Зернышко к зернышку поговорка
Обновлено: 07.11.2024
Цель: обогащать словарь детей по данной теме, подбирать однокоренные слова, слова – антонимы, образовывать существительные множественного числа, развивать умение составлять рассказ, делать вывод; совершенствовать навыки связного высказывания.
Дидактическое обеспечение: посылка; иллюстрации по теме “Хлеб всему голова”, колоски на каждого ребенка, компьютерная игра «Логический поезд».
Способы достижения цели:
- Посмотрите, нам сегодня прислали посылку. Как вы думаете, что в ней? Давайте ее потрясем. Она тяжела. Давайте ее понюхаем. Чем это пахнет таким знакомым? Догадались, что лежит в посылке?
- В этой посылке хлеб.
Вот он – хлебушек душистый,
Вот он – теплый, золотистый,
В нем здоровье, наша сила,
Сколько рук его растило,
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о хлебе)
- Откуда берется хлеб, который каждый день покупаем в магазине?
- Какие вы знаете зерновые культуры? (пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес).
-Какие хлебобулочные изделия вы знаете?
Же – же –же – испекли мы хлеб уже,
Жа – жа – жа – угостим сейчас ежа.
Солнце, солнце – солнышко, (сжимать кулачки)
Обогрей ты солнышко (вращение ладоней)
Родной край скорее.
Здравствуй, солнце золотое, (поочередно загибать пальцы)
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, добрый колосок.
Мы живем в одном краю, (сжимать и разжимать кулачки)
Всех вас приветствую!
Воспитатель загадывает загадку:
Золотист он и усат
В ста карманах сто ребят (колос)
Воспитатель раздает каждому ребенку по колоску.
- Из чего состоит колос? (стебель, зерно, усики)
- Как называются профессии людей, которые выращивают хлеб? (хлеборобы).
Рассматривается картина “Уборка урожая”
- Кто собирает урожай на полях?
- Что делают трактористы?
- Кто работает на комбайне?
- Куда везут зерно на машинах? (на элеватор)
- Что такое элеватор? (здание, где хранят зерно)
- Что означает пословица: “Зернышко к зернышку, будет мешок”?
Едем в поле (дети встают друг за другом)
Ду- ду- ду (“едут” на машинах)
На кочку наехали (подпрыгивают,
В ямку заехали (приседают)
Горки объехали (делают поворот вправо, влево)
И на поле приехали (кланяются)
Д/игра “Скажи наоборот”
Один большой, а другой маленький,
Хлеб из пшеницы – пшеничный,
Хлеб из ржи - …
Хлеб из сдобы - …
Вспомни пословицы, объясни их значение
Хлеб - всему голова.
Хорошо трудиться – хлеб уродится.
Что посеешь, то и пожнешь.
Урожай не от росы, а от пота.
Например: одно зернышко, два зернышка, три зернышка, четыре зернышка, пять зернышек и т. д. (колос, кукуруза, початок)
“Что сначала – что потом”.
Каждой команде дается набор картинок (зерно, тракторист, пашет землю, колос, комбайн, мельница, печка, каравай).
Воспитатель предлагает выложить логическую цепочку и объяснить, что было сначала, что – потом, составить рассказ.
Воспитатель вносит каравай, читает стих.
Он бывает с толокном, с рисом, с мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает, в печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.
Ну, теперь зову ребят!
По кусочку все съедят.
Дети приглашаются к столу на чаепитие.
Публикации по теме:Тематическая неделя в старшей группе «Откуда пришел хлеб». Сидим дома с пользой На прошедшей тематической недели «Космос»,уже было положено начало дистанционной работы с родителями. Итоги нас порадовали! Следующая тематическая.
Фотоотчет «Как мы выращивали пшеницу» в рамках проекта «Откуда хлеб пришел» Исследовательская деятельность детей, экспериментирование в детском саду дает нам, педагогам, необыкновенные возможности для развития познавательной.
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел» С нашим детским садом тесно сотрудничает филиал библиотеки №5. Стало хорошей традицией проводить совместные праздники и познавательные мероприятия.
Игровые технологии по лексической теме «Откуда хлеб пришел? Хлебобулочные изделия» в старшей группе Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания,.
Календарное планирование по тематической неделе «Откуда хлеб пришел?» Цели: Формировать и расширять у детей словарь по теме. То делает хлеб, где из чего, из каких зерновых культур делают муку, какую. Кто делает.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел» Воспитатель: Ряполова П. С. Цель: совершенствовать знание детей о том, как хлеб пришел к нам на стол. Задачи: Образовательные: -закрепить.
Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы «Откуда хлеб пришел?» Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: «Откуда хлеб пришел?» Цель: • дать знания детям о хлебе.
Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?» Ознакомление с трудом взрослых. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Программное содержание: - закрепить представления детей.
НОД с элементами лепки с детьми подготовительной группы «Откуда хлеб пришел» НОД в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел». Программные задачи: Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий. Совершенствовать.
Следующая пословица
Cf: A bushel of wheat is made up of single grains ( Br. ). Little and often makes a heap in time ( Am. ). Many a little (a pickle) makes a mickle ( Br. ). Many a mickle makes a muckle ( Am. ). One grain fills not the sack but it helps his fellow ( Br. ). Though one grain fills not the sack, it helps ( Am. )
Русско-английский словарь пословиц и поговорок . Академик.ру . 2013 .
Следующая пословица
Вот так новость! Оказывается, пословицы и поговорки, которыми мы часто пользуемся, или просто знаем, имеют продолжение! Иногда продолжение может в корень поменять смысл известной нам пословицы или поговорки, а этим можно воспользоваться в полемике. Да и вообще, не важно, где этим можно воспользоваться, ведь продолжение всем известных пословиц и поговорок - любопытный факт!
1. Аппетит приходит во время еды, а жадность – во время аппетита .
2. Бабушка гадала , надвое сказала, то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет .
3. Бедность – не порок, а несчастье .
4. В здоровом теле здоровый дух – редкая удача .
5. В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду .
6. Везет, как субботнему утопленнику – баню топить не надо .
7. Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит .
8. Всяк правду ищет, да не всяк её творит .
9. Где тонко, там и рвётся, где толсто, там и наслаивается .
10. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить .
11. Гол как сокол, а остер как топор .
12. Голод не тетка, пирожка не поднесет .
13. Горбатого могила исправит, а упрямого – дубина .
14. Губа не дура, язык не лопата: знают, что горько, что сладко .
15. Два сапога пара, да оба левые .
16. Двое третьего ждут , а семеро одного не ждут.
17. Девичий стыд – до порога, переступила и забыла .
18. Дело мастера боится, а иной мастер дела .
19. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку .
20. Дуракам закон не писан, если писан – то не читан, если читан – то не понят, если понят – то не так .
21. Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем .
22. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут .
23. За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.
24. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё .
25. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет .
26. И делу время, и потехе час.
27. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит .
28. Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит .
29. Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба .
30. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте .
31. Лиха беда начало, а там уж близок и конец .
32. Лиха беда почин – есть дыра, будет и прореха .
33. Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся .
34. На (обиженных) сердитых воду возят, а на добрых сами катаются .
35. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай .
36. Не все коту масленица, будет и пост .
37. Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит .
38. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса .
39. Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется .
40. Один в поле не воин, а путник .
41. От работы кони дохнут, а люди – крепнут .
42. От овса кони не рыщут , а от добра добра не ищут.
43. Палка, о двух концах, туда и сюда бьет .
44. Повторенье – мать ученья, утешенье дураков .
45. Повторение – мать учения и прибежище для лентяев .
46. Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся – не успевает .
47. Пьяному море по колено, а лужа – по уши .
48. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена .
49. Работа – не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо .
50. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой .
51. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит .
52. Рука руку моет, да обе свербят .
53. С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься .
54. Свой глаз – алмаз, а чужой – стекло .
55. Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда .
56. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт .
57. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает .
58. Собаку съели, хвостом подавились .
59. Старость не радость, сядешь – не встанешь, побежишь – не остановишься .
60. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет .
61. Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь .
62. У страха глаза велики, да ничего не видят .
63. Ударили по одной щеке – подставь другую, но не позволь себя ударить .
64. Ума палата, да ключ потерян .
65. Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска .
66. Хлопот полон рот, а прикусить нечего .
67. Чудеса в решете – дыр много, а выскочить некуда .
68. Шито-крыто, а узелок-то тут .
69. Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет .
70. Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет .
Теперь, когда вы услышите, что кто-то сказал пословицу или поговорку, вы можете продолжить ее, удивив окружающих.
Следующая пословица
Пословицы и поговорки вошли в нашу речь, дойдя из глубины веков. Но далеко не всем известны полные версии этих популярных образчиков народного поэтического творчества. А ведь целиком изречение порой несёт иной смысл.
1. Аппетит приходит во время еды, а жадность – во время аппетита.
2. Бабушка гадала, надвое сказала, то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
3. Бедность – не порок, а несчастье.
4. В здоровом теле здоровый дух – редкая удача.
5. В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.
6. Везет, как субботнему утопленнику – баню топить не надо.
7. Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
8. Всяк правду ищет, да не всяк её творит.
9. Где тонко, там и рвётся, где толсто, там и наслаивается.
10. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
11. Гол как сокол, а остер как топор.
12. Голод не тетка, пирожка не поднесет.
13. Горбатого могила исправит, а упрямого – дубина.
14. Губа не дура, язык не лопата: знают, что горько, что сладко.
15. Два сапога пара, да оба левые.
16. Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут.
17. Девичий стыд – до порога, переступила и забыла.
18. Дело мастера боится, а иной мастер дела.
19. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
20. Дуракам закон не писан, если писан – то не читан, если читан – то не понят, если понят – то не так.
21. Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем.
22. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
23. За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.
24. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.
25. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
26. И делу время, и потехе час.
27. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит.
28. Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
29. Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба.
30. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
31. Лиха беда начало, а там уж близок и конец.
32. Лиха беда почин – есть дыра, будет и прореха.
33. Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.
34. На (обиженных) сердитых воду возят, а на добрых сами катаются.
35. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
36. Не все коту масленица, будет и пост.
37. Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.
38. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
39. Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется.
40. Один в поле не воин, а путник.
41. От работы кони дохнут, а люди – крепнут.
42. От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут.
43. Палка, о двух концах, туда и сюда бьет.
44. Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.
45. Повторение – мать учения и прибежище для лентяев.
46. Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся – не успевает.
47. Пьяному море по колено, а лужа – по уши.
48. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
49. Работа – не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.
50. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
51. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
52. Рука руку моет, да обе свербят.
53. С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься.
54. Свой глаз – алмаз, а чужой – стекло.
55. Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда.
56. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт.
57. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
58. Собаку съели, хвостом подавились.
59. Старость не радость, сядешь – не встанешь, побежишь – не остановишься.
Следующая пословица
В начале 70-х преподавательница фольклора на лекции ошарашила нас, студентов журфака Ленинградского университета. Заявив, что у знаменитой русской пословицы «На безрыбье и рак рыба» было продолжение, забытое ныне: «на бесптичье и . соловей». Вместо многоточия - запрещенное ныне в печати слово.
Что за соловушка такой? Даю подсказку. Неистовый протопоп Аввакум и гениальный поэт Пушкин величали его высоким штилем - афедрон. А интеллигентнейший Антон Павлович Чехов, каламбуря, называл Жозефиной Павловной. Даже рисунок приложил в письме другу - приятная дама с осиной талией и широченной массивной. ну вы поняли.
Видео дняПосле зачета по фольклору образ «соловья» ушел в глубины моей памяти. И навсегда остался бы там, если бы в последнее время не стали мелькать на просторах интернета «Полные варианты известных русских пословиц». Дескать, с детства мы слышим их в сокращенном виде. Отчего смысл серьезно изменился.
В списках этих обычно два-три десятка «реставрированных» пословиц. «Соловья», кстати, тут нет. Но кое-что из прочитанного в Сети смутило почище «поющего афедрона».
К счастью, вспомнил народную мудрость: «Доверяй, но проверяй». Где? Конечно же, у знаменитого автора «Толкового словаря живого великорусского языка в 4 томах» Владимира Ивановича Даля.
Возьмем, например, пословицу из модного «Полного варианта»: «Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет - тому оба». Остроумно, да только вранье. Нет такого у Даля.
Еще пример. «Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помете», уверяют нас авторы сокровенного «Полного варианта». И снова обманывают! Вариант Даля: «Курочка по зернышку клюет, да сыта живет».
«Два сапога пара, оба левые». Выдумки!
Есть и другие несуразности, но слишком долго перечислять.
Каюсь, я не нашел у Даля пословицу про соловья на бесптичье. Сел в лужу, журналюга? Не дождетесь! Я же помню, какой источник назвала нам, студентам, преподаватель фольклора. Вот что значит советская школа! Отложив в сторонку далевский двухтомник пословиц, четырехтомный словарь с дореволюционными ятями, обращаюсь к знаменитому словарю Даля под редакцией другого великого русского лингвиста, Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ, 1907 года выпуска. Там впервые была размещена так называемая вульгарно-бранная лексика, матерные слова не для женского ушка.
Открываю на букве Ж. И нахожу несколько метких пословиц по теме, включая своего «соловья». Не обманула нас кандидат наук в начале 70-х. Не то что нынешние составители «Полных вариантов. ».
Кто не знает фразу «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет!». Сочинил ее в 80-х Леонид Якубович, бывший кавээнщик. А озвучил по Всесоюзному радио его приятель Владимир Винокур. В пародии на Папанова. Так она ушла в народ. Между прочим, сам Винокур обрел популярность благодаря монологу Леонида Якубовича «Про старшину Ковальчука». Исполнив его, стал в 1977 году лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады. С тех пор начал сольную карьеру.
Перед нами - новодел
- Пословицы и поговорки относятся к сфере паремиологии, с древнегреческого - учение о пословицах, - объясняет Анатолий Баранов, доктор филологических наук, профессор. - Кроме всего прочего, эта дисциплина изучает также модель мира, представленную в наивном сознании носителей русского и других языков. Народное сознание противоречиво. Что отражено в тех же пословицах. Есть, например, прославляющие труд - «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Работа мастера боится» и т. д. А есть прямо противоположные: «От работы кони дохнут», «От работы не будешь богат, а будешь горбат». Противоречивость пословичного фонда позволяет легко модифицировать пословицы, частенько искусственно объединять прямо противоположные. Иногда - ради игры - показать собственное остроумие. Иногда - из других соображений. Вот и возникают «антипословицы», которые стали изучаться во фразеологии в конце XX века. Есть даже словари антипословиц. В случае нынешних «Полных вариантов. » в интернете, скорее всего, это форма пиара. Чтобы привлечь внимание к своим блогам, повысить активность пользователей. Это пока не столько факт русской культуры, сколько феномен речевой активности отдельных людей. Включая современных юмористов, блогеров. Этакий новодел.
Читайте также: