Сибирские пословицы и поговорки
Обновлено: 06.11.2024
Б ез дельного слова разговор не затевай.
Боги любят живую жертву.
Будешь сидеть сложа руки – рыба и зверь домой к тебе не зайдут.
В каждом крае свои шаманы.
В мотне рыба плещется – счастье улыбается.
Вёрсты охотника – от одного дымка до другого.
Вести чёрные несутся быстрее вьюги чёрной.
Волшебные звуки шамана поражают как меткие стрелы охотника.
Время кружится вместе с солнцем.
Время – ветер: что ветром приносит, то ветром и уносит.
Всякому терпению есть предел.
Глаза таят слабости человека.
Выпущенную рыбу и стрелу назад не воротишь.
Голос хорошего журавля за семь вёрст слыхать.
Детство – время без забот.
Доброму слову улыбнётся и собака.
Дорога у людей, как у реки: без конца.
Дороги, где бы они ни лежали, на земле или на воде, многому учат человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей по теме недели "Дружба" на стенд по речевому развитию детей.
В помощь педагогам. Большая подборка пословиц и поговорок, которые можно использовать в НОД и режимных моментах.
Пословицы и поговорки о дружбе, труде и безделье, о семье.
Пословицы и поговорки о дружбе, труде и бездельеРассказать воспитанникам о ценности пословиц и поговорок, способствоватьрасширению кругозора и обогащению словарного запаса.
Материал предназначен для воспитателей, специалистов, родителей и детей ДОУ.
Сборник пословиц и поговорок о дружбе, труде и безделье.
Следующая пословица
Материал предназначен для воспитателей, специалистов, родителей и детей ДОУ.
Вложение | Размер |
---|---|
hakasskie_poslovitsy_i_pogovorki.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ДРУЖБА, ПОМОЩЬ, ТРУД, ЛЕНЬ
Если вдвоем поднимаешь бревно, легче становится вдвое оно.
На дружеское слово откликнись эхом снова.
У лентяя пусто брюхо, а во рту лентяя сухо.
Пот на лбу солон, да живот полон, руки не спят — штаны без заплат.
Лучше пешком по колючей стерне, чем по тропе на ленивом коне.
Потягиваться стал — сапог не натянуть, навытяжку стоишь — воды не зачерпнуть.
Пустобрех трудился языком и поныне ходит босиком.
По ржанию конь судит о коне, ты по поступкам судишь обо мне.
Сытое брюхо к учению глухо.
Тех, кто работает до пота, накормит досыта работа.
Одним ударом, хоть остер, не срубит дерева топор.
Ленивый спит, когда сидит, работает, когда лежит.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Руками ест, как ртом, трудолюбивый животом,
В подлунном мире знает всяк: медведь корове не свояк.
И у мыши пир горой был осеннею порой.
Жили родственники рядом—ссорились они, стали жить вдали — нет дружней родни.
Трудней большой палец пришить к рукавице, чем выскочить замуж красивой девице.
Лоснятся салом губы у радивого, покрыла перхоть голову ленивого.
В полено не вонзившийся топор схож с клячей, что не может взять бугор.
Нога, что старательна, сыта обязательно.
Кормлен скот, и молока льется белая река.
Свинья говорила: учтите, сало мое в корыте.
Портит ленивый, кормит радивый.
Губы в сале у трудолюбивого и всегда сухие у ленивого.
Посохом буду, коли в гору пойдешь, в мост обращусь, коли в реку войдешь.
Ранней пташке — зернышки клевать, поздней пташке — глазки протирать.
Голодают дети у ленивого
И нужды не знают у радивого.
Дружны неспроста, как турпанья чета.
Ног маята — дарит сало для рта.
Поведала сорока, что баба лежебока.
Из тощего мяса не вытопить сала, пользы в хозяйстве от лодыря мало.
Осенний день богатым был: один всю зиму прокормил.
День для безделия длинен, и краток для усердья он.
Работа, что неново—кормилица любого.
Ленив проказник, всяк день ему — праздник.
Встал раньше других, получил за двоих.
Сонливый видит сон, что спит, как мертвый, он.
Охота и скотоводство .
Охота считалась тяжёлым трудом, способствуя выживанию, и сопровождалась различными обрядами, чтобы благорасположить к себе горных духов. Разбрызгивали по сторонам АБЫРТХЫ, просили разрешение здесь ждать и не жалеть своё богатство.
После удачной охоты опять же проводился определённый ритуал, где благодарили за щедрость горного духа.
Народ верил, что всё в окружающем нас мире имеет душу. Эти знания передавались нашими далёкими предками.
В процессе охоты складывались разные изречения:
1. Аңнабазан, азыран полбассын. (Если не будешь охотиться, не прокормишься).
Значит: охота была необходимостью.
Смысл: для того, чтобы обеспечить благополучие, необходимо много трудиться.
2. АтыFчынын, хараƵы артых. (У стрелка глаза зорче.)
Не каждый человек мог овладеть охотничьим ремеслом.
Наблюдательность была присуща людям того отдалённого времени. Бережное отношение к природе было заложено в сознании людей далёкими предками. Они знали: не будет природы –не будет и их.
3. Аңҷы кiзi ачын полбаҷан.
(Охотник не должен быть жадным.)
1) добывали зверя столько, сколько необходимо для пропитания. В основном отстреливали самцов, а самок оставляли.
2) У охотников существовал обычай: возвращаясь с промысла, наделять в пути первого встречного мясом убитого зверя, а по прибытии домой – близких родственников или соседей.
О добрых и злых людях.
4. Чабанын, ахсына чаF чарабаан.
(Плохому человеку и сало не еда.)
Одно дерево не горит, один человек жизнь не устроит.
Одинокая головёшка не горит.
От злоязычного и камень треснет, злому от злословия и сало горько.
Применяется в отношении людей, которые не понимают добра и не довольны сделанным для них.
О воспитании подрастающего поколения.
5. Если старого будете уважать, долгие дни познаете,
если малого за малого не сочтёте,
если сироту, беззащитного угнетать будете, солнечного света вам не видать.
Старших почитай, годы твои будут долги, младших оберегай- дни твои будут светлы.
У кого лошади нет, тому лошадь дай, у кого одежды нет, того одень.
1. Была бы охота, заладится всякая работа.
2. Охотника и рыболова девятая заря кормит.
3. У всякой охоты свои заботы.
4. Охотник и за семь верст ходит кисель есть.
5. Силен медведь, да не умен - сам прет на рожон.
Если не будешь охотиться, не прокормишься.
1. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
2. Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
3. Добра не смыслишь — так худа не делай.
4. Добру расти, худу по норам ползти.
5. Добрые дела и после смерти живут.
6. Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.
Плохому человеку и сало не еда.
1. Водила за ручку — получила белоручку.
2. Кто не мог взять лаской, не возьмёт и строгостью.
3. Детей наказывают стыдом, а не батогом.
4. Побои мучат, а не учат.
5. Немой упрёк тяжелее сказанного.
6. Неразумная опека хуже беспризорности.
Если старого будете уважать, долгие дни познаете,
если малого за малого не сочтёте,
если сироту, беззащитного угнетать будете, солнечного света вам не видать.
1. С ружьём не играют.
2. Войско без вожака - что ружьё без курка.
3.Если нет в ружье патрона, как выстрелишь?
4. Цену лошади знает всадник, цену ружья – стрелок.
5.С медведем дружись, а за ружьё держись.
6. Кто стрелять не умеет, тот ружьё виноватит.
7. У стрелка глаза зорче.
Пословицы и поговорки и загадки хакасского народа
В пословицах, как и других формах народного творчества, заключен практический опыт хакасского народа, его миропонимания и всевозможные знания из окружающей жизни. Представлено все это в красочной и лаконичной форме.
Работа с пословицами предполагает одновременно интенсивную работу разума и чувства и, кроме того, определенные усилия в постижения смысла сказанного.
Пословицы и поговорки, являясь выражением вековой народной мудрости, несут в себе большое воспитательное значение. Они широко используются на речевых занятиях, на занятиях познавательной деятельности, по формированию логического мышления и в различные моменты повседневной жизни детей разных возрастных групп.
Следующая пословица
«Из глубины седых веков»: «Сибирские пословицы и поговорки»
Пословицы и поговорки передают из поколения в поколение народную мудрость. У каждого этноса она своя. Изучая эти меткие высказывания, можно найти в них отражение истории народа, его религии, обычаев, морали, в общем, всего того, что складывается в так называемую "картину мира". Фольклорный жанр Сибири является одним из составляющих русской культуры. Он отражает региональные особенности культуры местного населения.
Долгое время Сибирь была местом каторги и ссылки. Все это вызывало неприятные ассоциации. Люди боялись Сибири. Им казалось, что там живут сплошные чалдоны (так дразнили сибиряков). Если человек ехал туда, считалось, что он едет «к черту на рога», т. е в опасное для проживания место. Но, приехав на место, человек убеждался, что и в Сибири люди живут, так возникла пословица: «И в Сибири наше солнце светит». Побывав здесь, он уже не боялся Сибири. И если его пугали тайгой, ссылкой, он весело отговаривался: «Дальше Сибири не угонят, а Сибирь – тоже нашего царя»; «Страшна Сибирь слухом, а люди лучше нашего живут»; «Сибирь – золотое дно»; «Сибирь соболями славна».
Пословичный фонд составляют изречения, разные по времени возникновения, происхождению, источникам и социальной среде, их породившей. Но основа их возникновения едина – социальный трудовой опыт, наблюдательность, острый ум русского народа, а также художественные свойства и возможности русского языка.
Пословицы и поговорки имеют бесценное значение для воспитания патриотического чувства. Именно они в ненавязчивой форме рассказывают о том, что нужно делать порядочному, доброму, любящему свою работу, семью, свою родину, человеку, а что недостойно настоящего гражданина. Например, «Чти отца и мать – не придется тебе горевать»; «Без матери и солнце не греет» и др. Предстает множественность случаев и жизненных сцен сибиряков: «Лучше б тебе не родиться!» – то ли грозит, то ли сочувствует одна из пословиц. А поговорка вторит: «Твой бы приговор да тебе ж во двор» – это о недобром слове.
Сибирские пословицы и поговорки отличаются образностью и охватывают все стороны жизни человека: с одной стороны — это выражение практической, житейской народной мудрости, с другой — наследие старины. «Не тогда учи, как повдоль лавки, а тогда, как поперек», «Кто больше везет, на того больше и кладут» - гласят старинные пословицы, актуальные и по сей день.
Следующая пословица
Если вдвоем поднимаешь бревно, легче становится вдвое оно.
На дружеское слово откликнись эхом снова.
У лентяя пусто брюхо, а во рту лентяя сухо.
Пот на лбу солон, да живот полон, руки не спят — штаны без заплат.
Лучше пешком по колючей стерне, чем по тропе на ленивом коне.
Потягиваться стал — сапог не натянуть, навытяжку стоишь — воды не зачерпнуть.
Пустобрех трудился языком и поныне ходит босиком.
По ржанию конь судит о коне, ты по поступкам судишь обо мне.
Сытое брюхо к учению глухо.
Тех, кто работает до пота, накормит досыта работа.
Одним ударом, хоть остер, не срубит дерева топор.
Ленивый спит, когда сидит, работает, когда лежит.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Руками ест, как ртом, трудолюбивый животом,
В подлунном мире знает всяк: медведь корове не свояк.
И у мыши пир горой был осеннею порой.
Жили родственники рядом—ссорились они, стали жить вдали — нет дружней родни.
Трудней большой палец пришить к рукавице, чем выскочить замуж красивой девице.
Лоснятся салом губы у радивого, покрыла перхоть голову ленивого.
В полено не вонзившийся топор схож с клячей, что не может взять бугор.
Нога, что старательна, сыта обязательно.
Кормлен скот, и молока льется белая река.
Свинья говорила: учтите, сало мое в корыте.
Портит ленивый, кормит радивый.
Губы в сале у трудолюбивого и всегда сухие у ленивого.
Посохом буду, коли в гору пойдешь, в мост обращусь, коли в реку войдешь.
Ранней пташке — зернышки клевать, поздней пташке — глазки протирать.
Голодают дети у ленивого
И нужды не знают у радивого.
Дружны неспроста, как турпанья чета.
Ног маята — дарит сало для рта.
Поведала сорока, что баба лежебока.
Из тощего мяса не вытопить сала, пользы в хозяйстве от лодыря мало.
Осенний день богатым был: один всю зиму прокормил.
День для безделия длинен, и краток для усердья он.
Работа, что неново—кормилица любого.
Ленив проказник, всяк день ему — праздник.
Встал раньше других, получил за двоих.
Сонливый видит сон, что спит, как мертвый, он.
Читайте также: