Употребление пословиц в речи
Обновлено: 07.11.2024
Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом.
Например:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Пустая бочка громче гремит.
Не зная броду, не суйся в воду.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Краткость — сестра таланта.
Мал золотник, да дорог.
Следующая пословица
Пословица – едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. В ней, как в зерне, заложены деятельные силы демократической культуры. И как бы сверяя с пословицами самоё направление собственной работы, все великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц.
Пословицы касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия, оценок ближних, души человека, его здоровья, характера, причин и следствий его разнообразных действий.
Тематика пословиц многолика. Это важное, но не единственное их достоинство. Много существеннее – как они воспроизводят жизнь, какую оценку ей дают. В своё время Н. В. Гоголь, пленённый полнотой смысла пословиц, отметил их особенный «образ выражения». «В них всё есть, сказал Гоголь о пословицах,- издёвка, насмешка, попрёк, словом – всё шевелящее и задирающее за живое».
Пословицы переходят из века в век, передают накопленный опыт новым поколениям. Сама пословица не спорит, она утверждает. В ней окончательный вывод, она – итог длительных размышление и потому –категоричное суждение о мире: «Пословица – всем делам помощница».
Большинство пословиц и поговорок мира пронизаны пафосом гуманных идей и чистых чувств, соприкосновение с их миром доставляет человеку радость и душевное волнение.
Детский возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление обобщенных знаний о предметах и явлениях - важный этап в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для обогащения речи, для придания ей выразительности, точности. Также содержание многих пословиц является источником воспитаниянравственных качеств: любви к природе, Родине, труду,доброте и отзывчивости: «Сделав добро, не кайся».
Дидактическая функция пословиц и поговорок неоспорима.Они давно стали учебником жизни: в них можно найти совет, как поступить, как оценить поступок, свой и товарища, какой вывод сделать.
В возрасте 6 – 7 лет дети понимают уже многое, у них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, всё чаще и чаще у них возникают вопросы, почему и зачем. Поэтому знакомить детей с пословицами надо в старших группах дошкольного возраста. Очень важно, чтобы воспитатели сами знали пословицы и употребляли их к месту.
На занятиях по развитию речи методы использования пословиц могут быть самыми разнообразными. Они зависят от возраста детей, их подготовленности, сенсорного развития. В любом случае главная составляющая любого занятия – интерес к нему. Чтобы вызвать интерес к народному творчеству у детей, необходимо научить детей отличать пословицы и поговорки от других жанров народного творчества, понимать и объяснять их смысл, применять их к месту. Использовать их можно в режимных моментах, в играх, чтобы дети постоянно их слышали.
Например,занятие на тему: «Пословица недаром молвится».
Воспитательпредлагает детям рассмотреть несколько предметов: удочку, вилы, ножницы, цифру семь.
Анализируя назначение, к примеру, первого предмета, задаёт вопрос:
- Какая пословица спрятана в удочке?
Рассказывая, как этот предмет называется, что им делают, кто берёт в руки удочку, дети вспомнят пословицу «Рыбак рыбака видит издалека», либо «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Здесь уместно обговорить, как дети понимают эту пословицу, в каких ситуациях её произносят.
А можно подобное занятие провести иначе: воспитатель говорит пословицу, например, «Поработаешь до поту – поешь в охоту», «Свинья грязь найдёт, и т. д., а дети подбирают к ней предмет и объясняют, почему они остановили свой выбор именно на этом предмете.
Итогом занятия может быть рисование или лепка понравившегося предмета или они сами вспомнят пословицу и нарисуют к ней предмет.
Пословиц и поговорок много, но наиболее понятны детям пословицы о Родине, о дружбе, о маме,о природе:
1. Нет земли краше, чем Родина наша. Родина – мать, умей за неё постоять. Жить – Родине служить. Родина любимая – мать родимая. Родина – всем матерям мать.
2. Верный друг лучше сотни слуг. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дружба -как стекло - разобьёшь - не сложишь. Старый друг лучше новых двух. Не мил свет, когда друга нет.
3. При матери добро – при солнышке тепло. Материнская ласка нормы не знает. Сердце матери лучше солнца греет. Птица радуется весне, а мать деткам.
4. Береги нос в сильный мороз. В лесу тень весь день. Без воды – земля пустырь. Что летом родится, зимой сгодится.
Полезно использовать пословицы во время трудовой деятельности.
Воспитатель выводит группу на площадку, на свою территорию для уборки. Распределяя поручения, можно предложить детям вспомнить подходящую по ситуации пословицу. Например, «Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться», «Без хорошего труда нет плода», «В труде рождаются герои» «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».
Использование пословиц мотивирует детей на добросовестную, ответственную работу, придаёт ей состязательный характер, развивает спортивный азарт, желание выполнить поручение как можно лучше.
При изготовлении поделок в начале занятия воспитатель напоминает
пословицу «Скоро, да не споро». Обязательно должно пройти обсуждение этой пословицы:
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Почему занятие началось именно этой пословицей. Можно ли предложить другую? (Поспешишь – людей насмешишь», «Что сделано наспех, сделано на смех»). Знакомство с пословицами данной тематики не только воспитывают аккуратность в работе, качественное её выполнение, но, как и другие, обогащают словарный запас, учат пользоваться пословицами в обиходе.
Один из самых интересных видов работы с пословицами – её игровой вариант. В группе можно провести игру «Доскажи пословицу». Воспитатель или дети по очереди проговаривают начало пословицы, а продолжение доскажет тот, кому, например, брошен мяч или кто первый поднял руку.
Очень хорошее упражнение «Подбери пословицу к сказке». В этой игре объединяются два фольклорных жанра, и это даёт богатейшие возможности не только для речевого, но и нравственно – этического воспитания.
После прочтения сказки ребёнок с помощью воспитателя пытается подобрать нужную пословицу, которой можно кратко охарактеризовать главного героя. Давая оценку поступку герою сказки, ребёнок, прежде всего, называет его черты характера, что, по мнению воспитанника, он делает хорошо, а что плохо, и только потом можно говорить о пословице, которая наиболее ярко высветит названные недостатки. Например, сказка «Заяц – Хваста». Дети быстро подберут пословицу «Если сам себя не похвалишь, никто не похвалит»», т. к. они поймут, что героем двигало тщеславие. Иногда пословица становится названием сказки. Интересно понаблюдать, поймут ли это дети сразу или только по наводящим вопросам воспитателя. Например, сказка «У страха глаза велики».
В своей практике я уделяю большое внимание фольклору.
Устное народное творчество продолжает развиваться и в наши дни. Таким образом, использование малых фольклорных форм на занятиях в детском саду актуально и перспективно.
Публикации по теме:Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ из опыта работы Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.
Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.
Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.
Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.
Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.
Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.
Картотека пословиц и поговорок об учебе, знаниях для начальной школы С самого детства человека сопровождают короткие и мудрые изречения - пословицы и поговорки. В них - народная мудрость. Они актуальны на.
Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.
Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.
Поговорка — символичная фраза или словосочетание
Поговорка — это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется.
Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.
Примеры поговорок
«свинью подложить» (напакостить)
«медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)
«остаться с носом» (быть обманутым)
«остаться у разбитого корыта» (потерять что-либо из-за глупого поведения)
«когда рак на горе свистнет» (никогда)
«свадебный генерал» (важная персона, от которой нет фактического толку)
Примеры употребления поговорок в предложениях
Я подарю тебе эту машину, когда рак на горе свистнет.
Незаконно уволенный сотрудник подложил нам свинью.
Кот Базилио и лиса Алиса оставили Буратино с носом.
Наш новый директор ходит важный, каждой ерундой интересуется, делает вид, что что-то понимает, и при этом задает наиглупейшие вопросы, короче — типичный свадебный генерал.
Следующая пословица
Мастер класс на тему «Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Багаева А. М.
Цель: повышение профессиональной компетенции в вопросах развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
- Познакомить участников мастер класса с разнообразными приемами ознакомления детей с устным народным творчеством. (Пословицами поговорками).
- Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
- Способствовать развитию мышления, творчества, образности речи педагогов ДОУ.
Величайшее богатство народа - его язык. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, национальная история, быт, как в пословицах и поговорках. Пословицы, как на крыльях перелетают из века в век, от одного поколения к другому. Я считаю, что именно вот эта связь поколений, как никогда важна сейчас. Давайте с вами вспомним что такое пословица и поговорка. (высказывание педагогов).
В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат — в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я. О.Каменского: : «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т. е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое».
Знакомство детей с пословицами и поговорками играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащает чувства ребенка, его речь. Вслушиваясь в образность народного языка дети приобщаются к красоте и самобытности русского слова. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству. Хорошо подобранные пословицы должны соответствовать уровню развития ребенка, должны быть понятны ему. Одни пословицы и поговорки побуждают к действию другие учат «уму разуму». Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает речь. Систематическая работа над пословицами и поговорками очень многое дает детям. Во-первых они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщенный характер. А у современных детей часто наблюдается недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связанного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса. Проводя работу при ознакомлении детей с пословицами и поговорками можно создать копилку пословиц и поговорок по разным темам ; о «Родине», о «Труде»,о «Временах года» ,о «Смелости» ,о «Правде и лжи», о «Дружбе», о «Семье», о «Матери» и т. д.
Такая «копилка» позволяет более эффективно использовать их в работе, практически во всех видах деятельности. Так, удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание. Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний.
Сейчас я хочу вам представить этапы ознакомления детей с пословицами и поговорками.
* Знакомство с понятием что такое пословица и поговорка
*Внимательно прочитать с детьми пословицу
* Выяснить лексическое значение непонятных и устаревших слов и подобрать слово, используемое в настоящее время.
*Выяснить смысл пословицы в целом, о чем она и чему она учит.
*Определите, к какой тематической группе ее можно отнести
* Вместе с детьми подумать, к какой житейской ситуации ее можно отнести или подобрать сказку, подходящую под эту пословицу.
А чтобы нам было интереснее работать, попрошу Вас побыть детьми старшего дошкольного возраста и приглашаю поиграть в игру «Подбери картинку к пословице». Конечно, Ваш жизненный опыт, багаж знаний остаётся с Вами, на него и будем опираться.
Посмотрите, сколько разных картинок у нас на мольбертах. Давайте рассмотрим их. Это иллюстрации к знакомым сказкам. А сейчас я буду называть пословицу, а Вы отберёте те картинки, которые, по вашему мнению, соответствуют по содержанию, смыслу данной пословицы и объясните, почему сделали именно этот выбор.
- Труд кормит, а лень портит («Морозко», «Колосок»)
- Научит горюна другая сторона («Маша и медведь»)
-Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей («Лиса и заяц»)
-Злом отвечать на зло -плохо («Лиса и журавль»)
-Иванушка - дурачок, да в жизни не простачок («По-щучьему велению»)
Подбор картинок постоянно можно обновлять, так как пословиц огромное количество и тема эта неиссякаема.
Игровое упражнение «Закончи пословицу»
Хорошая книга- лучший Друг
Кто много читает –тот много Знает
С книгой жить –век не Тужить
Книга твой друг- без нее как без Рук
Книга подобна воде - дорогу пробьет Везде
Можно провести следующую дидактическую игру «Подбери героев сказок к пословицам»
Ребята, я сейчас вам назову несколько пословиц. Послушайте их внимательно:
1. Не ищи красоты, ищи доброты.
Мир не без добрых людей.
Доброму бог помогает.
1. Злого любить – себя губить.
Злой человек —как уголь: если не жжёт, то чернит.
1. Без хорошего труда нет плода.
Терпенье и труд все перетрут.
Маленькое дело лучше большого безделья.
О каких людях эти пословицы (о добрых, злых, трудолюбивых) Встречали ли вы таких людей? Где? (в сказке, в жизни). Хотели бы Вы с ними общаться?
Я предлагаю поиграть ещё в одну игру. У вас на столах лежат карточки с изображёнными на них героями сказок и фломастеры. Выберете героев, к которым подходят пословицы о доброте и пометьте их красным фломастером; тех героев сказок, про которых говорится в пословицах о зле, отметьте чёрным цветом, а героев, которых характеризуют пословицы о труде отметьте синим цветом. Молодцы отлично справились с заданием.
Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки — эффективное средство приобщения детей к народной культуре, воспитание нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, обогащение их словарного запаса, улучшение понимания речи окружающих за счёт ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.
И в заключении : Дружно хлопнули в ладоши
Вместе топнули ногой
Все во что мы здесь играли
Забираем мы с собой
Спасибо за внимание!
Публикации по теме:Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.
Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.
Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.
Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.
Следующая пословица
В работе проводится исследование на употребление пословиц и поговорок учениками нашей школы. В результате был сделан вывод, что дети знают много пословиц, но не употребляют их в своей речи. т. к. не модно.
Просмотр содержимого документа
«Павлов Шевкопляс исследование»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Учебно-исследовательская работа
«Употребление пословиц и поговорок
в речи современного человека»
Секция «Филология»
ученики 6б класса
Научный руководитель:
Сидельникова Галина Владимировна,
учитель английского языка, МБОУ «СОШ № 10».
г. Находка 2015 г.
Причины возникновения пословиц.
Что такое пословица?
Что такое поговорка?
Отличие поговорки от пословицы . 5
Использование пословиц и поговорок в современной речи…6-8
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А. И. Куприн
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» К. Г. Паустовский
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием» И. С. Тургенев 1
Как красиво написано о нашем языке известнымиписателями. Нам достался по наследству действительно неповторимый язык. Наша задача его сохранять, и если не сказать больше, преумножать.
Народ создал несметное количество пословиц и поговорок, в которых мудро и точно отразилась вся его жизнь. Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. В пословицах и поговорках отразились и история и сегодняшний день.
Тема: «Употребление пословиц и поговорок в речи современного человека»
Проблема исследовательской работы: Современные дети не используют пословицы и поговорки в своей речи.
Гипотеза: Полагаем, что школьники не используют пословицы в речи, т.к. не знают их.
Актуальность исследовательской работы: Выпускники 9, 11 классов сдают экзамены по русскому и английскому языкам. При написании сочинения (русскому языку), учащиеся могут использовать пословицу в качестве одного из аргументов. При написании эссе по английскому языку, во вступлении, при перифразе темы, можно подобрать подходящую по смыслу цитату или пословицу на английском языке. Выбирая ее, следует отдавать предпочтение наиболее лаконичной и максимально попадающей в тему. Использование пословиц и поговорок обогащает как устную, так и письменную речь, развивает память, приобщает к народной мудрости.
Выяснить, употребляются ли поговорки и пословицы в речи современного человека.
Вспомнить отличие пословицы от поговорки.
Узнать,почему современные школьники не используют пословицы и поговорки?
Обогатить свой активный словарный запас пословицами и поговорками.
Помочь учащимся овладеть афоризмами для использования их при сдаче экзаменов.
Провести наблюдение и выяснить, кто использует в речи пословицы.
Изучить литературу, углубить знания по данной тематике.
Провести анкетирование среди учащихся нашей школы на предмет употребления пословиц и проанализировать.
Найти русские и английские пословицы и сгруппировать их по темам.
Составить буклет с афоризмами для использования их при сдаче экзаменов.
Предмет исследования: пословицы и поговорки
Объект исследования: современная речь учеников, учителей нашей школы, использующие в речи пословицы и поговорки.
Методы исследования: Наблюдение, сбор и обработка информации, анкетирование, анализ.
Используемая литература:
Литература. 6 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ [авт.-сост. В. П. Полухина и др.]; под ред. В. Я Коровиной. -15 изд.- М. :Просвещение, 2008.-318 с.
Степень изученности данного вопроса.
В интернете по теме «Пословицы и поговорки в речи школьника», можно найти доклады, рефераты, научные и учебные исследовательские работы, как школьников, так и преподавателей, студентов, ученых, что говорит о степени изученности данного вопроса. Новизна данной работы состоит в том, что до нас никто не занимался проблемой по использованиюпословиц и поговорок в речи учеников нашей школы. Мы исследуем речь обучающихся нашей школы на предмет употребления «сгустков народной мудрости» первыми.
II. Основная часть.
Причины возникновения пословиц.
Никому не секрет то, что пословицы есть у каждого народа, включая даже такие отдаленные океаном от континентов острова, как Гавайи, а также плеяда островов, которые мы сейчас знаем как территорию, под названием Океания.
Так по каким же причинам возникли пословицы? На протяжении тысячелетий люди заметили, что определенные действия, могут привести к определенным последствиям. И чтобы сохранить эти наблюдения, и передать следующему поколению, начали создаваться такие вот народные мудрости как пословицы и поговорки. Но описывать какое то учение и нравоучение с огромным набором слов, чтобы донести суть мудрости, было очень сложно. Тем более, из-за постоянного переписывания мог измениться тот первоначальный смысл, а также и то, что не у всех народов была письменность. Поэтому и возникла сокращенная форма пословиц, которую можно легко было запомнить и передать детям и внукам. Можно вспомнить такую картину, которую мы видели в фильмах, или слышали рассказы от пожилых людей, когда у костра вечером собиралось племя, и один умудренный опытом старец, рассказывал легенды, пословицы, поговорки 2
Что такое пословица?
В «Толковом словаре» В. И. Даль дал определение пословицы: «Пословица ж. краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается: сама; это ходячий ум народа;она переходит в поговорку или простой оборот речи» В данном определении не говорится, что пословица — обиняк, здесь сказано, что она — поучение «более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора», т. е. речь идет и о том, что пословицы могут иметь и прямой смысл; не говорится также, что, полная пословица состоит из двух частей.
Что такое поговорка?
Поговорка, по определению В. И. Даля, — «окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения — но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно намекает. Она не говорит “он пьян”, а скажет: “У него в глазах двоится, он навеселе, язык лыка не вяжет”»
В «Толковом словаре» В. И. Даль дал определение поговорок. «Поговорка— складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поученье, в принятых, ходячих выраженьях; условный оборот речи, обычный способ выражаться
В речи поговорка иногда становится пословицей, а пословица — поговоркой. М. А. Рыбникова привела несколько примеров поговорок и пословиц:
И нашим и вашим. И нашим и вашим за копейку спляшем.
Воду в ступе толочь. Воду в ступе толочь — вода и будет. 3
Из уроков литературы мы знаем:
Пословица - это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. Например: «Век живи, век учись», «Без друга на сердце вьюга», «Глаза страшат, а руки делают». Яркую и точную характеристику пословицам дал сам народ. Он отметил правдивость пословиц: «Пословица правду всем говорит», их мудрость: «Пень не околица, глупая речь не пословица». В пословице видели доброго советчика: «Пословица - всем делам помощница»; отмечали долголетие пословиц: Пословица век не сломится».
Поговорка - это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения. Например: «Лёгок на помине», «Бить баклуши», «Как снег на голову», «Ни к селу, ни к городу».
Отличие поговорки от пословицы.
Отличие поговорки и пословицы сам народ видит в том, что поговорка- украшение речи (цветок), тогда как пословица-суждение полное, завершённое, зрелое (ягодка)
В живой речи поговорка часто становится пословицей, а пословица превращается в поговорку. «Чужими руками жар загребать» - это поговорка. Так говорят о любителе использовать даром чужой труд. Это выражение может стать пословицей, если мы скажем: «Легко чужими руками жар загребать». В не есть поучительный вывод и законченность суждения.
Народ создал несметное количество пословиц и поговорок, в которых мудро и точно отразилась вся его жизнь.
Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Появились они еще в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал их. Они, как правило, не имеют автора.
Почти каждая пословица имеет прямой и переносный смысл, который расширяет рамки ее применения. "Большому кораблю большое плавание» - эта пословица не столько о корабле, сколько о человеке и его возможностях. Пословица кратка, в них нет лишних слов. Она легко и быстро запоминается, потому что в ней, как в стихотворении, есть ритм и рифма. «Ни то ни се кипело, да и то пригорело »4
2. Использование пословиц и поговорок в современной речи.
На предмет употребления пословиц в речи людей нами было проведено наблюдение. В результате наблюдения мы выяснили, кто употребляет пословицы и поговорки 4 .
Наблюдение показало, что люди старшего возраста знают и употребляют в своей речи пословиц и поговорок больше всех. (50-65 лет)
Много пословиц употребляют родители. (35-45)
Учителянашей школы любят говорить пословицами, но не все (классный руководитель, учитель русского языка, учитель английского языка)
Одноклассники не используют в своей речи пословицы. «Мерить на свой аршин», была употреблена при составлении проекта по математике.
Чтобы выяснить, как относятся к данной теме обучающиеся нашей школы, мы провели анкетирование 5 среди обучающихся 9а и 6б классов нашей школы. В анкетировании приняли участие - 39 человек (21 чел. – 9а кл., 18 чел. – 6б кл.)
Результаты анкетирования
В результате анкетирования было выяснено:
85,7% учащихся 9а кл. и 88% - 6б класса написали, что пословица отличается от поговорки.
81%учащихся 9а кл и 56% - 6б класса употребляют пословицы с речи (редко, иногда)
52% учащихся 9а кл. и56%- 6б класса считают, что этот жанр фольклора необходим в речи.
Приятно отметить, что 86% учащихся 9а кл. и 88% - 6б класса хотели бы знать их больше.
Мы проанализировали анкету с другой стороны и составили следующую диаграмму.
Результаты анкетирования
В результате было также выявлено:
Отличие между пословицей и поговоркой знает только 1 человек, что составляет 5,5% из 18 человек.
Не нужны в речи - 48% ученикам в 9а классе, 50% - в 6б.
Не хотят знать ни пословиц, ни поговорок 19% - 9а, 11% -6б
Результаты анкетирования
По итогам анкетирования были получены следующие результаты:
87% опрошенныхобучающихся написали, что отличие есть между пословицей и поговоркой;
2, 5% (1 чел.) знает отличие;
69% детей редко используются пословицы, хотя все показали знания пословиц на различные темы;
среди самых известных пословиц это: «Любишь кататься – люби и саночки возить», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Шила в мешке не утаишь», «Тайна всегда становиться явью», « Рыбак рыбака видит издалека»;
51% опрошенных считают, что пословицы и поговорки необходимы в современном общении;
87% хотели бы знать больше пословиц; 6
С целью расширения своего словарного запаса в интернете мы нашли:
английские эквиваленты к русским пословицам (наиболее употребляемым учениками нашей школы). 7
русские и английские пословицы и сгруппировали их по темам. 8
С целью расширения словарного запаса обучающихся нашей школы:
мы создали буклет – памятку, включив пословицы на русском и английском языках, сгруппировав их по темам.
В чем же основное отличие между пословицей и поговоркой?
Итак, пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.
Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.
Пословица - малая форма народного фольклора, поэтического творчества. Грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, несущее обобщённую мысль, вывод в ритмически организованной форме.
Поговорка - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы, лишена обобщающего поучительного смысла.
Читайте также: