Ненецкие приметы и суеверия

Обновлено: 13.11.2024

Ненцы сильно верят приметам. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения.

Особую роль приметы играли в воспитании подрастающего поколения.

ВложениеРазмер
nenetskie_primety.docx 36.09 КБ

Предварительный просмотр:

НЕНЕЦКИЕ НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Ненцы сильно верят приметам. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения.

Особую роль приметы играли в воспитании подрастающего поколения. Говоря детям: «Не бери палец в рот, ты пока не стал сиротой», — не только предостерегали от угрозы беды, но также воспитывали в них гигиенические, эстетические и этические правила поведения.
С малых лет родители требовали правильно вести себя за столом, предупреждая: «Во время еды нельзя болтать ногой, нельзя зевать, а закончив трапезу, не потягивайся за столом — пища станет безвкусной. Не заметишь, как быстро и бессмысленно будут убывать припасы семьи».

А свистеть и петь подавно нельзя за столом — достатка не будет. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь».

Бывают моменты, когда чум ломится от гостей. Мамы стараются накормить детей и отправляют их на улицу играть. Вдруг в это время сытый ребенок становится напротив сидящих за столом гостей и начинает буквально пожирать их глазами. С грустью замечали, что его ожидает либо сиротство, либо большая нужда родителей.

Часто в тундре гости торопятся, а стол еще не убран. В этом случае ничего не остается, кроме одного, чтоб предотвратить плохую примету. Хозяйка должна взяться за край стола, иначе гости «унесут» с собой достаток ее семьи. Только после этого они имеют право выйти из-за стола. Хорошо воспитанный ненец сам должен попросить об этом хозяев, извиняясь за спешку.
Некоторые гости очень любят угождать: убирают со стола, моют и вытирают посуду. Очень мягко, без упрека, хозяйка не должна позволить им этого, иначе помощь гостьи обернется для нее неудачей. Говорят, стол обеднеет, все удачи в добыче перейдут гостье.

А о тех людях, которые постоянно жалуются на нехватку пищи и прибедняются, говорят: «Нужда их ждет в ином мире, никто и никогда не будет приходить на могилу этого человека. Невольно он будет забыт навечно.

Приметы, используемые в воспитании детей, имели не только предупреждающий характер, но также прививали детям самоуважение.
В мальчиках родители воспитывали чувство уважения к себе как к будущему охотнику, рыбаку и оленеводу. Он не должен скрести с посуды остатки еды, тем более мыть посуду, иначе он будет плохим охотником. Старики с улыбкой говорят: Звери и птицы издали услышат скрип кастрюль и сковородок, с которых ты скреб остатки пищи. И звон посуды, которую мыл, им не по нраву".

Также будущий рыбак не должен есть хвостовую часть рыбы, иначе будет неудачником и всегда последним ставить сети на использованные рыбные места.

Будущий хозяин не должен проходить под веревкой, иначе он будет бесхарактерным нюней, вечно сонным и вялым. А также он должен содержать нож в идеальной чистоте, иначе будущая жена будет неопрятной.

И девочкам родители делали замечания, если видели после разделки рыбы и мяса грязный инструмент. «Не забывай вытирать нож. Когда ты станешь мамой — будешь неряхой, а детки твои не будут вылезать из грязи и вони», — так строго предупреждали, прививая им правила жизни.

Как только у девочек наступают «критические дни», для них начинает существовать ряд ограничений, вроде таких, что нельзя ходить вокруг чума, наступать на вещи и предметы быта, но особенно надо быть внимательной к мужским вещам.

Есть и правила-приметы, связанные с шитьем:

— нельзя шить одежду на себе;
— если девочка без причины прокалывает и втыкает несколько раз иголкой на себе одежду — это к покойнику;
— грех накладывать шов на другой, старый шов, — ослепнешь в будущем;
— нельзя забывать в конце шва делать узелок, иначе жизнь не будет иметь смысла;
— если с пальца соскакивает наперсток, то у будущего мужа будет вторая жена или первый брак хозяйки наперстка разрушит соперница.

Частенько некоторые девочки, ожидая, пока мать проверяет качество работы, то ли от волнения, то ли еще по какой причине, начинают ковырять во рту концом ножа. Но это не ускользает от взгляда вроде бы занятой мамы. «Убери изо рта нож, став взрослой, будешь объектом для сплетен и всю жизнь будешь чувствовать себя, как на остром конце ножа», — строго скажет мать, возможно, желая, чтоб дочь не поранилась и не привила бы себе дурную привычку.

С малых лет внушают девочкам об ответственности их роли создательницы нового очага, новой жизни. В течение нескольких столетий благодаря им, прекрасной половине человечества, ненецкий народ создавал, соблюдал и сохранял свои добрые традиции.

//Красный Север.-1999.-11 марта (№28).-С.20.


У ненцев существует почтительное отношение к пище и множество примет, связанных с ней . Вот некоторые правила обращения с ней.

- Нельзя смеяться над едой.
- Нельзя доедать еду за старыми людьми, будешь болеть.
- Если упал кусок. Надо бросить его около очага или печки. Это означает. Что ушедшие в Нижний мир хотят есть.

// Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса/
Под ред. Н. В. Лукиной.- Томск.: Изд-во Томского университета,
2001. – С.64

Приметы, связанные с бережным отношением к природе, с запретами жизни тундры, которые должны выполняться беспрекословно взрослыми и детьми :

- Не мучай зверя, животного, насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения.
- Не кидай камни, комья земли или снега в реку, озеро, водоём – ты ослепишь жителя подводного мира и сам ослепнешь.
- Не тревожь воду, потому что, не миновать беды- может подняться ураганный ветер и разбуженная вода может натворить много бед.
- Не стреляй из лука, не имея мишени – твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека.
- Не учись сквернословить – плохие слова на твоём языке оставляют запахи зловония.
- Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности, боль земли – это боль сердца твоего.

// Северный луч. - 1999.- 5 ноября (№45).-С.18


Приметы-наказы предков о бережном и осторожном отношении к собственным словам:

- Собственный язык может тебя возвысить, спасти в несчастье, сделать виноватым или оправдать.
- Доброе слово летит как сокол, лживое слово плетётся мышиными шагами.
- Доброе слово лечит душу, злое слово её тяжело ранит.
- Злые языки рождают слова, похожие на нож с двумя лезвиями.

Приметы-наказы предков об отношении к жизни, людям, к животным:

- Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он- смысл твоей жизни.
- Не смейся над чужой бедой: она на тебя обернётся
- В какую бы беду ни попал- голову не вешай, ум не теряй.
- Если ты соблюдал традиции народа и наказы предков, то старость не страшна: ты будешь жить в достатке, и у тебя будет много друзей.

//Ямальский меридиан. - 2002.- №11.- С.34-35

Если в дом придёт чужая блудная собака – к добру, к счастью

Если в доме злые собаки – и люди там неуживчивые.

Не берите собаку бесплатно- она на новом месте не приживётся.

Если собака, стоя на ногах, качается – хозяину предстоит дорога.

Нельзя собаку вечером звать по кличке – воры придут.

Нельзя переступать через собаку – растопчешь своё счастье.

Собака воет, подняв голову кверху – будет пожар, неурожай, несчастье.

У старых удачливых охотников на медведя бытовало поверье: «Сороковой-роковой». Поэтому многие старались не ходить на сорокового.

У охотника нельзя спрашивать. Куда он идёт, нельзя желать удачи. Лучше сказать : «Ни пуха, ни пера», а рыбаку: «Ни хвоста, ни чешуи».

Если вышел за порог, да вернулся, забыв что-то, удачи в пути не будет.

Чёрный кот перешёл дорогу – быть беде.

Женщина с пустым ведром на пути- тоже к беде.

Во сне пожар увидеть – к ссоре, к скандалу.

Увидишь во сне яйца- в дом гости явятся.

Много ягод на рябине – к тёплой зиме.

Облака начали долгие кочевья – перед ненастной погодой.

СЛОВАРЬ НЕНЕЦКИХ СЛОВ

Аргиш – обоз оленьих упряжек
Аркан – приспособление ля ловли животных
Вертлужок – приспособление из дерева или кости для крепежа нарт
Кисы – меховые сапоги из оленьих шкур
Макодан – отверстие вверху чума, через которое выходит дым
Малица – верхняя одежда из шкур с капюшоном и рукавицами
Нюк – меховое покрытие чума
Паница – верхняя женская одежда из меха молодого оленя, украшенная меховым узором, с воротником из меха песца или зайца
Пимы – меховые сапоги
Скребок – инструмент для выделки шкур
Хорей – шест, которым погоняют оленей приезде
Чум – жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами или берестой

Похожая примета

Современный общепринятый календарь состоит из двенадцати месяцев, каждый из которых имеет своё название. Но у ненцев есть свой календарь, в котором названия месяцев отражают занятие народа. Ведь большинство ненцев раньше занималось оленеводством, и вести наблюдения за погодой было очень важно для них. В результате этого появились пословицы и приметы о погоде.

В наше время актуальной задачей является сохранение культуры своего народа. Особенно интересно изучение пословиц о погоде с точки зрения экологии. Ведь согласно мировоззрению ненцев земля была священной, и не только с хозяйственной, но и с экологической и культурной точки зрения.

Актуальность работы заключается в необходимости изучения культуры ненецкого народа.

Цель работы: изучение пословиц и примет о погоде.

Задачи работы:

найти ненецкие пословицы и приметы о погоде;

исследовать пословицы и приметы о погоде, объяснить их значение.

При написании работы использованы следующие методы: поисковый, аналитический, интервью.

Календарь погоды в пословицах и приметах ненецкого народа

Жизнь природы, зависимость животного, растительного мира от состояния атмосферы ярко отражены в народных пословицах и приметах. Эту зависимость показала И.Л. Ханзерова в «Экологическом календаре ненцев». Каждый месяц имеет своё название. Можно считать, что эти названия своего рода приметы, по которым можно наблюдать за изменениями погоды. Так январь носит название «Лимбя’ ирий» - месяц рождения солнца. Именно в январе происходит увеличение светового дня, солнце поднимается над линией горизонта. Май – «Ид’ирий» - месяц поющей воды.

Ненцы, как и другие народы, пытались воздействовать магическими действиями - обрядами на природу. Так в народе бытует мнение, что если метель разыгралась на несколько дней, то её можно остановить, направив в сторону ветра лезвие топора. До сих пор некоторые жители отдалённых от центра округа деревень делают так при «нелётной» погоде.

Каждый день тундровика заканчивался прогнозами на завтра и на ближайшие дни, исходя из этого, строились планы. Утром наблюдали, какой дует ветер, какие облака, как может измениться погода в течение дня. Благополучие семьи оленевода зависело не только от количества оленей, но и от погодных условий – прохладного лета и несильных морозов зимой.

В ходе подготовки материала были собраны некоторые пословицы и приметы. Чётко разделить их по временам года не удалось, так как в большинстве они отражают потепление или похолодание.

Мало звёзд видно – к пасмурной погоде. Эта примета объясняется тем, что небо перед пасмурной погодой заволакивает облаками, облачность уплотняется и звёзд не видно.

Мерцание звёзд (нумгы’’ лябана’’) – к морозу, к холодной погоде. На высоте 8 – 10 км образуются кристаллики льда, которые рассеивают свет. То есть это оптическое явление.

По видимости Солнца и Луны тоже судили о погоде. Солнце вечером краснеет – день настанет ветреный. Солнце красные рукавицы надело – похолодает. Солнце становится расплывчатым – к непогоде. Красное солнце зимой – к непогоде. Вокруг солнца радуга – к бурану. Красный цвет небосклона и самого светила свидетельствует о высокой влажности воздуха, сопутствующей обычно появлению облаков, сильного ветра, осадков. Кольца или венцы около нашего светила можно увидеть при сильной влажности. Высоко над горизонтом появляются прозрачные облака. Кажется, что солнце светит сквозь вуаль из облаков, его очертания становятся всё более и более расплывчатыми. Именно в такую погоду мы и видим кольца вокруг светила.

С формой облаков также связан ряд примет. Например, облака толщиной с печень – к дождю (о свинцовых облаках); волнистые облака – к продолжительной метели; волнистые облака по горизонту – к бурану.

Есть приметы, связанные с положением дыма. Если дым из макодана поднимается вертикально вверх – это к усилению морозов. В безветренную погоду лёгкий тёплый воздух устремляется вверх, не испытывая боковых воздействий атмосферного воздуха.

Некоторые приметы связаны с наблюдениями за животными. Так если рыбак, разделывая рыбу, обнаружил, что воздушный пузырь в ней полон воздуха, то скоро начнётся шторм. Объяснить это можно тем, что перед штормом и во время его рыба поднимается наверх. Видимо, рыба боится мути, которая поднимается со дна во время волнения.

Помощником оленевода издавна является собака. Известно, что животные чувствуют изменения погоды. Так заметили, что собака валяется по земле – к метели. Вероятно, перед непогодой собаку начинают кусать клещи, и она пытается от них избавиться, валяясь в снегу.

Если собака высовывает язык, то будет жарко. У собаки нет потовых желез, и через язык у неё выходит пот.

Олень копыто лижет – к оттепели. Хатанзейская Елена Гавриловна (п.Красное), назвавшая эту примету, считает, что в копытцах оленей есть железы, которые начинают активно работать перед потеплением.

Существует ряд примет о погоде, основанных за наблюдениями за птицами: Куропатки низко летают к пурге; Летом комары садятся на малицу – к похолоданию; Кулики распелись – к дождю; Чайки высоко в небе – к ветрам; Среди зимы проснулись мухи – к теплу; Гагара на воде кричит – дождь накликает. Причём последняя примета о гагаре толкуется по-разному. Так житель Тиманской тундры Соболев С.И. (п.Индига) говорит, что гагара кричит к дождю, а жительница Большеземельской тундры (п.Красное) утверждает, что крик этой птицы предвещает хорошую погоду.

Похожая примета

Нас уже трудно чем-то удивить. Но вот что интересно – люди все также суеверно продолжают плевать через левое плечо и стучать по деревяшке, "чтоб не сглазить". Актуальность данной темы заключается в том, что суеверия настолько вошли в нашу жизнь, что стали неотъемлемой частью нашей натуры. Почему человек доверяет подобным обстоятельствам? Что заставляет поступать его так, а не иначе? Ответы на эти вопросы я попыталась найти в ходе исследования. Возникает проблема: почему приметы и суеверия, возникшие в древности, существуют до сих пор и в связи, с чем появляются новые.

Целью работы является исследование ненецких примет и суеверий в жизни современного человека.

изучить литературу по теме;

выяснить, что такое народная примета и суеверие; провести опрос;

выявить функции примет;

узнать происхождение некоторых примет и дать им толкование;

узнать, происходит ли обновление примет и суеверий в наши дни;

по результатам наблюдений оформить выводы исследования.

Объект исследования – приметы и суеверия.

Гипотеза: я предполагаю, что многие приметы часто используются в нашей повседневной жизни и многие верят в распространенные суеверия.

Методы исследования: теоретические (анализ литературы, работа с Интернет-ресурсами, обобщение данных), практические (социологический опрос).

Практическая значимость работы:

формирование интереса школьников к народной ненецкой культуре;

возможность использования материала для проведения тематических классных часов;

информационный, просветительский материал.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Причины возникновения примет и суеверий. Виды примет . Почти невозможно объяснить, как именно зарождаются суеверия. Суеверия могут иметь различное происхождение, но все они порождены невежеством и страхом.

Что же такое приметы и суеверия ? В Современном толковом словаре русского языка можно найти такие объяснения: « Примета - признак, предвещающий что-либо. Суеверие - предрассудок, основанный на вере во что-либо сверхъестественное».

Энциклопедия «Всё обо всём» предлагает такое объяснение суеверия : « Это вера или обычай , сохраняющийся у людей по отношению к чему-либо, даже после того, как новые знания и факты подрывают веру в предрассудки».

Слово «суеверие» старославянского происхождения, образовано от «суе» (вспомним слова «суета», «суетиться» ) , что означает «напрасно» и «вера» - то есть напрасная вера.

Поскольку древние люди не могли понять поведения животных, они создавали вокруг них суеверия. Черная кошка, перешедшая вам дорогу, – знак неудачи, вой собак – признак приближающейся смерти.

Приметы и суеверия существуют с незапамятных времён. Вот, к примеру, русская примета «Если соль рассыпал – к ссоре». Объясняется примета просто - соль на Руси стоила больших денег, и если кто-то её просыпал, то на него могли обозлиться, и возникла бы ссора.

Ненцы сильно верят приметам. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения. Особую роль приметы играли в воспитании подрастающего поколения. Говоря детям: «Не бери палец в рот, ты пока не стал сиротой», — не только предостерегали от угрозы беды, но также воспитывали в них гигиенические, эстетические и этические правила поведения. С малых лет родители требовали правильно вести себя за столом, предупреждая: «Во время еды нельзя болтать ногой, нельзя зевать, а закончив трапезу, не потягивайся за столом — пища станет безвкусной. Не заметишь, как быстро и бессмысленно будут убывать припасы семьи». А свистеть и петь подавно нельзя за столом — достатка не будет. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь». Бывают моменты, когда чум ломится от гостей. Мамы стараются накормить детей и отправляют их на улицу играть. Вдруг в это время сытый ребенок становится напротив сидящих за столом гостей и начинает буквально пожирать их глазами. С грустью замечали, что его ожидает либо сиротство, либо большая нужда родителей. Часто в тундре гости торопятся, а стол еще не убран. В этом случае ничего не остается, кроме одного, чтоб предотвратить плохую примету. Хозяйка должна взяться за край стола, иначе гости «унесут» с собой достаток ее семьи. Только после этого они имеют право выйти из-за стола. Хорошо воспитанный ненец сам должен попросить об этом хозяев, извиняясь за спешку. Некоторые гости очень любят угождать: убирают со стола, моют и вытирают посуду. Очень мягко, без упрека, хозяйка не должна позволить им этого, иначе помощь гостьи обернется для нее неудачей. Говорят, стол обеднеет, все удачи в добыче перейдут гостье. А о тех людях, которые постоянно жалуются на нехватку пищи и прибедняются, говорят: «Нужда их ждет в ином мире, никто и никогда не будет приходить на могилу этого человека. Невольно он будет забыт навечно».

Приметы, используемые в воспитании детей, имели не только предупреждающий характер, но также прививали детям самоуважение. В мальчиках родители воспитывали чувство уважения к себе как к будущему охотнику, рыбаку и оленеводу. Он не должен скрести с посуды остатки еды, тем более мыть посуду, иначе он будет плохим охотником. Старики с улыбкой говорят: «Звери и птицы издали услышат скрип кастрюль и сковородок, с которых ты скреб остатки пищи. И звон посуды, которую мыл, им не по нраву». Также будущий рыбак не должен есть хвостовую часть рыбы, иначе будет неудачником и всегда последним ставить сети на использованные рыбные места. Будущий хозяин не должен проходить под веревкой, иначе он будет бесхарактерным нюней, вечно сонным и вялым. А также он должен содержать нож в идеальной чистоте, иначе будущая жена будет неопрятной. И девочкам родители делали замечания, если видели после разделки рыбы и мяса грязный инструмент. «Не забывай вытирать нож. Когда ты станешь мамой — будешь неряхой, а детки твои не будут вылезать из грязи и вони», — так строго предупреждали, прививая им правила жизни.

Есть и правила-приметы, связанные с шитьем:

- нельзя шить одежду на себе;

- если девочка без причины прокалывает и втыкает несколько раз иголкой на себе одежду — это к покойнику;

- грех накладывать шов на другой, старый шов, - ослепнешь в будущем;

- нельзя забывать, в конце шва делать узелок, иначе жизнь не будет иметь смысла;

- если с пальца соскакивает наперсток, то у будущего мужа будет вторая жена или первый брак хозяйки наперстка разрушит соперница. Частенько некоторые девочки, ожидая, пока мать проверяет качество работы, то ли от волнения, то ли еще по какой причине, начинают ковырять во рту концом ножа. Но это не ускользает от взгляда вроде бы занятой мамы.

«Убери изо рта нож, став взрослой, будешь объектом для сплетен, и всю жизнь будешь чувствовать себя, как на остром конце ножа», — строго скажет мать, возможно, желая, чтоб дочь не поранилась и не привила бы себе дурную привычку. С малых лет внушают девочкам об ответственности их роли создательницы нового очага, новой жизни. В течение нескольких столетий благодаря им, прекрасной половине человечества, ненецкий народ создавал, соблюдал и сохранял свои добрые традиции.

У ненцев существует почтительное отношение к пище и множество примет, связанных с ней. Вот некоторые правила обращения с ней.

- Нельзя смеяться над едой.

- Нельзя доедать еду за старыми людьми, будешь болеть.

- Если упал кусок. Надо бросить его около очага или печки. Это означает, что ушедшие в Нижний мир хотят есть.

- Мальчику не положено мыть посуду – будет плохим охотником.

- Если положенный нож лег острием вверх, будет много рыбы: нож будет резать рыбу.

- Паук, висящий на паутине, - к рыбе.

Приметы, связанные с бережным отношением к природе, с запретами жизни тундры, которые должны выполняться беспрекословно взрослыми и детьми:

- Не мучай зверя, животного, насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения.

- Не кидай камни, комья земли или снега в реку, озеро, водоём – ты ослепишь жителя подводного мира и сам ослепнешь.

- Не тревожь воду, потому что, не миновать беды - может подняться ураганный ветер и разбуженная вода может натворить много бед.

- Не стреляй из лука, не имея мишени – твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека.

- Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности, боль земли – это боль сердца твоего.

Приметы-наказы предков о бережном и осторожном отношении к собственным словам:

- Не учись сквернословить – плохие слова на твоём языке оставляют запахи зловония.

- Собственный язык может тебя возвысить, спасти в несчастье, сделать виноватым или оправдать.

- Доброе слово летит как сокол, лживое слово плетётся мышиными шагами.

- Доброе слово лечит душу, злое слово её тяжело ранит.

- Злые языки рождают слова, похожие на нож с двумя лезвиями.

Приметы-наказы предков об отношении к жизни, людям, к животным:

- Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он смысл твоей жизни.

- Не смейся над чужой бедой: она на тебя обернётся

- В какую бы беду ни попал - голову не вешай, ум не теряй.

- Если ты соблюдал традиции народа и наказы предков, то старость не страшна: ты будешь жить в достатке, и у тебя будет много друзей.

- Если в дом придёт чужая блудная собака – к добру, к счастью. Если в доме злые собаки – и люди там неуживчивые.

- Не берите собаку бесплатно - она на новом месте не приживётся.

- Если собака, стоя на ногах, качается – хозяину предстоит дорога.

- Нельзя собаку вечером звать по кличке – воры придут.

- Нельзя переступать через собаку – растопчешь своё счастье.

- Собака воет, подняв голову кверху – будет пожар, неурожай, несчастье.

У старых удачливых охотников на медведя бытовало поверье: - «Сороковой роковой». Поэтому многие старались не ходить на сорокового. У охотника нельзя спрашивать: «Куда он идёт, нельзя желать удачи». Лучше сказать: «Ни пуха, ни пера», а рыбаку: «Ни хвоста, ни чешуи».

- Если вышел за порог, да вернулся, забыв что-то, удачи в пути не будет.

- Женщина с пустым ведром на пути - тоже к беде.

- Во сне пожар увидеть – к ссоре, к скандалу.

- Увидишь во сне яйца - в дом гости явятся.

- Много ягод на рябине – к тёплой зиме.

- Облака начали долгие кочевья – перед ненастной погодой.

Подтвердить или опровергнуть эти приметы мы сейчас не можем. Возможно, это сделает за нас время.

Результаты опроса

В ходе анкетирования было опрошено 38 человек. Это учащиеся и работники школы. Я разделила их по возрастам: до 20 лет и после 20 лет.

По результатам опрос большая часть людей верит в приметы и суеверия. Но молодежь меньше верит в приметы и суеверия, чем взрослые. Если же и верим, чисто инстинктивно или по аналогии со взрослыми, то не знаем, как избежать той или иной неприятности. Например, при встрече с черной кошкой 12 % указали, что нужно взяться за пуговицу, а взрослые - 25 %. Загадывать желание на падающую звезду: взрослые – 100%, учащиеся – 35 %. Беседуя со взрослыми, я выяснила, что свои знания люди старшего возраста получили от бабушек, родителей.

При ответе на 2 вопрос: «Какие приметы о погоде вы знаете?», выявилась проблема: мы, подрастающее поколение, не знаем примет. (Приложение 1)

Сейчас ведется много споров по поводу того, верить ли в приметы.

Приметы – это тысячелетние наблюдения наших предков, которые помогали им предсказать грядущие события и уберечься от надвигающихся несчастий.

Работая над данной темой, я убедилась, что это — неисчерпаемый источник познания самой жизни. Ещё совсем недавно, в прошлом веке, приметы считались суеверием, а сегодня биологи и астрономы профессионально подтверждают справедливость примет.

Возросший интерес к духовному наследию России делает актуальным приобщение учащихся к народной культуре, ведь народная культура обладает широчайшими возможностями для формирования у людей национального самосознания. К сожалению, немало того, что накапливалось веками, постепенно забывается, утрачивается. Что подтверждается результатами анкетирования. Гипотеза моего исследования подтвердилась.

Каждый думает и верит лишь в то, что кажется ему правильным. Не нужно все приметы примерять на себя. Но можно научиться создавать свои приметы, которые будут нести скрытый смысл именно для вас. Ведь недаром говорят, что человек сам создает свою действительность: о чем он думает, то с ним и происходит.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Даль В.И. «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа». – СПб., 1996.

3.Панкеев И. А. «Тайны русских суеверий». – М.: Яуза, 1998.

5.Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - М.: Ридерз Дайджест, 2004.

8.Лар Т. «Не мой посуду – звери услышат» : Приметы ненецкого народа // Красный Север. – 1999. – №28 (11 марта). – С. 20.

9. Мифология, фольклор и литература Ямала : хрестоматия для 5-7 классов / сост. Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко. – Тюмень : Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. – 363 с.

10. Мухачёв А. Ненцы : психология аборигена, традиции и современность // Ямальский меридиан. – 2002. – №11. – С. 34-35.

11.Ненецкие пословицы, поговорки, загадки, стихи // Красный Север. – 1996. – №70. – С. 7. 5. Приходько М. Когда пришла, когда ушла – её не видно, её не слышно : загадки лесного народа // Красный Север. – 1998. – 3 сент. (№35). – С. 12.

12. Приходько М. Хомани : Книга о жизни лесных ненцев. Сказки, стихи, легенды / М. Приходько, О. Приходько. – Санкт-Петербург : Дом «Светлячок». – 223 с. : ил.

13.Северные родники : лит.-краевед. хрестоматия для школ Ямало - Ненецкого автономного округа. – Сыктывкар. – 1995. – 203 с.

14. Фольклор коми и ненцев Ненецкого автономного округа / сост. А.В. Панюков. – Сыктывкар, 2009. – 500 с. 9. Фольклор ненцев / сост. Е.Т. Пушкарева, Л.В. Хомич. – Новосибирск : Наука, 2001. – 504 c.

15. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса / под ред. Н.В. Лукиной. – Томск. : Изд-во Томского университета, 2001. – С. 64. 16. Хэно В. Древо жизни рода Хэно // Северный луч. – 1999. – 5 нояб. (№45). – С. 18.

17. Явтысый П. А. Зов морошковой земли : стихи и рассказы / Авториз. пер. с ненец. В. Гордеева; худож. Д. Утенков. – М., 1989. – 123 с.

Похожая примета

Около луны есть звездочка, это собака луны. Когда звездочка близко к луне, ханты говорят:

Луна собаку притягивает, это к морозу.

2. Возле месяца звездочка, если она впереди месяца – к хорошей погоде, если сзади – к бурану.

3. Круг вокруг месяца к бурану.

4. Клишком яркое солнце – к устойчивой, яркой погоде, солнце мутное, погода будет портится.

5. Когда лучи солнца вверх – к морозу. Лучи вниз – к теплу.

6. Млечный путь ясный – к ясной погоде, к бурану плохого его видно.

7. Если закат красный, то на следующий день должен быть ветер.

8. Птички купаются в воде – к дождю.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»

Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери.

Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси

Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты, с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси.

заседание круглого стола Тема: Формирование устойчивого интереса к национально - культурному наследию коренных народов ханты и манси на основе мини - музея ДОУ

В заседании круглого стола принимают участие родители детей старшей группы. Воспитатель рассказывает о новой форме работы с родителями. Так же рассказывает о том, как родители на правах добровольных у.

Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"

Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение, интерес к коренным народам.

Загадки народов Ханты и Манси

Расширяем позновательную деятельность о народах Ханты и Манси.

Картотека игр народов ханты и манси

игры народов севера.

Консультация: "Праздники народов ханты и манси"

Консультация: Праздники народов ханты и мансиНароды севера, как и многие другие малые народности нашей страны имеют свою культуру и свои праздники и традиции. Все это они воплощают в национальных праз.

Читайте также: