Пословица к сказке василиса прекрасная
Обновлено: 24.12.2024
Действие “Тапера” происходит на празднике Рождества в хлебосольном московском доме Рудневых. Хозяин дома Аркадий Николаевич Руднев обычно приглашал на елку оркестр Рябова, но в тот год он опоздал с заказом. С трудом найденный тапер оказывается четырнадцатилетним “бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике”. Одним из гостей Рудневых был Антон Григорьевич Рубинштейн. Аркадий Николаевич обращает его внимание на юного тапера. Рубинштейн заинтересовался игрой Юрия Агазарова (таково имя тапера). Рассказ заканчивается так: “Реалист в поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов, а необычайный гость с царственным лицом еще раньше успокоился навсегда от своей бурной, мятежной жизни, жизни мученика и триумфатора. Но никогда и никому Агазаров не передавал тех священных слов, которые ему говорил, едучи с ним в санях, в эту морозную рождественскую ночь его великий учитель”.
“Тапер” Куприна — рассказ о реализовавшемся таланте, сбывшихся надеждах.
“Тапер” Куприна начинается с обширной экспозиции, занимающей почти треть текста. Автор представляет нам членов счастливой семьи Рудневых: двенадцатилетнюю Тиночку Рудневу, Лидию Аркадьевну и Татьяну Аркадьевну, Аркадия Николаевича и его жену Ирину Алексеевну. На елке к Юрию относятся совсем не как к “официанту, умеющему играть”, все (кроме разве что “противной гордячки” Лидии) сопереживают ему, принимают участие в его судьбе. Рассказ завершается эффектным “happy end”.
“Тапер” Куприна близок к очерку, и автор всячески подчеркивает это сходство. Авторское примечание: “Рассказ наш относится к 1885 году. Кстати заметим, что основная фабула его покоится на действительном факте, сообщенном автору в Москве М. А. 3-вой, близко знавшей семью, названную в рассказе вымышленной фамилией Рудневых”, что придает рассказу особое очарование.
Чтобы раскрыть внутренний мир героя Куприн использует детали. Детали одежды ("Между тем маленькая фигурка, освободившись от своего башлыка и пальто, оказалась бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища. " ), детали портрета ("Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами; несколько наивный вид ему придавали вихры темных волос, завивающихся "гнездышками" по обеим сторонам высокого лба, но большие серые глаза - слишком большие для такого худенького детского лица - смотрели умно, твердо и не по-детски серьезно. По первому впечатлению мальчику можно было дать лет одиннадцать - двенадцать".) говорят о герое как о бедном, но полном достоинства человеке с богатым внутренним миром. Мальчик попросил позволения сыграть что-нибудь. Он боялся, что ему откажут, а значит, он не сможет заработать денег; хотел доказать, что он умеет играть, отстаивал так своё человеческое достоинство. Он играет "Венгерскую рапсодию” Ф. Листа. “Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза ещё больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими”.
Это произведение Ф. Листа отличается особой сложностью, поэтому требуется настоящий талант, чтобы сыграть его. Лист писал: “Необходимым элементом музыки является виртуозность… От её дуновения зависит жизнь и смерть доверенного ей художественного произведения…
Читательский дневник по русской народной сказке «Василиса Прекрасная»
Автор: устное народное творчество. Пересказ — Ирина Карнаухова
Название: «Василиса Прекрасная»
Число страниц: 24.
Жанр произведения: народная волшебная сказка.
Главные герои: Василиса, злая мачеха и её дочери, Куколка, Баба-Яга.
Второстепенные герои: купец, его жена, царь, старушка.
Характеристика главных героев:
Василиса — добрая, работящая и честная девушка.
Находчивая и смелая.
Смогла преодолеть все трудности.
Мачеха — злая, жадная и завистливая.
Хотела погубить девушку, но сама попалась на свои удочки.
Дочери мачехи — некрасивые, ленивые, жестокие.
Баба-яга — страшная, хитрая, справедливая.
Куколка — заботливая и преданная.
Верный помощник Василисе.
Характеристика второстепенных героев:
Купец — занятой, деловой.
Купчиха — мать Василисы. Умерла, но благословила дочь.
Царь — модник, красавец.
Старушка — добрая. Приютила Василису.
Краткое содержание сказки «Василиса Прекрасная»
Перед смертью мать оставила дочери куколку, сказав, что та будет её защищать.
Мачеха заставляла Василису трудиться и не отдавала замуж.
Однажды она послала дочь к Бабе-яге за огнём.
Василиса видела в лесу трёх всадников, которые оказались днём, солнцем и ночью.
Баба-яга заставила девушку отбирать пшеницу, потом мак, но она с помощью куколки всё выполнила.
Узнав, что девушка благословлена матерью, Баба-яга её выгнала.
Но дала череп с огнём для мачехи.
Череп сжёг мачеху и её дочерей.
Василиса нашла приют у старушки.
Она наткала полотна, и царь приказал сшить из него рубашки.
Рубашки вышли такими красивыми, что царь женился на Василисе.
План сказки:
- Дар матери.
- Злая мачеха.
- Потухшая свеча.
- Путь в лесу.
- Три всадника.
- Задания Бабы-яги.
- Череп.
- Смерть мачехи.
- Старушка.
- Полотно.
- Рубашки.
- Свадьба.
Основная мысль произведения «Василиса Прекрасная»
Главная мысль сказки заключается в том, что добро всегда побеждает зло.
Основная идея сказки в том, что терпеливым и трудолюбивым всегда почёт и уважение.
Чему учит сказка
Сказка учит нас тому, что добрые дела никогда не останутся неоценёнными.
Учит трудолюбию и смирению.
Учит настойчивости и упорству.
Учит верить в лучшее.
Краткий отзыв о сказке «Василиса Прекрасная» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала, что зло само себя наказывает.
Ведь не будь мачеха такой злой, не желай она смерти падчерице, то осталась бы живой.
Но она послала девочку к Бабе-яге, а та решила наказать злую женщину.
А Василиса своим терпением и мастерством заслужила счастье.
Она стала царевной, а это очень престижно.
Мне понравилась эта интересная и увлекательная сказка.
Она относится к волшебным, ведь в ней действуют сказочные персонажи — Баба-яга, руки, всадники.
А также есть волшебный помощник — куколка.
Мне очень понравилась Василиса, которая была смиренной и трудолюбивой.
Она никогда не отказывалась от работы и верила, что всё закончится хорошо.
И мне понравилась её куколка, потому что с ней любая работа становилась лёгкой.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что нельзя плохо относиться к другим людям.
Ведь такое отношение неминуемо вернётся к нам самим.
И плохо будет именно нам.
Пословицы к произведению:
- Воля и труд дивные всходы дают.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Доброе дело без награды не остаётся.
- Красивый вид человека не портит.
- Красота до вечера, а доброта — навек.
Словарь неизвестных слов:
- Чулан — каморка.
- Ступа — деревянный сосуд.
- Пест — инструмент для дробления.
- Лучина — длинная щепка.
- Закром — отгороженное место для зерна.
- Бердо — орудие для ткачества.
- Челнок — деталь ткацкого станка.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
5. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна-красна. »
4. Прислушайся к звучанию каждой песни, её ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песен?
Указанные особенности песни всегда зависят от её содержания.
Если в песне описываются радостные, весёлые события, то и поётся она поднесено, в достаточно быстром темпе.
Исполнитель передаёт поднесённое настроение, улыбку.
Если же в песне говорится о грустных событиях, трагедии, то исполняется она в замедленном ритме, протяжно.
При этом исполнитель передаёт все душевные переживания, что описаны в произведении: горечь, слёзы, тоску, уныние.
17. Как бы ты сказал, что такое сказка?
Определение по опорным словам:
Сказка – это произведение фольклора, в котором изображаются чудесные, необычные события.
Раньше они передавались из уст в уста, а сейчас получили своё отражение и на письме.
18. Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?
Причина в том, что в них задействовано волшебство.
Это могут быть различные чудесные события, перевоплощения, наличие волшебных объектов.
1. Народное искусство слова — песни, загадки, пословицы, сказки, легенды, былины. Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как ещё называют народное творчество (в переводе с английского языка это слово обозначает «народная мудрость, знание»).
6. Как звали невесту Иванушки-дурачка? – Елена.
8. Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха? – Перстень.
Загаданное слово – фольклор.
2. Найди виды устного народного творчества. Обоснуй свой выбор.
К указанному виду творчества относятся произведения, которые не имеют одного определённого автора.
Они передаются из поколения в поколение, от родителей к детям.
Как правило, народ сочинял такие произведения по причине какого-то события, действия в жизни либо же они могли быть полностью плодами фантазии.
Среди указанного списка к такому виду творчества относится песня, прибаутка, потешка, пестушка, поговорка, считалка.
8. Собери пословицы. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Была бы охота — будет ладиться работа.
Труд человека кормит, а лень портит.
Раз соврал — навек лгуном встал.
Кто других не любит, сам себя губит.
Кончил дело — гуляй смело.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
19. Какие ты знаешь волшебные предметы?
Правильный ответ: волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка.
Сказки с волшебными предметами: «Аладдин», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Аленький цветочек», «Золушка», «Царевна-лягушка».
Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.
«Золушка или Хрустальная туфелька»:
Жила себе красивая, добрая и трудолюбивая девочка — Золушка.
Её отец женился на злой женщине, у которой уже было две дочери.
Мачеха не любила Золушку и заставляла её делать самую грязную работу.
Однажды принц устраивал бал.
Золушка тоже захотела его посетить.
И благодаря крёстной фее и её волшебной палочке, ей это удалось.
Крёстная превратила одежду Золушки в прекрасный наряд и наказала ей вернуться до полуночи.
На второй день бала девочка еле успела вовремя, но из-за спешки потеряла туфельку.
Принц, который влюбился в прекрасную незнакомку, взял туфельку и отправился на поиски.
Так он отыскал Золушку, и они сыграли свадьбу.
Следующая пословица
21. Рассмотри иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова. Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве этих художников. Составь рассказ об одном из них.
Иллюстрации к этому разделу очень красивые, впечатляющие.
Каждая из них особенна по-своему, поэтому не могу выделить одну.
Произведения Билибина и Васнецова хорошо отображают события сказок.
Хотя подача художников различается.
У Билибина более контрастные иллюстрации, все объекты на них чётко выделены, между собой не сливаются, хорошо прослеживается динамика.
У Васнецова более реалистичные иллюстрации, цвета приглушённые, неяркие.
Пример рассказа об Иване Яковлевиче Билибине для 3 класса:
Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) — русский художник, график.
Он создал много произведений к русским сказкам и былинам.
Обучался Билибин в студии живописи, которая находилась в Мюнхене.
Затем посещал школу-мастерскую княгини.
Большое влияние на творчество художника произвело одно из творческих заданий.
Ему предстояло изучить различные памятники.
Впечатления от них Билибин и начал отображать на полотнах.
Во время большевистской революции Иван Яковлевич отметился в агитпропагандистской деятельности.
Стиль художника отличается некой броскостью, своеобразной узорчатой манерой.
Больше всего мне понравилась иллюстрация «Красный всадник» к сказке «Василиса Прекрасная».
На ней изображён всадник на коне в лесу.
Художник использует яркие, контрастные элементы, что выгодно выделяются на фоне объектов тёмных оттенков.
Например, всадник и его конь изображены в красно-оранжевых цветах.
Поэтому взгляд сразу падает на них.
Ещё достаточно заметны цветы на траве, ведь их розово-бордовый цвет ярко выделяется на фоне зелёного.
16. Что могло бы произойти, если бы Иван-царевич сам пошёл похищать Елену Прекрасную?
Он бы потерпел поражение.
Ведь для того, чтоб его не схватили, нужна была скорость.
А ею обладал именно Серый Волк.
13. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?
Сказка об Иванушке и Алёнушке начинается со слов «Жили-были», об Иване-царевиче – «Жил-был» и о Сивке-бурке – тоже «Жил-был».
То есть у них начало одинаковое. Конец также схож, ведь в каждой сказке говорится о счастливой жизни героев либо свадьбе.
Ещё сказки часто начинаются со слов:
«В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель, в тридесятом государстве».
С тех сказок, что я читал, самый распространённые концы:
12. Какими качествами наделены главные герои прочитанных тобой сказок? Почему именно они одерживают в сказках победу над злом?
Герои сказок, что размещены в этом разделе обладают такими чертами, как храбрость, доброта, сила.
То есть все они были воплощением добра.
Именно благодаря таким качествам герои побеждали зло. Народ всегда прославлял позитивных героев и наказывал отрицательных.
Поэтому другого финала в сказках быть не могло.
Следующая пословица
9. Прочитай скороговорку. Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?
Ехал Грека через реку.
Видит Грека: в реке — рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!
«Г», «р», «к». Повтор этих звуков нужен для того, чтоб развить речь, правильное произношение.
Благодаря подобным скороговоркам, речевой аппарат становится более подвижным, усовершенствованным.
Мы учимся говорить чётко, красиво и выразительно.
15. Определи, где зачины и концовки.
Зачины:
Концовки:
11. Догадайся, о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.
Придумай свои загадки к этим отгадкам.
Пример своих загадок к отгадкам:
С морозом играет, под солнцем убегает. – Лёд
Падает пушистый, белый и игристый. – Снег
Зелёная стена на горизонте. – Лес
Было зёрнышко, стало солнышко. – Подсолнух
То зеленеют, то золотеют, то улетают в далёкую даль. – Листья
В окно стучит, но в дом не заходит. – Дождь
20. Рассмотри рисунок. Расскажи, что ты видишь. Обрати внимание на то, как одевались русские люди в старину.
Я вижу русский народ и их различные наряды.
Они значительно отличаются от современной одежды.
14. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. А зачем нужна в сказке концовка?
Концовка показывает читателю, что история героев закончилась, добро победило зло и все позитивные герои счастливы.
Наличие концовки – одно из основных моментов народных творений.
10. Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством (народными промыслами)? Рассмотри рисунки. Назови другие виды народного творчества.
Общее то, что их создаёт народ, нет одного известного автора.
А вдохновляет народ на такие творения окружающий мир, их быт и наблюдения за природой.
Все знания, мудрости, накопленные годами, люди передавали детям, затем внукам, правнукам.
Так они и дошли до наших времён.
И теперь мы имеем возможность увековечивать их с помощью письма и компьютерных технологий.
Другие виды: изготовление керамики, кружевоплетение, ковроткачество, резьба по дереву, вязание, вышивание, пошив одежды и обуви, изготовление орудий труда, изготовление игрушек, ковка, ювелирное искусство, архитектура.
7. Почему так говорят: «Пословица недаром молвится», «Пословица всем делам помощница»?
Дело в том, что пословицы помогают нам во многих делах, подталкивают к правильному решению в той или иной ситуации, учат разбираться в людях и поступать по совести.
Следующая пословица
Главная героиня сказки «Василиса Прекрасная» рано осталась без матери. Но досталась ей в наследство от матушки куколка, которая обладала чудесным свойством – если ее покормить и попросить помощи, то куколка обязательно поможет. Отец Василисы недолго жил бобылем и вскоре нашел себе новую жену – вдову с двумя дочерьми, ровесницами Василисы. Василиса росла красавицей, а мачехины дочки дурнушками были. Вот и невзлюбила мачеха Василису и решила извести ее.
Когда отец Василисы по делам уехал надолго, подговорила мачеха дочерей своих, чтобы те как бы нечаянно лучину вечером загасили в избе. А огня, чтобы новую лучину зажечь, в доме не было. Заставили мачехины дочки Василису Прекрасную за огнем идти, да не куда-нибудь, а к Бабе-Яге.
Отправилась Василиса Прекрасная в лес, к избущке Бабы-Яги и куколку с собой прихватила. Страшно ей было очень, да ослушаться нельзя было.
А Баба-Яга, узнав, зачем пришла девушка, сразу отпускать ее не стала, а заставила работать по дому. А сама днем по своим делам улетала. А Василисе все дела помогала куколка делать. И Баба-Яга всякий раз видела, что дела хорошо сделаны. Однажды не вытерпела она и спросила у Василисы, кто ей помогает. Василиса ответила, что помогает ей матушкино благословение. Рассердилась Баба-Яга и отправила Василису обратно домой, но с собой дала череп с огнем колдовским внутри, чтобы лучину в доме зажечь.
Огонь колдовской непростым оказался. Когда Василиса с ним домой вернулась, этот огонь сжег и мачеху и дочерей ее. Осталась Василиса одна и решила уйти из этого дома.
Поселилась она у одинокой старушки и стала ждать, когда отец вернется. Без дела ей скучно сидеть было и стала она прясть, а после из пряжи с помощью куколки соткала замечательное тонкое плотно. И попросила старушку продать это полотно. Самому царю полотно понравилось и он купил его. А после приказал из полотна сорочек ему сшить.
Василиса и это задание выполнила. Настолько сорочки царю понравились, что захотел он мастерицу своими глазами увидеть. А как увидел, тут же на ней и женился. Отец, когда вернулся, стал с дочерью рядом жить. И старушку Василиса к себе на житье взяла. А с куколкой никогда не расставалась.
Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл сказки «Василиса Прекрасная» в том, что одной красоты для успешной жизни мало. Василиса, кроме того, что была красавицей, оказалась еще смелой и решительной девушкой, не побоялась к Бабе-Яге сходить. Да и руки у нее золотые оказались – любую работу делать умели. И хоть куколка и помогала девушке, но основную работу Василиса сама выполняла.
В этой сказке мне понравилась Баба-Яга. Она хоть и строгая была, Василису работать заставляла, но, в итоге, оказалась справедливой и наказала злую мачеху с ее дочерьми по всей строгости.
Какие пословицы подходят к сказке «Василиса Прекрасная»?
Рубрика: Родное слово Метки: отзыв, сказки Постоянная ссылкаЭта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
3. Объясни, что такое песня? Чем песня отличается от стихотворения?
Песня – это стихотворное произведение, предназначенное для напевания под музыку либо какой-то мотив.
Но рифмы в песне не всегда так созвучны, как в стихотворении.
К тому же стихотворение не требует напевания и наличия музыкального сопровождения.
Этим и различаются данные жанры литературы.
6. Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.
Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к миру, природе, человеческим поступкам и характерам.
Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запоминаются сами собой.
Они дошли до нас с древних времён, живут в нашем родном языке и литературе.
Мой выбор обусловлен тем, что пословицы и поговорки являются отображением моральных взглядов народа, их повседневных наблюдений.
Всё это складывалось ещё до появления письма и передавалось с уст в уста.
А сейчас появилась возможность ещё и фиксировать народное достояние на письме, в литературе.
Читайте также: