Закончите пословицу кто аккуратен тот людям

Обновлено: 07.11.2024

Направление воспитательной деятельности: Физическое воспитание, здоровый образ жизни.

Цели мероприятия: формировать у детей стремление к осознанному соблюдению правил личной гигиены и внешнего вида, к аккуратности и организованности.

Оборудование: предметы для проведения викторины загадок (мыло, полотенце, губка, щётки); рисунки учащихся к произведениям В.Лившица "Перчатка", В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо", Н.Носова "Заплатка", В.Одоевского "Мороз Иванович", К Чуковского "Мойдодыр", "Федорино горе". (фрагменты данных произведений.); для проведения конкурсов: зеркало, 2 куклы, 2 расчёски, 3 вешалки с комплектом одежды, 2 набора для пришивания пуговиц; Плакат с пословицами по теме классного часа.

Ход мероприятия

Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

2.Основная часть.

Знакомство с темой урока.

Чтение с доски пословицы " Кто аккуратен, тот людям приятен".

- Как вы понимаете смысл этого изречения? Кого можно назвать аккуратным человеком?

(Выслушиваются ответы учащихся. На доске учитель записывает черты аккуратного человека, названные детьми.)

Просмотр инсценировки по стихотворению В. Лившица "Неряха".

Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок,
Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, неприятно.
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстёгнут воротник?
Кто он, этот ученик?

- Можно ли героя этого стихотворения назвать аккуратным и почему? ( Ответы детей).

- Да. Это стихотворение называется "Неряха".

- Что нужно аккуратному человеку для поддержания опрятности? Об этом викторина загадок, подготовленных вашими одноклассниками.

Викторина загадок.

(Правильно ответившие ученики показывают предмет загадки и рассказывают о его назначении, правилах пользования).

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей . (Расчёска)

Говорит дорожка -
Два вышитых конца:
-Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце)

Хвостик из кости, а на спинке - щетинка? ( Зубная щётка)

Резинка - Акулинка
Пошла гулять по спинке,
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала. ( Губка)

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится . (Мыло)

Не смотрел в окошко -
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко -
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

Трудится ей совсем не лень,
Одежду чистит каждый день,
Не щадит свои щетинки,
Не оставит и ворсинки. (Щётка для одежды)

- Для опрятности необходимо немногое: вода, мыло, мочалка и полотенце. Всё остальное зависит от самого себя.

Надо постоянно следить за чистотой своего лица, рук, шеи, уметь правильно чистить зубы.

Одежду и обувь, учебные вещи ,игрушки стараться содержать в чистоте и порядке.

- А вы, ребята, умеете ухаживать за своими вещами, одеждой, сохранять опрятным внешний вид?

Весёлые конкурсы.

(В конкурсах принимают участие по 2 человека. Учитывается правильность выполнения заданий и затраченное время).

"Зеркало" Глядя на себя в зеркало, произнеси 5 раз с разными интонациями фразу

"Какой я красивый и аккуратный". Старайся не рассмеяться.

"Повесь школьный костюм на вешалку".

Литературная викторина.

- Через рассказы, сказки, стихотворения детские писатели хотят показать вам как ценится аккуратный, организованный человек, а неряшливый, ленивый, недисциплинированный, наоборот, вызывает неприязнь.

- Послушайте (посмотрите) фрагменты известных вам произведений. Постарайтесь вспомнить их названия. Можно воспользоваться подсказками выставки рисунков.

"Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок:"
(К Чуковский " Мойдодыр")

"Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой."
( К. Чуковский "Федорино горе").

"Вопрос выносится не зря
На обсужденье класса,
Подумать только - вся ноздря
В чернилах у Тараса."
(А. Барто "Позорное пятно")

"Пришла : на кухню да и не знает, что делать. Кушать-то она любила ,а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило; да и лень ей было посмотреть. Вот она огляделась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и горчица, и квас-всё по порядку. Думала она, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала да, чтоб большого труда себе не давать, как всё было мытое - немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да ещё кваску подлила, а сама думает: "Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке всё вместе будет ".( Ленивица из сказки В. Одоевского " Мороз Иванович".

" Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил её, опять приложил к штанам, хорошенько обвёл вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать её снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и всё время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту. Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда всё сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко. Что не отодрать и зубами. Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его. - Вот молодец! - говорили они." (Н. Носов " Заплатка")

Этот рассказ заканчивается словами: " Эх, мне бы ещё пуговицы научиться пришивать:."

- Кто из вас смог бы научить этому Бобку? (Выбираются двое желающих для конкурса).

Просмотр инсценировки стихотворения О.Бедарева "Вот какая я".

Чья это ложка валяется
В глиняном блюдце
У кошки ?
Моя.

Чья это книжка лежит
Под столом без обложки?
Моя.

Пуговка чья закатилась
Ко мне под кровать?
Моя.

Чья это грязная кукла
Такая, что трудно узнать?
Моя.

Чья там тетрадка лежит,
На окошке забытая?
Моя.

Что за девочка
Из зеркала хмуро глядит
Не умытая?

Ой! Кажется, я!
Вымою ложку.
Книжку - в обложку.
Тетрадку - на полку.
В руку - иголку:
Пуговка пришита.
Кукла умыта.
В зеркало гляжу я:
Личико румяное.
Вещь никакая не брошена.
Вот я какая хорошая!

3. Заключение.

- Давайте посмотрим на те черты аккуратного человека, которые мы записали в начале урока. Нужно ли нам что-то изменить в этом списке?

(Выслушиваются ответы детей, по мере необходимости вносятся изменения в записи).

Следующая пословица

Цель урока: формировать у детей стремление к осознанному соблюдению правил личной гигиены и внешнего вида, к аккуратности и организованности. Показать, что внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.

  • Предметы для проведения викторины загадок (мыло, полотенце, губка, щётки).
  • Рисунки учащихся к произведениям В.Лившица "Перчатка", В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо", Н.Носова "Заплатка", В.Одоевского "Мороз Иванович", К Чуковского "Мойдодыр", "Федорино горе". (DVDс фрагментами данных произведений.)
  • Для проведения конкурсов:
  • зеркало,
  • 2 куклы,
  • 2 расчёски,
  • 3 вешалки с комплектом одежды,
  • 2 набора для пришивания пуговиц.
  • Плакат с пословицами по теме классного часа.

1. Знакомство с темой урока.

Чтение с доски пословицы " Кто аккуратен, тот людям приятен".

- Как вы понимаете смысл этого изречения? Кого можно назвать аккуратным человеком?

Выслушиваются ответы учащихся.
На доске учитель записывает черты аккуратного человека, названные детьми.

2. Просмотр инсценировки по стихотворению В. Лившица "Неряха".

Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок,
Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, неприятно.
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстёгнут воротник?
Кто он, этот ученик?

- Можно ли героя этого стихотворения назвать аккуратным и почему?

- Да. Это стихотворение называется "Неряха".

- Что нужно аккуратному человеку для поддержания опрятности? Об этом викторина загадок, подготовленных вашими одноклассниками.

3. Викторина загадок.

Правильно ответившие ученики показывают предмет загадки и рассказывают о его назначении, правилах пользования.

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей . (Расчёска)

Говорит дорожка -
Два вышитых конца:
-Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце)

Хвостик из кости, а на спинке - щетинка? ( Зубная щётка)

Резинка - Акулинка
Пошла гулять по спинке,
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала. ( Губка)

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится . (Мыло)

Не смотрел в окошко -
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко -
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

Трудится ей совсем не лень,
Одежду чистит каждый день,
Не щадит свои щетинки,
Не оставит и ворсинки. (Щётка для одежды)

- Для опрятности необходимо немногое: вода, мыло, мочалка и полотенце. Всё остальное зависит от самого себя.

Надо постоянно следить за чистотой своего лица, рук, шеи, уметь правильно чистить зубы.

Одежду и обувь, учебные вещи ,игрушки стараться содержать в чистоте и порядке.

- А вы, ребята, умеете ухаживать за своими вещами, одеждой, сохранять опрятным внешний вид?

4. Весёлые конкурсы.

В конкурсах принимают участие по 2 человека. Учитывается правильность выполнения заданий и затраченное время.

  • "Причеши куклу".
  • "Зеркало" Глядя на себя в зеркало, произнеси 5 раз с разными интонациями фразу
  • "Какой я красивый и аккуратный". Старайся не рассмеяться.
  • "Повесь школьный костюм на вешалку".

5. Литературная викторина.

- Через рассказы, сказки, стихотворения детские писатели хотят показать вам как ценится аккуратный, организованный человек, а неряшливый, ленивый, недисциплинированный, наоборот, вызывает неприязнь.

- Послушайте (посмотрите) фрагменты известных вам произведений. Постарайтесь вспомнить их названия. Можно воспользоваться подсказками выставки рисунков.

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок:"
(К Чуковский " Мойдодыр")

Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
( К. Чуковский "Федорино горе").

Вопрос выносится не зря
На обсужденье класса,
Подумать только - вся ноздря
В чернилах у Тараса.
(А. Барто "Позорное пятно")

"Пришла : на кухню да и не знает, что делать. Кушать-то она любила ,а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило; да и лень ей было посмотреть. Вот она огляделась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и горчица, и квас-всё по порядку. Думала она, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала да, чтоб большого труда себе не давать, как всё было мытое - немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да ещё кваску подлила, а сама думает: "Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке всё вместе будет ".( Ленивица из сказки В. Одоевского " Мороз Иванович")

" Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил её, опять приложил к штанам, хорошенько обвёл вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать её снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и всё время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту. Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда всё сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко. Что не отодрать и зубами. Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его. - Вот молодец! - говорили они." (Н. Носов " Заплатка")

Этот рассказ заканчивается словами: " Эх, мне бы ещё пуговицы научиться пришивать:."

- Кто из вас смог бы научить этому Бобку?

Выбираются двое желающих для конкурса.

6. Конкурс "Пришей пуговицу".

К доске выходят три ученика. Какое – то время их рассматривает класс. Затем они выходят за дверь, что-то меняют в своём облике, даже могут меняться одеждой или обувью. Класс должен восстановить их прежний облик.

Учитель: Человек, имеющий ухоженную внешность – чистые, хорошо постриженные волосы, красивую кожу, хорошие зубы и ухоженные руки – окружён ореолом самоуважения, чувством собственного достоинства. Чтобы уход за внешностью был эффективным, он должен войти в привычку.

8. Правила этикета, касающиеся культуры одежды и украшений:

- всё, что на вас надето, должно быть всегда безукоризненно чистым, отглаженным, застёгнутым на все пуговицы, аккуратно подшитым;

- волосы должны быть чистыми, даже если вы не делаете специальную причёску;

- обувь должна быть хорошо начищенной.

9. Коммуникативная игра «Деление по общему признаку».

Все участники садятся по кругу. Один ученик выходит за дверь. Все в это время делятся на 2 подгруппы по какому – то признаку.(например, наличие шнурков на обуви) Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так, чтобы они были обозначены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку класс разделился на две группы.

Учитель: Внешний вид – это визитная карточка человека, и от того, как мы выглядим, во многом зависит наш успех!

- Давайте посмотрим на те черты аккуратного человека, которые мы записали в начале урока. Нужно ли нам что-то изменить в этом списке?

Выслушиваются ответы детей, по мере необходимости вносятся изменения в записи.

Следующая пословица

- развивать когнитивные процессы: вербально - логическое мышление через отгадывание загадки, через работу над пониманием смысла пословицы; произвольное внимание через игру приветствие "Давайте поздороваемся", пальчиковую гимнастику;

-корригировать речевые нарушения через артикуляционную гимнастику, контроль за речью;

-развивать долговременную память через повторение правил безопасного поведения с инструментами;

-развивать навыки самоконтроля через упражнение "Учимся оценивать себя" через самостоятельное оценивание своей деятельности учащимися на основе критериев оценивания;

-развивать мелкую моторику кистей рук через выполнение практического задания, пальчиковую гимнастику.

- воспитывать аккуратность, опрятность, внимательное отношение к своему внешнему виду, одежде;

- способствовать формированию дружеских отношений, навыков поддержки и взаимопомощи через практическую работу учащихся.

Оборудование: толковые словари С.И. Ожегова и В.И. Даля; мультимедиа для показа слайдов; зеркала по количеству детей; фишки по 7 штук каждому ребенку; тарелочки для фишек; кусочки ткани по количеству детей; по одной игольнице на парту; иголка с ниткой по количеству детей; ножницы по количеству детей; пуговицы по количеству детей; цветочки – оранжевый, зелёный, фиолетовый по количеству детей; тарелочки для цветочков.

  1. Организационный момент

Педагог : Ребята, сегодня я предлагаю Вам поздороваться необычным способом. Когда я скажу: «Здравствуйте, мальчики!» - все мальчишки крикнут «Салют» и помашут мне рукой. Когда я скажу: «Здравствуйте, девочки!», все девочки улыбнутся, крикнут мне «Привет!» и помашут двумя ручками. А когда я скажу: «Здравствуйте, ребята». Вы все дружно скажите: «Здравствуйте» и похлопаете в ладоши. Молодцы, я рада Вас всех видеть.

2. Знакомство с темой занятия.

Слайд № 1 Ребенок читает с доски пословицу " Кто аккуратен, тот людям приятен".

- Как вы понимаете смысл этого изречения?

Дети : - Людям приятно общаться с аккуратными, опрятными людьми. А с НЕРЯХАМИ – неприятно.

Педагог : - Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

Дети : - Мы будем говорить об аккуратности, опрятности.

А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку, отгадка подскажет вам, чему мы ещё будем учиться на нашем занятии. Слайд № 2

Пришивают её к платью,

И к рубахе, и к пальто.

Без неё твоей одежде

Будет очень нелегко.

Педагог : Конечно, это пуговица. Ребята, а что такое пуговица?

Дети: Пуговица - это застежка, предназначенная для соединения частей одежды.

Педагог : Слайд № 3 Пуговица – застёжка (в виде твёрдого кружка), продеваемая в петлю.

Толковый словарь русского языка. Сергей ИвановичОжегов

Педагог : Кто из вас догадался, чему мы будем учиться на занятии?

Дети: Пришивать пуговицу.

Педагог : Всё правильно, будем пришивать пуговицу с двумя отверстиями. Как вы думаете, зачем человеку уметь пришивать пуговицы?

Дети: Чтобы быть опрятным, аккуратным.

Педагог : Ребята, мы часто сегодня употребляем слово «аккуратность». Давайте познакомимся со значением этого слова по толковому словарю Владимира Ивановича Даля Слайд № 4

Аккуратность –это черта характера человека, его отношение к себе, к труду, к вещам, к людям. Аккуратность проявляется в любви человека к порядку, в тщательности выполнения действий и обещаний, во внешней опрятности. Человек, любящий точность, порядок, бережливый.

Педагог: Вспомним, что такое синонимы.

Дети : Синонимы - это слова, которые произносятся по - разному, а по смыслу одинаковые или близкие по значению.

Педагог: Ребята, давайте выберем среди предложенных слов синонимы к слову «аккуратность».Слайд №5

Дети: Точность, чистота, добросовестность, опрятность, неряшливость, исполнительность, чистоплотность, прилежность, неряха.

Педагог: Слайд № 6 Хорошо, молодцы. В левой колонке у нас выбраны слова синонимы, а в правой колонке, что за слова остались. Это слова антонимы - противоположные по значению слова к слову аккуратность.

Педагог: Я хочу провести с вами упражнение «Учимся оценивать себя». Прошу взять в руки зеркала. Слайд № 7

Педагог: Посмотрите на себя в волшебное зеркальце и возьмите себе фишку в том случае, если вы:

— имеете подстриженные ногти;

— имеете носовой платок;

— у вас чистая одежда;

— у вас есть обложки на книгах, на тетрадях;

— у вас все предметы в пенале, а не разбросаны по портфелю;

— у вас аккуратно лежат предметы на парте;

Если вы набрали 6 — 7 фишек, то вас можно считать опрятным, аккуратным учеником.

Если вы набрали менее 5 фишек, то вам надо задуматься, не превращаетесь ли вы в НЕРЯХУ.

Педагог: А вы, ребята, умеете пришивать пуговицы? Давайте поучимся пришивать пуговицы.

Но, прежде чем приступить к работе, давайте, познакомимся с критериями оценивания своих работ: Слайд № 8

Оранжевый цветок -с заданием справился самостоятельно, без ошибок, аккуратно, все получилось.

Зеленый цветок -работу выполнил аккуратно, но допустил незначительные ошибки, либо выполнил поделку с помощью педагога.

Фиолетовый цветок –с заданием не справился.

Педагог: Итак, начнем с того, что существуют различные виды пуговиц: на ножке (или их еще называют с ушком), плоские с двумя и четырьмя отверстиями. (слайд № 9 )

Все пуговицы различаются между собой по форме, размеру и цвету. Слайд № 10 Для каждого вида одежды подбираются специальные пуговицы, которые предназначаются для платьев, рубашек, брюк, пальто, детской одежды, и т.д. Слайд № 11 Пуговицы бывают сделаны из самых разных материалов. Это может быть пластмасса, дерево, кость, железо. Слайд № 12

Педагог: Какие инструменты и оборудование вам понадобятся, чтобы пришить пуговицу?

Дети: Кусочек ткани, пуговицы, ножницы и игла с ниткой для шитья.

Педагог: Какие особо опасные предметы есть в этом списке?

Дети : Игла и ножницы.

Педагог : Давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами и иголкой.

Дети: (дети рассказывают правила работы с ножницами и со швейной иглой).

Никогда не оставляйте иглу без нитки!

Втыкайте иглу в игольник или катушку!

Не берите иглу в рот!

Никогда не втыкайте иглу в одежду, в мягкую мебель!

Если игла сломалась, обе ее половинки отдайте взрослым.

Ножницы: Слайд № 14

Не оставлять ножницы в раскрытом виде.

Передавать ножницы только в закрытом виде, кольцами вперёд.

Резать ножницами только над своим рабочим местом.

Педагог: Не забывайте ребята, что нитки подбираются к цвету пуговицы и ткани, что я уже для вас сделала. Но перед работой давайте разомнем свои пальчики, проведем пальчиковую гимнастику о пуговках: Слайд № 15

С нитки пуговки снимаю (Гладим каждый пальчик пальцами второй руки.)
И в коробку собираю. (Собираем в ладошку.)
Пуговичек очень много, (Играем пальчиками.)
Поиграю я немного.
Пуговицы я кручу, (Крутим кистями рук.)
И портным я стать хочу. (Шьем иголочкой.)
Раз, два, три, четыре, пять -
Снова будем мы играть. (Хлопаем в ладоши.)

Пальчики наши готовы к работе.

Педагог: А теперь можно приступать к пришиванию пуговицы.

У вас на столах лежат кусочки ткани и пуговицы. Так как мы будем пришивать пуговицу впервые, никто вперед не бежит, если все сделал, помоги соседу.

Начнем с 1 этапа работы. Слайд №17

Педагог: С лицевой стороны ткани приложить пуговицу с двумя отверстиями. Где находится у ткани лицевая сторона?

Дети: Там, где рисунок ярче.

Педагог:2й этап. Слайд № 18

Проколоть ткань с изнаночной стороны, вытянуть иглу в одно из отверстий пуговицы.

Педагог: 3й этап. Слайд № 19

Вколоть иглу во второе отверстие в пуговице и вытянуть иголку с изнаночной стороны.

Педагог: 4й этап . Слайд № 20

Повторите несколько раз. (Пуговицы с двумя отверстиями пришивают 2-4стежками).

Педагог: 5й этап. Заключительный этап. Слайд № 21

Остановиться на изнаночной стороне, сделать петельку на изнаночной стороне, затянуть её, чтобы закрепить нитку.

Педагог: 6й этап. Слайд № 22

Обрезать нитку, пуговка пришита.

Мы с вами сегодня проделали очень большую работу. Мне хочется, узнать как вы справились с заданием, что у вас получилось.

- Мы с вами добились поставленной цели? Научились пришивать пуговицы? Настал момент оценить свои работы. Перед вами на столах лежат тарелочки с цветочками.

- Теперь я предлагаю вам оценить себя.

Критерии оценивания: Слайд № 23

Оранжевый цветок -с заданием справился самостоятельно, без ошибок, аккуратно, все получилось.

Зеленый цветок -работу выполнил аккуратно, но допустил незначительные ошибки, либо выполнил поделку с помощью педагога.

Фиолетовый цветок – с заданием не справился.

Я очень рада, что у всех все получилось. Слайд № 24

- Возникали ли у вас сложности в работе?

- Что нового вы узнали на занятии?

- Будете ли вы пришивать пуговицы к своей одежде сами?

Я благодарю всех за сотрудничество, продуктивную работу. И мне бы хотелось узнать,с каким настроением вы уходите с занятия?

Следующая пословица

Цель : формировать у детей стремление к осознанному соблюдению правил личной гигиены и внешнего вида, к аккуратности и организованности, расширение кругозора учащихся о предметах личной гигиены, способствовать аккуратности и потребности к соблюдению правил личной гигиены, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, прививать детям стремление одеваться соответственно гигиеническим требованиям; воспитывать аккуратность, чистоплотность, повторить и закрепить знания о чистоте тела, о порядке, аккуратности и чистоте вокруг нас, обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью, учить соблюдать правила гигиены и уметь оценивать себя со стороны.

Оборудование:

Предметы для проведения викторины загадок (мыло, полотенце, губка, щётка, расческа, зубная щетка, зеркало, носовой платок).

Рисунки учащихся к произведениям В. Лившица "Перчатка", В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо", Н. Носова "Заплатка", В. Одоевского "Мороз Иванович", К. Чуковского "Мойдодыр", "Федорино горе".

Для проведения конкурсов:

3 вешалки с комплектом одежды,

2 набора для пришивания пуговиц.

Плакат с пословицей.

костюмы Мойдодыра, неряхи,

карточки с признаками аккуратного человека

блюдце, ложка, коврик, платок, фартук, книга, пуговица, кровать, тетрадь

памятки для учащихся

1. Знакомство с темой.

Чтение с доски пословицы "Кто аккуратен, тот людям приятен".

- Как вы понимаете смысл этого изречения? Кого можно назвать аккуратным человеком?

(Выслушиваются ответы учащихся. На доске учитель вывешивает черты аккуратного человека, названные детьми.)

2. Просмотр инсценировки по стихотворению В. Лившица "Неряха".

Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок,
Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, неприятно.
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстёгнут воротник?
Кто он, этот ученик?

- Можно ли героя этого стихотворения назвать аккуратным и почему? ( Ответы детей).

- Да. Это стихотворение называется "Неряха".

- Что нужно аккуратному человеку для поддержания опрятности?

Каким, по вашему мнению, должен быть внешний вид ученика, и каким - ни в коем случае?

Предлагаю обсудить этот вопрос в группах.

ученик не должен …

( чистый, опрятный, аккуратный, неряшливый, иметь всевозможные украшения,

в одежде для прогулок, в спортивном костюме, в бальном платье, открытом платье,

шортах, джинсах с модной вышивкой, без сменной обуви, подстриженный, с распущенными волосами, грязными руками, с сильным запахом парфюма, следить за личной гигиеной, в мятых ( отглаженных ) вещах, с накрашенными ногтями, глазами, в школьной форме,одетым в то, что больше нравится и т.д. )

Ведущий: Вдруг из маминой, из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой!

Ведущий: О ком идёт речь в этом отрывке?

Дети: О Мойдодыре.

Мойдодыр:
Чистить зубы дважды в день
Пастой с фтором вам не лень.
Зубные болезни сбегают в страхе,
Завидев зубной щётки волшебные взмахи.
Стоматолог дважды в год
К себе в гости всех вас ждёт.
Ешьте овощи и фрукты,
А не сладкие продукты!
-Ребята, помните 9 правил, которые помогут сохранить зубы здоровыми и красивыми!
Необходимо:

Чистить зубы 2 раза в день!

Соблюдать правильную технику чистки зубов!

Соблюдать правила употребления сладкой пищи!

Ополаскивать рот водой или зубными эликсирами после каждого приёма пищи!

Чистить зубы пастой с фтором!

Чаще употреблять в пищу овощи и фрукты!

Посещать стоматолога 2 раза в год!

Вести здоровый образ жизни!

Потому что зубы— это зеркало организма и отношения к своему здоровью!
Пожалуйста, будьте здоровы.

Сценка:
(Выбегает мальчик с грязными руками)

Мальчик:
-Надо быстро позавтракать!
-Так, что у нас на завтрак?

Мойдодыр:
— Миша, почему у тебя такие грязные руки?

Миша:
-Я рисовал вечером машинку красками и забыл помыть руки. Ну и что?

Мойдодыр:
— А что ты сейчас собираешься делать?

Мойдодыр:
-А ты ничего не забыл сделать?

Мойдодыр:
-С одним вот таким же неаккуратным мальчиком произошла вот такая неприятная история.

Аудиозапись:
Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Я за свечкой — свечка в печку.
Я за книжку,та бежать
И вприпрыжку под кровать.
Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Что такое? Что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом.

Миша:
-ОЙ, я не хочу, чтобы со мной произошла такая же история. Я сейчас быстренько умоюсь и всегда буду умываться перед едой, после игры, туалета и после того, как приду с улицы!

- А если мы не будем соблюдать чистоту нашего тела, то с нами могут случится различные неприятности. Какие? (если грязными руками потрёшь глаза, они начнут болеть, на грязной коже много микробов, если они попадут в ранку, то возникнет воспаление, когда будешь есть можешь облизать грязные пальцы и от этого заболит живот.)

- Ребята, а как вы моете руки?

- Оказывается, многие ребята не умеют мыть руки. Придут с улицы — и к крану, пустят воду, ладошку о ладошку чуть-чуть потрут без мыла и к полотенцу потянутся, грязь на нем и останется. Медик:

Возьми мыло и намыль руки до появления пены.

Потри не только ладони, но и тыльную их сторону.

Проверь, хорошо ли вымыл руки.

Проверь, сухо ли вытер руки, — приложи тыльной стороной к щеке.

- Ребята, а когда необходимо мыть руки?

А сколько раз в день нужно чистить зубы?

А зачем нужно чистить зубы? ( Чтобы не болели, были белыми и красивыми)

От чего могут заболеть зубы (если их не чистить. и есть много сладкого).

Если зубик заболел?

Чтобы волосы были здоровыми, красивыми за ними надо ухаживать. А как? ( Каждый день расчёсывать, мыть с шампунем, подстригать).

А теперь чтобы наши глазки отдохнули проведём гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Божья коровка летела,

На кончик указки села, глазками её поймай –

И за нею наблюдай.

- А теперь прочитайте и запомните советы доктора.

Мой руки перед едой.

Раз в неделю мойся основательно.

Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.

Каждый день мой ноги и руки перед сном.

Обязательно мой руки после: уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.

- А что ещё нужно содержать в чистоте? (одежду, обувь, , свой дом, школьные вещи, игрушки)

Есть школьники, которые плохо относятся к своим вещам: их портфели, книги и тетради находятся в ужасном состоянии. Да и сами дети неряшливы: одежда у них мятая, грязная, лицо и руки всегда в чернилах.. А среди вас, ребята, таких мальчиков и девочек нет? Конечно нет! Потому что все мы знаем следующие правила. (дети - чистота - залог здоровья; кто аккуратен, тот людям приятен; чистота – лучшая красота.)

Мойдодыр:
— Молодец, Миша! -И вы, ребята, не забывайте эти простые правила! А какие вы знаете пословицы о чистоте?

Дети:
-Огонь чистит, вода моет.
-Чистота-залог здоровья!
-Опрятный не нравится неряхе.
-Чист источник-чист ручей.
-Чистая вода для хвори беда.
-Чистота и здоровье – родные сёстры.
-Чисто жить – здоровым быть.
Чистота – лучшая красота.

Ведущий:
-Как вы их понимаете?
(Дети объясняют смысл пословиц).

Мойдодыр:
-А какие вы знаете стихи о чистоте?

Ученики:
Хорошо водичкой мыться,
В душе, ванне и корытце.
Каждый день, каждый день!
Мы мочалку мылим ловко,
Моем шейку и головку
Нам не лень, нам не лень!

• Кто не хочет быть грязнулей
Моет шею, моет уши
Добела, добела!
Ты журчи, журчи, водица,
Хорошо ты нам помыться,
Помогла, помогла!

3. Викторина загадок от Мойдодыра.

(Правильно ответившие ученики показывают предмет загадки и рассказывают о его назначении, правилах пользования).

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей . (Расчёска)

Говорит дорожка -
Два вышитых конца:
-Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце)

Хвостик из кости, а на спинке - щетинка? ( Зубная щётка)

Резинка - Акулинка
Пошла гулять по спинке,
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала. ( Губка)

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится . (Мыло)

Не смотрел в окошко -
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко -
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

Трудится ей совсем не лень,
Одежду чистит каждый день,
Не щадит свои щетинки,
Не оставит и ворсинки. (Щётка для одежды)

Лег в карман и караулю

Реву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез

Не забуду и про нос.

(Носовой платок)

- Для опрятности необходимо немногое: вода, мыло, мочалка и полотенце. Всё остальное зависит от самого себя.

Надо постоянно следить за чистотой своего лица, рук, шеи, уметь правильно чистить зубы.

Одежду и обувь, учебные вещи ,игрушки стараться содержать в чистоте и порядке.

- А вы, ребята, умеете ухаживать за своими вещами, одеждой, сохранять опрятным внешний вид?

4. Весёлые конкурсы.

(В конкурсах принимают участие по 2 человека. Учитывается правильность выполнения заданий и затраченное время).

"Зеркало" Глядя на себя в зеркало, произнеси 5 раз с разными интонациями фразу

"Какой я красивый и аккуратный". Старайся не рассмеяться.

"Повесь школьный костюм на вешалку".

5. Литературная викторина от библиотекаря.

- Через рассказы, сказки, стихотворения детские писатели хотят показать вам, как ценится аккуратный, организованный человек. А неряшливый, ленивый, недисциплинированный, наоборот, вызывает неприязнь.

- Послушайте фрагменты известных вам произведений. Постарайтесь вспомнить их названия. Можно воспользоваться подсказками выставки рисунков.

"Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок:"
(К Чуковский " Мойдодыр")

"Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой."
( К. Чуковский "Федорино горе").

"Вопрос выносится не зря
На обсужденье класса,
Подумать только - вся ноздря
В чернилах у Тараса."
(А. Барто "Позорное пятно")

"Пришла : на кухню да и не знает, что делать. Кушать-то она любила ,а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило; да и лень ей было посмотреть. Вот она огляделась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и горчица, и квас-всё по порядку. Думала она, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала да, чтоб большого труда себе не давать, как всё было мытое - немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да ещё кваску подлила, а сама думает: "Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке всё вместе будет ".( Ленивица из сказки В. Одоевского " Мороз Иванович".

" Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил её, опять приложил к штанам, хорошенько обвёл вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать её снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и всё время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту. Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда всё сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко. Что не отодрать и зубами. Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его. - Вот молодец! - говорили они." (Н. Носов " Заплатка")

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

И качает головой.

Ах, ты, гадкий, ах, ты грязный,

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки.

Даже брюки, даже брюки убежали от тебя.

Ответы учеников: Мойдодыр из сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр».

- Правильно, в этой же сказке есть хорошие строчки. Помогите мне их закончить. Рано утром на рассвете

Дети хором: И котята, и утята, И жучки, и паучки.

- А вот еще одна загадка. Откуда эти строчки и кто их автор?

Мимо курица бежала

И посуду увидала.

Вы откуда и куда?

И ответила посуда:

«Было нам у бабы худо.

Не любила нас она,

Била, била нас она.

Загубила нас она.

Ответы первоклассников: Из сказки К.И. Чуковскогй «Федорино горе».

7. Просмотр инсценировки стихотворения О.Бедарева "Вот какая я".

Чья это ложка валяется
В глиняном блюдце
У кошки ?
Моя.

Чья это книжка лежит
Под столом без обложки?
Моя.

Пуговка чья закатилась
Ко мне под кровать?
Моя.

Чья это грязная кукла
Такая, что трудно узнать?
Моя.

Чья там тетрадка лежит,
На окошке забытая?
Моя.

Что за девочка
Из зеркала хмуро глядит
Не умытая?

Ой! Кажется, я!
Вымою ложку.
Книжку - в обложку.
Тетрадку - на полку.
В руку - иголку:
Пуговка пришита.
Кукла умыта.
В зеркало гляжу я:
Личико румяное.
Вещь никакая не брошена.
Вот я какая хорошая!

(хором читают стихотворение)

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, –

И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!

8. Итог урока.

- Давайте посмотрим на те черты аккуратного человека, которые мы записали в начале урока. Нужно ли нам что-то изменить в этом списке?

(Выслушиваются ответы детей, по мере необходимости вносятся изменения в записи).

Каков же должен быть ваш внешний вид, чтобы вы стали интересны и приятны окружающим ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


«Чем люди отличаются друг от друга. Качества людей»

Познакомить ребят с понятием "качества людей"; помочь "исследовать" свои качества.


Игра-обсуждение «Люди, которые играют в игры, игры, в которые играют люди».

Мероприятие для обучающихся 4 класса по предупреждению детской наркомании, токсикомании и алкоголизма.


Мы разные люди, но мы люди!

Классный час ко Дню толерантности.


Методическая разработка внеклассного мероприятия с элементами тренинга по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Дарите людям доброту!»

Социальная и педагогическая значимость: сформировать представление о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностям.


Классный час "Ты среди людей. Зачем человеку другие люди?"

Цели:Образовательная: познакомить с правилами общения, учить общатьсяВоспитательная: воспитывать уважение к окружающим людям, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.Развивающая: развивать.


Классный час в 1 классе на тему "Кто аккуратен, тот людям приятен"

Классный час в 1 классе на тему "Кто аккуратен, тот людям приятен" .


Эссе по цитате: «Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит»

Читайте также: