Состав из частей пословицы
Обновлено: 22.11.2024
1. Вводная часть (5 минут): объяснение заданий урока, деление на команды. Команды (3 по 4-6 чел.) рассаживаются за отдельные столы и получают карточки с заданиями.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда, а мясо нарастёт.
- Не плюй в колодец: вылетит – не поймаешь.
- Были бы кости, а молчание – золото.
- Баба с возу – и волки сыты.
- Слово-серебро, тем больше дров.
- Ум – хорошо, а два сапога – пара.
- Чем дальше в лес, тем толще партизаны.
- Лес рубят – кобыле легче.
- У семи нянек вилами по воде писано.
- Слово не воробей, пригодится воды напиться.
- Щепки летят, и овцы целы.
- Дитя без глаза, а две головы лучше.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Были бы кости, а мясо нарастёт.
- Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
- Слово – серебро, а молчание – золото.
- Баба с возу – кобыле легче.
- И волки сыты, и овцы целы.
- Чем дальше в лес, тем больше дров.
- Ум – хорошо, а две головы – лучше.
- Лес рубят – щепки летят.
- У семи нянек дитя без глаза.
- Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
- Два сапога – пара.
- Вилами по воде писано.
На это задание отводится 10 минут. За каждую пословицу и поговорку – 1 балл.
- В свою телегу ложись.
- Охотник охотника не различает вблизи.
- Коляски чистоты пугаются.
- Кошка мяучит – безветрие бросает.
- Осень век объедает.
- Что поздно ложиться, у того чёрт отбирает.
- Из хорошей лошади – даже лысины масса.
- Уши храбрятся – ноги лентяйничают.
- Множество против одного, один против многих.
- Двое из леса – пацифисты.
- Не в свои сани не садись.
- Рыбак рыбака видит издалека.
- Танки грязи не боятся.
- Собака лает – ветер носит.
- Весна год кормит.
- Кто рано встаёт, тому Бог даёт.
- С плохой овцы – хоть шерсти клок.
- Глаза боятся – руки делают.
- Один за всех, все за одного.
- Один в поле не воин.
На это задание отводится 10 минут. За каждую пословицу и поговорку – 1 балл.
- В какой поговорке сказано об опасности такого сочетания учёбы с религией, которое приводит к черепно-мозговой травме?
- В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства?
- В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём?
- Какая пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений?
- Какая пословица повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук?
- В какой пословице говорится о необходимости танцевальных движений от обогревательного сооружения?
- Какая пословица говорит о том, что нельзя выкидывать за дверь отходы, скопившиеся в доме?
- Научи дурака богу молиться – он лоб расшибёт.
- Не ставь телегу перед лошадью.
- Не лезь вперёд батьки в пекло.
- После дождичка в четверг.
- Когда рак на горе свистнет.
- Танцевать от печки.
- Не выноси сор из избы
На это задание отводится 15 минут. За каждый верный ответ – 1 балл.
Таким образом,при правильной работе команды получают 30 баллов.
Задание четвёртое: составление текстов с использованием как можно большего количества пословиц и поговорок из материала урока. Оценивается объём текста и уместность использованных выражений. От 1 до 3 баллов. На задание – 20 минут. Итоговый текст зачитывается представителем команды.
Задание пятое: сделать вывод о значении пословиц и поговорок в языке. От 1 до 3 баллов. На задание – 5 минут.
3. Подведение итогов(5 минут). Игроки команды-лидера “5”; вторые – “4”; третьи – “3”.
4. Домашнее задание(5 минут): подобрать 5-6 пословиц и поговорок, не использованных в уроке, и придумать им шуточное толкование.
Итого на всю работу – 75 минут (1 урок + 30 минут). Оставшееся время используется на приведение кабинета в рабочий вид.
Для работы на уроке командам выдаются листы-черновики. Записи можно использовать при подведении итогов.
Учитель может взять в помощь арбитров из числа учащихся (по 1 от команды) или присутствующих на уроке коллег.
- Развитие речи.
- Развитие интеллекта.
- Знакомство с богатством русского языка.
- Обучение использованию в речи пословиц и поговорок.
- Снятие негатива по отношению к урокам русского языка.
- Патриотическое воспитание(любовь к родному языку).
- Избавление от слов-паразитов(типа, блин, вот и т. д.).
- Развитие умения работы в коллективе (командная игра).
Выводы о роли поговорок и пословиц: содержат вековую народную мудрость; поучают и предостерегают в ненавязчивой форме; обогащают язык; украшают речь.
Методическое обоснование урока “Русские пословицы и поговорки”
Если принять во внимание уровень интеллекта учащихся, неприязнь к урокам русского языка, неразвитую речь, незнание богатейшего словесного наследия, засорённость речи словами-паразитами, - становится ясна необходимость игровых уроков по русскому языку, в частности, по развитию речи.
- Развитие интеллекта.
- Развитие речи.
- Знакомство с богатством русского языка.
- Обучение использованию в речи пословиц и поговорок.
- Снятие негатива по отношению к урокам русского языка.
- Избавление от слов-паразитов.
- Патриотическое воспитание (любовь к родному языку).
- Развитие умения работать в коллективе (командная игра).
Для использования на уроке предлагаются как широко известные, так и редко употребляемые выражения, а также шуточные слоганы последних 10-летий.
Идеальное оформление урока выглядело бы так: столы с вышитыми скатертями, вышитые изделия на стенах (полотенца, салфетки), деревянные игрушки и другие изделия из дерева, русские костюмы на преподавателе и учениках.
Поскольку возможности такой нет, будет оформлен в русском стиле стол учителя: скатерть, посуда, игрушки, предметы быта. Используется также прялка.
По моему убеждению, данный антураж должен способствовать погружению в атмосферу игры, русского духа, а также снятию негативного отношения к уроку. Поскольку данный урок – игра, он подразумевает некую смехотворящую, шуточную обстановку.
- Содержат вековую народную мудрость.
- Поучают и предостерегают в ненавязчивой форме.
- Обогащают язык.
- Украшают речь.
Кроме того, ученики должны понять, что уроки русского языка могут быть весьма интересны, а сам язык гораздо ярче и богаче, чем привычные словечки и штампы.
Я считаю, что уроки такого типа могут и должны прививать ребятам любовь к родной речи и развивать их речевую культуру.
Пословица – краткое, устойчивое, ритмически организованное образное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии. Они обобщают социально-исторический и житейски-бытовой опыт народа. К признакам пословицы можно отнести поучительность и категоричность утверждения или отрицания (“именно так и никак иначе”). В условиях отсутствия письменности именно ритмичность помогала точному запоминанию пословиц.
Темы пословиц: язычество (Кукушка кукует – горе вещует); христианство (Церкви не овины, в них образа все едины); патриархальный уклад жизни (Всякий дом на большую голову стоит); крепостные порядки (Нужда учит, а барщина мучит); патриотизм (С родной земли умри – не сходи); укрепление государственности ; классовые противоречия (В суде убогий с богатым всегда будет виноватым); сатирические (Дьяк у места, что кот у теста); надежда на доброго царя (Не ведает царь, что делает псарь); торговля (Деньга деньгу куёт, На торгу деньга проказлива); отношения в семье (Хозяйкой дом стоит); народная философия (Нет худа без добра, Всё идёт своим чередом).
Не давая развёрнутого изображения, пословицы используют иносказания, имена собственные, тавтологию, метонимию, антитезу, иронию: Сытое брюхо к ученью глухо; Много слов, а мало дел; Репа животу не укрепа; Век живи – век учись и т.д.
Поговорка – общепринятое образное выражение, существующее для эмоциональных оценок и применяющееся по принципу аналогии к ряду сходных жизненных явлений: Надоел хуже горькой редьки; Свалился как снег на голову; Чужими руками жар загребать. Поговорка отличается от пословицы конкретной темой, образом.
Поговорка – это либо лицо, либо действие, либо обстоятельство: Свинья под дубом; В карман за словом не лезет; Семь вёрст до небес и всё лесом.
Следующая пословица
Цель: формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.
- образовательная - расширить знания о пословицах и поговорках, их отличительных признаках, тематике; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас.
- развивающая - развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом; развивать творческие способности; коммуникативную компетентность: умение работать в группе.
- воспитательная - воспитывать интерес к культуре русского народа, культуре родного края, желание совершенствовать свою речь, толерантное отношение друг к другу, стремление к здоровому образу жизни
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Методы обучения: словесный (диалог), наглядный, практический, проблемно-поисковый, метод контроля.
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Используемые технологии: личностно-ориентированная, игровая технология, ИКТ (интерактивный демонстрационный материал, обучающий контроль)
Оформление урока: мультимедийное сопровождение (презентация по теме урока).
I. Организационный момент.
Цель: настроить детей на предстоящую работу.
Методы и приемы: словесный.
II. Мотивация учебной деятельности. Цель: усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность, создать положительный настрой на урок.
Методы и приемы: словесный, аудиовизуальный
Слайд №2: (иллюстрация бабочки в ладонях, спокойная музыка)
Однажды человек захотел доказать мудрецу, что тот знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
- Ребята, сегодня в наших руках сделать урок интересным, познавательным, для этого будьте активны, внимательны и доброжелательны друг к другу.
III. Проверка домашнего задания.
Цель: осуществить контроль усвоения пройденного материала, оценить качество предыдущего урока, сохранить мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу.
Методы и приемы: уровневая дифференциация, кластер, заполнение таблицы, самоконтроль и самооценка.
Слайд №3, 4: проверка заданий по критериям.
ЗАДАНИЕ: сильным учащимся вписать в таблице термины малых жанров фольклора, а слабым составить кластер.
Критерии проверки д/з записаны на доске | |||
№1 | №2 | ||
“5” | 7 терминов | “5” | 12,11 терминов |
“4” | 6, 5 терминов | “4” | 10-8 терминов |
“3” | 4 термина | “3” | 7,6 терминов |
IV. Актуализация знаний.
Цель: формировать умения выделять главное и существенное через активную мыслительную деятельность учащихся.
Методы и приёмы: постановка учебной задачи, диалог
- Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы и поговорки украшают, обогащают нашу речь. Услышав эти изречения, мы стараемся их запомнить, а потом где-либо блеснуть своими знаниями.
- Какой раздел литературы изучает пословицы и поговорки? (Фольклор)
Слайд №5: проблемный вопрос на слайде.
Возникает вопрос: пословицы и поговорки – это разные жанры фольклора?
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задач урока, способствовать быстрому включению учащихся в деловой ритм, организации их внимания.
Методы и приемы: словесный
VI. Объяснение нового материала.
Цель: дать представление о пословицах и поговорках, их тематике, научить отличать друг от друга.
1. Слово учителя.
Слайд № 6: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Гоняться за двумя зайцами.
- Посмотрите на слайд и скажите, в каком изречении мысль закончена, а в каком нет? Какое предложение можно заменить одним словом – синонимом, а какое нет?
Слайд № 7 Краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль - это пословица и её нельзя заменить словом – синонимом. Четкое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения – это поговорка, её можно заменить синонимом.
Слайд № 8 Голодный волк сильнее сытой собаки.
Слайд № 9 Их водой не разольёшь. (Дружные)
- Какое изречение можно заменить синонимом?
- Пословицы и поговорки живут в народной речи, а когда они появились?
2. Слово подготовленного ученика.
Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирание пословиц началось в XVI веке, а может и раньше, но записи того времени не дошли до нас. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к ХVII-ХVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.
Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В. Ломоносов. Лишь со второй половины ХVIII в. сборники пословиц и поговорок стали печататься.
Слайд № 10 Известными составителями таких сборников были А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872).
Труд его считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные от крестьян, ремесленников, солдат. Даль больше тридцати лет собирал по крупицам пословицы и поговорки. Им собрано огромное количество – 25 тысяч пословиц и поговорок.
Кроме сборника “Пословицы русского народа”, В.И. Даль подготовил и издал великий труд – четыре тома “Толкового словаря живого великорусского языка” (1803-1866), где привел множество пословиц и поговорок. Далю адресованы слова А.С. Пушкина: “Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!” Сам В.И. Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла.
Слайд № 11 Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, пословица – ягодка; и это верно”.
- Давайте, ребята, в этом убедимся.
Слайд № 12 Азбука – ступенька к учению (голосовая поговорка)
Слайд № 13 Тише едешь - дальше будешь (голосовая пословица)
Слайд № 14 В.И.Даль так писал о пословице: “Свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной страсти; это житейская правда, своего рода судебник никем не судимый”.
- Как вы понимаете смысл данного высказывания?
Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. О душевной красоте и уродливости в виде кратких изречений. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.
- Тематика пословиц и поговорок велика. Попробуйте определить темы некоторых пословиц и поговорок.
-
Ученый водит, неученый следом ходит.
- Был бы мешок, а деньги будут.
- Не было бы счастья — да несчастье помогло.
- Кричит смело, как не пришло до него дело.
- Глупому счастье, а умному ненастье.
- Где любовь, там и совет.
- Время – лучший лекарь.
4. Знакомство с примерными тематическими группами пословиц и поговорок.
Слайд № 16- 24 На каждую тему по гиперссылкам переход на примеры пословиц и поговорок.
VII. Физкультминутка. Слайд № 25
Цель: создание условий для укрепления глазных мышц и снятия усталости.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
6. Сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
7. Сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
VIII. Первичное усвоение новых знаний.
Цель: выявить уровень и осознанность изучаемого материала, работать над навыками аргументированного и лаконичного изложения своих мыслей.
Методы и приемы: игровой метод, анализ, работа в парах.
Задание “Шкатулка народной мудрости”. Каждая пара учащихся получает из шкатулки мудрое изречение, ребята должны посоветоваться друг с другом и объяснить пословица у них или поговорка, указать её тематику. Другие пары ребят, кому достались похожие изречения, соглашаются с ответом, либо опровергают.
Цель: закрепить полученные знания, выработать умения и навыки по их применению.
Методы и приёмы: ИКТ технологии
1. Среди пословиц и поговорок укажите лишнюю.
-
Летом всякий кустик ночевать пустит (пословица)
- Посеешь ветер – пожнёшь бурю (пословица)
- Где любовь и совет, там и горя нет (поговорка)
- Пришёл марток – надевай семеро порток (пословица)
-
С лица воду не пить (поговорка)
- Сам воробей, а поёт как соловей (поговорка)
- Лицом пригожа, да нравом негожа (поговорка)
- Ближняя копеечка дороже дальнего рубля (пословица)
- Почему вы выбрали именно этот вариант ответа?
2. Среди пословиц найдите поговорку.
-
Не мил и свет, когда друга нет
- Делу время, потехе - час
- До свадьбы заживёт
- Дело не медведь, в лес не уйдёт
3. Вспомните пословицу по иллюстрации и первому слову. Определите тему.
Слайд № 29. Семеро одного не ждут.
Слайд № 30. У страха глаза велики.
Слайд № 31. Скучен день до вечера, если делать нечего.
4. Собери части изречений, поясни их смысл, определи поговорку и пословицу.
Желающие выходят к доске для ответа-доказательства.
Поговорка | За спрос | не суйся в воду |
Пословица | Любишь кататься | денег не берут |
Пословица | Не зная броду | чем никогда |
Поговорка | Век живи | люби и саночки возить |
Поговорка | Лучше поздно | он всё в лес смотрит |
Пословица | Сколько волка ни корми | век учись |
5. Посмотрите отрывок из мультфильма и подберите пословицы и поговорки к нему.
Слайд № 33. Отрывок из мультфильма “Буратино” (можно подобрать пословицы и поговорки на тему “Грамота и обучение”.)
Слайд № 34. Отрывок из мультфильма “Маша больше не лентяйка” (можно подобрать пословицы и поговорки на тему “Люди, их душевные свойства, внешний вид и поведение”. )
6. К своим родным пословицам мы привыкаем, потому что слышим их с детства. У других народов те же самые пословицы могут приобретать иное звучание.
- Ребята, мы с вами живём в Хакасии, нам нужно интересоваться историей, фольклором нашей республики. Прослушайте хакасские пословицы, попробуйте к ним подобрать русские народные.
- Не приложишь труда, и шапки не заимеешь. (Без труда не выловишь и рыбки из пруда.)
- Не будь болтлив, говори, подумав. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)
X. Итог урока. Оценки.
Цель: проверка целостного осмысления полученной информации; формирование отношения к изучаемому материалу.
Методы и приёмы: диалог, индивидуальная форма работы, метод самоконтроля.
- Ребята, с какими малыми жанрами фольклора мы сегодня знакомились?
- Что между ними общего? Как мы будем их отличать друг от друга?
- Чему учат нас пословицы и поговорки? Помогают ли они нам в жизни?
- Распределите пословицы и поговорки по своим местам, указав в контрольном листе цифры.
- Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
- Комар носа не подточит.
- Больше дела – меньше слов.
- Муравей не велик, а горы копает.
- Всему своё время.
- Не боги горшки обжигают.
Поговорки Пословицы 1, 3, 4 2, 5, 6
XI. Домашнее задание
Цель: закрепить пройденный материал, проконтролировать уровень усвоения и навыки самостоятельной работы
Прочитать пословицы и поговорки на стр. 15, распределить их по тематическим группам
Следующая пословица
Давно замечено, что мудрость и дух народа ярко проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа.
Сравнение пословиц и поговорок разных народов показывает, как много общего имеют эти народы, что, в свою очередь, способствует их лучшему взаимопониманию и сближению.
Данная работа является актуальной, так как для изучающих иностранный язык важно знать основные и часто употребляемые пословицы, чтобы уметь правильно подобрать нужный эквивалент в родном языке.
Следующая пословица
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: спешность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Нейтральное Положительное Отрицательное Не знаюАссоциации к слову «пословица»
Синонимы к слову «пословица»
Предложения со словом «пословица»
- Скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается – говорит русская пословица.
Цитаты из русской классики со словом «пословица»
- Как человек, теоретически образованный, он мог делать из фактов выводы, которых не умели делать люди, подобные Марье Алексевне, не знающие ничего, кроме обыденных личных забот да ходячих афоризмов простонародной общечеловеческой мудрости: пословиц, поговорок и тому подобных старых и старинных, древних и ветхих изречений.
Сочетаемость слова «пословица»
Какой бывает «пословица»
Значение слова «пословица»
ПОСЛО́ВИЦА , -ы, ж. Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «пословица»
- «Сила солому ломит», говорит пословица, а ум, вооруженный наукой, искусством и вековым развитием жизни, ломит и силу.
Дополнительно
Смотрите такжеЗначение слова «пословица»
ПОСЛО́ВИЦА , -ы, ж. Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.
Предложения со словом «пословица»
Скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается – говорит русская пословица.
Старая пословица гласит, что красивая вещь будет радовать вечно.
Камень, который катится, не обрастает мохом, как говорит пословица.
Синонимы к слову «пословица»
Ассоциации к слову «пословица»
Сочетаемость слова «пословица»
Какой бывает «пословица»
Морфология
- Склонение существительного «пословица»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Глава I. История изучения пословиц
1.1. Пословицы и поговорки: сходства и различия
Пословицы и поговорки – широко распространенный жанр устного народного творчества. Они сопровождают людей с давних времен. Такие выразительные средства, как точная рифма, простая форма, краткость, сделали пословицы и поговорки стойкими, запоминаемыми и необходимыми в речи.
Пословицы и поговорки – древний жанр народного творчества. Они возникли в далекое время, и уходят своими корнями вглубь веков. Многие из них появились еще тогда, когда не было письменности. Поэтому вопрос о первоисточниках стоит еще открытым.
Сравним определения понятий «пословица» и «поговорка».
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм 1 .
Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. 2
Пословица – меткое образное изречение, обычно ритмичное по форме, отражающее мировоззренческое и нравственное представления народа, его практический опыт. 3
Поговорка – устойчиво воспроизводимое изречение, образно уточняющее характеристику какого-либо явления, но не являющееся – в отличие от пословицы – цельной фразой, предложением. 4
Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. 5
Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. 6
Пословица – краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило, ритмически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа; имеет форму законченного предложения. 7
Поговорка – 1) краткое изречение, нередко назидательного характера, имеющее, в отличие от пословицы, только буквальный план и в грамматическом отношении представляющее собой законченное предложение; 2) в фольклористике поговорку понимают как образный оборот, не составляющий цельного предложения. 8
Пословица – меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл. 9
Поговорка – общеизвестное выражение, обычно образное, иносказательное, не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения и не имеющее назидательного смысла. 10
1 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка им.В.В. Виноградова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – С. 568.
2 Там же. – С. 530.
3 Ефремова, Т.В. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т.: ок. 160000 слов / Т.В. Ефремова. – М.: Астрель, 2006. – Т.2: М-П. – С. 918.
4 Там же. – С. 770.
5 Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Отв. ред. Н.Ю. Шведова. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2008. – С. 704.
6 Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Отв. ред. Н.Ю. Шведова. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2008. – С. 660.
7 Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева, — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С. 389.
8 Там же. – С. 379.
9 Словарь русского языка. В 4 т. / РАН, Институт лингвистических исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 4-е изд., стрер. – М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. – С. 317.
10 Там же. – С. 167.
Анализ вышеприведенных определений позволяет сделать вывод о сходствах и различиях пословиц и поговорок на основании сопоставления их по ряду признаков (см. Табл. 1).
Читайте также: