Законы святы да судьи супостаты смысл поговорки

Обновлено: 07.11.2024

Русская пословица, которая применяется неодобрительно к тем, кто применяет закон (судьи, следователи, прокурор, полиция), искажая дух и смысл закона.

Законы святы, да законники (или: судьи) супостаты.

Капнист Василий Васильевич (1758 – 1823)

Комедия «Ябеда» (1798 г.). Эта комедия высмеивала произвол чиновников-взяточников и стала пользоваться широчайшим успехом среди петербургской публики. Это стало поводом к ее запрещению со стороны императора Павла I. В комедии Добров говорит (действ. 1, явл. 1):

"Ах! Добрый господин, ей-ей! законы святы,

Но исполнители – лихие супостаты.

Закон желает нам прямого всем добра;

Но мы хотя и все из одного ребра,

Но не равно мы все к добру расположенны.

В зерцало взглянь судов:

Петра черты священны

Безмездно там велят по истине судить;

Божествен суд таков!

Да где судей найтить?

Закон старается вселить в нас души новы,

Навычки умягчить развратны и суровы,

Ко бескорыстию желание вперить,

И с правдою судей сколь можно примирить;

Наградою их льстит и казнью угрожает;

Но против ябеды ничто не помогает.

Ее-то бойтесь вы, сударь, а то роса,

Покуда солнышко взойдет, пробьет глаза;

И чтоб насущного вам хлеба не лишиться,

То должно с ябедой как ни на есть сойтиться."

Следующая пословица

Законы часто бывают справедливыми и равными для всех, да только исполнители трактуют их так, как выгодно людям влиятельным или богатым.

С лова из комедии «Ябеда» (1798) русского поэта Василия Васильевича Капниста (1758 — 1823).

В ней высмеивался произвол чиновников-взяточников. Впервые комедия была поставлена на сцене в 1798 году в Петербурге и пользовалась большим успехом у публики.

ЗАКО́НЫ СВЯ́ТЫ, НО ИСПОЛНИ́ТЕЛИ ЛИХИ́Е СУПОСТА́ТЫ

Законы часто бывают справедливыми и равными для всех, да только исполнители трактуют их так, как выгодно людям влиятельным или богатым.

Следующая пословица

Каков начальник, таковы и подчинённые.

  • ⚜ Яблоко от яблони недалеко падает
  • ⚜ По Сеньке шапка, по Ерёмке кафтан
  • ⚜ По ватаге и атаман, а по овцам пастырь
  • ⚜ С кем поведёшься. от того и наберешься

Р уководитель определяет облик своих подчинённых, а также вверенного ему дела. Всё в мире взаимосвязано.

Деятельность человека зависит от его характера, и наоборот. На характер человека оказывает влияние его занятия и окружение.

Под «приходом» здесь имеется в виду — низшая церковная организация в христианской церкви; местность, где живут члены этой организации.

Каков поп, таков и приход — каков начальник, таковы и подчинённые.

У нас кругом до сих пор только и разговоров, как выволочь плохие колхозы из прорыва, а того не возьмут в соображение: каков поп, таков и приход. без настоящего председателя, который собрал бы в свои руки все вожжи, ни черта не получится.

Следующая пословица

(значение) — 1) о том, что судья может несправедливо решить дело; 2) судья играет ключевую роль в разрешении дела в суде (русская пословица).

Пословица указана в книге "Пословицы русского народа" (1853) В.И. Даля (раздел "Суд – Лихоимство"). Указывается, что иногда применялась прибавка к ней – "не бойся барина, бойся слуги".

Там же указаны близкие по смысле пословицы:

"Законы святы, да законники (или: судьи) супостаты" (раздел "Закон")

"Не бойся закона, бойся судьи (или: законника)" (раздел "Закон")

"Где добрые судьи поведутся, там и ябедники переведутся" (раздел "Суд – Правда")

"МИРОВЫЕ СУДЬИ", Собрание сочинений в восьми томах. Том 1 "Из записок судебного деятеля" (Издательство "Юридическая литература", Москва, 1966 г.) :

"Но наряду с этими единичными явлениями общее направление мировых судей сделало их камеры не только местом отправления доступного народу правосудия, но и школой порядочности и уважения к человеческому достоинству. Местный обыватель увидел очень скоро, что стародавняя поговорка: «Бойся не суда, а судьи» теряет свое значение правила житейской мудрости."

"Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики)" (1902 г.):

"Чем больше оттенков в своем практическом применении допускают эти правила, чем глубже касаются они личности и участи человека, чем более важным интересам общественной жизни они служат, тем серьезнее представляется вопрос — в чьи руки отдается приложение этих правил и при каких условиях. Не даром народная житейская мудрость создала поговорку: «не суда бойся, бойся судьи!». Известный французский криминалист Ортолан указывает на то, что честный гражданин еще может не подпасть под действие дурных уголовных законов, но он лишен средств избежать дурного отправления правосудия, при котором самый обдуманный и справедливый уголовный закон обращается в ничто."

«Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872 г.) действие 5, явление 2 - говорят о близких, которые попали в полицейский участок из-за найденных денег:

" Л а р и с а. Маменька, их совсем засудят или не совсем?

Ф е т и н ь я. Никому неведомо. Каков судья: сердит, так засудит, а милостив так простит.

М и г а ч е в а. Ох, да, да! Не бойся суда, а бойся судьи. Пуще всего ты его бойся!"

Читайте также: