Среди групп пословиц на одну тему найди лишнюю пчела мала а и та работает
Обновлено: 22.11.2024
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.
Следующая пословица
Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе.
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_materialy_k_uroku.doc | 79 КБ |
Следующая пословица
Среди групп пословиц на одну тему найди лишнюю:
1) Пчела малюсенька да и та работает
2) От скукотищи дело бери в руки
3) И Москва не вдруг строилась.
4) Собирай по ягодке-наберёшь кузовок.
5) Утопающий хватается за соломинку.
1) Каковы сами таковы и сани.
2) Дыма без огня не бывает.
3) Великому кораблю-большое плаванье.
4)Всякий молодец на собственный эталон.
5)По Сеньке и шапка.
Пожалуйста срочно необходимо, заблаговременно спасибо.
Следующая пословица
Цель : познакомить детей с русскими пословицами и поговорками; дать представление об отличии пословиц от поговорок; развивать внимание, память, мышление, артистические способности, расширять лексический запас школьников.
Оборудование: таблицы с зашифрованными пословицами и поговорками. (См. приложения № 1, 2, 3, 4.)
Учитель. Глубока кладовая народной мудрости — не вычерпать ее до дна. Русский язык особенно богат пословицами и поговорками. Меткие, лаконичные, выразительные, они сами приходят на ум в той или иной жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу же запомнили.
Многие пословицы и поговорки живут в народе уже сотни лет, а некоторые придуманы недавно.
Сегодня я предлагаю вам поиграть с пословицами и поговорками, прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать ее очарование.
Начнем с разминки. Многие пословицы вам уже знакомы. Я буду произносить фразу, а ваша задача — закончить ее.
➢ Труд кормит, а лень . (портит).
➢ Делу — время, потехе — . (час).
➢ Мал золотник, да . (дорог).
➢ Один ум — хорошо, а два — . (лучше).
➢ Не имей сто рублей, а имей сто . (друзей).
➢ Каждый купец свой товар . (хвалит).
➢ Ученье — свет, а неученье — . (тьма).
➢ На деньги ума не . (купишь).
➢ Лучше поздно, чем . (никогда).
➢ Один в поле не . (воин).
➢ Семь раз примерь, один раз . (отрежь).
➢ В тихом омуте черти. (водятся).
➢ У страха глаза . (велики).
➢ Дружба дороже . (денег).
Попробуйте вспомнить пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки.
➢ Готовь лыжи летом.
(Готовь сани летом, а телегу зимой.)
➢ Мал городок, да дорог.
(Мал золотник, да дорог.)
➢ Цыплят считают и зимой.
(Цыплят по осени считают.)
➢ Посадка в чужие сани уже объявлена.
(Не садись не в свои сани.)
➢ Когда в соседях согласья нет.
(Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.)
➢ А Васька продолжает есть.
(А Васька слушает да ест.)
➢ Проводили по одежке.
(Встречают по одежке, а провожают по уму.)
Учитель. А теперь узнайте пословицу по двум предметам. (См. приложения № 1, 2, 3, 4.)
1) Каша, масло. (Кашу маслом, не испортишь.)
2) Муха, слон. (Не делай из мухи слона.)
3) Яблоко, яблоня. (Яблоко от яблони недалеко падает.)
4) Перо, топор. (Что написано пером, то не вырубишь топором.)
Пословицу довольно трудно отличить от поговорки. Народная мудрость гласит: поговорка — цветочек, пословица — ягодка.
Пословицы очень похожи на мудрые высказывания знаменитых людей, это коротенькие притчи. Можно сказать, что пословица не сочиняется, а рождается в результате каких-либо жизненных обстоятельств как крик, сорвавшийся с души. Всякая пословица содержит поучение.
Поговорка — это меткое образное выражение, складная короткая речь, которая не составляет полной пословицы и в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла.
Найдите «ключик» и расшифруйте следующие поговорки.
1. ЕЛЕДЕН АН ЦИНТЯП ЬМЕС (Семь пятниц на неделе.)
2. ЬТИЖОЛОП ЫБУЗ АН УКЛОП (Положить зубы на полку.)
ЕРГ (После дождичка в четверг.)
Учитель . Попробуем отличить пословицу от поговорки. Поиграем. Если я произнесу поговорку, т. е. неполное суждение, — поставьте руку на парту, если произнесу пословицу, т. е. полное суждение, поучение — поднимите руку выше головы.
➢ Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)
➢ У него не все дома. (Поговорка)
➢ Одного поля ягоды. (Поговорка)
➢ Жизнь дана на добрые дела. (Пословица)
➢ Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. (Пословица)
➢ Один, как перст. (Поговорка)
➢ Слезами горю не поможешь. (Пословица)
➢ Друг познается в беде. (Пословица)
➢ Закатил за воротник. (Поговорка)
➢ Один, как медведь в берлоге. (Поговорка)
➢ На чужой сторонушке рад своей воронушке. (Пословица)
➢ Голодный, как волк. (Поговорка)
Учитель . Сейчас я предлагаю вам послушать пословицы, которые, скорее всего, вам не знакомы. В них не хватает последнего слова. Попробуйте догадаться по смыслу, каким может быть последнее слово.
➢ Хороша веревка длинная, а речь. (короткая).
➢ Не торопись отвечать, торопись. (слушать).
➢ Мягко стелет, да жестко. (спать).
➢ Молодец против овец, а против молодца и сам — . (овца).
➢ Где тонко, там и . (рвется).
➢ Худой мир лучше доброй . (ссоры).
➢ Сам кашу заварил, сам и . (расхлебывай).
➢ Что посеешь, то и . (пожнешь).
➢ Дерево ценят по плодам, а человека — . (по делам).
➢ Лучше хорошо поступать, чем хорошо. (говорить).
➢ Прощай другим, но не прощай . (себе).
Учитель. Предлагаю желающим изобразить пословицы и поговорки с помощью жестов и мимики. (Желающие получают карточки, изображают записанные в них пословицы и поговорки, а остальные — угадывают)
➢ Заблудиться в трех соснах. (4)
➢ От горшка три вершка. (1)
➢ Семеро одного не ждут. (8)
➢ Лежачего не бьют. (8)
Примечание . В скобках указано количество человек, необходимых для участия в постановке.
Учитель . А теперь — задание повышенной сложности. Среди групп пословиц на одну тему найдите «лишнюю».
1. Пчела мала, а и та работает.
2. От скуки дело бери в руки.
3. И Москва не вдруг строилась.
4. Собирай по ягодке — наберешь кузовок
5. Утопающий хватается за соломинку.
1. Каковы сами, таковы и сани.
2. Дыма без огня не бывает.
3. Большому кораблю — большое плаванье.
4. Всякий молодец на свой образец.
5. По Сеньке и шапка.
1. Не бей Фому за Еремину вину.
2. Лежачего не бьют.
3. Отольются кошке мышкины слезки.
4. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
5. Не дорог подарок, дорога любовь.
1. Ученье — свет, а неученье — тьма.
2. Зелен виноград не сладок, а млад ум не крепок.
3. Как аукнется, так и откликнется.
4. У дурака не спрашивай ума.
5. За ученого трех неученых дают.
Последнее задание заключается в том, чтобы закончить сказку, сочиненную вашим ровесником, подходящей по смыслу пословицей.
Жили два лягушонка. Один был добрый. А другой злой.
Однажды злой лягушонок придумал сделать ловушку своему другу. Он подпилил камыш, чтобы, когда добрый лягушонок проплывал возле этого камыша, тот упал на него.
Злой лягушонок пошел к доброму лягушонку и сказал: «Пойдем поплаваем наперегонки». Они пошли. Плыли, плыли. Вдруг добрый лягушонок остановился, чтобы поймать муху, а злой дальше поплыл и наткнулся на свою ловушку. Тут-то вспомнил он пословицу. (Не рой яму другому — сам в нее попадешь.)
Учитель. На этом занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Предварительный просмотр:
Дидактические материалы к уроку по теме «Пословицы и поговорки»
Задание № 1: найди соответствие между пословицей и её значением.
На охоту ехать – собак кормить.
Кроме материальных потребностей, у человека есть ещё и духовные.
Не хлебом единым сыт человек.
Не зарься на чужое.
На то и щука в море, чтобы карась не дремал.
Спохватившись, начинаешь приготовление к делу в последний момент.
На чужой каравай рот не разевай.
Опасности заставляют всегда быть настороже.
Где мёд, там и мухи.
Когда не везёт в каком-либо деле, случается ещё одна большая неприятность
Где тонко, там и рвётся.
Если есть что-то привлекательное, всегда найдутся люди, готовые воспользоваться этим.
Задание № 2: выберите верное толкование смысла пословицы.
1. У него куры денег не клюют.
2. Когда рак свистнет.
- Когда босс прикажет.
3. В огороде бузина, а в Киеве дядька.
- Мир поразительно многообразен.
- У дяди в огороде много бузины.
4. В воде по горло, а пить просит.
- Подвергнутый казни водой.
5. Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
- Думай прежде, чем сказать.
- Хитрого на слове не поймаешь.
- Вольную птицу словом не удержишь.
6. Куда Макар телят не гонял. О том, кто уехал.
- В опасное место.
- В райское место.
7. Случилось при царе Горохе.
8. Яблочко от яблоньки недалеко падает.
- Дети похожи на родителей.
- Народная примета: к безветренной погоде.
- Бескрылый человек, лишенный полета фантазии.
Задание № 3: объясните смысл пословиц.
- Я про сапоги, а он про пироги.
- Шила в мешке не утаишь.
- Что посеешь, тои пожнешь.
- Лес рубят — щепки летят.
- Живут как кошка с собакой
- Из пушки по воробьям не стреляют.
Задание № 4 : найди пятое лишнее, анализируя тему пословиц.
- Люди пашут, а он руками машет.
На чужой каравай рот не разевай, но пораньше вставай да сам добывай.
День гуляет, два больной, а на третий – выходной.
Как волка не корми, он всё в лес смотрит.
Словами и туда и сюда, а делом никуда.
- Корень учения горек, да плод сладок.
Человек неучёный, что топор неточёный.
Правда в воде не тонет, в огне не горит.
Не зная броду, не суйся в воду.
По одёжке встречают, по уму провожают.
- Язык – враг: прежде ума глаголет.
Язык мой – враг мой.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Язык мал: великим человеком шатает.
Язык мой, а речи не свои говорю.
- Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
Сказанное слово серебряное, несказанное – золотое.
Слово не стрела, а пуще стрелы разит.
Слухом земля полнится.
Слово толковое стоит целкового.
- Друг не испытанный – что орех не сколотый.
Друг – ценный клад, недругу никто не рад.
Без труда не выловишь и рыбки из пруда.
Друга ищи, а найдёшь – береги.
Друга на деньги не купишь.
6. Люди пашут, а он руками машет.
На чужой каравай рта не разевай.
День гуляет, два больной, а на третий выходной.
Словами и туда и сюда, а делом никуда.
Как волка ни корми, все в лес глядит.
7. Корень учения горек, да плод сладок.
Правда в воде не тонет, в огне не горит.
Человек неученый, что топор неточеный.
Не зная броду, не суйся в воду.
По платью встречают, по уму провожают.
Задание № 5: восстановите целостность пословиц.
- Баба с возу, а хомут найдётся.
- Беды мучат, а руки делают.
- Без труда не накинешь платок.
- На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда.
- Глаза страшатся, да уму учат.
- Была бы шея — кобыле легче.
- Едешь на день, а сам не плошай.
- Заставь дурака молиться, а всё молока от него не добиться.
- Чужую беду руками разведу, а худая сама бежит.
- Как с быком ни биться, он и лоб расшибёт.
- На Бога надейся, хлеба бери на неделю.
- Добрая слава лежит, а к своей ума не приложу.
- Где любовь и совет, там и рвётся.
- Жена приласкает, свинья не съест.
- За двумя зайцами погонишься, бей молотом.
- Где тонко, там и горя нет.
- Господь не выдаст, а мать пожалеет.
- Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь.
- Гром не грянет, коли делать нечего.
- Взял лыко, один раз отрежь.
- Красна птица пером, да дураку досталась.
- Умная голова, а человек умом.
- Семь раз отмерь, отдай ремешок.
- Скучен день до вечера, мужик не перекрестится.
Задание № 6: о т своих родителей вы часто слышите требования и приказы, выраженные в таких словесных формулах: «Иди спать!», «Делай уроки!», «Выключи компьютер!» и «Вымой руки!» подберите к каждому из родительских требований соответствующую по смыслу пословицу и подумай, чем пословицы отличаются от сказанных родителями фраз?
«Сон лучше всякого лекарства».
«Не учась и лаптя не сплетёшь».
«Когда б не баня, все б мы пропали».
«Делу – время, потехе – час».
Задание № 7: подберите русские пословицы, близкие по смыслу к пословицам других народов.
- Каждая лисица свой хвост хвалит (чешская).
- Своя тяжесть не тяжела (немецкая).
- Где много нянек, там дитя без носу (польская).
- Иголка всем шьёт, а сама голая (таджикская).
Задание № 8: запишите в разные столбики пословицы и поговорки.
- Друзья познаются в беде.
- Бедность — не порок.
- Гол, да не вор, беден, да честен.
- Старый друг лучше новых двух.
- Красота — до венца, а ум — до конца.
- На что и клад, коли в семье лад.
- У страха глаза велики.
- Долг платежом красен.
- Взялся за гуж — не говори, что не дюж.
- Не всё то золото, что блестит.
- Слово — серебро, а молчанье — золото.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Людская молва — что морская волна.
- Век прожить — не поле перейти.
- Язык мой — враг мой: вперёд ума рыщет, беды себе ищет.
- Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
- Работать с огоньком.
- Как снег на голову.
- Доносчику первый кнут.
- Учёный водит, неучёный следом ходит.
- День меркнет ночью, а человек — печалью.
- Сам кашу заварил, сам её и расхлёбывай.
- Под лежачий камень и вода не течёт.
- Двое пашут, а семеро руками машут.
- И готово, да бестолково.
- Это вилами на воде писано.
- На воре шапка горит.
- Большому кораблю — большое плаванье.
- Не испытав броду, не суйся в воду.
Задание № 9: сочините небольшие диалоги, используйте в них пословицы и поговорки.
- Как аукнется — так и откликнется.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- На языке мёд, а на сердце лёд.
- Чужими руками жар загребать.
- Как снег на голову.
Задание № 10: А.И. Солженицын, известный русский писатель, в одном из интервью говорил: «Я всю жизнь выписывал пословицы, которые мне нравились своей глубиной и точностью. Среди пословиц, ёмких по смыслу, богатых по вызревшему в них опыту, есть такие, что прямо просятся увидеть в них как бы жизненные правила, не раз обдуманные, многократно проверенные нашими предками». Я предлагаю вам прочитать пословицы и выбрать одну-две, которые могли бы стать для вас жизненным правилом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению в 3 классе "Русские народные пословицы и поговорки"Тема:«Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки»Цель: «образование, развитие, воспитание».Метод работы учителя:эвристический.Формы организации учебной деятельности учащихся: - система в.
Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико.
Сценарий классного часа "Пословицы и поговорки"
Сценарий классного часа "Пословицы и поговорки" для начальной школыЦель беседы - рассказать детям о мудрости русских пословиц и поговорок, обратить внимание на их лаконичность и полноту смысла.
Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются .
Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Предмет: литературное чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные.
Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани.
Классный час "Пословицы и поговорки"
Читайте также: