Пословица к сказке василиса прекрасная

Обновлено: 24.12.2024

Действие “Тапера” происходит на празднике Рождества в хлебосольном московском доме Рудневых. Хозяин дома Аркадий Николаевич Руднев обычно приглашал на елку оркестр Рябова, но в тот год он опоздал с заказом. С трудом найденный тапер оказывается четырнадцатилетним “бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике”. Одним из гостей Рудневых был Антон Григорьевич Рубинштейн. Аркадий Николаевич обращает его внимание на юного тапера. Рубинштейн заинтересовался игрой Юрия Агазарова (таково имя тапера). Рассказ заканчивается так: “Реалист в поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов, а необычайный гость с царственным лицом еще раньше успокоился навсегда от своей бурной, мятежной жизни, жизни мученика и триумфатора. Но никогда и никому Агазаров не передавал тех священных слов, которые ему говорил, едучи с ним в санях, в эту морозную рождественскую ночь его великий учитель”.

“Тапер” Куприна — рассказ о реализовавшемся таланте, сбывшихся надеждах.

“Тапер” Куприна начинается с обширной экспозиции, занимающей почти треть текста. Автор представляет нам членов счастливой семьи Рудневых: двенадцатилетнюю Тиночку Рудневу, Лидию Аркадьевну и Татьяну Аркадьевну, Аркадия Николаевича и его жену Ирину Алексеевну. На елке к Юрию относятся совсем не как к “официанту, умеющему играть”, все (кроме разве что “противной гордячки” Лидии) сопереживают ему, принимают участие в его судьбе. Рассказ завершается эффектным “happy end”.

“Тапер” Куприна близок к очерку, и автор всячески подчеркивает это сходство. Авторское примечание: “Рассказ наш относится к 1885 году. Кстати заметим, что основная фабула его покоится на действительном факте, сообщенном автору в Москве М. А. 3-вой, близко знавшей семью, названную в рассказе вымышленной фамилией Рудневых”, что придает рассказу особое очарование.

Чтобы раскрыть внутренний мир героя Куприн использует детали. Детали одежды ("Между тем маленькая фигурка, освободившись от своего башлыка и пальто, оказалась бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища. " ), детали портрета ("Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами; несколько наивный вид ему придавали вихры темных волос, завивающихся "гнездышками" по обеим сторонам высокого лба, но большие серые глаза - слишком большие для такого худенького детского лица - смотрели умно, твердо и не по-детски серьезно. По первому впечатлению мальчику можно было дать лет одиннадцать - двенадцать".) говорят о герое как о бедном, но полном достоинства человеке с богатым внутренним миром. Мальчик попросил позволения сыграть что-нибудь. Он боялся, что ему откажут, а значит, он не сможет заработать денег; хотел доказать, что он умеет играть, отстаивал так своё человеческое достоинство. Он играет "Венгерскую рапсодию” Ф. Листа. “Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза ещё больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими”.

Это произведение Ф. Листа отличается особой сложностью, поэтому требуется настоящий талант, чтобы сыграть его. Лист писал: “Необходимым элементом музыки является виртуозность… От её дуновения зависит жизнь и смерть доверенного ей художественного произведения…

Читательский дневник по русской народной сказке «Василиса Прекрасная»

Автор: устное народное творчество. Пересказ — Ирина Карнаухова

Название: «Василиса Прекрасная»

Число страниц: 24.

Жанр произведения: народная волшебная сказка.

Главные герои: Василиса, злая мачеха и её дочери, Куколка, Баба-Яга.

Второстепенные герои: купец, его жена, царь, старушка.

Характеристика главных героев:

Василиса — добрая, работящая и честная девушка.

Находчивая и смелая.

Смогла преодолеть все трудности.

Мачеха — злая, жадная и завистливая.

Хотела погубить девушку, но сама попалась на свои удочки.

Дочери мачехи — некрасивые, ленивые, жестокие.

Баба-яга — страшная, хитрая, справедливая.

Куколка — заботливая и преданная.

Верный помощник Василисе.

Характеристика второстепенных героев:

Купец — занятой, деловой.

Купчиха — мать Василисы. Умерла, но благословила дочь.

Царь — модник, красавец.

Старушка — добрая. Приютила Василису.

Краткое содержание сказки «Василиса Прекрасная»

Перед смертью мать оставила дочери куколку, сказав, что та будет её защищать.

Мачеха заставляла Василису трудиться и не отдавала замуж.

Однажды она послала дочь к Бабе-яге за огнём.

Василиса видела в лесу трёх всадников, которые оказались днём, солнцем и ночью.

Баба-яга заставила девушку отбирать пшеницу, потом мак, но она с помощью куколки всё выполнила.

Узнав, что девушка благословлена матерью, Баба-яга её выгнала.

Но дала череп с огнём для мачехи.

Череп сжёг мачеху и её дочерей.

Василиса нашла приют у старушки.

Она наткала полотна, и царь приказал сшить из него рубашки.

Рубашки вышли такими красивыми, что царь женился на Василисе.

План сказки:

  1. Дар матери.
  2. Злая мачеха.
  3. Потухшая свеча.
  4. Путь в лесу.
  5. Три всадника.
  6. Задания Бабы-яги.
  7. Череп.
  8. Смерть мачехи.
  9. Старушка.
  10. Полотно.
  11. Рубашки.
  12. Свадьба.

Основная мысль произведения «Василиса Прекрасная»

Главная мысль сказки заключается в том, что добро всегда побеждает зло.

Основная идея сказки в том, что терпеливым и трудолюбивым всегда почёт и уважение.

Чему учит сказка

Сказка учит нас тому, что добрые дела никогда не останутся неоценёнными.

Учит трудолюбию и смирению.

Учит настойчивости и упорству.

Учит верить в лучшее.

Краткий отзыв о сказке «Василиса Прекрасная» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала, что зло само себя наказывает.

Ведь не будь мачеха такой злой, не желай она смерти падчерице, то осталась бы живой.

Но она послала девочку к Бабе-яге, а та решила наказать злую женщину.

А Василиса своим терпением и мастерством заслужила счастье.

Она стала царевной, а это очень престижно.

Мне понравилась эта интересная и увлекательная сказка.

Она относится к волшебным, ведь в ней действуют сказочные персонажи — Баба-яга, руки, всадники.

А также есть волшебный помощник — куколка.

Мне очень понравилась Василиса, которая была смиренной и трудолюбивой.

Она никогда не отказывалась от работы и верила, что всё закончится хорошо.

И мне понравилась её куколка, потому что с ней любая работа становилась лёгкой.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что нельзя плохо относиться к другим людям.

Ведь такое отношение неминуемо вернётся к нам самим.

И плохо будет именно нам.

Пословицы к произведению:

  • Воля и труд дивные всходы дают.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Доброе дело без награды не остаётся.
  • Красивый вид человека не портит.
  • Красота до вечера, а доброта — навек.

Словарь неизвестных слов:

  • Чулан — каморка.
  • Ступа — деревянный сосуд.
  • Пест — инструмент для дробления.
  • Лучина — длинная щепка.
  • Закром — отгороженное место для зерна.
  • Бердо — орудие для ткачества.
  • Челнок — деталь ткацкого станка.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

5. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна-красна. »

4. Прислушайся к звучанию каждой песни, её ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песен?

Указанные особенности песни всегда зависят от её содержания.

Если в песне описываются радостные, весёлые события, то и поётся она поднесено, в достаточно быстром темпе.

Исполнитель передаёт поднесённое настроение, улыбку.

Если же в песне говорится о грустных событиях, трагедии, то исполняется она в замедленном ритме, протяжно.

При этом исполнитель передаёт все душевные переживания, что описаны в произведении: горечь, слёзы, тоску, уныние.

17. Как бы ты сказал, что такое сказка?

Определение по опорным словам:

Сказка – это произведение фольклора, в котором изображаются чудесные, необычные события.

Раньше они передавались из уст в уста, а сейчас получили своё отражение и на письме.

18. Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?

Причина в том, что в них задействовано волшебство.

Это могут быть различные чудесные события, перевоплощения, наличие волшебных объектов.

1. Народное искусство слова — песни, загадки, пословицы, сказки, легенды, былины. Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как ещё называют народное творчество (в переводе с английского языка это слово обозначает «народная мудрость, знание»).

6. Как звали невесту Иванушки-дурачка? – Елена.

8. Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха? – Перстень.

Загаданное слово – фольклор.

2. Найди виды устного народного творчества. Обоснуй свой выбор.

К указанному виду творчества относятся произведения, которые не имеют одного определённого автора.

Они передаются из поколения в поколение, от родителей к детям.

Как правило, народ сочинял такие произведения по причине какого-то события, действия в жизни либо же они могли быть полностью плодами фантазии.

Среди указанного списка к такому виду творчества относится песня, прибаутка, потешка, пестушка, поговорка, считалка.

8. Собери пословицы. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

Была бы охота — будет ладиться работа.

Труд человека кормит, а лень портит.

Раз соврал — навек лгуном встал.

Кто других не любит, сам себя губит.

Кончил дело — гуляй смело.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

19. Какие ты знаешь волшебные предметы?

Правильный ответ: волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка.

Сказки с волшебными предметами: «Аладдин», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Аленький цветочек», «Золушка», «Царевна-лягушка».

Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.

«Золушка или Хрустальная туфелька»:

Жила себе красивая, добрая и трудолюбивая девочка — Золушка.

Её отец женился на злой женщине, у которой уже было две дочери.

Мачеха не любила Золушку и заставляла её делать самую грязную работу.

Однажды принц устраивал бал.

Золушка тоже захотела его посетить.

И благодаря крёстной фее и её волшебной палочке, ей это удалось.

Крёстная превратила одежду Золушки в прекрасный наряд и наказала ей вернуться до полуночи.

На второй день бала девочка еле успела вовремя, но из-за спешки потеряла туфельку.

Принц, который влюбился в прекрасную незнакомку, взял туфельку и отправился на поиски.

Так он отыскал Золушку, и они сыграли свадьбу.

Следующая пословица

21. Рассмотри иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова. Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве этих художников. Составь рассказ об одном из них.

Иллюстрации к этому разделу очень красивые, впечатляющие.

Каждая из них особенна по-своему, поэтому не могу выделить одну.

Произведения Билибина и Васнецова хорошо отображают события сказок.

Хотя подача художников различается.

У Билибина более контрастные иллюстрации, все объекты на них чётко выделены, между собой не сливаются, хорошо прослеживается динамика.

У Васнецова более реалистичные иллюстрации, цвета приглушённые, неяркие.

Пример рассказа об Иване Яковлевиче Билибине для 3 класса:

Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) — русский художник, график.

Он создал много произведений к русским сказкам и былинам.

Обучался Билибин в студии живописи, которая находилась в Мюнхене.

Затем посещал школу-мастерскую княгини.

Большое влияние на творчество художника произвело одно из творческих заданий.

Ему предстояло изучить различные памятники.

Впечатления от них Билибин и начал отображать на полотнах.

Во время большевистской революции Иван Яковлевич отметился в агитпропагандистской деятельности.

Стиль художника отличается некой броскостью, своеобразной узорчатой манерой.

Больше всего мне понравилась иллюстрация «Красный всадник» к сказке «Василиса Прекрасная».

На ней изображён всадник на коне в лесу.

Художник использует яркие, контрастные элементы, что выгодно выделяются на фоне объектов тёмных оттенков.

Например, всадник и его конь изображены в красно-оранжевых цветах.

Поэтому взгляд сразу падает на них.

Ещё достаточно заметны цветы на траве, ведь их розово-бордовый цвет ярко выделяется на фоне зелёного.

16. Что могло бы произойти, если бы Иван-царевич сам пошёл похищать Елену Прекрасную?

Он бы потерпел поражение.

Ведь для того, чтоб его не схватили, нужна была скорость.

А ею обладал именно Серый Волк.

13. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?

Сказка об Иванушке и Алёнушке начинается со слов «Жили-были», об Иване-царевиче – «Жил-был» и о Сивке-бурке – тоже «Жил-был».

То есть у них начало одинаковое. Конец также схож, ведь в каждой сказке говорится о счастливой жизни героев либо свадьбе.

Ещё сказки часто начинаются со слов:

«В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель, в тридесятом государстве».

С тех сказок, что я читал, самый распространённые концы:

12. Какими качествами наделены главные герои прочитанных тобой сказок? Почему именно они одерживают в сказках победу над злом?

Герои сказок, что размещены в этом разделе обладают такими чертами, как храбрость, доброта, сила.

То есть все они были воплощением добра.

Именно благодаря таким качествам герои побеждали зло. Народ всегда прославлял позитивных героев и наказывал отрицательных.

Поэтому другого финала в сказках быть не могло.

Следующая пословица

9. Прочитай скороговорку. Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?

Ехал Грека через реку.

Видит Грека: в реке — рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека — цап!

«Г», «р», «к». Повтор этих звуков нужен для того, чтоб развить речь, правильное произношение.

Благодаря подобным скороговоркам, речевой аппарат становится более подвижным, усовершенствованным.

Мы учимся говорить чётко, красиво и выразительно.

15. Определи, где зачины и концовки.

Зачины:

Концовки:

11. Догадайся, о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.

Придумай свои загадки к этим отгадкам.

Пример своих загадок к отгадкам:

С морозом играет, под солнцем убегает. – Лёд

Падает пушистый, белый и игристый. – Снег

Зелёная стена на горизонте. – Лес

Было зёрнышко, стало солнышко. – Подсолнух

То зеленеют, то золотеют, то улетают в далёкую даль. – Листья

В окно стучит, но в дом не заходит. – Дождь

20. Рассмотри рисунок. Расскажи, что ты видишь. Обрати внимание на то, как одевались русские люди в старину.

Я вижу русский народ и их различные наряды.

Они значительно отличаются от современной одежды.

14. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. А зачем нужна в сказке концовка?

Концовка показывает читателю, что история героев закончилась, добро победило зло и все позитивные герои счастливы.

Наличие концовки – одно из основных моментов народных творений.

10. Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством (народными промыслами)? Рассмотри рисунки. Назови другие виды народного творчества.

Общее то, что их создаёт народ, нет одного известного автора.

А вдохновляет народ на такие творения окружающий мир, их быт и наблюдения за природой.

Все знания, мудрости, накопленные годами, люди передавали детям, затем внукам, правнукам.

Так они и дошли до наших времён.

И теперь мы имеем возможность увековечивать их с помощью письма и компьютерных технологий.

Другие виды: изготовление керамики, кружевоплетение, ковроткачество, резьба по дереву, вязание, вышивание, пошив одежды и обуви, изготовление орудий труда, изготовление игрушек, ковка, ювелирное искусство, архитектура.

7. Почему так говорят: «Пословица недаром молвится», «Пословица всем делам помощница»?

Дело в том, что пословицы помогают нам во многих делах, подталкивают к правильному решению в той или иной ситуации, учат разбираться в людях и поступать по совести.

Следующая пословица

Главная героиня сказки «Василиса Прекрасная» рано осталась без матери. Но досталась ей в наследство от матушки куколка, которая обладала чудесным свойством – если ее покормить и попросить помощи, то куколка обязательно поможет. Отец Василисы недолго жил бобылем и вскоре нашел себе новую жену – вдову с двумя дочерьми, ровесницами Василисы. Василиса росла красавицей, а мачехины дочки дурнушками были. Вот и невзлюбила мачеха Василису и решила извести ее.

Когда отец Василисы по делам уехал надолго, подговорила мачеха дочерей своих, чтобы те как бы нечаянно лучину вечером загасили в избе. А огня, чтобы новую лучину зажечь, в доме не было. Заставили мачехины дочки Василису Прекрасную за огнем идти, да не куда-нибудь, а к Бабе-Яге.

Отправилась Василиса Прекрасная в лес, к избущке Бабы-Яги и куколку с собой прихватила. Страшно ей было очень, да ослушаться нельзя было.

А Баба-Яга, узнав, зачем пришла девушка, сразу отпускать ее не стала, а заставила работать по дому. А сама днем по своим делам улетала. А Василисе все дела помогала куколка делать. И Баба-Яга всякий раз видела, что дела хорошо сделаны. Однажды не вытерпела она и спросила у Василисы, кто ей помогает. Василиса ответила, что помогает ей матушкино благословение. Рассердилась Баба-Яга и отправила Василису обратно домой, но с собой дала череп с огнем колдовским внутри, чтобы лучину в доме зажечь.

Огонь колдовской непростым оказался. Когда Василиса с ним домой вернулась, этот огонь сжег и мачеху и дочерей ее. Осталась Василиса одна и решила уйти из этого дома.

Поселилась она у одинокой старушки и стала ждать, когда отец вернется. Без дела ей скучно сидеть было и стала она прясть, а после из пряжи с помощью куколки соткала замечательное тонкое плотно. И попросила старушку продать это полотно. Самому царю полотно понравилось и он купил его. А после приказал из полотна сорочек ему сшить.

Василиса и это задание выполнила. Настолько сорочки царю понравились, что захотел он мастерицу своими глазами увидеть. А как увидел, тут же на ней и женился. Отец, когда вернулся, стал с дочерью рядом жить. И старушку Василиса к себе на житье взяла. А с куколкой никогда не расставалась.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Василиса Прекрасная» в том, что одной красоты для успешной жизни мало. Василиса, кроме того, что была красавицей, оказалась еще смелой и решительной девушкой, не побоялась к Бабе-Яге сходить. Да и руки у нее золотые оказались – любую работу делать умели. И хоть куколка и помогала девушке, но основную работу Василиса сама выполняла.

В этой сказке мне понравилась Баба-Яга. Она хоть и строгая была, Василису работать заставляла, но, в итоге, оказалась справедливой и наказала злую мачеху с ее дочерьми по всей строгости.

Какие пословицы подходят к сказке «Василиса Прекрасная»?

Рубрика: Родное слово Метки: отзыв, сказки Постоянная ссылка

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

3. Объясни, что такое песня? Чем песня отличается от стихотворения?

Песня – это стихотворное произведение, предназначенное для напевания под музыку либо какой-то мотив.

Но рифмы в песне не всегда так созвучны, как в стихотворении.

К тому же стихотворение не требует напевания и наличия музыкального сопровождения.

Этим и различаются данные жанры литературы.

6. Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.

Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к миру, природе, человеческим поступкам и характерам.

Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запо­минаются сами собой.

Они дошли до нас с древних времён, живут в нашем родном языке и литературе.

Мой выбор обусловлен тем, что пословицы и поговорки являются отображением моральных взглядов народа, их повседневных наблюдений.

Всё это складывалось ещё до появления письма и передавалось с уст в уста.

А сейчас появилась возможность ещё и фиксировать народное достояние на письме, в литературе.

Читайте также: