Трусливому зайцу и пенек волк значение пословицы
Обновлено: 26.11.2024
Берегись козла спереди, лошади сзади, а лихого человека со всех сторон.
Не всё коту Масленица, будет и Великий пост[48].
Трусливому зайке и пенёк – волк
Пуганая ворона и куста боится.
Одним ухом спит, другим слышит.
Заяц уж сед: навидался он бед.
У страха глаза велики.
Глаза – что плошки, а не видят ни крошки.
У нашего Трошки задрожали ножки.
«Собака, что лаешь?» – «Волков пугаю». – «Собака, что хвост поджала?» – «Волков боюсь».
Видя кошку, мышь забыла и ложку.
Чучело только видом пугает.
Ожегшись на молоке, станешь дуть и на воду.
От волка бежал, да на медведя попал.
После драки кулаками не машут.
Храбр после рати, как залез на полати.
Так лови, чтобы и самому уйти.
Сказал бы словечко, да волк недалечко[49].
Не вызнав броду, не суйся в воду.
Кто в море не бывал, тот горя не видал.
Хорошо тому смеяться, кто на сухом берегу.
Кабы знал, где упасть, так бы соломки подостлал.
Знай край, да не падай.
Не ставь недруга овцою, а ставь его волком.
Молодец против овец, а против молодца и сам овца.
Следующая пословица
На данной странице вы найдете значение пословицы Трусливому зайке и пенек волк, ребенку обязательно пригодится эта информация для общего развития.
Смысл данной пословицы заключается в том, что трус может совершить самые не предсказуемые поступки.
Один с сошкой, а семеро с ложкой
Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест.
Белые ручки чужие труды любят.
Портной без кафтана, сапожник без сапог, кузнец без топора, а плотник без дверей.
«Где живёшь?» – «Против неба, на земле, в непокрытой улице».
Идёт Фома – большая сума[53].
Богат сидит в пиру, а убог[54] бродит в миру́.
Богатый носит что хочет, а убогий – что может.
Легко чужими руками жар[55] загребать.
Бедность не порок.
Вот тебе хомут да дуга, а я тебе не слуга.
Следующая пословица
1.У страха глаза велики. Когда человек чего-то боится, ему всё кажется слишком опасным, страшным, а на самом деле, это совсем не так.
2. Волков бояться - в лес не ходить. Если будешь бояться самого обычного, например волков, которые где-то в лесу есть, но их можно не встретить, то и ходить никуда не стоит.
3. Трусливому зайке и пенёк - волк.Трусу страшным кажется всё самое обычное.
4. Глаза страшатся, а руки делают. Надо делать всё, не опасаясь трудности.
5. Осторожного коня и зверь не берёт. Страх притягивает опасность, а смелому всё нипочём.
Выше солнца сокол не летает
Выше лба уши не растут.
Выше головы не прыгнешь.
Лбом стены не прошибёшь.
Плетью обуха не перешибёшь.
Пролитую воду не соберёшь.
Воды и царь не уймёт.
Шилом моря не нагреть.
Челном моря не переехать.
Близок локоть, да не укусишь.
Шёлк не рвётся, булат не гнётся, а красное золото не ржавеет.
Медведь лёг – игра стала[51].
Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.
По нитке найдёшь и клубок.
Без миганья слёзы покатятся.
Тяжело против воды плыть.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Снявши голову, по волосам не плачут.
Шумит дубровушка к погодушке.
Жаворонок – к теплу, а зяблица – к стуже[52].
Дешева́ рыба – дешева́ и уха.
От курицы яйцо, а от яйца курица.
Дыма без огня не бывает.
Там не загорится, где огня нет.
Толчея без шуму не ходит.
Молод месяц – не на всю ночь светит.
В камень стрелять – только стрелы терять.
Сила солому ломит.
Тихие воды глубоки.
Не бей Фому за Ерёмину вину
Лежачего не бьют.
Суд – яма, стой прямо.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Ждала сова галку, да выждала палку.
Всяка вина виновата.
Два вора воровали, да оба попали.
Семь бед – один ответ.
Сколько верёвку ни вить, а концу быть.
Повадился кувшин по воду – сломить ему голову.
У всякой песни свой конец.
Коготок увяз – всей птичке пропа́сть.
Достанется сестра́м по серьгам.
Отольются кошке мышкины слёзки.
Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
Москва слезам не верит.
Худо овцам, где волк воевода.
В суде убогий с богатым, хотя прав, бывает виноватым.
Виноват медведь, что корову съел, а не права и корова, что за поле ходила.
Следующая пословица
Образовательная: Познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики». Учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения. Познакомить с пословицами, (у страха глаза велики, зайцу и пенек – волк) учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний (бранится, горюет, повесил голову, не покладая рук, уносить ноги). Упражнять в подборе иллюстраций к образным выражениям.
Развивающая: развивать внимание, мышление (умение рассуждать, любознательность, интонационную выразительность, умение соотносить речь с движением.
Воспитательная: воспитывать внимание к слушанию произведения; отрицательное отношение к трусости.
Материалы: иллюстрации, шкатулка, текст сказки, музыкальное сопровождние.
Предварительная работа: чтение сказок и рассказов с объяснением образных слов. Рассматривание иллюстраций и их обсуждение.
- Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Я сказочница, люблю приходить в гости и рассказывать сказки. Вы любите слушать сказки? Сегодня я к вам в гости пришла да не одна, а со своей волшебной шкатулкой, из которой я достаю интересные сказки. Но сегодня с утра еще там не было ни одной сказки. Давайте заглянем, может быть сейчас появилась новая сказка?
Играет музыка и сказочница достает из нее текст.
Посмотрите-ка оказывается для нас есть новая сказка. Садитесь поудобнее, я вам ее прочитаю, а вы запоминайте о чем она.
Называется русская народная сказка «У страха глаза велики»
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
1. Вам понравилась сказка?
2. Ребята, вспомните и назовите героев сказки? (из предложенных персонажей выбирают героев, ставят на доску и называют)
3. Кого испугались водоносы? (зайца)
4. Что показалось бабушке, внучке, курочке, мышке?
(бабушке показалось, что ее чуть медведище не задавил, внучке показалось, что на нее наскочил страшный волк, курочке показалось, что лисица чуть ее не сцапала, а мышке показался котище усатый)
5. Что же показалось зайке? (зайке показалось, что за ним гнались четыре охотника да все с ружьями).
6. Скажите, это на самом деле с ними случилось? (нет).
- Подскажите, что случилось на самом деле? Значит герои все придумали? И герои-водоносы и заяц с перепугу побежали и даже не поняли, что случилось.
- Чему учит эта сказка? (что не надо бояться) высмеивает трусость.
- Молодцы! Вы знаете, ребята в этой сказке есть секрет. Он заключается в народной поговорке: «У страха глаза велики». Поэтому когда говорят «У страха глаза велики», то это значит не стоит бояться того, чего нет на самом деле. Давайте повторим поговорку «У страха глаза велики» (повторяют). Как вы ее поняли? Если тебе страшно, то все кажется по-другому (больше, ужаснее). Не стоит бояться пустяков.
- Я знаю еще одну поговорку о трусости «Трусливому зайке и пенек –волк»
- Как вы думаете, друзья, почему в народе так говорят? «Трусливому зайке и пенек – волк»? (потому что он трусливый всех боится, бегает от всех и ему кажется, что везде волк, даже если увидит пень в лесу).
- Что-то мы с вами засиделись, пора размяться. Ребята, вы помните, в нашей сказке росла яблонька, давайте мы с вами покажем, какая она была.
В саду фруктовом яблоня (машут руками над головой)
Посажена была. (сажают яблоню)
Она цветами белыми (руки подняты вверх, ладони изображают
Весною расцвела. (цветок распускает лепестки)
Следил наш старый дедушка (изображают старого дедушку с палочкой)
Чтоб наливала яблоня (машут руками над головой)
Румяный, сладкий плод. (пощипывают щеки)
- Раз вам понравилась сказка, давайте я вам прочту самый интересный отрывок (повторное чтение).
- Как вы поняли поговорку «У страха глаза велики?» (не надо бояться того, чего нет). Если они испугались, как их можно назвать? (трусливые). Как вы думаете, хорошо быть трусливыми? Какими лучше быть? Назовите противоположное слово – храбрыми. О чем была эта сказка? (о трусости) Правильно, молодцы!
- Ребята, в шкатулочке есть для вас интересная игра. Называется она «Подбери картинку к выражению из сказки». Звучит музыка, достает из шкатулки картинки (раскладывает на столе). В любой сказке встречаются необычные выражения. Вот мы и попробуем разгадать их.
- Выберите, пожалуйста, картинку, которая подходит к выражению «бранится».
- Что значит «бранится»? (ругаться). «Горюет» - (переживает, «повесил голову» (расстроился, «не покладая рук» (трудиться, «уносить ноги» - убегать. Каждое выражение дети повторяют. Молодцы! Все у вас получилось!
- Вот и подошло время мне с вами прощаться. Вам понравилась наша встреча? Какую сказку вы узнали? С какими поговорками Вы познакомились? Волшебная шкатулка, дарит вам волшебную книгу поговорок и пословиц, вы потом с ней познакомитесь. До свидания, до новых встреч!
1. Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством»
2. О. С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой»
3. О. А. Шорохова «Играем в сказку»
Публикации по теме:Перспективный план работы клуба по интересам «Родничок» средняя группа «Ознакомление с потешками и считалками» О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. «Методика развития речи детей» стр:148 Продолжать знакомить детей с.
Проект для второй младшей группы «Книги — лучшие друзья» Проект для второй младшей группы детского сада. «Книги лучшие друзья» Вид проекта: Познавательный; Детско-взрослый; Групповой; Краткосрочный.
Каковы сами, таковы и сани
Великому кораблю велико и плаванье.
Знать сокола по полёту.
Всякий молодец на свой образец.
У всякого молодца своя ухватка.
Руби дерево по себе.
По Сеньке и шапка.
Знай сверчок свой шесток.
Нашего поля ягода.
Нашего полку[50] прибыло.
Рада бы курица на пир не шла, да за крыло волокут.
Журавль высоко летает, а от реки не отбывает.
В чужие сани не садись.
Яблочко от яблоньки недалеко откатывается.
Ерёма, Ерёма! Сидел бы ты дома да точил веретёна.
Широка дорожка Ерошке.
Степного коня на конюшне не удержишь.
Море не погано, что псы лакали.
Жаба в болоте сидит на колоде.
Журавль межи́ не знает, а через ступает.
Волку зима за обычай.
Читайте также: