Не разбилась бутылка о корабль примета
Обновлено: 13.11.2024
Вообще,эта традиция пришла из Франции. А "крещение" корабля - это обязательный ритуал.Спуск судна утром, при восходящем солнце обеспечивает «новорожденному» удачу. В общем, спуск судна на воду – очень важный момент. Ничто не должно быть оставлено на волю случая. Говорят ещё, если бутылка не разбилась о борт корабля, то - это плохая примета. Обычно, какие-то беды происходили в первом плавании.
Похожая примета
Как в начале прошлого века сообщила американская газета «New York Times», описывая гибель «Титаника», помимо айсберга в гибели судна был виноват и нарушенный древний морской обычай. Спуская на воду «Титаник» о борт забыли разбить бутылку шампанского.
В своих записках русский вице-адмирал, участник Цусимского сражения Николай Коломейцев, писал, что, пожалуй, нет более суеверной военной специальности, чем моряк.
Похожая примета
Зарождение традиции разбивать шампанское о борт нового корабля
Перед тем , как спустить новое судно на воду , проводят некий ритуал — о его борт обязательно разбивают бутылку шампанского. Как говориться: «На удачу». Эта традиция прошла довольно долгий путь до простой бутылки шампанского. Крестить корабли начали ещё несколько тысячелетий назад.
Традиция разбивать при спуске корабля бутылку шампанского , как самого благородного вина , пришла из Франции. Одни расы приносили жертву , другие окропляли борт нового корабля кровью , некоторые вином или молоком. В средневековой Европе монахи читали на борту нового судна молитвы , в некоторых странах всё заменялось обычной пьянкой. Постепенно они начали перерастать в окропление судна разными напитками , использовать же именно шампанское впервые начали на родине этого напитка — во Франции. Напиток выбран в связи с тем , что пена от шампанского напоминает морскую.
Прижилась традиция и в Соединенных Штатах. Лишь в период « сухого» закона шампанское заменялось имбирным пивом.
Традиция крещения нового судна на удачу была у всех цивилизаций , освоивших судоходство. Греки , например , украшали оливковыми венками нос корабля , пили вино в честь богов , и омывали лодку водой , чтобы благословить её. Вавилоняне приносили в жертву быка , турки приносили в жертву овец , а викинги и таитяне окропляли корабль человеческой кровью.
Эти события всегда имели религиозный подтекст. Целью этих действий всегда было получение благославления у покровительствующих богов. В средние века , в Европе , перед тем как спустить корабль на воду , на борту молились монахи , возложив руки на мачты и поливая святой водой палубу.
Религиозный аспект крещения корабля ушёл после Реформации , особенно это было заметно в Великобритании. В Великобритании знатные люди присоединялись к празднованию спуска нового корабля , которое было ничем иным , как простой пьянкой. По традиции они пили вино из больших и дорогих кубков , как правило , из драгоценных металлов и часто выбрасывали их за борт. Кубки доставались счастливчику из толпы или улетали в море. Но в связи с тем , что кораблей стали строить так много , что драгоценных кубков просто перестало хватать , их начали сохранять , а потом вовсе отказались от этой традиции пьянки на борту и начали попросту разбивать бутылку вина о борт корабля.
Выбор напитка
Крещение кораблей в молодых Соединенных Штатах было заимствовано из старой Англии. Вначале никто не выбирал , какую бутылку разбить , разбивали ту , что была под рукой. В ход шли вино , виски , коньяк , бутылка с родниковой водой или водой из океана или бутылка бурбона.
Кто придумал разбивать о борт именно шампанское история не знает , но впервые данный факт был зафиксирован в 1890 году во время крещения военного бронированного корабля Maine. Переход на шампанское также связывают с окончательным отказом от дерева в пользу стали при изготовлении судов. Взрыв бутылки шампанского о стальной борт смотрится очень эффектно , что очень любят в штатах.
Но в США пришёл сухой закон и корабли снова начали крестить водой , соком или в редком случае яблочным сидром. Шампанское вернулось только после отмены сухого закона. В это время европейцы успели перенять эту традицию.
Дотошные историки установили , что впервые бутылку вина о форштевень спускаемого на воду судна разбили на верфи в Чатаме ( Англия) в 1699 году. А в 1811 году в книгах Британского адмиралтейства впервые было зафиксировано имя женщины — своего рода « крёстной матери» нового корабля. С тех пор и повелось во многих странах при спуске каждого судна его « крёстная» должна обязательно разбить бутылку шампанского.
Казалось бы , нет ничего проще этой операции , но история церемоний спуска тем не менее изобилует смешными , а порой и печальными курьёзами. Так , одна английская принцесса , неумело размахнувшись бутылкой , разбила её не о нос корабля , а о голову некоего высокого гостя , которого пришлось срочно госпитализировать , а затем утешать щедрой компенсацией за увечье. Суровый урок пошёл впрок: бутылку стали привязывать длинным шнуром к верхней части форштевня. Однако и это не всегда спасало от недоразумений; порой , осколки разлетались настолько далеко , что врезались в толпу и ранили людей. Дабы избежать несчастных случаев , бутылку стали помещать в прочную металлическую или синтетическую сетку. И всё равно соблюдение традиции оказывалось далеко не всегда безопасным делом как для гостей , так и самой « крёстной матери».
Бытует поверье: если « крёстная» не сумела вовремя разбить бутылку о нос корабля , ему не видать счастья в море , беды будут преследовать его повсюду. Скептикам обычно приводят исторический пример. В 1898 году принцесса Мэри , будущая королева Англии , трижды не могла разбить бутылку шампанского о нос крейсера « Альбион». ( Как выяснилось потом , один из чиновников верфи накануне выпил шампанское , а бутылку залил водой .) И когда крейсер уже пополз по стапелю , кто-то из мужчин , участников церемонии , схватил привязанную к шнуру бутылку и , с силой ударив её о скулу корабля , все-таки разбил. И что же? Волна от вошедшего в воду корабля смыла с берега несколько человек , которых не удалось спасти.
Одна из первых крёстных матерей , крестивших судно в Англии , принцесса королевской крови , пытаясь разбить бутылку шампанского о нос корабля , промахнулась и разбила её о голову одного из присутствовавших на церемонии гостей. Последний получил серьёзную рану , и подал на принцессу в суд , а английская королева выплатила ему щедрую компенсацию. С тех пор при спуске судна бутылку привязывают к шнуру.
До войны одна знатная англичанка была удостоена чести быть крёстной матерью крейсера на верфи Джона Брауна в Глазго. Но случилось так , что прибор спускового механизма сработал раньше , чем она замахнулась бутылкой. Корабль стал двигаться по стапелю к воде. Оторвав шнур , привязанный к верху форштевня , англичанка схватила бутылку , устремилась с церемониальной площадки вниз и побежала по стапелю вслед за крейсером. На самом краю спусковой дорожки она скинула туфли и прямо в платье , держа одной рукой бутылку , поплыла за кораблем. Доплыв до остановившегося крейсера , отважная крестная под одобрительный рев многотысячной толпы разбила бутылку шампанского , как это и положено , о форштевень корабля и поплыла к устремившемуся к ней катеру.
Однажды во время торжественной церемонии рождения нового парохода в присутствии многих зрителей играла музыка , говорились высокопарные речи , и крёстная уже была готова бросить висевшую на шнуре бутылку в форштевень , как вдруг , ко всеобщему удивлению , судно сдвинулось с места и скрылось в тумане , из-за которого не было видно конца спусковой дорожки. Через час оно , некрещёное , благополучно было поставлено к достроечному причалу.
Скандальное крещение связано с именем знаменитого американского кораблестроителя Дональда Маккея , которого в 1853 году при спуске его клипера « Грейт Рипаблик» журналисты обвинили в скаредности. В тот момент , когда бутылка разбилась о нос клипера , представители прессы « не услышали хлопка и не увидели пены шампанского» и написали немало злых слов в адрес удивленного корабела. Как потом выяснилось , рабочие стапеля за час до торжества тайком распили бутылку и вместо шампанского налили в неё речной воды. Нет необходимости объяснять , почему многие церемониальные бутылки шампанского не разбиваются с первого раза…
Задержка судна при спуске предвещает трудности в его судьбе. Ни одно « счастливое» судно не застревало на спусковой дорожке! Издавна полозья заранее тщательно смазываются , в основном , конечно , для практических целей , однако моряки не забывают и об этой примете: при спуске « Королевы Мэри» было использовано 150 тонн жира и 50 тонн мягкого мыла. Хорошо , если во время спуска деревянные полозья вспыхнут — это значит , что судно будет « живым , как языки пламени».
Спуск судна утром , при восходящем солнце обеспечивает « новорожденному» удачу. Неплохо , если поблизости находятся чайки и дельфины: чтобы обеспечить их присутствие , в воду в качестве приманки бросают куски рыбы. Для обеспечения удачи буксиры , разворачивающие судно , после того как задержники остановят его на воде , должны выполнять поворот только по часовой стрелке.
В общем , спуск судна на воду — очень важный момент. Ничто не должно быть оставлено на волю случая. Любая небрежность или оплошность может запятнать добрую репутацию судна , всю жизнь оно будет неудачливым. Так что мелочей здесь нет."
Есть поверье , что не разбитая бутылка — дурной знак
Это не всегда так , были случаи , когда бутылка разбивалась , но с судном начинались беды в первом же плавании — и наоборот:
К-19 , атомная подводная лодка — бутылка не разбилась — на лодке были аварии и утечки , столкновения с кораблями , пожар;
« Оклахома», танкер — бутылка не разбилась — поломки двигателя , протечки нефти , повреждения от штормов и столкновения;
«Шарнхорст», немецкий линкор — бутылка разбилась — авария и несколько погибших при спуске , взрывы на борту , торпедирования , поломка радара и последующая внезапная атака британскими кораблями;
«Costa Concordia» — бутылка не разбилась — без комментариев;
Российский корабль" Яуза" - бутылка не разбилась — за 35 лет службы ни одного ЧП.
А как же насчёт « Титаника»? — Компания White Star Line , владелица судна , не придерживалась этой традиции.
Если бутылка не разбивалась
Как рассказывает журнал «Water World», некоторые американские верфи до сих пор держат в штате специальных людей, которые ловят пролетающую мимо бутылку и придают ей правильное направление – об борт. Когда однажды в Ньюкасле бутылка при спуске не разбилась, а судно уже сошло в воду, крестного срочно посадили на буксир, и церемонию успешно повторили на плаву.
Кстати, ещё со времён Петра первого, того, кто разбивал бутылку признавали крёстным отцом корабля.
В более древние времена, когда еще не додумались до всевозможных подстраховочных хитростей, если даже бутылка не разбивалась, морякам все равно приходилось выходить в море и молиться, чтобы не произошло чего-то совсем ужасного. Однако, если беда происходила, всю ответственность за гибель корабля и экипажа возлагали на того, кто не смог разбить бутылку.
В истории с бутылками не обходится без конфузов. Так, влиятельная английская газета The Guardian описала церемонию спуска на воду корабля «Королева Виктория». Бутылку о борт судна не смогла разбить графиня Камилла Корнуолльская, весьма не популярная в народе. И что же? Через несколько недель плавания, почти всех пассажиров, около сотни человек, скрутила диарея. Газета тут же назвала происшествие «Проклятием Камиллы».
В итоге, чтобы в следующий раз подобного не повторилось было решено, предварительно слегка подпиливать бутылку.
Похожая примета
Чтобы задобрить богов, в разные времена люди использовали разные средства: викинги приносили в жертву невольников, на Востоке корабль окропляли кровью девушек-рабынь, в средневековье кровь заменили вином в драгоценных кубках, которые потом выкидывали за борт. Впервые шампанское для этих целей использовали в 1890 году, и это не случайно. Игристый напиток символизирует первое соприкосновение корабля с морской пеной.
В русском императорском флоте обряд спуска корабля на воду отличался от иностранных, хотя и базировался на религии. Судно и флаги на нем (кормовой, Андреевский, императорский штандарт и гюйс) окропляли святой водой, служили праздничный молебен и под звуки народного гимна и разрывы салюта рубили последние канаты.
Традиционно разбивали бутылку и становились «крестными» мужчины. Впервые доверить эту почетную роль женщинам решились в Англии в 1811 году, а в 1846 году чести удостоилась и американка мисс Уатсон из Филадельфии, США. Чаще всего право называться «крестными матерями» кораблей получали женщины знатного происхождения, жены или дочери миллионеров владельцев верфей. Бутылку шампанского о борт головной атомной подводной лодки проекта 667А разбила Евдокия Ночвина, сварщица Севмаша, Герой Социалистического Труда, мать троих детей. Вадим Березовский — первый командир атомохода — впоследствии назвал ее «крестная мать 420-го» (по заводскому номеру заказа).
Но не только Евдокии Павловне досталось почетное звание крестной. При выводе из цеха головной АПЛ проекта 971 «Барс» право разбить бутылку шампанского о борт корабля предоставили Наталье Грибановой, комсомольской вожатой участка №91 цеха 50. А последний построенный на Севмаше атомоход этого проекта с гордым именем «Гепард», до сих пор несущий службу в составе Северного флота, был крещен легкой рукой Натальи Пластининой, мастера хозяйственных работ цеха 50.
Вера людей в благополучный исход дела при соблюдении этой традиции неслучайна и имеет под собой основу. Если бутылка не разбилась с первого раза — это плохой знак, который сулит несчастье. К примеру, бутылка, нацеленная на киль подводной лодки К-19 (головной корабль проекта 658), не разлетелась на осколки, как ожидалось, а осталась целой. После череды несчастий — аварий главной энергетической установки, столкновений, пожаров — эта подводная лодка получила прозвище «Хиросима».
Не удалось соблюсти традицию и при крещении круизного лайнера Costa Concordia, который в январе 2012 года налетел на рифы вблизи итальянского острова Джильо и перевернулся. Крушение унесло жизни 32 человек.
Известно также, что компания White Star Linе, владевшая печально известным «Титаником», не соблюла обряд крещения корабля. Столкновение судна с айсбергом унесло жизни более полутора тысяч человек.
Хотя стоит ли верить в магический знак неразбившейся бутылки — большой вопрос. История знает немало других примеров. Так, бутылка шампанского, направленная в корпус головной атомной подводной лодки проекта 627А, разбилась только с третьего раза. Хотя это и считается плохим знаком, с лодкой, так же, как и с ее экипажем, за все время боевой деятельности ничего не случилось — аварий и катастроф вплоть до вывода атомохода из состава ВМФ на корабле не было.
Психология суеверий
Про морские суеверия и приметы написаны горы книг. Многие из этих примет уже утонули в реке времени. Но главный ритуал выжил и сохранился до наших дней – разбить бутылку шампанского о борт. Правда, последнее время, игристый напиток все чаще заменяют вином.
Этот ритуал – своеобразный обряд освящения кораблей, который имел религиозный характер и описывался еще древнегреческим философом Гомером. Таким образом, моряки как бы приносили жертву в виде вина, очень дорого напитка по тем временам, а боги за это должны были стать к ним более благосклонны в пути.
Второе объяснение: корабль для любого моряка – нечто живое. И как ребенка при крещении окропляют водой, так и новенькое судно – шампанским или вином.
Читайте также: