилье у манси – чум, крытый берестой или шкурами, зимой – рубленые избы с земляной крышей, отапливаемые чувалом – очагом, сложенным из жердей, обмазанных глиной.
Ханты всегда жили восточнее Уральских гор, расселялись по долинам рек Иртыш, Васюган, Обь, Конда. Занимались охотой, рыбалкой, оленеводством, которое, возможно, переняли в своих соседей – ненцев. Жили в чумах, но на местах постоянной охоты или рыбалки ставили и деревянные избушки или делали землянки и полуземлянки, которые закрывали сверху дерном и землей.

Похожая примета

Ханты (остяки) и манси (вогулы) — малочисленные народы Югры, принадлежащие к уральской расе и угорской языковой группе. Несмотря на большое лингвистическое и антропологическое сходство, это самостоятельные этносы.

И ханты и манси относят к потомкам древних и таинственных угров, которые пришли на Урал с юга – из степей Казахстана и лесостепей Западной Сибири.

Внешне, представители обоих народов похожи: невысокий рост (1.55–1.60 м), худощавое телосложение и характерная монголоидность, особенно у женщин: уплощенное лицо с низким переносьем, широкие скулы, темные прямые волосы, черно-кария или зеленая радужная оболочка глаз, средний или маленький подбородок.

Источник: Яндекс картинки Источник: Яндекс картинки

Ареал проживания и основные занятия

Изначально манси обитали на западе Уральского хребта. Примерно в XI столетии их начали теснить коми, а затем пришли русские, оттеснив еще восточнее, на территорию современного Ханты-Мансийского округа.

Испокон веков вогулы были охотниками-собирателями и скотоводами. Жили они в чумах — жилищах конической формы, остов которых накрывался берестой или шкурами. Нередко на зимовье манси перебирались в дома-срубы с насыпной крышей, которые отапливались чувалом — пристенным очагом, сооруженным из жердей и глины.

Основные занятия ханты — промысловая охота, рыбная ловля и разведение оленей. Изначально остяки занимали восточные склоны Урала, речные долины Иртыша, Васюгана, Оби, Конды. Во время кочевья они также проживали в чумах, а в местах частых стойбищ ставили избы из дерева или рыли землянки.

Источник: Яндекс картинки Источник: Яндекс картинки

Происхождение

По мнению антропологов, как народ, манси появились за 2000-3000 лет до н. э. вследствие слияния местного неолитического населения с уграми, переселившимися с южных казахских степей и лесостепной западно-сибирской полосы. В результате образовался симбиоз степной и таежной культур.

Само название «манси» переводится с праугорского языка, как «человек», «мужчина» — mańćɜ.

Исследователи В. Г. Моисеев и Конрад де ла Фуенте в своей работе «Популяционная история коренного населения Сибири» указывают на сходство культуры и антропологических черт вогулов с селькупами и саамами, а в плане генетики — с чукотскими юкагирами, считавшимися неолитическими автохтонами российского Севера.

Предками ханты являются угры и местное население. Издревле обитавшие здесь племена нганасанов, ненцев и селькупов называли остяков «ярган» — «чужие».

Самоназвание ханты — хантэ, что означает «человек». Отдельным народом они стали лишь в советские времена.

И тот и другой народы одухотворяют природу и верят в реинкарнацию людей. Их основными богами считаются верховный бог Нумии-Торум, его сын Полум-Торум, который заведует животным миром, Мир-суснэ-хум, надзиратель над миром людей, Калтащ-эква — богиня земли и Хотал-эква — богиня солнца. Есть боги луны, огня, грома: духи обитают в реках и в лесу, на горах и в небе. Мир разделен на три сферы – нижняя верхняя и мир людей.

Социальное разделение

Оба народа разделены на фратрии Пор и Мось, культурно отличающиеся друг от друга. В первую группу входят охотники-собиратели, их тотемное животное — медведь. Культура Мось больше степная. Праматерью этой общины является Калтес-эква. Мужчины ханты и манси никогда не женились на представительницах своей фратрии.

Во главе народов стояли князья, у каждого из которых было свое войско. Мансийская письменность появилась в 1931 году сначала на латинице, а спустя 6 лет — на кириллице.

Язык ханты насчитывает как минимум 13 наречий (прииртышское, обдорское, приобское, сургутское, вах-васюганское, щурышкарское и т.д.), что существенно усложняло задачу создать письменность. Лишь для самых распространенных диалектов в 50-х гг прошлого столетия удалось составить правила письменного языка.

Согласно данным этнографов, ханты делятся на восточных, северных и южных. Последние имеют сильную примесь русских и татарских кровей. У восточной группы преобладает палеосибирский культурный компонент при низком генетическом влиянии угров. Южане унаследовали традиции Степи.

Источник: Яндекс картинки Источник: Яндекс картинки

Мифология

Верховное божество ханты-мансийской мифологии — Нуми-Торум. Его жена Калтес-эква — покровительница земли, а сын Полум-Торум обеспечивает мир рыбой и зверями. Божество Мир-суснэ-хум наблюдает за миром.

Солнцу покровительствует Хотал-эква (у манси) или Катл-ими (у ханты). Более мелкие боги покровительствуют огню, грозе, луне и т.д.

Согласно ханты-мансийской космологии, мир делится на верхний, нижний и настоящий — обитель люди.

Главный идол обоих народов — Золотая баба, изображенная Бажовым в образе Огневушки-поскакушки. Особо почитаемым считается и Небесный лось.

В жилищах ставились птичьи фигурки и изображения стрекозы и трясогузки, на которых нельзя охотиться. Почиталась и «Лесная дева» — Мис-нэ. По поверьям вогулов, она поделилась удачей с охотником и стала его женой. Особо почитаем был и Филин-старик (Йипыг-ойка). Они обожествляют обветренные горные склоны и регулярно справляют «День медведя». Есть в их мифах и сказание о Потопе.

Манси боялись гигантского людоеда Менква, сторожившего капища и пожирающего людей.

Религия ханты — это культ оленя, коня и коновязи. «День медведя» справляли и они, но более скромно. Шаманизм и роль шамана в их вере присутствовали слабо.

Еще больше публикаций с интересными фактами Вы сможете найти у меня на канале:

Не забудьте подписаться на мой канал, для того, чтоб не пропускать мои новые публикации, которые будут Вам интересны.

Религия

И тот и другой народы одухотворяют природу и верят в реинкарнацию людей. Их основными богами считаются верховный бог Нумии-Торум, его сын Полум-Торум, который заведует животным миром, Мир-суснэ-хум, надзиратель над миром людей, Калтащ-эква — богиня земли и Хотал-эква — богиня солнца. Есть боги луны, огня, грома: духи обитают в реках и в лесу, на горах и в небе. Мир разделен на три сферы – нижняя верхняя и мир людей.
Манси поклонялись Золотой бабе – некоему идолу, которого сказочник Божов изобразил в виде Огневушки-поскакушки, и чтили Великого небесного лося. В каждом доме и в каждом поселении существовали свои тотемы в виде стрекоз и птиц. Манси верили в «Лесную деву» – Мис нэ, которая приносит охотнику удачу и почитали старика Йибы-ойка (филина). Они почитали выветренные скалы Урала, как живых существ и праздновали «День медведя». Особо выделяется в их фольклоре легенды о Всемирном потопе.
Существовало у манси и реликтовое верование в великанов, которых они называли Мēӈквы. Якобы это были громадные охранники, стоящие на страже у языческих капищ, они агрессивны по отношению к людям, и охотники предпочитали обходить их стороной и всячески избегать встречи с ними.
Верования ханты включали в себя культ северного оленя, культ коня и коновязи, шаманизм был развит слабо. Шаман не участвовал в празднике медведя, который у ханты справляли более скромно.
Поскольку обширные места обитания народа ханты покрыты тундрой и болотами, было распространено поклонение антропоморфной лягушке —как некоему первопредку. Живым считалось все, что могло двигаться – снег, вода, дождь. Большим почетом пользовался «хозяин» Оби – «Старик Обский», его идол описывали так: «доска некая, нос аки труба жестяна, очеса стеклянны, роги на голове малы» (статья этнографа Е. Т. Карпушевой «Глобальная идея о глубинном родстве всего живого»).
Ханты верили, что утопленники могут являться людям в виде русалок – человекорыб. Языческие капища ханты устраивали в скрытных местах, куда не допускали посторонних, а идолов в случае вынужденной миграции увозили с собой.

Читайте также: